Классный час человек есть существо мыслящее. Классный час: «Человек и его характер
Ход классного часа
Кл.рук.: Добрый день коллеги, ребята и уважаемые родители! Я очень благодарна Вам за то, что Вы пришли на наш классный час, отложив свои бесконечные дела. Сегодня мы будем работать в группах. Правила работы те же: не бояться высказывать своё мнение, слушать товарища, с уважением относиться к мнению другого.
Тема нашего классного часа «Быть человеком…». Казалось бы, что здесь не понятного. Даже в словарях написано о том, кто такой человек. К примеру, в толковом словаре Даля сказано, что « Человек – это каждый из людей, высшее из земных созданий, одарённых разумом, свободной волей и словесной речью». Вроде бы всё понятно, но тогда почему же мы часто слышим о ком-то «вот это настоящий человек» или даже «человечище»? А о ком то наоборот «разве это человек, это так…». Что же тогда получается, что есть люди настоящие, а есть ненастоящие? Давайте сейчас постараемся разобраться в этом.
Готовясь к этому классному часу, я просила вас подумать о том, что значит быть человеком и какие качества должен иметь настоящий человек? Сейчас каждая группа получит задания. (Представители от каждой группы получают задания).
Задание 1 группе. Из предложенного списка человеческих качеств выбрать те, которые присущи хорошему человеку.
Задание 2 группе. Из предложенного списка человеческих качеств выбрать те, которые присущи плохому человеку.
Задание 3 группе. Объяснить, как вы понимаете крылатую фразу Пифагора «Статую красит вид, а человека-деяния его»?
Первой отвечает группа 3, потом – группа 2, затем группа1. Каждая из групп вывешивает на доске свои ответы.
А как вы считаете, какое самое главное качество у настоящего человека?
Все мы Божьи творения, а значит, и жить должны по заповедям Божьим. Их всего 10, но святые отцы и сам Иисус Христос говорил о том, что первая заповедь:
« Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». А вторая: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Выполняй эти 2 заповеди и спасёшься. И спрашивали у него, а кто же он, мой ближний? Иисус отвечал на это притчей. Он часто использовал притчи в своих проповедях, чтобы людям было понятнее. Сейчас я приглашаю вас посмотреть притчу о добром самарянине. (Просмотр притчи).
Что вы поняли, посмотрев эту притчу?
Да, нужно помогать ближнему. Любить всех нам не дано, дано только Богу. Но помочь человеку, который рядом с нами возможно. Главное почувствовать чужую боль, понять, кто нуждается в вашей помощи. Мы с вами провели анкету, в которой был вопрос, как понять, что ваш товарищ страдает. Большинство из вас ответило, что он ни с кем не разговаривает, грустит, обижается, если его пытаются расспросить.
Значит, понять, что человеку плохо можно. Только нужно захотеть, это просто, если быть внимательнее друг к другу.
А сейчас послушайте стихотворение, в котором и выражается вся суть фразы «Быть человеком».
Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всем деяньях,
Ближнего разделить страданья.
Быть человеком – значит, быть добрым,
К людям внимательным быть и скромным,
Быть человеком – значит, быть выше,
В слове вернее, в помыслах чище.
Быть поскромнее в своих желаньях,
Помнить хорошее при расставаньях.
Людям дарить уважение, ласку,
А не истерики шок и встряску.
Не пресмыкаться перед сильнейшими,
Не раболепствовать перед умнейшими
Маленький ты или с чинами –
Все перед Богом равны мы с вами.
Злу же на свете нет оправданья:
Сколько приносит оно страданья!
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен!
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам,
Слабых не обижай, стариков:
Сам ведь будешь когда – то таков.
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку,
Чтоб выполнять их от века до века!
Правы, не правы – Бог нас рассудит,
И по делам нам нашим и будет
Быть человеком – что это значит?
Надо задуматься, иначе…
Если все будут так поступать, то мир вокруг станет лучше.
Я недавно посмотрела фильм “Заплати другому”, он повествует о жизни мальчика, которому в школе дали задание подумать о том, как изменить мир и притворить свою идею в действие. Посмотрите, что придумал герой этого фильма. (Просмотр отрывка из фильма “Заплати другому”, обсуждение).
Чтобы жизнь стала лучше, нужно начать с себя. В анкете был вопрос: “Что вам нужно, чтобы чувствовать себя счастливым?”
