Конспект оод по обучению грамоте в старшей группе "гласные звуки а, о, у, и". Занятие по обучению грамоте «Проделки Буквоежки Гласные звуки в старшей группе
Звуки а, и, о, у, э, ы.
Ход занятия.
Оргмомент.
Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающие разные эмоции. Дети
произносят гласные звуки с удивлением, радостью, печалью, возмущением.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы отправимся в путешествие с гласными звуками и узнаем что-то новое о словах.
Повторение гласных звуков.
Жили-были гласные звуки. Какие гласные звуки вы знаете?(А, о, э, у, и, ы.) Каким кружком вы их обозначаете? (Красным кружком.) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь.) Вспомним слова о гласных звуках.
Гласные тянуться песенкой звонкой:
И-и-и-и,
Могут заплакать и застонать:
О-о-о-у-у-у,
Могут качать в колыбели Алёнку:
А-а-а-а,
Могут как эхо в лесу закричать:
«Ау! Ау! Ау!»
Могут летать высоко в синеву:
У-а-и-у.
Анализ и синтез прямых слогов.
Звук э подружился со звуком х и получился слог (эх).
Если звук у встанет впереди звука х, получится слог (ух).
Если звук х встанет перед звуком а, получится слог (ха).
Идут гласные звуки по дорожке. Видят – звук м скучает. Пригласили его с собой. Какие слоги получатся, если звук м подружится с гласными звуками? (Ма, мо, му, ми.)
Выделение гласных звуков из начала и середины слов. Развитие фонематических представлений.
Шли звуки, шли и пришли в лесную школу. Учительница Сова предложила назвать, какой гласный звук звучит в начале слова.
От имени совы даются слова аптека, остров, история, эскимо, игрушки. Дети
называют первый гласный звук.
А сейчас вы сами назовёте слова, в которых гласные звуки слышатся в начале.
Выделение гласных звуков из середины слов кот, дым, мак, сом, дуб, рот.
Физминутка.
Знакомство со слогом. Определение количества слогов и их последовательности.
Выставляется часть картины «маки».
Что это? Мишутка говорит: «Ма». Правильно ли он назвал цветы? (Нет. Он сказал не всё слово. Он сказал часть слова.) Скажем вторую часть слова. (Ки.) Произнесите это слово по частям. (Ма-ки.)
Логопед сначала показывает картинку «Сани», затем часть её.
Вот первая часть предмета. Назовите первую часть этого слова. (Са.)
Подставляется вторая часть картинки, дети называют слог. (Ни.)
Скажите всё слово. (Сани.) Всё слово можно произнести по частям. Часть слова называется слогом. Повторите, как называется часть слова. (Слог.)
На перемене зверята разбежались кто куда. Вместе с учительницей Совой позовём их. (Ли-са, Ми-ша.) Как мы произнесли эти слова? (По слогам.) Слова как будто рассыпались на части – слоги. Сосчитаем, сколько слогов в слове ли-са. Обозначьте слоги счётными палочками.
Делятся на слоги слова жаба, пони.
Сколько слогов в слове жаба? Какой первый слог? Какой второй слог? Переставьте слоги в слове жаба и произнесите их. (Ба-жа.) Правильно ли звучит слово? (Неправильно.) Можно ли переставлять слоги в словах? (Нельзя.)
Перед детьми строится домик из кирпичиков. Вынимается один кирпичик.
Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Послушайте, как звучит слово ли-сонь-ка без слога ли: -сонь-ка.
Ознакомление с символом слога – короткой полоской. Сравнение символов одного слога и
слова.
Значение слогообразующей функции гласного звука.
Как же узнать, сколько слогов в слове? (Можно отхлопать слоги,) Помогут нам определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Повторение правила хором, парами и отдельными детьми.
А сейчас убедимся, что это так.
Выставляются картинки «мак» и «маки», «дом» и «дома».
