Период раннего средневековья. Образование в Византии
Уже давно ставшая привычной поговорка «Ученье свет, а неученье - тьма» с большой торжественностью помещается «отцом византийской схоластики», богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в самом начале его труда «Источник знания» и сопровождается пространным доказательством. Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с необыкновенным уважением, хотя и понимали науку несколько иначе, чем мы. Они сохранили античное восприятие науки как чисто умозрительного знания в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. В согласии с давней традицией все науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание - и практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и достигшая необыкновенного расцвета именно в Византии юриспруденция.
Система образования сохранила преемственность от античности. Детей шести-семи лет отправляли в начальную школу, где они в течение двух-трех лет учились читать, писать и считать; только книгой, по которой учились чтению, стала Псалтирь, вытеснив Гомера из начальной школы в школу грамматики, куда поступали желающие продолжить свое образование. Начальные школы могли быть частные, платные, а могли содержаться монастырем, церковной или городской общиной, так что обучение в них было доступно для всех слоев населения. Сравнительно с государствами Западной Европы сеть школ была в Византии шире, а общий уровень элементарной грамотности - выше. Для продолжения образования и развития школ более высоких ступеней здесь существовал еще один важный стимул: в империи с централизованным управлением и развитым бюрократическим аппаратом без достаточного образования нельзя было добиться сколько-нибудь серьезной должности.
В школах грамматиков штудировали по преимуществу древнегреческих авторов и учили изъяс-няться на аттическом диалекте по всем правилам риторики. Так с VI-VII вв. начинается постепенное расхождение развивающегося разговорного греческого языка и языка письменной культуры, который - в идеале - и две тысячи лет спустя не должен был отличаться от языка Демосфена и Фукидида.
Те, кто желал посвятить себя науке или готовился состоятельными родителями к занятию высоких должностей, продолжали образование, изучая риторику, философию, юриспруденцию. В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. Со временем часть их приходит в упадок (всемирно известная Александрийская библиотека гибнет от пожара; знаменитая платоновская Академия в Афинах, ставшая к VI в. крупнейшей школой языческого неоплатонизма, закрывается по указу императора Юстиниана); постепенно складываются новые учебные и научные центры. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. - своего рода университет, имевший два факультета - юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа.
С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. В Византии не прерывалась античная философская традиция; византийские богословы усвоили и сохранили богатство мысли и утонченность диалектики греческих философов. В ранний период их усилия были направлены на выработку системы православного вероучения и на борьбу с ересями, а также с последними приверженцами язычества. Учителя церкви, так называемые «Великие Каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV-VBB., Иоанн Дамаскин - в VIII в. в своих многочисленных трактатах, проповедях, письмах систематизировали православное богословие. Правда, не все отрасли знания, входившие в состав античной философии, разрабатывались византийцами в одинаковой степени. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных, преобладающим методом познания в которых был не опыт, а переосмысление, систематизация и интерпретация античного наследия. Зато в те области знания, которые были необходимы для решения собственно богословских вопросов, византийцы внесли выдающийся вклад. Ими в борьбе с различными ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология - учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразнейшая эстетическая теория. Наконец, построение догматической системы требовало незаурядных познаний в логике и начиная с VI в. логика переживает необычайный расцвет. Византийская философия в противовес западноевропейской схоластике строилась на изучении и комментировании античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля. В XI в. в византийской философии усиливается влияние идеалистической системы Платона, которая, однако, используется некоторыми философами для обоснования права на критическое отношение к церковным авторитетам.
В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторон-никами христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией, в XIII-XIV вв. переводятся и изучаются астрономические сочинения и таблицы арабских ученых.
Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь, дающая не гасимое водой пламя. Состав «греческого огня» держался в глубокой тайне; позднее установили лишь, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в особенности в борьбе с арабами.
Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географиче-ских знаний. Косьма Индикоплов, мешая правду с красочным вымыслом, повествует о животном и растительном мире, и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Интереснейший памятник, обобщающий достижения античной и раннесредневековой агрономии, представляют собой «Геопоники» - составленная в X в. сельскохозяйственная энциклопедия.
Восточная Римская империя явилась преимущественно греческим государством, в подавляющем большинстве христианским, и надолго пережила Западную империю.
Название империи «Византийская» (от названия города Византий, на месте которого император Константин I Великий заложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохи Возрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ее Римской. Несмотря на достаточно сомнительный выбор названия, термин «Византийская империя» широко используется в современной исторической науке.
Сами жители восточной Римской империи называли себя «ромеями» (ρωµαίοι), то есть «римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией» (Ρωµανία).Западные современники называли её «империя греков» из-за решающей роли в ней греческого населения и культуры. На Руси её также обычно называли «Греческим царством».
Византийская наука оказала мощное воздействие на многие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византии носила сложный, противоречивый характер, сочетавший античные языческие традиции и христианское миропонимание, что отразилось на путях развития византийской науки.
Несмотря на то, что христианство в империи ромеев было признано государственной религией, сохранялось глубокое уважение к знаниям античной философии, поскольку в сознании византийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римским античным миром.
В то время, когда варварская Западная Европа вступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римская империя оказалась единственным очагом цивилизации и культуры во всей Европе, обеспечивая более высокий социально-экономический и культурный уровень на территориях, попавших в сферу ее влияния.
Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана с христианским учением. При этом особый интерес был направлен на античную философию, и попытку ее развить.
Византийское научное мышление складывалось в противоречивой обстановке утверждения христианского миросозерцания на основе этических и естественно-научных воззрений античности.
