Основные темы романа доктор живаго. Рецензия на роман "доктор живаго"
Знаменитый роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», ставший известным всеми миру и даже получивший Нобелевскую премию, оказался на родине своего писателя только через тридцать лет после того, как был написан.
Самое удивительное, что сюжет и замысел этого великого романа напрямую связан с историей России, с крупными и решающими поворотами в ее истории, с гражданской войной, которая жестоко разделила людей на два враждующих лагеря и заставила их ненавидеть друг друга.
Трагизм романа «Доктор Живаго»
Этот роман с трагической судьбой двойственен во всем, и поэтому говорят, что это главное и определяющее произведение в творчестве Бориса Пастернака. Сюжет напрямую связан с двумя революциями, двумя войнами, но прежде всего - это история о личностях и их судьбах, о жизни общества и его переломных моментах. История доктора Юрия Живаго позволяет читателям совершенно по-другому взглянуть на ход исторических событий, позволяет ощутить глубину перемен жизни целой страны и ее народа, ведь именно на примере его личности и людей, которые его окружали, мы пониманием суть изменений и то, как они отобразились в жизни людей.
Через образ доктора Живаго читатель осознает все настоящие тяжести войны, не той, которую описывают битвами и боевыми действиями, нет, глазами Юрия мы видим войну в операционной и лазарете: гной, кровь, бинты… Пастернаком мастерски отображена ужасающая действительность - когда творится новая история, и происходят революции и войны, личность человека стирается, пропадает индивидуальность и глубина, а ведь на самом деле это - невозможно. Несмотря ни на что, личность человека выживает, каждый индивидуум остается со своими проблемами, печалями и радостями.
Двойственность романа «Доктор Живаго»
Почему говорят о двойственности романа? Пастернак использует мощный символизм , его главный герой доктор Живаго любит двух совершенно разных женщин, и каждая из них - это символ эпохи. Живаго разрывается между сильной и крепкой привязанностью к матери своих детей - нежной и надежной Тоней и Ларой, которая является символом перемен, она - то появляется, то исчезает из его жизни, она - олицетворение кратковременного и всегда заканчивающегося счастья. И это в конечном итоге заставляет его опуститься на самое «дно» человеческой жизни, он больше не может найти опоры ни в чем, все подвержено тем изменениям, которые невозможно контролировать и при которых нельзя оставаться счастливым.
Он не может отыскать покой в работе, поддержку в любви, он даже пытается найти себя в поэзии, тогда ему кажется, что для того, чтобы выжить - надо творить. Но и это не становится спасением для его души. Доктор Живаго теряет свои навыки и не может уже работать профессионально, все, что у него есть - это неквалифицированный подработок в Москве. Юрий Живаго умирает, и вместе с ним умирают его надежды, мечты, ожидания и переживания. Несмотря на то, что как раз перед этим все-таки появляется светлая надежда на лучшее, на то, что его жизнь еще может измениться в лучшую сторону, он не может дальше жить.
Своеобразие и оригинальность романа Бориса Пастернака проявляется в двойственности всего происходящего, в недоговоренности и неопределенности, в символизме - ощущении переменчивости природы и бессмертной поэзии, которая сможет согреть человеческую душу вне зависимости от времени года.
Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» имеет известность во всем мире. Стоит упомянуть и то, что именно за это произведение Борис Леонидович получил «Нобелевскую премию». Пастернак не старался написать художественный роман, он писал историю России.
Главный герой – Юрий Живаго. Именно его жизнь и судьба тесно переплетается со всеми событиями, описанными в книге. Пастернак показывает жизнь главного героя, начиная с подросткового возраста. Уже с того времени Юрий знал что такое «беда постучалась в двери». Будучи еще не до конца сформировавшейся личностью он хоронит мать. Эти печальные события главным образом влияют на его судьбу и мировосприятие. Его история – это история всей страны, а не только жизнь одного человека. Читатель видит не банальные битвы и сражения. Он видит раненых.
Автор рассказывает о том, как Живаго ведет свои собственные бои в операционной, он спасает жизни. Пастернак не боится описать в красках все подробности больничной суеты: кровавые бинты, гноящиеся раны, хриплые стоны больных. Там, на улице, за стенами лечебного заведения, начинается новая жизнь, пишется история. А здесь, в белых палатах, у каждого человека свои переживания, печали и, даже, свои радости.
