Сколько православных церквей в мире. Современные Православные Церкви (справка)
Статистика храмов и духовенства Русской Православной Церкви на 2016 год. larionov_d wrote in March 1st, 2016
https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_С вятой_Троицы_(Антарктика )Учитывая, что ранее РПЦ имела не всегда корректные сведения по своей же базе данных, очень отрадно было читать следующее:
"За последний год проведена кропотливая и непростая работа по уточнению этой статистики. Была создана новая форма отчётности, которая предполагает сообщение в Московскую Патриархию полных перечней храмов, часовен, монастырей, включая много сопутствующих сведений: это, к примеру, частота совершения Литургии, количество совершённых за год крещений, в отношении каждого храма - наличие или нет воскресной школы, и многое другое. Благодаря этому у нас впервые появилась единая комплексная база данных всех храмов Русской Православной Церкви на территории России. В дальнейшем эта база данных будет по возможности постепенно расширена на епархии других стран. Новая методология позволила выявить некоторые ошибки в прежних подсчётах."
Храмы:
34 764 храма или иного вида помещения, где совершается Божественная литургия.
Рост по сравнению с 2013 годом на 9.7%, на 3 379.
При этом более 6 000 храмов или часовен, не входящих в цифру выше, на данный момент строятся, восстанавливаются или законсервированы т.к. находятся в руинах, но уже официально переданы РПЦ. Не забываем и о множестве других заброшенных храмов, которые ещё не переданы.
455 мужских монастыря. Рост по сравнению с 2013 годом на 5.7%, на 26.
471 женских монастыря. Рост по сравнению с 2013 годом на 6.1%, на 29.
891 приход и 56 монастырей Московского Патриархата действуют в странах дальнего зарубежья, включая Русскую Зарубежную Церковь.
Духовенство:
35 171 пресвитера. Рост по сравнению с 2013 годом на 13.4%, на 4 741.
4 816 диаконов. Рост по сравнению с 2013 годом на 21.8%, на 1 051.
354 архиерея. Рост по сравнению с 2013 годом на 18%, на 64.
Административное деление:
293 епархии. Рост по сравнению с 2013 годом на 15.6%, на 46.
57 митрополии. Рост по сравнению с 2013 годом на 42.1%, на 24.
В Москве, с конца 2010 года, по конец 2015 года число реальных приходов, то есть храмов, при которых есть община и где регулярно совершается Божественная литургия выросло на 57%, с 271 до 475.
Также отдельно выделю важный момент в документе (стр. 26-28):
Готов проект Катехизиса Русской Православной Церкви. Как говорится в докладе Патриарха:
"Серьезного обсуждения требует епархиальная миссионерская деятельность в нашей Церкви. Архиерейский Собор 2013 года следующим образом описал это направление церковной работы:
«В настоящее время миссионерская деятельность Русской Православной Церкви развивается в нескольких основных направлениях, хотя ими не исчерпывается. Это — миссия среди коренных народов, в том числе малочисленных, противосектантская деятельность и миссия, направленная на просвещение тех, кто уже крещен, но не воцерковлен, а также тех, кто, будучи некрещеным, относится к народу, исторически исповедующему православную веру».
К сожалению, выборочный анализ работы епархиальных миссионерских отделов показал, что большинство из них не имеют собственной повестки дня".
До 1 сентября будут собираться отзывы и внеся определённые поправки, Синодальная библейско-богословская комиссия представит готовый проект Священному Синоду.
Вполне может быть, что благодаря Катехизису и как сказано там же "дорожной карте" миссионерство РПЦ выйдет на более высокий уровень, дай-то Бог.
А вообще, с 1987 года, за 29 лет, рост составил более 500%, ну или чуть более, чем в пять раз, с 6 893 храмов до 34 764. Действующих монастырей тогда было вообще полтора десятка на весь Союз, а теперь их - 926. И это, надо заметить, при сложной экономической ситуации, при далеко не богатом населении, особенно в первые 15 лет и при отсутсвующих в необходимых количествах священников, не говоря уже о фактически создания с нуля структуры Церкви как организации, её служении на благо народа и государства.
Что такое Церковь и чем она отличается от храма? Кем и когда Церковь основана и почему говорят «Поместная Церковь»?
