Жан батист люлли эпоха. Люлли жан батист
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
В этом сообщении я хочу рассказать о композиторе Жане Батисте Люлли. Его музыка характерна для музыки первой половины 17 века, т.е. эпохи Барокко, она какая-то немного монотонная, спокойная, без всяких сильных эмоций, очень нежная. И ее очень приятно слушать. Особенно мне нравится то, что когда слушаешь эту музыку, то как будто переносишься в те далекие времена, особенно, если ролик с видео. Его волшебная музыка, костюмы артистов, сцена - все располагает к этому. А теперь немного о самом композиторе.
Жан-Бати́ст Люлли́ (фр. Jean-Baptiste Lully 28 ноября , 1632 , Флоренция — 22 марта , 1687 , Париж ) — французский композитор , скрипач, танцор, дирижёр и педагог итальянского происхождения (Джова́нни Батти́ста Лу́лли , итал. Giovanni Battista Lulli ); создатель французской национальной оперы. Крупнейшая фигура музыкальной жизни Франции при Людовике XIV .
В 1652 году Люлли был приглашен ко двору Людовика XIV, вначале в качестве скрипача; позднее он стал руководителем созданного им оркестра "16 скрипок короля". Одновременно Люлли выступал при дворе в качестве танцора, что отчасти предопределило его склонность к балетному жанру. Он писал музыку для руководимого им оркестра, а также сочинял танцевальные дивертисменты к спектаклям. С 1653 года Люлли - придворный композитор. В 1650 - 60-е годы Люлли выступал преимущественно как автор балетной музыки. Люлли создавал комедии-балеты, оперы-балеты ("Триумф любви", 1681; "Храм мира", 1685). К 1662 году относится начало творческого содружества Люлли с Мольером. Ими созданы совместно более 10 комедий-балетов: "Версальский экспромт" (1663), "Брак поневоле" (1664), "Мещанин во дворянстве" (1670) и др. Впоследствии Люлли обращается к оперному жанру. К одной из его опер, "Ксеркс", Люлли в 1660 году написал танцевальный дивертисмент. В 1672 году Люлли стал директором "Королевской академии музыки", получив преимущественное право постановки своих произведений. В оперных спектаклях Люлли принимал участие не только как композитор, но и как дирижер, режиссер, балетмейстер. В содружестве с Кино Люлли создал лирические трагедии: "Альцеста" (1674), "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Прозерпина" (1680), "Персей" (1682), "Фаэтон" (1683), "Амадис" (1684), "Армида" (1686) и др. В отличие от современных ему итальянских композиторов Люлли стремился к органическому синтезу музыки и драмы. Балетные дивертисменты, связывая отдельные сцены, создают единство действия. Люлли по праву считается создателем классической формы французской увертюры (из трех контрастирующих частей).
Помимо опер и балетов, Люлли писал также хоровые произведения (мотеты, Te Deum).
В наше время, помимо отрывков из опер, исполняются преимущественно инструментальные пьесы Люлли, в частности в музыкальной педагогике (например, "Гавот").
Полное собрание сочинений Люлли в 10 томах издано в Париже в 1930-1939 годах под редакцией А. Прюньера.
Lully. Armide Ouverture
Люлли. Сюита Ми Минор
Lully.Regina Coeli
Люлли. Марш
Lully. Entree et danse des
Люлли. Психея
Каюсь, всё детство недолюбливала этого дядечку... да, что там говорить, большую часть своей сознательной жизни считала его довольно скучным композитором.
...была неправа, исправляюсь... Итак, господин
Жан-Батист Люлли
Основоположник французской оперы Жан-Батист Люлли родился 28 ноября, 1632 во Флоренции — французский композитор, скрипач, танцор, дирижёр и педагог итальянского происхождения; создатель французской национальной оперы.
Его перу принадлежит большое количество лирических трагедий и балетов (ballets de cour), симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисментов, увертюр и мотетов.
Родился Люлли в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Люлли (итал. Lulli) и его жены Катерины дель Серо. Рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии, превосходно танцевал. Во Францию Люлли приехал в марте 1646 г. в свите герцога де Гиза, в качестве слуги его племянницы, м-ль де Монпансье, которая практиковалась с ним в итальянском. Он быстро завоевал доверие хозяев и был приставлен к м-ль де Монпансье пажом. Она принимала активное участие в антиправительственных смутах, и когда те потерпели поражение, была сослана в замок Сен-Фаржо.