Таким образом, наука базировалась на двух различных картинах мира: языческого эллинизма, с одной стороны, и официальной христианской доктрины, с другой.
Для византийской культуры в целом характерно стремление к систематизации, что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а также обусловлено влиянием греческой античной философии, прежде всего Аристотеля, задавшего тенденцию к классификации.
В Византии создаются труды обобщающего характера, в которых происходит классификация и систематизация всего, что было достигнуто к этому времени в науке. Основные интеллектуальные усилия византийских ученых заключались в формальном изучении вновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации уже достигнутого, что приводило к энциклопедичности.
Велась большая работа по систематизации и комментированию античных авторов. Составляются энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине, собирается богатый этнографический материал о жителях сопредельных стран.
Науку в Византии понимали в соответствии с античной традицией как умозрительное знание, в противоположность практическому, эмпирическому знанию, считавшемуся ремеслом.
Следуя античному образцу, под названием философии были объединены все науки – математика, естествознание, этика грамматика, риторика, логика, астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскин разделял философию на теоретическую, касающуюся знания, и практическую, относящуюся к добродетелям. В теоретический раздел он включал физику, математику, и теологию, а в практический раздел – этику, экономику (бытовая этика) и политику. Логику он считал инструментом философии. Иоанн Дамаскин дал систематическое изложение философско- логических понятий, а также космологических, психологических и других научных сведений на основе античных сочинений.
Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишь пассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясь простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие века, в ряде отраслей византийцы совершили определенные шаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математик впервые применил буквы в качестве алгебраических символов. С ростом провинциальных городов, подъемом ремесленного производства большее значение стало отводиться развитию знаний, направленных на решение практических задач в области медицины, сельского хозяйства, строительства. Успешно развивались кораблестроение, архитектура, добывающая промышленность. Происходит накопление практических знаний, вызванных потребностями мореплавания, торговли.
Развиваются естественные науки, что сопровождается расширением представлений о природе. Подъем научных знаний связан с зарождением рационализма в философской мысли Византии. Представители рационалистического течения в византийском богословии и философии пытались примирить веру и разум, так же как и западноевропейские схоласты. В стремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что для приближения к постижению Бога необходимо изучать окружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологию естественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новым этапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит изучение причинности явлений в природе и социуме.
Одной из наиболее ярких фигур рационалистического течения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаны стремлением освоить и использовать античное наследие, обеспечить ему достойное место в системе христианского мировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностей христианского учения, Пселл использует высказывания о природе души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занимался проблемами естествознания, космологии. Причем в вопросы естествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По его мнению науки должны взять от математики ее числовой метод и геометрическое доказательство, которые обладают свойством логически принуждать к признанию положений истинными или ложными.
Идеи рационалистов были осуждены церковью, и не получили в Византии широкого распространения. В отличие от западной Европы рационализм не стал ведущим направлением в византийской богословской и философской мысли.
Несмотря на общую умозрительную традицию, восходящую к античности, практической науке в Византии удалось достичь определенных результатов в решении многих утилитарных задач, что долгое время обеспечивало материально-техническое превосходство империи. Наиболее знаменитый в литературе пример – используемый в военном деле так называемый «греческий огонь», представлявший собой смесь нефти и серы. В империи активно развивалось горное дело как отрасль науки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки, извлечения из недр и первичной обработки полезных ископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период, в Византии добывались строительные, отделочные и полудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь, свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степень развития металлургии – важный показатель технико- экономического уровня страны, поскольку представляет собой очень обширную область экономики, науки и техники, охватывающую процессы получения металлов, изменения их химического и физического состава и придания определенных форм. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть, окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавы применялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленном производстве, военном деле. Производство черных металлов – чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийской экономики, наряду с сельским хозяйством.
Характерной чертой византийского производства, городского ремесла являлась всеобъемлющая государственная регламентация. С одной стороны, поддержка государства обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличие государственных заказов, безопасность на дорогах и в городах империи, с другой, цехи теряли свою самостоятельность и попадали под строгий контроль центральной власти, что вело к потере инициативы, застою в развитии.
Противоречивые последствия для развития и внедрения практических знаний имела и установка византийцев на сохранение античного наследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII века оставаться Византии самым передовым государством в Европе в области производства керамики, стекла, строительства, кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация на сохранение античных традиций неизбежно стала тормозом технического развития, и постепенно наметилось отставание большинства византийских ремёсел от западноевропейских.
Образованию в империи отводилось особое значение. Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством, в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию в Афинах, где язычники изучали и преподавали классическую греческую философию. Было запрещено вести преподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам. Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников, потерю ими существовавших ранее привилегий, учебные заведения продолжали работать.
Константинопольский университет занимал ключевое место в культурной жизни государства, представляя собой крупнейший образовательный и научный центр. На протяжении всей истории Византии ее жители в сравнении с жителями средневековой западной Европы в целом были существенно более образованными. Византийские школы являлись важнейшим источником знаний об античности. Конечно, постепенно церковная литература проникала в образовательные программы светских учебных заведений. Но, несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин, школы оставались светскими, а сама система образования, особенно в начальной школе, была очень близка к античной. Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Для лучшего понимания античных работ учащимся давали сведения по античной истории и мифологии.
В трактате «К юношам о том, как с пользой читать языческих писателей» Василий Кесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться к чтению произведений античных авторов и толковать их в свете христианской морали, но считает эти произведения безусловно полезными. Интересно, что тетради византийских школьников обнаруживают определенное сходство с античными учебниками. Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, те же сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаются лишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычных упражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также в обращении к Богу в начале первого листа и нарисованном кресте в начале каждой страницы.
Школьный курс состоял из изучения грамматики, риторики, философии, математики, юриспруденции и музыки. Включение в школьные программы музыки, или гармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой, которая наряду с математикой и астрономией помогала познавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались не только количественные свойства звуков, но и их физическая природа. В изучении математики в качестве основного пособия использовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы. Как учебные руководства применялись «Арифметика» Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» Герона Александрийского. В изучении астрономии как науки о числах, прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест» Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовался как пособие по астрологии, которая также была включена в программу преподавания. В VII в. более популярным стал учебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».
Важная роль отводилась риторике. Ее считали средством развития и совершенствования личности. Сословных ограничений на получение риторического образования не существовало, однако им могли овладеть лишь те, кто был способен оплатить достаточно дорогое обучение в школах риторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, который ставился выше других ораторов. Начальные школы в империи функционировали не только в городах, но и в сельской местности. Высшее образование можно было получить только в крупных городах. Основным центром просвещения в государстве был Константинополь.
В 425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе был создан университет. Было определено число преподавателей в нем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2 преподавателя права и 1 философ. Они считались государственными чиновниками и получали жалованье из императорской казны.
Феодосий специальными государственными актами обеспечил задачу контроля государства над студентами. Каждый студент был обязан представить документальное свидетельство о происхождении, о состоянии его родителей, требовалось указать науки, которыми он намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.
Нередко императоры не только оказывали содействие в развитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VI Мудрый известен как ученый, написавший большое число светских и богословских сочинений. Кесарем Вардой была учреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначен крупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школа располагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике, геометрии и астрономии.
Разносторонними познаниями отличался император Константин VII Багрянородный. По его распоряжению и при непосредственном участии были составлены многие энциклопедии (около полусотни) по различным отраслям знаний.
Император Константин IX Мономах создал две школы: философии и права. Император лично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции. Руководителем философской школы был назначен Михаил Пселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этого переходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованием произведений Платона, которого считал наиболее значительным мыслителем и даже ставил на один уровень с Григорием Богословом.
Покровительственное отношение императоров к образованию и науке объяснялось не только и не столько их любовью к знаниям, сколько практическими соображениями, так как успешное функционирование византийского государственного аппарата требовало наличия грамотных и образованных людей в административной структуре управления.
Образование служило не для того, чтобы получать определенные знания и информацию, и, в дальнейшем, генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бы занять место в бюрократической структуре, соответствующее определенной квалификации.
Познавательная мотивация в византийском обществе была слабой, знания не были самоцелью, они были подчинены принципам функционирования бюрократической машины. Высокая квалификация государственных служащих долгое время обеспечивала преимущество Византии в сравнении с Западной Европой.
Не только светская, но и церковная администрация в значительной степени состояла из тех, кто успешно окончил школу. Выпускники школ, независимо от социального статуса их родителей, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии. Родители не жалели денег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей. (При этом сами преподаватели обычно получали также жалование от государства.) Теоретически существовал свободный доступ к самым высшим должностям государственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел на это деньги.
Разветвленный бюрократический аппарат для своего успешного функционирования нуждался в образованных и грамотных людях, в связи с чем, светское образование приобретало особую значимость. Это объясняет, почему Византийские школы, в отличие от западноевропейских, не были подчинены церкви.
Конечно, наряду со светскими школами существовали и церковные учебные учреждения. С IX века, например, существовала духовная школа (патриаршая академия), программа обучения которой была сосредоточена на толковании священных текстов. Но учащиеся также изучали риторику и другие светские науки.
Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византии была подвергнута огосударствлению, а организаторские и управленческие функции взяла на себя бюрократия. Административные предписания в области науки и производства информации становятся одним из критериев истины, которая, должна соответствовать формальным требованиям, контролируемым бюрократией.
Бюрократизация и государственная регламентация имели двойственные последствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитию византийской науки и образования, а в других условиях становились препятствием их развития. Чрезмерная формализация стала характерной чертой византийской науки, бюрократизация привела к ее окостенению.
Доминировало утилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов и обработка ранее полученных знаний. Господствовала установка, согласно которой научную мудрость можно обнаружить в античном прошлом, прямыми наследниками которого считали себя византийцы.
В результате формализованное античное наследие превращалось в причину стереотипного мышления, не дающего развития оригинальному научному творчеству. Античные классики, а также Библия, составляли совокупность всего необходимого знания.
Основой познания являлась традиция, которая, по мнению византийцев, обращалась к сущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь с поверхностными проявлениями окружающего мира.
Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи, которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом, воспринимались как бунтарские.
С XIV века постоянно усиливалось давление на Византийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Этот черный день знаменовал конец Византии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали и берегли науку античного прошлого.
Политический упадок Византии привел к активной трансляции научного опыта на Запад, что стало важнейшим фактором, подготовившим западноевропейское Возрождение.
Вопросы
1. Античное наследство и христианская идеология в Византии.
2. Особенности византийской науки.
3. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин.
4. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл.
5. Материально-технические достижения Византии.
6. Образование в Византии.
В VII--VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Возникает необходимость в системе школьного и высшего образования, которая впервые в мире возникла именно в Византии (здесь же появился и первый университет). Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.
В высшей школе наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.
Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых -- медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали и в Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии - автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, -- они должны были поражать воображение иноземных послов. Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).
Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» -- зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.
Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.
