Методы диагностики способностей в психологии. Диагностика способностей методом исключения понятий! Шкала уровней общих умственных способностей
Человек есть тайна. Ее надо разгадать...
Ф. М. Достоевский
После изучения главы 3 студент должен:
знать
- методы диагностики способностей и интеллекта;
- объект и предмет диагностики способностей и интеллекта;
уметь
- прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной сферы, психомоторики, способностей в норме и при психических отклонениях;
- проводить психологические исследования на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;
владеть
- методами психологической диагностики уровня развития познавательной сферы, психомоторики, способностей с целью гармонизации психического функционирования человека;
- методикой проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии.
Объект и предмет диагностики способностей и интеллекта
Исторически так сложилось, что одной из основных задач психологической диагностики является оценка человеческих способностей. И в древние времена, и ныне успешность в овладении профессиональным ремеслом – главное в оценке любого человека.
Для диагностики этого психологического феномена надо уяснить по крайней мере четыре пункта. В первую очередь следует определить объект и предмет диагностики способностей, т.е. что конкретно необходимо выявить и измерить. Здесь важно понять, что такое способности, дать их целостную характеристику и определить структуру. Для этого потребуется: 1) провести хотя бы беглый анализ взглядов на проблему способностей, теоретических и эмпирических подходов к ней; 2) определить признаки , которые дадут нам право заключить о проявлении способностей, а также критерии , согласно которым можно с уверенностью рассуждать, что выявленный феномен и есть способности; 3) разобраться в глобальной и многообразной палитре методов и методик выявления, оценки и измерения способностей, которую предлагают исследователи. Для этого необходим теоретический анализ основных, а может быть, и некоторых оригинальных методик изучения способностей в психологии; 4) определиться с показателями или шкалами , предназначенными для фиксирования признаков способностей.
Начнем с первого пункта. Если заглянуть в толковые словари русского языка, то окажется, что, в сущности, во всех них даются два значения слова "способность". С одной стороны, это природное дарование, а с другой – возможность или умение что-либо делать. Так, в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный" человек. Термин "талант" как наиболее близкий к понятию "способность" в словаре соотносится с природными задатками или врожденными способностями.
В этом ключе, видимо, уместно сопоставление взглядов Б. М. Теплова и А. Н. Леонтьева – двух известных психологов из недавнего славного прошлого российской науки. Характерно высказывание Б. М. Теплова: "Когда я подходил к анализу термина “способность”, то я ставил перед собой, в конечном счете, задачу: исследовать, что же на самом деле та “вещь”, которую люди называют “природным дарованием”? Слово способность я употребляю только в индивидуально-психологическом смысле. Способность это вовсе не “сложившаяся возможность осуществлять требуемую деятельность”, а лишь некие предпосылки, обеспечивающие возможно более легкое овладение деятельностью". А. Н. Леонтьев же указывал: "Способность как сложившаяся возможность осуществлять требуемую деятельность, как сложившийся орган для выполнения ее". И далее примерно так: "...необходимо... учитывать... неравенство природных задатков... не нужно только “застревать” на нем" .
В теоретической психологии способности – это не просто система оптимальных действий, движений или поступков людей. Продуктивность их может выступать только в качестве подтверждающих фактов относительной реализации способностей. Способности человека трактуются как сформированный, формирующийся образ или система задатков для этого формирования образа предстоящей или текущей деятельности. Образ есть ментальная схема деятельности человека как ее представление. Отсюда напрашивается вывод, что способность в психологии – это интеллектуальное, ментальное свойство личности. Поэтому методы ее исследования исходят из представлений об измерении особенностей ментальности или интеллекта. Этот тезис важно запомнить, так как дальнейшие рассуждения будут основаны на исследованиях именно интеллектуальных способностей как образа деятельностного успеха.
Проблема способностей занимает важнейшее место в психологической науке. Ей посвящено огромное количество литературы . Но понятие "способность" трактуется исследователями неоднозначно.
Некоторые психологи представляют способности как свойства или совокупность свойств и особенностей личности . Такая позиция в российской психологии именуется личностно-деятельностным подходом. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев в рамках данной традиции определяют способности как ансамбль, или синтез, свойств личности, К. К. Платонов, В. С. Мерлин, Б. М. Теплов и В. А. Крутецкий – как структуру. У Т. И. Артемьевой способности выступают в виде личностной характеристики человека, как "потенция новой деятельности" . Если рассматривать категорию "способность" с точки зрения деятельностного подхода, то содержание ее представляется в форме усвоения внешних воздействий посредством интериоризации (П. Я. Гальперин, Η. Ф. Талызина). С позиции концепции индивидуальных различий это – внутренние образования (Э. А. Голубева, Н. С. Лейтес, Е. А. Климов). Примиряя крайние взгляды, С. Л. Рубинштейн определяет способности в виде сплава природных и сформированных особенностей и качеств личности.
Вторая теоретическая позиция получила название функционально-генетического подхода. В рамках этой традиции способности становятся "формой организации познавательных психических функций" или "свойствами познавательных и моторных психических функций" и подводятся вплотную к понятию зоны ближайшего развития Л. С. Выготского. Здесь различаются способности усвоения и накопленный опыт. Способность становится "интегративным целостным психологическим образованием" в отличие от личностных образований .
Иногда понятие "способность" в литературе связывается с термином "одаренность". У Ф. Кликса эти понятия употребляются как синонимы, у других одаренность есть своеобразное сочетание способностей, у третьих одаренность трактуется как преобладание определенного комплекса свойств (способностей) индивида над способностями широкого круга людей. Четвертые определяют одаренность как степень выраженности таланта.
Способности как психологический феномен часто связывают с понятием психического развития. Более того, "развитие человека... это и есть развитие его способностей", – заключает С. Л. Рубинштейн .
В основе способностей лежит, с одной стороны, "легкость обобщаемости" (В. А. Крутецкий), а с другой – некая структура познавательных психических процессов.
Важным пунктом для диагностики способностей является связь с мотивацией, а также тот факт, что только способности не исчерпывают полностью личностные качества (Г. Л. Коротеев, А. П. Чернышев).
Таким образом, анализ психологической литературы, посвященной проблеме способностей, позволяет выявить по крайней мере три основные теоретические позиции, которые могут прояснить различные плоскости экспериментально-теоретического рассмотрения, представленные в виде дихотомически сформулированных систем. Во-первых, это параллель общих и специфических способностей; во-вторых – представление о потенциально представленных возможностях личности и актуально проявившихся достижений, реализованных человеком, и, в-третьих, это процессуальное единство кристаллизованных и пластичных способностей.
Первая позиция . Проблема способностей представляется в виде общих (интегративных, или интегральных) и специфических (частных, или специальных) способностей. Общие способности лежат в основе всякого рода способностей индивида и приближаются к понятиям "одаренность", "талант" и "интеллект". Они выполняют функцию ментального пускового механизма развития частных способностей. Их внепрофильность (неспецифичность) дает основание полагать, что наличие познавательной активности и адаптивности, являясь сутью этих общих способностей, определяет параметры развития психической деятельности человека вообще.
