Дискреционная и недискреционная фискальная политика и ее эффективность. Дискреционная и недискреционная фискальная политика
Рассмотрим дискреционную и недискреционную фискальную политику. Последнюю называют также автоматической политикой, или политикой встроенных стабилизаторов.
Дискреционная фискальная политика представляет собой маневрирование налогами и государственными расходами путем принятия специальных решений правительства в целях воздействия на реальный объем национального производства, уровень занятости и темп инфляции.
Если происходит увеличение государственных расходов без повышения налогов, то эффект данного увеличения аналогичен
эффекту от роста инвестиций, поскольку возникает мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Дело в том, что государственные расходы так же, как и инвестиции, не зависят непосредственно от объема национального производства и не влияют на функцию потребления. Увеличение государственных расходов сопровождается бюджетным дефицитом. Государство вынуждено идти на дефицитное финансирование, как правило, в целях преодоления спада или депрессии.
Теперь рассмотрим последствия уменьшения налогов без сокращения государственных расходов. В этом случае также будет иметь место мультипликативное воздействие на размер национального производства, но в меньшей степени, чем при увеличении государственных расходов; возникает бюджетный дефицит, вызванный сокращением налогов.
Если сравнить оба случая с точки зрения эффективности воздействия на объем национального производства, то первый случай предпочтительнее. В период спада увеличение государственных расходов оказывает более ощутимое антикризисное воздействие на экономику, чем снижение налогов. «Новый курс» Рузвельта в США, основанный на кейнсианских рекомендациях, который предусматривал, в частности, организацию общественных работ на основе роста государственных расходов в целях борьбы с массовой безработицей, оказался гораздо эффективнее попыток сбалансировать бюджет в условиях кризиса. В Германии такая попытка в период Великой депрессии резко ухудшила экономическую ситуацию, что, в частности, способствовало приходу к власти фашизма.
Дискреционная фискальная политика является действенным инструментом антициклического регулирования. В период подъема проводится сдерживающая, или рестриктивная, политика, направленная на сдерживание экономической активности, а в период спада - стимулирующая, или экспансионистская, политика, способствующая повышению уровня экономической активности, сопровождающаяся ростом бюджетного дефицита.
Вместе с тем дискреционная фискальная политика имеет определенные ограничения. Финансирование государством строительства новых дорог, школ, больниц и т.д. ведет к созданию новых рабочих мест и сокращению безработицы. Но временной лаг от момента принятия решения о выделении средств на данные цели до момента полной реализации этих расходов, получения людьми работы может составить годы. Требуются разработка планов, получение разрешения на реализацию проектов у экологических служб, приобретение земельных участков, строительство новых зданий и т.д. Это значит, что крупномасштабные государственных программы, в частности, программы общественных работ, могут быть эффективны в условиях глубоких и затяжных кризисов и депрессий. Если спад окажется коротким, то реализация проекта общественных работ может начаться в период подъема экономики и усилить ее перегрев.
Подобные недостатки имеют место и при манипулировании налогами. Проекты о налогообложении достаточно долго обсуждаются и утверждаются. Предложения о повышении налогов воспринимаются экономическими субъектами чаще всего негативно, поэтому политики, выступающие с данными предложениями, рискуют проиграть на выборах. Если экономические субъекты предполагают, что снижение налогов носит временный характер, то их реакция на данное снижение может быть незначительной, а поэтому антициклический эффект от снижения налогов будет меньше ожидаемого.
Дискреционную форму фискальной политики дополняет ее недискреционная форма, основанная на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автоматическое увеличение поступлений в государственный бюджет в период роста экономики и автоматическое сокращение данных поступлений в период спада. Основные встроенные стабилизаторы - это автоматические изменения налоговых поступлений и трансфертных платежей.
В отличие от дискреционной фискальной политики, которая предполагает целенаправленные действия правительства при изменении экономической ситуации с целью достижения стабилизационного эффекта, недискреционная фискальная политика способствует обеспечению данного эффекта автоматически.
Недискреционная фискальная политика предполагает гибкое изменение интенсивности налоговых поступлений и потоков трансфертных платежей в зависимости от постоянно меняющейся под влиянием циклических колебаний экономической ситуации. В фазе подъема, по мере увеличения объема национального производства, налоговые поступления возрастают, особенно если в экономике действует прогрессивная система налогообложения. Увеличиваются также акцизы и налоги на добавленную стоимость.
