Какой нравственный облик человека в древнерусской литературе. Сочинение по литературе на тему " нравственный облик человека в древнерусской литературе"
Связь характеристик героев с их деяниями в обоих случаях самая непосредственная. Иное, допустим, в некрологической характеристике Всеволода Ярославича: "Сий бо благоверный князь Всеволод бе издетьска боголюбив, любя правду, набдя убогыя, въздая честь епископом и през-витером, излиха же любяше черноризци и подаяше требованье им. Бе же и сам въздержася от пьянства и от похоти..." и т. д. Ничто в этой характеристике не вытекает из приводимых о нем в летописи фактов. Характеристика Всеволода Ярославича выполняет здесь чисто этикетную функцию: это условное надгробное слово, отмечающее его христианские качества в момент, когда об этих христианских качествах и необходимо было вспомнить.
Следовательно, еще отличие эпического стиля в изображении людей от господствующего средневекового монументализма заключается в том, что многоликость героя, выступающего каждый раз в новом подобающем ему обличий, в эпическом стиле отсутствует: здесь герой тесно связан с одним или несколькими своими подвигами, характеристика его едина, неизменна, прикреплена к герою. Характеристика героя - как бы его герб; она кратка и необычайно выразительна, как щит Вещего Олега на вратах Царьграда.
В целом эпический стиль в изображении людей стадиально предшествует монументальному, как предшествует устное творчество народа письменности. Но с появлением письменности устное творчество не исчезает; также не исчезает и воздействие на литературу этого эпического стиля в изображении героев. Оно проявляется в тех произведениях, которые связаны с устным народным творчеством.
В самом деле, кое-что всё же в обрисовке действующих лиц летописи позволяет предполагать родство с фольклором.
К народному творчеству, очевидно, восходят в летописи и других произведениях литературы характеристики действующих лиц по их какому-либо одному крупному деянию. Так охарактеризован, например, в Киево-Печер-ском патерике князь Африкан: "Князь Африкан, брат Якуна Слепаго, иже отбеже от златыа луды, биася полком по Ярославе с Лютым Мьстиславом" .
Перед нами как бы напоминание о всем известном подвиге, деянии или случае. Так характеризуются, в частности, и некоторые из действующих лиц "Слова о полку Игореве": "...храброму Мстиславу, иже зарѣ за Реде-дюпредъ пълкыкасожьокыми"; "...до ныняшняго Игоря, иже истягнуумь крѣ постию своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣ цькую за землю Руськую".
Замечательно, что в летописи этим способом представляются читателю многие из знаменитых половецких ханов: "...Концаку, иже снесе Сулу, пешь ходя, котел носянаплечеву" ; "...Севенча Боняковича... иже бяшетьрекл: "хощю сечи в Золотая ворота, яко же и отець мой"" ; "... Алтунопу, иже словяше мужьством" .
Народный характер имеют и общие характеристики жителей какой-либо местности. Киевляне называли новгородцев "плотниками" . Ростовцы, суздальцы и муромцы говорят о владимирцах: "...то суть наши холопи каменьници" . Владимирцы отмечали в новгородцах их "гордость" . Вслед за этими народными характеристиками и летописец говорит о переяславцах, что они "дерзи суще" .
К этим же характеристикам примыкает и характеристика курян - "сведомых кметей" в "Слове о полку Игореве". Все эти характеристики интересны тем, что они передаются летописцем как всем известные, как народное мнение и как "слава" о тех или иных жителях. Во всех них чувствуется опора на реальную народную молву.
Характеристика "курян" в "Слове о полку Игореве" по своим принципам художественного обобщения совпадает с характеристикой "воинства рязанского" в "Повести о разорении Рязани Батыем" - тех "удальцов и резвецов" рязанских, из которых "един бьяшеся с тысящей, а два со тмою" . И в "Слове" и в "Повести" перед нами характеристика воинства, в которой ни слова не говорится о феодальной верности воинов своему князю, но всё направлено только на то, чтобы выявить воинские добродетели бойцов - защитников родины.
Характерные явления обнаруживаются в XII-XIII вв. в тех же памятниках при создании образа народного героя, образа защитника родины. Этот герой гиперболизируется в своей силе и мужестве, он как бы вырастает в размерах, его не могут одолеть враги. Однако понятие гиперболы может быть здесь применено с большими ограничениями. Впечатление гиперболы достигается тем, что на этого героя переносятся подвиги его дружины. Так. например, Всеволод Буй Тур в "Слове о полку Игореве" прыщет на врагов стрелами, гремит о шлемы мечами харалужными, и шлемы аварские "поскепаны" его калеными саблями.
Само собой разумеется, что Всеволод прыщет на врагов стрелами своей дружины, сражается ее мечами и ее саблями: у самого Всеволода мог быть только один меч или сабля. То же перенесение подвигов дружины на князя видим мы в "Слове" и в других случаях. Святослав Киевский "притрепал" коварство половцев "своими сильными плъкы и харалужными мечи"; Всеволод Суздальский может "Донъ шеломы выльяти"-не одним свом шлемом, а многими, конечно, шлемами его воинов.
Так же точно создается и образ Евпатия Коловрата в "Повести о разорении Рязани Батыем". На Евпатия переносятся подвиги его воинов и их боевые качества. Он как бы соединяет в себе черты всего русского воинства. Он без милости сечет полки Батыевы так, что татары стали "яко пияны или неистовы" . Когда мечи Евпатия притуплялись, он брал татарские мечи и сек ими. Опять-таки характерно это множественное число: "...яко и мечи притупишася, и емля татарскыа мечи и сечаша их" . Не может быть сомнения в том, что, говоря о Евпатии, автор имел в виду не одного его, но всю его дружину. Вот почему дальше говорится: "...татарове мняше, яко мертви восташа". Речь идет именно о мертвых, о многих воскресших бойцах. Вот почему и дальше без всякого перехода говорится о полке Евпатия: полк Евпатия и сам Евпатий объединены. Благодаря этому Евпатий вырастает до богатырских размеров: он "исполин силою", убить его удается татарам только с помощью "тмочисленных пороков"- стенобитных машин .