Через весь роман автор проводит линию двойственности. Пастернак умело рассказывает о двух войнах, раздирающих Россию. К слову, одна из них – гражданская. Далее рассказчик говорит о двух женщинах, в которых главный герой влюблен одинаково: Живаго словно разрывается между новой и старой жизнью. Между женой Тоней и любовницей Ларой. Именно эти женщины являются главными символами в романе. Старая эпоха сменяется новой и это надо принять. Но главный герой не в силах принять верное решение, он опускается на «дно». Он теряет вдохновение, перестает следить за своим внешним видом, ни что его не радует: ни работа, ни любовь. Даже поэзия не может залечить его душевные раны. Всё, что у него осталось – это подработка за гроши, в какой-то московской лечебнице.
Смерь Юрия Живаго, тоже символична: он умирает в душном вагоне, но он не один – с ним «уходят» его мечты. Именно это дает осознание того, что сюжет этот не только про войны. Он про любовь, про философию, про мысли интеллигенции. Благодаря этой двойственности романа, читатель может взглянуть на происходящее с разных ракурсов, оценить ситуацию с двух сторон.
Во многом, сам Пастернак тоже относится к революционной интеллигенции. Поэтому верно предположить, что в романе он изложил и свои мысли, свои размышления и своё отношения к этому событию. Его точку зрения можно считать авторитетной, ведь он лично в тех революционных событиях.
Анализируя роман, можно сделать вывод, что он, во многом, глубоко философский. Но весь трагизм сюжета заставляет сочувствовать герою и вместе с ним пережить все его думы. А благодаря частному случаю Юрия Живаго можно понять общее состояние народа в то время. В общем, Пастернак рассказывает о жизни русской интеллигенции, вступившей на путь революции. Роман, написанный более полувека назад, остается актуальным до сих пор.
Вариант 2
Ярким произведением, которое раскрывало отношения человека с эпохой, был роман Пастернака «Доктор Живаго», написанный во второй половине 20 века. В романе рассказывается о человеке, который жил в эпоху революций, поэтому это творение вызвало негодование властей.
Пастернак считал, что судьба человека никак не связана полностью с тем временем, в котором живет сам человек. Можно сказать, что главный герой, Доктор Живаго, не пытался бороться с этими обстоятельствами, однако, и не приспосабливался к ним. Он всегда оставался человеком. Живаго настоящий мастер своего времени, он может предугадать и поставить с точностью верный диагноз, однако, не стремиться лечить.
В раннем возрасте Юрий остался сиротой и попал в семью к профессору Громеко, у которого была уже дочь, ровесница Живаго.
В 1912 году молодые люди получили достойное образование. Юрий стал врачом, а Тоня, дочь профессора – юристом. Однако мать Тони заболела и при смерти молила детей пожениться, ведь они всю жизнь росли вместе и любили друг друга особенной любовью. Они исполнили волю матери. Однако вскоре Юрий познакомился с гордой Ларой Гишар и влюбился.
Все события, которые происходят в жизни у Живаго, он воспринимает с воодушевлением. К примеру, его восхищала хирургия революции. Однако со временем Юрий понимает, что советская власть ставит человека в жесткие рамки и лишает свободы и счастья. Это пугало молодого человека и он переезжает.
В Юрятине, куда переехал Живаго, судьбы Юры и Лары снова пересеклись. Они полюбили друг друга. Перед мужчиной становиться трудной выбор: кто ему дороже, Тоня или Лара. Вскором времени Юрия забирают партизаны, не давая права выбора, так как им нужен был хороший врач.
Побыв немного в лагере, Живаго решается на грандиозный поступок и сбегает из лагеря. Он еле добирается к любимой Ларе, на нем не было живого места. За время, пока Юрий был с партизанами, Тоня и дети переехали в Европу и все связи оборвались. Мужчина понимал, что его возлюбленную будут преследовать, и он уговорил ее уехать с Комаровским, который мог бы ее обезопасить, пусть и на некоторое время.
Живаго остался один и решил вернуться в Москву. Там он был отдан сам себе, перестал следить за собой. Он остался в полном одиночестве. Мужчина перестал любить себя, он разочаровался в мире и свои эмоции выплескал в творчестве. Результатом его деятельности становиться последняя глава романа « Стихотворения Юрия Живаго».
