Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Составление рассказа по серии сюжетных картин Составь рассказы по рисунку и примерам
(с одним закрытым фрагментом)
Цели:
коррекиионно-образовательные:
- обучать детей составлению рассказа по сериисюжетных картин с добавлением последующихсобытий (на закрытом фрагменте);
Обучать составлению плана; коррекиионно-развиваюшие:
Развивать у детей умение рассказывать по плану;
Развивать воображение и творческие способности детей;
коррекиионно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность и чувствоответственности за свои поступки.
Оборудование: серия сюжетных картинок (рис. 28- 30), два портфеля, школьные принадлежности и игрушки.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н.Толстого «Филипок», А.Л. Барто «Первый урок», З.Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье - путь к уменью», «Ученье - свет, неученье - тьма». Игра «Четвертый лишний» {ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко).
103
Ход занятия
/. Организаиионный момент. Игра «Собери портфель».
Дети делятся на две команды и соревнуются в сборе портфеля в школу. Среди школьных принадлежностей находятся предметы, которые нельзя укладывать в портфель - игрушки и т.д.
2.Объявление темы.
Логопед выставляет картинки и при этом говорит, что сегодня дети будут составлять рассказ по серии картинок, но третья картинка закрыта, и им придется сочинить окончание рассказа.
3.Беседа по картинкам.
Какое время суток на первой картинке?
Куда ходит мальчик: в школу или детский сад?
Чем вы можете это доказать?
Назовите мальчика по имени.
Что собирается делать Миша?
Какая обстановка у него в комнате?
Как вы думаете: готов Миша идти в школу?
Чем отличается первая картинка от третьей? (Временем суток.)
Что вы можете сказать о настроении мальчика на третьей картинке? Какой он? (Грустный, озабоченный, печальный, сердитый, потерянный.)
Чем он озабочен?
Правильно ли мальчик готовился к школе?
104 Конспекты занятий по развитию связной речи
4.Физкцльтминитка.
Каждым утром перед школой Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, весело шагать, Руки поднимать, руки опускать, Приседать и вставать, приседать и вставать. Прыгать и скакать, прыгать и скакать.
5.Составление плана рассказа.
Предложить детям короткими предложениями, выражающими их главную мысль, озаглавить каждую картинку. Третий пункт плана называет логопед.
Примерный план
После составления плана дети придумывают название для будущего рассказа.
6.Рассказы детей.
Нужно напомнить детям о том, что рассказ нужно начинать составлять с названия, а дальше - по плану. На усмотрение педагога можно дать начало рассказа. Это зависит от контингента детей.
Пример рассказа, составленного ребенком
Вася пришел из школы и сел за компьютер
играть в игры. Когда стемнело, он вспомнил, что
не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради
и стал выполнять домашнее задание. Он очень
Конспекты занятий по развитию связной речи 105
устал, и у него не осталось сил сложить все вещи в портфель. Утром Вася долго искал нужные вещи. Когда он пришел в школу, дети сидели за партами. Шел урок. Васе стало очень стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так поступать не будет.
7. Рассматривание недостающего фрагмента. Логопед открывает третью картинку, и дети сравнивают окончание своих рассказов с изображенным на картинке.
8. Итог занятия.
Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего?
Как можно назвать мальчика Васю?
Что нельзя делать, как Вася?
Занятие 32. Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению рассказа на заданную тему;
коррекиионно-развиваюшие:
Пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Лето»;
Развивать умение логически выстраивать свои высказывания;
коррекиионно-воспитательная:
Воспитывать умение правильно и с пользой проводить свободное время.
106 ______________ Конспекты занятий по развитию связной речи
Оборудование: сюжетные картины по теме «Лето» и «Летний отдых» (подбирает логопед).
Предварительная работа: по заданию логопеда дети беседуют с родителями о том, где они проведут лето. Воспитатели проводят беседы поданной теме.
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Отгадай загадки».
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - ... (Лето.)
Игра «Подбери признак»
Лето (какое?) - ...
Солнце летом (какое?) - ...
Море (какое?) - ...
Лес (какой?) - ...
Речка (какая?) - ...
2.Объявление темы.
Сегодня мы будем придумывать рассказ, который называется «Как я проведу лето». Каждый из вас должен подумать, как бы ему хотелось провести лето и составить рассказ.