Когда произносят слово «Церковь», чаще всего имеют в виду здание для собрания верующих на богослужение. «Ты в церкву ходила?» — спрашивает бабушка у подруги по уличной лавочке. В книгах можно прочесть фразы типа «Церковь XIX века».
Но точнее было бы назвать такое здание «храмом». «Храм — это дом Божий», — читаем в церковной литературе. При этом крупные храмы особой архитектуры, часто являющиеся главными в той или иной местности, называются «соборами». А поскольку из верующих, посещающих тот или иной храм, создается сплоченная община, этот храм могут называть «приходом».
Что же тогда Православие называет «Церковью»? Это общество верующих во Христа людей. Иными словами, храм — это здание, в Церковь — это православные люди. Основана самим Иисусом Христом, потому и называется «христианской», а днем её рождения принято считать День схождения Святого Духа на апостолов — 50-й день после светоносного воскресения Христа.
В каждом городе своё православное общество верующих, а в каждом храме свой коллектив. Получается «Церквей» столько же, сколько и городов или столько же, сколько храмов?.. Оказывается, что не совсем так! В мире всего 15 Поместных (Автокефальных) Православный Церквей, и Русская Православная Церковь, в которую входит Белорусский Экзархат, — только одна из них!
Каждая из этих Православных Церквей — крупное общество верующих на определенной территории планеты. Названия их таковы:
- Константинопольская (Турция и часть Греции; на Вселенском соборе 381 года признана первенствующей, а её Патриарх — первым Патриархом всех остальных, т.е. первым среди равных).
- Александрийская (включает всю территорию Африки).
- Антиохийская (Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова).
- Иерусалимская (Израиль, Иордания и Палестина).
- Русская (страны СНГ).
- Грузинская (Грузия).
- Сербская (страны, входившие в Социалистическую Федеративную Республику Югославию).
- Румынская (Румыния).
- Болгарская (Болгария).
- Кипрская (о. Кипр, самая маленькая Поместная Церковь).
- Элладская (Греческая) (Греция).
- Албанская (Албания).
- Польская (6 епархий на территории Польши).
- Чешских земель и Словакии (Чешская и Словацкая Республики).
- Православная Церковь в Америке (США и некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке).
На картах можно посмотреть, где находятся центры всех Поместных Православных Церквей. В этих же центрах располагаются резиденции глав Церквей — Патриархов (иногда — Архиепископов или Митрополитов).
Внимательный читатель заметит, какую Поместную Церковь мы намеренно на карте не отметили.
У каждой Церкви свои история, традиции, особенности, которые отличают её от остальных. Так в Русской Церкви на Рождество и святки колядки поют, в Кипрской «Василопиту» пекут — новогодний пирог (Новый год совпадает с Днем памяти святого Василия Великого), а в Александрийской почти всё духовенство — темнокожее, как и святые на иконах этой Церкви.
Психологически эти несущественные различия понятны, — все нации разные, и на одно и тоже смотрят через разные «очки». Ведь темнокожей расе легче молиться перед иконой темнокожего Христа, хотя умом все понимают, что Он принадлежал к совсем другой этнической семье.
При некоторых разностях все Поместные Церкви едины в вероучении и в вере в одного Бога-Троицу. Хоть и на разных языках, но читают во всех Церквах одну и ту же Библию, исполняют единые для всех Церковные каноны, имеют множество общих святых (к примеру, целитель Пантелеимон, Николай Чудотворец) и читают их труды.
Несмотря на то, что Поместных Церквей 15, все они живятся одинаковыми Библией, вероучением и церковными канонами и вместе составляют Вселенскую Православную Церковь. Церковь христианская одна, но состоит из 15 региональных частей.
Главным же для верующих всех Православных Церквей является заповедь искренней любви к Богу и к людям (евангелие от Матфея, 18) и активная жизнь по этой вере.
Храмов - 51413 (735 соборных, 1765 монастырских, 38588 приходских, 2173 домовых и при учебных заведениях, 415 единоверческих, 5280 приписных и упраздненных, 2457 кладбищенских; часовен и молитвенных домов 20113) . В России 970 монастырей (522 мужских с 24144 насельниками; 448 женских с 65989 насельницами) .