23человека ответили, счастливы от того, что у них есть родители, многие-от того, что имеют много друзей, готовых всегда прийти на помощь. Одна девочка ответила, что счастье-это когда близкие люди тебя понимают. Какой глубокий и взрослый ответ. Ведь действительно, трудно быть счастливым, когда тебя не понимают близкие люди.
На вопрос о том, от чего вы получаете настоящее удовольствие,16 человек ответили, что от встречи с родителями, 14-от высокой оценки в школе. А ещё многие- от добрых слов и похвалы. А 2 человека ответили, что получают удовольствие, когда помогают незнакомым людям. Я рада, что в нашем классе есть такие дети, и очень надеюсь на то, что к окончанию школы таких детей будет намного больше.
А сейчас продолжим работать в группах. Каждая группа получает лист с началом рассказа. Нужно его продолжить.
- В наш класс пришёл новый мальчик. Почему-то он детям сразу не понравился и все стали его дразнить и обижать. Мне стало жаль новичка и я…
- В выходной день я проснулся, когда все ещё спали. И тогда я решил …
- На улице была отличная погода и мы с друзьями собирались идти гулять. Я забежал домой, чтобы оставить портфель. Дома была мама, она была очень обеспокоена тем, что скоро к нам должны прийти гости, и она может не успеть всё сделать к их приходу. И тогда я…
Очень часто человек хочет сделать что-то хорошее, но стесняется друзей, ведь сейчас больше в моде плохие поступки, а не хорошие. Очень важно иметь своё мнение и не бояться отстаивать его. Поверьте, к вам обязательно скоро будут прислушиваться.
Мы часто с вами на классных часах говорим о великих людях, героях, которые совершили подвиги, жертвуя своей жизнью на благо других. Больше всего подвигов происходит на войне. Мы знаем случаи, когда солдаты закрывали от пуль своих командиров, взрывали себя гранатой, подпустив поближе врагов, под шквальным огнём выносили с поля боя раненых, рискуя своей жизнью, бросались под танки с гранатой, чтобы остановить врага, закрывали своим телом амбразуру дзота, чтобы уничтожить огневую точку и спасти жизнь своих товарищей.
В мирное время тоже много великих людей, которые рискуя собой, спасают жизни других при пожарах или в воде, сдают свою кровь для помощи больным, жертвуют деньги на строительство больниц и т.п. К нам в школу тоже часто обращаются люди с просьбой о помощи. И многие из вас не отказываются, помогают, чем могут.
Только не нужно ждать, что нуждающиеся в помощи будут вас искать. Ищите возможность сделать что-то хорошее сами. Спешите делать добро. Я думаю, что уже у каждого появилась идея, что хорошего я смогу сделать уже сегодня.
Мы с вами недавно вырезали из цветной бумаги копии ваших ладошек. Давайте сейчас каждый напишет на своей то доброе дело, которое вы хотите сделать прямо сегодня.
Для многих людей жизнь кажется серого или даже чёрного цвета. Давайте же своими руками и своими добрыми делами изменим жизнь к лучшему. Подойдите к доске и приклейте свои “ручки” на этот чёрный лист ватмана. Посмотрите, как он изменился, так же изменится и жизнь вокруг вас, если вы будете делать добрые дела.
(Дети приклеивают свои “ладошки” под музыку “Спешите делать добрые дела”).
А теперь давайте подведём итоги нашего классного часа. Что вы поняли, какие выводы для себя вы сделали? Благодарим наших гостей за то, что нашли время прийти к нам в гости.
Классный час «Будь Человеком, человек!»
Королева Н.Л.
Цели:
Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.
Ход классного часа:
Предлагаю начать наш классный час с головоломки. Составьте из букв ЕКОЛЧЕВ слово.
Каково значение этого слова? (ответы детей). Где можем узнать значение? (в толковом словаре)
Слайд 2 Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Слайд3 На нашей планете Земля живет очень много людей - 7 млрд. Но каждый ли землянин сможет гордо сказать о себе «Я –Человек»! Об этом мы сегодня порассуждаем.
Слайд 4 Тема нашего классного часа «Будь Человеком, человек!» Предположите, о чем будем говорить?