Смерть Евпатия - это своеобразное рождение первого богатыря в русской литературе. Мы ясно видим, как соединяет в себе образ Евпатия качества его дружины. Силен не богатырь - сильно воинство, которое он собой воплощает. Художественное обобщение идет по пути создания собирательного образа героя, воплощающего в себе качества всех русских воинов. Этим путем шло развитие образа былинного богатыря, который со временем стал один, без войска воевать за Русскую землю против огромной рати врагов. Путь этот пока еще не проторенный и лишь слабо намеченный, в дальнейшем приведет к литературным обобщениям нового, более совершенного характера. Этот путь, как мы ясно видели и в других случаях, был связан с нарушением узкоклассового, феодального литературного стереотипа в изображении людей. Эти нарушения были особенно часты в изображении женщины. Женщина не занимала обычно своего места в иерархической лестнице феодальных отношений. Княгиней, княжной, боярыней, боярышней или купчихой она была по мужу или отцу. И это вносило ослабление в определенность ее классовой характеристики.
Произведения древней русской литературы отразили немногие черты характера женщины древней Руси. В больших государственных заботах древнерусским писателям нечасто приходилось обращать свой взор к дочерям, женам и матерям героев русской истории. Однако краткие и немногие строки русских светских произведений почти всегда с сочувствием и уважением пишут о женщинах. "Злая жена", столь типичная для аскетической церковной литературы,- редкий гость в произведениях литературы светской: в летописи, в повестях воинских, посольских, исторических. Да и в тех случаях, когда она появляется в светских произведениях, как, например, в "Молении" Даниила Заточника, она лишена всякой женственности: она "ротаста", "челюстаста", "старообразна". Юные же женщины - привлекательны без исключения. С какой трогательностью пишет Владимир Мономах в письме к Олегу Святославичу о вдове убитого Олегом своего сына Изяслава; летописец вспоминает мать юного брата Мономаха, Ростислава, безвременно погибшего в Стугне. Мать Ростислава оплакивала его в Киеве, и летописец сочувствует ее горю: "И плакася по немь мати его и вси людье пожалиша си по немь повелику, уности его ради" .
Знает древнерусская литература и героические образы русских женщин. Княгиня Мария - дочь погибшего в Орде черниговского князя Михаила и вдова замученного татарами ростовского князя Василька - немало потрудилась, чтобы увековечить память обоих. По ее указанию (а может быть, и при ее непосредственном участии) было составлено житие ее отца Михаила Черниговского и написаны трогательные строки о ее муже Васильке в Ростовской летописи .
Трогателен и прекрасен в "Повести о разорении Рязани Батыем" образ жены рязанского князя Федора - Евпраксии. Ее муж пожертвовал жизнью, защищая в стане Батыя ее честь. Услышав о смерти мужа, Евпраксия "абие ринуся из превысокого храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися до смерти" .
Скупая во всем, что касается личных чувств своих действующих лиц, русская летопись отмечает всё же, что суздальскому князю Всеволоду Большое Гнездо было "жаль" своей "милой дочери" Верхославы . Всеволод дал "по ней многое множьство, бес числа злата и серебра", богато одарил сватов и, отпустив ее с великою честью, провожал ее до трех станов. "И плакася по ней отець и мати: занеже бе мила има и млада" . Не забыта летописцем и та безвестная женщина, которая, приняв ослепленного князя Василька -Ростиславича Теребовольского за умершего, оплакала его и выстирала его окровавленную рубашку.
Описывая смерть волынского князя Владимира Васильковича, летописец не преминул упомянуть о любви его к жене -"милой Ольге". Это была четвертая дочь брянского князя Романа, но была она ему "всех милее". Роман отдал "милую свою дочерь" за Владимира Васильковича, "посла с нею сына своего старейшего Михаила и бояр много" . Впоследствии ее навещает брат ее Олег . С ее помощью на смертном одре Владимир Василькович улаживает свои государственные дела, причем называет ее "княгини моа мила Олго". Владимир и Ольга были бездетны. Предсмертные заботы Владимира направлены "а то, чтобы устроить судьбу ее и их приемной дочери - Изяславы, "иже миловах ю аки свою дщерь родимую" . Владимир Василькович разрешает своей жене поступить после его смерти, как ей вздумается - жить так или идти в черницы: "Мне не воставши смотрить, что кто иметь чинити по моемь животе" , - говорит он.
Нежный, задумчивый облик женщины-матери донесли до нас и произведения русской живописи XII в. В них воплощена забота женщины, ее любовь к умершему сыну.
Сохранился рассказ о том, какое впечатление у зрителей оставляли эти произведения. Гордый князь Андрей Юрьевич Боголюбский, никогда ни перед кем не склонявший головы, смелый воин, всегда первым бросавшийся в битве на врагов, был поражен изображением Владимирской богоматери. "Сказание о чудесах Владимирской иконы" говорит о том глубоком впечатлении, которое произвела на Андрея Боголюбского икона Владимирской богоматери. Увидев ее впервые, он пал перед нею на колени - "припаде на земли" . Впоследствии все свои победы над врагами сам он и его летописец приписывали помощи этой иконы.
Во всех этих немногих упоминаниях женщина неизменно выступает в обаянии нежной заботливости, проникновенного понимания государственных тревог своих мужей и братьев. Дочь, мать или жена - она всегда помогает своему отцу, сыну или мужу, скорбит о нем, оплакивает его после смерти и никогда не склоняет его при жизни к трусости или самосохранению ценой позора. Смерть в бою с врагами она воспринимает как должное и оплакивает своих сыновей, мужей или отцов без тени упрека, без следа недовольства, как воинов и патриотов, выполнивших свой долг, не ужасаясь и не осуждая их поведения, а с тихою ласкою и с похвалой их мужеству, их доблести. Любовь к мужу, отцу или сыну не притупляет их любви к родине, ненависти к врагам, уверенности в правоте дела любимого человека.
Русские женщины "Слова о полку Игореве" воплощают в себе те же черты, которые хотя и скудно, но достаточно отчетливо донесли до нас летописи и воинские повести XII-XIII вв. Мы можем с уверенностью представить себе идеал женщины древней Руси XII-XIII вв., который будет одинаков и в летописи, и в воинских повестях, и в "Слове о полку Игореве"; только в "Слове о полку Игореве" образ скромной, заботливой, верной и любящей женщины, достойной жены своего героя-мужа, выступает с еще большей отчетливостью и большим обаянием. Идеал женщины XII-XIII вв. заключает в себе мало классовых черт. Класс феодалов не выработал собственного идеала женщины, резко отличного от народного. Женщина и в среде феодалов была предана своим заботам жены, матери, вдовы, дочери. Большие государственные обязанности не были ее уделом. И именно это способствовало сближению женских образов - феодальных и народных. Вот почему Ярославна в "Слове о полку Игореве" представлена в образе лирической, песенной русской женщины - Ярославны.
