Тема памяти в лирике Твардовского. Военная лирика Твардовского
Военная тема в лирике А. Твардовского
А. А. Твардовский считается признанным поэтом военной темы. Он сам прошел войну в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», а потому писал именно о том, что волновало обычного солдата и человека на войне.
В центре внимания поэта становятся не героические события, а военные будни, о которых он рассказывает простым языком солдата. Стихотворение «Рассказ танкиста» представляет собой воспоминание об одном военном эпизоде. Сюжет его очень прост: в тяжелом бою танкистам помог мальчишка, который разведал, откуда враги ведут огонь. Известно, что поводом для его написания послужил реальный случай при боях за Полтаву, рассказанный поэту его знакомым.
Перед читателем предстает война во всей ее ужасной реальности. Автор использует в стихотворении разговорный язык, а потому создается впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, рассказывает о событиях таким же солдатам, как и он сам. Он говорит просто, в доверительной манере:
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, столько всяких дыр.
Рассказчик употребляет много просторечных слов и выражений, таких, как «парнишка», «мальчонка», «а он гвоздит - не выглянуть из башен», «черт его поймет». Мы можем предполагать, что нынешний танкист - в прошлом обычный человек, быть может, даже крестьянин, который привык работать на земле, а не воевать. Не случайно он танком вминает пушку «в рыхлый, жирный чернозем», а потом вытирает пот со лба, как после трудной работы.
В стихотворении звучит мотив вины лирического героя за то, что он забыл спросить имя мальчика, который помог ему:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку;
А как зовут, забыл его спросить.
И в то же время, читая стихотворение, мы понимаем, что таких ребят было много. Они встречали солдат, когда те входили в город, и старались быть полезными, неся то мыло с полотенцем к танку, то «недозрелые сливы». Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Все делали одно общее дело - приближали победу.
«Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако за всем этим описанием обычных на войне событий стоит резкое неприятие войны, ее страшной сущности, когда даже дети становятся ее невольными участниками.
Одно из самых знаменитых военных стихотворений Твардовского - это стихотворение «Я убит подо Ржевом». Героем его становится погибший солдат. У него нет имени, потому что таких безымянных героев было сотни тысяч на войне. И погиб солдат негероической смертью: ни в бою, ни в разведке, а при налете:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
И теперь он, как и многие другие, лежит в родной земле, став ее частью:
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме…
Погибшие спрашивают живых: взят ли Ржев, «удержались ли наши там, на Среднем Дону», не прорвался ли враг к Волге, отстояли ли Москву? Они уверены, что враг не победил, потому что они погибли за Родину:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Погибшие солдаты просят помнить о них, потому что в великой победе есть и частичка их ратного труда («наша кровная часть»). Они завещают живым жить и беречь победу, доставшуюся столь дорогой ценой:
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое -
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Тему цены победы продолжает одно из самых трогательных произведений А. Твардовского - стихотворение «В тот день, когда окончилась война…». В центре внимания автора уже послевоенное время. Во время праздника за столом наступает минута, когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Тогда, на войне, все были в равном положении, потому что смерть могла забрать солдата в любой момент.
Судьба распорядилась так, что кому-то довелось погибнуть, а кто-то пережил войну и вернулся домой. Поэта не оставляет чувство вины перед павшими. Я живой, а другие - мертвые - вот тот мотив, который звучит во многих произведениях Твардовского, посвященных войне. Уже в 1966 году он пишет стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Оно - одно из самых трогательных в творчестве Твардовского. Это лирический монолог, где передаются чувства действительно страдающего человека, который постоянно осмысляет то, что происходило на войне. Видно, что лирический герой (а он здесь выражает мысли самого автора) все время решает для себя вопрос: а не виновны ли живые в смерти тех, кто погиб. Все ли они сделали для того, чтобы эти люди остались живы. С одной стороны, автор убежден, что нет никакой его «вины, в том, что другие не пришли с войны». Но с другой стороны, в стихотворении слышатся мотивы покаяния перед мертвыми, передается ощущение вины, свойственное по-настоящему совестливым людям:
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Последняя строка, где трижды повторяется слово «все же» показывает всю силу сомнений поэта, его не утихающую боль о павших. Многоточие, которым заканчивается стихотворение, говорит нам о том, что автор так и не решил для себя эту проблему и будет, наверное, всю жизнь вести сам с собой этот мучительный разговор.