На доске у нас поселился обычный человечек, как говорят: ручки, ножки, огуречик, вот и вышел человечек! Хочет он быть не просто человеком, а Человеком с большой буквы, т.е. настоящим человеком. Дома вы беседовали с родителями о том, какими качествами должен обладать настоящий человек. Назовите такие качества.
А вот на воздушных шариках несколько понятий, которые подходят к слову «человек». Давайте попробуем разделить эти слова на две группы- «важно»\ «неважно» для настоящего человека.
Доброта, красота, честность, богатство, сила, отвага, талант, дружелюбие
Почему неважно, будет ли человек красив, богат и талантлив, но обязательно должен быть добрым, честным, отважным, дружелюбным?
Сегодня мы откроем одно из важнейших качеств, которым должен обладать Человек с большой буквы.
Послушайте сказку Э.Мошковской про суслика, который хотел стать человеком.
Жил-был Суслик. Ему очень хотелось быть похожим на Человека.
-Дайте совет суслику, что нужно ему сделать, чтобы быть похожим на человека.
Слайд 5
Он надел на себя брюки и спросил:
- Я похож на Человека?
- Хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки.
Слайд 6
Суслик надел ещё и рубашку и спросил:
- Ну? Я похож?
- Хм, хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки и рубашку.
Слайд 7
- А, - сказал Суслик, - я забыл надеть пиджак. - И он надел пиджак.
- Вот теперь я похож на Человека, - сказал Суслик.
- Э-э-э... - задумчиво сказал Человек, - ты ещё не похож на Человека, Суслик.
Суслик ударил себя в грудь, и подскочил, и закричал:
- Я знаю! Я догадался! Я понял, что нужно, чтобы стать Человеком, что необходимо, чтобы стать Человеком, и чего мне не хватает, чтобы стать Человеком.
И он раздобыл себе ещё и портфель, и очки, и шляпу, и галстук.
- Ну, а теперь-то я - Человек! - сказал Суслик и важно пошел по делам - топ-топ-топ.
-Как вы думаете, Суслик достиг своей цели?
Стал человеком?
Но когда он вернулся - шлёп-шлёп-шлёп, - на нём не было ни пиджака, ни брюк, ни рубашки, ни шляпы, ни галстука, ни очков...
- Что с тобой? - спросил Человек.
- Со мной? - спросил Суслик.
- Что это с тобой случилось? - спросил Человек.
- Это не со мной случилось, - сказал Суслик, - это случилось с Котенком.
- С каким Котёнком?
- С таким Котёнком, который сидел в колодце.
- Как же он очутился в этом колодце?
- Как он очутился, я не знаю. Знаю я, что он там очутился. И плакал. И очень громко. И, наверно, ему было страшно в страшном колодце. И холодно в холодном колодце... И мокро в мокром колодце… И не было верёвки, ни одной верёвки, никакой верёвки, и хорошо, что были брюки, пиджак и рубашка, потому что надо же было сделать верёвку!
- И ты сделал верёвку?
- Сделал. Верёвку я сделал, но теперь... Теперь я ничем не похож на Человека. Ни брюками, ни пиджаком, ни рубашкой. Да... Я понимаю. Ведь я ещё уронил очки... Когда я тянул Котёнка, я уронил в колодец портфель и шляпу... Да! Ты посмотри, теперь я уж ничем не похож на Человека.
- О! - сказал Человек, глядя не на Суслика, а в небо... - О, как похож! - сказал Человек, даже не взглянув на Суслика. - Как ты похож на Человека! Теперь ты очень похож на Человека! - сказал Человек.
Когда суслик сумел стать похожим на человека?
Значит, каким качеством должен обладать настоящий человек?
Слайд8
Чувствовать, что ты за всё в ответе, жить для других.
Скажите, а можно ли стать настоящим человеком ещё в детстве или нужно ждать пока вырастешь?
На одном из классных часов мы обращались к сайту «Горячие сердца» и говорили о мальчике, спасшем маленького ребенка из большой строительной ямы. Давайте снова заглянем на этот сайт и познакомимся с другими детьми.
Слайд 9,10
Во дворе у Исаханянов жила сторожевая собака, большая и серьезная. Она обычно лежала внутри вольера, грозно поглядывая на проходящих. Однажды в мае первоклассник Артём и две его сестрички играли около дома.