Какой гласный звук есть в слове мак? (Звук а.) Сколько слогов в слове мак? (Один слог.) Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (Два раза.) Какие гласные звуки вы услышали в слове маки? (А, и.) Положите столько полосочек, сколько слогов в этом слове.
Аналогично проводится работа со словами дом-дома.
Придумайте слова, которые состоят из одного слога. (Дом, сом, суп, сок, кот, кит) Назовите слова, в которых два слога.
Ответы детей.
Еще раз повторим самое важное правило - сколько в слове гласных, столько и слогов.
Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать и говорить слова по слогам. Сделаем шаг и скажем слог. (Ка-ша, мо-ло-ко, ма-ли-на, но-га, ко-за, во-ро-на.)
Итог занятия.
Вот и закончилось наше путешествие с гласными звуками. Попрощаемся с учительницей Совой и с учениками лесной школы, с которыми мы учились делить слова на слоги и узнавать, сколько слогов в слове.
15
Приложенные файлы
Обучение граммоте в ДОУ.
Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.
2. Развитие слухового и зрительного внимания.
3. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.
4. Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.
5. Развитие мелкой моторики и координации движений.
2. 6. Развитие фонематического слуха.
Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки зеленые и синие квадратики.
Оборудование: Синяя и зеленая коробка, игрушки, мяч.
Фонограммы звуки природы и звуки предметов
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад с.Каменка Пугачевского района Саратовской области»
Обучение грамоте
«Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».
Старшая разновозрастная группа
Подготовила воспитатель
Фархутдинова Светлана
Закировна
Каменка 2017г.
Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».
Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.
2. Развитие слухового и зрительного внимания.
3. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.
4. Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.
5. Развитие мелкой моторики и координации движений.
2. 6. Развитие фонематического слуха.
Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки зеленые и синие квадратики.
Оборудование: Синяя и зеленая коробка, игрушки, мяч.
Фонограммы звуки природы и звуки предметов
Ход занятия:
- Орг. момент.
«Улыбка»
Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
И она к тебе еще не раз вернется.
Вступительная часть.
Дидактическая игра «Послушаем»: Дети давайте с вами закроем глаза, постоим молча и послушаем. (фонограмма звуки природы, звуки предметов) Что вы слышите?
Всё, что вы услышали, как называется?
Правильно звуки. Молодцы, ребята. Сегодня мы отправимся в сказочный город «Звукоград» . Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь? (Да). Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.
Воспитатель: Но чтобы попасть в этот город нам надо отгадать загадку:
Его не видно, в руки не взять, Но зато слышно. Что это? (звук)
Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны .
Основная часть.
Мы попали с вами в а совсем крохотный город под названьем «Звукоград» . В нем живет всеготридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они былиневидимками. Но зато их можно услышать. Зовут этих жителей звуки. Шесть звуковпевцы: а, о, э, у, и, ы. Им подпевают: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звукиназывают - гласными. Звуки между собой очень дружат и распевают волшебные песни.Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно ихпроизносить.
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
Воспитатель: Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и громко петь - каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём. [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6). Называются они гласными, от слова «глас», т.е. голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком. Посмотрите они, как мячик. Он может долго катиться, так и гласные - поются, тянутся.
Игра «Назови звук в начале слова»
Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).
Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится с мячом по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).
Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.
Но в этой волшебной стране есть ещё жители - согласные звуки. Им живётся хуже. Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтомуони и называются согласные звуки.
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочеться им петь.
С,С,С...- змеиный слышен свист,
Ш,Ш,Ш...- шуршит опавший лист,
Ж,Ж,Ж...- жуки в саду жужжат,
Р,Р,Р...- моторы тарахтят
Согласные звуки произносятся коротко. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).
Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Обозначать мы их с вами будем, синим или зеленым квадратиком. Квадратик - кубик, посмотрите катиться, как мячик не может. Так и согласные не поются, не тянутся.
Дидактическая игра «Собери игрушки».
Ребята к нам заглядывал Незнайка и посмотрите какой беспорядок он оставил. Разбросал все игрушки, помогите мне их собрать. Но собирать мы будем их следующим образом: игрушку, которая начинается на твердый согласный звук мы уберем синюю коробку, а игрушку, которая начинается, на мягкий согласный, в зеленую.
Мы сейчас встанем и отдохнём.
Физкультминутка. Улыбнись
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками
руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими.
Что это значит? Послушайте и сравните, как звучат два музыкальных инструмента колокольчик и барабан. Что вы можете сказать о их звучании?
(Колокольчик звучит звонко, а у барабана глухой звук.)
Вот так и согласные звуки одни звучат звонко, другие глухо. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик), тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой. Давайте поиграем в игру
«Угадай, какой звук».
Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите. (воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.)
Пальчиковая гимнастика
«Весна»
Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)
Составление схем слов.
Ребята звукам очень нравится. Как вы с ними играете.
А теперь они просят вас построить домики для слов.
Перед вами лежат карточки с рисунками и геометрические фигуры квадратики синие и зеленые и красные кружочки. Вам необходимо провести звуковой анализ слова и составить схемы к этим словам.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Итог занятия:
Ну а, нам пора возвращаться домой. Но прежде чем вернутся, нужно пройти пароль. Готовы?
На какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
Как отличить гласный звук от согласного звука? (гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)
Назовите гласные звуки.
Какими бывают согласные звуки? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по городу «Звукоград».
Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятий закрепляются представления детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках “А”, ”У”, “О” и их буквенном обозначений. Конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Описание материала : Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятий закрепляются представления детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках “А”, ”У”, “О” и их буквенном обозначений. Конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ.
Область:
Коммуникация.
Подобласть:
Основы грамоты и письма.
Тема: Закрепление пройденного материала.
Билингвальный компонент:
Кукла – куыршак, лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак.
Программное содержание:
Закреплять знания детей о гласных звуках («А», «У», «О») и их буквенном и условном обозначении – красный квадрат. Тренировать в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); самостоятельно придумывать слова, находить заданные буквы в алфавите, с помощью слияния 2-х звуков, соединять их в слова «ау», «уа». Закреплять представление детей о понятиях: «звук», «буква», «слово». Продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный звук, выделяя его голосом.
Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.
Воспитывать доброжелательность, чувство благодарности.
Оборудование и материал:
3 красных квадрата, печатные буквы «А», «О», «У», предметные картинки, овощи-муляжи, 3 тарелочки, обручи, домик, кукла, детское домино. Шнурки, цветные карандаши, руль, алфавит, карточки-схемы, звуковой молоточек.
Ход занятия.
Воспитатель:
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо звать, не надо ждать,
Распределяются роли: кондуктор, контролер и шофер. Кондуктор раздает билеты с изображением букв «А», «У», «О». Каждому пассажиру нужно найти свой стульчик (с такой же буквой). Контролер проверяет, правильно ли заняты места. Шофер занимает свое место.
Воспитатель:
В путешествии нам поможет карта маршрута. Посмотрите, что это (алфавит)? Чтобы узнать первую остановку нашего маршрута, назовите первый звук в слове «Автобус». Найдите эту букву в алфавите, которая обозначает данный звук. Отправляемся в путь. Звучит песня «Мы в автобусе сидим». Дети имитируют движения, подпевают.
Первая остановка.
Воспитатель:
Чей это домик? Какой буквы? Какого он цвета (красного)? Почему?
Загадка:
Два столбца наискосок,
А между ними поясок
(буква «А»)
Из домика появляется буква «А». Дети протягивают звук. Какой это звук (гласный)? Нужно выполнить задание, которое нам приготовила буква.
Игра «Где живет звук?»
Дети находят поочередно фрукты на картинках, в названии которых слышат звук «А» в начале слова, в середине, и в конце (апельсин, банан, груша).
Что вы видите в корзинке (овощи)? Нам нужно выполнить следующее задание:
Игровое упражнение: «Разложи овощи по тарелочкам» (в зависимости от слогов: 1 слог, 2 слога, 3 слога).
Дети выкладывают овощи по тарелочкам.
Сколько овощей в каждой тарелочке? Другие дети проверяют с помощью хлопков. Назовите овощи на казахском языке (лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак). Букве «А» понравилось, как мы выполнили задание, и она дает нам эти гостинцы с собой в детский сад. Мы угостим других ребят.
Дети идут к автобусу.
Воспитатель:
Чтобы узнать, куда мы отправляемся дальше, отгадайте загадку:
Пушистая вата плывет куда-то (облако).
Назовите первый звук в слове. Найдите эту букву на нашей карте. Занимаем свои места, едем дальше. Звучит музыка.
Вторая остановка.
Воспитатель:
Домик какой буквы мы видим? Отгадайте загадку:
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква… («О»).
Протяните этот звук. Поймайте его (хлопок в ладоши).
Выходит буква «О». Она приготовила нам в подарок игрушки для детского сада (обруч, домик, домино-буквы).
Произнесите слова, выделяя звук «О». Где он находится в слове?
Подвижная игра «Из обруча в обруч» . Какую букву напоминает нам обруч?
Игра «В каком слове живет звук “О”». Воспитатель показывает предметные картинки и называет слова. Дети хлопают в ладоши, если в слове живет звук «О».
Буква «О» благодарит ребят за выполненные задания, дарит игрушки.
Загадка:
Это кто там по тропинке
Домик свой везет на спинке (улитка)?
Произнесите первый звук. Найдите букву «У» в алфавите. Дети занимают места в автобусе. Поехали дальше под музыку.
Третья остановка.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
Протяните звук, поймайте его в воздухе. Выходит буква «У». Просит детей придумать слова со звуком «У» в начале, в середине, и в конце слова. Какого цвета домик у буквы «У» - почему?
Оказывается, в гости к букве «У» пришла буква «А» (буква «А» встает впереди буквы «У»). Что же получилось? Дети читают: «А-У».
Где вы слышали такие звуки (в сказках).
Показ иллюстрации к сказке «Машенька и медведь».
Буква «У» приготовила нам в подарок куклу. В слове «кукла» живет звук «У»? Как будет кукла на казахском языке?
Воспитатель читает четверостишье:
У меня есть девочка,
Звать ее Аленушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день: «Уа, уа».
Вот и все ее слова.
Как плачет Аленушка? Давайте с помощью наших букв сложим эти звуки вместе. Дети меняют местами буквы, читают» «Уа». Буквы предлагают нам игру. Выложить из цветных шнурков и карандашей буквы.
Дети делятся на две команды. Выкладывают на ковре буквы «А», «У», из шнурков и цветных карандашей с помощью опорных точек.
Воспитатель:
Прочитайте, что получилось. Буква «У» дарит нам в подарок куклу Аленушку. А нам пора в наш детский сад. Дети едут в автобусе, звучит музыка.
Остановка «Детский сад».
В какой стране мы сегодня побывали (Буквомания)? У каких букв мы были в гостях («А», «О», «У»)? Вам понравились их подарки? Давайте мы тоже отблагодарим их. Мы сделаем для них их фотографии, обведем по точкам цветными карандашами буквы, и нарисуем к ним картинки. Это мы сделаем сегодня в свободное время, а затем в конвертах отправим их в страну Буквомания.
Итог, обобщение занятия.
Знакомство с гласными и согласными.
Учитель говорит:
- Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим «рука», а в старину говорили «длань», мы говорим «глаза», а раньше говорили «очи», «губы – уста», «палец – перст», «голос- глас».
- Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).
- А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).
- В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ. Жили они дружно .
-Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.
-Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.
-Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.
1)Вокально-игровые упражнения.
(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).
-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.
Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.