Анализ 3
Известное произведение «Доктор Живаго»- роман об участии человека в Истории.
В нем с точностью показан образ дороги, занимающий одно из центральных мест в романе. Железная дверь же символизирует Россию и пути- перепутья 20 века и личного жизненного пути. Повествование дается от имени человека, не желавшего вмешиваться в братоубийственную войну, который ненавидит жестокость, хочет жить в полном мире со своей семьей и создавать новые стихи.
Главный персонаж был сыном обанкротившегося миллионера, покончившего жизнь самоубийством. После смерти матери воспитывался у дяди, имевшего дворянское чувство равенства со всем живущим. После успешного обучения в университете, Юрий удачно женится на дочери фабриканта и посвящает себя любимой работе. Он становится врачом. Еще в студенчестве у него пробудилась тяга к сочинительству. Вроде все складывалось хорошо. Рождение сына внесло счастье в его дом. Но неожиданное наступление войны омрачило его планы, и он вынужден ехать на фронт.
Первая мировая война-преддверие и исток событий кровавых и страшных. Одна из героинь Лариса считает, война есть следствие вины всех ранее существующих поколений. Эту мысль автор поддерживает описанием судеб многих героев. Ярко показана судьба Памфила Палых, который винится Живаго в том, что он уничтожил со спокойной душой огромнее количество господ. И все это было до революции 1917 года. И Памфила судьба наказывает. Потихоньку он начинает сходить с ума, переживая за свою семью. И в итоге он их всех убивает, будучи в ненормальном состоянии.
Страшен конец жизненного пути и Антипова-Стрельникова, бывшего педагога, ушедшего на фронт. О нем слагали легенды, но революция пробудила в нем жестокость. Даже его товарищи хотели расстрелять комдива. Затравленный, преследованиями, Стрельников убивает себя. Совсем немного просуществовал и Живаго, так как главный герой никак не мог жить в условиях нового времени. Пастернак также в романе показал красивую историю любви, произошедшую в годы страшных военных условий. Описание любовных отношений Юрия и Ларисы - это прежде всего гимн взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Идея романа продолжает оставаться актуальной во все времена. Власть должна сделать так, счастливые моменты всегда присутствовали в жизни людей, однако счастье не нужно насильно навязывать.
Огромная любовь к Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из детства. Именно в детстве у человека формируется понятие Родина и все, что с ним связано.
Главным героем в этом произведении является десятилетний мальчик, которого зовут Николенька. Он выходец из дворянской семьи, общается с ребятами из таких же семейств. Мальчик был очень наблюдательным
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» часто называют одним из самых сложных произведений в творчестве писателя. Это касается особенностей отображения реальных событий (первая и Октябрьская революции, мировая и гражданская войны), понимания его идеи, характеристики персонажей, имя главного из которых - доктор Живаго.
О роли русской интеллигенции в событиях начала XX века, впрочем, так же непрост, как и его судьба.
Творческая история
Первый замысел романа относится еще к 17-18 годам, но серьезную работу Пастернак начал только спустя почти два десятилетия. 1955-м помечено окончание романа, затем были публикация в Италии и присуждение Нобелевской премии, от которой советские власти вынудили опального писателя отказаться. И лишь в 1988-м - роман впервые увидел свет на родине.
Несколько раз менялось название романа: «Свеча горела» - название одного из стихотворений главного героя, «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров». Как отражение одного из аспектов авторского замысла - «Мальчики и девочки». Они появляются на первых страницах романа, взрослеют, пропускают через себя те события, свидетелями и участниками которых являются. Подростковое восприятие мира сохраняется и во взрослой жизни, что доказывают мысли, поступки героев и их анализ.
Доктор Живаго - Пастернак внимательно относился к выбору имени - так зовут главного героя. Сначала был Патрикий Живульт. Юрий - скорее всего, Георгий-победоносец. Фамилию Живаго чаще всего связывают с образом Христа: «Ты есть сын Бога живаго (форма родительного падежа в древнерусском языке)». В связи с этим в романе возникает идея жертвенности и воскресения, красной нитью проходящая через все произведение.
Образ Живаго
В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго - Пастернак изображает всю его жизнь - в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков. Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии - он начинает писать стихи - и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события. Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.
Доктор Живаго, так же, как его товарищи, живо реагирует на все происходящее. Он отправляется на фронт, где многое ему кажется бессмысленным и ненужным. Вернувшись, становится свидетелем того, как власть переходит к большевикам. Сначала герой воспринимает все с восторгом: в его представлении, революция является «великолепной хирургией», которая символизирует саму жизнь, непредсказуемую и стихийную. Однако со временем приходит переосмысление произошедшего. Нельзя сделать людей счастливыми помимо их желания, это преступно и, по меньшей мере, нелепо - к таким выводам приходит доктор Живаго. Анализ произведения подводит к мысли, что человек, хочет он того или нет, оказывается втянутыми в Герой Пастернака в данном случае практически плывет по течению, открыто не протестуя, но и не принимая безоговорочно новой власти. Это-то чаще всего и ставили в упрек автору.
Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может - это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное - провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.
Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.
Смерть героя
Задыхающийся в новых условиях, которых не принимает его сущность, Живаго постепенно теряет интерес к жизни и душевные силы, по-мнению многих, даже деградирует. Смерть застигает его неожиданно: в душном трамвае, выбраться из которого почувствовавшему недомогание Юрию нет никакой возможности. Но герой не исчезает со страниц романа: он продолжает жить в своих стихах, о чем свидетельствует их анализ. Доктор Живаго и его душа обретают бессмертие благодаря великой силе искусства.
Символы в романе
Произведение имеет кольцевую композицию: начинается сценой описания похорон матери, а завершается его смертью. Таким образом, на страницах повествуется о судьбе целого поколения, представленного, главным образом, Юрием Живаго, и подчеркивается уникальность человеческой жизни вообще. Символично появление свечи (ее, например, видит в окне молодой герой), олицетворяющей жизнь. Или метели и снегопада как предвестника невзгод и смерти.
Присутствуют символические образы и в поэтическом дневнике героя, например, в стихотворении «Сказка». Здесь «труп дракона» - потерпевшего в поединке с всадником змея - олицетворяет сказочный сон, превратившийся в вечность, такую же нетленную, как душа самого автора.
Поэтический сборник
«Стихотворения Юрия Живаго» - всего 25 - были написаны Пастернаком в период работы над романом и составляют с ним одно целое. В центре их оказывается человек, попавший в колесо истории и оказывавшийся перед сложным нравственным выбором.
Цикл открывает «Гамлет». Доктор Живаго - анализ показывает, что стихотворение является отражением его внутреннего мира - обращается к Всевышнему с просьбой облегчить назначенную ему участь. Но не потому, что он испытывает страх - герой готов к борьбе за свободу в окружающем его царстве жестокости и насилия. Это произведение и об известном герое Шекспира, стоящем перед сложным и о жестокой участи Иисуса. Но главное - это стихотворение о личности, которая не терпит зла и насилия и воспринимает происходящее вокруг как трагедию.
Поэтические записи в дневнике соотносятся с различными этапами жизни и душевных переживаний Живаго. Например, анализ стихотворения доктора Живаго «Зимняя ночь». Антитеза, на которой построено произведение, помогает показать смятение и душевные муки лирического героя, пытающегося определить, что есть добро и зло. Враждебный мир в его сознании разрушается благодаря теплу и свету горящей свечи, символизирующей трепетный огонь любви и домашнего уюта.
Значение романа
Однажды «… очнувшись, мы … не вернем утраченной памяти» - эта мысль Б. Пастернака, высказанная на страницах романа, звучит как предупреждение и пророчество. Случившийся переворот, сопровождавшийся кровопролитием и жестокостью, стал причиной утраты и заповедей гуманизма. Это подтверждают последующие в стране события и их анализ. «Доктор Живаго» же отличается тем, что Борис Пастернак дает свое понимание истории, не навязывая его читателю. В итоге каждый получает возможность увидеть события по-своему и как бы становится его соавтором.
Смысл эпилога
Описание смерти главного героя - это еще не финал. Действие романа на короткое время переносится в начало сороковых, когда сводный брат Живаго встречает на войне Татьяну, дочь Юрия и Лары, работающую медсестрой. Она, к сожалению, не обладает не одним из тех духовных качеств, что были свойственны ее родителям, что показывает анализ эпизода. «Доктор Живаго», таким образом, обозначает проблему духовного и нравственного оскудения общества как результата произошедших в стране изменений, которому противостоит бессмертие героя в его поэтическом дневнике - завершающей части произведения.