Эпический стиль в изображении людей ни разу не охватывает литературное произведение полностью. Даже в "Слове о полку Игореве" этот эпический стиль соединен со стилем средневекового монументализма. Как мы уже видели, элементы эпического стиля явственно ощущаются только в начальной части Повести временных лет, впоследствии - в образах женщин. Он сказывается в Ипатьевской летописи (характеристика Романа Галицкого), в "Слове о погибели Русской земли", в Житии Александра Невского (в характеристике шести храбрецов Александра Невского), в "Повести о разорении Рязани Батыем" и в некоторых других произведениях. Такая эпизодичность в проявлениях этого стиля вполне понятна: стиль этот в основном выразился только в устном народном творчестве, а в литературе он отражался время от времени под воздействием последнего. Поскольку же устное народное творчество киевского периода известно нам в скудных остатках среди произведений письменных, многие особенности этого стиля остаются для нас все же не ясными.
В изобразительном искусстве эпический стиль почти не отразился.
Это и понятно: изобразительное искусство было гораздо более "дорогим",
чем литература, но и в изобразительное искусство все же проникали
отдельные элементы эпического стиля через непосредственных выпол-нителей
воли заказчиков-феодалов. Вот что пишет по этому поводу М. В. Алпатов:
"До нас не дошло искусство, которое создавалось в Киеве народом
для себя. Смердам приходилось жить в курных избах полуземляночного
типа. Но они слагали песни о героях, голос протеста простого люда
звучал в городах на вече. У людей труда были свои идеалы жизни и
свои понятия красоты. Руками этих людей создавались киевские здания
с их пышным убранством. Вот почему и во многих великокняжеских памятниках
чувствуются отголоски народных художественных представлений"
.
Главы: "Народное поэтическое творчество времени расцвета древнерусского раннефеодального государства (X-XI вв.)" и "Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Руси - до татаро-монгольского нашествия (XII - начало XII в.)". в кн.: "Русское народное поэтическое творчество", т. I, М-Л., 1953.
Повести о Николе Заразском- Труды Отдела древнерусской литературы (ОДРЛ) Института русской литературы Академии наук СССР, т. VII, 1949, стр. 290-291.
Повести о Николе Заразском- Труды Отдела древнерусской литературы (ОДРЛ) Института русской литературы Академии наук СССР, т. VII, 1949, стр. 293.
Повести о Николе Заразском- Труды Отдела древнерусской литературы (ОДРЛ) Института русской литературы Академии наук СССР, т. VII, 1949, стр. 294.
Повесть временных лет, т. I, стр. 144.
Благодаря тому что портрет князя всегда был обращен к зрителю и написан для зрителя, в нем легко проглядывали те черты, которые больше всего были дороги именно для того зрителя, который выступал в роли заказчика произведения. В своде ростовской княгини Марии в характеристике ее покойного мужа - ростовского князя Василька Константиновича - ясно ощущается не только похвала, но и выражение горести утраты: "Бе же Василко лицем красен, очима светел и грозен, хоробр паче меры на ловех, сердцемь легок, до бояр ласков, никто же бо от бояр, кто ему служил и хлеб его ел, и чашю пил, и дары имал,- тог никако же у иного князя можаше быти за любовь его; излише же слугы свои любляше. Мужьство же и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходяста. Бе бо всему хытр и гораздо умея, и по-седе в доброденьствии на отни столе и дедни" (Лаврентъевская летопись, под 1237 г., стр. 467). Этот лирический портрет, в котором внешним чертам князя придано такое большое значение, может сравниться только с портретом волынского князя Владимира Васильковича, составленным волынским летописцем, также особенно внимательным к судьбам вдовы этого князя - "милой" Ольги. Волынский: ростовский летописцы - оба писали для вдов своих князей, оба в какой-то мере, отразили их чувства. "Сий же блаюверный князь Володимерь,- пишет волынский летописей,- возрастомь бе высок, плечима великь, лицемо красен, волосы имея желты кудрявы, бороду стригый, рукы же имея красны и ногы; речь же бяшеть в немь толъста и устна исподняя дебела, глаголаше ясно от книг, зане бысть философ велик и ловець хитр, хоробр, кроток, смирен, незлобив, правдив, не мьздоимецъ, не лжив татьбы ненавидяше, питья же не пи от вздраста своего. Любовь же имеяше ко всим паче же и ко братьи своей, во хрестьном же целованьи стояше со всею правдою истиньною, нелицемерною" (Ипатьевская летопись, под 1289 г., стр. 605).
Труды ОДРЛ, т. VII, стр. 289.
Ипатьевская летопись, под 1187 г., стр. 443.
Ипатьевская летопись, под 1264 г., стр. 569.
Ипатьевская летопись, под 1274 г., стр. 577.
Ипатьевская летопись, под 1287 г., стр. 595.
Ипатьевская летопись, под 1287 г. Владимир говорит об Изяславе: "Бог бо не дал ми своих родити, за мои грехы, но си ми бысть аки от своее княгине рожека, взял бо есмь ю от своее матери в пеленах и воскормил" (стр. 593).
Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери. Под ред. В.О. Ключевского. Общество любителей древней письменности, вып. XXX, 1878, стр. 30.
М.В. Алпатов. Всеобщая история искусств, г. ///. М., 1955, стр- 60-61.
С появлением интернет-казино игровые автоматы стали очень популярными. Причем нельзя сказать, чтобы они вытиснили игры типа покера или блэк-джека, но они достойно заняли свое почетное место.
Как и во всех автоматах, игра начинается с нажатия на кнопку «Старт», конечно, если у Вас положительный баланс. Количество барабанов – стандартное – 5 штук, однако количество линий превышает стандартное число – целых двадцать пять линий. Причем игру можно вести одновременно на всех двадцати пяти линиях, и выигрыш сложиться со всех линий. Также, если Вам повезет и на экране у Вас выпадет несколько одинаковых символов, то у Вас появляется шанс увеличить выигрыш с линии, и чем больше одинаковых символов, тем больше коэффициент выигрыша.
