Крестовоздвиженский иерусалимский монастырь. Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь Крестовоздвиженский монастырь домодедовский
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь — действующий ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Я посетил его в первый раз только в этом году, и он сразу стал одним из самых моих любимых монастырей Москвы и Подмосковья.
Как доехать. На автомобиле: со Старого Каширского шоссе на развязке сразу после МКАД на шоссе в аэропорт Домодедово, на развязке через 9 км левый поворот по указателю «Детский реабилитационный центр», далее 1 км до с. Лукино. На автобусе: м. Домодедовская, далее авт. 404, 510 до ост. «Детский санаторий»
В середине 19-го века известная помещица Александра Головина, овдовев и потеряв свою единственную 15-летнюю дочь, подарила всё своё имение в селе Лукино, а это более 500 гектаров земли, женской православной общине, для того, чтобы здесь молились об упокоении душ её мужа и дочери.
Женскую общину с богадельней преобразовали в женский монастырь по указу митрополита московского Филарета в 1887 году. Сразу же после революции обитель была разорена, и с 1921 года вместо детского приюта для девочек, тенистого парка и фруктового сада, пасеки и иконописной мастерской возникли - табачная фабрика, общежитие, кинотеатр.
Вознесенский храм монастыря - самый большой и самый молодой. Его начали восстанавливать в 1979 году перед Олимпиадой. Но не для того, чтобы вернуть церкви, просто художники нашли причину для реставрации. Купола этого собора были ориентиром для возвращавшегося с охоты Ленина, который жил здесь недалеко в Горках.
А потом в соборе расположились кинотеатр и столовая, местные рабочие приглашали сюда девушек на танцы или на просмотр фильмов, у них вычитали для этого два рубля из зарплаты. По тем временам хорошие деньги, на них нормально можно было попраздновать, и люди толпами приходили в храм.
Главная святыня монастыря, Иерусалимская икона Божьей матери, находится сегодня в Иерусалимском храме. Икона эта была подарена обители митрополитом Филаретом Московским, а после закрытия и разграбления монастыря она стала поддоном для угля. Потом её решили и вовсе сжечь.
Когда икону понесли на костёр, одна женщина по имени Анастасия распростёрла руки и закричала: "И меня тогда вместе с иконой в костёр!" И что-то произошло, казнь отменили, и икону, которую во время крёстных ходов несли 10-12 человек, эта женщина и двое ребятишек положили на сани и отвезли в село Мячково, где она хранилась 50 лет до её возвращения в монастырь.
К этой иконе всегда приходили тысячи и тысячи верующих. В 1866-ом году она остановила эпидемию холеры. В октябре 2002-го года в восстановленном монастыре патриарх московский и всея Руси Алексий II перед ней молился об освобождении заложников на Дубровке.
На фото ниже мы видим Крестовоздвиженскую церковь. Она расположена в самом конце монастыря, но до неё обязательно надо дойти. Храм имеет очень странный, непривычный фиолетовый цвет, но смотрится великолепно. Сразу за ним начинается склон холма.
Тут попадаются паломницы. Вот эта - моя личная. Она каким-то образом умудрилась надеть юбку точно под цвет стен храма, видимо, ей был голос свыше.
С вершины холма, на котором стоит монастырь, открывается великолепный вид. Вдалеке мы видим Храм Воскресения Словущего в селе Колычево, мы туда тоже заехали, но это тема для отдельного поста.
Да, кстати, перед посещением обители я как всегда быстро проглядел о ней информацию в Интернете. И пришёл в ужас. Говорят, здесь не просто строжайше запрещено фотографировать, но люди с фотоаппаратами обязательно должны дать письменное заявление, что снимать не будут. Что с ними сделают в случае нарушения, я даже боялся подумать.
Поэтому я шифровался как Штирлиц. Аппарат держал в сумке, а снимал из-за деревьев и кустов, сливался с травой, прикидывался монашкой, при встрече с людьми начинал распевать "Сердце красавицы", но никто даже внимания не обратил. Уже на выходе я с изумлением не обнаружил среди объявлений даже намёка на такой запрет. Зачем я партизанил?
Вот такие стога с дровами (как они правильно называются-то?) напомнили мне столь любимую мной Прибалтику, и особенно Пюхтицкий монастырь, где я видел точно такие же.
Вот это здание называется "Староигуменский корпус".
Ниже мы видим храм Иерусалимской Божией Матери, в котором и хранится главная святыня обители.
А вот это - Архиерейский домик. Он как-то не вяжется с остальными постройками монастыря и похож на коттедж зажиточного селянина. Зайти в него, естественно, нельзя.
Маленькая деревянная звонница. Названия её я не знаю. Вокруг неё сплошные лавочки и играют дети.
Кроме маленькой звонницы есть и большая колокольня. Она "большая" только по местным меркам, высота её около 26 метров. По сравнению с громадной 93-метровой колокольней Николо-Унрешского монастыря, который расположен неподалёку, она просто крохотная, но мы ей залюбовались.
Монастырь имеет две стены, одна, кирпичная, внутри другой, белой. Кирпичной стеной огорожен сам исторический монастырь, а между ним и белой находится гостиница, трапезная, аллеи и всякие спортивные сооружения. Вплотную к обители примыкает Реабилитационный центр "Детство", в который не попасть.
Хозяйство в монастыре ведётся очень грамотно, это сразу видно. В трапезной продаётся козий и обычный сыр, мёд, всякие сметаны, а при входе в обитель - почему-то сало. Здесь мы видим местных обитателей. Козочка с удовольствием и очень приветливо позирует мне.
А вот огромный, размером с пони, козёл нас просто нагло проигнорировал, и сколько я его не дразнил, даже головы не повернул. Но спасибо хоть, что в драку не кинулся. Козлы, они такие.