Чтобы остаться в Париже, Люлли попросил освободить себя от занимаемой должности и три месяца спустя он уже танцевал при дворе в балете "Белые ночи". Произведя благоприятное впечатление на короля, он вскоре занимает должность композитора инструментальной музыки.
Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к балетам (ballets de cour) и танцуя в них вместе с королём и придворными. Изначально отвечая только за инструментальную часть, он достаточно быстро взял в свои руки работу над вокалом (вокальные номера до середины XVIII в. были такой же принадлежностью балета, как и танец).
Все балеты Люлли 1650-60-х годов следуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе в первой половине XVII в и восходящей ещё к «Комическому балету королевы» 1581 г. Балеты, в которых выступали как члены королевской семьи, так и простые танцоры (и даже музыканты — играя на скрипках, кастаньетах и т. п.) представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно антре, объединённых общей драматургией или развернутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия).
В 1655 г. Люлли возглавляет ансамбль «Малых скрипок короля» (фр. «Les Petits Violons»). Его влияние при дворе постепенно растёт. В 1661 г. он переходит во французское подданство (именуя при том своего отца «флорентийским дворянином»), и получает должность «композитора камерной музыки». В 1662 г., когда Люлли женится на Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламбера, свадебный контракт скрепляют Людовик XIV и королева-мать Анна Австрийская.
Помимо музыкального дарования, Люлли рано продемонстрировал способности царедворца. Амбициозный и деятельный Люлли стал секретарем и советчиком Людовика XIV, а тот пожаловал ему дворянство и содействовал в приобретении огромного состояния. В 1661 году Люлли был назначен суперинтендантом музыки и композитором камерной музыки (surintendant de musique et compositeur de la musique de chambre), а в 1672 году Людовик XIV передал ему патент закрепляющий за ним монополию на исполнение опер в Париже.
Умер Люлли в расцвете сил и славы от собственного упрямства. Случилось это так. В 1781 году, во время исполнения "Te Deum" по случаю выздоровления Людовика XIV, Люлли в порыве энтузиазма ударил себя тростью, которой отбивал такт, по большому пальцу ноги. Опухоль переросла в гангрену, Люлли отказался от ампутации, и в результате скончался 22 марта 1687 года, успев, однако, позаботиться о судьбе своего состояния (композитор был женат и имел трех сыновей).
Еще при жизни Люлли называли абсолютным монархом французской музыки, однако и после своей смерти он продолжал пользоваться широчайшим авторитетом и славой.
Нововведения Люлли
Порой — особенно при Людовике XIII — темы балетов могли быть весьма экстравагантными («Балет конторы знакомств», «Балет невозможностей»...впрочем это не было чем-то из ряда вон выходящим для того времени... ), однако при новом дворе и в новую эпоху, тяготевшую к более ясным и классическим образам, Люлли, как музыкант, проявил себя, не столько изображая нечто необычное, сколько целым рядом формальных нововведений.
Так в 1658 году в «Альцидиане и Полександре» впервые звучит «французская увертюра» (grave-allegro-grave — в противоположность итальянской «синфонии»: allegro-grave-allegro), ставшая визитной карточкой Люлли и впоследствии — всей национальной школы. В 1663 году в «Балете Флоры» — также впервые в истории — композитор вводит в оркестр трубы, исполнявшие до того лишь полуслужебную функцию фанфар. Также композитор впревые вводит в состав орекестра гобои.
Певцы в операх при Люлли впервые стали выступать без масок, женщины — танцевать в балете на публичной сцене (как известно, до этого момента в представлениях имели право участвовать только мужчины).
Оперное искусство Люлли
За 15 лет Люлли сочинил 15 опер — лирических трагедий (tragedie lyrique). Само назвние подчеркивает их музыкальное ("лирическое" — в античном смысле) начало и связь с искусством классической трагедии.
В отличие от напевных, эмоционально наполненных виртуозных мелодий его итальянских современников, мелодии Люлли лаконичны и подчинены выражению смысла, заложенного в тексте.
В своих операх Люлли стремился усилить музыкой драматические эффекты и придать верность декламации, драматическое значение — хору. Благодаря блеску постановки, эффектности балета, достоинствам либретто и самой музыки, оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и продержались на сцене около 100 лет, оказав влияние на дальнейшее развитие жанра.
«Кадм и Гермиона» — первая опера Люлли — написана на сюжет, выбранный королём из нескольких вариантов.
чакона из первого акта
Кадм любит Гермиону, но она предназначена в жены великану. Чтобы завоевать ее, он должен совершить ряд чудесных подвигов (победить дракона, посеять его зубы, а когда из них вырастут воины, убить их и т. д.). Богиня Паллада помогает Кадму, Юнона ему препятствует. В конце концов Кадм проходит через все испытания и соединяется с Гермионой.