Христианская тема в романе «Доктор Живаго»
Несмотря на многообразие исследовательских позиций, один из моментов в изучении «Доктора Живаго» оставался на его периферии. Это мощное влияние христианской традиции русской литературы (Достоевский), а также Евангельских и богослужебных текстов на Пастернака как решающий фактор создания романа «Доктор Живаго». [Птицын, 2000, с. 8]. Выявлению религиозно-философских корней в «Докторе Живаго» посвятили свои работы Ю. Бёртнес, Т.Г. Прохорова, И.А. Птыцин и др.
Роман содержит громадный объем информации, включающей в общую культурно-историческую работу множество сюжетов, явлений, эпох и деятелей. Текст «Доктора Живаго» «происходит» из множества источников. «Вписывание» Пастернаком в образы этих персонажей разнообразных претекстов актуализирует сюжеты и детали последних в проекции на изображаемую писателем современность и позволяет давать ей скрытые оценки.
Мир истории и вхождение человека в него определяется для Пастернака измерениями, которые он обозначил в христианском ключе: «свободная личность», «любовь к ближнему» и «идея жизни как жертвы». Высшей сферой, где воплощается такое понимание мира истории, является, по мнению писателя, искусство. Такое искусство Пастернак видел реалистическим и отвечающим не только правде истории, но и правде природы. [Куцаенко, 2011, с. 3].
Главное в романе? это обнаружение внутренних связей между людьми и событиями, которое приводит к пониманию истории как закономерного и последовательного процесса. Именно в раскрытии этого внутреннего содержания романа христианские мотивы играют наиболее важную роль.
О христианстве Юрия Живаго тоже много спорят, и главная претензия к Пастернаку тут - отождествление героя с Христом. Пастернак всего лишь ставил себе задачу доказать, что очень хороший человек - как раз и есть самый честный последователь Христа в мире, т.к. жертвенности и щедрости, покорности судьбе, неучастия в убийствах и грабежах - вполне достаточно, чтобы считать себя христианином». [Быков, 2007, с.722].
Герой, способный добровольно обречь себя на страдание, рано вошел в творчество Пастернака. Юрий Живаго символизировал фигуру Христа. Для Пастернака весьма важна следующая христианская идея: тот, кто послушен призывам Христа, употребляет усилие над самим собой, усердно преобразует всю свою жизнь. [Птицын, 2000, c. 12].
В свете проблематики романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» становится принципиально важным параллелизм между образом Юрия Живаго и образом Иисуса Христа в романе. Однако есть основания говорить не просто о параллелизме образов, а о параллелизме всей истории Юрия Живаго, всего сюжета его судьбы с библейской историей о жизни, деяниях, смерти и воскрешении Иисуса Христа. Этот параллелизм образует ключевую структуру романа Пастернака. Параллелизм этот оформлен и в фазах сюжетного действия, и в системе характеров, и в стилевых «созвучиях», наконец, на него ориентирует целая гамма специальных сигналов.
Идеей жизни как жертвы живут герои всего произведения. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского -
с дьяволом. «Загадка жизни, загадка смерти» - над этой тайной бьется мысль автора «Доктора Живаго». И Пастернак разгадывает «загадку смерти» через жизнь в истории-вечности и в творчестве.
Пастернака волнует тема духовного воскрешения личности. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ребенка) - смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму «Смятение» о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенцией жизни и «черной земной бурей». [Пастернак, 2010, c. 123]. Главный герой романа воскресение понимает так: «...Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили» [Пастернак, 2010, c. 45].
В романе «Доктор Живаго» получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: «В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего». [Пастернак, 2010, c. 45].
«Смерти не будет» - так звучит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет «свободен от себя» - примет на себя боль времени, примет все страдания человечества, как свои. И значимо то, что главный герой - не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом - бессмертие человеческого духа.
Концептуально важен финал романа. В нем два эпилога: первый - итог земной жизни героя, а второй - итог творчества-чудотворства. Нарочито сниженное изображение смерти Юрия Живаго сменяется апофеозом героя - выходом в свет, спустя много лет, книги его стихов. Это прямая сюжетная материализация идеи бессмертия. В своих стихах, запечатлевших чудо жизни, выразивших его мироощущение и миропонимание, Юрий преодолел власть смерти. Он сохранил свою душу, и она вновь вступила в общение с людьми.