Бадминтон, быстрый воланчик, крики, шум, гам. Пес каким-то образом выскочил из вольера и понесся в сторону детей. Он прыгнул на маленькую сестричку и придавил ее. Тельце полуторагодовалой девчушки скрылось под мохнатой тушей. Артём среагировал первым. Он кинулся сверху на собаку, схватил за морду, чтобы отвести пасть от сестренки. В ответ рассвирепевшая собака кинулась на мальчика, погрызла и расцарапала лицо.
Уже потом подоспели взрослые. Девочка была в порядке, только сильно напугана. А Артем получил многочисленные травмы лица и головы. Впоследствии мальчик перенес несколько операций. До сих пор Артёму иногда приходится пропускать школу и занятия танцами, которыми он очень увлечен, так как необходимы еще разные обследования и пластические операции. А ведь ему всего 8 лет… Артем сказал, что если бы все повторилось, он бы поступил также.
Теплым июньским днем шестилетняя Амина вместе со своими младшими братьями Амисом и Тимуром были дома. Малыши спокойно сидели и с интересом смотрели детскую передачу по телевизору, а мама занималась домашними делами. Ничто не предвещало беды. Предупредив детей, что ей надо зайти к соседке, мама оставила дверь своей квартиры на первом этаже открытой и пошла на девятый этаж. Внезапно девочка почувствовала запах дыма. Открыв дверь в комнату, она увидела, что горит компьютер. Квартира быстро заполнялась едким дымом. Сразу сообразив, что им угрожает опасность, Амина не растерялась. Она крепко взяла за руки двух своих младших братьев и вывела их через открытую дверь на лестничную площадку первого этажа.
Затем все дети – шестилетняя Амина, средний братик Амис, которому было всего лишь три года, и младший двухлетний Тимур – выбежали из подъезда на улицу. Девочка стала звать на помощь и громко кричать: «Пожар!» Соседи услышали крики о помощи и вызвали спасателей. Буквально через пять минут пожарные уже были на месте и оперативно ликвидировали возгорание. К счастью, никто не по- страдал.
Сама Амина о своем подвиге сказала так: «Я видела по телевизору, как старшие сестры спасают своих братьев, и тоже так сделала».
За смелые и решительные действия Амина Галанина, девочка, спасшая братьев от огня, представлена к награде правительства Ульяновской области и регионального МЧС. Шестилетняя девочка в День России получила сразу две награды: орден «За проявленное мужество» и медаль «За отвагу на пожаре».
Что вы можете сказать об этих ребятах?
http://cordis.fondsci.ru/stories/2015/na-zashhitu-sestrenki.html
http://cordis.fondsci.ru/stories/2015/muzhestvo-malenkoj-devochki.html
Эти маленькие ребята уже стали настоящими людьми. Они обладают важным качеством настоящего человека – умением жертвовать собой ради того, кто нуждается в помощи. Но всегда ли нужен подходящий момент, чтобы проявить лучшие человеческие качества? Посмотрим и послушаем разговор двух ребят.
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Мальчик. Ведь дома, что поделаешь, нет подходящих дел.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра.
Мальчик. А дома, что поделаешь, нет настоящих дел!
Мальчик очень хотел совершить подвиг ради всего человечества, но какой совет вы бы дали этому мальчику?
Очень много информации вы получили, размышляя сами, искали в словаре, в интернете. Но всегда важно выслушать мнение взрослых, мудрых людей. Наши гости как раз такие люди, послушаем их советы.
(Педагоги-гости читают стихотворение «Быть человеком», текст которого раздаётся заранее)
Быть человеком - что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страданья.
Быть человеком - значить быть добрым,
К людям внимательным быть и скромным.
Слову будь верен, честен и прям,
В деле – настойчив, но не упрям.
Душу свою наполни заботой,
Бедным, больным помогай, сиротам.
Слабых не обижай, стариков:
Сам ведь будешь когда-то таков.
Старайся быть самим собой,
Других при этом уважая,
Живи в согласии с душой,
Зла не тая и всех прощая.
А теперь закройте глазки, подумайте обо всём, о чём сегодня говорили.
Посмотрите, у нашего человека появилось сердце, оно большое и доброе. Какому качеству мы научили сегодня этого человека?
В заключение нашего разговора, хочу подарить всем присутствующим памятки. Внутри вы найдете сердечко. Ребята, прочитаем стихотворение, последнюю строчку – хором. Если вы считаете, что классный час был полезным и интересным, приклейте сердечко на сердце нашего человечка, а если пока ничего не почувствовали или что-то не поняли, оставьте сердечко на памятке.