При спаде налоговые поступления в бюджет сокращаются, а интенсивность потоков трансфертных платежей увеличивается. Данная гибкая система регулирования налоговых поступлений и трансфертных платежей оказывает стабилизирующее воздействие на совокупный спрос.
Примером трансфертных платежей является пособие по безработице, которое человек начинает получать вскоре после увольнения. Когда он вновь находит работу, выплата пособия прекращается. Пособие по безработице способствует стабилизации доходов и поэтому является антициклическим регулятором.
Фискальная политика используется государством для достижения стабилизации экономики, снижения инфляции и безработицы. Ее основные типы
- 1. Фискальная экспансия или дискреционная, означающая сознательное манипулирование налогами и расходами госбюджета. Ее еще называют активной, носящей экспансионистский характер. Она осуществляется в период рецессии и направлена на борьбу с безработицей. Ее основные инструменты:
- 1) увеличение государственных расходов (расширение общественных работ, изменение трансфертных платежей);
- 2) манипулирование налоговыми ставками;
- 3) сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.
В период спада фискальная политика направлена на появление дефицита. Различают структурный и циклический дефицит. Первый возникает в том случае, когда государственные расходы превышают налоги в условиях полной занятости. Циклический дефицит - это разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным. Он имеет место в условиях спада общественного производства. В условиях бюджетного дефицита стимулирующее воздействие фискальной политики на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Любое государство стремится уменьшить дефицит бюджета. Существуют три способа финансирования бюджетного дефицита:
- а) государственные займы;
- б) ужесточение налогообложения;
- в) "сеньораж" - это доход, полученный в результате увеличения денежной массы в обращении путем роста эмиссии денег. Он составляет разницу между дополнительным количеством выпущенных денег и затратами на их выпуск.
Каждый их этих способов может иметь место, но наиболее эффективный - создание новых денег. Дело в том, что ужесточение налогообложения не очень популярная мера и не способствующая росту политической ренты правительства. Здесь могут иметь место недовольство определенных групп населения и их протесты, как например, в РФ в 2009 г. по поводу увеличения транспортного налога. Государственные займы у населения, в связи с ростом спроса на финансовые ресурсы, будут способствовать увеличению ставки процента, что в конечном итоге приведет к эффекту вытеснения инвестиций.
Если в экономике проявляется экономический рост и инфляция спроса, то в этом случае осуществляется сдерживающая или рестриктивная фискальная политика, предполагающая несколько иное использование тех же инструментов рассматриваемой политики, а именно:
- 1) сокращение государственных расходов;
- 2) увеличение налогов;
- 3) оптимальное сочетание первого и второго инструментов.
Рестриктивная фискальная политика ориентируется на появление бюджетных излишков, которые еще больше могут усиливать инфляцию спроса. Поэтому их необходимо устранить путем погашения внутреннего долга государства или изъятия денег из обращения, не допуская их дальнейшее использование.
В целом дискреционная финансовая политика предназначена для осуществления антициклической политики, где основную роль играют государственные расходы, которые в период спада возрастают, стимулируя деловую активность, а при экономическом буме сокращаются. Балансируя доходами и расходами госбюджета, государство одновременно осуществляет меры по финансированию бюджетного дефицита и ликвидации бюджетных излишков.
2. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика означает, что необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это обеспечивается так называемыми встроенными стабилизаторами, под которыми понимается какой механизм регулирования экономики, который не требует принятия каких-либо мер и тем более дополнительного финансирования. Так, например, при росте доходов населения и фирм увеличиваются налоговые поступления в бюджет, при наступлении рецессии они уменьшаются (при тех же ставках налогов), а трансфертные платежи, наоборот, возрастают в период спада, а при экономическом росте уменьшаются. Таким образом, в период подъема налоги автоматически возрастают, тем самым сдерживая его. Одновременно при этом ликвидируется дефицит госбюджета и могут возникнуть бюджетные излишки. В период спада налоги автоматически уменьшаются, что сдерживает рецессию и ведет к возникновению бюджетного дефицита. Безусловно, встроенные стабилизаторы не в состоянии ликвидировать циклические колебания, они их лишь сглаживают и то только в определенной степени.