Особенно успешно в Византии развивалась историография. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. Потому что в Византии, как ни в какой другой стране средневекового мира, были устойчивы традиции античной историографии. Труды большинства византийских историков по характеру изложения, языку, композиции уходят корнями к классикам греческой историографии - Геродоту, Фукидиду, Полибию. С VI-VII вв. известны труды Прокопия Кессарийского, Агафия Миринейского, Менендра Феофилакта, Самокатты, особое место среди них занимает Прокопий Кессарийский. Его главные труды - «История войн Юстиниана с персами, вандалами, готами», «О постройках Юстиниана». XI-XII вв. - время расцвета собственно византийской историографии. Появляются авторские, эмоционально окрашенные сочинения Михаила Пселла, Анны Комниной, Никиты Хотиаты и др., где историки из регистраторов фактов превращаются в их истолкователей. Исторические хроники приобретают черты исторического романа, что отвечало новым эстетическим вкусам читателей. Стираются границы между собственно историческими сочинениями и исторической прозой.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Научное знание и технические достижения с редневековой Европы , арабского Востока и Византии
1. Инструменты познания эпохи Средневековья
наука знание технический
Начало эпохи средневековья связывают с падением Западной Римской империи в 476 г. (германские племена скиров свергли последнего императора Ромула Августула).
В период Средних веков (5 - к.15 вв.) на европейском континенте сформировались восточно-европейская и западноевропейская цивилизации, на Ближнем и Среднем Востоке - китайско-конфуцианская и индийская цивилизации, в Азии - арабо-мусульманская цивилизация.
Доминирующей формой постижения бытия в средние века являлась религия. Однако, и христианство, и ислам создавали согласие в обществе, обеспечивали его стабильность. Религиозное воспитание способствовало формированию высокой нравственности, идеалов добра и справедливости. Церкви и монастыри являлись проводниками грамотности и образования. Важно заметить, что многие ученые того времени Готтфрид Лейбниц, Рене Декарт, Кеплер, Роберт Бойль и Исаак Ньютон, (они были современниками или последователями Галилея) были глубокими и искренними религиозными мыслителями. Они не находили противоречия между наукой и религией. В своем научном поиске они стремились лучше познать творение Бога.
Характеризуя средневековую науку в целом, можно утверждать, что значительных прорывов в науке не было. Однако (и это очень важно), удалось сохранить письменные памятники древних ученых. Значительное научное наследие создавалось и сохранялось в монастырских библиотеках, а чтение и переписывание ученых книг были обязательным занятием в монастырях. Ученые монахи переводили тексты древних рукописей, обобщали знания, собирали воедино труды ученых различных научных школ и направлений. Монастыри обменивались рукописными книгами.
Монополия церкви на ученость и образование, с одной стороны, формировала научное мышление, закованное в догмы и схоластику. Религиозное мировоззрение стало основой для формирования политических, правовых, экономических концепций, а Библия и Коран являлись основой для решения политических, правовых, экономических и морально-этических проблем. Но с другой стороны, именно церковные школы и монастыри обеспечивали обучение и сохранение знаний, из церковных школ выросли первые европейские университеты.
В эпоху средних веков происходит соединение науки с практикой и становление экспериментальной науки. Развитие механики связано было с эволюцией ремесленного производства и зарождение мануфактур.
Важно также отметить, что очень многие изобретение этого периода (водяной и ветряной двигатель, механические часы, компас, порох, бумага и др.) оказали влияния на развитие науки в дальнейшем.
2.Византия - наследница знаний греко-римского мира
Эпоха средневековья охватывает отрезок трудного пути, пройденного народами Европы и Востока. Упадок и варварство, в которые стремительно погружался Запад в конце V-VII вв. в результате варварских завоеваний и войн, противопоставлялись не только достижениям римской цивилизации, но и духовной жизни Византии, не пережившей столь трагического перелома при переходе от античности к средневековью. Византия была прямой наследницей греко-римского мира и эллинистического Востока и многие столетия стояла впереди стран средневековой Европы как центр высокой культуры, средоточие знаний. Византия была своеобразным мостом между Востоком и Западом. При всей многоэтничности империя имела ядро - греков, в ее жизни с VI в. преобладал греческий язык. В стране господствовала христианская религия в ее православном исповедании. Империя Ромеев сохранила не только имя, но и главное наследство Рима - устойчивую государственность, сильную императорскую власть и централизованное управление.
В отличие от Западной Европы, испытавшей в раннее средневековье упадок городов, в Византии они по-прежнему процветали, были центрами образованности, искусств и ремесел. Александрия и Антиохия, Бейрут, Дамаск, Афины, Никея, Фессалоника, Трапезунд - прославились своими достижениями. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции.
Привычная нам поговорка “Ученье свет, а неученье - тьма” была помещена византийским богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в начале его труда “Источник знания”. Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с уважением, хотя понимали науку как чисто умозрительное знание в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. Науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание, а практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и юриспруденция.
Система образования сохранила преемственность от античности. Были начальные двух-трех годичные школы, где детей учили читать, писать и считать, а также школы грамматики, в которых желающие продолжали свое образование. Для продолжения образования существовал важный стимул: в империи с централизованным управлением и бюрократическим аппаратом без достаточного образования нельзя было добиться серьезной должности.
В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. - своего рода университет, имевший два факультета - юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа. В Магнавской школе собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Монах Фотий составил сборник с пересказами и комментариями 280 античных рукописей. За свою ученость Фотий был удостоен сана патриарха, а император Василий поручил ему воспитание сына Льва (прозванного Философом).