Частные способности трактуются как реализация возможностей человека в отдельных направлениях жизнедеятельности. Это не значит, что они являются частью общих способностей или их функцией , их палитра шире, предмет – объемнее, возможности – глубже. Их суть – обеспечение эффективного протекания определенной деятельности человека . Классическим примером исследования специальных способностей является тест Г. Мюнстерберга, при помощи которого оценивалась своеобразная функция внимания вагоновожатых постоянно ориентироваться в быстро меняющейся ситуации на улице, за считанные мгновения предвидеть и адекватно реагировать на все многообразные изменения . В специальных способностях конкретизируются общие. Но эта конкретизация в ходе диагностики достигается не путем копирования внешних специфических условий, а моделированием внутренних условий конкретной деятельности. Б. М. Теплов писал, что способности "это не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности" .
Вторая теоретическая позиция основывается па понимании способностей как степени перехода потенциальных возможностей индивида к их актуализации в реальной деятельности (потенциальные и кинетические способности). В частности, Н. С. Лейтес писал, что общие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств .
Данный взгляд, с одной стороны, определяет понимание способностей как степени возможности человека достигать какого-то уровня успешности деятельности. То есть но каким-то вторичным признакам предполагается, что можно увидеть, обладает ли человек необходимым потенциалом или нет, достигнет ли он профессиональных высот или непригоден к данному труду. В то же время под способностями А. Н. Леонтьев понимает "сложившийся орган для выполнения деятельности". При соответствующих условиях способности вполне смогут реализоваться. Р. Грегори высказывал мнение о том, что приобретенное знание сохраняется для дальнейшего использования. Этот процесс сравнивается с накоплением потенциальной энергии, которую человек может использовать различными способами. То есть чем больше знаний и опыта мы приобретаем, тем больше увеличивается запас потенциальных способностей.
С другой стороны, под способностями подразумеваются фактические достижения человека: если он достиг определенных реальных результатов в какой-то области, значит, он имеет к этому способности, он способен. Здесь наиболее уместно привести высказывание М. Штирнера, который четко констатирует, что "чем человек может быть, тем он и становится" . В данном смысле диагностика способностей заключается в выявлении уровня достижений человека, например, при обучении. В частности, В. Д. Шадриков отмечал, что способности – это "свойство функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные процессы, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности" .
В рамках третьей парадигмы называются кристаллизованные и текучие (подвижные, пластичные) способности . К первым можно отнести факторы развития интеллектуальных способностей, формирующиеся в результате научения и закрепляющиеся в деятельности индивида в виде умений и навыков. Второй тип способностей иногда называют пластичным интеллектом. Это сам процесс усвоения информации, выработки навыков (См.: "зона ближайшего развития" по Л. С. Выготскому). Подвижный, или пластичный, интеллект – это способность не только усваивать, но и понимать, способность видеть применимость знаний к проблемной ситуации, а также творчески применять знание в изменившейся ситуации. При такой постановке вопроса пластичные способности являются обязательной составляющей креативности.
Для диагностики способностей важно понимать не только теоретический уклон исследовательских концепций, но и то, о чем говорилось ранее: возможность воспроизведения признаков изучаемого феномена посредством определенных объективных показателей.
Безусловно, изложенные выше взгляды на проблему способностей условны. Перечисленные парадигмы выводят понятие способностей на разные плоскости теоретического анализа. Например, общие способности могут быть прямо соотнесены с кристаллизованными способностями и возможностями. Так же частные, или специальные, способности могут представлять индивидуальный опыт человека и т.д.
Общие способности проявляются в виде особенностей мышления индивида. По выражению Н. С. Лейтеса, к общим способностям относятся прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями . Здесь важно определить уровень возможностей человека обобщать информацию, выявлять главные и второстепенные признаки объекта, ограничивать распространение ментального объекта-образа, производить операции анализа-синтеза, умозаключений и т.д.
В этом смысле наиболее продуктивны психологические теории зарубежных и отечественных исследователей, ориентированные на выявление механизмов мыслительной активности. Если представить их как единую систему, то можно сопоставить по крайней мере следующие концептуальные трактовки природы общих интеллектуальных способностей.
- 1. Представление о влиянии на формирование общих способностей со стороны социума или культуры общества (К. Леви-Стросс, А. Р. Лурия и др.). Для диагностики важна возможность измерить степень способности человека выйти за пределы непосредственного практического опыта в область логических рассуждений или на уровень так называемого категориального мышления. Культура здесь выполняет функцию не формирования мышления, а выработки характера интеллектуальных предпочтений или своего рода познавательного стиля личности. В этом контексте следует учитывать несколько замечаний: а) критерии оценки способностей связаны с определенной культурой и не могут быть перенесены в иной социум; б) привязанность к социуму не отрицает ментальных "универсалий", которые имеют своим источником общие потенциальные способности людей; в) некоторые типы социокультуры более способствуют развитию способностей, чем иные; г) есть свидетельства (работы А. Р. Лурия, опыты гештальтпсихологов), что влияние культуры может привести к определенным ограничениям развития .
- 2. Представление природы общих способностей как ментального процесса адаптации к внешней среде (У. Р. Чарлсворс, Ж. Пиаже и др.). Интеллект в этом смысле становится способностью приспособления к требованиям действительности. Он основывается на врожденных свойствах нервной системы (У. Р. Чарлсворс, 1976) и состоит из единства процессов ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и аккомодации (изменение этих когнитивных схем под воздействием новых требований). Интеллектуальное поведение усложняется и присваивается в процессе развития человека во взаимодействии со средой (Ж. Пиаже, 1969).
- 3. Представление общих способностей одновременно как следствия и как причины освоения человеком деятельности (С. Л. Рубинштейн). Индивидуальный интеллект в этом контексте складывается по мере того, как образуются, генерализуются и закрепляются мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение (С. Л. Рубинштейн, 1973).
- 4. Представление способностей как результата обучения (А. Стаатс, Р. Фейерштейн и др.). Здесь важным для психодиагностики является факт отражения в структуре способностей системы ее приобретения. Интеллект становится базовым поведенческим репертуаром, который приобретается посредством реализации определенных обучающих процедур. В частности, способность к обобщению состоит из когнитивного навыка наименования объектов и их свойств, навыка перевода слов в образы, умения работать с родовидовыми связями объектов и словесного ассоциирования (А. Стаатс, Р. Бернс, 1981). Р. Фейерштейн определяет критерий развития интеллекта, к которому, но его мнению, относится "мобильность индивидуального поведения", т.е. гибкость и пластичность. Источником же этой мобильности является "опосредованный опыт обучения" (Р. Фейерштейн, 1990).
- 5. Представления X. Айзенка о ментальных различиях людей на основе индивидуальных особенностей нейрофизиологических процессов, которые отвечают за точность передачи информации, закодированной в виде последовательности нервных импульсов в коре головного мозга.
