Первый заместитель председателя правительства рф. Новый состав правительства России: кто эти люди, которые будут управлять страной? Министр регионального развития РФ
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть и состоит из Председателя, заместителей и руководителей министерств. Задачей Правительства как коллегиального государственного органа является исполнение законов, оперативное решение государственных вопросов и участие в законотворческой деятельности. Действует строго в соответствии со статьями Конституции, руководствуясь принципами народовластия, верховенства закона, гласности, принципами поддержания прав и свобод, а также на основе федеративности.
Принцип разделения власти
В главном правовом документе РФ – Конституции – закреплен основополагающий принцип четкого разделения власти. Каждая из ветвей автономна, самостоятельна и независима. Члены кабинета министров отчитываются по результатам деятельности перед Президентом РФ. Они также не имеют право участвовать в работе ведомств, относящихся к иной ветви власти.
Принцип формирования правительства и назначение Председателя
Правительство формируется на неопределенный срок, но оно обязано прекращать свою деятельность с избранием нового президента. Глава 6 Конституции предполагает следующий порядок:
- Правительство автоматически прекращает свою деятельность в момент сложения полномочий действующего Президента;
- После избрания выносит на рассмотрение новую кандидатуру Председателя Правительства;
- В случае утверждения на должность Государственной Думой, новый в недельный срок должен сформировать структуру и обозначить состав кабинета министров.
- Дума может отклонить кандидата, и тогда Президент получает право единолично назначить Председателя Правительства, при этом процедура предусматривает роспуск Законодательного Собрания.
Правительством руководит Председатель. Из числа министров он назначает нескольких заместителей. Один из них имеет право подписи и может заменить Премьера во время его отсутствия. Другие заместители должны курировать конкретные участки. В их обязанности входит координация работы комиссий, министерств, объединенных в пределах общей проблематики.
Правительство состоит из министров, которых в РФ двадцать два, по числу ведомств. Члены Правительства обязаны соблюдать следующие ограничения:
- Министры не могут иметь собственный , долю в активах компаний любой организационной формы, вести предпринимательскую деятельность, заниматься любым видом труда за плату, исключение составляют преподавание, творчество и наука;
- Действующие члены Правительства не могут сесть в кресло депутатов любого уровня, а также получать любые выборные должности в структуре власти или входить в любые попечительские советы;
- Не допускается быть представителем чьих-либо интересов;
- Запрещено пользоваться служебным положением с целью собственной популяризации и обогащения;
- Члену правительства нельзя использовать собственные средства или средства спонсоров, меценатов для осуществления профессиональной деятельности;
- С 2013 года министрам запрещено иметь депозиты в иностранных банках или финансовые активы зарубежных компаний.
Полномочия и ответственность
Функции Правительства – это реализация положений внутренней политики и регулирование внешнего курса, вопросы общественной, социальной и экономической жизни, обеспечение строгого соблюдения действующих законов и разработка целевых программ. Правительство наделено следующими полномочиями, позволяющими решать поставленные задачи:
За результаты и итоги своей работы Правительство отвечает перед Президентом и Законодательным Собранием. Ежегодно оно должно представлять Думе отчет о проделанной работе. В рабочем порядке по требованию законодателей предоставлять им информацию о ходе процесса разработки нормативных актов в пределах, ограниченных компетенцией.
Структура федеральных органов исполнительной власти
Региональные правительства являются частью структуры исполнительной власти. Они наделяются полномочиями по решению федерального Правительства, если Конституция не содержит норм, запрещающих этого. Местные собрания министров также могут частично передавать Правительству РФ свои функции, когда это соответствует нормам права и сформулировано в соответствующем соглашении.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
участвуют с правом решающего голоса в
заседаниях Правительства Российской
Федерации, в выработке и реализации
политики Правительства Российской
Федерации;
участвуют в подготовке
постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации,
обеспечивают их исполнение;
координируют в соответствии с
распределением обязанностей работу
федеральных органов исполнительной власти,
дают им поручения и контролируют их
деятельность;
предварительно
рассматривают предложения, проекты
постановлений и распоряжений, внесенные в
Правительство Российской Федерации.
Комментарий к статье 25
1. Если сравнить
полномочия заместителей Председателя
Правительства и федеральных министров, то
они во многом схожи. Это касается участия в
заседаниях Правительства с правом
решающего голоса в подготовке
правительственных постановлений и
распоряжений и обеспечение их исполнения и
т.д.
