Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка. Проповедь святейшего патриарха кирилла за божественной литургией в день памяти святителя николая, архиепископа мир ликийских Святитель николай чудотворец проповедь
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господи братья и сестры, всех вас сердечно поздравляем с этим великим праздником – днем памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца, с праздником всегда очень радостным, теплым. Какие бы ни были наши жизненные испытания, всегда этот праздник сглаживает все, потому что мы знаем и верим, и ощущаем, что он еще один молитвенник, еще один реальный ходатай в жизни тех, кто к нему обращается с верой, надеждой и любовью, а таких, наверняка, миллионы. Нет такого храма, нет такого дома, где бы не было иконы святителя Николая.
Все мы знаем о его дивном житии, о его подвигах. И хотелось всего несколько слов сказать на одну тему, которая преподносится нам святой нашей матерью Церковью в тропаре, посвященном святителю Николаю. В этом тропаре Церковь называет его «правилом веры». И каждому из нас надо задуматься о своей вере и просить святителя Николая об укреплении этой веры.
Апостол Павел говорит, что “вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1) . И наградой за эту веру, есть возможность увидеть когданибудь это невидимое тем, кто до конца пронесет ее, эту веру в своем сердце, и, мало того, будет молиться об укреплении этой веры и стараться об ее умножении. Как апостолы молились: “Господи, умножь в нас веру”, как отец одного болящего ребенка молился: “Верую, Господи! Помоги моему неверию” (Мк.9:24) . Потому что, с одной стороны, вера – это дар Божий, с другой стороны это и труд человека по укреплению в себе веры. Движение навстречу Богу – это двоякий процесс, потому что без почвы ничего не бывает, сначала малюсенький фундамент должны положить мы сами.
Один из знаменитых протоиереев сказал: “Все последователи Христовы назывались не иначе как учениками, и ты, если не хочешь учиться вере, то ты и не последователь Христов. Ты и не ученик Его. Я даже не знаю, как и кем ты называешься”. Апостол Павел, обращаясь к ученику своему Тимофею, говорит: “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16).
Однажды я приехал к великому старцу Украины, уже ныне покойному схиархимандриту Зосиме, которому тогда было 56 лет. Он мне сказал: “Ты знаешь, Мелхиседек, а я до сих пор учусь, и учусь всю жизнь. Еду в какойнибудь монастырь, замечаю там чтонибудь хорошее, еду в какойнибудь храм, спрашиваю: “Есть ли у вас какиелибо благочестивые обычаи”. О. Зосима служил в глухой деревне, в с. Никольское под Донецком, в Москве у него был помощник, который все вновь изданные книги покупал и отсылал ему, так что его келья всегда была завалена книгами. Он смотрел на них и говорил: “Мечтаю, когда пойду на пенсию, буду их читать, а сейчас только пролистываю”. До пенсии он, конечно, никакой не дожил, в 59 лет “сгорел в Церкви”, в том смысле, что вся его жизнь была посвящена Церкви, и он, не жалея себя, служил день и ночь, будучи очень больным человеком. И в 59 лет этой опоры Церкви, опоры Украины, не стало. Ему было 56 лет, а он говорил: “Всю жизнь учился”. У нас один человек прочитает какуюнибудь книжку и думает, что он уже все знает и может учить других. Все знает только невежда.
В наш храм пришла одна детская группа – первоклассники. Пришли вместе с учительницей. А учительница была проста сердцем, но очень богомудрая, потому что только “чистые сердцем Бога узрят”. Не просто книжная начитанность делает человека крепким в вере, а нравственная жизнь. Чудак, даже прочитав сотню книг, чудаком и останется, если ничего из этих книг не исполняет и не делает в жизни. Нам святые отцы дали девиз: “Исполняй то, что знаешь и откроется то, чего не знаешь”. А у нас в одно ухо влетело, а в другое вылетело, потому что мы ничего из того, чему учат нас святые отцы, не знаем и не делаем. Мало того, спроси сейчас когонибудь из стоящих в храме простую, элементарную вещь: знание нашей веры. И не надо далеко ходить: Символ веры – знаете ли вы наизусть. Я не буду просить, чтобы подняли руки, кто знает, чтобы не упасть с амвона. Большинство только читают, а надо его знать наизусть, чтобы он стал неким стержнем нашей жизни.