- 6. Представление способностей в рамках гештальтпсихологии в контексте "организации феноменального поля сознания" (В. Келер, М. Вертгеймер, К. Дункер, и др.). Критерием интеллектуального поведения является "схватывание соотношения между элементами проблемной ситуации". Причем решение приходит путем мгновенного переструктурирования образа исходной ситуации, которое получило название "инсайт" (В. Келер, 1980, К. Дункер, 1965). Структурирование содержания сознания у М. Вертгеймера представляется процессами группировки, центрирования и реорганизации "наличных впечатлений" (М. Вертгеймер, 1987). Р. Мейли, соотнося идею о решающем значении в теории способностей процесса переструктурирования образа ситуации, сопоставил ее с тестологией Дж. Гилфорда. Продуктом этого сопоставления явилось обоснование им четырех факторов интеллектуальных способностей: сложности, пластичности, глобальности и беглости (Р. Мейли, 1946, 1981) .
- 7. Представление способностей в виде интеллектуальной системы, где имеют место эффективные межфункциональные связи основных познавательных процессов, таких как психомоторика, внимание, память и мышление. Общая направленность интеллектуального развития и его целостность определяются единством процесса когнитивной дифференциации и интеграции (Б. Г. Ананьев, 1977).
- 8. Представление способностей не только как механизма переработки информации в виде "первичных умственных потенций" , но и как меры ментального контроля мотивации, что является основным критерием интеллектуального развития человека (Л. Л. Терстоун, 1924) .
- 9. Представление общих ментальных способностей человека как статистической редукции (или концентрации) к однофакторной (G-фактор ) или двухфакторной (G-фактор + + 5-фактор) модели "умственной энергии" (mental energy), которая интерпретировалась Ч. Спирменом (1904) как способность субъекта устанавливать логические связи и отношения между предметами или явлениями.
- 10. Представление интеллекта как единства концептуальной, креативной и контекстуальной составляющих (Р. Стернберг). Концептуальная часть представляет собой обработку информации в виде планирования действий, уяснения алгоритма их выполнения, контроля и оценки. По мысли Стернберга, способности человека находятся под влиянием опыта и реализуются исходя из практической задачи. Контекстуальный аспект ментальных способностей как раз и существует в контексте обыденной жизни. Он может активно использоваться человеком, хотя у него недоразвит концептуальный или "академический" интеллект, и наоборот.
- 11. Представление о креативности как о критерии общего развития интеллектуальных способностей человека.
Обратимся к книге В. Н. Дружинина "Психология общих способностей" (СПб., 2000, гл. 7–8) и более детально рассмотрим проблему определения и оценки признаков проявления творческих способностей, или креативности, человека, а также поговорим о диагностике этих признаков..
В когнитивной психологии термином "креативность" обозначаются умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых новых, уникальных продуктов .
Г. Э. Гарднер в работе "Фреймы ума: Теория мультимодального интеллекта" (1983) представлял интеллект, несводимый к одному генеральному фактору. Интеллект многогранен. Только многоаспектность его изучения и междисциплинарность когнитивных исследований являются основой рассмотрения процессов творчества .
Третий подход может быть сформулирован следующим образом: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень креативности, и наоборот. Этой точки зрения придерживались Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Уайсберг, Л. Термен, Р. Стернберг и др. В частности, Г. Айзенк, опираясь на идею Д. П. Гилфорда о дивергентном мышлении, говорил о том, что креативность является компонентом общей умственной одаренности. Р. Уайсберг предполагал, что творчество опирается на опыт, знания, которые преобразуются в соответствии с требованиями задачи.
Четвертый подход предполагает рассмотрение креативности в связи с активной в последнее время разработкой искусственного интеллекта. Идея искусственного интеллекта в психологии творчества тесно связана с именами Р. Крачфилда, Ф. Джонсон-Лэйрда, М. Боден, О. К. Тихомирова и др. Еще в 1950-1960-е гг. Р. Крачфилд (США, 1912-1977) с коллегами разработали компьютерную программу автоматизированного обучения творческому мышлению. Джонсон- Лэйрд выдвинул теорию музыкальной импровизации и также заложил ее в программу компьютера. Большой вклад в развитие психологии искусственного интеллекта (АI) внесла М. Боден (Англия, 1936). Она утверждала, что компьютерное моделирование тесно связано с теоретической психологией мышления. Якобы неразрешимая проблема творчества может быть научно понята с помощью компьютерных концепций. ЭВМ "тоже может создавать новое, и компьютерные методы могут указывать психологу путь к более ясному пониманию тонкостей человеческого разума... Научное понимание творчества не разрушает и не дегуманизирует разум, но демистифицирует его, лишь обостряя наше ощущение чуда" .
Таким образом, в качестве вывода следует подчеркнуть, что психологический феномен "общие способности" проявляется в довольно солидном перечне признаков.
- 1. Способности представляют собой особенности мышления индивида.
- 2. Это уровень возможностей человека обобщать информацию, выявлять главные и второстепенные признаки объекта, ограничивать распространение ментального объекта-образа, производить операции анализа-синтеза, умозаключений и т.д.
- 3. На формирование общих способностей оказывают влияние социальное окружение и культура общества. Для диагностики важна возможность измерения степени способности человека выйти за пределы непосредственного практического опыта в область логических рассуждений, на уровень категориального мышления.
- 4. Природа общих способностей есть ментальный процесс адаптации к внешней среде. Интеллект в этом смысле становится основывающейся на врожденных свойствах нервной системы способностью приспособления к требованиям действительности.
- 5. Способности – это результат обучения, отражение в их структуре обучающих процедур. В частности, способность к обобщению состоит из когнитивного навыка наименования объектов и их свойств, навыка перевода слов в образы, умения работать с родовидовыми связями объектов и навыка словесного ассоциирования.
- 6. Ментальные различия людей формируются на основе индивидуальных особенностей нейрофизиологических процессов, которые отвечают за точность передачи информации, закодированной в виде последовательности нервных импульсов.
- 7. Способности в рамках гештальтпсихологии рассматриваются в контексте организации феноменального поля сознания. Критерием интеллектуального поведения является схватывание соотношения между элементами проблемной ситуации и мгновенного переструктурирования этого образа, представленного процессами группировки, центрирования и реорганизации наличных впечатлений. Выявлены четыре фактора интеллектуальных способностей: сложность, пластичность, глобальность и беглость.
- 8. Способности – интеллектуальная система, где имеют место эффективные межфункциональные связи основных познавательных процессов, таких как психомоторика, внимание, память и мышление. Направленность развития и целостность определяются единством процесса когнитивной дифференциации и интеграции.
- 9. Способности являются не только механизмом переработки информации, но и мерой ментального контроля мотивации поведения.
- 10. Способности – установление логических связей и отношений между предметами или явлениями.
- 11. Существует единство теоретической, творческой и практической составляющих.