Эффективность фискальной политики зависит от ряда факторов, которые могут вообще оказать негативное на нее воздействие. Речь идет о временном лаге, дереве целей в государственном регулировании экономики, инфляции и чистом экспорте, а также проблемах эффектов вытеснения.
Временной лаг связан с проблемой распознавания начала рецессии или инфляции, а также здесь имеет место административная задержка, связанная уже с принятием правительством конкретных мер. В тоже время имеет место функциональное запаздывание, свидетельствующее о временном разрыве между моментом принятия решений фискальной политики и достигнутой результативностью в области занятости и роста ВВП.
Иерархия целей экономической политики государства, их подцели свидетельствуют о том, что при их одновременной реализации могут порождаться и негативные явления. Так, например, при стимулировании совокупного спроса с целью достижения экономического роста одновременно может повышаться уровень инфляции. Рост инфляции в свою очередь ослабляет каждый из элементов совокупного спроса
и тем самым снижается эффективность фискальной политики.
Стимулирующая фискальная политика ведет не только к повышению AD, но и росту процентной ставки, а это снижает чистый экспорт, поскольку иностранные инвесторы вынуждены будут тратить больше валютных средств на покупку инвестиционных товаров. Это ослабит экспорт страны и увеличит тем самым импорт, что означает ослабление и чистого экспорта и AD и потерю эффективности фискальной политики.
Эффект вытеснения связан с ростом процентной ставки, которая ограничивает инвестиционную активность и тем самым снижает результативность стимулирующей фискальной политики.
Политика государственных расходов и налогов.
Предварительные расходы - это затраты государства на приобретение экономических благ, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Манипулирование налогами и государственными расходами в результате реализации дискреционной фискальной политики направлено на изменение реального объема производства, контроля над инфляцией и достижение экономического роста.
Цели государственных расходов трактуются основными экономическими школами по-разному. Так, кейнсианская школа считает, что бюджетные расходы необходимы для стимулирования AD (совокупного спроса), борьбы с безработицей и осуществления социальных расходов.
Неоклассики государственные расходы связывают с развитием экономической и социальной инфраструктуры. Наконец институционализм считает, что госрасходы необходимы для создания общественных благ и устранения негативных внешних эффектов.
Государственные расходы формируют более благоприятные условия для развития национальной экономики. Они обладают эффектом мультипликатора. Данное явление можно показать графически.
Рис. 20.
Экспансионистская фискальная политика проводится в период спада экономики. Она предполагает увеличение госрасходов и уменьшение налогов. Это смещает кривую AD в положение пунктирной линии, затем мультипликатор приводит к еще большему возрастанию совокупного спроса до AD1. Это происходит в виду того, что с каждым последующим циклом новых потребительских расходов эффект мультипликатора усиливает AD. Одновременно растет занятость и сокращается безработица. Если снижать налоги, то часть располагаемого личного дохода (РЛД) может направляться на сбережения.
Поэтому использование налогов в качестве инструмента экспансионистской фискальной политики считается менее эффективным. Следует учитывать, что государственные доходы в результате снижения налогов уменьшатся. А повышение их при сдерживающей фискальной политике психологически воспринимаются неадекватно.
При сдерживающейся фискальной политики, направленной на уменьшение инфляции спроса сокращаются государственные расходы и растут налоги, кривая AD смещается влево, а мультипликатор госрасходов еще более усиливает этот процесс. Государственные расходы могут быть использованы для погашения долга.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг означает долг иностранным государствам, кредитно-финансовым учреждениям и отдельным лицам. Внутренний долг - это долг государства своему населению. Управление и обслуживание госдолга возложено на Центральный банк РФ и Федеральное Казначейство при Министерстве Финансов РФ.
Основной проблемой, стоящей перед современной Россией является корпоративный долг - около 500 млрд. долларов США. Это долг негосударственного сектора. Его погашение во многом связано с повышением конкурентоспособности российских фирм, с инвестиционной политикой и переходом на инновационную экономику.