Свое творчество Твардовский посвятил всем тем, кто отстоял свободу Родины: и тем, кто не вернулся с войны, и тем, кто остался в живых.
ПЛАН ОТВЕТА
1. Жизнь поэта с народом.
2. Лирические стихотворения о мужестве.
3. Послевоенная память.
1. Среди поэтов XX века особое место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. В поэме «За далью - даль» (1953-1960) Твардовский писал:
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу - света и тепла...
Чтоб жил и был всегда с народом,
Чтоб ведал все, что станет с ним,
Не обошла, тридцатым годом,
И сорок первым,
2. В жизни поэта было много испытаний, горьких впечатлений и переживаний. Пройдя дорогами Великой Отечественной в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», видя ужасы войны, Твардовский говорил в своих стихах о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие и тяжелые минуты испытаний:
Когда пройдешь таким путем
Не день, не два, солдат,
Еще поймешь,
Как дорог дом,
Как отчий угол свят.
Избегая риторики, простыми словами рассказывает поэт о фронтовых буднях; стихи его скорее похожи на очерки, беглые зарисовки эпизодов боя, ночлега, танковой атаки, но за всем этим - неприятие войны («Война - жесточе нету слова»), сострадание к погибшим («Война - печальней нету слова»), священная необходимость защиты Родины («Война - святее нету слова»).
Ужас войны запечатлелся в памяти поэта еще во время финской кампании в образе бойца-парнишки, «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду»:
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
………………………………………..
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу, -
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом». Безымянный бой, негероическая смерть (убит при бомбежке), похоронен в безымянном болоте вместе с другими, такими же безымянными солдатами - от лица этого неизвестного солдата и говорит поэт. Прах этих рядовых великой войны смешался с землей, которая дает жизнь будущему:
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме,
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.
Они вопрошают живых: взят ли Ржев, отстояли ли Москву, не допустили ли врага до Урала, они хотят знать, что знамя победы развевается над Берлином:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она - спасена.
Мертвые просят помнить о них, потому что в победе - «наша кровная часть», и завещают живым счастье жить на земле, сохранять достоинство и в горе, и в ликованье:
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
Горевать - горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать - не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое -
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
3. Теме памяти посвящено стихотворение «В тот день, когда окончилась война». Во время праздничного салюта наступила «особая для наших дум минута», когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Ведь во время войны «те, что живы, что пали - были мы наравне», потому что оставшихся в живых сегодня смерть могла настигнуть завтра. И поэта не покидает чувство вины перед павшими. Стихотворение 1966 года «Я знаю, никакой моей вины...» - одно из самых исповедальных:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Твардовским были созданы такие замечательные стихи, посвященные «жестокой памяти-войны», как «22 июня 1941 года», «9 мая», «Сыну погибшего воина» и другие. В этих стихах Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:
Вот мать того, кто пал в бою с врагом
За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.
Для стихотворения «Рассказ танкиста» основой послужил простой факт о боях на улицах Полтавы, переданный поэту его старым знакомым. Долгими днями и ночами ковал победу русский солдат, вечностью была для него дорога к победе, «Дорога до дому»:
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? -
Пожалуй, что нет. И не надо!
В послевоенные годы критики твердили о том, что необходимо «отвлечь художника... от жестокой памяти войны», но поэт говорил: «...для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать». Своим творчеством он хотел «почесть всем отдать сполна»: и тем, кто не вернулся, и тем, кто жив, - всем, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
С какой целью поэт выступает в некоторых своих стихах о войне от первого лица?
Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени.
Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей
страны, своего народа. Страшные годы военного лихолетья, когда сам А.
Т. Твардовский был корреспондентом газеты «Красная звезда», не могли не
найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22
июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась
война», «9 мая», и др. Все тяготы солдатской доли поэт прочувствовал на
себе:
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война - жесточе нету слова…» (1944)
Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
«Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)
Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фашизмом:
За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает…
Карай!
«Партизанам Смоленщины» (1942)
Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жестокости со стороны оккупантов.
Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную основу. Героями таких произведений становятся простые солдаты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:
Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
«Иван Громак» (1943)
Такие мальчики воевали до последнего патрона, до последнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и старшим братьям:
Вот - на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак - давай лопатой.
О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворения А. Т. Твардовского достигали своей цели - поднимали боевой дух и вели защитников вперед:
Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
«Иван Громак» (1943)
Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ребятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоценимый вклад в общее дело Победы:
Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения военной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Тема памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», - писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погибший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обращаются все не вернувшиеся с войны солдаты:
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.