- 12. Креативность рассматривается как критерий развития общих интеллектуальных способностей человека. Однако в этом ключе проявление креативности может иметь ряд особенностей:
- – интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности;
- – главную роль в детерминации креативного поведения играют мотивация, ценности и личностные черты человека;
- – определенная психическая структура, присущая креативному типу личности, стремящемуся выйти за пределы заданной проблемы;
- – скрытые силы эго определяют эстетические предпочтения, независимость суждений, сложность перспектив и оригинальность как критерии творческого поведения;
- – существует эмпирическая взаимосвязь творческой активности людей и отклонений от психической нормы;
- – высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень креативности, и наоборот;
- – креативность является компонентом общей умственной одаренности;
- – творчество опирается на опыт и знания, которые преобразуются в соответствии с требованиями задачи.
- А. Н. Леонтьев – Б. М. Теплое: дискуссия о проблеме способностей (1953) // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 5–32.
- Теплое Б. М. Способность и одаренность. Ум полководца. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985; Дружинин Б. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000; Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1994; Либин Λ. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.; Пер Се, 2000; Холодная М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990; Лоос В. Г. Промышленная психология. Киев, 1974.
Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности.
Понятие способностей.
1.1. Понятие способностей.
Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности - понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
Теплов выделял три главных признака способностей: индивидуально-психологические особенности; определяющие успешность выполнения деятельности; несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Понятие способности не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности могут объяснить легкость и быстроту освоения тех или иных навыков.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Понятие врожденные задатки, не тождественно понятию наследственные задатки.
Способность есть само по себе понятие динамическое, способное проявляться и развиваться только в рамках деятельности.
Развитие способностей не прямолинейно, его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями (отношениями).
Однако, не отдельные способности определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность.
Недостающая способность может быть компенсирована за счет развития других способностей.
1.2. Виды способностей
Общие – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые в равной мере важны для различных видов деятельности (гибкость ума, целеустремленность).
Специальные – это способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические). Все специальные способности представляют собой различные проявления общих способностей человека к обучению и развитию.
1.3. Показатели и характеристики способностей
Показатели способностей:
· высокий темп усвоения и обучения;
· широта переноса навыков внутри деятельности;
· низкая утомляемость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
· индивидуальное своеобразие деятельности;
· высокая помехоустойчивость (редко отвлекается);
· выраженный интерес к деятельности и высокая мотивация.
Характеристики способностей:
1. Способность к изменению – переменная.
2. Связь с успешностью осуществления деятельности.
3. Это готовность к усвоению знаний, но не результат.
Диагностика и развитие способностей.
2.1. Диагностика
Проблема диагностики способностей заключается в сложности операционализации этого понятия. Во-первых, выделение двух видов способностей предполагает различные подходы к их диагностике. Наиболее сложным для диагностики предстает вид общих способностей. Для диагностики и общих, и специальных используются тесты. Первый вид диагностируется с помощью тестов интеллекта, второй – тестов на креативность.
2.1.1. Измерение способностей.
Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства.
Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить).
Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На результаты тестов влияют: окружающая среда, темперамент.
Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста.
1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ
Требования к тесту:
1. валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен
2. надежность – воспроизводимость результатов, степень их повторяемости
3. стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки результатов
2.1.2. Измерение творческих способностей.
Измерение творческих способностей – Гилфорд.
Качества креативности:
Оригинальность ассоциаций
Семантическая, смысловая гибкость
Фонтанирование новых идей
Образное мышление
5 видов действия (в результате факторного анализа):
1) восприятие и понимание материала
2) рабочая память
3) дивергентность (выделение в обычном оригинального
4) конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)
5) эвалюация, подведение итога
Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация
Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью.
Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:
1. Отсутствие временного ограничения
2. Сложное строение (несколько способов решения для креативности)
3. Косвенная инструкция
2.2. Развитие
Существует два подхода к пониманию развития способностей:
1) Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!
2) Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в результате преобразования нескольких натуральных функций.
3. Врожденное и приобретенное в развитии способностей.
Один из самых сложных вопросов – вопрос о происхождении способностей: врожденны способности или они формируются прижизненно? Ответы на этот вопрос противоречивы и часто диаметрально противоположны. На одном полюсе встречаются ответы «музыкантом нужно родиться», а на другом «талант- это 1% способностей и 99% пота». В пользу каждой альтернативы приводятся определенные доводы. В пользу идеи врожденности:
1) Доказательством врожденности служит ранее проявление способностей у ребенка.
2) О врожденности способностей заключают на основе повторения их у потомков выдающихся людей.
3) Доказательством врожденности являются исследования с применением близнецового метода. Корреляция у монозиготных 0,8 – 0,7.
4) Исследования на животных с применением метода искусственной селекции (крыс делили на группы по правильности решения задачи «умные» и «глупые». Внутри каждой группы их скрещивали между собой. Через 6 поколений умные существенно снизили количество ошибок, а у глупых их стало существенно больше).
В пользу идеи приобретенности способностей:
1) Результаты работы талантливых педагогов (Например, учитель музыки М.П. Кравец находил себе неспособных учеников и доводил их до самого высокого уровня музыкантов).
2) Факты массового развития специальных способностей в условиях определенных культур. (Все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух)
3) В экспериментах с обедненной средой факты показывают худшее развитие общих способностей.
Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.
Перед психологией стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей.
Существуют природные предпосылки способностей – задатки. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка.
Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды. У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких периодов, обычно сменяющих друг друга.
Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.
4. Способности и задатки.
Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей.
Задатки – это возможности, они константны.
Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деятельности и создаются (по Теплову).
Способность есть процесс . Деятельность направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией.
Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации.
5. Понятие одаренности.
Одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;
Своеобразие понятия одаренность и способности заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности в общем.
Понятие одаренность не имеет смысла без отнесения его с конкретными историческими формами обещственно-трудовой практики.
От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность успеха.
Выделяют следующие виды одаренности:
· художественная (подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве - в музыке, в живописи, в драматическом искусстве);
· общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высокоразвитыми способностями к переработке информации, проявляется в успешности обучения);
· творческая
(порождается способностью продуцировать и выдвигать новые идеи или склонностью
к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
· социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
· практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, знанием сильных и слабых сторон и способностью использовать это знание; это способность менеджера, посредника).
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
Талант - это высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.
Наиболее проблемным является выделение творческой одаренности. Уровень творческих способностей, креативность не фиксируется стандартными тестами, а проявляется в свободных ситуациях.
Творческая личность характеризуется рядом признаков: независимостью взглядов; нестандартностью; устойчивостью к неопределенным ситуациям; конструктивной активностью; силой Я (автономностью, устойчивостью к социальному давлению); открытостью новому; чувствительностью к красоте. Гениальность - высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
С конца прошлого столетия для оценки способностей стали использовать различные стандартные психологические пробы, которые нередко сводились к вычислению показателя умственной одаренности - коэффициента интеллектуальности (IQ). Он был привлекателен исследователям тем, что позволял количественно, в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. В ходе тестирования испытуемому на специальном бланке предлагалось установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и пр. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Задачи также могут строиться из рисунков, геометрических фигур. Некоторые задания предполагают составление представленных деталей изображения предмета, геометрической фигуры, сбор из кубиков с разноокрашенными сторонами заданного рисунка, нахождение выхода из лабиринта и т.п. Обычно отельные тесты сводятся в батарею тестов, нарастая по сложности.
Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач (с учетом затраченного времени), по которому выводится коэффициент интеллектуальности.
В дальнейшем в показатели интеллектуальности были введены результаты тестов по некоторым познавательным процессам (восприятию, памяти, воображению). Использование суммарного показателя интеллекта скрывает индивидуальные различия по отдельным тестам, хотя человек может иметь высокие показатели по вербальному и низкие по числовому тесту и, наоборот .
Однако в связи с тем, что большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, вскоре стала очевидна их ограниченность в определении способностей к различным видам деятельности . В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер. Они исследуют общие способности к обучению, вербальные способности, числовые способности, постранственные способности, всприятие формы, дигательную координацию, пльцевую моторику и т.д.
Основной недостаток любого теста , в том числе и на определение уровня способностей, заключается в том, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о знаниях, умениях, навыках, о развитии профессионально важных качеств об отношении к обследованию и т.п. Хотя эти показатели и являются с определенной степенью вероятности основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущность способности все-таки остается невыясненной. Более строгая характеристика способностей может основываться на многостороннем анализе показателей в достаточно длительной динамике, в продолжительной деятельности, в различных условиях, способствующих полному раскрытию личности.
Именно на это указывал Л.С.Выготский, подчеркивая, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Развитие ребенка происходит в процессе обучения его взрослыми и то, что ребенок не может сделать самостоятельно, он вполне может сделать с помощью взрослых, научившись через какое- то время делать это сам. Исходя из данного положения, Л.С.Выготский предложил проводить исследование как минимум дважды: первый раз, выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй - как с помощью взрослого. Оценка способностей ребенка, производимая по расхождению между результатами его самостоятельного решения и решения с помощью взрослого, была названа Л. С.Выготским зоной ближайшего развития.
Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к навыкам и умениям, которые уже выработаны человеком.
Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 12-13 годам, в науке – до 20 лет.
Структура способностей:
Общие – проявляются во всех видах деятельности:
· интеллект – глубина, обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности:
Вербальные - пространственные - мнемические
Арифметические - умение выстраивать умозаключения (индукция)
· обучаемость – способность овладевать уже известным
· креативность – способность создавать новое
Специальные – проявляются в конкретном виде деятельности
Рубинштейн: способности – формальный эффект обучения. Способности базируются на задатках, но не сводимы к ним.
Условия развития способностей:
ü необходимо учитывать сенситивный периоды развития различных функций
ü необходима благоприятная социальная среда (окружение, которое обладает ЗУН и желает их передать)
ü деятельность – одно из ведущих условий развития способностей – должна находится в зоне оптимальной трудности: простая деятельность → рутина, интерес снижается, сложная → не справляется, снижается мотивация
Интеллект измеряется тестами Векслера, Кетелла, Амтхауэра.
Обучаемость связана абсолютной (оценки) и относительной (повышение уровня своих знаний) успешностью.
Креативность измеряется с помощью тестов Торренса, Гилфорда.
Специальные способности принято разделять по двум основаниям :
a) видам психических функций (моторные, сенсорные)
b) по видам деятельности (технические, профессиональные)
Диагностика моторных и психомоторных способностей : моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторных и кинестетически-моторных координаций, ловкости движений пальцев рук, точности мышечного усилия. Тест ловкости пальцев О"Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье, Минесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда (+ Кулагин, Марищук, Блудов); применяются в основном при профотборе и в спорте.
Диагностика сенсорных способностей : стандартные методы созданы для изучения зрения и слуха – тест визуальных и слуховых способностей (таблица Спеллена, тест Орто-Рейтера), тест музыкальной одаренности Симора, Массачусетский тест слухового восприятия; используются в клиническом тестировании для выявления дефектов развития тех/иных функций, отбор военных и при профотборе.
Диагностик технических способностей : ранние тесты «карандаш-бумага», тест Беннета (серия картинок с короткими опросами, для ответа на которые необходимо понимание общих технических принципов).
Все эти тесты направлены на выявлении знаний, опыта, накопленного человеком, они не дают представления о способы и времени приобретения опыта.
Отличие тестов способностей от тестов интеллекта в том, что диагностируемые функции принадлежат к конкретным, узким областям деятельности, их валидизация ориентирована на профессиональные критерии, а не на успех в обучении.
План ответа
Понятие способностей.
Виды способностей
Показатели и характеристики способностей
Диагностика
Измерение способностей
Измерение творческих способностей
Понятие способностей.
Диагностика и развитие способностей.
Развитие
Врожденное и приобретенное в развитии способностей.
Способности и задатки.
Понятие одаренности.
Понятие способностей.
Понятие способностей.
Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности - понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
Теплов выделял три главных признака способностей:
индивидуально-психологические особенности отличающие одного человека от другого
не всякие индивидуальные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешному выполнению деятельности.
Понятие способности не свдится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности могут объяснить легкость и быстроту освоения тех или иных навыков.
В английском языке есть два термина для определения способностей: ability и capacity – обозначает врожденное качество, в то время как первый термин употребляется для обозначения приобретенного умения соответствующего capacity. Ability это навыки и умения, из этого следует что это не есть способности.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е.е задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Понятие врожденные задатки, не тождественно понятию наследственные задатки.
Способность есть само по себе понятие динамическое, способное проявляться и развиваться только в рамках деятельности.
Развитие способностей не прямолинейно, его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями (отношениями0.
Однако, не отдельные способности определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность.
Неодостающая способность может быть компенсирована за счет развития других способностей.
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Удмуртский государственный Университет»
институт «Психологии, педагогики и социальных технологий»
Контрольная
работа по курсу «Психодиагностика»
Психологическая
диагностика способностей
Выполнила: Цвиркун Е.В.
гр. ЗС – 031000 - 41 К
Проверил: Сидоров К.Р.
ИЖЕВСК
2009 г.
Содержание
- Введение………………………………………………………… ……………...….3
- Глава
I.Понятие о способностях.
- Общее понятие
о способностях……………………………………….4
-
1.2.Классификация способностей…………………………...…………6
Глава II. Психодиагностика способностей.
- Диагностика
специальных способностей……………… …………….7
2.2. Моторные способности………………………………………………. .8
2.3.Диагностика технических способностей……………………………..9
-
2.4.Профессионализированные способности………………………9
- Глава
III. Диагностика профессиональной пригодности……………………….13
- Заключение…………………………………………………… ………………………16
- Список
используемой литературы…………………………………………………. ..17
Введение.
Актуальность данной
работы по психологической диагностике
способностей определяется в первую очередь
большой практической значимостью этой
проблемы. Мой интерес к проблеме диагностирования
способностей вызван двумя причинами.