Есть катехизис митрополита Филарета (Дроздова), в нем изложен потрясающий синтез веры святых отцов. И самое главное: нужно вникать в нравственнопрактические вещи, существующие в нашей Церкви. Что значит Церковь, богослужение и его символика, смысл икон, смысл облачений, порядок и исполнение богослужения, смысл Символа веры, смысл заповедей блаженств, заповедей Моисея, смысл и толкование молитвы “Отче наш” все это растолковывается святыми отцами, и сейчас эта литература доступна. Но только всегдашняя “нехватка времени”, всегдашняя “занятость” не дает нам этого читать. На телевизор, на какойто сериал времени у всех хватает, а это каждый день один час. А если бы этот час был бы посвящен Евангелию, был бы посвящен книгам, то мы сами были бы уже профессорами богословия.
Так вот, приходят первоклассники в храм вместе с учительницей, стоят, разглядывают стены и говорят: “А что это такое?”. А около Крестилки у нас изображена фреска «Тайная вечеря” знаменитого греческого художника и иконописца 14 века Панселина. Дети смотрят и говорят: “Татьяна Ивановна! А кто это?”. И она говорит: “Это Иисус Христос с учениками”. Они отвечают: “Татьяна Ивановна! Какие же это ученики, когда у них бороды?”. А она говорил: “Бог – бесконечен, и поэтому христиане учатся вечность, т.е. всю жизнь”. “Поняли. А это – ученики?” “Ученики”. – “А почему их тогда так мало?”. А учительница и говорит: “А вот среди вас послушных детей много?” “Нет”. “Ну вот, и за Ним ходили только послушные, а послушных, по жизни, меньше, вот их и так мало. Зато все послушные”.
Вот эта сердечная искренность, такая глубина духовной мудрости, конечно, дается человеку, который вникает в смысл веры и пытается по ней жить. Мы должны еще знать, что способствует умножению веры. Расскажу вам из личного опыта.
В повседневной жизни, если нет какихто особых испытаний, трудностей, сложностей, все течет своим чередом, и за это слава Богу. Но мы както не особо замечаем силы и действенности молитвы, потому что именно молитва, искреннее обращение к Богу и ответ на эту молитву, способен умножить и укрепить эту веру. Но я заметил: паломничество по святым местам укрепляет веру. Почему? Потому что сложно все сочетать и транспорт, и какието неудобства. Но, (и это бывает почти в каждую поездку) чувствуешь особую силу Божию: автобус к автобусу, поезд к поезду, опаздываешь на 20 минут, а водитель, хотя и должен был уехать, в это время меняет колесо. И он задерживается именно на те 20 минут, на которые мы опоздали. А в это время все паломники читали Акафист святителю Николаю. И так каждый из нас может вспомнить большое количество ситуаций, когда все вроде бы было сложно, но вдруг незаметным дивным образом сложилось одно к одному. И мы уже здесь видим, что это не простое совпадение, это не простые случайности, а это ответ на наше молитвенное обращение, на наше молитвенное воздыхание к Богу.
Святитель Николай не только был глубоко верующим человеком, дышал Небом, дышал Церковью, дышал Богом, но он еще и помнил слова апостола Иакова, который говорил, что “вера без дел мертва?” (Иак 2:20). И свою веру в Бога он выражал, доказывал, он жил этим, он жил интересами других людей. Он служил им, помня заповедь Христа Спасителя: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лк 6, 36).
Свт. Николай подражал Спасителю в этой добродетели – добродетели милосердия и жертвенной любви.
Вот так надо подражать ему в своей жизни. Не только в крепкой вере, но и в жертвенной, самоотверженной любви. И среди нас, прихожан этого святого храма, есть такие люди, которые живут этой крепкой верой, живут этой самоотверженной любовью ближним. В прошлом году в нашем храме состоялось награждение преподавателя Радонежской гимназии Елены Борисовны Рогожиной орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени, за труды по устройству и поддержанию молитвеннотрудового лагеря православной гимназии “Радонеж” при СвятоВведенской Оптиной Пустыни. И многие хотели бы спросить: “А почему именно ее наградили, а как же я? Не одна она так подвизается и трудится. Я тоже чтото там незаметно, а иногда и заметно, делаю для Церкви, и никто меня еще пока не заметил. Чтобы мне такого сделать, чтобы заметили?”.