Безусловно, важным направлением бюджетной политики является сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Но на близлежащую перспективу она должна быть направлена на достижение стабильности экономики, ее модернизацию и диверсификацию. Как известно для этого были созданы Правительством РФ две комиссии: Комиссия по модернизации и технологическому развитию и Комиссия по экономическому развитию и интеграции. Они должны решить пять направлений:
- 1) достижение энергоэффективности и энергосбережения, в том числе разработка новых видов топлива;
- 2) развитие ядерных технологий;
- 3) совершенствование космических технологий, особенно связанных с телекоммуникациями;
- 4) повышение результативности медицинских технологий;
- 5) продвижение стратегических информационных технологий, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.
Таким образом, направления финансовой политики можно представить в виде следующей схемы.
Таблица 7
Виды финансовой политики
При осуществлении финансовой политики правительство опирается не только на расходную часть госбюджета, спецфонды, но и использует золотовалютные резервы и Резервный фонд. Объем золотовалютных резервов в РФ на 01.01.2009 г. составлял 426 млрд. долл., а на 01.01.2010 г. - 440 млрд. долл.
Дискреционная фискальная политика – целенаправленное, сознательное изменение государственных расходов и налогов со стороны государства в целях изменения национального объема производства, занятости, ускорения экономического роста.
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – предполагает изменение государственных расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного спроса.
Встроенные стабилизаторы: прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.
Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:
1. увеличивает расходы,
2. сокращает чистые налоги.
Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:
1. снижаются государственные расходы,
2. увеличиваются чистые налоги.
Бюджетный дефицит. Государственный долг.
Дефицит бюджета наблюдается тогда, когда расходы бюджета превосходят доходы. Существует три способа его финансирования:
1. монетизация (т.е. финансирование за счет включения печатного станка);
2. выпуск займов (эмиссия государственных ценных бумаг). В противном случае возникает так называемый эффект вытеснения ;
3. прирост налоговых поступлений в бюджет.
Государственный долг – это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска государственных ценных бумаг. Увеличение государственной задолженности является важным источником государственных расходов.
Тема 8. Деньги, денежное обращение. Кредитная система государства.
Введение
Основные вопросы:
1. Деньги и их функции. Структура денежной системы.
2. Кредитная система государства.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 7, стр. 147–149, глава 8, стр. 168–169.
В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:
· функции денег;
· денежные системы;
· натуральные деньги;
· символические деньги;
· инструменты кредитного рынка;
· инструменты финансового рынка;
· основные и производные инструменты финансового рынка;
· денежное обращение.
Теоретический материал.
Чтобы идти дальше в построении полной модели равновесия, отражающей взаимодействие трех совокупных рынков – товарного, финансового и ресурсного, необходимо рассмотреть функционирование финансового рынка. Финансы в узком смысле – это денежные средства общества, находящиеся в руках различных институциональных собственников . Не всякие деньги являются финансами, но всякие финансы выступают в форме денег. Деньги становятся финансами в результате общественных отношений по их сбору в особые фонды с каким-либо целевым назначением. Например, деньги, собираемые домохозяйством для покупки автомобиля, не являются финансами, а деньги, собираемые в госбюджет для нужд государства, выступают финансами.
Движение финансовых средств между различными субъектами образует финансовый рынок. Финансовый рынок – это механизм перераспределения денежного капитала между кредиторами и заемщиками, между собственниками денежных средств и предпринимателями, вкладывающими их в бизнес.Финансовый рынок олицетворяет совокупность рыночных институтов, направляющих потоки денежных средств от кредиторов к заемщикам.
Финансовый рынок может быть разделен на две относительно самостоятельные части – рынок денег как таковых, т.е. денежный рынок, и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных средств, а на рынке капиталов – долгосрочных.
Вопрос 1.
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Деньги – это такое финансовое средство, которое используется для покупки других товаров. Рынок невозможен без денежного обращения. Обращение денег – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг на всех трех рынках.
Деньги выполняют три очень важные функции :
· функцию средства обращения – выступают посредниками при обмене товаров;
· функцию меры стоимости – позволяют выразить стоимость всех товаров в едином масштабе, в качестве которого выступает национальная денежная единица (франк, доллар, рубль);
· функцию сохранения стоимости (накопления) – деньги выступают здесь в роли отложенного на будущее платежеспособного спроса.
Деньги в качестве покупательного средства возникли в глубокой древности. Долгое время в качестве денег выступало золото и другие благородные металлы. Поскольку в функции средства обращения деньги выступают мимолетным посредником, но в процессе обращения значительно изнашиваются, возникла идея замены их в обращении денежными знаками из более дешевых материалов. К середине 18 столетия в Европе, Северной Америке, России (с 1769 г.) появилисьбумажные деньги. Они прошли несколько этапов в своем развитии.
Современные бумажные деньги – кредитные деньги, они представляют собой долговые обязательства государства и в отличие от золотых монет не имеют внутренней стоимости.
Покупательная способность современных денег, не имеющих внутренней стоимости, определяется соотношением стоимости товарной массы и массы покупательных средств. В качестве покупательных средств выступают не только наличные деньги, но и безналичные.
Безналичные деньги – это особые инструменты расчетов, производимых банками, когда покупатель с помощью чеков, кредитных (пластиковых) карточек и иных средств поручает банку перевести определенную сумму денег со своего счета на счет продавца или выдать ему наличные.
Совокупность наличных и безналичных платежных средств, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство, образует денежную массу .
Кроме этого в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые непосредственно не используются как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на расчетных счетах, в сберегательных вкладах, депозитных сертификатах и т.п. Такие компоненты денежного обращения общепринято называть «квазиденьгами» (от латинского quasi – «как будто», «почти»). Экономисты называют их ликвидными активами.
Ликвидность какого-либо имущества или активов означает возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Самым ликвидным видом активов являются деньги, они обладают абсолютной ликвидностью. Квазиденьги относятся к ликвидному виду богатства, но разные их виды обладают разной степенью ликвидности.
С учетом выше изложенного в структуре денежной массы выделяют денежные агрегаты , различающиеся по степени ликвидности . В разных странах по-разному производится агрегирование: выделяют два, три и более агрегатов. В РФ принята следующая система денежных агрегатов:
М0 – наличные деньги;
Н – денежная база; она включает в себя М0 плюс обязательные резервы коммерческих банков, плюс средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ;
М1 = Н плюс средства предприятий на текущих счетах в КБ, плюс депозиты населения до востребования, плюс средства страховых компаний;
М2 = М1 плюс срочные депозиты;
М3 = М2 плюс депозитные сертификаты, плюс некоторые виды государственных ценных бумаг.
Наиболее значимыми для анализа являются агрегаты Н и М2 .
Необходимо обратить внимание, что в состав денежной массы не включаются наличные деньги, находящиеся в сейфах банков.
Денежная масса возрастает за счет двух факторов:
а) выпуск в обращение Центральным банком дополнительного количества денег (денежной эмиссии),
б) расширение кредитов коммерческих банков.
Вопрос 2.
В рыночной экономике время от времени складывается ситуация, когда у одних субъектов возникают временно свободные денежные средства, в то время как у других возникает временная потребность в дополнительных средствах. Кредитная система позволяет взаимовыгодно разрешить данное противоречие.
Кредитная система государства – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.
Кредитная система складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. К небанковским кредитно-финансовым институтам относятся инвестиционные, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, разного рода сберегательные кассы, кассы, ломбарды и пр.
Банковская система , как правило (в том числе и в России), имеет двухуровневое строение. Верхний уровень банковской системы образует государственный центральный банк (или совокупность банковских учреждений с полномочиями центрального банка). Нижний уровень при двухуровневой системе образует совокупность коммерческих банков, среди которых могут быть как частные, так и государственные.
Центральные банки (ЦБ) выполняют ряд очень важных для экономики функций, среди которых могут быть выделены следующие:
· эмиссия национальных денежных знаков;
· контроль и общий надзор за деятельностью кредитных учреждений;
· хранение государственных золотовалютных резервов и ведение счетов правительства;
· кредитование коммерческих банков и хранение их резервных фондов;
· денежно-кредитное регулирование экономики.
Центральный банк полностью свободен в своей деятельности и подотчетен только Парламенту.
Коммерческие банки (КБ) выполняют разнообразные операции, всю совокупность которых можно подразделить на пассивные (привлечение средств) иактивные (размещение средств). Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами клиента).
Цель коммерческого банка состоит в максимизации прибыли, нераспределяемая часть которой служит увеличению собственного капитала банка, что способствует обогащению его владельцев.