Во-первых, запросами практики обучения
и воспитания детей. Так как, работая в
детской школе искусств на подготовительном
отделении, занимаясь с маленькими детьми,
их родители очень часто спрашивают совета,
а на какой предмет или какое направление
определить их ребёнка. В своей практике
пользовалась лишь методом наблюдения
за детьми во время занятий. В подобных
ситуациях важно знать способности и склонности
ребенка для построения адекватной системы
психолого-педагогической работы, реализации
индивидуального подхода, ранней диагностики
одаренных детей, выраженности у них музыкальных,
художественных и других талантов. Выявление
способных и одарённых детей на раннем
этапе обусловлено тем, что пики достижений
приходятся на довольно молодой возраст
(например, в хореографии это 20-25 лет,
в сфере изобразительного искусства 30-34
года, в химии 26-30 лет), это же относится
и к спорту.
Вторая
причина, побудившая меня обратиться к
проблеме диагностики способностей,
вызвана тем, что собственная
дочь стоит на пути профориентации,
поэтому эта тема особенно актуальна
в нашей семье.
Актуальность
психологической диагностики способностей
определяется профессиональной ориентацией
и консультацией, профотбором и размещением
кадров по рабочим постам, производственным
обучением, которые требуют разработки
и применения надежных, действенных, прогностичных
методов диагностики уровня развития
способностей. Акимова объясняет это неуклонным
увеличением числа профессий, существующим
в обществе разделением труда, а также
продолжающаяся его дифференциация. Всё
это повышает важность изучения способностей
и склонностей человека в отношении разных
видов деятельности.
Глава
I. Понятие о способностях.
1.1.
Общее понятие о способностях
Когда мы пытаемся понять
и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами
жизни поставленные в одинаковые или примерно
одинаковые условия, достигают разных
успехов, мы обращаемся к понятию способности
,
полагая, что разницу в успехах можно вполне
удовлетворительно объяснить ими. Это
же понятие используется нами тогда, когда
нужно осознать, в силу чего одни люди
быстрее и лучше, чем другие, усваивают
знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Значительный
вклад в разработку общей теории
способностей внёс наш отечественный
учёный Б.М.Теплов. Он писал: «Во-первых,
под способностями разумеюся индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого... Во-вторых, способностями
называют не всякие вообще индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют
отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности или многих деятельностей...
В-третьих, понятие "способность"
не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного
человека» (№ 6, С.- 32).
Человек
не рождается на свет с готовыми
способностями. Они развиваются у него
в течение жизни. То, что у одного человека
развились одни, а у другого другие способности,
обусловливается воспитанием и деятельностью
человека. Вместе с тем нельзя оторвать
способности от их материального субстрата
и рассматривать их развитие как полностью
не зависящее от организма человека. Было
бы ошибкой утверждать, что особенности
строения организма человека не играют
никакой роли в развитии его способностей.
Многие
способности связаны с такими
видами деятельности, которые требуют
определенных физических данных. Например,
строение слухового анализатора важно
для развития музыкального слуха; особенности
в строении голосовых связок в известной
степени обусловливают развитие способности
пения; врожденные особенности двигательного
аппарата могут благоприятствовать развитию
определенных спортивных способностей
и т. д.
Это
и есть анатомо-физиологические
особенности организма – т.е.
задатки, с которыми человек рождается
на свет, которые облегчают развитие
тех или иных способностей. Анатомо-физиологические
особенности имеют большое значение для
развития способностей, так как облегчают
совершенствование человека в той или
другой деятельности.
Способности,
считал Теплов, не могут существовать
иначе, как в постоянном процессе развития.
Способность, которая не развивается,
которой на практике человек перестает
пользоваться, со временем теряется. Только
благодаря постоянным упражнениям, связанным
с систематическими занятиями такими
сложными видами человеческой деятельности,
как музыка, техническое и художественное
творчество, математика, спорт и т.п., мы
поддерживаем у себя и развиваем дальше
соответствующие способности.
Успешность
выполнения любой деятельности зависит
не от какой-либо одной, а от сочетания
различных способностей, причем это сочетание,
дающее один и тот же результат, может
быть обеспечено различными способами.
При отсутствии необходимых задатков
к развитию одних способностей их дефицит
может быть восполнен за счет более сильного
развития других.
Способности
всегда связаны с конкретными
видами деятельности; вне деятельности,
они не существуют. Вместе с тем
только в деятельности происходит становление,
формирование и развитие способностей:
для развития способностей необходима
плодотворная, систематическая, иногда
упорная деятельность человека в данной
области.
Способностей
столько, сколько существует различных
видов деятельности. Можно иметь
способности к учению, к иностранным
языкам, к математике, к научной
деятельности, музыкальные, артистические,
литературные, организационные, технические
способности и т.д.
Проблема
способностей неизменно привлекала
к себе внимание российских психологов.
Основные положения теории способностей
получили свое развитие и конкретизацию
в многочисленных работах отечественных
психологов по изучению специальных способностей.
Б.Г Ананьев со своим научным коллективом
разработал комплексный подход к исследованию
разносторонних особенностей и возможностей
человека. Широко известны работы В.А.Крутецкого
по изучению математических способностей,
Б. М. Теплова, Д.К.Кирнарской - по изучению
музыкальных способностей. Исследование
организаторских способностей проводились
Л.И. Уманским, педагогических способностей
- Н. Ф. Кузьминой, Н. А. Аминовым, летных
способностей - К. К. Платоновым, художественных
способностей - Е.И. Игнатьевым, А. А. Мелик-Пашаевым,
литературных - 3. Н. Новлянской и др.
В
первую очередь необходимо различать
природные, или естественные, способности
(в основе своей биологически обусловленные)
и специфические человеческие способности,
имеющие общественно-историческое происхождение
(это общие и специальные высшие интеллектуальные
способности).
«Общие способности
обнаруживаются в широте, многообразии
возможностей человека и определенном
единстве проявляемых им свойств. К общим
способностям относятся прежде всего
свойства ума, и поэтому часто общие способности
называют общими умственными способностями»
(№4, с. 3).
Общие
способности
- с помощью их человек может
достичь успеха в самых различных видах
деятельности (например: умственные способности,
развитая память, совершенная речь, тонкость
и точность ручных движений). Специальные
способности
- обеспечивают успехи человека
в отдельных видах деятельности, для осуществления
которых необходимы задатки особого рода
и их развитие (например: музыкальные,
математические, лингвистические, спортивные,
технические и т.д.).
Наличие
у человека общих способностей не исключает
развития специальных и наоборот. Нередко
общие и специальные способности сосуществуют,
взаимно дополняя и обогащая друг друга.
«Способности человека реально даны всегда
в некотором единстве общих и специальных
(особенных и единичных) свойств. Нельзя
внешне противопоставлять их друг другу.
Между ними имеется и различие, и единство»
(№ 7, с.- 538). Это положение относится как
к взаимоотношению общих и специальных
умственных способностей, так и к взаимоотношению
общей одаренности и специальных способностей.
Некоторые виды способностей:
Теоретические
- склонность человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям;
Практические
- склонность к конкретным и практическим
действиям.
Учебные
- определяют успешность обучения и воспитания,
усвоение человеком знаний, умений и навыков,
формирование качеств личности;
Творческие
- создание предметов материальной и духовной
культуры, производство новых идей, открытий.
Способности
к общению, предметно -
деятельностные способности
или предметно
– познавательные (эти способности
социально обусловлены) - способности
межличностного восприятия и оценивания
людей, способности социально-психологической
адаптации к различным ситуациям, способности
располагать людей к себе, входить в контакт.
Организаторские
способности
- в их структуре не трудно
выделить умение влиять на людей для успешного
разрешения ими определенных задач и достижения
конкретных целей, стремление к проявлению
инициативы, к выполнению общественной
работы.
Коммуникативные
способности
личности характеризуются
умением легко и быстро устанавливать
деловые и товарищеские контакты с людьми
и др.
Глава
II. Психодиагностика
способностей.
Диагностика специальных способностей.
В
настоящее время в психологической
диагностике выделяют методы изучения
общих и специальных способностей.
Однако в самих методиках такое разделение
не всегда строго соблюдается. В батареи
тестов отдельных способностей наряду
с заданиями, направленными на изучение
специальных способностей, включены задания,
взятые из тестов интеллекта. В свою очередь,
тесты интеллекта предусматривают изучение
специальных способностей (технических,
математических). Интеллект длительное
время рассматривался исследователями
как единое, неделимое свойство.
Собственно,
тесты специальных способностей
и стали разрабатываться для того,
чтобы получать данные о развитии особенностей
человека, не связанных с его интеллектуальным
развитием, а как бы дополняющих его. Однако
применение факторного анализа показало,
что интеллект сам по себе включает ряд
относительно независимых способностей,
таких, как вербальные, математические,
пространственные, мнемические. (Thurstone
L., 1957).(1)
Все
авторы учебных пособий по психодиагностике,
а также психологи практики, при
составлении и отборе методик
по проблеме диагностики специальных
способностей пользуются опытом зарубежных
исследователей. Пользуются и принятой
там классификацией способностей к разным
видам деятельности. Классифицируют специальные
способности следующим образом:
¦
сенсорные;
¦
моторные;
¦
технические;
¦
профессионализированные.
Первые
три группы не соотнесены с определенными
профессиями, хотя некоторые из них чаще
обнаруживают себя в одних видах деятельности,
нежели в других. Последняя группа прямо
связана с конкретными профессиями, что
отражено в их названиях - конторские,
музыкальные, художественные и пр. В соответствии
с этими основаниями разрабатываются
и методы диагностики.
Для
изучения способностей исследователи
применяют разнообразные приемы-наблюдение,
естественный и лабораторный эксперимент,
анализ продуктов деятельности, экспертные
оценки специалистов, тесты специальных
способностей. На Западе широко применяются
батареи тестов, измеряющих относительно
независимые особенности индивидов, в
совокупности, способствующие успешному
осуществлению определенной деятельности.
2.1. Сенсорные способности.
Методы
диагностики сенсорных способностей
«выросли» из экспериментальных исследований
восприятия, которые успешно проводятся
уже несколько десятилетий. Одной из областей
применения сенсорных тестов является
клиническое тестирование, направленное
на выявление дефектов в развитии тех
или иных сенсорных функций. Наибольшее
распространение эти методы получили
при проведении психологического отбора
на профессии в промышленности и военном
ведомстве. Эти методы созданы главным
образом для изучения особенностей слуха
и зрения. Изучается, например, зависимость
эффективности и качества деятельности
от уровня развития сенсорных способностей.
Данные об их развитии привлекаются к
анализу причин травматизма, несчастных
случаев и т.д.
Визуальные
и слуховые способности
Тесты
визуальных и слуховых способностей
дифференцируются в зависимости
от того, какие характеристики восприятия
они измеряют. Наиболее важные визуальные
способности - острота зрения, различительная
чувствительность, восприятие глубины,
цветоразличение. Для измерения остроты
зрения используется таблица Снеллена
с изображением букв, постепенно уменьшающихся
по величине. Более «строгий» тест, в котором
обеспечивается соблюдение стандартных
условий проведения тестирования (уровень
освещения, направление взора и др.), называется
методом Орто-Рейтера. Аналогичными двум
вышеприведенным являются Тест проверки
зрения, Тест зрительного восприятия.
Способности
слухового восприятия
Для
измерения способностей слухового
восприятия используются методы диагностики
остроты слуха (или измерение абсолютных
порогов), выделения сигналов из шумового
фона, а также тесты на различение громкости,
высоты, тембра звуков. В качестве раздражителей
используются не только чистый звук, но
и разнообразные шумы, человеческий голос,
произносящий цифры, слова, смысловые
куски текста и т. д. Одним из самых популярных
тестов является тест музыкальной одаренности
Сишора, используемый не только для обследования
музыкантов, но и для профотбора на профессии,
в которых хороший слух входит в состав
комплекса профессионально важных качеств.
Тест состоит из серии заданий на изучение
восприятия силы звука, интенсивности,
тембра.
2.2.
Моторные способности
Моторные
способности или, как их еще называют,
психомоторные (сенсомоторные, двигательные)
диагностируются при проведении профотбора
на определение профессии, отбора спортсменов.
Моторные тесты направлены на изучение
скорости, темпа и точности движений, зрительно-моторной
координации, ловкости движений пальцев
и рук, тремора, точности мышечного усилия
и т. д. Роль психомоторики в успешности
овладения разнообразными видами деятельности
изучается в психологии давно, в частности,
простейшие диагностические приемы использовались
еще Ф. Гальтоном, Э. Крепелином.
В нашей стране в 30-е гг. была опубликована
фундаментальная работа М. И. Гуревича
и Н. И. Озерецкого "Психомоторика",
в которой авторы подробно обсуждают
наиболее известные тесты как апробированнные,
так и находящиеся в стадии разработки
для изучения координации, скорости, темпа
движений и т. п. Авторами предлагается
повозрастная шкала тестов по аналогии
со шкалами Бине. Ими были предложены 5
групп тестов для диагностики двигательных
способностей детей: статическая координация,
динамическая координация и соразмерность
движений, скорость движений, сила движений,
сопровождение движений.
Наиболее распространенными тестами,
по зарубежным публикациям, являются
следующие: Тест ловкости пальцев О. Коннора,
Тест ловкости Стромберга, Тест ручной
ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости
манипулирования, Тест ловкости манипулирования
с мелкими предметами Крауфорда.
Создатели
тестов признают, что моторные функции
поддаются быстрой тренировке и
уровень из развития на разных стадиях
овладения профессией неодинаков. Особенностью
моторных способностей является отсутствие
некоего общего фактора, общей моторной
одаренности. Об этом свидетельствуют
эмпирические данные диагностики моторики:
результаты, получаемые по разным тестам,
чрезвычайно мало связаны между собой.