Игровой автомат Гараж довольно популярен. Конечно, он уступает Crazy Monkey или Fruit Cocktail по популярности, но этот автомат по адресу: http://www.777-avtomat.com/dengi , тоже имеет право на жизнь. Игровой Автомат Гараж схож с другими автоматами, но все же имеет ряд особенностей. Давайте рассмотрим его поподробнее
Также, в виде некого бонуса в игре присутствуют бонусные игры и игра на удвоение. Игра на удвоение появляется в том случае, если Вы выиграли главную игру. После этого Вам предоставляется шанс увеличить свой выигрыш в два раза. Для этого Вам следует сыграть в карточную игру с дилером. Правила не сложны – Вам нужно вытащить карту, которая покрыла бы карту дилера по старшинству. Если у Вас выпадают одинаковые карты, то идет пересдача карт, и игра продолжается.
Помимо игры на удвоение есть еще и бонусная игра. Вы сможете сыграть в бонусную игру в том случае, если в основной игре Вам выпадет три картинки с замком. В этом случае появляется кнопка «Lock», нажав на которую Вы оказываетесь в меню бонусной игры.
Правила просты: Вам дается три коробки, и одной из них лежит ключ от определенного замка. Вскрывая поочередно коробки с ключами, Вы подбираете эти ключи к дверям. Открыв хотя бы одну дверь, Вам предоставляется возможность открыть следующие двери. Помимо этого, Вы можете заработать дополнительный ключ. Его Вы можете получить, если в основной игре после остановки барабанов Вам выпадет две картинки с замком. Подобное должно повториться девять раз, и Вы станете обладателем ключа, который сможет открыть один из замков на выбор.
Игровой автомат Гараж является очень даже неплохим симулятором. В него можно сыграть как бесплатно на фишки, которые Вам предоставит автомат, либо на реальные деньги, с помощью которых Вы сможете увеличить свой капитал. Игра занимает высокие места в рейтингах по всеми миру. Попробовать стоит!
Введение.Идеал - это путеводная звезда.
Без нее нет твердого направления,
а нет направления - нет жизни.
Л.Н. Толстой
Главной отличительной особенностью развития современной России является стремление к поиску национальной идеи. Понимание смысла самой национальной идеи растёт на позитивном восприятии и рефлексии корней своего исторического прошлого, отыскании глубинных истоков общественного бытия через осмысление собственного понимания величия национальной идеи и возрождении лучших народных традиций, хранящихся в сокровищнице, подаренной миру русской литературой.
Общеизвестно, что любая страна, нация, государство только тогда обретают прочность, устойчивость, волю к жизни, способность к развитию, когда люди, народ воодушевляются великой идеей, благородным и светлым идеалом. И наоборот, всякий раз, когда народ лишается большой цели, вдохновляющей идеи, мечты, он теряет активный творческий заряд, перестает быть жизнеспособным субъектом истории. Без реально существующего социального, национального, государственного идеала нормальное существование и развитие человеческого общества так же невозможно, как жизнеспособность всякой целостной системы - без цели.
Что же есть идеал? Актуальность этого вопроса в наши дни и определила выбор данной темы. Больше всего меня заинтересовал идеал человека, запечатленного в древнерусской литературе, потому что, как мне кажется, в древности люди были помыслами чисты, и все их мысли исходили из сердца. Тем более что один из героев Древней Руси, чей образ был положен в основу одного из произведений – Великий князь Новгородский и один из святых Александр Невский – в сентябре 2009 года был провозглашен Православной Церковью России национальным идеалом нашего государства. Помимо того, знакомство с истоками отечественной культуры даёт нам новые знания, помогая постичь новый взгляд на мир, иное мышление. Русская литература в своем многовековом развитии создала художественные ценности мирового значения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что образ идеального человека – понятие вневременное, обладающее набором определенных характеристик, идентичных вне зависимости от исторического контекста, однако не без влияния «запросов» современного ему общества.
Итак, тема данной исследовательской работы « Идеал человека в древнерусской литературе и в современном обществе ». Целью данной работы является комплексный анализ характеристик главных героев древнерусской литературы и выделение модели «идеал современного старшеклассника».
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи :
- Выявить характерные черты национального идеала в устном народном творчестве, в древнерусских произведениях различных жанров(слово, житие, древнерусская повесть, поучение).
- Представить классификацию признаков национального идеала в древнерусских произведениях.
- Сопоставить представление об идеальном человеке в древнерусской литературе и в сознании современного человека.
Новизна предлагаемого исследования заключается в анализе основных параметров идеального человека , в системном описании принципов определения идеальных черт, которые способны отразить языковое самосознание, дать сведения о культуре этноса, о народной картине мира.
Объект исследования: образ идеального человека, воплощенный в древнерусской литературе и выраженный в представлении современного молодого человека.
Методы исследования: анализ древнерусских литературных текстов; социологическое исследование в форме устного опроса среди учащихся 9-11 классов МСОШ № 40; моделирование образа идеального человека; обобщение материала, полученного в ходе исследования.
Теоретическая значимость исследования: исследование на основе древнерусских литературных текстов и социологического опроса среди старшеклассников с целью комплексной характеристики модели идеального человека.
Практическая значимость исследования: данная исследовательская работа может быть использована во внеурочной деятельности педагога по литературе, имеет высокую социальную значимость с точки зрения формирования у подростков национального идеала, ориентирована на старшую возрастную категорию школьников.
Глава 1. Идеал человека в древнерусской литературе.
В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек - Его создание, тварь Божия. Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.
Чем больше человек работает над этим, тем больше он как бы изнутри озаряется внутренним светом, который посылает ему Бог как свою благодать. Поэтому на иконах святых мы видим сияние вокруг их голов - золотой нимб. Человек живёт на пересечении двух миров – видимого и невидимого. Праведный, благочестивый образ жизни (особенно молитва, покаяние, пост) мог сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным.
Русская литература уже с древнейшего периода отличалась высоким патриотизмом, интересом темам общественного и государственно строительства, связью с народным творчеством. Она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы. Мы отобрали для анализа и выделения характеристики образа идеального человека следующие древнерусские тексты, а также произведения УНТ: пословицы и поговорки русского народа, былины об Илье Муромце, русские народные сказки («Конек-горбунок» в переложении П.П.Ершова), «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о житии Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Результаты исследования древних текстов отразились в таблице «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ».