Кадм и Гермиона целиком в плейлисте на youtube (в 6 частях)
"Персей"
Известная опера "Персей" была написана Люлли для Людовика XIV. Либретто Филиппа Кино по мотивам «Метаморфоз» Овидия.
Когда Андромеда однажды похвалилась, что она превосходит красотой нереид, разгневанные богини обратились к Посейдону с мольбой о мщении и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным Кефея.
Оракул Зевса Аммон объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесёт Андромеду в жертву чудовищу. Жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Прикованная к утёсу, Андромеда была предоставлена на произвол чудовища.
В этом положении увидел Персей Андромеду и, поражённый её красотой, вызвался убить чудовище, если она согласится выйти за него замуж. Отец с радостью изъявил на это своё согласие, и Персей благополучно совершил свой опасный подвиг, показав лик Горгоны Медузы чудовищу, тем самым превратив её в камень.
Я. конечно, надеюсь, что вы смотрите всё... но не пожалейте времени на второй ролик!
Балеты Люлли
В 1661 году Людовик 14-й основал Королевскую Академию Танца (Academie Royale de Danse) в комнате Лувра. Это была первая в мире балетная школа. Она развилась в компанию, позже известную как «Балет Парижской оперы». Люлли, служивший при французском дворе, железной рукой руководил Королевской Академией Танца. Он сыграл важную роль в определении общего направления развития балета на следующее столетие.
Как известно Людовик XIV не только любил смотреть балеты, он также любил и сам принимать в них участие.
Три эскиза к балету Люлли Le Ballet royal de la nuit. Людовик играл в этом балете сразу три роли: Аполлона, Музыканта и Воина.
выход Аполлона
Основным вкладом Люлли в балет было его внимание к нюансам композиций. Его понимание движений и танцев позволяло ему сочинять музыку специально для балетов, с музыкальными фразами соответствующими физическим движениям.
В 1663 Люлли работает под начальством Мольера над балетом-комедией "Брак поневоле". С этой постановки начинается многолетнее сотрудничество Люлли и Мольера. Вместе они сочиняют «Брак поневоле» (1664), «Принцессу Элиды» (1664), «Господина де Пурсоньяк» (1669), «Психею» (1671) и др.
Мольер
Вместе, они взяли итальянский театральный стиль, commedia dell’arte (комедия искусства), и приспособили его в своих работах для французских зрителей, создав comedie-baleto (балет-комедия). Среди их наиболее важных творений был Le Bourgeois Gentilhomme (1670).
14 октября 1670 г. в замке Шамбор впервые представлена их самая знаменитая совместная работа — «Мещанин во дворянстве» (28 ноября спектакль был показан в театре Пале-Рояль с Мольером в роли Журдена и Люлли в роли Муфтия). Объём материала, принадлежащего в комедии собственно Люлли сопоставим по размеру с мольеровским и состоит из увертюры, танцев, нескольких интермедий (в том числе турецкой церемонии) и завершающего пьесу большого «Балета наций».
Мещанин во дворянстве
История
В ноябре 1669 г. Париж посетила делегация послов султана Османской империи (Оттоманской Порты) Мехмеда IV. Желая произвести впечатление на послов, Людовик XIV принял их во всём своём величии. Но блеск алмазов, золота и серебра, роскошь дорогих тканей оставили турецкую делегацию равнодушной. Досада короля была тем сильнее, что, как оказалось, глава делегации Солиман-ага оказался обманщиком, а не послом турецкого султана.
Людовик заказывает Мольеру и Люлли «смешной турецкий балет», в котором была бы высмеяна турецкая делегация, для чего назначает ему консультанта, шевалье д’Арвье, недавно вернувшегося из Турции и знакомого с их языком и традициями. Вокруг «Турецкой церемонии» в течение 10 дней репетиций было создано импровизированное представление, показанное королю и королевскому двору 14 октября 1670 .
М. Jourdain
Сюжет
Действие происходит в доме господина Журдена, мещанина. Господин Журден влюблён в аристократку, маркизу Доримену, и, стремясь завоевать её расположение, во всём пытается подражать дворянскому сословию.
Госпожа Журден и её служанка Николь высмеивают его. Желая сделаться дворянином, Журден отказывает Клеонту в руке своей дочери Люсиль.