«памятка взрослым»
К.Г.Паустовский М.М.Пришвин Ф.М.Достоевский | А.Сент Экзюпери Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г.Лихтенберг |
Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек. К.Г.Паустовский Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека. М.М.Пришвин Будем, во-первых, и прежде всего добры, потом честны, а потом - не будем никогда забывать друг о друге. Ф.М.Достоевский | Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. А.Сент Экзюпери
Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г.Лихтенберг |
Будь Человеком, |
Будь Человеком, |
Просмотр содержимого документа
«памятка детям»
Делать людям хорошее – хорошеть самому!
Делать людям хорошее – хорошеть самому!
Тема: Классный час-притча « Я среди людей».
Цель: развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми.
1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие;
2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного отношения к окружающим людям;
3. продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся
Оформление: проектор, ноутбук, видеоролик «Река жизни», презентация, душевная мелодия, 2 нарисованных костра, слова на карточках, 4 свечи (надежда, спокойствие, вера, любовь), плакат с темой занятия, зелёные горошки, лист с изображением человечка.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Звучит душевная мелодия.(1 слайд)
Доброе утро. Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный классный час. Я надеюсь, что вы будете активно рассуждать, обсуждать, выдвигать свои мнения. Ровный, спокойный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепят наши отношения. И хотелось бы зажечь свечу, раз надеюсь, то свечу надежды.
Зажигается 1-я свеча надежды
Сегодня наш классный час – притча. (2 слайд)
Что такое притча? (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме , заключающий в себе нравственное поучение). Мы поведём серьезный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.
Попрошу подойти ко мне. Протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.
(3 слайд) - Скажите, на что похожи эти горошины? (Ответы детей.)
(4 слайд) Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.
Присаживайтесь. А теперь закрыли глаза и пофантазируем, поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля.
(5 слайд) Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.
Что представили, что увидели? (Ответы детей.)
Обобщение: как на земле происходят разные природные явления, так же человек сталкивается с социальными природными явлениями среди людей.
2. Введение в тему.
Человек среди людей. Рассмотрите схему-карту (слова, поделённые на 2 сектора «я», «люди») (6 слайд)
Ребята, а кто знает, сколько таких «я» живет на Земле? (Дети высказывают свои предположения.)
На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек - это целый мир.
Может ли человек прожить один? Почему?
Кого мы видим на планете рядом с собой?
(Учащиеся высказывают свое мнение).
Что бы вы вложили в понятие «Я среди людей»?
(Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди).
На доске появляется схема: Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди.
Мы все друг на друга похожи?
(Чем-то похожи, но мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый стремиться стать лучше).
Мы подчеркнули, что на Земле проживает 5 миллиардов жителей, и всем им хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Как вы думаете, почему люди между собой враждуют? (Ответы детей)
Обобщение: существует два мира: мир любви, добра и мир пошлости, глупости. Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.
Коррекционное упражнение:
В конверте даётся задание (распределить по группам и объяснить):
1 группа: 3 вещи, которые ненадёжны в жизни (власть, удача, состояние), 3 вещи, которые не следует терять (спокойствие, надежду, честь);
2 группа: 3 вещи, которые разрушают человека (вино, гордыня, злость), 3 вещи, которые определяют человека (труд, честность, достижение)
В каком мире легче жить? (в мире любви и добра)
Зажигается 2-я свеча любви (обучающимся)
Обобщение: от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми. Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.
(7 слайд) Прочитайте цитату из Библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».
Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?
Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы вам хотелось исправить? (Дети размышляют.)
Обобщение: идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях. Не поступайте с людьми так, как не хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам.
Жертвенные костры.
Вы наверное обратили внимание на то, что у нас в классе пылают костры (на доске нарисованы 2 костра, звучит лирическая музыка / (8 слайд)
Это не просто костры – это « костры жертвенности ».
Как вы думаете, почему их так назвали?
Что значит слово « жертва », «пожертвовать»? (учащиеся ищут значение слов в толковом словаре)
Это значит отказаться от чего-то, принести в дар «безвозмездно!»
Каждый язык пламени олицетворяет жертвенный поступок человека ради
кого-то другого.
Подумайте, как и чем вы пожертвовали или собираетесь пожертвовать ради
своей семьи, своих родителей, близких людей? (дети подбирают на каждом языке пламени жертвенного костра поступки детей).
А чем родители, близкие жертвуют для вас? (подбирают слова на пламени поступки родителей)
1 костёр – детей : друзьями, интересами, игрушкой, мечтами.
2 костёр - родителей: карьерой, желаниями, работой, свободным временем, здоровьем, жизнью.
А теперь сравните, чей костёр горит ярче?
Кому вы должны отдать свою благодарность и любовь?
А может ли поменяться положение? Как? Когда? (высказывания детей)
Обобщение: Поэтому прислушиваться совету старших необходимо. Они мудрее и опытнее.
Прочитайте пословицы, объясните:
"Старое дерево, только опираясь на молодое, может жить долго".
"Пред старцами - молчание, пред мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь,
с младшими - дружелюбное согласие".
Зажжём 3-ю свечу, чтобы вера в себя, в своих близких всегда сопровождала нас.
Зажигается 3-я свеча вера (обучающимся)
Как узнать о человеке вообще (по его делам, поступкам) да, но это может проявиться только в обществе.
Как человек может познать себя? (в обществе, в сравнении с другими людьми).
Что нужно сделать, чтобы стать интересным человеком? (Запоминать побольше веселых историй. Много читать. Смотреть познавательные программы. Научиться мастерить всякие поделки.)
Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот вопрос, продолжив предложение: «Воспитание характера - это…(искоренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким –либо делом….)
Всё, что мы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.
Что значит воспитанный? (соблюдающий правила приличия).
Признаки воспитанного человека.
Задание: перед вами на листе бумаги нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)
(Защита проекта)
Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, рот - поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и радостно.
А на ваш взгляд, каким должен быть член нашего классного коллектива?
Обобщение: Т.е., воспитанный – это нравственный человек. А нравственный - это обдуманный, внутри него спокойствие. Если человек не спокоен, то он становится злобным, отчаянным. Точно также и в мире. На мирной Земле легче, счастливо живётся, также как и в мирном обществе.
Зажигается «Свеча спокойствия»
Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:
«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Объясните.
Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!
Умейте вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей. Жить в обществе - это значит преподнести себя, обращая внимание, прежде всего на себя и на свои поступки. Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими.
Вежливость и воспитанность ценились с давних пор.
(9 слайд) Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения «Юности честное зеркало», в которой были слова: «Вежливому быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван»
Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов и достичь успеха в обществе. Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности.
Скоро вы выйдете из стен школы. Кто-то ставит конкретные цели и будет достигать их, а кто-то будет довольствоваться «что жизнь даёт, тем и буду пользоваться». Посмотрите видеоролик-притчу «Река жизни»
Просмотр видеоролика-притчи «Река жизни» (10 слайд)
Чему учит эта притча?
Кто на ваш взгляд река? С чем сталкивается она? А как суметь выжить среди людей?
Упражнение «Закончи предложения»
Участники по карточкам заканчивают предложения:
Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...
Я пойму, что счастлив, когда...
Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...
Обобщение: В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по- разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством. Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.
(11 слайд)Звучит мелодия
Давайте посмотрим еще раз на ту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранить? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить добрые отношения в коллективе. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым.
Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш сегодняшний разговор. Может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю, чтобы внутри вас всегда горели (подойдя к свечам) свеча надежды, любви, веры, спокойствия.
Савуя Абдуллина
Тематический классный час «Здравствуй, добрый человек»
Тематический классный час на тему “ Здравствуй , добрый человек”
Цель :
1. Изучение важных человеческих качеств “ доброта” и “ доброжелательность” ;
2. воспитание умений выражать свое доброе отношение друг к лругу, близким и родным, старшему поколению;
3. привитие любви к родительскому дому.
Оборудование : DVD – плеер, диски с фонограммами песен, бумага, ручки, карандаши, слайды-рисунки с различными ситуациями, можно использовать мультимедийный проектор.
Ход классного часа:
1. Предисловие.
2. Страница первая – «Доброта и доброжелательность » .
3. Страница вторая – «Родительский дом»
4. Страница третья – «Любите близких и родных»
5. Страница четвертая – «Добротой себя измерь »
6. Заключение.
ПРЕДИСЛОВИЕ
(исполняется песня «Здравствуй , мир!» )
Здравствуй , дом
Здравствуй , даль,
Здравствуй радость и печаль !
Здравствуй , быль!
Здравствуй , новь,
Здравствуй , светлая любовь!
Здравствуй , мир!
Здравствуй , друг!
Здравствуй , песен щедрый круг!
Здравствуй , миг,
Здравствуй , век!
Здравствуй , добрый человек !
Ведущий : Первое слово, которым встречают друг друга люди, - «Здравствуйте !» . Поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы : «Здравствуйте !» .
Что особенно тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте !» , больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостей сделалась жизнь?
(В. Солохун)
Кл. руководитель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим на страницах нашего календаря о важных человеческих качествах , как доброта и доброжелательность , побываем в родительском доме, о материнской любви к близким и родным.
СТРАНИЦА ПЕРВАЯ – «ДОБРОТА И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ »
Кл. руководитель : Давайте подумаем. Понятия «доброта » и «доброжелательность » - равные в своем значение, или здесь есть разница?
Ученик : Доброта – это чуткость , отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку .
Ученик : «Чуткость» - отзывчивый, сочувственный.
Ученик : «Отзывчивость» . Отзывчивый, легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.
Ученик : «Деликатность» . Деликатность – вежливый, мягкий в обращении.
Кл. руководитель : А как можно охарактеризовать понятия «доброжелательность » ?
Ученик : Это слово как бы составлено из двух «желание» и «добро » , то есть желание другим добра .
Ученик : У поэта Яшина в одном из стихотворений есть такие строки :
Но не от тяги к суесловью
И сложились не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья.
Пожелание добра .
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Ученик : Человек доброжелательный не может быть злым , грубым, жестоким. Он приветлив, внимателен и заботлив с окружающими его людьми.
Кл. руководитель : Что необходимо, чтобы быть доброжелательным , а не казаться им?.
Ученик : Уважение к людям, контроль над своими поведением, искренность, сердечность, простота.
Кл. руководитель : Давайте с этой точки зрения попробуем проверить себя. Ответьте на пять «сколько» и сами проанализируйте свои ответы (ребята отвечают письменно на пять вопросов, а затем делаем вывод) .
1. Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?
2. Сколько раз и кому уступил дорогу?
3. Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости (или не удержался?
4. Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника (или одноклассницу ?
5. Сколько раз ты внимание к другому человечку (выслушал, помог, показал дорогу?
АНАЛИЗ : Поздороваться важно дома со своими близкими, в школе с одноклассниками и со всеми взрослыми, а не только с учителями.
Уступить дорогу можно (и нужно) девочке перед дверью в школе, раздевалке, взрослому, а не только учителю.
Грубить недопустимо никому.
Кл. руководитель : Значит, доброжелательность проявляется не только в словах, но и в поступках и всегда окрашивает поведение воспитанного человека .
Ученик : Доброжелательность – это умение человека выразить свое доброе отношение к другому .
Кл. руководитель : Есть ли отличия между «добротой » и «доброжелательностью » ?
Ученик : «Добротой » более глубокое понятие, оно включает в себя «доброжелательность » .
Ученик : Мы редко говорим «доброжелательный человек » , чаще «проявляет себя доброжелательно » , «ведет себя доброжелательно » , то есть, имеем в виду внешнее выражение отношения человека к людям .
Ученик : Желая доброго другому , человек не всегда может сам нести в себе доброту , уметь отказываться от каких – то благ ради другого человека .
Ученик : Быть добрым – нелегко . Доброта налагает на человека определенную ответственность!
Ученик : Нравственная воспитанность человека тогда станет полной , когда доброта будет его главным и естественным свойством, когда она станет условием его жизни.
Ученик : В. Гюго сказал : «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце » .
Ведущий : Закончить нашу страницу хочется словами Алима Кешокова :
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра :
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого – зло.
Кл. руководитель : Вдумайтесь в эти слова.
(Звучит песня «Родительский дом» исп. Л. Левщенко)
СТРАНИЦА ВТОРАЯ – «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ»
Кл. руководитель : Представьте, что у каждого из вас в руках волшебная палочка, способная творить чудеса. Каждый из вас входит в свой дом, дотрагивается до вещей и людей, изменяя их по своему усмотрению. У вас на это, 3-5 минут. (Ребята остаются наедине со своими чувствами и мыслями, письменно отмечают свои преобразования в доме).
Кл. руководитель : Наше маленькое путешествие в родительский дом закончилось. Расскажите, как вы воспользовались волшебной палочкой. (Дать желающим высказаться, тактично прореагировать на их слова, похвалить за хорошее). А теперь волшебной палочкой прикоснемся к себе. Что с ее помощью вы хотели бы изменить в себе таком, каким вы бываете дома? (Здесь спрашивать не только желающих, но и тех, с кем считаете важным поговорить. Но делать это тактично, доброжелательно по отношению к ребенку).
Кл. руководитель : Вот видите. Ребята, с чем приходилось сталкиваться : с вашей ленью, грубостью, несдержанностью, капризами, претензиями. Как нелегко это видеть вашим родителям. И как обидно им порой бывает! Как этого избежать? Как сделать так, чтобы в дом вы несли тепло, сердечную благодарность, искреннюю привязанность, участие и понимание?
СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ – «ЛЮБИТЕ БЛИЗКИХ И РОДНЫХ»
Ведущий : Нельзя позволить быть себе «Иванами, не помнящими родства» . Наша Родина прекрасна, история ее остается великой, а народ достоин преклонения. В,А, Сухомлинский говорил, что любовь в Родине начинается с любви к матери. Мать от детей ничего не требует, любовь ее бескорыстна. Дети бесконечно дороги и отцу и матери, бабушке и дедушке. Пусть же жизненным правилом детей будет боязнь причинить огорчение своим родителям.
Ученик : греческий философ Фалес (IV век до н. э.) послал нам мудрое предостережение : «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЕТЯМ :
1. Будьте ласковыми, добрыми , внимательными сыновьями и дочерьми.
2. Проявляйте любовь, благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.
3. Став взрослыми, не бойтесь показывать уважение к родителям. Им дороги любовь, участие, доброе слово .
4. Вникайте в заботы семьи. Посильно помогайте по дому.
5. Не отвечайте родителям грубостью, дерзостью, молчанием.
6. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, цените их. Ведь бабушка – добрый дух дома , дедушка – старший член семьи.
СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ – «ДОБРОТОЙ СЕБЯ ИЗМЕРЬ »
КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ :
Демонстрируются картинки (или слайды) – ситуации :
1. Мальчик, стремительно бегущий и толкнувший сверстника, который упал («Я тебя толкнул, прости, я нечаянно» ).
2. Женщина звонит по телефону («Коля, у тебя нет моего Вити? Я так волнуюсь, уже поздно, а его нет» ).
3. Девочка с тарелкой, на которой лежит пять апельсинов (Мама велела разделить апельсины с сестренкой. Как же их делить) .
4. Мальчик сидит у телевизора, в доме беспорядок, мама у двери с тяжелыми сумками («Что, сынок, очень интересная передача?» ).
5. Маленький брат протягивает сестре конфету («Хочешь?» ).
Кл. руководитель : Если вы снисходительны и уступчивы в первом случае, если, поторопились утешить во втором, вспомнили, что, кроме сестренки, неплохо было бы оставить апельсины маме, папе, бабушке, постарались загладить свою вину и помочь маме, недосмотрев передачу. Поделились конфетой с сестренкой, значит вы народ добрый и с вами легко окружающим. Если же в ваших ответах что – то не так, задумайтесь над этим.
Ведущий : Неполным был бы наш разговор, если бы мы не поговорили о братьях наших меньших : животных и птицах, об экологической обстановке. Но это темы отдельных классных часов . Мы сегодня говорим о доброте , о доброжелательном отношении к близким . Давайте не забывать, что также по – доброму надо относиться и к животным, и к птицам, и ко всей нашей планете.
Ученик : Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивительно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Кл. руководитель : Перелистав страницы нашего календаря, мы можем попрощаться и сказать :
«Добрый вечер ! Доброй ночи !
А что это значит?
Значит, день был по – доброму начат ,
Значит, день был по – доброму прожит ,
Он умножит счастливые дни»
(Всеми участниками классного часа исполняется песня «Дорогою добра » )
Используемая литература :
1. Подборка журналов «Воспитание школьников» .
2. Сборники песен для детей.
3. Пословицы и поговорки о добре и доброте .