Вместе с тем между полномочиями
заместителей Председателя Правительства
имеются существенные различия: конкретные
обязанности заместителей Председателя
Правительства во многом определяются не
функцией руководства соответствующим
госорганом, как у руководителей
федеральных министерств, а решением
Председателя Правительства о
распределении обязанностей между своими
заместителями. Как правило, при назначении
Президентом заместителей Председателя
Правительства предварительно
конкретизируются их основные участки
работы: финансово - экономический,
социальный, топливно - энергетический
комплекс и др.
Особое место среди
заместителей занимают первые заместители.
Если первый заместитель Председателя один,
то по распределению обязанностей он во
время отсутствия Председателя
Правительства (командировки, болезнь и т.д.)
обычно исполняет некоторые его
обязанности. В практике формирования
Правительства долгие годы в его составе
было несколько первых заместителей. Здесь в
каждом конкретном случае своего отсутствия
глава Правительства поручал одному из них
временное выполнение некоторых своих
функций (например, ведение заседаний
Правительства или его Президиума).
В
разные периоды фактическое положение и
роль заместителей Председателя
Правительства существенно менялись.
Наиболее устойчивыми представляются их
полномочия по координации работы
федеральных органов исполнительной власти.
По сложившейся практике каждый заместитель
Председателя Правительства курирует ряд
министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти в соответствии с
основной функцией, возложенной на него
главой Правительства по распределению
обязанностей между своими заместителями.
Для решения проблем соответствующей
отрасли на правительственном уровне
курирующий заместитель Председателя
Правительства осуществляет необходимую
организаторскую работу, проводит совещания
с привлечением специалистов, определяет
подходы к их решению, дает конкретные
поручения руководителям федеральных
органов исполнительной власти и
подведомственным государственным
учреждениям. Серьезные задачи выполняют
зампреды по урегулированию разногласий,
возникающих при подготовке законопроектов,
проектов правительственных постановлений
и распоряжений. Как правило, они особенно
актуальны на стыке отраслей.
За
заместителями Председателя Правительства
закреплена ключевая функция контроля за
деятельностью соответствующих федеральных
органов исполнительной власти.
Следовательно, они ответственны за
результативность такого контроля.
Специфическое положение заместителей
Председателя обусловлено и тем, что ряд
поручений (причем не только разового, но и
длительного характера) им дает не только
Председатель Правительства, а также
непосредственно Президент Российской
Федерации. Нередко они в силу таких
президентских поручений приобретают
некоторую автономность от Председателя
Правительства и действуют непосредственно
под эгидой Президента. Такая
двойственность в руководстве ими со
стороны Председателя Правительства и
Президента обусловлена также тем, что на
них Президент возлагает выполнение
конкретных заданий в тех областях
государственного управления, где он
осуществляет непосредственное руководство
(внешняя политика, оборона и др.).
Необходимо обратить внимание на характер
поручений заместителей Председателя. Они
не являются правовыми актами
Правительства, но по сложившейся практике
несут значительную нагрузку в выполнении
многообразных организационно -
распорядительных функций деятельности
Правительства в целом. Сложнейшая
"правительственная кухня" включает в себя
сотни и тысячи поручений заместителей
Председателя по самым различным вопросам.
Часть из них содержат не только поручения
соответствующим министерствам и
ведомствам, но и общую оценку вносимым
предложениям, предусматривают конкретные
направления деятельности и принимаемые
меры.
При характеристике такого рода
документов следует учитывать их "скрытый"
регулятивный характер в тех случаях, когда
они обусловливают совершенно определенные
юридические последствия для
соответствующего ведомства и должностного
лица. Нельзя не обратить внимания на то, что
в последние годы характер таких поручений
заметно меняется. Раньше многие зампреды
пытались решить проблемы курируемых
отраслей преимущественно через
Министерство финансов, давая ему
соответствующие поручения. По признанию
руководства Минфина, на исполнении в этом
ведомстве находилось, например, в разные
периоды времени до нескольких сотен
поручений зампредов одновременно. Конечно,
их реальное выполнение было практически
невозможно в связи с тем, что многие из них
требовали дополнительных расходов. Теперь,
когда Министерство финансов курирует
непосредственно Председатель
Правительства, количество таких поручений
со стороны его заместителей резко пошло на
убыль.
2. По общему правилу, подготовка
проектов постановлений и распоряжений,
внесенных в Правительство, непосредственно
осуществляется правительственным
Аппаратом. При этом данные материалы в
обязательном порядке рассматриваются и
дорабатываются заместителем Председателя
Правительства. Предварительное
рассмотрение проектов постановлений и
распоряжений занимает значительную часть
рабочего времени заместителей
Председателя Правительства. Без их визы ни
один такой документ не может быть направлен
на рассмотрение Правительства или его
Президиума либо непосредственно на подпись
Председателю Правительства.