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?1_4 . Данные по монастырям - из доклада патриарха
] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
В том числе архиерейские домы.
Численность монашествующих в 1825-1914 гг.
Монахи |
Послу-шники |
Мона-хини |
Послу-шницы |
Итого |
|
РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.)
Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.
Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.)
П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.
Количество монастырских больниц в 1841-1914 гг.
Количество монастырских богаделен в 1841-1914 гг.
Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914-2000 гг.
Год |
Храмы и молитве-нные дома |
Архи-ереи, свяще-нники и диаконы |
Монастыри и насельники |
54923 хр., 23593 час. |
130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал. |
1025 мон., 94629 нас. |
|
78767 хр. и час. |
130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал. |
1256 мон.,107035 нас. |
|
3732 (количество действующих православных храмов сильно увеличилось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет террито-риальных приобретений СССР) |
28 арх., 5665 свящ. и диак. |
64 мон., 5100 нас. |
|
104 мон., 4632 нас. |
|||
62 арх., 9254 свящ. и диак. |
|||
66 арх., 9617 свящ. и диак. |
99 мон., 4668 нас. |
||
70 арх., 11846 свящ. и диак. |
85 мон., 4632 нас. |
||
73 арх., 11835 свящ. и 1280 диак. |
75 мон., 4787 нас. |
||
71 арх., 11571 свящ. и 1664 диак. |
75 мон., 4748 нас. |
||
69 арх., 11093 свящ. и 1152 диак. |
70 мон., 4766 нас. |
||
65 арх., 11093 свящ. и 1161 диак. |
62 мон., 4639 нас. |
||
65 арх., 12089 свящ. и диак. |
|||
65 арх., 11912 свящ. и диак. |
59 мон., 4481 нас. |
||
66 арх., 10863 свящ. и 1064 диак. |
57 мон., 4487 нас. |
||
65 арх., 12185 свящ. и диак. |
57 мон., 4564 нас. |
||
71 арх., 11122 свящ. и 1095 диак. |
57 мон., 4661 нас. |
||
73 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк. |
56 мон., 4706 нас. |
||
73 арх., 10835 свящ. и 1077 диак. |
56 мон., 4649 нас. |
||
11407 свящ. и диак. |
42 мон., 3724 нас. |
||
8252 свящ. и 809 диак. |
33 мон., 3048 нас. |
||
22 мон., 2185 нас. |
|||
73 арх., 7236 свящ. и 748 диак. |
|||
16 мон., 1500 нас. |
|||
6694 свящ. и 653 диак. |
16 мон., 1400 нас. |
||
16 мон., 1303 нас. |
|||
16 мон., 1273 нас. |
|||
75 арх., 6234 свящ. и 618 диак. |
16 мон., 1200 нас. |
||
6180 свящ. и диак. |
|||
58 арх., 5994 свящ. и 594 диак. |
|||
17 мон., 1500 нас. |
|||
74 арх., 6674 свящ. и 723 диак. |
22 мон., 1190 монашествующих |
||
ок. 10000 свящ. и диак. |
|||
12013 свящ. и диак. |
|||
136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак. |
|||
146 арх., 17000 свящ. и диак. |
|||
17500 свящ. и 2275 диак. |
|||
164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак. |
Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.
Дополнительная информация:
Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет
Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.
Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)
Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.
Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.
РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.
Многослойный пирог
«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.
Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.
Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.
Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.
Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.
Имущество церкви
Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».
Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.
РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.
Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)
В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.
В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».
В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».
Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)
В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .
В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.
Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.
«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.
«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.
Бюджетные деньги
«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.
По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.
Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.
Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.
Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.
Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».
Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».
Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.
Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.
От кладбищ до футболок
В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).
Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».
В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.
Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин.
Церковная касса
Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.
До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).
В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».
Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.
Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)
Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.
В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .
Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.
Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».
Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.
АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Инвестиции и инновации
О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно немного. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.
«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).
В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».
В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».
Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.
«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.
В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.
Доходы и расходы
«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».
Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.
«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.
Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.
Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.
Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?
Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».
Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
На что живут другие церкви?
Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.
Епархии Германии
Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.
Банк Ватикана
Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.
Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)
В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.
Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.
Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».
При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой