Что собой представляет техника тумо – практические занятия. Практика йоги Tуммо. Изменения температуры тела
Практику Туммо – йоги мистического внутреннего огня
- относят к одной из самых загадочных йогических практик, распространенных в Тибете. Смысл её на предварительном этапе заключается в пробуждении внутреннего тепла, в результате чего йогин перестаёт быть чувствителен к холоду, и носит
из одежды только хлопчатобумажную накидку "репа", что в условиях снежных гималайских зим является определенным вызовом природе.
Часть имени знаменитого
тибетского буддийского сподвижника Миларепы указывает на то, что он был реализованным практиком Туммо, и носил из одежды только хлопковую накидку.
Такие накидки являются отличительным признаком практика йоги внутреннего тепла, и носить их непосвященным не полагается.
Чтобы получить право носить такую накидку, йогины
выполняют специальный ритрит-затвор, который может длиться 49 или 100 дней в традиции Бон (до буддийская религия Тибета), где практикуют минимум по 4 сессии в сутки, по окончании затвора
обязательно сдают своеобразный выпускной экзамен - на сильном морозе сушат своим телом мокрые простыни.
А на заключительном этапе практики трансформации восприятия должен видеть недвойственную реальность, как союз Блаженства и Пустоты.
В отличие от многих древних практик, от которых в наше время остались лишь легенды и мифы - приводящих к якобы способности летать, или ходить сквозь стены,
практики Туммо существуют и достаточно распространены до сих пор. Они передаются из поколение в поколение, от Мастера к Мастеру, в различных школах и
линиях передачи, но наиболее известными являются "Шесть Йог Наропы", восходящие к величайшему индийскому йогину-махасиддхе Наропе.
Помимо этого, есть ещё менее распространенный цикл практик йогини Нигумы, которая по разным источникам, была либо сестрой, либо супругой Наропы. Этот цикл
отличается необыкновенной простотой, и при том большой эффективностью.
До буддийская религиозная традиция Тибета Бон также использует практики Туммо. Более того, в последние годы появилась возможность практиковать эти техники
даже в России, не выезжая в Гималаи. Есть примеры успешного завершения ритритов русскими мужчинами и женщинами, в том числе и по Туммо. Про некоторые из
этих Традиций и линий передачи мы расскажем вам подробнее
дальше.
Надо сразу же сказать, что практика Туммо является не оздоровительной физкультурой, а глубокой и сакральной духовной практикой, хотя у неё при корректном
выполнении есть сильнейший лечебный эффект - внутренний огонь буквально "выжигает" все болезни в теле, включая хронические, но при этом практически все
тибетские йогические практики являются также очень опасными для неподготовленного человека, и должны выполняться только с разрешения квалифицированного
Учителя, самого реализовавшего ранее эти техники. По счастью, теперь даже у европейцев есть такая возможность.
Практика Туммо не для всех
Следует отметить, что практики Туммо до сих пор не передаются непосвященным, и для доступа к ним необходимо разделять философию и воззрение Дхармы, принять
Прибежище у своего ламы и получить соответствующие Посвящения, для каждой школы и линии передачи - свои. У учеников существуют также определенные
обязательства, с которыми их знакомит Учитель. Совершенно невозможно получить эти тайные практики, не следуя общему правилу. Они надежно защищены от
недобросовестного использования благословением Линии Передачи и Просветленных.
Современные ученые
Иногда в интернете и попадаются статьи и видеофильмы о якобы раскрывших самостоятельно тайны Туммо современных учёных. Не вдаваясь в подробности, можно только заметить, что многие их взгляды на механизм Туммо ошибочны, и не имеют никакого отношения к настоящей йоге. Даже если им удаётся разогреть тело на морозе, и не мерзнуть - они неправильно понимают сам механизм Туммо, и при попытке следовать их смелым экспериментам человек сильно рискует. А желания использовать эффекты практики для согревания в экстремально холодных условиях землемеров, нефтяников и геологов обнуляют и заземляют истинное предназначение йоги мистического огня - Туммо.
Предварительные практики
В традиционных системах, прежде чем приступить к таким серьезным и опасным практикам с энергиями, как Туммо, ученик вначале выполняет подготовительные практики - нёндро, в которые, в частности, выходят как 100 тысяч простираний, так и другие 100-тысячные практики, в каждой линии - свои. А также должна быть достигнута четкая уверенность в том, что живя обычной жизнью, счастья не обретешь, вера в закон кармы, понимание ценности рождения человеком для практики Дхармы и ясное ощущение непостоянства феноменов.
Такое количество простираний и молитв успокаивают ум практикующего и укрепляют его тело, после чего, например, в традиции Бон ученик обязательно проходит
ритрит по одной из Шести Йог - Пхове - переносу сознания, в конце которого в макушку головы вставляется соломинка (трава кушу), как знак корректно
выполненной практики.
В результате Пховы у практикующего устанавливается центральный канал, и он обретает возможность воспользоваться во время смерти (то
есть непосредственно нужно практиковать) техникой переноса своего сознания по центральному каналу и переходу его в Высшие Миры, после чего, согласно
воззрениям тибетских йогов, может не бояться перерождения в Низших Мирах. А при удачном стечении обстоятельств достичь Полной Реализации.
Магические вращения - трулкоры
Далее тело практикующего укрепляется и очищается постоянными тренировками специальной тибетской йоги - трулкхор . Например, в Бон это 80 отдельных упражнений, каждое из которых очень динамично выполняется на задержке дыхания.
В каждой Традиции существуют свои магические вращения - трулкхоры, они относятся к одним из самых тайных, и только недавно их стали давать более-менее
открыто, но всё равно, в их выполнении существует несколько уровней практики, помимо внешнего уровня, есть ещё контроль дыхания и визуализации, поэтому
изучать их лучше всего с Учителем, а не по книгам и видеокурсам - в них многое упущено. Книги и видеофильмы могут дать только начальное представление, и
пробудить у практика интерес заняться тибетской йогой - всерьез и надолго.
В результате таких упражнений йогин должен быть способен выполнить их все 80 подряд, не отдыхая в промежутке между упражнениями. Вдох - задержка на вдохе -
упражнение, которое может длиться 1,5 - 3 минуты каждое - затем выдох, снова вдох-задержка на вдохе - и сразу же следующее упражнение. В цикл упражнений
входят как достаточно легкие, которые под силу выполнить каждому, так и достаточно сложные, например, знаменитый "ваджрный бэп", или прыжок, когда йогин в
прыжке складывает ноги в позу лотоса, и приземляется на землю уже в этой "ваджрной"позе.
Эти упражнения призваны "выпрямить" все энергетические каналы тонкого тела практика, убрать из тела все блоки и болезни. Успешно выполнившие этот цикл
йогины, по их же собственным отзывам, практически перестают болеть.
После этого идёт обучение задержкам дыхания, так называемой "кумбхаке" - когда йогин учится задерживать дыхание на длительное время, повторяя эти
упражнения много раз подряд, обычно кратно священному йогическому числу "108" - это может быть 54 задержки подряд, или даже полный круг буддистских чёток -
все 108.
И только после успешного освоения всех этих непростых практик Ученик считается готовым к настоящему ритриту по Туммо.
Ритрит по Туммо
Для выполнения ритрита по йоге внутреннего огня - Туммо - выбирается холодное время года, лучше всего - снежная зима. В день выпускного экзамена, как
рассказывали реализованные практики, они в Гималаях выполняли специальные разогревающие упражнения, после чего поднимались на крышу монастыря, где их уже
ждали экзаменаторы с помощниками. Задача помощника - намочить и отжать простыню в бочке с водой, и затем накинуть её на испытуемого.
Практик Туммо "на зачёт" должен был высушить своим телом не менее 4х мокрых простыней. По словам участников подобных испытаний, в среднем высушивалось от 4
до 8 простыней, прежде чем они начинали остывать. Но холода испытуемые не чувствовали - напротив, им было скорее приятно, простыни охлаждали разгоряченные
тела. А замерзать они начинали, только когда испытания заканчивались, и участники спускались в теплое помещение - только тогда они начинали чувствовать,
что вокруг не жарко))) У помощников же скрючивало пальцы от ледяной воды в бочках для намачивания простыней - за ночь эта вода на улице покрывалась от
холода льдом.
Таким образом, овладение практиками Туммо не является чем-то невозможным, хотя и относится к достаточно сложным и серьезным практикам, которые по силу
только молодым, целеустремленным и достаточно спортивным людям. Впрочем, для пожилых людей существуют свои, упрощённые и более доступные практики -
говорится же, что "успеха в йоге может достичь как старый, так и очень старый человек", и "старый" здесь - это возраст 60 лет, а ""очень старый" - 90.
Бывали и такие истории, что йогины достигали успеха в Туммо просто силой благословения своих учителей, не выполняя никаких физических упражнений - особенно
такие истории относятся ко времени начала оккупации Тибета Китаем, когда множество лам оказалось в застенках тюрем, и некоторые из них ухитрялись
передавать свои знания ученикам даже оттуда. Так что нет ничего невозможного.
Практики перехода на праническое питание
Более того, у практик Туммо существует и продолжение - это практики перехода на праническое питание. Хотя это звучит ещё более неправдоподобно, такие
техники также существуют и используются, но, в основном, они предназначены для йогинов (налджорпа), которые отреклись от всего мирского (включая и жизнь в
монастыре), и уходят далеко в горы для завершения своих практик, никогда больше не планируя возвращаться в социум. Для обычных людей, ведущих активный
городской образ жизни, эти техники малоприменимы, увы, в том числе и из-за плохой экологии. Так что нам с вами остаётся только мечтать о таких
способностях))) К тому же, эти практики ещё более сложны и опасны, самостоятельно и в городских условиях достичь в них успеха практически нереально.
Ну, не будем о грустном - теперь о приятном и всё же доступном для нас всех, городских европейцев.
Практика Туммо доступна в России
В России практики Туммо в цикле Шести Йог Наропы и
Нигумы передаёт
Лама Йонтен (Традиция Джонанг) , бонский аналог Шести Йог передают
Арта-лама и Геше Ринчен Тензин . Иногда в Россию приезжают ламы других линий, которые тоже передают практики Туммо, но
происходит это не так уж и часто. Так что желающим получить Туммо стоит изучить все доступные по этой технике материалы, и стремиться попасть на их
передачу. Можно даже сказать, что получить их в России сейчас проще, чем в Гималаях. Это интересный факт, о котором следует подумать…
Туммо — это практика и способность переносить низкие температуры и буквально высушивать мокрую одежду в лютые морозы. Тибетский термин , означающий примерно «внутренний жар, скрытое тепло организма «. Тибетские отшельники, так же как и индийские, придерживаются представления о трех мистических «венах», играющих важную роль в духовной тренировке.
Один из патриархов школы Великий йог Тибета Миларепа он жил с 1040 до 1123 г. Миларепа был йогином, прославившимся своими песнями. Фотография куклы из музея Норбулинка штат Химачал Прадеш.
Обладал удивительной способностью не замерзать даже в самую холодную погоду, благодаря мистической силе практики внутреннего жара «Туммо». Изображается в тибетской иконографии в белой накидке йогина.
Китайская акварель с изображением Миларепы
♦♦♦♦♦♦♦♦♦
Как химик экспериментирует с элементами материи, так и Миларепа экспериментировал с элементами сознания, и кроме него никто другой не проводил более плодотворно испытаний учений его Великого Учителя Будды путем практического их применения.
За высшие достижения в практике буддизма Миларепа почитается не только буддистами всех школ на его родине — в Тибете и в соседних странах Азии, где он признается совершенно Просветленным, но и всевозрастающим числом искателей истины во всем мире, узнавших о нем после опубликования его биографии на Западе.
Фотографии из библиотеки Далай Ламы города Дарамсала штат Химачал Прадеш. Привезены из Гималайской экспедиции автором блога Сергеем Меркуловым.
♦♦♦♦♦♦♦♦♦
Начинается тренировка с дыхательных движений и одновременно — с морально-психологического настроя. Вместе с выдыхаемым воздухом занимающийся исторгает из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе «втягиваются», вбираются в себя образы святых, дух Будды, пять мудростей — все, что существует в мире благородного, возвышенного и чистого.
Следующие за этим упражнения — собственно генерации Тумо — состоят из 10 частей, или этапов, следующих один за другим без перерыва.
Дыхание спокойное, ритмичное, желательно беспрерывное повторение поддерживающих дух мантр.
Главное условие — полное сосредоточение на видении огня и связанных с ним ощущений теплоты, исключение всех остальных мыслей или мыслеобразов.
Различные ассаны или позы индийских йогов. Фотография древней рукописи из библиотеки Далай Ламы
Мистические «вены» (которые автор предпочитает называть «артериями» — для более приятных ассоциаций при медитации, но в силу должной дани традиции сохраняет исходное наименование) не имеют никакого отношения к кровеносным венам. Это — каналы, имеющие тонкоматериальную природу, составляющие часть астрального или, точнее, эфирного тела.
Циркулирующая по ним энергия (прана) также контролируется йогой, как и физиологические функции «грубого» тела. В данном случае описываемое упражнение призвано защищать наш организм от холода:
благодаря генерации Тумо тибетские отшельники обладают поразительной морозоустойчивостью.
Ясно, что в условиях высокогорья (на высоте 3000-4000 м над уровнем моря) это — одна из важнейших способностей, чтобы выжить.
Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду.
Несмотря на то, что упражнение предназначено для развития холодостойкости, разучивать его и тренироваться все же следует в теплом помещении
В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «респа» (дословно — «белая юбка»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые обноски, обходятся без тёплой одежды.