Для поддержания своей ликвидности, под которой понимается способность банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками , он должен постоянно иметь определенный резерв денежных средств. Центральный банк государства устанавливает для коммерческих банков норму обязательных резервов, которая представляет собой отношение величины обязательных резервов к обязательствам банка по бессрочным (а иногда и по срочным) вкладам. Величина этого норматива зависит от конкретной экономической ситуации и стоящих перед ЦБ задач, но она одинакова для всех коммерческих банков страны.
Норму обязательных резервов следует отличать от их суммы , при уменьшении объема депозитов будет сокращаться и сумма обязательных резервов при той же норме.
Разница между суммой депозитов и суммой обязательных резервов образует избыточные резервы (свободные ресурсы) банка, которые банк может выдавать в кредит.
Политика КБ проявляется в управлении банковским портфелем , включающим активы и пассивы банка.
Активы банка в балансовом отчете всегда показываются с левой стороны (кредит) и включают в себя:
Ø кассовую наличность банка;
Ø выданные ссуды;
Ø ценные бумаги, недвижимость и др. объекты «реальной» собственности, которыми владеет банк.
Пассивы банка в балансовом отчете всегда показываются с правой стороны (дебет) и представляют собой все требования к банку (кроме требований самих владельцев), важнейшие среди них банковские депозиты (вклады).
Большая доля банковских операций в странах с развитой рыночной экономикой приходится на так называемые забалансовые операции. Такое название они получили потому, что не относятся ни к активным, ни к пассивным и не находят отражения в балансовых счетах. В некоторых странах доля прибыли банков от забалансовых операций достигает 30–40% от общего ее объема. Кроме ранее названных посреднических и доверительных операций к забалансовым операциям относится:
· лизинг (приобретение по заявкам клиентов с последующей сдачей им в аренду движимого и недвижимого имущества);
· факторинг (выкуп банком долговых обязательств);
· консалтинг (продажа консультационных услуг коммерческим предприятиям).
Кроме этого еще можно назвать такие виды забалансовых операций, как обмен иностранных валют, обслуживание операций по кредитным карточкам, предоставление банковских гарантий, брокерские операции. Но основным (родовым) видом деятельности банков все же остается кредитование.
Кредит представляет собой движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента. Ставка процента (банковская процентная ставка) устанавливается на основе соотношения спроса и предложения и представляет собой выраженное в процентах отношение платы за кредит к сумме предоставленного банком кредита.
Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике:
Во-первых , кредит позволяет существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые бы определялись размерами собственного денежного капитала каждым предприятием (фирмой).
Во-вторых , кредит выполняет перераспределительную функцию, обеспечивая возможность направлять временно свободные денежные средства предприятий, государства и домохозяйств в наиболее прибыльные сферы экономики.
В-третьих , кредит содействует экономии издержек обращения.
В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы, основными из которых являются коммерческий и банковский кредит.
Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу.
Банковский кредит – это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями любым хозяйственным субъектам в виде денежных ссуд. Банковский кредит подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Особый вид долгосрочного кредита – ипотечный кредит . Он предоставляется в виде долгосрочных ссуд (от 10 до 30 лет) под залог недвижимости.
21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
Дискреционная фискальная политика - целенаправленноеизменение величин государственных расходов, налогов исальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темповинфляции исостояния платежного баланса .
Важная составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов, которые оказывают влияние на совокупный спрос, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как изменение частных инвестиций, служит толчком, пробуждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.
Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.
Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.
Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.
22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:m G =1/(1-MPC) МРС – пред.скл.к потребл.
Налоговый мультипликатор - равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.
Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС)
Изменение налогов оказывает меньшее влияние ва величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; численный коэффициент, равный единице.
Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.
Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.
Важная составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов, которые оказывают влияние на совокупный спрос, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как изменение частных инвестиций, служит толчком, пробуждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.
Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.
Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.
Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.
25.Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
Фискальная политика будет относительно эффективной в том случае, если инвестиции(IS крутая) малочувствительны по отношению к ставке процента, значение mрс и мультипликатора невелико, а спрос на деньги(LM пологая) чувствителен кизменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода. Бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.
В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.
С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.
В соответствии с Законом Республики Беларусь ≪О бюджетном устройстве≫, страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).
Согласно Закону Республики Беларусь ≪О налогах и сборах ≫, при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.
отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений - местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопреде- лена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета - в местные.