Бессмертие человека для Юрия Живаго? это жизнь в сознании других. Юрий говорит слова Христа о воскресении как о постоянном обновлении одной и той же вечной жизни. Тайна Воплощения? основной христианский мотив в романе «Доктор Живаго». Он звучит в рассуждениях дяди Юрия, еретика Веденяпина, уже в первой книг. [Пастернак, 2010, c. 2]. Истина познается через повседневность, а человеческий образ Христа является краеугольным камнем историософии Веденяпина, которая, по его словам, строится на мысли о том, что «человек живет не в природе, а в истории, и что в нынешнем понимании она основана Христом, что Евангелие есть ее обоснование» [Пастернак, 2010, c.13]. Взгляд Веденяпина на историю и человеческую личность противостоит древности, в которой не было такого понимания истории. В древности человеческая личность не имела ценности, и властители уподобляли себя богам, превращая людей в рабов.
Цитатный план с темой Христа возникает вновь в конце второй книги, в тринадцатой и семнадцатой частях. Тема успела претерпеть некоторые изменения. К этому времени Юрий Живаго уже побывал на фронте, пережил поражение русских в первой мировой войне, гражданскую войну и полный крах русского общества. Однажды он случайно слышит, как Симушка Тунцева разбирает богослужебные тексты, истолковывая их в соответствии с идеями Веденяпина.
Взгляды историософии Веденяпина поразительно совпадают со взглядами Юрия Живаго, нашедшими отражение в его поэзии, в которой повторяется тема Христа, и опять в новой интерпретации. Подобно Веденяпину, Симушка находится под явным влиянием Гегеля в оценке значения христианства для современного человека, который больше не хочет быть ни властителем, ни рабом в противоположность дохристианскому общественному устройству с его абсолютным делением на вождей и народы, на кесаря и безликую массу рабов. «Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной» [Пастернак, 2010, c. 239].
Пастернак заставляет Симушку высказывать идею, которая лежит в основе православной теории спасения и учения православной церкви о превращении человека в Бога. Согласно этому учению, человек должен стремиться повторить жизнь Христа, уподобиться ему, трудиться, чтобы вернуть грешную природу в состояние райской первозданности, вернуть ей Божественный смысл.
Главным для Юрия Живаго в жизни являются: дворянская культура и идеи христианства: Юрий Андреевич о дяде Николае Николаевиче: «Подобно ей (маме) он был человеком свободным, лишённым предубеждения против чего бы то ни было непривычного. Как у неё, у него было дворянское чувство равенства со всем живущим» [Пастернак, 2010, c. 12]; «Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющей сердце человека... идея свободной личности и идея жизни как жертвы» [Пастернак, 2010, c. 13].
Таким образом, одна из интерпретаций легенды о Христе, являющейся постоянным элементом культуры, вошла в содержание романа о Юрии Живаго - в его личности и судьбе воплотилась вечная тема - христианская. Б. Пастернак возвел смертного человека вровень с Иисусом Христом, доказав равнодостойность земной жизни одухотворенного человека, его трагедии существования той судьбы, которая стала для человечества символом великомученичества и бессмертия. Параллелизм судьбы Юрия Живаго, русского интеллигента, жившего в первой трети XX века, и истории Иисуса Христа стал в романе важнейшим способом открытия нравственной сущности противоборства человека со своим временем, формой огромного художественного обобщения.
Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку по литературе в 11 классе, но и к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1945-1955 годы.
История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.
Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.
Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.
Жанр – Многожанровый роман.
Направление – Реализм.
История создания
Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.
Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.
В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.
Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии - «Доктор Живаго».
Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом - «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.
Тема
Проводя в «Докторе Живаго» анализ произведения, стоит отметить, что автор раскрыл в нем множество важных тем : жизнь и смерть, поиск себя в обновленном социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.
Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль , которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.
Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций - он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.
Не менее важное значение автор придает теме любви , которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях - любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.
Композиция
Главная особенность композиции романа - нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.
Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.
Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.
Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.
Главные герои
Жанр
Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.
Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения - в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.
Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.
Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.
Также сложно сказать, к какому именно направлению принадлежит роман, но, большей частью, это реалистическое произведение.
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 132.