Тогда слуга Клеонта Ковьель придумывает хитрость: под видом турецкого дервиша, он посвящает господина Журдена в мнимый турецкий дворянский сан мамамуши́ и устраивает женитьбу Люсиль с сыном турецкого султана, который на самом деле переодетый турком Клеонт.
Знаменитая "Турецкая церемония"
Мещанин во дворянстве целиком (плейлист на youtube в пяти частях)
Господин де Пурсоньяк
(фр. Monsieur de Pourceaugnac) — комедия-балет в трёх актах Мольера и Ж.Б.Люлли. Комедия, по общему мнению современников Мольра, вышла поверхностная и грубоватая, но смешная.
История создания
В сезон осенней охоты Людовик XIV устраивает многодневные празднества в своём замке в Шамборе, где, среди множества других представлений, должна быть сыграна новая комедия Мольера, сюжет которой выбран самим королём.
Речь шла о лиможском дворянине, который, приехав в Париж, был высмеян и одурачен парижанами. Парижане говорили и, по-видимому, с полным основанием, что оригинал, давший повод изобразить на сцене Пурсоньяка, находился в то время в Париже. Некий лиможец, приехав в столицу, попал на представление и, сидя на сцене, повел себя безобразно. Почему-то он поссорился с актерами и грубейшим образом их обругал. Говорили, будто бы провинциальный гость, посмотрев "Пурсоньяка", узнал себя и расстроился настолько, что хотел подать на Мольера в суд, но почему-то не подал...(М.А. Булгаков "Жизнь господина де Мольера" http://www.masterimargarita.com/molier/index.php?p=28)
Представление в Шамборе разыгрывалось в лестничном фойе, где декорациями было обозначено только два дома и задник с нарисованным городом, на сцене не было даже ни одного предмета мебели. Заглавную роль должен был играть сам Мольер, но он заболел, и на премьере Пурсоньяка играл Люлли.
Сюжет
Эскиз костюма господина де Пурсоньяка, 1670
Пролог.
Музыканты выражают страсть двух влюблённых, которые должны бороться с противодействием родителей. Четверо любопытных, привлечённых зрелищем, повздорили между собой и танцуют, обнажив шпаги и сражаясь. Два солдата из швейцарской гвардии разнимают дерущихся и танцуют вместе с ними.
Эскиз костюма Юлии, 1670
Действие первое.
Эраст и Юлия любят друг друга, но Оронт, отец Юлии, хочет хочет выдать её замуж за господина де Пурсоньяка, лиможского дворянина. Сбригани обещает помочь влюблённым. Он встречает Пурсоньяка и препоручает его в руки докторов, объявив его сумасшедшим. В заключительном балете первого акта два доктора начинают лечение Пурсоньяка, тот пытается убежать, но доктора и шуты с огромными клистерами бегут за ним.
Действие второе
.
Эскиз костюма Сбригани, 1670.
Сбригани, переодевшись фламандцем, встречается с Оронтом и рассказывает ему о якобы огромных долгах Пурсоньяка, а потом, наедине с Пурсоньяком, предупрежает его о мнимой нескромности его будущей невесты. Оронт и Пурсоньяк набрасываются друг на друга со взаимными обвинениями. Юлия разыгрывает страстную любовь к Пурсоньяку, но разъярённый отец прогоняет её. Неожиданно появляется Нерина и кричит, что Пурсоньяк женился на ней, а потом бросил с маленькими детьми. Люсетта говорит то же самое. С криками «Папа! Папа!» прибегают дети. Пурсоньяк не знает, куда деваться. Он идёт за помощью к юристам.
В заключительном балете второго акта адвокаты и прокуроры обвиняют его в многожёнстве и считают, что его нужно повесить. Пурсоньяк прогоняет их палкой.
Действие третье.
Скрываясь от петли, Пурсоньяк переодевается в женское платье. К нему начинают приставать два солдата-швейцара. На помощь приходит полицейский. Он прогоняет солдат, но узнаёт, что эта дама на самом деле господин де Пурсоньяк; однако, получив хорошую взятку отпускает его. Сбригани прибегает к Оронту с известием о том, что его дочь сбежала вместе с Пурсоньяком. Эраст является перед Орантом и рассказывает, как спас Юлию. В награду за это, Оронт отдаёт её Эрасту в жёны. В заключительном балете маски прославляют наслаждение.