-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):
А-А-А-А-А-А-А-А
А-А-А-А-А-А…
Вот поёт эту песню звук О:
О-О-О-О-О-О-О-О
О-О-О-О-О-О-О…
-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.
(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).
- Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг» …
Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.
2) Упражнения в узнавании согласных звуков
- Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:
Б– бухтит; В– ворчит;
Г– гогочет; Д– долбит;
Ж – жужжит; З – звенит;
К – кряхтит; Л– лопочет;
М– мычит; Н– ноет;
П– пыхтит; Р– рычит;
С– свистит; Т– тарахтит;
Ф– фыркает; Х– хрюкает;
Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд);
Ш– шипит;
Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…
Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.
Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.
3)Упражнения в узнавании гласных и согласных звуков.
-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.
-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:
«гласные – красные» – 1-й пальчик!
«гласные – красные» – 2-й пальчик!
«гласные – красные» – 3-й пальчик!
«гласные – красные» – 4-й пальчик!
«гласные – красные» – 5-й пальчик!
А теперь вторая, правая рука: …
Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.
Конспект занятия в старшей группе.
ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Цели:
- учить слышать и выделять гласные первого ряда;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения;
- воспитывать бережное отношение друг к другу.
Оборудование:
Зеркала; предметные картинки; «волшебные» башмачки (вязаные пинетки); пластмассовые гласные буквы; карточки в виде домика с гласными буквами; карточки с рядом букв (гласных и согласных).
Артикуляционная гимнастика
Сказка о веселом язычке.
Жил-был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались.
Дети открывают и закрывают рот.
Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом налево (выполняют упражнение «Часики»),
потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко
(упражнение «Лопаточка»).
Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл в домик и закрыл за собой дверь.
Дома язычок напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики»). Котенок потянулся и лег спать. А на дворе солнышко спряталось за тучки, стало прохладно, послышалось сердитое «з-з-з». Как вы думаете, кто это был?
Дети. Комар.
Логопед. Большой комар пел: з-з-з, а маленький ему подпевал: з΄ - з΄ - з΄.
Гимнастика для рук (су-джок).
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой
Любимый мячик!» -
Скажет утром каждый
Пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
По столу (руке) круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый
Палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч
Гоняю.
Мячик мой не отдыхает –
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу
Правой –
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь!
Дети садятся в кружок на ковре, им раздают «волшебные башмачки», в которых лежат пластмассовые гласные буквы.
Логопед. Закройте глаза и пощупайте башмачок. Что спряталось в нем?
Дети. Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы].
Логопед. Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия?
Дети. Гласные звуки и буквы.
Игра «Угадай звук».
Логопед показывает артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют .
Логоритмика.
Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением:
[а] – руки плавно разводят в стороны;
[о] – руки поднимают вверх в виде овала;
[у] – руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; ; указательный вытягивают вперед;
[и] – прямые руки поднимают вверх, пальцы сжимают в кулачок, указательный вытягивают вперед;
[ы] – пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу».
Игра «Самый внимательный и быстрый».
Дети получают карточки.
Логопед. Внимательно рассмотрите буквы. Вычеркните только гласные.
АВЩБЭУКЩСЫФТПЭКОТИЭНУАМ
Дети выполняют.
Посмотрите на вычеркнутые буквы. Какая из них лишняя? Почему?
Дети. Гласная и, потому что она из второго ряда.
Игра «Рассели картинки».
По комнате разложены «домики» с гласными буквами а, о, у, ы. Дети их находят и называют. Затем вытягивают себе по четыре карточки с картинками (дом, стол, мак, жук, рак, дым, кот…).
Логопед. Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик.
Дети выполняют, проверяя правильность расселения картинок.
А теперь припомните и назовите картинки, которые вы раскладывали.
Дети выполняют.
Игра «Угадай, что напишу»
Дети встают в кружок.
Логопед. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на нее.
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.
Итог занятия
Логопед. Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось?
Дети отвечают.