Таблица 1 «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ»
Название произведения | Литературный герой | Цитатная характеристика героя | Проявившиеся черты характера |
Пословицы и поговорки русского народа | Обобщенный образ русского человека | Терпение и труд все перетрут. Мастерство везде в почете. Держись крепче сохи да бороны. Господь повелел от земли кормиться. Худое ремесло лучше хорошего воровства. Всякий дом хозяином держится. Будь малым доволен – больше получишь. Спесь в добро не вводит. Не в силе Бог, а в правде. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Русский ни мечом, ни с калачом не шутит. Век живи – век учись. и др. | терпение, трудолюбие, вера в Бога, соблюдение норм христианской морали, мудрость, любовь к Родине, стремление к самосовершенствованию, к самоанализу, честность, верность, ум и смекалка, доброта |
Былины об Илье Муромце | Илья Муромец | 1Он как выпил, Илей, пива-то яндому, От земли столб был да до небушки, Ко столбу было золото кольцо, За кольцо бы взял, святорусску оворотил… 2А он мог бы постоять один за веру, за отечество, 3Он пустил коня да богатырского 4Он просил себе тут Бога на помочь, Да и Пречистую Пресвятую Богородицу… | необыкновенная физическая сила, ловкость, удаль, вера в Бога, любовь к Родине, готовность ее защитить от захватчиков, честность, верность |
Русские народные сказки («Конек-горбунок» в пересказе П.П.Ершова) | Иван-дурак | 1У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. 2"Эхе-хе! так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, Я шутить ведь, не умею, Разом сяду те на шею. Но Иван и сам не прост -- Крепко держится за хвост. 3"Посмотри, каких красивых Двух коней золотогривых Наш дурак себе достал: Ты и слыхом не слыхал". 4"Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал". | смекалка, честность, верность, удачливость, терпение, способность выполнять «задачи царя» лучше других, доброта, мудрость, храбрость |
«Слово о полку Игореве» | 1Начнем же, братия, повесть сию От старого Владимира до нынешнего Игоря. Натянул он ум свой крепостью, Изострил он мужеством сердце, Ратным духом исполнился И навел храбрые полки свои На землю Половецкую за землю Русскую… 2Братия и дружина! Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон. Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!" 3Миновалися брани князей на неверных. Брат сказал брату: то мое, а это мое же! И стали князья говорить про малое, как про великое, И сами на себя крамолу ковать, А неверные со всех сторон приходили с победами на Русскую землю!.. 4Прыснуло море к полуночи; Идут мглою туманы; Игорю-князю бог путь указывает Из земли Половецкой в Русскую землю… | любовь к «земле Русской», готовность за нее «постоять», храбрость, мужество, способность к духовному единению в «минуту опасности», мудрость, верность, способность к самоанализу, божественное покровительство человеку «с чистыми помыслами» |
|
«Поучение Владимира Мономаха» | Владимир Мономах | 1…страх имейте божий в сердце своем… 2…не станет лениться, а будет трудиться. но малым делом можно получить милость божию... 3…иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово… господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет… | соблюдение норм христианской морали, мудрость, терпение, стремление к созидательному труду, духовная красота и гармония, стремление к самосовершенствованию |
«Слово о погибели Русской земли» | Владимир Мономах | 1О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, - всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!.. 2Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели…Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял… | любовь к Родине, желание ее защитить, понимание роли христианства в истории Руси, мужество, отвага, сила и храбрость |
«Повесть о разорении Рязани Батыем» | Евпатий Коловрат | 1О государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы богородицы, и плакал много перед образом пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу… 2И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства… 3И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин… | любовь к Родине, готовность защитить родную землю, сила и мужество, честность и верность, соблюдение норм христианской морали |
«Сказание о житии Александра Невского» | Александр Невский | 1…рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его… 2И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую… 3Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим… 4Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ… 5И никогда не было противника, достойного его в бою… | красота физическая и духовная, мудрость, сила и храбрость, вера в Бога, воинская доблесть, благородство и величие, самоотверженность, любовь к Родине |
«Сказание о Борисе и Глебе» | князья Борис и Глеб | 1Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед их послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную без порока соблюдали… 2«В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви»... | духовная и физическая красота, сила и храбрость, «мужественный ум», соблюдение норм христианства и истинная вера, трудолюбие, мудрость, доброта, терпение, смирение, праведничество |
«Житие Сергия Радонежского» | Сергий Радонежский | 1Приняв благодать рукоположения, преподобный Сергий ежедневно совершал божественную литургию, причем для всякого молитвословия являлся в церковь раньше всех. Равно как и в келейных делах, он по-прежнему продолжал служить братии: рубил дрова, носил воду, делал свечи, варил кутью… 2При таком трудолюбии, глубоком смирении и безмолвном житии он постоянно занимался чтением слова Божия и молитвой, почему Господь и удостоил его благодатных даров прозрения и чудотворения… 3преподобный ввел в своей обители странноприимство, питание нищих и подавание просящим. Странники, нищие и больные всегда находили здесь упокоение и довольство… 4Князь Дмитрий, напутствуемый молитвами преподобного, одержал знаменитую Куликовскую победу, ставшую началом освобождения России от ига татарского… 5Будучи славен высокими подвигами благочестия, преподобный был украшен еще и даром прозрения… 6Принесите мне жизнеописания древле прославленных угодников Божиих и увидим на истине, яко ни в чем не уступает он святым мужам, древле просиявшим. Ибо и сам он был подвижником благочестия, и пустыню наполнил добродетелями многих учеников своих, в посте и безмолвии просиявших… | истинная вера в Бога, смирение, праведничество, трудолюбие, доброта, милосердие, мудрость, терпение, духовная красота, любовь к России |
«Житие протопопа Аввакума» | протопоп Аввакум | 1А я говорю: "господи Исусе Христе, сыне божий, помогай мне!" Да то ж, да то ж беспрестанно говорю. Ко всякому удару молитву говорил, да осреди побой вскричал я к нему: "полно бить тово!" Так он велел перестать. И я промолвил ему: "за что ты меня бьешь? ведаешь ли?" И он паки велел бить по бокам, и отпустили. Я задрожал, да и упал. 2Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещен, на судище десныя ти страны причастник буду со всеми избранными твоими. 3Людие же бесстрашно и дерзновенно ко мне побрели, просяще благословения и молитвы от меня; а я их учу от писания и пользую словом божиим. Увы! коли оставлю суетный век сей? Воистину не знаю, как до краю доживать: добрых дел нет, а прославил бог! То ведает он, - воля ево. | праведная жизнь, вера в Бога, мудрость и терпение, стойкость и мужество, честность и верность, глубокая искренность чувств |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Петр и Феврония | 1Глагола еи юноша: "Вижу тя, девице, мудру сущу. Повежь ми имя свое". Она же рече: "Имя ми есть Феврониа. 2Она же рече: "Да приведеши князя твоего семо. Аще будет мяхкосерд и смирен в ответех, да будеть здрав!" 3Блаженныи же князь Петр, не възлюби временнаго самодержавства, кроме божиих заповедеи, но по заповедем его шествуя, держашеся сих, яко же богогласныи Матфеи в своем благовестии вещает. Рече бо, яко "иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодеинаго, и оженится иною, прелюбы творит". Сеи же блаженныи князь по евангелию сътвори: одержание свое, яко уметы, вмени, да заповеди божиа не раздрушита. 4ко всем любовь равну имуще, не любяще гордости, ни граблениа, ни богатества щадяще, но в бога богатеюще. | мудрость, глубокий ум, духовная красота, соблюдение норм христианской морали, честность и верность, милосердие, умение прощать, стойкость и мужество, любовь |
Так постепенно из века в век складывается образ прекрасного русского человека, который можно понимать как идеал. У писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное – не внешняя красота, красота тела и лица, а красота души. В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек - Его создание, «тварь Божия». Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.
национальный идеал , к которым можно отнести следующие (число упоминаний в древнерусских текстах отражено в Диаграмме № 1 Приложения):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Именно такими чертами личности обладает идеал древнерусского человека, если судить по литературным источникам того времени. Совпадает ли такой идеал с представлениями о нем современного молодого человека?
Глава 2. Представления об идеале современных старшеклассников.
Идеал человека на протяжении веков существенно менялся под действием тех или иных событий в жизни людей и страны, и я решила выяснить, каким предстаёт идеальный человек для моих сверстников, проведя социологический опрос среди 9-11 классов.
В анкетировании участвовало 34 человека, которым были предложены следующие вопросы:
- Какие из произведений древнерусской литературы Вам известны?
- Каким предстаёт, по Вашему мнению, идеал человека в этих произведениях?
- Какой человек, как Вы считаете, является идеальным в современном мире?
- Какими качествами должен обладать?
- Согласны ли Вы с утверждением, что истинная красота человека заключена в красоте его души?
- Кто из современников соответствует Вашему представлению об идеале?
- Насколько Вы соответствуете идеалу?
- Хотели бы Вы стать «идеальнее? Почему?
2.1. Выявлены слабые знания литературных произведений Древней Руси. Ученикам известны лишь два произведения того периода: «Слово о полку Игореве» и «Песнь о вещем Олеге». Следовательно, определение идеального человека у большинства связано с современным человеком, а не с историческими личностями. Более того, результаты показали в целом, что ученики смутно представляют себе понятие «идеал».
Обработав полученные данные о представлении идеала, я получила следующее соотношение (Смотри Диаграмму 2 «Приложения»):
60% опрошенных считают идеальным человеком человека честного, отважного, сильного, готового прийти на помощь нуждающимся, любящего Родину. родителей, мудрого, верного, способного к творчеству и т.д.
20% опрошенных считают, что идеален человек практичный, хитрый, умеющий адаптироваться в любой ситуации.
10% -считают идеальными людьми своих родителей, на которых можно равняться.
10%-затрудняются определить для себя понятие идеала.
2.2. Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие (Смотри «Диаграмму 3 «Приложения»):
чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%), | |
Честность и верность (60%), |
|
Мудрость(55%), |
|
Образованность (54%), | |
Предприимчивость (28%). |
2.3. На вопрос: «Насколько Вы соответствуете идеальному образу?» старшеклассники ответили следующее (Смотри Диаграмму 4 «Приложения»):
Примечательно, что при ответе на вопрос: «Хотели бы Вы соответствовать идеалу человека?» мнения респондентов распределились таким образом (Диаграмма 5):
К вопросу о причинах, по которым человеку свойственно стремление к идеалу, основные ответы сводились к следующему (Диаграмма 6):
Таким образом, можно выделить 3 уровня низший высокий наивысшее
2.4. На вопрос: «Кто из современников (и не современников) соответствует идеалу?» старшеклассники ответили (Диаграмма 7, Таблица 2):
Такой разброс мнений лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» - то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек.
Приложение.
Диаграмма 1 «Национальный идеал древнерусского человека»
Диаграмма 2 . «Соотношение идеал (60%) - антиидеал (20%) – родители как идеал (10%), затруднились ответить(10%)»
Диаграмма 3. «Признаки идеала современного молодого человека»
Диаграмма 4. «Соответствие респондентов идеалу»
Диаграмма 5. «Желание респондентов соответствовать идеалу».
Диаграмма 6. «Причины стремления человека к идеалу»
Диаграмма 7. «Ваш идеал – сущестующий человек»
Таблица 2 . «Ваш идеал – существующий человек»
Иисус Христос, основоположник христианства – 97% |
|
Мать Тереза, основательница «Ордена милосердия» - 78% |
|
Медведев Д.А., президент России – 59% |
|
Путин В.В., премьер-министр, экс-президент России – 59% |
|
Пушкин А.С., русский поэт 19 века, «золотого века русской поэзии» - 47% |
|
Ломоносов М.В., ученый и поэт, «наш первый русский университет» - 44% |
|
Леонардо да Винчи, художник и ученый, «титан эпохи Возрождения» - 34% |
|
Билл Гейтс, основатель компании «Microsoft» - 33% |
|
Сахаров А.Д., академик, физик-ядерщик, создатель водородной бомбы – 29% |
|
Михалков Н.С., русский кинорежиссер, глава «Союза кинематографистов России» - 22% |
|
Солженицын А.И., советский писатель диссидент – 21% |
|
Хаматова Чулпан, русская актриса кино и театра, основатель благотвлорительного фонда «Подари жизнь» - 18% |
|
Познер В.В., телеведущий, социолог – 16 % |
|
Сам Человек – 10 % |
Заключение.
Каждый исторический период формирует свое представление об идеале человека, который прославлялся в литературных памятниках. Идеал - это то необъяснимое, завораживающее понятие, которое не имеет стереотипа, точного определения.