3.Беседа по теме.
- Кто из вас ждет лето?
Конспекты занятий по развитию связной речи 107
Почему вы его ждете?
С кем вы проведете лето?
Где вы собираетесь отдыхать?
Как нужно готовиться к поездке?
Где, по-вашему, лучше всего отдыхать летом?
Если вы останетесь дома и никуда не поедете, то чем будете заняты?
Рассмотрите картинки и скажите, как отдыхают дети? Логопед оценивает ответы детей на вопросы и анализирует их. Затем обращается к детям: «Представьте, что вы со своей семьей проведете лето на море (эмоциональная пауза).
А теперь начинайте сочинять свой рассказ. Обдумайте его от начала до конца. Лучше всего начать с того, как вы будете готовиться к поездке, что произойдет, когда вы приедете на море и закончить, чем вас порадовало лето и море».
Если кто-то из детей захочет рассказать об отдыхе у бабушки, то такая инициатива должна быть поощрена.
4.Рассказы детей.
Логопед может предложить свое начало рассказа, а может опереться на помощь «сильного» ребенка, который выйдет рассказывать первым. Еще нужно напомнить детям, что рассказы не должны быть похожи друг на друга.
Заслушиваются 2-3 рассказа.
5. Физкультминутка.
Мы сено косили, Косили, косили,
Конспекты занятий по развит ию связной речи
Мы сено носили,
Носили, носили.
Мы сено собрали,
Собрали, собрали.
Мы сильно устали, устали, устали.
Отдохнуло наше тело,
Что же, примемся за дело.
6. Составления рассказов детьми (продолжение)
7. Ито г занятия.
О каком времени года говорили?
Как лучше всего провести лето?
Что больше всего вам нравится в этом времени года?
ТЕКСТЫ РАССКАЗОВ И СКАЗОК
Мужик и медведь
Русская народная сказка
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
Мужик, я тебя сломаю.
Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
Быть так, - сказал медведь. - А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:
Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:
Мужик, куда ты едешь?
Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
Дай-ка попробовать - каков корешок?Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
А-а! - заревел. - Мужик, обманул ты меня! Твоикорешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес подрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.Мужик говорит:
Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себевозьму хоть вершки.
Тексты рассказов и сказок
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
Косточка
Л.Н. Толстой Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:
Ваня покраснел как рак и сказал тоже:
Нет, я не ел.Тогда отец сказал:
Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не втом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и есликто не умеет их есть и проглотит косточку, то через деньумрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Тексты рассказов и сказок 111
Улетают журавли
И.С. Соколов-Микитов
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
Грибы
В.П. Катаев
К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.
Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.
Нет, я лучше, - сказала Женя.А Инночка промолчала.
Тексты рассказов и сказок
Тексты рассказов и сказок 113
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - Уменя больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, Павлик.
Ага! - кричит Женя. - Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые,да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы,Женечка.
А Инночка стоит в стороне и помалкивает.
А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, чтонасобирала.
У меня совсем мало, - говорит Инночка.Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять
превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.
Купание медвежат
В. В. Бианки Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и
вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и
влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица
и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила
одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Лиса и журавль
Русская народная сказка
Подружилась лиса с журавлем. Вот вздумала лиса угостить журавля, и пошла звать его к себе в гости:
Приходи, журавль! Приходи, дорогой. Уж вот кактебя я угощу!
Идет журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
Покушай, мой голубчик, сама стряпала!Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке. Стучал, стучал
Ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу. Так всю кашу сама и съела. А как съела лиса кашу и говорит:
Не обессудь, гость дорогой. Больше потчевать нечем.
Спасибо, лисонька, и на этом. Приходи же ты теперь ко мне.
На другой день приходит лиса к журавлю. А журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин с узким горлышком. Поставил кувшин на стол и говорит:
Кушай, лисонька! Право, больше потчевать нечем.
Тексты рассказов и сказок
Лиса вертится около кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет-то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А журавль стоит на высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.
Ну, не обессудь, лисонька, больше угощать нечем, - говорит.
Пошла лиса домой не солоно хлебавши.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Учим детей 5-6 лет пересказывать,составлять рассказы по картинкам.
Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.
1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в
саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и
винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на
славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к
Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград.
Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на
помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня
собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не
страшна.
2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.
Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.
1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.
2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень
нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик
заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он
домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка.
Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор
вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.
3.Пересказ рассказа.
Общая горка. Пересказ по картине.
1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и
Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и
помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и
стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и
цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные
украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы.
Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к
ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам
пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.
3.Пересказ рассказа.
Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.
1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек
находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав
нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать
письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат
Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического
тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень
быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и
сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать
поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на
автомобилях, по железной дороге или по воздуху.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".
1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и
ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они
идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья
Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной
тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше
нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она
насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его
клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых
попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все
очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик,
которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у
снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а
зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс
лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и
сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно
начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с
удовольствием её съел.
3.Пересказ рассказа.
Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.
1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.
Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.
1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы
вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в
сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт,
чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница
будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут
в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему
морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый,
душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.
1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они
обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и
стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она
взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала
Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с
Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама
вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя
стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не
выполнили своё обещание.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.
1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.
3.Пересказ рассказа. УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.
Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.
1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.
2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.
Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.
1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.
2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.
3.Пересказ рассказа.
Общая горка. Пересказ по картине.
1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.
3.Пересказ рассказа.
Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.
img src=/font
1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".
1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.
3.Пересказ рассказа.
Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.
1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.
Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.
1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.
1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.
1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.
3.Пересказ рассказа.
Цель:
Задачи:
1.Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей
Оборудование:
Ход занятия
1. Организационная часть.
Определение персонажей будущего рассказа (отгадывание загадок).
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Зверь усатый, полосатый,
Острые зубы, могучие лапы» (Тигр)
Весит он триста тонн,
Тонна ушки, тонна ножка
Вот так «Крошка»!
Уши как колеса,
Хобот вместо носа» (Слон)
2. Разбор содержания каждой картинки.
Кто изображен на этой картинке? Тигр.
Кого вы видите на этой картинке? Тигра, зайчиков.
Сколько здесь зайчиков? Здесь три зайчика..
Что делают зайчики? Зайчики пляшут (танцуют).
Где пляшут зайчики? На полянке (лужайке).
«Зайчики пляшут (танцуют) на лужайке».
Что еще изображено на картинке (указание на фрагмент картинки)? Лес
Что делает тигр? Тигр бежит за зайцами.
Что сделали зайцы? Зайцы побежали к реке.
Куда они побежали?
Кого вы еще видите на этой картинке? Слона.
Что сделали зайчики? Зайчики прыгнули на слона.
Что сделал тигр? Тигр остановился, встал на задние лапы.
Куда перебрались зайчики? Зайчики перебрались на другой берег реки.
Что сделал слон? Слон облил тигра водой.
А что делают зайчики? Они снова танцуют.
3. Размещение детьми картинок серии в нужной последовательности на наборном полотне.
Уточняются детали сюжета, имеющие значение для составления рассказа.
Например, по 2-ой картинке:
Что здесь нарисовано? Река..
По 4-ой картинке:
Какой водой облил слон тигра? Холодной водой
Детям предлагается составить предложение со словоформой «холодной»: Слон облил тигра холодной водой.
4. Составление детьми высказываний по отдельным картинкам-фрагментам (по цепочке).
Занятие 7.
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»
Цель: Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.
Задачи:
1. Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей
2.Формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.
3. Обучение детей составлению завязки («экспозиции») к изображенному действию.
4.Развитие грамматически правильной фразовой речи детей в процессе обучения рассказыванию и др.
Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска, магнитофон.
Ход занятия
1. Организационная часть.
2. Игра-упражнение «Будь внимателен!» Один из детей размещает на наборном полотне картинки серии в нужной последовательности. Затем, ориентируясь на картинки, дети поочередно заканчивают нужным по смыслу словом предложение, даваемое педагогом.
На лужайке танцевали три... (зайчика); Из леса выскочил... (тигр); Зайцы побежали к... (реке); На речке они увидели...(слона); Зайчики залезли на спину.... (слону); Слон набрал хоботом... (воду); Он облил тигра... (водой) и др.
3. Составление рассказа.
§ Составление «экспозиции» рассказа по вопросам педагога:
а) Кто пришел однажды на лужайку? Однажды...