Сейчас я вам расскажу, что надо сотворить, чтобы заметили. В 1946 году открылась ТроицеСергиева Лавра. Монахи до этого были разогнаны, а в 1946 году всех стали собирать в Лавру: убогих, больных, слепых, немощных стариков из тюрем, из лагерей, после войны. И в основном это были престарелые иеромонахи с беленькими крестиками, т.е. с крестами, которые даются священнику при рукоположении в начале его священнического пути. Потом уже даются некоторые награды: золотой крест, после серебряного крестика, потом священник награждается крестом с украшениями, потом митрой, игуменством, архимандритством и т.д. Обычно по времени все это очень растянуто: когда митру на голову надевают, священник уже очень стар. Но в ТроицеСергиевой Лавре, чтобы поднять ее авторитет, начали быстренько этих стареньких иеромонахов награждать: игуменством, крестом с украшениями, архимандритством, митрой. Прошло пять лет и в Лавре появилось и десять архимандритов, и двадцать игуменов. В общем, собрался некий церковный “генералитет”. И вот умирает старенький иеромонах. Приходят к игумену и говорят: “Батюшка, вот у нас такойто умер” “Как жаль, а что болел?” “Да, болел очень” “Ну а как его хоронитьто будем, митра то у него есть, в чем хоронить?”. А ему говорят: “Отец наместник, какая митра? У него так и остался серебряный крестик, а больше ему никаких наград и не дали” “Как это так, не дали?” Т.е если перевести на наш современный язык, то умер лейтенантом. “А как же так, у него никаких наград нет?”, спрашивает игумен монастыря у благочинного. А тот отвечает: “Знаете, он такой неприметный был, такой неприметный был, что мы и забыли”. Потому что приметные сами о себе напоминают. Похоронили этого иеромонаха, наместник пожалел, что ничего не успел сделать для него, почтить вниманием, и по истечении 9 дней ему снится сон. Торжественный благолепный храм, открытые Царские врата, старенький, умерший иеромонах в благолепных священнических ризах, с крестом с украшениями, с митрой. Отец наместник смотрит на него и говорит: “Отец Сергий, а кто это вам все дал?”. А тот от стеснения надвинул митру на самые глаза, голову опустил и говорит: “Отец наместник, отец наместник, простите меня, это… это… это мне все здесь дали”. Где дали? В Царстве Небесном!
Поэтому не будем переживать, не будем волноваться: мы все делаем для Бога! А Бог в долгу ни перед кем не останется. “Живи попроще, говорил старец Лев Оптинский, Бог тебя не оставит”. Это очень ценно, что над нами есть милосердный, справедливый, любвеобильный, наидобрейший Господь. Каждому из вас желаю трудиться добрым подвигом веры, тихим и неприметным, чтобы и мы с вами получили небесную награду, сподобились войти в Царство Небесное, в эту ликующую, никогда не кончающуюся радость. И всех вас еще раз поздравляем с этим великим праздничным днем – днем памяти святителя Николая Мирликийского чудотворца. Аминь.
игумен Мелхиседек
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Много получает от Бога тот, кто много отдает Богу.
И святой Николай Чудотворец потому получил от Бога так много, что много отдал.
Сперва, когда он был еще маленьким мальчиком, он отказался ради Господа от праздности и развлечений. С раннего детства святой Николай внимательно и подолгу молился, строго соблюдал пост и уклонялся от пустых разговоров. Так же с детства он любил Слово Божие, и чтобы читать его, обучился грамоте быстрее всех своих сверстников.
Затем, в ранней молодости, будущий святитель отказался от спокойной и обеспеченной жизни. Родители святителя Николая были небедными людьми, а его дядя был епископом в его родном городе - Патарах. Родительское богатство не прельщало юного Николая. Между тем, епископ предложил ему принять сан священника. Напомню, что дело было в конце III века, в последние десятилетия языческой Римской Империи. В любой момент могло начаться гонение,-как потом и случилось, - а в любых гонениях именно священнослужители становились первыми мучениками. Но святой Николай принимает предложение, и становится пастырем словесных овец. По-прежнему он внимательно и подолгу молился, по-прежнему был строгим постником. В дополнение к этому он помогал дяде-епископу в его делах по управлению Церковью. А после смерти родителей святой Николай стал раздавать нуждающимся доставшееся ему наследство, пока все не раздал, во исполнение слов Спасителя: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах.
Кроме того, святой Николай Чудотворец многократно отказывался от своих желаний ради воли Божией. Когда он возжелал новых подвигов, он покинул родные края и направился в Святую Землю, чтобы поклониться святым местам и остаться иноком в иудейской пустыне. Но, после посещения святых мест Иерусалима, он слышит голос: «Нет, не это, а иди назад, в свое отечество». Не хотел Николай Чудотворец возвращаться обратно, но он хотел творить волю Божию, а воля Божья заключалась именно в этом. И он вернулся в Патары,и поступил в монастырь, где его с любовью приняли. Нов этом монастыре онопять слышит голос: «Николай, не здесь та нива, на которой ты принесешь угодный мне плод. Иди в мир». И в житии сказано, что при этих словах он ужаснулся. Мир нисколько не привлекал святого, он всю жизнь уклонялся от мира, и вот Господь посылает его в мир. И святой Николай Чудотворец повиновался и пошел в самый большой город той области, - в Миры Ликийские, куда он сам меньше всего хотел идти. Там до сих пор сохранилась древняя пристань, где он работал грузчиком, добывая себе хлеб насущный. А ночью он первым приходил в храм еще до начала утрени. И вот однажды, придя ночью на службу, когда в храме еще никого не было, он застал там архиерея, который спросил: «Как твое имя?» Святой Николай Чудотворец знал, что недавно скончался Мирликийский архиепископ Иоанн, и что епископы окрестных городов собрались в Мирах на собор, чтобы избрать нового архипастыря. Знал он и о том, что на соборе мнения разделились, и пока никто так и не избран. Он не хотел быть епископом. Но тот, кто ждал его в храме, получил откровение, что Божий избранник на эту кафедру придет ночью в храм первым, и имя ему - Николай. И вот, как сказано в его житии, святой сперва ничего не ответил. Но архиерей снова спрашивает: «Как твое имя?» И в ответ слышит: «Николай… Раб твоей святыни, владыко». Тогда епископ зовет его за собой, исобор архиереев посвящает священника Николая во епископа Мир-Ликийского.
И здесь, в этом новом служении, святитель Николай был готов пожертвовать ради Господа и своим архиерейским саном, и самой своей жизнью. В это время поднялось последнее и самое страшное в истории языческой Римской империи гонение на христиан. Святитель Николай был заключен в темницу. Его бы замучили, если бы не умер император Диоклетиан. Тогда святителя выпустили на свободу. И вот, начинается новая эра в истории Церкви - время Константина Великого. Вся империя становится христианской. Но где благодать - там и искушения. Повсюду распространяется арианская ересь. Чтобы ее осудить, собирается Первый Вселенский Собор. Там святой Николай Чудотворец обличил Ария в его лукавстве и богохульстве, и, обличая, ударил его по лицу. За этот поступок он был удален с Собора, и решено было лишить его сана. Но нескольким из старейших епископов во сне было одно и то же видение: Спаситель и Божия Матерь вручают святителю Николаю знаки архиерейской власти - Евангелие и омофор. Тогда отцы Собора поняли, что их решение неугодно Богу, и отменили его. А после этого однажды, когда святитель Николай покинул Миры по какому-то делу, правитель этого городаради денег осудил на смерть троих неповинных людей. Узнав об этом, святой Николай Чудотворец мог рассудить, что на все воля Божия, что не стоит рисковать и ссориться с властью и что вообще-то он не может быть везде и сразу. Но вместо этого он срочно отправился в Миры, поспел на площадь как раз ко времени казни, и в присутствии самого правителя вырвал меч из рук палача.
Все, что у него было, отдал Богу святитель Николай, - потому они получил такие духовные дарования. И мы с вами будем печалиться не о том, что нам не хватает земных благ и утешений, - не о том, что не всего мы добились, чего хотели, и не о том, что не все происходит с нами, как нам бы хотелось. Пусть наша печальне о том будет, чего мы еще не получили от Бога, а о том, что мы Богу еще не отдали. Что мы еще многое делаем только ради своего удовольствия. Что мы не торопимся что-то прибавить к своим усилиям в духовной жизни. И что при испытаниях - больших и маленьких - нам не хватает любви к Богу и желания быть Ему верными.
Не для того Господь создал Свою Церковь, чтобы мы в ней себя ублажали. Церковь Христова для того существует, чтобы мы в ней себя Богу отдали, - тогда и получим все, что есть у Него. И у святителя Николая мы будем учиться жить ради Бога. Аминь.
Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным праздником – памятью святителя Николая Чудотворца!
Этот святой жил очень давно, в четвертом веке, но и сейчас своим постоянным молитвенным присутствием он находится возле нас, каждому из нас очень близок. И для всякого русского православного верующего человека святитель Николай является русским святым. Да, по своему происхождению он, конечно, не русский человек, но те добродетели, которые он совершал в своей жизни, то мироощущение, которое он имел, направленные всецело на любовь к Богу и ближнему, настолько близки сознанию Русского Православия, что для нас святитель Николай – родной нам человек.
И, наверное, немного таких святых в православной Церкви, за которых верующий человек встанет горой и скажет: это мой святой. Кто из нас, находящихся в храме, может сказать, что святитель Николай не его святой? Конечно, никто. Для кого-то из нас уже давно, а для кого-то недавно он вошел в жизнь и стал ходатаем перед Господом, и через это торжествует Евангелие.
Господь говорит: «Когда милостыню творишь, когда постишься, когда молишься, делай все втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (см.: Мф. 6, 6). Из жития святителя Николая мы знаем, что он по слову Божию совершал втайне все свои подвиги, но о них все равно стало известно людям – и торжествует Евангелие.
Конечно, мы можем поставить вопрос, а что значит: «Отец воздаст тебе явно»? Но именно дар благодати, исходящий от святителя Николая, настолько осязателен для каждого из нас, что безумным покажется тот верующий, который усомнится: был ли вообще такой святой, присутствует ли он сейчас за богослужением в храме?
С другой стороны, святитель Николай не оставил нам слов, проповедей, научных богословских трактатов. Никаких свидетельств не сохранилось даже в хронике того Вселенского Собора, на котором святитель Николай выступил ярым и дерзновенным защитником православного догмата о Божестве Иисуса Христа. И в этом видится премудрый промысел Божий: насколько добродетель, совершаемая втайне, сильна перед Богом. Даже несмотря на то, что слов святителя не осталось, его дело, его добродетель светлым лучом проходят через века, сквозь столетия, тысячелетия.
А что такое святой для нас? Любой святой – это идеал подражания для верующего человека. Это та высоко поднятая планка, к которой мы должны стремиться. Никто не может сказать: я не хочу быть святым, потому что каждый из нас знает, что само по себе спасение тождественно понятию святости. Хочешь быть спасенным, пожалуйста, старайся стать святым.
А что такое святость человеческая? По отношению к Божественной Святости, конечно, это нечто иное: свят только Господь. А вот все люди грешны. Писание говорит, что нет человека, который бы жил и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). И те люди, которых мы называем святые, настолько раскрыли в своей природе грех и очистились от него, что они наименее греховны, если можно так сказать, по сравнению с нами. Но, в отличие от нас, они видят свои грехи, как песок морской. Это движение постоянного покаяния, которые совершают святые, надежда не на себя, а исключительно на Бога, и рождаемая от этой внутренней чистоты любовь к Богу и ближнему являются силой любого святого.
Мы видим это особенно наглядно на примере святителя Николая – для нас он «правило веры и образ кротости». Святая Церковь неслучайно эти два понятия ставит вместе: оказывается, истинно верить без кротости невозможно человеку. А что такое кротость, какое дать определение этому слову? Вообще слово «кроткий» со славянского языка на русский должно быть переведено как «короткий». А это значит, что всякий человек, живущий в этом мире, испытывает на себе действие промысла Божьего, премудрого и благого, который ведет к спасению. И под воздействием этого промысла человек не может не смиряться: именно добродетели самоуничижения и смирения, попытки человека сделать себя «короче», чем он есть на самом деле, и называются кротостью.
Этот дар величайший – смирение-смиренномудрие – пожалуй, самое главное, чего недостает современному верующему человеку. Человеку, зацикленному на благах мира, погруженному в суету и – самое страшное – развившему в себе непомерную гордость по отношению к ближнему, к дальнему и даже по отношению к самому себе. Святитель Николай как никто другой являет нам пример истинного смирения, потому что если бы этого смирения не было, никакой человек никогда бы не пошел на те подвиги и риск, на то дерзновение, которое являл нам святитель.
В храмах, посвященных святителю Николаю, мы можем увидеть фрески с изображением сцены, где святитель хватает руку палача, который вот-вот отрубит головы воеводам, невинно осужденным. И нам кажется: ну да, как же по-другому, он ведь святой и потому имеет дерзновение. Но ведь мы должны понимать, что когда святитель совершал это деяние, никто не знал его как святого. И когда он останавливал эту руку палача с мечом, над ним нимба не было. Это был человек, который подошел и вдруг остановил казнь. Если бы он искал своего, был горд, пошел бы он на такой подвиг, на такое дерзновение? Одно мгновение – и с него бы голова слетела. Но святитель верил, что Господь с ним, что его любовь к Богу и к тем, ради которых Христос пришел, сильнее всего в мире. А мы постоянно забываем об этом и думаем, что есть что-то сильнее, выше, славнее, красивее любви. И потому постоянно ошибаемся и обжигаемся в жизни.
В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, прославляя святителя Николая своими сердцами и умами, пообещаем доброй совестью стараться еще и жизнью своей прославить его. Чтобы он действительно стал для нас «правилом веры и образом кротости», чтобы эти слова мы произносили не всуе, а именно как необходимейшую потребность нашего православия.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Праздник святителя Николая, архиепископа
Мир Ликийских, чудотворца,
Сегодня мы празднуем память человека, который был богат, но вошел в Царство небесное. Господь сказал – «трудно богатому войти в Царство небесное» (). Но Господь не говорил, что богатому в Царство небесное войти невозможно. Если бы Он так сказал, тогда многие богатые наследники, заведомо без всякой своей вины были бы лишены Царства. Был бы лишен его и царь Неманя, который имел «семь башен грошей и дукатов». Были бы исключены все, кто считался богатым в этом мире, но, несмотря на это мы читаем их имена в церковном календаре.
Нет, братья мои, благой Господь никого не лишает Своего Царства, ни перед кем из ищущих вечной жизни, какого бы звания он не был, вечной не затворяет врата. По неизреченному человеколюбию хочет, что все спаслись, и никто никому не может помешать спастись, если сам себе не помешает.
Богатому трудно войти в Царство не потому что он богат, а потому что редкий богатый может победить искушения, исходящие от богатства. Редкий богатый может удержаться от злоупотребления богатством, мало на свете богатых, которые на свое богатство не купили ад вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепился сердцем к богатству и не отпал от Создателя. Мало, но такие были. Трудно богатому войти в Царство небесное , но некоторые вошли. Вошел святитель Николай, вошел царь Неманя, вошли другие. Богатство не помешало, а даже помогло им войти в Царство и в календарь святых, ибо они употребили его во славу Божию и для спасения ближних. Обладая богатством, внутренне они были свободны от него. Все, что они имели, они считали Божиим имением, а себя рабами Божиими и казначеями чужого достояния, которым они распоряжались и раздавали согласно евангельским заповедям. Так они спасли свои души и помогли спастись другим. Это мужественные души, которые не дали богатству победить себя, но сами стали его победителями.