Высокая
тренируемость моторики и специфичность
моторных функций усложняют создание
высоконадежных тестов. Увеличение объема
теста не повышает его надежность, поскольку
введение новых заданий приводит к охвату
иных моторных качеств, а при введении
большого числа идентичных заданий сказывается
фактор тренировки.
2.3. Диагностика технических способностей
Диагностика
технических способностей проявляются
в работе с оборудованием или его частями.
При этом учитывается, что такая работа
требует особых умственных способностей,
а также высокого уровня развития сенсомоторных
способностей, ловкости, физической силы.
Л. Терстон рассматривает технические
способности как общие умственные, которая
рассматривается как общая техническая
одаренность или технический опыт, которая
предполагает пространственное представление
(способность оперировать зрительными
образами) и техническое понимание (способность
правильно воспринимать пространственные
модели, сравнивать их с друг другом, узнавать
одинаковые и находить разные).
Группа
тестов диагностики технических способностей
направлена главным образом на выявление
знаний, опыта, накопленного испытуемым.
В настоящее время большинство таких тестов
созданы в виде бланковых методик. Тесты
технических способностей чаще всего
используются для профотбора механиков,
наладчиков, ремонтников, чертежников,
инженеров. Наиболее популярны следующие
тесты Тест Беннета на техническое понимание,
Тест технического понимания Пурдье, Миннесотскии
тест на восприятие пространства, Тест
пространственных взаимосвязей и др.
2.4. Профессионализированные способности
Последняя
группа способностей - самая представительная,
поскольку объединяет способности
к самым разным видам деятельности,
и она называется группой профессионализированных
способностей. В нее включены художественные,
музыкальные, артистические, конторские
и другие способности, для каждой группы
создаются свои особые тесты. Но наряду
с этим существуют и более глобальные
тестовые батареи, т.е. группы тестов, объединенные
какой-то конкретной задачей. Такие батареи
предназначены для измерения способностей,
необходимых в разных видах труда, и позволяют
ориентировать человека на целый спектр
профессий. Именно такой батареей, получившей
мировое признание, стала Батарея тестов
дифференциальных способностей (сокращенно
ДАТ: аббревиатура приводится в соответствии
с английским названием).
Батарея
ДАТ впервые была создана в 1947 г., а затем
пересмотрена в 1963 и 1973 гг. Она создавалась
для нужд средней школы и нашла применение
в профессиональной ориентации учащихся.
По замыслу ее первых создателей она должна
была включать измерение таких качеств,
которые имеют значение для продолжения
образования в высшей школе. ДАТ разработана
психологической ассоциацией и включает
восемь субтестов:
1. Словесное
мышление. Задания предлагаются в виде
двойных аналогий;
2.
Числовые (счетные)
способности. Испытуемому
предлагаются задачи;
3. Абстрактное
мышление;
4-й
и 5-й субтесты проверяют техническое
мышление и пространственные представления
испытуемого;
6. Скорость и точность восприятия;
7-й
и 8-й субтесты измеряют способности
испытуемых правильно пользоваться
правописанием и строить предложение
("Использование языка").
Общее
время, необходимое для проведения
испытания, превышает 5 часов, поэтому
его выполнение рекомендуется разбивать
на два этапа. Батарея разработана в двух
эквивалентных формах. Коэффициенты надежности
отдельных тестов равны 0,90 (в среднем).
Тестовая батарея была стандартизирована
на выборке из более 64 000 учащихся. Авторское
право на ДАТ принадлежит Психологической
корпорации Нью-Йорка.
Другая известная батарея, предназначенная
для диагностики способностей, называется
Батареей общих способностей (сокращенно
ГАТБ).
Она была разработана в 40-х гг.
в США и использовалась службой занятости
для консультирования в государственных
учреждениях.
Эта
батарея использовалась в промышленности
и в армии для профессиональной
консультации, размещения кадров по рабочим
местам. Создатели этой батареи провели
предварительный анализ почти 50 тестов,
разработанных для различных профессий,
и обнаружили, что они во многом совпадают.
Современная батарея ГАТБ включает 12 субтестов,
измеряющих 9 способностей:
- 1.Вербальные
способности (задания на определение
синонимов и антонимов, т.е. проверяется
запас слов);
- 2-3.
Счетные способности (задания направлены
на вычисления и на математическое мышление);
- 4.Пространственное
восприятие анализируется с помощью геометрических
разверток.
- 5-6.
Восприятие формы (задания направлены
на сопоставление различных инструментов
и геометрических форм);
- 7. Восприятие
клерка представлен парами слов, идентичность
которых необходимо установить.
- 8.Тест
моторной координации представляет собой
задание испытуемому делать пометки карандашом
в серии квадратов;
- 9-12.
Тест ловких рук. Измеряются точность
и скорость грубых движений рук.
Корреляция оценок различных способностей в данной батарее высока - до 0,66. ГАТБ регулярно используется в государственных учреждениях США при консультировании для поступления на работу. Кроме того, батарея может использоваться и другими организациями, например, в средней школе, колледже и т.д.
Надежность батареи ГАТБ удовлетворительная. Корреляции, определенные методами взаимозаменяемых форм и повторного тестирования, колеблются в пределах 0,80 и не превышают 0,90.
К недостаткам ГАТБ, как отмечает автор учебных пособий Гуревич, следует отнести в первую очередь то, что все тесты являются высокоскоростными. Кроме того, способности охвачены недостаточно широко. Не включены тесты на понимание техники, а также тесты на мышление и находчивость.
Специальное сопоставление двух рассмотренных выше батарей ДАТ и ГАТБ показало, что показатели коэффициента корреляции не настолько высоки, чтобы считать эти тесты идентичными. Таким образом, ГАТБ в большей степени ориентирована на применение в промышленности, ДАТ - в школе. Обе батареи могут быть использованы в практике психологической службы.
В группу профессионализированных способностей входят также способности, связанные с художественным творчеством.
Для некоторых видов творческих способностей разработаны стандартизированные тесты. Так, например, тесты художественных способностей включают задания на понимание искусства и на продуктивность (т е. технику, мастерство исполнения) деятельности. Тесты художественных способностей диагностируют одно из важнейших качеств - эстетическое отношение к жизни.
В тестах на понимание искусства испытуемому необходимо выбрать из двух вариантов и более изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительный. В качестве вариантов изображений могут быть использованы картины известных художников или сюжеты.
Наиболее известным является тест суждений об искусстве Мейера. Он был создан в 1929 г и пересмотрен в 1940-м. В нем в качестве заданий использованы картинки и рисунки известных художников. Каждое задание включает 2 варианта: репродукцию подлинника и ее же с некоторыми изменениями, касающимися пропорций, симметрии, гармонии. Тест оценивает умение судить об эстетической организации произведения как наиболее важном для художника факторе художественного восприятия.
Другой тест (опросник художественных способностей Хорна)
и т.д.................