О туммо в своих песнях часто упоминал Милареспа (кстати, из-за его аскетического обычая носить хлопковую одежду круглый год ему, имевшему при рождении имя Мила, и присвоили прозвище «респа».
Сложность Туммо в поиске настоящего мастера преподавателя
Самостоятельно разжечь в себе Туммо не получается практически не у кого из западных людей. Обязательно нужен наставник с Тибета или Индии. Даже продвинутым йогом не всегда удается произвести мистический жар, или после многочисленных занятий йогину с трудом удается разжечь внутренний огонь и обрести нектар, который не устойчив и возникает только в какой-то одной области тела, он должен, получив наставления духовного Мастера, выполнять различные вариации медитации внутреннего огня.
О практике Туммо на начальном этапе
Вначале практики туммо вы ощущаете себя так, как будто вас побили. Вы чувствуете, что как будто у вас ушибы по всему телу, вы обессилены и разорваны на части. В случае, если ваши руки распрямлены, вы чувствуете, что не можете их согнуть, а если согнуты, чувствуете, что не можете распрямить, аналогично с ногами. Вы чувствуете себя ужасно плохо. Это первый уровень или этап практики туммо.
На этом этапе вы можете задуматься: «Какой в этом смысл? Зачем этим заниматься? » Вы чувствуете себя все хуже и хуже, и у вас возникает соблазн остановить практику. На данном этапе практики туммо, который называется «этап, когда туммо есть страдание», вам необходимо распознать что это нормально и просто заставить себя продолжать.
Данные переживания и ощущения не означают, что вы делаете практику неправильно, они означают что вам нужно зародить стойкость и пройти через этот первый этап.
Если вы продолжите практику, то первым делом, что рано или поздно случится, это улучшение пищеварения. Вы обнаружите, что усваиваете пищу гораздо легче и лучше. В результате, поначалу вы будете чувствовать себя более голодным и захотите есть больше.
Будет казаться, что вы никогда не чувствуете наполненность от еды и никогда не чувствуете, что переели. Также вы можете ощутить начало легкого переживания тепла чандали. Кроме того, на этом этапе, большинство проблем с пищеварением будут очищены и облегчены.
Улучшение пищеварения и начало ощущения тепла, это первые знаки того, что практика туммо работает.
По мере продвижения в практике, вы можете прийти к тому, что даже если ваше тело, особенно внешняя поверхность тела, замерзает, вы не чувствуете холода, потому что ваш ум наполнен ощущением тепла. Когда вы начинаете переживать тепло чандали, оно может возникнуть различным образом и в различных местах.
В зависимости от вашего телосложения и строения каналов, оно может возникнуть либо извне, продвигаясь внутрь, либо изнутри, двигаясь наружу, либо возникнуть в одних частях вашего тела, а в других не возникнуть.
На этапе повышения тепла особенно важно соблюдать обязательство практики туммо касательно не ношения меха, так как нося мех вы устраняете потребность вашего тела в порождении тепла, а без потребности тело порождать тепло не будет. Для порождения тепла необходима потребность в этом, а мех слишком изолирует ваше тело, даже если вы породите тепло, вы этого не заметите.
По мере увеличения тепла посредством практики, вам необходимо постепенно уменьшать количество носимой одежды. Очевидно, что данные рекомендации подразумевают холодный климат. Вначале практики вам не надо сразу же уменьшать количество носимой одежды до минимума. Вы делаете это постепенно, по мере того, как растут ваши способности.
Очень важно делать это постепенно. Если вы дойдете до этапа, когда вы сможете в течение трех лет во все времена года носить только один слой одежды из хлопка, тогда вы считаетесь практикующим высочайшего порядка.
Это подразумевает контакт с холодом, поэтому выполнение данного условия в Тибете или в России, где очень холодные зимы, подходит.
На первом этапе развития тепла практика очень важна. Например, если вы не будете выполнять визуализации, физические упражнения, дыхательные техники, тогда ваше тело замерзнет подобно камню. Если вы сделаете всё это, вы мгновенно согреетесь.
На данном этапе упражнения подобны раздуванию огня, поэтому они очень важны и выполнение метода должно постоянно соблюдаться.
Если вы продолжите практику, вы сможете дойти до этапа, когда тепло не изменяется вне зависимости от того, делаете ли вы визуализации или нет. Оно не увеличивается, когда вы делаете визуализации, и не уменьшается, когда не делаете.
На данном этапе вы можете начать объединение практики туммо с раcпознанием природы своего ума. Просто пребывая в природе ума, вы не будете мерзнуть.
МЕДИТАЦИЯ ПОДЪЕМА МИСТИЧЕСКОГО ОГНЯ
1. Сядьте в правильную позу, падмасана, сиддхасана. Спина должна быть обязательно прямой,руки лежат на коленях.