Для лирического героя жизнь остановилась в самый разгар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она - спасена.
Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требовать ответа у живых, что сделали они для Победы и как продолжили борьбу. Монолог мертвого становится одновременно судом над войной и наказом живыми:
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.
В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством - жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохранение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.
Кульминационным моментом становится в финале стихотворения слова погибшего солдата:
Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Стиль стихотворения, разговорная интонация, использование народных словечек - все подчинено одной цели: создать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.
Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство вины перед погибшими. Лирика Твардовского становится более глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
«Я знаю, никакой моей вины…» (1966)
Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский считал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы земле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища - жизни.
I. Введение…………………………………………………………3
II. Понимание и описание Великой Отечественной войны в творчестве А.Т.Твардовского.………………………5
1. Биографические сведения…………………………………..5
2. Тема войны в стихотворных произведениях А.Т.Твардовского……………………………………………7
3. «Василий Теркин»- поэма о солдате………………………13
III. Заключение …………………………………………………….14
IV. Список использованной литературы…………………………17
I. В любое неспокойное время в России поэты и писатели чутко реагировали на тяготы исторического времени. Так и Великая Отечественная война не могла не всколыхнуть творческих людей. Они сопереживали защитникам Отечества, стараясь их вдохновить на новые ратные подвиги, воспевали героев. Война оставила значительный пласт военных очерков, зарисовок и репортажей, то есть в этот период расцвёл публицистический жанр. Но и стихи в любое военное время играли важную роль, так как поэзия могла настроить бойца, поднять его боевой дух. Писатели и поэты присутствовали на фронте, поэтому могли получить самое яркое впечатление от военной жизни людей. Надо сказать, что традиции описания военных действий в русской классике были довольно мощными. Многие писатели пытались осмыслить войну как социальное и общечеловеческое явление. Конечно, первое, что вспоминается по этому поводу – развёрнутые размышления Толстого на страницах «Войны и мира» и «Севастопольских рассказов». Писатель отметил бесчеловечность этого явления в целом, но указал на справедливость войны отечественной.
«Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» - эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью.
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзя найти никакой исторической аналогии такому массовому участию писателей в непосредственной литературной боевой работе, которую развернули советские мастера слова в дни борьбы с гитлеризмом.
Более трехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них - Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль... Фашизм занес руку и на будущее советской литературы, вырвав из ее рядов десятки молодых писателей, людей талантливых, ярких - В. Кубанева, М. Кульчицкого, Н. Майорова, Г. Суворова, П. Когана, Н. Отраду, В. Шульчева и многих других.
И, что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря на безмерные жертвы, стала для советских людей школой духовного, нравственного роста. Отечественная война подняла на гребень все самое истинно прекрасное, что было воспитано в советском человеке.
Важность и действенность слова писателей во время войны засвидетельствована и тем, что произведения прозы, поэзии и драматургии заняли виднейшее место в газетах. Наряду с первостепенным политическим материалом, сводками Совинформбюро и другими сообщениями государственной важности, на страницах «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красного флота», «Комсомольской правды» мы видим не только песни, стихотворения, публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы, пьесы.
Военными
корреспондентами центральных и фронтовых газет, а также радио, Совинформбюро,
ТАСС стали в те дни М. Шолохов,
А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман,
Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков, А.
Жаров, А. Калинин и многие другие. Литература носила открыто агитационный
характер, давая «народу чудовищный заряд ненависти к врагу».
В лирике Твардовского военная тематика занимает одно из главных мест. Как уже говорилось, многие поэты хотели показать своё отношение и отношение народа к происходящей трагедии. Твардовский не был исключением из общего правила. Он написал небольшое стихотворение, которое в полной мере раскрывает мысли автора о таком явлении, как война:
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
II. Александ Трифонович Твардовский родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты "Рабочий путь", принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.
После окончания сельской школы молодой поэт пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не было никакой специальности. Пришлось существовать "на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций". Когда в московском журнале "Октябрь" Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но "получилось примерно то же самое, что со Смоленском".
Зимой 1930 он опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. "Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", - сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.
Произведения Твардовского печатались в 1931 - 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника".
В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.
Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма "Василий Теркин" (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, ""Теркин" был... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".
Почти одновременно с "Теркиным" и стихами "Фронтовой хроники" поэт начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946).
В 1950 - 60 была написана поэма "За далью - даль" и в 1967 - 1969 - поэма "По праву памяти", где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в 1987.
Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина".
Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги "Статьи и заметки о литературе" (1961), "Поэзия Михаила Исаковского" (1969), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).
Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др.
В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.
С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работы пропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, - самого страшного и горестного периода Великой Отечественной.
То была
печаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
Многие помимо Твардовского говорили о святости отечественной войны. Но в чём она (святость) заключается для народа? Дело в том, что народ осознавал свой великий долг перед будущими поколениями, чувствовал себя причастным к тому историческому процессу, который происходил в это время в России, и старался повернуть его на пользу своей стране.
Каждый человек, борясь за свободу своей родины, боролся и за тот небольшой кусочек земли, на котором вырос сам. В лирике Твардовского есть образ его малой родины, «родной стороны» - Смоленщины, которую захватил враг:
Ветром, что ли, подунуло
С тех печальных полей, -
Что там с ней, как подумаю,
Стороною моей!
Общая тревога порождает конкретные сюжеты и обращения, например, у Твардовского есть стихотворение «Партизанам Смоленщины», которое призывает покарать пришедшего грозного врага. Поэт поднимает боевой дух бойцов, заявляя: «Нет, твой враг не похвалится тыловой тишиной!» В стихах нет конкретных образов партизан, они все обобщены, названы «весёлым народом» и даже «зоркой местью». Поэт убеждён, что победа близка, о чём говорит в финале. Но не только партизаны принесут победу России. В лирике Твардовского встречается образ танка, который значит для поэта гораздо большее, нежели просто гусеничная машина. Известно его стихотворение, которое так и называется – «Танк»:
И, как будто первопуток
Открывая за собой,
В сталь одетый и обутый,
Танк идёт с исходной в бой.
В этих строчках слышатся какие-то былинные мотивы: богатыри на Руси тоже обладали такой огромной мощью, что могли одним пальцем проложить «первопуток», а слова «одетый» и «обутый» также явно указывают на сходство танка с богатырём. Таким образом, танк – это символ скорой победы России в войне.
И всё же не вся военная лирика Твардовского состоит из обобщённых образов и пространных размышлений. Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди рассказывают о своей военной жизни. К подобным стихам относится, например, «Рассказ танкиста». В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего обнаружить замаскированный артиллерийский расчёт врага. Это произведение рассказывает о прифронтовом детстве, и, что особенно важно, подчёркивает необходимость участия всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взору читателя явлена такая картина:
Что ж, бой не ждёт. -
Влезай сюда, дружище! –
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём…
Картинка эта запечатлевается в памяти танкиста
навсегда, и, хотя он не знает имени мальчика, он уверен, что узнает его среди
тысяч лиц. Поэтом подчёркнута сплочённость народа – каждый хорошо помнит своего
боевого товарища, с которым вместе они боролись против общего врага. И, на
самом деле, все люди сами хотят помочь бойцам в военные будни. Сказанное выше
можно охарактеризовать так: крепкая связь фронта и тыла. На самом деле, эта
тема красной нитью пронизывает всю военную лирику поэта. Есть среди его стихов
обращение к далёкой невесте («Песенка»), послание Украине с её «землёй золотой»
и воспоминания о «хрупком жеребёнке», юмористический рассказ со слов некой
старушки о петухе, который не давался в руки врагу.
Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё
продолжение и в послевоенное время.
Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. Жестокость же её заключается как раз в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как и до войны, чувствуя свою вину: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга».
Война оставила в жизни людей глубокие, заметные следы. У поэта есть зарисовка на эту тему:
Полным-полно, народ в проходе
Бочком с котомками стоит.
И о лихой морской пехоте
Поёт нетрезвый инвалид.
И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе, -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Финальные слова означают недоговорённость. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он полностью выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), всё же он её ощущает. Эта вина выражает мысль о неоплаченном долге перед погибшими защитниками России.
Чувство обязательства живых перед павшими,
невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А.
Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я
недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить,
а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт.
“Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от
первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее
стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь
“частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”,
все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово
клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей
земли”, настал долгожданный День Победы.
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? -
Пожалуй, что нет. И не надо!
«Я убит подо Ржевом…» - это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время:
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме.
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.
Но не только о себе грустит погибший солдат. Тревогу вызывает у него то, что будет с новым поколением, сможет ли оно уберечь все великие завоевания военного времени. Несмотря на собственную смерть, он говорит: «завещаю в той жизни вам счастливыми быть».
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины...” - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” - живой и “другие” - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении - свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.
В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный,
...Он идет - святой и грешный...
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле”.
И последнее, что можно сказать: вся поэзия Твардовского - это служение высокому долгу, включающего в себя вечное служение военной теме.
III. Как неоднократно отмечено критиками, Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу», как выразился поэт еще в 1946 году («Я убит подо Ржевом»). «А иначе даже мертвому - как?»
Проходили годы, война все дальше отодвигалась в прошлое, но боль от ощущения потерь не уходила. Чем краше становилась жизнь, тем все острее чувствовал поэт необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей кровью. Знаменательные даты и события нередко служили Твардовскому поводом для того, чтобы лишний раз заставить читателя вспомнить о тех, кто погиб, отстаивая будущее своего, народа. В 1957 году страна праздновала сорокалетие Великого Октября. Среди многих произведений, появившихся к юбилею, стихотворение Твардовского «Та кровь, что пролита недаром» стоит особняком. Кровь миллионов, пролитая в «сорокалетний этот срок», встает перед его взором пламенной зарей,
Cтучит в сердца, владеет нами,
Не отпуская ни на час,
Чтоб наших жертв святая память
В пути не покидала нас.
Чтоб нам, внимая славословью,
И в праздник нынешних побед
Не забывать, что этой кровью
Дымится наш вчерашний след.
«Святая» память о погибших постоянно стучит в сердце поэта. И даже полёт Гагарина в космос вызвал у Твардовского особые и довольно неожиданные ассоциации. В февральской книжке «Нового мира» за 1962 год было опубликовано его стихотворение «Космонавту», суть которого такова: каким бы ты, Гагарин, ни был героем из героев, не забывай о тех ребятах, что погибли в своих «фанерных драндулетах» в 1941 году «под Ельней, Вязьмой и самой Москвой» и знай:
Они горды, они своей причастны
Особой славе, добытой в бою,
И той одной, суровой и безгласной,
Не променяли б на твою.
Разумеется у поэта и в мыслях не было как-то принизить этими словами подвиг «разведчика мирозданья» - наоборот, ставя его рядом с теми, кто ценой своей жизни спас родную страну от фашизма, автор оказывает ему величайшую честь:
Кровь одна, и вы - родные братья,
И не в долгу у старших младший брат.
Тех, фронтовиков, и погибших, и уцелевших, было великое множество; имена большинства из них известны лишь узкому кругу однополчан и родных.
Празднуя день победы, нельзя забывать, «во что нам стала та страда», забывать, «каких и скольких сыновей недосчитались мы, рыдая под гром победных батарей». Твардовский именно в тот самый вечер думал и писал о погибших:
Сколько их на свете нету,
Что прочли тебя, поэт...
Список использованной литературы
1. Шанский Н. М. «О лирике А. Т. Твардовского», РЯШ №3, 1980
2. Паперный З. «Поэтическое слово у Твардовского», Вопросы Литературы №7, 1979
3. Кондратович А. «Уроки Твардовского», Молодая гвардия №2, 1979
4. Твардовский А.Т. Сборник произведений, Детгиз, 1978 г.
5. История русской советской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., с испр.
6. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.
Новогеоргиевская средняя школа РЕФЕРАТ на тему «Военная тема в лирике А.Т.Твардовского» выполнил: ученик 11 кл. Муминов Р. Проверила: с.Новогеоргиевск-2004 годСочинения по литературе: Тема войны в лирике А. Т. Твардовского
Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. "Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня", - писал поэт.
"Я убит подо Ржевом" - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь "частицей народного целого", и его волнует, как и всех, чьи "очи померкли", все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что "исполнится слово клятвы святой", вырастает в прочную веру: наконец-то попрана "крепость вражьей земли", настал долгожданный День Победы.
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? -
Пожалуй, что нет. И не надо!
Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы "Рассказ танкиста". Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.
Стихотворение "Я знаю, никакой моей вины..." - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы "все же", выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. "Я" - живой и "другие" - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Поэма "Василий Теркин" в жанровом отношении - свободное повествование-хроника ("Книга про бойца, без начала, без конца..."), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: "На привале", "Перед боем", "Переправа", "Гармонь", "В наступлении", "На Днепре".
В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это "богатырь, сажень в плечах", "весельчак", "человек бывалый". За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, "заслонясь от смерти черной только собственной спиной...". А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный,
Он идет - святой и грешный...
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.