Участие
заместителей Председателя в этой работе -
один из основных фильтров для обеспечения
должного качества проектов постановлений и
распоряжений. Реальные возможности
заместителей Председателя здесь
достаточно обширны: согласование на
политическом уровне принципиальных
вопросов с Председателем и другими членами
Правительства, Администрацией Президента,
выступление на заседании Правительства,
подключение к работе по доработке проекта
экспертов различных подразделений
правительственного Аппарата, а также
научных работников и других специалистов.
Понятие и структура Правительства РФ
Правовая основа деятельности Правительства РФ основывается на Конституции РФ, федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» и нормативно-правовых актах Президента РФ.
Правительство РФ наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами осуществляет государственную власть, коллегиальным органом системы исполнительной власти РФ.
Структура Правительства РФ представлена Председателем Правительства, заместителями Председателя Правительства и федеральными министрами (рис. 1).
Рисунок 1. Структура Правительства РФ
Правительство РФ, как уже говорилось выше, является коллегиальным органом, его решения принимаются на заседаниях. Решения принимаются большинством голосов, но решающим значением обладает мнение премьер-министра.
Структура и персональный состав Правительства РФ определяется Президентом с учетом мнения ранее назначенного Председателя Правительства.
Председатель Правительства РФ организовывает работу Правительства, представляя Правительство внутри и вне страны, проводя заседания, подписывая акты, вынося Президенту РФ кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, предложения об освобождении ими занимаемых должностей, наложении дисциплинарных взысканий, которые налагаются Президентом РФ. Председатель Правительства РФ должен распределять обязанности между своими заместителями и систематически информировать Президента о работе Правительства.
Заместители Председателя Правительства РФ вырабатывают и реализовывают политику Правительства РФ, подготавливая и исполняя его решения и координируя и контролируя работу министерств.
Федеральные министры подготавливают решения Правительства РФ, принимают и исполняют их, руководя соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Помимо министерств существуют центральные органы государственного управления, которые называются ведомствами и состоят из:
- государственных комитетов;
- федеральных служб;
- федеральных агентств;
- федеральных комиссий;
- федеральных надзоров и иных органов.
Если руководители этих ведомств имеют ранг федерального министра, то они входят в состав Правительства РФ. Но чаще они этого ранга не имеют. На заседания Правительства РФ Председатель может приглашать руководителей других центральных органов. Но они имеют только совещательный голос и в принятии решений не участвуют.
Замечание 1
В состав Правительства РФ входит специализированный орган, который называется президиумом Правительств а и состоит из Председателя Правительства, его заместителей, некоторых министров и руководителя аппарата Правительства. Подробный состав президиума Правительства утверждается Постановлением Правительства РФ.
Порядок формирования Правительства РФ
Правительство начинает формироваться с выбора Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства и вынесение этой кандидатуры на рассмотрение Государственной Думой. В течение недели Государственная Дума должна рассмотреть эту кандидатуру, после чего осуществляется тайное или открытое голосование с большинством голосов от ее общего состава. Если Государственная Дума трижды отклонила представленные кандидатуры, Президент по своему усмотрению назначает Председателя Правительства, а Государственную Думу распускает, назначив новые выборы в Думу.
Если Государственная Дума соглашается с кандидатурой, Президент назначает Председателя Правительства РФ, которые в течение недели должен представить предложения о структуре Правительства РФ и кандидатуры конкретных лиц. Президент РФ издает указ о составе Правительства РФ и производит назначения.
Правительство РФ выполняет определенные функции :
- разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, финансов, образования и здравоохранения;
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью;
- обеспечивает оборону и безопасность страны;
- управляет федеральной собственностью;
- координирует деятельность органов исполнительной власти, министерств и ведомств;
- принимает постановления общего характера, обязательные для физических и юридических лиц.
Полномочия Правительства РФ
В различных сферах общественной жизни Правительство РФ наделено кругом широких полномочий. Эти полномочия закреплены в федеральном конституционном законе, где приводится полный перечень этих полномочий, состоящий из $80$ пунктов.
Мы остановимся на самых основных.
- обеспечивает безопасность личности, законности и общественного порядка;
- ведет борьбу с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
- обеспечивает деятельность органов судебной власти.