А вот трапезная для паломников. Очень вкусно, очень дёшево, готовит беженка с Украины. Кто мне недавно говорил, что в православных монастырях мяса в трапезных не дают? Дают! Мы съели по мясной и рыбной котлете, вздохнули, и взяли ещё по одной. Домашние котлеты - объедение. А ещё там дают душистые мясные щи, как говорит хозяйка, "шчи".
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь - это место, где душа отдыхает и набирается сил. В нём нет суеты, в нём нет великодержавной злобы, нет ничего лишнего. Это правильный монастырь, здесь готовятся не к войне со всем миром, а к жизни вечной.
Fais se que dois adviegne que peut.
Другие монастыри:
1. Нижегородская еп., в Нижнем Новгороде. История его восходит к XIV в. Он совмещал в себе три женских монастыря, существовавшие прежде в Нижнем: Зачатиевский, основанный (в 1355 - 65) супругой кн. Андрея Константиновича Анастасией Ивановной, Воскресенский, неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ Волги, но по причине тесноты в 1815 перенесен на новое место. Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня был построен в 1814 -23.
С.В. Булгаков
2. Тульская еп., в Белёве. Основан в 1625; в 1764 упразднен; в 1768 восстановлен. Здесь находилась местночтимая икона Божией Матери «Троеручицы». Монастырю принадлежали две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII в., и Боголюбская, построенная в 1839, где находилась древняя чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершался из монастыря крестный ход.
С.В. Булгаков
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
- - Владикавказская еп., в г. Кизляре, Терской обл. Основан в 1736 игум. Даниилом, родом из грузинских князей. Сначала был мужским, но в 1908 обращен в женский...
Русская энциклопедия
- - в г. Москве. В XV столетии на месте монастыря находился дом одного из потомков именитой фамилии кн. Хавриных, Вл. Гр. Хаврина, любимца вел. князя Василия Темного...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Владикавказская еп., в Пятигорском у., близ ж.-д. станции Хасавюрт. Учрежден в 1885...
Русская энциклопедия
- - Омская еп., при церкви на Святом Ключе, близ Старо-Семипалатинского поселка, Семипалатинской области. Учрежден в 1912 из женской общины, основанной в 1906...
Русская энциклопедия
- - Волынская еп., близ г. Дубно. Основан в к. XIV в. Здесь 20 лет подвизался прп. Иов, отстаивая права православных против козней иезуитских, пока не удалился, наконец, в Почаевскую обитель...
Русская энциклопедия
- - Полтавская еп., на высокой лесистой горе, у берега р. Ворсклы, возле Полтавы. Основан в 1650. В 1695 был опустошен татарами; в 1709 подвергся разорению от шведов...
Русская энциклопедия
- - в гор. Вязьме, Смоленской губ. На месте мон. в XI веке жил преп. Аркадий. В 1661 основан мужской мон., не существовавший уже в XVIII ст. В 1780 образовалась здесь община из упраздненного Ильинского мон. в Вязьме...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - из-за Петровских ворот, в Пскове, сгорел в 1561 г., был возобновлен, после издания новых штатов 1764 г. упразднен, а церковь с 1786 года приписана к Покровской...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - ныне приходская церковь Знамения Богородицы в г. Суздале, Владимирской губ. Существовал в XIII стол.; в 1237 г. был разрушен Батыем; был возобновлен, но существовал недолго...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - основан в 1864 г., с приютом при нем для воспитания сирот православного духовенства и дочерей состоящих на службе в том крае недостаточных русских чиновников...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - в 4 в. от Новгорода, на берегу р. Волхова. Осн. в 1335 г. Церковь 1700 г. При м-ре училище для девиц духовного звания основанное митроп. Исидором...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Енисейской губ., Красноярского у., в 45 в. от Красноярска; образовался в 1888 г., из женской общины, устроенной, незадолго перед тем, при церкви З. коноваловского завода...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - женский, единоверческий, 3 класса - Нижегородской губернии, Семеновского уезда. С 1849 по 1856 г. существовал под именем общины, переустроенной из раскольскита Спасова согласия...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Разг. Шутл. О месте, где живут или работают только женщины. Николай вспомнил, как познакомился он с Мариной...
Фразеологический словарь русского литературного языка
- - 1. Разг. Шутл.-ирон. О месте, где живут или работают только женщины. Ф 1, 303. 2. Жарг. студ. Шутл.-ирон. Педагогический институт, университет. . 3. Жарг. арест...