б) Что зайчики стали делать на лужайке?
в) Кто был в лесу и услышал, как играют зайчики?
Педагог объединяет ответы детей в короткий текст начала рассказа.
§ Составление детьми рассказа по двум-трем фрагментам серии с включением составленной завязки.
При затруднениях оказывается помощь по ходу составления рассказа:- стимулирующие вопросы («Что было потом?» и др.), указание на соответствующую деталь картинки, подсказ начала фразы-высказывания (начального слова очередной по смыслу фразы).
4. Придумывание продолжения к изображенному действию (по направляющим вопросам педагога).
а) Как вы думаете, что потом сделал тигр?
б) Что сказали зайчики слону?
в) А что слон сказал зайчикам?
(При необходимости дается подсказ возможного ответа на последний вопрос:«Наверное, он сказал им: «Если с вами опять случится беда, то...»).
5. Составление рассказа по всей серии картинок в целом одним из детей по предваряющему плану (проводится в более сильной группе детей).
План рассказа:
§ Кто и что делал на лужайке?
§ Что случилось потом?
§ Куда побежали зайчики?
§ Как им удалось спастись от злого тигра?
§ Чем закончилась эта история?
По ходу составления рассказа используются побуждающие вопросы, указания на картинку или ее деталь.
6. Упражнение в подборе определений к данным словам (характеристика персонажей рассказа):
зайчики - веселые, находчивые; тигр - страшный, свирепый (злой); слон - добрый, сильный и т.п.
7. Дополнение составленного рассказа другими детьми (с использованием магнитофонной записи рассказа ребенка).
8. Анализ детских рассказов. Обращается внимание на полноту и последовательность изложения, грамматическую правильность речи, проявление элементов творчества в рассказах детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР на основе игровых приемов – это специальное направление в коррекционной работе, способствующее овладению навыками полноценного речевого общения, умению более свободно пользоваться разнообразными синтаксическими, грамматическими и морфологическими формами языка.
В исследовании были рассмотрены особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР. Теоретический анализ научно-методической литературы по данному вопросу показал, что предлагаются различные методики по формированию связного высказывания у различных категорий детей. Поэтому проблема формирование связной монологической речи является одной из самых актуальных в логопедии.
Результаты констатирующего эксперимента в дошкольном учреждении показали, что старшие дошкольники с ОНР испытывают значительные трудности в формировании и овладении связным высказыванием, в результате чего появляется большое количество ошибок в ходе коррекционных занятий. У большинства старших дошкольников с ОНР связные высказывания чаще короткие, состоящие из одного – двух слов; отмечается непоследовательность высказываний, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; высказывания детей состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
Следует отметить, что в настоящее время возникло реальное противоречие между необходимостью эффективной коррекции связной речи детей с ОНР, объективным ростом требований к развитию связной речи воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью современных технологий логопедической работы, отсутствием коррекционных методик, игровых приёмов формирования связной речи, раскрывающих алгоритм эффективной коррекции на логопедических занятиях.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».
«Дети лепят снеговика»
Конспект занятия предназначен для детей старшей логопедической группы с заключением ОНР. Занятие разработано для обучения составления рассказа по серии картинок дошкольников в процессе игровой деятельности. К детям в окно заглядывает Зимушка-зима и предлагает детям выполнить различные задания. В процессе занятия Зима «фотографирует» детей во время «лепки» снеговика. Дети составляют по этим «фотографиям» рассказ.
Программное содержание.
- учить составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;
- уточнять и активизировать словарь по теме «Зима»;
Развивающие задачи:
- упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными;
- упражнять в составлении простых предложений по картинке, определять количество слов в предложении и составлять схему этого предложения;
- упражнять в употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных, в употреблении предложений с союзом потому что;
- закреплять умение определять последовательность событий по серии картинок и составлять по картинкам короткий рассказ;
- развивать внимание, память, творческое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
Воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
- круг из картона белого цвета, лучики для снежинок (оригами), колокольчик, сюжетные картинки для составления предложений, схемы предложений, серия сюжетных картинок «мальчики лепят снеговика», презентация
Ход НОД
1. Организационный момент.
Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.