В сфере экономики полномочия Правительства РФ заключаются в:
- регулировании экономических процессов;
- управлении государственным сектором экономики, государственной собственностью;
- обеспечении единой финансовой политики и единства экономического пространства, а также свободы экономическое деятельности;
- прогнозировании социально-экономического развития страны;
- разработки и осуществления программы развития приоритетных отраслей экономики;
- разработки и представления Государственной Думе федерального бюджета;
- управлении государственным внешним и внутренним долгом. Главная цель направления деятельности Правительства в этой сфере состоит в создании условий для функционирования и регулирования экономики.
В социальной сфере полномочия Правительства РФ сводятся к:
- обеспечению проведения единой государственной социальной политики;
- реализации конституционных прав граждан в сфере социального обеспечения;
- развитию благотворительности;
- принятию мер по реализации трудовых прав граждан;
- разработке программы уменьшения безработицы;
- проведению государственной миграционной политики;
- принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья и благополучной санитарно-эпидемиологической обстановке;
- проведению единой государственной политики в области образования и мн. др. Главное направление в деятельности Правительства РФ в данной области заключается в государственной поддержке.
В духовной жизни общества деятельность Правительства РФ заключается в:
- обеспечении условий для идеологического плюрализма;
- пресечении расовой, национальной и религиозной розни;
- предотвращение политического экстремизма.
Основные направления функций Правительства РФ в духовной сфере состоят в стимулировании и контроле за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов.
В области обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений Правительство также осуществляет ряд полномочий. Этими полномочиями являются:
- обеспечение государственной безопасности и обороны страны;
- организация оснащения вооруженной техникой и материальными средствами Вооруженных Сил РФ;
- обеспечение функционирования военного производства;
- реализация внешней политики РФ;
- заключение международных договоров;
- разработка политики международного сотрудничества.
В области обеспечения прав и свобод личности полномочия Правительства сводятся к следующим:
Основные направления деятельности Правительства РФ в данной области сводятся к прямому управлению и контролю.
Замечание 2
При осуществлении своих полномочий Правительство РФ разрабатывает множество правительственных программ по различным вопросам, которые носят ориентирующий характер и содержат конкретные обязывающие положения.
Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, кто войдет в состав нового правительства. Кабинет министров был представлен на встрече Медведева с президентом РФ Владимиром Путиным.
Полный список состава нового правительства РФ
Вице-премьеры
Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. В прошлом был министром финансов.
Вице-премьер Татьяна Голикова. До этого была председателем Счетной палаты.
Вице-премьер Дмитрий Козак. В прошлом занимал должность вице-премьера и отвечал за подготовку Сочи к Олимпиаде, развитие регионов и ЖКХ.
Вице-премьер Алексей Гордеев. В прошлом занимал должность полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе.
Вице-премьер Виталий Мутко. Ранее в должности замминистра обороны курировал закупки вооружений, однако больше всего запомнился россиянам как министр спорта.
Вице-премьер Максим Акимов. В прошлом занимал должность замруководителя аппарата правительства.
Вице-премьер Юрий Борисов. В прошлом занимал должность замминистра обороны.
Вице-премьер Ольга Голодец. В прошлом была вице-премьером и курировала социальную политику.
Вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Единственный из вице-премьеров прошлого правительства, кто сохранил не только должность, но и функционал.
Вице-премьер и руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко. С 2008 г. был помощником президента – начальником контрольного управления администрации президента.
Федеральные министры
Министр экономического развития Максим Орешкин. Сохранил пост.
Министр энергетики Александр Новак. Сохранил пост.
Министр транспорта Евгений Дитрих. Ранее занимал должность первого замминистра транспорта
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Сохранил пост.
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Ранее занимал должность председателя правления Россельхозбанка
Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. Ранее занимал должность губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков. Ранее занимал должность руководителя Аналитического центра при правительстве РФ.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев. Ранее занимал должность губернатора Тюменской области.
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Сохранил пост.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова. Сохранила пост.
Министр просвещения Ольга Васильева. В прошлом правительстве занимала должность министра образования и науки.
Министр высшего образования и науки Котюков Михаил. Ранее занимал должность руководителя Федерального агентства научных организаций
Министр культуры Владимир Мединский. Сохранил пост.
Министр спорта Павел Колобков. Сохранил пост.
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Сохранил пост.
Министр иностранных дел Сергей Лавров. Сохранил пост.
Министр обороны Сергей Шойгу. Сохранил свой пост.
Министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев. Ранее занимал должность заместителя директора Федеральной службы безопасности.
Министр юстиции Александр Коновалов. Сохранил пост.
Министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов. Ранее занимал должность губернатора Амурской области.
Министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев. Ранее занимал должность заместителя начальника управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, курирующим отношения с Арменией, Грузией, Азербайджаном, Абхазией и Южной Осетией.