2. Представьте свое тело пустотным, светящимся неярким белым светом, и центральный канал в виде полой трубки красного цвета, толщиной с большой палец руки.
3. Визуализируйте в районе копчика муладхара чакру в форме желтого квадрата, по сторонам которого располагаются четыре лепестка красного цвета. В его центре находится темно-красный треугольник, перевернутый вершиной вниз, который объят пламенем.
4. Читайте мантру для пробуждения энергии Кундалини «Ом Маха Шакти Намаха»,что означает: «Великой Силе, Вселенной — поклонение!».
5. Выполняя 3 раза ашвини мудру, заставьте пламя в перевернутом треугольнике разгореться ярче и поднимайте его вверх по центральному каналу сушумна вдоль позвоночника.
6.Поднимая огонь вверх, задержите его на несколько секунд в анахата чакра на уровне спины.
7. Пламя, поднявшись до вишуддха чакры, останавливается. Если продолжать поднятие огнядо макушки головы, то, возможно, вам удастся поднять и сублимировать много праны в сахасрара чакре, однако это опасно потерей энергии, т.к. энергия может выйти через глаза, уши или рот. Поэтому, рекомендуется доводить энергию до вишуддха чакры и остановливать огонь на уровне горла.
8. На расстоянии нескольких сантиметров над макушкой головы представьте серебристо-белый шарик — бинду, размером чуть больше горошины.
9. Жар пламени настолько силен, что оно начинает оплавлять точку бинду и, оплавляясь, с него начинает капать вниз на чакры амрита, нектар бессмертия.
10. Представьте, как нектар капает, наполняет и очищает сахасрара чакру,вишуддха чакру, анахата чакру. В анахата чакре, на передней части тела, нектар задерживается на несколько секунд дольше, чем в других чакрах, чтобы лучше очистить ее.
Затем нектар продолжает капать и наполняет манипура чакру, свадхистана чакру и входит обратно в муладхара чакру.
11. Нектар, попадая на темно-красный треугольник, вызывает сильное шипение и бурление,усиливая разгорающийся огонь в муладхара чакре. Шипение должно явственно ощущаться и напоминать шипение масла, попавшего на раскаленную сковородку.
Затем огонь вновь начинает подниматься вверх.
Это один цикл.
Повторяйте от 30 до 50 циклов.
Меры предосторожности при практике внутреннего огня .
Чтобы не вызвать дисгармонию праны, йогину следует помнить о мерах предосторожности:
~ не приближаться близко к огню, костру,
~ не оставаться на палящем солнце,
~ не дуть в большую трубу, меха, не задувать пламя,
~ не дышать через рот,
~ не носить меховую одежду даже в мороз,
~ не ходить обнаженным в жару,
~ беречь сексуальные субстанции тела, не допускать их утечки,
~ питаться доброкачественной и питательной пищей.
Вот краткое изложение предлагаемого метода внутреннего огня:
Присесть на корточки, скрестить ноги, пропустив их под бедрами, и соединить руки. В этом положении:
1. Вращать желудок
три раза справа налево и три раза слева направо.
2. Делать желудком взбивающие движения
с максимально возможной энергией.
3. Раскачиваться, встряхиваться, подражая движениям норовистой лошади,
и слегка подпрыгнуть,
не меняя позы со скрещенными ногами.
Эти три упражнения нужно повторить три раза и закончить большим прыжком,
налджорпа должен постараться подскочить возможно выше.
Нет ничего удивительного, если после такой гимнастики бывает жарко.
Описанное упражнение сродни практике индусской Хатха-йоги.
Упражнение продолжают, задерживая дыхание до тех пор, пока живот не примет «форму горшка».
Нужно вообразить себе по солнцу в каждой ладони, под подошвами ног и под пупком.
При трении друг о друга солнц в руках и ногах вспыхивает огонь.
Огненные языки доходят до солнца под пупком, и последнее вспыхивает в свою очередь, наполняя все тело пламенем.
При каждом выдохе кажется, будто пылает весь мир.
Упражнение заканчивается двадцать одним большим прыжком.
(Выдержка из сочинения Наропы «Трактат о Шести Доктринах».)
ЭФФЕКТ: Адепты системы генерации Тумо ходят в горах Тибета в любой мороз в тонкой хлопчатобумажной одежде. Однако данное упражнение полезно не только для выживания в условиях холода. Благодаря его практике развивается способность к длительной медитации, возможность контроля психики и ума.
Необычайная выносливость тибетских отшельников объясняется их умением вырабатывать внутреннее тепло. Мистики умеют впадать в , которое именуется «тумо », но для обозначения понятия тепла в повседневной речи этот термин не употребляется. Отшельники Тибета способны провести всю зиму в пещере на высоте до 5000 метров в легкой одежде и чувствовать себя при этом вполне комфортно.
Действие практики тумо направлено не только на согревание тела аскета. Последователям тайных тибетских учений известны различные виды тумо. Окутываясь в теплый "божественный покров", аскет может наблюдать . Ему не нужно опасаться подхватить простуду, пока он находится под защитой тумо.
Как правильно выполнять дыхание тумо
В упражнение входят десять этапов, которые следуют один за другим, без перерыва. Ниже приведено их краткое изложение:
- В воображении создается ментальный образ в виде артерии, толщиной в человеческий волос. Она проходит через центр тела и постепенно наполняется пламенем (или теплой воздушной струей).
- Диаметр артерии увеличивается до толщины мизинца.
- Артерия постепенно расширяется до размеров руки.
- Артерия приобретает вид трубы и заполняет собой все тело.
- Расширившаяся вена способна вместить в себя всю вселенную. Ощущение тела отсутствует, практик входит в состояние экстаза. Он чувствует себя развеваемым ветром пламенем в пылающих волнах огненного океана. Для достижения пятого этапа тумо даже самый способный ученик тратит не меньше часа. После прохождения этой стадии наблюдается повторение субъективных видений в обратном порядке.
- Постепенно волны пламени уменьшаются и спадают, стихает буря. Наконец пылающий океан поглощается телом.
- Сосуд сужается до размера руки.
- Артерия не превышает толщины мизинца.
- Толщина артерии равна толщине волоса.
- Вена пропадает. Становятся невидимыми огонь и другие образы и формы. Существующие представления о каких-либо предметах также рассеиваются. Постепенно сознание растворяется в «Великой Пустоте».
Утро считается идеальным временем для занятия тумо. Но фактически практиковать это упражнение можно в любое время суток.
Экзамен тумо
Период обучения, во время которого оттачивается техника тумо, заканчивается экзаменом. Лунной зимней ночью полностью уверенные в своем умении ученики приходят с учителем на берег не замерзшей горной речки. Если все водоемы скованы льдом, то пробивается полынья.
Ночь должна быть морозной и ветреной, что для Тибета не редкость.Совершенно голые кандидаты на звание «респа» рассаживаются на земле, скрестив ноги. Погруженные в ледяную воду простыни вытаскивают из проруби и закутывают ими ученика. Задача аскета - отогреть определенное количество простыней своим телом и высушить их. Когда ткань высыхает, ее повторно замачивают в воде, и вся процедура повторяется до рассвета.
Победителем становится тот, кому удалось высушить на себе наибольшее количество простыней.Некоторые ученики подобным образом просушивают за ночь до сорока простыней. Впрочем, размеры отрезков ткани бывают чисто символическими. Но, нужно признать, что настоящие «респа» способны высушивать телом куски материи, размером с огромную шаль.
Текст: Наталия Нижегородцева.
Фото: Flickr.com, BRP.
Европейские путешественники с восторгом описывают, как проводится обряд посвящения. Холодной тибетской ночью ученики отправляются на замерзшую реку. В прорубь опускают простынь, которой оборачивают йога. Его задача - высушить ткань теплом собственного тела. Минимальное количество для присвоения категории - три простыни. И вот результат: из одежды опытным йогам достаточно одного слоя ткани, причем отнюдь не гортекса!
Называется данная техника «туммо». Конечно, ученые не могли пройти мимо таких необычных способностей. Эксперименты длились долго, и одни из самые экстремальных опытов, конечно же, удавались советским специалистам. Однако, что также не удивительно, большая часть результатов была засекречена. В результате изучения была открыта функция легких по регулированию температуры тела человека. Оказывается, легкие могут генерировать огромное количество энергии, расщепляя жиры. (Особо пытливым читателям посоветую материалы Карла Тринчена, Ринада Минвалеева, Анатолия Иванова и Алексея Васильева.) Если коротко и практично, то суть в том, что организм человека устроен таким чудесным образом, что углекислый газ в крови расширяет сосуды и капилляры, и в ответ на понижение кислорода в крови запускается процесс теплообразования. Кстати говоря, ощущение тепла при физической нагрузке возникает не просто из-за самого движения мышц, а от недостатка кислорода. Йоги также достигают результата за счет дыхательных упражнений в сочетании с общим недостатком кислорода в горах. Глубокое интенсивное дыхание с задержкой на выходе является основой техники. Можно попробовать во время задержки дыхания сделать некоторые упражнения, чтобы дополнительно увеличить гипоксию. Потренироваться, конечно, лучше заранее, в идеале в горах, где кислород уже разряжен. Естественно, что для йогов туммо - это духовная практика, при которой физическое согревание можно считать полезным побочным эффектом.
Справедливо заметить, что российские поклонники здорового образа жизни также не лыком шиты. У них популярна такая методика. Считаем до семи, вдыхая воздух через нос, потом задерживаем дыхание, считаем до четырех, выдыхаем ртом, считая также до семи. При выдохе губы складываем в трубочку, отверстие должно быть небольшим, как во время свиста. Для усиления эффекта на вдохе мышцы слегка напрягаем, на выдохе - расслабляем.
Есть еще один способ согреться, многократно описанный различными практиками-эзотериками - просто дышать правой ноздрей, что заодно повысит и работоспособность.
Снимаем усталость
А эта техника поможет вам снять усталость. Пригодится и в походе, и на соревнованиях, и вообще при любых сложностях. Она известна как «Энергетический самомассаж». Время выполнения - одна минута ровно. Правда, вам понадобится доступ к голове, рукам и ногам, придется снять шлем и сапоги, ну и выполнять его лучше в помещении или укрытии.
1.
Энергично растираем ладони - 5 секунд.
2.
Растираем пальцами щеки - 5 секунд.
3.
Расслабленными пальцами стучим по макушке головы - 5 секунд.
4.
Кулаком левой руки интенсивно растираем плечо и предплечье правой руки - 8 секунд.
5.
Кулаком правой руки интенсивно растираем плечо и предплечье левой руки - 8 секунд.
6.
Осторожненько надавливаем четыре раза на щитовидную железу (это ниже кадыка) большим и указательным пальцем правой руки.
7.
Поочередно нажимаем с одной, а потом с другой стороны на пульсирующие участки сонной артерии на шее, считая до пяти.
8. Нащупываем большим пальцем впадину в основании черепной коробки, нажимаем, считаем до трех, отпускаем. Проделать три раза.
9.
Плотно захватываем большим и указательным пальцами ахиллово сухожилие, надавить и отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.
10.
Энергично потереть гребнем кулака, а если не очень удобно, то пяткой, подъемы стоп обеих ног.
Завтрак снегоходчика
Если вам предстоит провести весь день на сильном морозе, попробуйте слегка «разогреть» организм заранее. Это легко сделать, даже если вы живете в спартанских условиях и на завтрак полагается обычная гречневая каша и чай. Нужно всего лишь добавить специй.
К согревающим специям относится перец (чили, черный, белый), корица, кардамон, гвоздика. Прекрасный вариант - орехи: миндаль, фисташки, кешью, грецкий орех - и сухофрукты, к примеру, изюм. Дополните завтрак столовой ложкой меда с щепоткой черного перца. Подобный «допинг» разрешен к употреблению и не займет места в багаже.
Любимую жену при сборах можно попросить приготовить в термосе имбирный чай. Для этого нужно одну чайную ложку сухого имбиря залить двумя стаканами воды, кипятить двадцать минут, процедить и добавить сахар или мед.
Лайфхак для тачскринов
Строго говоря, последний эксперимент не относится к «выживанию», это просто некое дополнение к приятной жизни в мире гаджетов. Большинство тачскрин-экранов рассчитаны на взаимодействие с токопроводящими поверхностями, поэтому пользоваться ими зимой слегка затруднительно. В продаже уже появились специальные перчатки. Их работа построена на том, что в шерсть вплетается небольшое количество токопроводящих нитей. Ассортимент широк, но отражает скорее потребность студенток в разноцветности. Но, зная принцип, можно самостоятельно апгрейдить все что угодно - от высокотехнологичных фирменных горнолыжных перчаток до хэнд-мэйд варежек от любимой бабушки. Понадобится небольшое количество токопроводящей нити. Я купила в швейном магазине металлизированную нить для вышивки. Работает! Рекомендую!
На фестивале YogArt, который прошел 16 декабря в Санкт-Петербурге, было много интересных практик, одна из которых - Туммо, тибетская йога внутреннего огня. Хочется рассказать о ней более подробно.
На занятие собрался полный зал, что неудивительно, ведь практика очень актуальна для наших северных широт. На улице минус пятнадцать, и согреться хочется всем. О том, как повысить свою теплопродукцию (выработку тепла в организме) рассказывает Ринад Минвалеев - кандидат биологических наук, автор научных публикаций и руководитель экспедиций, широко известный в узких кругах за то, что на морозе сушит своим телом мокрые простыни.
«Один из результатов пранаямы, - рассказывает Ринад, - повышение теплопродукции, описывался ещё в священном трактате Дхеранда-самхита, где указывается, что рядом с жилищем йога должен быть бассейн для охлаждения от регулярных перегревов».
Ринад предлагает нам сделать пранаяму, чтобы прочувствовать эффект Туммо на себе. Данная пранаяма подразумевает задержку дыхания с контролем пульса: на 10 ударов делаем полный вдох, 40 ударов задержку дыхания, на 20 ударов выдох. «Вы сейчас поймаете этот жар. Потом сами меня попросите открыть окна, - обещает Ринад. - Эту пранаяму очень легко запомнить. Когда я только начинал заниматься йогой, у нас в доступе были только самиздатовские листочки. И вот в этих листочках были маленькие шедевры методического описания йоги. Один из этих шедевров - чёткие указания того, что нужно делать, чтобы не заниматься долгим заучиванием санскритских терминов. Вот такая пранаяма получила название «сто сорок вторая», то есть имеется в виду соотношение вдоха, задержки и выдоха 1-4-2».
Мы сделали пару раз «сто сорок вторую» и, действительно, стало немного теплее.
«Почувствовали жар?- спрашивает Ринад, - Жар пока что слабенький, но если продлить эту задержку, например, 12-48-24., то вы почувствуете такой жар, который может потребовать отвода тепла, иначе можно получить тепловой удар. Чтобы этот тепловой удар преодолеть, вам требуются какие-то другие условия».
Ринад рассказал о том, как могли возникнуть условия для подобных практик.
Когда в Индию пришли мусульмане, первое, что они сделали - попытались ограничить все более-менее развитые религиозные конфессии. Индуизм было ограничить довольно сложно, потому что, нужно было тогда ликвидировать большую часть населения Индии, а вот на буддистов, которые были ещё не столь многочисленны, начались гонения. Буддисты покинули территорию Индии и отправились в Гималаи. Так, собственно, буддизм и проник в Тибет.
«Тапас, получаемый при пранаяме, - рассказывает Ринад, - довольно быстро эволюционировал в то, что называется «тибетской йогой Туммо». Эта йога не могла возникнуть на пустом месте. Её принесли буддисты-индусы, взяв какую-то практику и обнаружив, что в горах она очень хорошо действует. Более того, именно в горах она срабатывает наилучшим образом, мы это проверяли в экспедициях».
Что же происходит во время задержки дыхания? Ринад рассказал и об этом. При задержке дыхания на вдохе, в крови накапливается углекислый газ, который расширяет периферические сосуды, и тёплая кровь отправляется на эту периферию.
«Нам говорят, что мы греемся мышцами, но это не так, - говорит Ринад, - ведь мышцы у нас находятся не в центре тела, а снаружи. Мышцы, как только нагреваются, всё тепло отдают наружу. Один из фундаментальных законов естествознания Второй закон термодинамики задаёт направление движения тепла: тепло всегда двигается от тепла к холоду, поэтому всё тепло, которое образовывают мышцы, на самом деле, выходит наружу».
«Вот сейчас точно пора открыть окна, - снова предлагает Ринад, - потому что мы сделаем ещё одну практику, и вам сразу станет понятно, как она согревает». Нам было предложено сделать Сурья Намаскар, да не простой, а в режиме Тапас: по словам Ринада, этот режим означает максимальную теплопродукцию, которая возникает в условиях гипоксии.
Мы делаем Сурья Намаскар с задержкой дыхания на выдохе во всех нижних позициях (после наклона, начиная с чатуранги). Цель Сурья Намаскар - поклонение Солнцу, включение Солнца в себе, что означает активность, работоспособность и, конечно же, тепло. И, действительно, после пары кругов такой Сурьи становится очень тепло. Кроме задержки дыхания, по словам Ринада, в практике Сурья Намаскар очень важно уделить внимание прогибу между лопатками, который включает симпато-адреналовую систему, или, говоря более понятным для йогов языком, канала Пингала.
Достаточно сделать одну такую Сурья Намаскар с задержкой, чтобы получить тот же жар, который возникает при длительном выполнении физкультурных упражнений. Вот это наблюдение и вошло в основу йоги Туммо.«Совсем не обязательно быть закаленным, чтобы делать эти практики на морозе, - говорит Ринад. - Эти способы разогрева заложены в каждом из нас уже в самом феномене теплокровности. Если верить теории эволюции, то можно считать, что человек потерял свой шерстяной покров из-за способностей повысить свою теплопродукцию».
По словам Ринада, «сто сорок второй» пранаямы и Сурья Намаскар достаточно для того, чтобы повысить свою теплопродукцию, но если добавить к этому наули, то результат будет ещё лучше. Лучше всего выполнять эти практики на холоде: на балконе, во дворе или на даче.
Текст: Маша Писаревич