Многие из византийских императоров стремились быть просвещенными правителями. Лев Философ (886-912) и его сын Константин VII собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширных компиляций по законоведению, истории и агрономии. В период их правления греки снова познакомились с Платоном, Аристотелем, Евклидом и снова узнали о шарообразности Земли. При дворе снова цитировали Гомера и Еврипида и ставили античные трагедии. Результатом колоссальной литературной, авторской и организаторской деятельности императора Константина VII Багрянородного (рожденный во дворце, 905 - 959) стали 53 энциклопедических сборника по многим отраслям знаний.
С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. Учителя церкви, так называемые “Великие Каппадокийцы” (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV-V в., Иоанн Дамаскин - в VIII в. в своих многочисленных трактатах и проповедях систематизировали православное богословие. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных. Зато в те области знания, которые были необходимы для решения богословских вопросов, византийцы внесли большой вклад. Ими в борьбе с ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология - учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразная эстетическая теория.
К XI в. относится деятельность крупнейшего ученого Льва Математика, который заложил основы алгебры, использовав буквенные обозначения в качестве символов, и прославился множеством изобретений, в частности светового телеграфа и хитроумных механизмов, поражавших иностранцев в императорском дворце в Константинополе.
Интересный памятник, обобщающий достижения античной и раннесредневековой агрономии, представляют собой “Геопоники” - составленная в X в. сельскохозяйственная энциклопедия.
Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В XII в. в Византии был изобретен “греческий огонь” - зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя. Состав “греческого огня” держался в глубокой тайне. Позднее установили, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение “греческого огня” надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в борьбе с арабами.
В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т.е. “плававший в Индию) в своей “Христианской топографии” поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. Косьма Индикоплов оставил отчасти приукрашенное описание животного и растительного мира, торговых путей и населения Аравии, Восточной Африки, Индии.
3.Наука в странах арабского Востока
Взлет творческой мысли в арабских странах эпохи средневековья определялся религиозными и политическими факторами: созданием и распространением на обширных территориях исламского владычества. Крупнейшим исламским государством эпохи средневековья был Арабский халифат, расцвет которого пришелся на IX в. В состав этого государства входили территории Аравийского полуострова, современных Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Пиринеев.
В период с VIII по XII вв. в арабском мире, прежде всего, развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Мировоззрение средневековых арабов проявлялось в распространении своеобразных наук, соединяющих положительные опытные знания с мистикой и суевериями: астрономию у них сопровождала астрология, химию дополняла алхимия и т.д.
Представители стран ислама освоили интеллектуальное наследие Греции и Рима. Такая преемственность была подготовлена предыдущими контактами цивилизаций Востока и Запада во времена империи Александра Македонского и Великого Рима, а затем Византии. Вполне закономерно, что исламские мыслители и ученые ориентировались на авторитеты Аристотеля, Птолемея, Страбона, римских энциклопедистов. Кроме того, использовались достижения индийской науки. Так, в начале IX в. Магомет Ибн Муса аль Хорезми (Альхорезми) переработал математические труды Брамагупты. Затем переводчики и переписчики превратили имя Альхорезми в термин “алгорифм”, или “алгоритм”, означающий систему последовательных операций для решения тех или иных задач. Название труда Ибн Мусы “Алгебра” дало имя целой науке (сначала оно означало “дополнение”). Автор подчеркивал практическую пользу математики (в частности для измерений земли).
Автор около 150 трудов по математике, естествознанию, астрономии, истории, геодезии Бируни высказал свои взгляды на природу и познание: описал круговорот воды в природе, чувства человека (подчеркивая, что его главнейшее качество, отличающее от животных, - разум). Ученый также был сторонником развития опытного естествознания. Бируни допускал возможность движения планет вокруг Солнца, указал причину лунных фаз.
Среди плеяды мыслителей и ученых арабского Востока XI в. особенно выделяется Ибн Сина (Авиценна) - подлинный ученый-энциклопедист, автор сочинений в области философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии и других наук. Однако наиболее он был знаменит своими трудами по медицине. Ибн Сина отмечал три различных состояния человеческого тела: здоровье, болезнь и промежуточное. В процессе лечения больного, по его мнению, были важны три основных момента: режим, лекарственное лечение и различные процедуры (банки, пиявки, кровопускание и пр.). Одним больным он рекомендовал общие хирургические операции, другим - физические методы лечения: гимнастические упражнения. Прославивший Ибн Сину медицинский трактат “Ал-Канун фи-Тибб” (“Канон”) стал научной энциклопедией всех медицинских знаний той эпохи.
Завоевав Пиренейский полуостров (VIII в.), арабы основали здесь Кордовский эмират. Именно отсюда распространялись в Западной Европе сочинения мыслителей античности. В Кордове была создана богатейшая библиотека. А в конце X в. аль-Мансур, или Альманзор, объединил под арабским владычеством всю Испанию, что способствовало расцвету экономики, науки и культуры.
В XII в. Раймонд Толедский основал школу переводчиков. Их деятельность способствовала тому, что ученые Запада смогли лучше ознакомиться с трудами, созданными на Востоке. Идеи арабских мыслителей, творчески воспринявших учение Аристотеля, в Средние века начали распространяться по Европе. Под арабским влиянием распространились в средневековой Европе астрология и алхимия. И если с первой вели постоянную борьбу отцы церкви, то алхимические идеи и навыки применялись в монастырских подвалах, где проводились разнообразные опыты с целью создания философского камня.
В сфере развития гуманитарных наук можно выделить обстоятельное учение о политике, государстве и власти Абуан-Насра аль-Фараби (870-950), которое он изложил в трактатах «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля» и «Гражданская политика». Аль-Фараби различал две основные разновидности городов-государств: «невежественные» и «добродетельные». «Добродетельный» город-государство - это модель наилучшего и естественного общения, в рамках которого человек может достичь наивысшего блага и достойного образа жизни. Основные признаки такого города: порядок и высокие моральные качества его жителей, в первую очередь правителей. Правитель в «добродетельном городе» просвещенный и по своим личным качествам должен удовлетворять весьма строгим требованиям. В других же городах власти стремятся только к личной выгоде.
Еще одним известным арабским мыслителем XI в. был аль-Маварди (974-1058), который в своих трудах пытался выявить сущность халифата и понять его природу.
Свидетельством высокого уровня развития техники были процветающие восточные города. Так, в Кордове все городские улицы были отлично вымощены и освещены горевшими фонарями. Арабы были прекрасными строителями и архитекторами, умело использовали полученные знания. В кордовской мечети (одной из крупнейших в мире, 22400 м 2) была реализована еще придуманная греками акустическая хитрость. Купол михраба был выполнен в форме раковины, которая является мощным резонатором. Когда имам читал Коран в молельном зале, его было слышно даже во дворе.
Арабские алхимики изобрели важнейшие для проведения химических экспериментов приспособления и оборудование: мензурки, колбы, тигли, горелки, шпатели и др.
Искусство выделки оружия арабы застали в самом разгаре. В наведении узоров на стальной клинок (дамасскирование), арабам не было равных. А эта технология увеличила ценность оружия во много раз.
4. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
В Европе в эпоху раннего средневековья (“темные века”) - в конце V-VII вв. - было заложено начало европейской цивилизации, которая произросла на почве взаимодействия наследия античного мира, точнее распавшейся цивилизации Римской империи, порожденного ею христианства, и с другой стороны - племенных народных культур варваров.
Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств. Грамматика считалась “матерью всех наук”, диалектика давала формально-логические знания, основы философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. “Математические дисциплины” - арифметика, геометрия и астрономия мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.
С XI в. начинается подъем средневековых школ, система образования совершенствуется. Школы подразделялись на монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские. С ростом городов, с появлением слоя горожан и расцветом цехов набирают силу светские, городские - частные, а также гильдийские и муниципальные школы. Учащимися нецерковных школ были бродячие школяры - ваганты или голиарды, происходившие из городской, крестьянской, рыцарской среды, низшего клира. Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Школа не делилась на начальную, среднюю и высшую, а религиозное по содержанию и форме образование носило словесно-риторический характер. Начатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно, часто в фантастической интерпретации. Центрами обучения навыкам ремесла в XII в. становятся цехи.
В XII-XIII вв. Западная Европа переживала экономический и культурный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство в культурой Востока, прежде всего, с византийской и арабской, послужили стимулами развития знаний и совершенствования образования. Кафедральные школы в крупнейших городах Европы превращались во всеобщие школы, а затем в университеты (лат. universitas - совокупность, общность). В XIII в. такие высшие школы сложились в Болонье, Монпелье, Палермо, Париже, Оксфорде, Салерно и других городах. К концу XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Крупнейшим университетом был Парижский. Студенты Западной Европы устремлялись также для получения образования в Испанию. Школы и университеты Кордовы, Севильи, Саламанки, Малаги и Валенсии давали более обширные и глубокие знания по философии, математике, медицине, химии, астрономии. Университеты были настоящими питомниками знаний, играли важную роль в развитии средневековой Европы.
В XIII в Западной Европе зарождается интерес к опытному знанию. До этого времени существовало знание, основанное на чистом умозрении. Однако жизнь требовала не иллюзорных, а практических знаний. В XII в. наметился прогресс в области механики и математики. В Оксфордском университете переводились и комментировались естественнонаучные трактаты ученых древности и арабов. Роберт Гроссетест сделал попытку применить математический подход к изучению природы.
В XIII в. оксфордский профессор Роджер Бэкон в своих исследованиях природы, также отдавал предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике, химии. Он утверждал, что можно сделать самодвижущиеся суда и колесницы, аппараты, летающие по воздуху или передвигающиеся по дну моря или реки. Им была высказана догадка, что свет не поток частиц, а волна (распространение движения). Бэкон не раз осуждался церковью и сидел в заточении.
В конце XIII века Эразмом Вителлием (Вителло) был открыт закон обратимости световых лучей при преломлении. Он доказал, что параболические зеркала имеют один фокус. Им была подробно исследована радуга.
Большой вклад в развитие естествознания также внесли ученые Альберт Саксонский, занимавшийся проблемой движения небесных сфер, и Никола Орем, который ввел дробные показатели степени. Орему принадлежит одна из первых попыток обоснования металлической теории денег.
“Познавательным энтузиазмом” были охвачены различные слои общества. В Сицилийском королевстве, где процветали различные науки и искусства, широко развернулась деятельность переводчиков, обратившихся к философским и естественнонаучным сочинениям греческих и арабских авторов.
Под покровительством сицилийских государей расцвела медицинская школа в Салерно, из которой вышел знаменитый “Салернский кодекс” Арнольда да Вилланова. В нем даются разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описания лечебных свойств различных растений, ядов и противоядий и т.п.