Изучив содержание древнерусских текстов различных жанров, я пришла к выводу, что русский национальный идеал складывается из вполне определенных признаков , характерных типологических черт , к которым можно отнести следующие:
- Беззаветная любовь к Родине,
- Готовность «сложить голову» за нее в минуту опасности,
- Духовная красота,
- Праведничество, соблюдение норм христианской морали (почитать старшего, жить в любви и согласии и т.д.),
- Склонность к самоанализу,
- Стремление к самосовершенствованию,
- Способность к созиданию и творчеству,
- Честность и верность,
- Сила и храбрость,
- Ум и смекалка,
- Доброта и милосердие,
- Трудолюбие и усердие,
- Мудрость и терпение.
Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие:
Чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%),
Внутренняя гармония и красота (65%),
Миролюбие, милосердие, доброта (63%),
Честность и верность (60%),
Способность к творчеству (57%),
Мудрость(55%),
Образованность (54%),
Здоровый образ жизни (50%),
Умение добиваться намеченной цели (38%),
Социальная активность (34%),
Предприимчивость (28%).
Из вышеизложенных данных опроса становится очевидным то обстоятельство, что идеал современного человека по большинству параметров тождественен идеалу человека, представленному в древнерусской литературе. К новообразованиям современного идеала следует отнести умение добиваться намеченной цели, социальную активность, предприимчивость , что вполне соответствует запросам современного общества. В целом же, понятие «идеал человека» остается вне времени, постоянной единицей с «набором» лучших качеств национального характера русского человека.
По данным анкетирования старшеклассников можно выделить 3 уровня сформированности позиции, отражающей стремление к идеалу современного молодого человека: низший уровень, когда человек всего лишь хочет казаться, а не быть (тот самый «приспособленческий идеал»), высокий уровень, когда старшеклассники действительно ощущают потребность быть лучше, «идеальнее», и наивысшее проявление этого стремления – сделать МИР ЛУЧШЕ, ЧИЩЕ, КРАСИВЕЕ.
Разброс мнений учеников 9-11 классов МСОШ № 40 по вопросу о том, кто из реально существующих (существовавших) людей может считаться идеалом, лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» - то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться, что, безусловно, заложено в самой человеческой природе. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек. Потому что, как утверждал Т.Карлейль: «Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить свой идеал.»
Список использованной литературы.
- Русская литература, учебник-практикум,9 класс, изд. Мнемозина,1999.
- История русской литературы X- XVII веков, Д.С.Лихачёв, Москва «Просвещение», 1980.
- «Человек в литературе Древней Руси», Д.С. Лихачёв, изд.2-е М., 1970.
- Пословицы русского народа. В.И.Даль. Москва, «ННН»,1994.
- «Поэтика древнерусской литературы», Д.С.Лихачёв, изд. «Наука»,1979.
- «Древнерусская литература», Е. Рогачевская, изд. «Школа-пресс», 1996.
- Русская литература, Энциклопедия для детей Аванта +, Москва «Аванта +», 1998.
- Храбрые русичи. Сборник. Е.И.Осетров, Московский рабочий,1986.
Древнерусская литература занимает огромный период: от начала одиннадцатого века до конца семнадцатого. В чём же особенности древнерусской литературы:
- анонимный характер (произведении не подписывали авторы, кроме жанра жития);
- религиозный характер;
- патриотизм;
- нравоучительность.
Чему же учила древнерусская литература? Конечно, прежде всего чтить своих родителей, уважать старших, оказывать помощь нуждающимся, любить свою Родину, защищать её, быть честными, ответственными, отзывчивыми.
Нравственный облик человека в литературе Древней Руси
Разные по жанру произведения написаны в период древнерусской литературы:
- житие;
- хождение;
- сказание;
- слово;
- повесть;
- летопись.
И каждое было связано с темой нравственности. Человек учился на примерах из литературы, как поступать нужно, а как нет. Вспомним «Повесть о Горе-Злосчастье». Юноша просит у родителей своё наследство и уходит от них, чтобы начать самостоятельную жизнь. По дороге встречает «друзей», которые его хвалят, шутят с ним. Казалось бы, в этом и счастье. Но, как только заканчиваются все деньги, мнимые друзья пропадают. Юноша один. Горько и одиноко ему. Идёт он по дороге, думает, что теперь делать. К родителям ведь стыдно возвращаться. Вдруг слышит звон колоколов. Сворачивает к храму, молится, осознаёт свои грехи и всё же решает вернуться домой, где его, конечно, простят. Вот так показан в литературе пример безнравственного поступка молодого человека и путь его исправления. Человек, верующий в Бога, обладает нравственными качествами.
В «Слове о полку Игореве» князь Игорь, желая доказать, что не трус, отправляется с небольшим войском против половцев, но терпит поражение. Под удар попала вся Русь. Половцы грабят, убивают людей, жгут деревни. Игорь искренне раскаивается, просит прощение у Святослава. Да, плохо поступил Игорь, но нам он симпатичен, потому что сделал это не специально. А его раскаяние говорит о том, что он добрый и отзывчивый человек, просто запутался и хочет всё исправить.
Урок – исследование по древнерусской литературе на
Тему: «Нравственный облик человека в древнерусской литературе».
(урок составлен Балабаевой С.И., учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 1" и проведен 24.10. 2012 года).
Технологическая картина к уроку:
Информационные технологии, ИКТ;
Технология воспитания духовной культуры;
Личностно – ориентированные технологии;
Технология педагогического сотрудничества.
Методы обучения:
Метод творческого чтения;
Иллюстративный метод;
Эвристический метод;
Поисковый метод;
Метод анализа и синтеза.
Цели урока: формирование навыков анализа прочитанных произведений с учетом этико – эстетического воспитания личности.
Образовательные:
Продолжить знакомство учащихся с мировоззрением людей эпохи Древней Руси;
Выявить главные христианские заповеди изучаемых произведений.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся;
Продолжить формирование умений анализа художественного произведения;
Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные:
Привлечь учащихся к раздумьям над художественным текстом;
Воспитывать милосердие, доброту, сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам, любовь к своему отечеству;
Содействовать формированию представления о нравственном идеале героя древнерусской литературы.
Оборудование урока:
Выставка репродукций;
Аудиозапись древнерусского текста;
Компьютерная презентация к уроку;
Проекты учащихся.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя на фоне записи песни «Россия моя, купола золотые». (слайд №1)
Многие из вас, ребята, были в церкви, окунались в святую тишину и спокойствие, всматривались с интересом в лики святых, изображенных на иконах.