(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
(Дети здороваются)
Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Игра «Доскажи словечко»
«Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю…»
«Вот веселье для ребят,
Всё сильнее…»
«На дорожку, на лужок,
Тихо падает…»
«С неба всё летят пушинки-
Серебристые…»
Заглянула к нам в окошко зима и удивилась: почему же наши снежинки без лучиков?
2. Дидактическая игра «Подбери слово».
Сейчас мы с вами будем выкладывать по одному лучику, называя признаки зимы.
Зима какая? Холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная) (На полу лежит круг, дети, говоря слово- признак, кладут около круга «лучик»).
Посмотрите, какая красивая снежинка получилась у нас.
Полетели, закружились снежинки, опустились на землю, появился сугроб. Снег — какой? Блестящий, рыхлый, искрящийся, искристый, пушистый, рыхлый, липкий. (Из снежинок выкладывают сугроб).
3. Составление предложений о зиме.
Увидела Зима на ваших столах картинки, хочет послушать, как вы умеете составлять предложения о зиме.
Давайте придумаем по картинке предложение и выложим схему этого предложения.
Прочитай свое предложение.
Сколько слов в твоем предложении?
Какое первое слово? Второе?
Очень зимушке –зиме понравились ваши предложения. И предлагает она вам отдохнуть, слепить снеговика.
Слайд № 4
4. Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением «Снеговик»
Снег руками нагребаем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.
Лепим ручки,
Лепим ножки,
Чтобы бегал по дорожке.
Лепим глазки,
Лепим бровки,
И длиннющий нос морковкой.
5. Употребление предлогов «на, под, в, из, за» , обозначающих пространственное расположение предметов,
– Молодцы! Вы лепили снеговика, а Зимушка-зима вас фотографировала, хотела сочинить рассказ, но налетел ветер- проказник, разбросал все фотографии по группе, перепутал их. Зима огорчилась. Давайте поможем Зиме, найдем картинки. (Я нашел картинку под столом, на полу, за мольбертом, в ящике и т.д.).
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Теперь по этим картинкам мы с вами составим рассказ. И чтобы нам было легче сочинять, будем подглядывать на схему-подсказку.
С чего мы начнем? (Надо назвать время года, когда происходят события)
Дима, какое время года изображено на картинках?
Посмотрите на все картинки и найдите главных героев. (Главные герои два мальчика, потому что они изображены на всех картинках.)
Давайте придумаем им имена. (Одного мальчика зовут Дима, а другого Петя.)
Во что одеты дети? (Дети одеты в куртку, штаны, шапку, на ногах у них обуты валенки.)
А теперь мы с вами рассмотрим каждую картинку и расскажем что на ней делают дети (показать схему)
На первой картинке Дима приставляет голову снеговику.
Для чего он это делает?
Он хочет чтобы у снеговика была голова – тогда он станет настоящим снеговиком.
Что нарисовано на второй картинке?
На второй картинке дети на самый большой ком приставляют ком поменьше, чтобы сделать туловище.
А что происходит на следующей картинке?
На этой картинке Петя слепил самый большой ком.
Что нарисовано на следующей картинке?
Здесь Дима слепил ком поменьше.
На последней картинке, дети слепили снеговика, на голову ему надели ведро, вместо носа вставили морковку.
Давайте-ка мы с вами слепим еще одного снеговика, выходите ко мне
7. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок - «Катят».
Он превратится в толстый ком, — Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. – руки над головой.
Его улыбка так светла! — Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. — Показывают.
Но солнце припечет слегка - Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы - и нет снеговика.- Пожимают плечами, руки в стороны.
А что теперь подсказывает нам наша схема? (мы должны расставить картинки в правильной последовательности).
И последняя схема сообщает нам, что надо составить рассказ по этим картинкам.
8. 2-3 ребенка составляют рассказ по серии картинок
9. Итог занятия
Понравилось Зиме как вы занимались: много слов придумали о зиме, составляли предложения, и даже придумали
рассказ о детях, которые слепили снеговика. А в снежинок превратиться сумеете?
Превращаемся в снежинки
Заметем мы все тропинки.
Вьюга вьюжит,
Вьюга вьюжит.
И снежинки в танце кружат.
Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Снежинки»
Снежинки, снежинки по небу летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят.
Но ветер всё дует сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер затих,
Стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в один большой ком.
Камаева Н.Е.,
учитель-логопед