Алхимиками, занятыми поисками “философского камня”, способного превратить недрагоценные металлы в золото, побочно был сделан ряд важных открытий - изучены свойства разнообразных веществ, многочисленные способы воздействия на них, получены различные сплавы и химические соединения, кислоты, щелочи, минеральные краски, создана и усовершенствована аппаратура и установки для опытов: перегонный куб, химические печи, аппараты для фильтрации и дистилляции и т.д. Алхимия ознаменовала собой раннюю, донаучную стадию развития химической науки и оказала сильное влияние на развитие естествознания. На этом пути было сделано и много ценных изобретений и открытий -- от пороха до фарфора.
Значительно обогатились географические знания европейцев. Еще в XIII в. братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть западноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей “Книге”, которая разошлась в Европе во множестве списков на различных языках. Все это имело важное значение для подготовки Великих географических открытий.
Таким образом, в эпоху европейского средневековья происходит соединение науки с практикой, становление экспериментальной науки. Это связано с ростом крупных городов, развитием ремесленной, а затем мануфактурной промышленности, развитием сельского хозяйства, торговли, великими географическими открытиями. Практические нужды общества в развитии мореплавания, военного дела, особенно артиллерии, гидроэнергетики и прочих отраслей открыли перед наукой широкие перспективы, прежде всего, выдвинули на первый план задачу разработки основ механики, астрономии и других наук. Металлургия и металлообработка, керамическое и стеклодувное производство, текстильное и зарождающееся химическое производство нуждались в исследованиях различных свойств вещества и энергии. Все это создало материальную основу для становления развития подлинной экспериментальной науки.
5.Технические достижения средневековой Европы
В эпоху средних веков в Европе активно развивалось ремесленное производства, а именно: происходила его специализация; росло число ремесленных профессий (в частности в кузнечном ремесле возникли профессии оружейников, жестянщиков, литейщиков, колокольщиков, лудильщиков, замочников). При этом, ведущую роль в развитии техники и технологии добывающих и обрабатывающих промыслов играло в основном городское ремесленничество. Рост ремесленного производства и его специализация приводили к созданию все новых цехов, количество которых в городах стало исчисляться десятками.
Работа на ремесленном производстве осуществлялась с помощью ручных инструментов и мускульного привода. Но со временем стали использоваться устройства, использующие силу животных и. прежде всего, лошадей, с IX-X вв. -- силу ветра, а с XV в. -- энергию воды.
Новым фактором промышленного развития Европы стало появление мануфактур. Мануфактурное производство, основанное на применении наемного труда, стало зарождаться в XIII-XIV вв. в городах-государствах Италии, на Пиренейском полуострове, во Фландрии и некоторых других областях Западной Европы, но характерной формой производства стало лишь в XVI веке. Эволюцию перехода от ремесленного производства к мануфактурному можно представить на примере Фландрии, где в XIII в. на базе домашнего ремесла стали возникать суконные мануфактуры рассеянного типа, а затем и централизованные судостроительные, горные и металлургические мануфактурные предприятия, в которых все операции производились под надзором хозяина или его управляющего.
Среди наиболее выдающихся изобретений, открытий и технических разработок в Европе периода средних веков (так называемый ремесленный период) необходимо отнести, прежде всего, изобретение водяного и ветряного двигателей и разработку на их основе водо- и ветродействующих установок. Среди таких установок - водяные мельницы, которые приводили в движение кузнечные молоты и пилы, отбивали сукно. В XIII в. водяные мельницы применяли для растирания красок, волочения проволоки и даже как привод токарных станков. В качестве механизма, преобразующего движение, были придуманы зубчатое зацепление цевочного (пальцевого) типа и коленчатый рычаг.
Ветряные мельницы появились в Европе в начале XII в., но широкое распространение получили с XV в.
Поистине революционным в военном деле стало изобретение пороха и огнестрельного оружия. Историки утверждают, что дымный порох впервые был получен в Китае задолго до того, как стал известен в Европе. Китайцы использовали её для запуска ракет во время праздничных фейерверков. Первые пороховые заводы в Европе были построены в Страсбурге в 1340 г. и в Лейпциге в 1348 г. Порох стал играть важную роль в военном деле.
Однако, изобретение пороха имело не только военные последствия. Изготовление пороха и изобретение пушки стимулировали изучение процессов горения и взрыва, вопросов, связанных с выделением и передачей тепла, вопросов точной механики и технологии, связанных с изготовлением орудийных стволов, вопросов баллистики.
Наряду с использованием в военном деле метательных, стенобитных машин и осадных башен в Европе в XIV в. появилось огнестрельное оружие. Это были толстые, гладкие внутри железные трубы, закреплённые на деревянных станках и стрелявшие ядрами.
С появлением огнестрельного оружия изменились способы ведения войны. Повлияло это и на фортификацию -- строительство крепостей и других оборонительных инженерных сооружений.
Эволюция военной техники, несомненно, повлекла за собой развитие горного дела, производства чугуна, совершенствования литейного производства и металлообработки (литье стволов пушек, уменьшение диаметра канала ствола стрелкового оружия, появление пружинного курка и т.п.).
Среди других изобретений рассматриваемого периода следует выделить механические часы. Первые механические часы с приводом от груза появились в Европе в Х в., а в виде башенных они распространились в Европе в XIII-XIV вв.
Осуществление великих географических открытий не было бы возможным без такого полезного изобретения как компас. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Но впервые обстоятельно описал свойства компаса французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции.
Существует также мнение, что успехи просвещения в эпоху Возрождения были достигнуты во многом благодаря изобретению очков в Италии, которое относится к XIV в. Очковые линзы стали основой при создании таких оптических инструментов, как микроскоп и телескоп.