Большой словарь русских поговорок
"КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ женский монастырь" в книгах
Женский монастырь
Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин ЯковлевичЖенский монастырь Слышал по радио интервью с настоятельницей женского монастыря, расположенного вблизи Вышнего Волочка.У святой обители множество проблем. Одна из первоочередных задач - выселение с монастырской территории воинской
Матренинский женский монастырь
Из книги Записки старого чекиста автора Фомин Федор ТимофеевичМатренинский женский монастырь Летом 1920 года на Украине чекистам вместе с частями Красной Армии пришлось вести упорную борьбу против бандитов, шайки которых, состоявшие главным образом из кулаков, грабили население, убивали коммунистов, работников советского аппарата,
Из книги автораАлексеевский женский монастырь Вчера до ночи просидел я на кладбище, все смотрел вокруг себя; полустертые слова я разбирал… М. Ю. Лермонтов Алекссевский женский монастырь был основан в 1360 году митрополитом Киевским и Владимирским Алексеем. За более чем 600-летнюю историю
Алексеевский женский монастырь
Из книги автораАлексеевский женский монастырь Вельтман Александр Фомич (1800–1870) – писатель, поэт, драматург и археолог, директор Оружейной палаты в КремлеВигель Филипп Филиппович (1786–1856) – бессарабский вице-губернатор, тайный советник, автор «Записок»Корнильев (Карнильев) Василий
1.4.3. Женский монастырь в Суздале
Из книги Советское биологическое оружие: история, экология, политика автора Фёдоров Лев Александрович1.4.3. Женский монастырь в Суздале Биологический отдел НИХИ был чрезвычайно опасен для большого города - Москва была совершенно не готова к встрече с агрессивными штаммами опаснейших инфекций. А работать с бактериями чумы и холеры посреди Москвы все-таки тогда не
Покровский женский монастырь
Из книги Места силы автора Комлев Михаил СергеевичПокровский женский монастырь В Свято-Покровском женском монастыре находятся мощи святой блаженной Матроны Московской и чудодейственная икона с ее изображением. Паломники из разных стран мира прилетают в Москву, чтобы посетить Покровский женский монастырь. Независимо
Покровский женский монастырь
Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман АлексеевичПокровский женский монастырь Находится неподалеку от Таганской площади.Имеет мощную социальную, религиозную и этническую окраску.С 1998 г. в монастыре покоятся останки блаженной Матроны Московской. Матрона Дмитриевна Никонова (1885–2.05.1952) от рождения слепая, а
Крестовоздвиженский монастырь
Из книги Сторожи Москвы автора Молева Нина МихайловнаКрестовоздвиженский монастырь Рече же воину смерть: «пришла если к тебе, а хощу тя взяти», рече же ей удалый воин: «аз же слушаю тебе, а тебе не боюся». Повесть и сказание о прении живота с смертью о храбрости его и о смерти его. По списку 1620 г. Обитель была упразднена так
Крестовоздвиженский монастырь
Из книги Тайны московских монастырей автора Молева Нина МихайловнаКрестовоздвиженский монастырь Рече же воину смерть: «пришла если к тебе, а хощу тя взяти», рече же ей удалый воин: «аз же слушаю тебе, а тебе не боюся». Повесть и сказание о прении живота с смертью и о храбрости его и о смерти его. По списку 1620 г. Обитель была упразднена так
ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир АлександровичЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В годы Гражданской войны игуменья Руфина попыталась основать здесь женский монастырь. Она была настоятельницей женского монастыря в Чердыни, когда вихрь войны подхватил ее и перенес с насиженного места на Дальний Восток. Сначала игуменья поселилась
Крестовоздвиженский женский монастырь
автора Мудрова Ирина АнатольевнаКрестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была
Мироносицкий женский монастырь
Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина АнатольевнаМироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением
Знаменский женский монастырь
Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина АнатольевнаЗнаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой,
Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь
Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина АнатольевнаПолтавский Крестовоздвиженский женский монастырь Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, д. 2а.Основан в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока – небольшой речушки Полтавки.
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ШЕВЕТОНИ
Из книги 100 великих монастырей автора Ионина НадеждаКРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ШЕВЕТОНИ Основатель этой обители - отец Ламбер Бодуэн - родился в 1873 г. в Варемме (провинция Льеж). В 1906 г. он решил посвятить себя монашеской жизни и поступил в монастырь Мон-Сезарн (в Лювене), а уже через три года основал Литургическое
Всего 88 фото
Всегда не просто рассказывать об обителях с их незатейливой тихой и смиренной историей. Не было здесь ни сборов войск на Куликовскую битву, ни ярких чудес с явлением Богородицы или иных почитаемых святых, но случилось здесь нечто другое - простой человеческий духовный подвиг, явление миру монастыря, что стал почитаемым благодаря скромным и чудесным людям, что жертвовали и отдавали свое имущество на появление и процветание в этих местах святой обители, где в начале XX века весь этот откровенный духовный процесс стал принимать истинно народную форму.
Мы с вами совершим именно такое же камерное паломничество в этот монастырь… Монастырь женский и строгий, как я понял из предварительных отзывов о нем. Некоторые побывавшие здесь отмечали категорическое неприятие фотографирования на территории монастыря. Поэтому я изначально готовился к проблемам со съемками. Однако, удивительным образом, все обошлось, я не встретил здесь ни одного окрика или сделанного мне строго замечания. Всё-таки в Московской области гораздо легче с этим, нежели в самой Москве.
К этому материалу я предлагаю отнестись по-разному, исходя из желаемого. Если интересна история монастыря, напоминающая мирную подвижническую жизнь смиренного и набожного человека, совершающего тихий молитвенный подвиг, вам будет любопытно сочетать информацию, визуальный ряд этих святых мест и вчувствоваться в местный контекст. Если же Вы хотите прогуляться и просто осмотреться, посетив интересное место - вы можете пропустить исторический текстовый материал, как это делают многие и, просто, попробовать влиться в это умиротворенное и полное принятия «намоленное» место - в своих фотографиях я попытался передать этот незримый шёпот присутствия здесь Святого Духа и истинной легкой гармонии… По ходу я буду рассказывать и о своих впечатлениях и ощущениях…
Все изначально было крайне просто и незатейливо. В 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Она ничем не отличалась от многих подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями" просуществовав в таком виде около 20 лет. Все изменилось, когда с 1855 года богадельне стал активно помогать крестьянин Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. Это был необычный человек. В возрасте 34 лет он оставил свою работу (московского извозчика) и принял на себя нелегкий подвиг юродства…
Монастырь находится совсем недалеко от Москвы, по дороге в аэропорт Домодедово. На автомобиле можно доехать от МКАД минут за пятнадцать без особых забот.
02.
Святые врата Крестовоздвиженского монастыря.
03
04.
05.
Территория монастыря обширная. По старой длинной парковой аллее направляемся к монастырю. Здесь, мгновенно, меняется ощущение - все мирское спадает и тебя охватывает какое-то забытое чувство "отдохновения".
06.
Это монастырская гостиница. Она качественно отреставрирована и выглядит как сказочный игрушечный домик в окружении старых парковых елей.
07.
08.
Когда-то здесь была кленовая аллея, вырубленная в годы строительства коммунизма...)
Вот и сам Крестовоздвиженский монастырь...
09.
Монастырские стены, сторожевая башня и колокольня были снесены и являются "новоделом", но на это не обращаешь особого внимания..., а сердце замирает в предвкушении новых впечатлений...
10.
11.
12.
Вот мы и на территории монастыря. Здесь тихо, спокойно, ты попадаешь как будто в другой мир, мир красоты, смирения и гармонии... Однако, продолжим наш исторический экскурс.
13.
Как-то Иван Степанович заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. Там он познакомился с юродивым Филиппом, который по благословению митрополита Филарета проживал в знаменитом Гефсиманском скиту лавры. Подвиг юродства и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве, носил вериги, терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил в духовном подвиге.
14.
15.
Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету, который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым. Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтыря по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто отказывал блаженному. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемого Псалтыря, что и стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь. Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему. На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.
16.
Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году и осмотрев богадельню, он сказал так: "…Здесь не богадельня, а монастырь!". И эти слова оказались пророческими.
17.
Через 5 лет, в 1865 году, благодаря ходатайству Филарета богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - блаженный Иван Степанович. Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего Крестовоздвиженского монастыря. При жизни Ивана Степановича богадельня почти ни в чем не нуждалась, так как московские купцы, знавшие его лично, охотно жертвовали на нее деньги, но со смертью блаженного община стала испытывать серьезную нужду...
В 1869 году в жизни общины происходит очень важное событие. В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась с этой сокровенной просьбой к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных. Из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер и были выполнены и многие работы по обустройству на новом месте.
18.
Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову). В 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский.
19.
На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне и стала именоваться и община - Крестовоздвиженской. Мы еще внимательно осмотрим эту церковь немного позже...
Со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для общины, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового - в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу - он на нижнем фото слева.
Теперь именно здесь, в храме, и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемый Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.
22.
Церковь небольшая, трогательная и вызывает самые теплые бессознательные чувства...
23.
24.
25.
Я зашел в церковь и не стал там снимать не потому, что в этом храме были две строие монахини в черном, чьи взгляды я ощутил даже не поднимая на них глаза, а потому, что Храм, по-хорошему, сразу поглотил меня полностью. Я как будто был охвачен нежными волнами тепла и любви, что изливались в храме отовсюду, и это не просто слова, а как раз те самые чуткие и яркие реальные ощущения. И поэтому снимать внутри храма сразу расхотелось, но хотелось как можно сильнее впитать это неповторимое чу́дное ощущение пребывания в святом месте...
26.
Солнце зашло за облака... Я обошел храм Иерусалимской Божией Матери, чтобы снять его со всех необходимых ракурсов.
27.
28.
29.
30.
31.
За храмом обширная территория. В этом двухэтажное здании, кстати, находились в свое время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.
32.
В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг - настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды. За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.
Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нового стиля) 1887 года.
Постепенно интерес к монастырю со стороны окружающих возрастал, количество желающих помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев.
При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня чаяниями московского мещанина Василия Федоровича Жолобова, кто финансировал строительство Вознесенского собора и лично им руководил.
34.
К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили уже к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. Строительство собора было закончено уже при другой настоятельнице - игуменье Нине (Евстафьевой).
35.
15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года. Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется "Васильевским".
36.
37.
Собор сейчас закрыт.
В 1906 году игуменьей монастыря стала монахине Маргарита (Петрушенкова). Она была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой). При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.
38.
Рядом с Вознесенским собором и храмом Иерусалимской Божией Матери установлен поклонный крест, в память о всех почивших насельницах обители...
39.
40.
Очевидно, в это время, был какой-то церковный праздник и повсюду были развешены вот такие флажки с надписями о вере и боге...
41.
42.
43.
Возле западных ворот обители находилась колокольня, построенная в 1874 году (была разрушена в советское время и восстановлена). Была она тогда невысокой - 37 аршин, но удивительно красивой. Святые врата в ней были искусно расписаны "в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители". На колокольне размещалось 10 колоколов. Они издавали благо звучный, чистый звон, который был хорошо слышен далеко окрест. Самый большой из них был весом 308 пудов.
44.
45.
При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.
46.
Вознесенский собор, о котором было уже рассказано выше, захватывал все мое воображение и не отпускал от себя, хотелось смотреть и смотреть, впитывать и впитывать его совершенное ощущение масштабного и стремительного Вознесения...
47.
48.
Это уже Южные врата Вознесенского собора.
49.
50.
51.
52.
53.
Староигуменский корпус
55.
В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.
57.
В центре монастырской территории находится пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.
58.
59.
Архирейский домик. Он больше
похож на современный усадебный коттедж и смотрится как-то чуждо.
60.
Крестовоздвиженская церковь находится в самом дальнем углу монастырской территории - у Восточных ворот обители... Ее можно даже и не заметить, находясь у Вознесенского собора, поэтому будьте внимательней...
61.
Храм необычный, возывышенный и сразу легко "ложится на́ душу".
Его лилово-фиолетовые цвета фасада впечатляют своей необычной цветовой гаммой.
62.
Храм при Головиных вмещал до 50 человек, но его перестроили в свое время для нужд монастыря и он теперь может принять до 500.
Дата публикации или обновления 15.12.2017
Адрес Крестовоздвиженского монастыря:
142031, Московская область, Домодедовский район, пос. Лукино
Как проехать к Крестовоздвиженскому монастырю
на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала на электропоезде до станции «Домодедово», маршрутное такси № 871 до монастыря; от станции метро «Домодедовская» автобусом, следующим в аэропорт до остановки «Санаторий», далее 15 минут пешком.
Подробный рассказ о поездке в Видное , и в том числе в Лукино в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь.
Сайт Кресто-Воздвиженского Иерусалимского монастыря
: http://krest-mon.ru
Посмотреть на карте яндекса:
Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь в Лукино.
История Крестовоздвиженского монастыря.
Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра села Ям , была устроена богадельня для лиц женского пола. Точное число живших в ней неизвестно, но можно предположить, что их было от 10 до 15 человек. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями".
В таком виде она просуществовала около 20 лет. С 1855 года богадельне стал активно помогать крестьянин Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. Это был необычный человек. В возрасте 34 лет Иван Степанович оставил свою работу (а был он московским извозчиком) и принял на себя подвиг юродства. Случилось это так. Иван заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. За время своего паломничества он познакомился с юродивым Христа ради Филиппом, который по благословению митрополита Филарета (Дроздова) проживал в знаменитом Гефсиманском скиту лавры, а затем для большего уединения поселился в ветхой необитаемой сторожке, находившейся позади скита в густой лесной чаще.
Подвиг юродства Христа ради и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве , носил вериги , терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил подвижническую.
Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету , который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым.
Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтири по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто ему отказывал. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемой Псалтыри, что стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь.
Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему.
На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.
Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году, осмотрев богадельню, он сказал так: "Здесь не богадельня, а монастырь!". Эти слова оказались пророческими.
Иерусалимская икона Божией Матери, присланная в благословение богадельне Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).
Через 5 лет, в 1865 году, благодаря его ходатайству богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - Иван Степанович.
Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего монастыря.
При жизни Ивана Степановича богадельня почти ни в чем не нуждалась, так как московские купцы, знавшие его лично, охотно жертвовали на нее деньги, а со смертью блаженного община стала испытывать нужду... Но неисповедимы пути Промысла Божия. В 1869 году в жизни общины происходит очень важное событие.
В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету , который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.
Для устройства на новом месте требовалось много сил. Поэтому Параскева Родионовна Саватюгина попросила епархиальное начальство назначить попечителем общины ее племянника, московского купца Егора Федоровича Саватюгина. С его помощью из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.
Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову) (в 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский).
Прибыв на новое место, сестры начали обустраиваться.
На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община - Крестовоздвиженской.
Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Теперь именно здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.
В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг - настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды.
За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.
Постепенно интерес к общине со стороны окружающих возрастал, количество желающих помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев. На свои собственные деньги, заработанные тяжелыми и праведными трудами, простой крестьянин Сергей Тихонович Сорокин строит обширную трапезную для Крестовоздвиженского храма. Кладка пристройки была доведена почти до окон, когда Сергей Тихонович скончался. Стройку приостановили на три года, пока не нашелся новый жертвователь - московский купец Дмитрий Михайлович Шапошников, который и достроил трапезную.
Монахине Павле в то время было уже около 90 лет, и она подала прошение об увольнении ее на покой.
В 1886 году в управление общиной была назначена монахиня Московского Страстного монастыря Евгения (Виноградова). Она имела за плечами 30-летний опыт монашеской жизни и ревностно принялась за преобразование общины в монастырь.
При содействии княгини Марии Яковлевны Мещериной были устроены церковно-приходская школа с приютом на шесть девочек-сирот и больница на пять кроватей. На территории общины имелся свой аптечный огород, своя аптека. Сестры сами делали лекарства не только для себя, но и для окрестных жителей. Они ходили по селам и деревням, обстирывали немощных, разносили больным лекарства и еду. Была открыта богадельня для немощных стариц из числа сестер.
Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года.
При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.
Вскоре после этого разговора монастырь посетил московский мещанин Василий Федорович Жолобов. Его поразило, что в праздничные дни Крестовоздвиженская церковь не может вместить всех молящихся. Василий Федорович предложил игуменье Евгении 10 тысяч рублей на начало строительства соборного храма. В 1889 году епархиальным архитектором С. В. Крыгиным был подготовлен проект, а весной 1890 года состоялась закладка собора. В. Ф. Жолобов ежегодно выделял определенную сумму из своих доходов, а впоследствии всю организацию работ по строительству храма взял в свои руки, при этом сам закупал материалы, нанимал рабочих и производил с ними расчет.
Главным образом благодаря его стараниям, к лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители.
Строительство собора было закончено уже при другой настоятельнице - игуменье Нине (Евстафьевой). (После 7 лет неусыпных трудов монахиня Евгения была переведена настоятельницей в Московский Вознесенский женский монастырь в Кремле.)
15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.
Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется "Васильевским".
После игуменьи Нины, умершей в 1900 году, настоятельницей монастыря стала монахиня Александра (Егорова). Обновив Крестовоздвиженскую церковь, она ушла на покой, а посох игуменьи в 1906 году перешел к монахине Маргарите (Петрушенковой). Монахиня Маргарита была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой).
При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.
Помимо перечисленных и описанных выше храмов и зданий монастыря, на его территории располагалось много других построек.
Возле западных ворот обители находилась колокольня, построенная в 1874 году (разрушена в советское время). Была она невысокой - 37 аршин, но удивительно красивой. Святые врата в ней были искусно расписаны "в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители". На колокольне размещалось 10 колоколов. Они издавали благо звучный, чистый звон, который был хорошо слышен далеко окрест.
Самый большой из них был весом 308 пудов.
Для размещения сестер и разных монастырских нужд имелись отдельные здания.
Трапезный корпус, как уже говорилось, перенесли в Лукино из села Старый Ям при переходе общины.
В корпусе, расположенном за Иерусалимским храмом и тоже двухэтажном, находились одно время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.
При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.
Дом настоятельницы монастыря первоначально был деревянный, одноэтажный. В мае 1910 года при игуменье Маргарите провели закладку нового каменного двухэтажного дома. На первом этаже в двух больших комнатах размещались рукодельная и белошвейная мастерские, а остальные предназначались для жилья сестер. Верхний этаж занимали настоятельские кельи.
В западной части монастыря, недалеко от нового дома настоятельницы, стояла деревянная двухэтажная монастырская церковно-приходская школа, где обучалось около сорока девочек. На втором этаже был приют для шести сирот, живших на полном монастырском содержании. (Здание школы построили в 1889 году при игуменье Евгении.)
Кроме перечисленных строений в пределах монастырской ограды было еще семь отдельных домиков, выстроенных на средства проживавших в них сестер. У южной стены монастырской ограды, по склону горы, находилась пасека. В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.
За монастырской оградой располагались дома причта и хозяйственные постройки. Напротив Воздвиженского храма и восточных ворот монастыря - помещение для священника и дьякона. Второй монастырский священник, который был назначен в 1904 году, жил в доме рядом с колокольней.
Дом располагался между двумя фруктовыми садами. Напротив - сосновая роща, посаженная игуменьей Евгенией. В.Ф. /Колобов, о котором говорилось выше, выстроил в роще двухэтажную гостиницу на 15 номеров. А в 1911 году на заднем дворе, ближе к лесу, была построена и оборудована паровая мельница.
В центре монастырской территории находился пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.
В юго-западной от монастыря стороне, среди монастырских огорода и пашни, стояла небольшая часовня с колодцем. Здесь, по преданию, была когда-то церковь с чтимой иконой святой мученицы Анисий, потому и колодец впоследствии стал называться Анисиевским. Вода этого колодца удивительно чиста и вкусна. В 1901 году пониже часовни устроили небольшую купальню.
В уединении, молитве и трудах протекала монастырская жизнь вплоть до октября 1917 года. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли.
В стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих монахинь определили рабочими сначала Сельскохозяйственной коммуны, а затем совхоза "Лукино". Через некоторое время земли совхоза передали фармацевтическому заводу "Ферейн". Образцовое монастырское хозяйство постепенно приходило в упадок...
В начале 20-х годов в монастыре организовали Дом отдыха № 10 ВЦСПС. Тогда еще были сохранены фруктовый сад, кленовый парк и пасека. Но уже были сняты купола и кресты Вознесенского собора, которые так мешали новым хозяевам...
27 апреля 1924 года в 10 часов вечера состоялось собрание, на котором постановили храм закрыть. Внутри сделали перекрытия для второго этажа и открыли клуб.
Единственным утешением верующих в те годы была Крестовоздвиженская церковь, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери. Там еще продолжалась богослужебная жизнь.
В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил...
Страшное время Великой Отечественной войны... В зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет.
После войны в монастыре открыли санаторий "Ленинские горки". Для проведения спартакиады вырубили фруктовый сад, кленовую аллею.
В 1980 году на территории монастыря расположили Всесоюзный центр реабилитации детей. В Крестовоздвиженском храме размещалась администрация Центра. Храм был разделен перекрытием на два этажа и разбит на множество небольших комнат. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.
Возможно, молитвами основателя обители блаженного Ивана Степановича и обретших в вечности Милость Божию настоятельниц и насельниц монастыря святая Иерусалимская обитель была спасена Господом от большего осквернения, подобного тому, которому подверглись многие другие храмы и монастыри.
В то время, когда в других обителях и храмах устраивались тюрьмы, гаражи, склады удобрений и химикатов, заводы, производящие оружие массового поражения, и прочие несовместимые с церковным служением учреждения, Крестовоздвиженский монастырь всегда оставался местом, где страждущие получали облегчение от своих недугов - богадельней, приютом для беспризорников, Домом отдыха, госпиталем, санаторием, Детским реабилитационным центром. (Для реабилитационного центра на монастырской территории в 1980-е годы построили новый современный корпус. "Пригодился" и фундамент разрушенной паровой мельницы: на нем тоже возвели одно из зданий Центра. На лечение сюда по-прежнему приезжают дети со всей России.)
Но вот исполнились времена и сроки, закончился период духовного опустошения, и пришло время "собирать камни".
В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. В обитель пришли новые насельницы, затеплились лампады перед святыми образами, светлым ручейком потекла монашеская молитва, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме обители. Трудными были первые годы возрождения монастыря, переживавшего со всей страной падение экономики, финансовые обвалы, нравственную деградацию общества. Только искренняя вера в непреложные обетования Божий и Небесный Покров Божией Матери, чей чудотворный Иерусалимский образ, чудом спасённый от уничтожения, вновь вернулся в стены монастыря, дали силы насельницам перенести все физические и духовные тяготы периода становления.
Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.
В этот период духовного "собирания камней" произошли многочисленные события, качественно изменившие жизнь обители.
Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.
Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.
При монастыре, под непосредственным патронатом настоятельницы, начала свою жизнь небольшая, но активная и весёлая Воскресная школа, в которой дети прихожан обрели возможность общения со своими верующими сверстниками. Воспитанники школы поют за богослужениями, устраивают спектакли и концерты как для насельниц и прихожан монастыря, так и "на гастролях" - то в соседнем реабилитационном центре, то в различных московских приходах, то с поздравлениями у Святейшего Патриарха Алексия. Но не только праздники, которые проводит монастырь для больных детей, связывают обитель с реабилитационным центром.
Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.
Продолжает свою тихую жизнь богадельня, с которой когда-то и началась история Крестовоздвиженского монастыря. Здесь нашли приют, заботу и утешение несколько немощных, нуждающихся в помощи душ.
Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители.
Огороды всегда были неотъемлемой частью жизни монашества, питающегося от плодов труда своего и потребляющего преимущественно пищу растительного происхождения. Есть они и в Крестовоздвиженском монастыре. В этом кропотливом земледельческом труде - глубокий духовный смысл. Возделывая плодоносящую землю и удаляя из неё сорняки, монах молитвенно возделывает "землю сердца своего", удаляя из него греховные страсти, насаждая и выращивая в душе христианские добродетели.
И всё же главная "работа" монаха - молитва. Именно этот тяжёлый духовный подвиг является основой жизни монастыря, главным инструментом христианского совершенствования души. Ежедневно сестрами монастыря прочитывается полностью вся Псалтырь, поминаются синодики со множеством имён живых и усопших православных христиан.
Каждый день в храме совершаются монашеские молитвенные правила, служатся молебны с акафистами и заупокойные литии. Часто совершаемые Божественные Литургии дают мощную благодатную поддержку в многотрудной монашеской жизни насельниц. Келейные же подвиги сестёр ведает лишь Сердцеведец Господь...
Немаловажную роль в обогащении душ монашествующих играют паломнические поездки к великим русским святыням: в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру , в Серафимо-Дивеевскую обитель, серпуховские Владычний монастырь и Высоцкий монастырь и в другие святые обители, куда настоятельница организует поездки сестёр, порой вместе с воспитанниками Воскресной школы и прихожанами. Получаемый в таких поездках опыт способствует в дальнейшем развитию духовной жизни и в собственном монастыре.
В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве - храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа...
Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни "земных Ангелов - небесных человеков" - монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни.
И подворье, и сам монастырь живут напряжённой жизнью единого духовного организма, служением Богу и православному народу. "Собираются камни", - те "камни" веры и монашеского подвига, на фундаменте которых уже тысячу лет незыблемо стоит великая Русская Православная Церковь, и будет стоять до скончания Века.
Святыни Крестовоздвиженского монастыря.
Частица мощей великомученицы Екатерины.
С использованием материалов из книги «Время собирать камни… Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь».
Необъяснимое чувство охватывает, когда слышишь истории монастырей. Равно как и судьбы человеческие, они также неповторимы, и пути их неисповедимы. Сегодня обители восстанавливаются и растут, а несколько десятилетий тому их оскверняли, сжигали, закрывали. Крестовоздвиженский Иерусалимский не является исключением. Его история, так же, как и других монастырей, наполнена разными событиями.
Ставропигиальный монастырь - что это значит?
Прежде чем обращаться к истории Крестовоздвиженских обителей, следует выяснить значение слова «ставропигия», которое присутствует в названиях некоторых из них. Его дословно можно перевести с греческого как водружение, установление креста. Собственно, именно этот чин совершается перед началом строительства храма, и в канонах церкви называется «ставропигией». Тогда же устанавливается крест на месте, где будет находиться престол. Этот чин может проводить сам архиерей или, по его благословению, священник или будущий настоятель. Если водружение проводит Святейший, будущему храму присваивает особый, высший статус. В этом случае храм находится в непосредственном подчинении самому Патриарху. То есть жизнь обители управляется не местной епархией, а Святейшим. При этом он обладает правом назначать наместника. Крестовоздвиженский ставропигиальный возглавляет игуменья. Обителям, получившим такой статус, предоставляются привилегии, которые касаются в основном богослужений.
Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь ставропигиальный
Найти эту обитель можно в Домодедовского района Московской области. Место нынешнего расположения монастыря известно тем, что ранее здесь была усадьба Н.А.Головиной. Помещица, последовав совету святителя Филарета (Дроздова), в 1869 году подарила все своё Лукинское имение Флоро-Лаврской общине. Тогда в селе был храм Воздвижения Креста Господня, от которого община приняла новое имя и стала называться Крестовоздвиженской.
Тот факт, что обитель также именуют Иерусалимской, также имеет свою историю. Связана она с иконой Божьей Матери, которая была подарена святителем Филаретом. Список с древней Иерусалимской иконы стал поводом для освящения одноимённой церкви, которая также находится на его территории. Позднее он получил название Крестовоздвиженский иерусалимский монастырь.
История возникновения монастыря: дореволюционный период
Утверждён он в 1865 году на основе Фроло-Лаврской богадельни, которая существовала до этого при одноимённой церкви в деревне Старый Ям. Через некоторое время созданную женскую общину перевели в деревню Лукино и преобразовали в монастырь.
С семидесятых годов XIX столетия начинается период расцвета обители. Небольшой каменный Крестовоздвиженский храм значительно расширили. На деньги меценатов были построены: двухэтажный келейный корпус, гостевой дом, трапезная, колокольня, хозяйственные дворы. Позднее к келейному корпусу пристроили церковь, которую в 1873 году освятили в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери.
В девяностых территория, которую сейчас занимает Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь (ставропигиальный), пополнилась еще одним красивейшим храмом. По проекту архитектора С.В. Крыгина здесь был возведено прекраснейшее по своей архитектуре творение - Вознесенский собор. Именно он теперь является так называемой визитной карточкой обители.
Послереволюционный период
После того, как отгремела революция, жизнь монастыря изменилась. Он стала именоваться, как и другие, источником растления нравственности общества и в 1919 году подлежала закрытию.
Некоторое время на его территории располагалась сельскохозяйственная артель, которая в тридцатых годах прекратила своё существование и уступила место профсоюзному дому отдыха. Все это время на территории Крестовоздвиженского храма не прекращались богослужения, однако в 1935 году его всё-таки закрыли. Священника, который нёс в нём служение, священномученика Косму Коротких, арестовали и через два года следствий и пыток расстреляли. Позднее в церквях и корпусах монастыря в разное время располагались общежития, гостиницы, фабрика по производству табачных изделий. В годы войны здесь был госпиталь, потом санаторий, который в 1970 годах стал реабилитационным центром для детей. Все, что так долго и по крупицам создавалось насельницами обители и её благодетелями было либо уничтожено, либо осквернено.
Современная жизнь обители
В 1991 году монастырь возвращён Русской православной церкви. Восстановив свой прежний статус, он стал именоваться Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь ставропигиальный. С этого момента здесь началась иная жизнь. Его обители вновь пополнились насельницами, перед образами святых зажглись лампадки, зазвучала непрестанная монашеская молитва, возобновились богослужения. Позднее была отреставрирована также В 2001 году храм был освящён Святейшим Алексием ІІ.
Сегодня Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь (ставропигиальный) активно восстанавливается. Монахини проводят социальную работу. При монастыре есть воскресная школа, в которой дети изучают Священное Писание, этические основы православия, устройство церкви и многое другое. Община храма организует паломнические поездки к святыням, проводит праздничные концерты, помогает детским домам и интернатам.
Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород): история основания
Сияние крестов и звон колоколов этого монастыря освящает один из прекраснейших древних городов земли русской - Нижний Новгород. Отыскать обитель за огромными безликими постройками не так просто. Словно кто-то хочет скрыть от людских глаз это сокровище, которое, кроме своей архитектурной и исторической ценности, имеет и особое духовное значение. Однако найти монастырь среди построек вполне возможно: в этом помогут кресты, которые приведут гостя от городской площади прямо к воротам обители.
Древний Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород), равно как и другие расположенные здесь архитектурные и духовные ценности, имеет свою историю. Началась она ещё в середине четырнадцатого столетия и связана с именем преподобной Феодоры Нижегородской (в миру Анастасия Ивановна). Именно она является основательницей монастыря. Через несколько лет после смерти мужа, суздальского князя Андрея Константиновича, принявшего схиму с имененм Дионисий, Анастасия раздала всю своё имущество, приняла иночество, нареклась Вассой и поступила в Зачатьевский монастырь. Позднее, уже приняв схиму, стала Феодорой. Следует заметить, что эта обитель была возведена ещё при жизни Андрея Константиновича и располагалась у самого подножия на волжском берегу.
Краткая летопись монастыря
Деревянные стены монастыря не раз сгорали дотла. Ещё одной проблемой была повышенная влажность (здания располагались на берегу Волги), которая также способствовала разрушению строений. Именно поэтому в 1812 году игуменья обители Дорофея обратилась к местным властям с просьбой о перенесении монастыря на южную окраину города. Туда же со временем перенесли Воскресенскую и Происхожденскую обители.
Уже к 1820 году огромный пустырь возле кладбища украсил красивейший монастырский собор. Его архитектурной особенностью является интересная форма - здание построено в виде равноконечного креста.
Кроме собора, здесь было возведено восемь корпусов, больница, гостиный двор. Позднее, в 1838 году, было открыто училище для девушек-сирот, которых обучали чтению, правописанию, рукоделию. Монастырь посещали известнейшие и императорские особы, путешественники. После революции монастырь закрыли, а его здания использовались по самым разным нуждам, порой самым скверным. Есть даже версия, что несколько лет здесь располагался советский концлагерь для политических осуждённых. Позднее монастырские помещения были складами, заводскими цехами, хранилищами отходов и т. д.
Наконец в 1995 году справедливость была восстановлена, началось восстановление Крестовоздвиженского храма, который был практически полностью разрушен. Уже в 1999 в нём начались богослужения, а в 2005 году он получил своё нынешнее название - Крестовоздвиженский женский монастырь.
Сегодня храм монастыря открыт для посетителей. Здесь есть медпункт, куда могут обратиться за помощью и мирские люди. Послушницы и насельницы монастыря помогают детским домам, многодетным и бедным семьям города и области.
Крестовоздвиженский монастырь в Полтаве: история создания
Основан он был в 1650 году как Инициатором его создания называют Мартына Пушкаря, которого поддерживали казаки и жители Полтавы. Первые постройки были сооружены из дерева, легко подвергались разрушениям. В конце семнадцатого века было принято решение о строительстве каменного собора на деньги, предоставленные Василием Кочубеем, который был тогда казацким судьёй. В 1708 году его казнили, и завершить начатое довелось его сыну В.В. Кочубею.
Дата окончания возведения собора неизвестна. Те времена были очень неспокойными. Обитель не раз подвергалась опустошениям и практически полному разрушению. В 1695 году её разорили крымские татары, в 1709 году, после восстановления, она снова была разрушена, на этот раз шведскими войсками.
Освещение Крестовоздвиженского монастыря состоялось лишь в 1756 году. С этой даты начинается его расцвет: строительство новых корпусов, вспомогательных помещений. Этот период ознаменовался появлением новых храмов и колокольни. В конце восемнадцатого века монастырь стал своеобразным средоточием культуры. Открытие Славянской семинарии привело в эти благословенные стены, кроме талантливых учеников, многих известных людей того времени.
После революции начались сложные для обители времена. В конце концов в 1923 году её закрыли. В помещениях монастыря некоторое время располагалась детская колония для беспризорников, позднее в корпусах разместили студенческое общежитие и столовые. К своему истинному предназначению обитель вернулась лишь в 1942 году, когда община монахинь обратилась с прошением о её восстановлении в качестве женского монастыря. Храмы и постройки сильно пострадали от немецких бомбёжек, однако силами послушниц в послевоенное время строения постепенно восстанавливались. В шестидесятых монастырь снова был закрыт. В 1991 году обитель открывает свои двери женской общине.
Национальное достояние Украины
Этот красивейший монастырь являет собой один из ценных архитектурных памятников. Полтавский Крестовоздвиженский монастырь включает несколько храмов и колокольню. Построенный на возвышении, он хорошо просматривается со всех сторон и не имеет основного фасада - все стороны этого архитектурного ансамбля являются равнозначными.
Ценностью Крестовоздвиженского монастыря является также и то, что он представляет собой редкий образец украинского барокко. Издалека можно видеть три его составляющие.
- Самая высокая колокольня, стиль которой напоминает подобные сооружения на территории Киево-Печерской лавры. Она была возведена в 1786 году.
- Семикупольный Крестовоздвиженский собор, располагается в центральной части территории монастыря. В целом по своей архитектурной традиции близок к другим соборам Украины, однако есть ряд деталей, которые отличают этот храм от других подобных ему.
- Троицкая церковь, являющая собой однокупольное каменное строение, которое некоторое время служило трапезной, но во второй половине XIX столетия было перестроено и освящено.
Несмотря на то, что все строения были созданы в разное время, вместе они образуют завершённый архитектурный ансамбль, являясь истинным украшением Полтавского края.