Мы часто стали такие выражения: «Святая Русь», Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся этих словах…
В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку мы взяли слова известного академика Дмитрия Сергеевича Лихачева /обращение к эпиграфу/.
(слайд №2)
Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших дальних предков – предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, их заботам о благе Родины.
Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Прошлое должно служить современности.
Д.С. Лихачев.
Как вы думаете, ребята, какова же цель нашего урока?
(сформировать представление о нравственном облике героя древнерусской литературы).
А какие задачи нужно для этого решить?
(Вспомнить изученные ранее произведения древнерусской литературы и проанализировать их с точки зрения выяснения их мировоззрения, определенных черт характера и поступков, понять, какие же нравственные заветы (завещания) оставили нам авторы этих произведений).
Ответить письменно на вопрос: «Какими же были они, герои древнерусской литературы»?
Какие темы были самыми важными в древнерусской литературе?
(Тема Родины и тема нравственного совершенствования человека – важнейшие темы древнерусской литературы).
А что такое, ребята, нравственный облик?
(это внутренний мир человека, его духовность, нравственность.
Именно они и определили те произведения, которые вы выбрали для исследования и работы над своими проектами.
О чем же вам рассказали старые мудрые книги?
(слайд № 3)
Наизусть один из учеников читает отрывок о пользе книжного учения.
Нельзя забывать и о том, что литература того времени базировалась на системе религиозных представлений о мире, ее отличала высокая духовность. Жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственности человека было главной задачей древнерусской литературы.
С какого произведения вы хотели бы начать наш сегодняшний разговор?
(ребята представляют по очереди свои проекты).
К слайдам по «Поучению Владимира Мономаха».
Поучение Владимира Мономаха – нравственный завет (завещание) потомкам.
Какие нравственные ценности восхваляет Мономах?
(слайд №)
Какие советы вам кажутся полезными и в наше время?
(сделать акцент на милосердии).
Как вы думаете, проявляют ли люди милосердие в наше время?
Поучение Владимира Мономаха свидетельствует о высоком уровне развития учительной прозы Киевской Руси. В советах, которые князь перед смертью давал сыновьям и «иным, кто прочтет», отразился не только его опыт как государственного деятеля того времени, опыт политика и полководца, но и его литературная образованность, его представления о нравственном облике христианина.
Жемчужиной древнерусской литературы по праву называют «Повесть о Петре и Февронии Муромских», созданную в конце 40-х годов XVI века писателем и публицистом псковским священником Ермолаем. Фамилия его до нас не дошла, известно только, что приняв монашество, он получил имя Еразм, что в переводе с греческого означает «прегрешный».
(Слайды по «Повести о Петре и Февронии Муромских»).
Каков жанр этого произведения?
(Житие – один из основных этических жанров древнерусской литературы).
(Кротким, смеренным, глубоко верующим человеком).
Какие черты настоящего мужского характера проявляет Петр, по мнению Февронии?
(мужество, добросердечие, кротость, смелость).
Приведите примеры из текста (сочувствие к беде, желание ему на помощь, со змеем).
В каком поступке проявилось кротость, смирение князя?
(в женитьбе на Февронии).
Сразу ли Петр принял решение жениться на Февронии?
(нет, он пренебрег условием, выдвинутым Февронией, обличив тем самым свое тщеславие и гордыню, считавшуюся самым смертным грехом, за что и был снова наказан Богом – вновь пошли у него по телу струпья, за что автор и осуждает Петра.)
А какое впечатление произвела на вас Феврония? О каких душевных качествах простой крестьянской девушки автор говорит в Повести?
(ум, душевная красота, нестяжание (не приняла его даров), милосердие, верность в супружеской жизни).
Чем же была вызвана неприязнь бояр и их жен к новой княгине?
(злоба, зависть, чванливость, корысть).
Понравилась ли вам Феврония?
(Да, почему?) (мудростью, добросердечием, смирением, милосердием).
Ценятся ли эти качества в современное, наше время?
О чем вас заставила эта повесть задуматься?
Д.С. Лихачев писал: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа – князя Петра ».
Но особого внимания, ребята, заслуживает «Сказание о Борисе и Глебе», автором которого является Нестор.
(слайды + сообщение ученика по слайдам)
(Распечатанный текст на партах учащихся) Это произведение для внимательного чтения, поэтому в нашу хрестоматию по литературе оно не включено.
Борис и Глеб – князья, сыновья Владимира, крестившего Русь, стали мучениками, «кроткими и многомилостивыми», «блаженными страстотерпцами» , приняв смерть от старшего брата своего Святополка, прозванного в народе Окаянным.
Далекие и непонятные слова… Может быть, вчитавшись в текст жития этих святых, мы не только дадим ответ на этот вопрос, но и поймем, какой смысл вкладывался в извечные для нашего народа нравственные ценности в ту давнюю эпоху.
Давайте вместе с вами попробуем выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба».
(Слайд с Борисом и Глебом).
Почему князь Владимир горячо любил своих младших сыновей?
Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)
Почему он замыслил погубить братьев?
Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается ее избежать?
Не оказывает сопротивление Святополку?
(Старшинство – безусловная ценность для человека того времени).
С именем Христа он спокойно принимает смерть.
Чем вызвана расправа Святополка над Глебом?
Как погибает Глеб?
Найдите в тексте слова: «И когда понял Глеб, что его хотят лишить жизни, хлынули слезы из глаз его, и взмолился со слезами к убийцам своим».
(слайд) «Не трогайте меня, братья мои милые! Не трогайте меня, ибо я не сделал никакого зла вам… Если есть какая обида, ведите меня к князю вашему, а моему брату и господину. Сжальтесь над юностью моею, сжальтесь, господа мои!... Не срезайте колоса, еще не поспевшего, не губите лозы, еще не возросшей. Не убийство это будет, но сырорезанье!»
(эта мольба – самое проникновенное место во всей древнерусской литературе).
Как сложилась дальнейшая судьба Святополка?
(умер бесславно).
Какую роль сыграли Борис и Глеб в русской истории?
Почему благоверных князей Глеба и Бориса называют еще страстотерпцами?
(терпеть страсть, кротко сносить физические муки).
«С того времени – пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.
В 1072 году Борис и Глеб были канонизированы, т.е. выведены в ранг святых.