Трудно переоценить последствие возникновения в Европе бумажного производства. Бумага попала в Европу через арабов в XII в. И уже в начале XII в. (в Испании) было организовано производство бумаги из хлопка. Затем бумагу стали производить из более дешевого сырья -- из тряпья и отходов текстильного производства. Совершенствование и развертывание производства бумаги способствовало появлению книгопечатания, роль которого в научном прогрессе и распространении знаний весьма велика. В Европе немецкий мастер Иоганн Гуттенберг (1400-1468) начал печатать книги (первой была Библия - 1450) на созданном им станке с подвижных наборных литер, которые позволяли набирать текст крупными фрагментами.
Ремесленный период развития техники в Европе отмечен также развитием строительной техники и расширением производства строительных материалов; появлением в текстильном производстве механических прядильных и усовершенствованных ткацких станков горизонтального типа; эволюцией сухопутного и водного транспорта (переход от гребного флота к парусному, начало строительства военных судов).
Таким образом, в период средних веков в Европе количество изобретений и открытий увеличивалось в нарастающем темпе, формировались квалифицированные технические кадры не только мастеров, но и инженеров -- горных, военных, строительных, корабельных и др. Несомненно, что технические достижения средневековья обусловили развитие научной мысли в эпоху Возрождения.
Использованная литература
1. Грицак Е.Н. История вещей от древностей до наших дней. М. РИПОЛ КЛАССИК, 2003, 607 с.
2. Дятчин Н.И. История развития техники. М.: Феникс, 2001, 320 с.
3. Иванов С.А. «1000 лет озарений. История вещей». М.: СЛОВО, 2002.
4. Крейг А., Росни К. Наука: Энциклопедия. М.: Росмэн, 2004, 127 с.
5. Мировая энциклопедия. Наука и история. М.: АСТ, 2004, 640 с.
6. Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии. Учебное пособие в 2-х частях. 2-е изд. М.: МГИУ, 2004.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Процесс познания в эпоху Средневековья в арабоязычных странах. Великие ученые средневекового Востока, их достижения в области математики, астрономии, химии, физики, механики и литературы. Значение научных трудов в развитии философии и естественных наук.
реферат , добавлен 10.01.2011
Торгово-политические полюсы Средневековья. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству. Становление института западноевропейской средневековой демократии. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации.
реферат , добавлен 16.11.2008
Развитие наук стран арабского Востока. Развитие математики, астрономии и географии. Средневековая европейская наука. Господство религии и церкви Европы. Развитие алхимии в Средние века. Семь свободных искусств. Кафедры Оксфордского университета.
презентация , добавлен 12.09.2014
Путь к разрушению средневековой картины мира на первом этапе научной революции в раннее Новое время. Вклад Галилея в становление экспериментального метода научного познания. Усовершенствование техники средневековья, предпосылки промышленного переворота.
курсовая работа , добавлен 28.06.2011
Цивилизации Востока, Греции, Рима, России в эпохи древнего мира и средневековья, в новое время. Рождение и развитие индустриальной цивилизации, пути утверждения капитализма в Западной Европе и России; научно-технический прогресс: потери и приобретения.
учебное пособие , добавлен 12.07.2010
Изучение основных характерных особенностей инквизиционного судебного процесса в средневековой Европе. Определение роли Церкви в процессе становления государства и права стран Европы. Инквизиционный судебный процесс в странах Европы: его формы и стадии.
курсовая работа , добавлен 15.11.2010
История Византии занимает особое место в истории средних веков, поскольку это общество существовало на стыке Запада и Востока. Развитие хозяйства и социальный состав населения ранневизантийского города. Причины упадка поздневизантийских городов.
реферат , добавлен 09.03.2008
Сущность понятия "средние века". Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.
реферат , добавлен 06.05.2014
Развитие науки и техники в период расцвета исламской культуры. Достижения мусульманских учёных средних веков в области математики и астрономии, медицины, физики и химии, минералогии, геологии и географии. Закона преломления арабского оптика Альгазена.
Достигли успехов византийские географы: они умело чертили карты страны и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В начале этого этапа в Византии не замирало научное творчество. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии, а также оптики. Значительными были успехи в медицине. Врач Орибазий (326-403) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг. В ней содержались обширные выписки из трудов древних медиков, а также собственные выводы и обобщения автора.
После утверждения христианства в качестве государственной религии стали подвергаться гонениям лучшие представители науки. Погибла Ипатия, с трудом удалось спастись Орибазию. Уничтожались научные центры: в 489 г. по настоянию епископов была закрыты школа в Эфесе, в 529 г. - школа в Афинах - один из крупнейших центров греческой образованности. В конце IV в. монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные духовные школы, причем высшие.
С утверждением позиций церкви наука становится богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. В середине VI в. монах Косьма Индикоплов написал "Христианскую топографию", в которой признал систему Птолемея неправильной и противоречащей Библии. По представлению Косьмы, форма Земли - плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где помещается рай. Это сочинение было распространено не только в Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси.
В VI-VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками "божественного эликсира", с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие химическое ремесло - изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей, которые нашли широкое применение в византийском изобразительном искусстве и изготовлении тканей.
Несмотря на недостаток источников, известно, что уже в конце VII в. византийцы изобрели "греческий огонь" - зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на воде. Это помогло византийцам побеждать своих врагов в морских битвах. "Греческий огонь" широко применялся при осаде крепостей в VII-XV вв. Византийский ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии (IX в.). Имелся ряд произведений исторического плана, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса.
В IX в. в Константинополе была восстановлена высшая светская школа, закрытая в VII в.