Жан Батист Люлли
Великий французский композитор Жан Батист Люлли родился в 1632 году во Флоренции в семье мельника. Спустя 12 лет мальчик был привезен герцогом Гизом в Париж и определен в штат придворной прислуги поваренком. Но даже в таких условиях Жан умудрился проявить свои выдающиеся музыкальные способности, научившись самостоятельно играть на скрипке и гитаре. Благодаря таланту мальчик снискал покровительство некоторых приближенных к королю лиц, которые предоставили ему возможность брать уроки игры на скрипке. Люлли же, в свою очередь, будучи самолюбивым и тщеславным человеком, задался целью завоевать себе лучшее положение. Забегая вперед, отметим, что это ему вполне удалось, благодаря колоссальной энергии, заложенной в него самой природой.
Жан Батист Люлли
Людовик XIV, узнав о необычном таланте юного поваренка, обратил на него свое внимание. Через некоторое время Люлли по воле правителя Франции стал членом и инспектором придворного оркестра «24 скрипки короля». Свои обязанности он исполнял настолько хорошо, что король поручил ему устроить новый, малый оркестр «16 скрипок короля». Люлли, с желанием взявшись за дело, вскоре добился того, что малый оркестр под его умелым руководством затмил большой.
Не ограничиваясь лишь дирижерской работой, Люлли писал для своего оркестра различные пьесы, стремясь усовершенствовать оркестровую игру. Проявив себя таким образом уже как композитор, он удостоился чести создать балет на сюжет Мольера (в этом представлении должен был принять участие сам Людовик XIV).
Естественно, такое возвышение никому не известного флорентийца, не отличавшегося к тому же знатностью происхождения, вызвало много толков при дворе. Некоторые пытались так или иначе оттеснить Люлли в тень, целая плеяда поэтов во главе с Лафонтеном писала на него злые сатиры, но тот, завоевав симпатии Расина, Мольера и находясь под покровительством самого короля, чувствовал себя в безопасности.
С 1672 года музыкальное направление Люлли резко изменилось: став во главе французской оперы, он проявил весьма энергичную деятельность как дирижер и оперный композитор. Познакомившись в это время с поэтом Кино, Люлли стал с ним сотрудничать и сочинил несколько опер, из которых в первую очередь нужно назвать следующие: «Кадм и Гермиона», «Альцеста», «Тезей», «Атис», «Исида», «Психея», «Персей», «Армида», оперы-балеты «Триумф любви», «Храм мира», «Идиллия мира».
Люлли внес неоценимый вклад в развитие музыкального искусства, первым из музыкантов установив форму увертюры и введя в оркестр новый инструмент – литавры. Он не достиг в своих произведениях полной законченности вокальных форм, но внес в оперную музыку большое разнообразие инструментовки, хотя и несложной, но красивой и оригинальной.
Кроме того, Люлли считается основателем французской национальной оперы. Он стремился усилить с помощью музыки драматические эффекты, для чего подчинял мелодии слову. Для большего блеска спектакля он ввел в оперу балет. Также композитору принадлежит множество симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисменты и увертюры.
Следует заметить, что все оперы Люлли, благодаря эффектным постановкам, хорошему либретто и удачной музыкальной иллюстрации текста, продержались на сцене почти 100 лет.
Композитор, возможно, сделал бы для музыки еще больше, но несчастный случай оборвал его жизнь. Будучи от природы человеком увлекающимся, Люлли, разучивая со своим оркестром «Te Deum», предназначенный к исполнению по случаю нездоровья короля, ушиб себе дирижерской палочкой ногу. Эта неосторожность привела к тяжелой болезни, а отказ музыканта от операции стал роковым: его состояние здоровья все ухудшалось и, наконец, наступила развязка – смерть. Данные события происходили в Париже в 1687 году.
Биографы приводят много интересных фактов из жизни Люлли. Вот, например, один из них: посетивший композитора незадолго до его кончины духовник советовал ему в знак раскаяния в своей греховной деятельности музыканта сжечь партитуру последней оперы. Люлли согласился исполнить требование священника, предварительно спрятав расписанные на голоса партии этой оперы.
(1632-1687)
Выдающийся музыкант, композитор, дирижер, скрипач, клавесинист - прошел жизненный и творческий путь чрезвычайно своеобразный и во многом характерный для своего времени. Тогда еще сильна была неограниченная королевская власть, но уже начавшееся экономическое и культурное восхождение буржуазии привело к тому, что из третьего сословия стали выходить не только "властители дум" литературы и искусства, но и влиятельные фигуры чиновно-бюрократического аппарата.
Жан Батист родился во Флоренции 28 ноября 1632 года. Родом из флорентийских крестьян, сын мельника, Люлли еще в детстве был увезен во Францию, ставшую для него второй родиной. Будучи сначала в услужении у одной из знатных дам столицы, мальчик обратил на себя внимание блестящими музыкальными способностями. Обучившись игре на скрипке и достигнув поразительных успехов, он попал в придворный оркестр. Люлли выдвинулся при дворе сначала как превосходный скрипач, затем как дирижер, балетмейстер, наконец, как сочинитель балетной, а позже оперной музыки.
В 1650-х годах он возглавил все музыкальные учреждения придворной службы как "музыкальный суперинтендант" и "маэстро королевской фамилии". К тому же он был секретарем, приближенным и советчиком Людовика XIV, который пожаловал ему дворянство и содействовал в приобретении огромного состояния. Обладая незаурядным умом, сильной волей, организаторским талантом и честолюбием, Люлли, с одной стороны, находился в зависимости от королевской власти, с другой же - сам оказывал большое влияние на музыкальную жизнь не только Версаля, Парижа, но и всей Франции.
Как исполнитель, Люлли стал основателем французской скрипичной и дирижерской школы. О его игре сохранились восторженные отзывы нескольких выдающихся современников. Его исполнение отличалось легкостью, изяществом и в то же время чрезвычайно четким, энергичным ритмом, которого он придерживался неизменно при интерпретации произведений самого различного эмоционального строя и фактуры.
Но наибольшее влияние на дальнейшее развитие французской школы исполнения оказал Люлли в качестве дирижера, притом в особенности дирижера оперного. Здесь он не знал себе равных.
Собственно, оперное творчество Люлли развернулось в последнее пятнадцатилетие его жизни - в 70-х и 80-х годах. За это время он создал пятнадцать опер. Среди них широкую известность приобрели "Тезей" (1675 год), "Атис" (1677 год), "Персей" (1682 год), "Роланд" (1685 год) и в особенности "Армида" (1686 год).
Опера Люлли возникла под влиянием классицистского театра XVII века, связана была с ним теснейшими узами, усвоила во многом его стиль и драматургию. Это было большое этическое искусство героического плана, искусство больших страстей, трагических конфликтов. Уже сами названия опер говорят о том, что, за исключением условно египетской "Изиды", они написаны на сюжеты из античной мифологии и отчасти лишь из средневекового рыцарского эпоса. В этом смысле они созвучны трагедиям Корнеля и Расина или живописи Пуссена.
Либреттистом большинства опер Люлли был один из видных драматургов классицистского направления - Филипп Кино. У Кино любовная страсть, стремление к личному счастью приходят в столкновение с велениями долга, и верх берут эти последние. Фабула связана обычно с войной, с защитой отечества, подвигами полководцев ("Персей"), с единоборством героя против неумолимого рока, с конфликтом злых чар и добродетели ("Армида"), с мотивами возмездия ("Тезей"), самопожертвования ("Альцеста"). Действующие лица принадлежат к противоборствующим лагерям и сами переживают трагические столкновения чувств и помыслов.
Действующие лица обрисованы были красиво, эффектно, но образы их не только оставались схематичными, но - особенно в лирических сценах - приобретали слащавость. Героика уходила куда-то мимо; ее поглощала куртуазность. Не случайно Вольтер в памфлете "Храм хорошего вкуса" устами Буало обозвал Кино дамским угодником!
Люлли как композитор находился под сильным воздействием классицистского театра его лучшей поры. Он, вероятно, видел слабости своего либреттиста и, более того, стремился до некоторой степени преодолеть их своей музыкой, строгой и величавой. Опера Люлли, или, как ее называли, "лирическая трагедия", представляла собой монументальную, широко распланированную, но отлично уравновешенную композицию из пяти актов с прологом, заключительным апофеозом и обычной драматической кульминацией к концу третьего действия. Люлли хотел вернуть событиям и страстям, поступкам и характерам Кино исчезавшее величие. Он пользовался для этого прежде всего средствами патетически приподнятой, певучей декламации. Мелодически развивая ее интонационный строй, он создал свой декламационный речитатив, который и составил главное музыкальное содержание его оперы. "Мой речитатив сделан для разговоров, я хочу, чтобы он был совершенно ровным!" - так говорил Люлли.
В этом смысле художественно-выразительное отношение между музыкой и поэтическим текстом во французской опере сложилось совершенно иное, чем у неаполитанских мастеров. Композитор стремился воссоздать в музыке пластическое движение стиха. Один из самых совершенных образцов его стиля - пятая сцена второго акта оперы "Армида".
Либретто этой знаменитой лирической трагедии написано было Кино на сюжет одного из эпизодов поэмы Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим". Действие происходит на Востоке в эпоху крестовых походов.
Опера Люлли состояла не из одних только речитативов. Встречаются в ней и закругленные ариозные номера, мелодически родственные тогдашним, чувствительные, кокетливые или написанные в энергично-маршевых либо жеманно-танцевальных ритмах. Ариями завершались декламационные сцены монологи.
Силен был Люлли в ансамблях, особенно в характерных, порученных комическим персонажам, которые очень удавались ему. Немалое место занимали в "лирической трагедии" и хоры - пасторальные, военные, религиозно-обрядовые, фантастически-сказочные и другие. Их роль, чаще всего в массовых сценах, была по преимуществу декоративной.
Люлли был блестящим для своего времени мастером оперного оркестра, не только искусно сопровождавшего певцов, но и рисовавшего разнообразные поэтически-живописные картины. Автор "Армиды" видоизменял, дифференцировал тембровые краски применительно к театрально-сценическим эффектам и положениям.
Особенно прославилась великолепно разработанная Люлли вступительная "симфония" к опере, открывавшая действие, а потому и получившая название "французской увертюры".
До наших дней в театральном и концертном репертуаре сохранилась балетная музыка Люлли. И здесь его творчество было для французского искусства основополагающим. Оперный балет Люлли - это далеко не всегда дивертисмент: на него возлагалась нередко не только декоративная, но и драматическая задача, художественно-расчетливо сообразованная с ходом сценического действия. Отсюда танцы пасторально-идиллические (в "Альцесте"), траурные (в "Психее"), комически-характерные (в "Изиде") и различные другие.
Французская балетная музыка до Люлли имела уже свою, по крайней мере вековую традицию, но он внес в нее новую струю - "бойкие и характерные мелодии", острые ритмы, оживленные темпы движения. В то время это явилось целой реформой балетной музыки. В общем, инструментальных номеров "лирической трагедии" было гораздо больше, чем в итальянской опере. Обычно и по музыке они были выше и более гармонировали с действием, происходившим на сцене.
Скованный нормами и условностями придворного быта, нравов, эстетики, Люлли все же оставался "великим художником-разночинцем, сознававшим себя ровней самым знатным господам". Этим он заслужил себе ненависть среди придворной знати. Он не чужд был вольнодумства, хотя и писал немало церковной музыки и во многом реформировал ее. Кроме дворцовых, спектаклями своих опер он давал представления "в городе", то есть для третьего сословия столицы, иногда бесплатно. Он с энтузиазмом и настойчивостью поднимал к высокому искусству талантливых людей из низов, каким был и сам. Воссоздавая в музыке тот строй чувств, манеру изъясняться, даже те типы людей, какие зачастую встречались при дворе, Люлли в комических эпизодах своих трагедий (например, в "Ацисе и Галатее") неожиданно обращал взоры к народному театру, его жанрам и интонациям. И это удавалось ему, ибо из-под пера его выходили не только оперы и церковные песнопения, но и застольные и уличные песенки. Его мелодии распевались на улицах, "бренчались" на инструментах. Многие из его напевов, впрочем, вели происхождение от уличных песенок. Его музыка, заимствованная частью от народа, к нему возвращалась. Не случайно младший современник Люлли, Ла Вьевиль, свидетельствует, что одна любовная ария из оперы "Амадис" распевалась всеми кухарками Франции.
Знаменательно сотрудничество Люлли с гениальным создателем французской реалистической комедии Мольером, который часто включал в свои спектакли балетные номера. Помимо чисто балетной музыки, комические выходы костюмированных персонажей сопровождались пением-рассказом. "Господин де Пурсоньяк", "Мещанин во дворянстве", "Мнимый больной" написаны были и ставились на сцене как комедии-балеты. Для них Люлли - сам отличный актер, не раз выступавший на сцене, - писал танцевальную и вокальную музыку.
Итак, создатель "Персея" и "Армиды" не только музыкой своею, благородной и величавой, подавлял или снимал прециозно-галантные слабости Кино, поднимая лирическую трагедию на уровень Расина и Корнеля, а комический балет делал созвучным Мольеру, - он бывал порою шире и выше чисто классицизма своей эпохи.
Влияние Люлли на дальнейшее развитие французской оперы было очень велико. Он не только стал ее основоположником - он создал национальную школу и в духе ее традиций воспитал многочисленных учеников.
Жана-Батиста Люлли в мире музыки запомнили, как величайшего французского композитора, а также гениального скрипача и одного из лучших дирижеров. В историю он вошел, прежде всего, как творец французской национальной оперы. Еще его называют одним из самых ярких представителей музыкальной культуры французского барокко. Умер Люлли в далеком 1687 году. Его кончина до сих пор не оставляет равнодушным ни одного современника. Многие интересуются, какой предмет стал причиной смерти Жана Батиста?