Помимо земного сокровища святитель Николай обладал еще тремя сокровищами, превосходящими по цене земные – сокровище веры, сокровище правды и сокровище милосердия. Раздавая, из любви к Христу, свое богатство бедным он сам обеднел. Но те три сокровища умножались в нем до конца его земной жизни, чем больше веры отдавал он людям, тем богаче становился, чем больше ревновал о правде Божией, тем полнее становилась его душа, чем больше милосердия изливал он на людей, тем мягче становилось его сердце. Вера, правда и милосердие, вот небесные сокровища, которые от отдачи умножаются. Вера, правда и милосердие, вот три сокровища святителя Николая, которые он оставил в наследство Церкви и которые остаются нерастраченными. Это тройное сокровище оставил святитель Божий в наследство и вам, поминающим и прославляющим его сегодня. Знайте, прославляющие святого Николая, что ему приятнее отдать вам, нежели принять от вас.
Вера святого Николая была чиста как хрусталь и крепка как алмаз. Он доказал это в Никее, когда подвергая опасности собственную жизнь, защитил от еретика.
Правда Божия в святом Николае была яркой как солнце. Он показал это, когда не дал палачу казнить трех невинно осужденных мужей. Святитель подбежал и успел собственной рукой вырвать меч из рук палача, снова ставя под угрозу свою жизнь.
А милосердие святого к нищим и убогим было подобно милосердию Христа. Он раздал как милостыню все свое имение, как правило, делая это в тайне, обрекая себя на голод и бедность.
Но этот великий раб Божий не страшился ни еретиков, ни палачей, ни голода. Он твердо знал, что Всевышний внимателен к Своим верным слугам, так и было, Всевышний защищал его до конца жизни и так прославил его после смерти среди ангелов и людей, как прославлял немногих.
Но кроме трех великих духовных сокровищ – веры, правды и милости, святой Николай имел неисчерпаемую ризницу духовных благ, в ней были сокровища кротости, воздержания, поста, молитвы и смирения. Эту ризницу переполненную духовными и нравственными сокровищами оставил дивный святитель Христов в наследство вам, православным христианам. Сегодня эта ризница широко распахнута и ее сокровища открыты для вас. Угодник Божий примет от вас и свечи и молитвы и славский хлеб не в дар, а в благодарность. Он сам сегодня предлагает вам свои дары. Если вы примите их, то и он примет вашу благодарность, но если вы его дары отвергнете, то и он ваши отвергнет. Смотрите, чтобы не презрели вы тех даров, которые предлагает вам этот богач Христов.
И еще запомните, и возрадуйтесь – святитель Николай не писал книг, не проливал мученически крови за Христа, и все-таки, он почитаем больше многих святых, мудрые писавших книги или мученически пострадавших за Христа. Тайна сия велика и чудесна. Это дело промысла Божия, этим благой Господь хотел показать, что Он вводит в Царство Свое не только мудрых богословов и мучеников, но и бесчисленный сонм добрых душ, хранивших истинную веру и исполнявших заповеди Божии. А таких среди верующих было и есть множество, среди тех, кто не говорил, а делал, не писал книг, но дышал Духом Божиим. Правда, мудрые богословы и мученики многочисленны, но все же они в меньшинстве по сравнению с великим множеством тех последних, прославленных не как богословы и мученики, а как молчаливые и верные рабы Христовы, как святой народ Божий.
Святитель Николай – народный святитель, совершенный образ тех, кто, слыша слово Божие, спешил исполнить его и научить своим примером других. В этом причина того, что угодник Николай почитаем более многих святых учителей и мучеников. Это основание для того, что посвятила ему кроме этого дня, который празднуем мы сегодня, каждый четверг каждой недели года, наряду со святыми апостолами, ему – Николаю Мирликийскому чудотворцу.
Богу нашему слава, святителю Николаю честь и похвала, а всем вам мир и здравие и радость и благословение на веки. Аминь.
19 декабря, в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Иверском соборе бывшего Николо-Перервинского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью, посвященной подвигу святителя Николая Чудотворца.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святитель Николай жил в конце III ─ начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и горячей верой своей приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу ─ силу совершать чудеса.