Семья, в которой родился Жан, была самой обычной. Отец – простой мельник Лоренцо ди Мальдо Люлли, а мать – домохозяйка Катерина дель Серо. Любовь к музыкальному искусству проявилась уже в ранние годы. Вначале это был интерес к таким музыкальным инструментам как скрипка и гитара. Интересно, что на первых порах мальчишка обучался музыке у одного из монахов. Смышленый ребенок не только играл, а и еще задорно танцевал.
Впервые оказался на французской земле Жан Люлли в 1646 году. В страну он приехал, будучи слугой мадемуазель де Монпансье. Ему удалось очень быстро войти в доверие к хозяевам, и его приставили пажом к Монпансье.
Талант музыканта не мог не оценить и сам король. В 1661 году именно с его легкой руки Люлли дана должность главного инспектора инструментальной музыки. Его служба при королевском дворе началась сказочно – он создавал музыку к балетам, а также сам танцевал под нее с королем и придворными. Если прежде ему доверяли исключительно инструментальную часть, то спустя время он уже мог руководить и вокалом. Через четыре года Жан Люлли стал руководителем известного оркестра под названием «Малые скрипки короля».
Через год изменился и семейный статус музыканта: он женился на дочери одного из известнейших в то время композитора Мишеля Ламбера – Мадлен.
Последняя опера великого музыканта «Армида» впервые была исполнена в начале 1686 года. Премьера состоялась в самом сердце Франции – Париже.
В последние годы своей жизни музыкант не был близок к королю как прежде по той причине, что новая королева не любила оперу и театр.
Умер Жан-Батист Люлли в следствии образования гангрены в 1687 году.
Творчество
Творческий путь великого французского композитора многогранный, как, впрочем, и сама его личность. Все началось, как это часто бывает, в детстве. Еще будучи мальчишкой, Жан полюбил музыку и понял, что хочет связать с ней свою жизнь. Игра на гитаре, скрипке, танцы – все это увлекало маленького непоседу и позволяло окружающим рассмотреть его талант.
Спустя годы одаренного Жана заметил и сам король. Более того, музыкант создавал музыку для главной персоны страны. Живя в окружении роскоши и всеобщего обожания было невозможно не творить, что, собственно, и делал талантливый Люлли.
Сотрудничество с не менее одаренными композиторами и поэтами приносило свои плоды – рождались новые гениальные произведения. Один из таких ярких примеров – плодотворное сотрудничество с Мольером. На его либретто были написаны «Брак поневоле», «Принцесса Элиды», «Любовь-целительница» и многие другие не менее гениальные произведения. Осенью 1670 года в старинном замке Шамбор состоялась премьера наиболее популярной работы «Мещанин во дворянстве».
Первой оперой композитора можно назвать «Кадм и Гермиона». Ее великий гений написал на либретто Филиппа Кино.
Оперы талантливого Люлли называли не иначе как лирическая трагедия. Своим музыкальным оформлением он стремился еще больше усилить драматические составляющие. Все произведения Люлли были популярными не только во Франции, а и в других странах Европы на протяжении ста лет. Более того, они оказывали значительное влияние на развитие французской оперной школы.
Именно во времена великого композитора певцы во время опер сняли маски, а женщины теперь танцевали в балете на публичной сцене. Кроме того, впервые в оркестре появились такие инструменты как трубы и гобои. Важно отметить и то, что Люлли является создателем не только лирических трагедий, а и симфоний, балетов, арий, увертюр и мотетов. Творческое наследие великого французского гения действительно неоценимое.
Семья
В 1662 году маэстро Жан-Батист Люлли по желанию короля женился на Мадлен, дочери одного из известных на то время композиторов. Спустя время у пары родились дети – сыновья Луи и Жан-Луи. Они также, как и их отец стали музыкантами и авторами опер.
Причина смерти
Почему умер Жан-Батист Люлли, какая причина смерти – эти вопросы и сегодня волнуют многих поклонников его творчества. Оказывается, 8 января 1687 года музыкант дирижировал одним из лучших своих произведений в честь хорошего самочувствия самого короля. В тот день он наконечником собственной трости поранил свою ногу, которой, собственно, и отбивал такт. Спустя время полученная рана преобразовалась в нарыв, а позже и вовсе перешла в гангрену. Уже 22 марта 1687 талантливый композитор умер.