Память Церкви - ее предание. Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память - она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви ─ это живая память; она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, ─ святым Божиим угодникам.
Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ - наши молитвы сбываются. Он являет нам свое присутствие в нашей жизни, в том числе через свои чудотворные и мироточивые мощи, сохраняющиеся в городе Бари, которые обильно покрываются благоуханным миром. Это миро собирается каждый год, и паломники, посещающие Бари, имеют возможность помазать себя этим миром.
Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чудной жизни? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно - весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.
Кротость ─ это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой - теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха - а успех является целью жизни многих людей - лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.
Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, - но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни - правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывает себя в эту картину наилучшим способом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое центральное место - Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.
В конце концов, человеческое смирение ─ это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть чиста: никого не обидел, ни на кого не наступил, никого не обманул. И как же сладка такая победа человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других. Действительно, нужно иметь огромную силу, чтоб так жизнь прожить. Но если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение - христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.
Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором содержится повествование Нагорной проповеди. Какие ясные заповеди дает нам Господь! Если жить по этим заповедям, если сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрствования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой греховности, а сохранять ее в чистоте - тогда и будем мы иметь прочную мировоззренческую основу для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой человеческой успех не означает непременного конфликта с окружающими.
Святитель Николай жил этой верой. Но получилось так, что эта чистая и святая вера, имеющая источником Божественное откровение, то есть Самого Бога, с глубокой древности подвергалась попыткам ее изменить, разрушить или привнести в нее греховное человеческое измерение. Вся история Церкви ─ это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение веры православной. Он был участником I Вселенского Собора и боролся с пресвитером Арием - еретиком, который человеческое философское мудрование пытался внести в христианскую православную веру, разрушив саму основу этой веры. Арий учил о том, что Христос ─ не Сын Божий, что Он не единосущный Отцу, что Он не Бог, а лишь некое высшее творение. Но если Христос ─ творение, то разве могло бы Его смертью и Его Воскресением осуществиться спасение?
Ересь Ария была направлена на то, чтобы разрушить саму основу христианской веры. И святитель и чудотворец Николай, будучи правилом этой веры, вместе со своими собратьями по епископату в 325 году в Никее ─ в малоазийском городе, куда съехались епископы со всего мира на I Вселенский Собор, - защитил православную веру и тем самым явил пример, как нужно беречь сокровище веры для того, чтобы оно могло быть положено в основу нашей жизни, для того, чтобы вера стала нормой нашей жизни.
Но чтобы жизнь формировалась на основе веры, эта вера должна быть чистой, незамутненной, непомраченной человеческим мудрованием. И сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум наш формируется, опять-таки, под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей, воспринимая веру - ту самую, единственную, святую, чистую - одновременно воспринимает эту веру через призму своих взглядов и убеждений. И в этом нет ничего дурного, так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны эту веру разрушать, привнося в нее свое греховное человеческое мудрование.
Всему этому учит нас святитель и чудотворец Николай, учит сонм других святых угодников. Для нас все это звучит сегодня очень актуально, потому что в наше время, время суетное, многие люди неспособны в чистой вере - в этом дивном источнике Божественной мудрости - видеть основание для своей жизни, норму своего бытия. И потому такая огромная ответственность лежит на Церкви, в том числе на ее служителях, чтобы помогать каждому последующему поколению людей воспринимать норму веры, образ веры и полагать эту веру в основу своей жизни.
В обители, где мы совершаем сегодня богослужение, молимся с вами, находится духовная семинария. И потому у меня особые слова к семинаристам - к тем, кто завтра станет на путь служения Церкви. Я призываю вас всегда оставаться верными тому источнику Божественной мудрости, которая открывается нам в нашей православной вере. И одновременно я призываю вас быть способными доносить до сознания современных людей смысл этой веры в ясных, понятных и убедительных словах - с тем, чтобы вера не воспринималась лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть, в первую очередь, мировоззренческое основание нашего бытия. И если современники наши сумеют проникнуться всем тем, что несет в себе Божественное слово, и положить это в основу своей жизни, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни. Мы молимся сегодня святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог нам на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы, смирения. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси