Пьеса Чехова «Вишневый сад»: проблематика, движение исторического времени, вопрос о жанре. Проблематика и образная система пьесы «Вишневый сад» А.П
Ответ от Qwe qwe
[новичек]
Чехов - творец так называемой “новой драмы”, характеризующейся новизной конфликта, отказом от внешней интриги, соединением драматического, комического и лирического начал, большой ролью подтекста, создаваемого ремарками автора, паузами, картинами природы, - “подводного течения”. Хотя сам писатель, очевидно, стремился добиться максимальной реалистичности своих пьес (“Пусть на сцене всё будет так же... как и в жизни”), бытует мнение, что именно через Чехова пришёл Мейерхольд к своему условному театру.
Как известно, “Вишнёвый сад” - итог творческого пути Чехова, последнее его слово, обращённое к читателю, слово о том, как незаметно ни для кого свершается внутренняя драма человека, неспособного “пристроиться” в жизни. Основная проблема, поднятая в “Вишнёвом саде”, - проблема долга, ответственности, вопрос о судьбе Родины.
Действующие лица пьес Чехова не просто герои, а герои во времени и пространстве.
Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах: сад - образ и персонаж, сад - время и сад - символические пространства.
Одушевлённый и одухотворённый (опоэтизирован Чеховым и идеализирован связанными с ним действующими лицами) , сад, вне сомнений, - один из персонажей пьесы. Он занимает своё место в системе образов.
Сад дан одновременно как обвинение (подчёркивает безответственность, недотёпистость) и оправдание (чувство красоты, хранение традиций, память) всех остальных героев.
Сад играет страдательную роль. Вспомним суждение Чехова: “Лучше быть жертвой, чем палачом”. Очевидно, что сад-жертва - единственный позитивный герой пьесы.
Сад задаёт верхнюю нравственную плоскость (то, что для Чехова является нормой, но для его героев, в силу искажённости миропорядка и их собственной неполноценности, становится идеалом) , так же, как Яша, законченный хам, задаёт нижнюю. Вертикали, которая должна их соединять, нет. Поэтому все остальные действующие лица находятся между, посредине (“средние” люди) , будто застыв в свободном падении, не касаясь ни одной из плоскостей (отклонились от нормы, но не опустились окончательно) , но отражая их и отражаясь в них, - отсюда неоднозначность, многогранность образов.
Гаев неразрывно связан с садом. Но характер этой связи нельзя толковать однозначно. С одной стороны, Гаев - один из самых безответственных героев пьесы, он всё своё состояние “проел на леденцах”, и в большей степени вина в гибели сада лежит именно на нём. С другой стороны, он до последнего по-донкихотски наивно и безрезультно пытается спасти сад.
Раневская связана с садом своеобразным “эффектом многократной взаимной принадлежности”: Раневская - действующее лицо пьесы Чехова “Вишнёвый сад”, то есть она принадлежит “Вишнёвому саду”; вишнёвый сад находится в имении Раневской, следовательно, принадлежит ей; Раневская находится в плену у созданного ею образа сада и таким образом принадлежит ему; сад, как образ и символ “милого прошлого”, существует в воображении Раневской, значит, принадлежит ей...
Можно трактовать Раневскую как душу сада. На эту мысль наводят, в частности, наблюдения над температурой в её прямом и образно-художественном значении - до приезда Раневской многократно повторяется тема холода (в ремарках Чехова и репликах героев) : “в саду холодно”, “сейчас утренник, мороз в три градуса”, “похолодела вся” и так далее; с приездом Раневской вишнёвый сад и дом согреваются, а после продажи сада снова холодает: “только что вот холодно”, снова “три градуса мороза”. Кроме того, появляется мотив “разбитого градусника” (знак отсутствия чувства меры и невозможности возвращения к старой жизни).
Для Лопахина сад - двойной символ. Это атрибут дворянства, куда ему, мужику, “со свиным рылом”, дорога заказана (социальный подтекст далеко не главный в пьесе, но он важен) , и духовной элиты, куда он так же безнадёжно стремится (“читал книгу и заснул”).
ТАК НЕ ВСЁ ПОМЕСТИЛОСЬ
Тема прошлого, настоящего и будущего России.Тема прошлого связана с образами Раневской, Гаева, Симеонова-Пищика, Фирса. Их отягощает наследие крепостничества, при котором они выросли и в условиях которого были воспитаны. Их паразитизм неизбывен, как и рабство Фирса, который не мыслит себе жизни без господ. Предложенный Петей Трофимовым (монолог Пети из 2-го действия) путь искупления грехов прошлого - праведный труд - для них неприемлем, мало того, кажется абсурдным. Тема настоящего связана с образом Лопахина, в котором соседствуют два начала. С одной стороны, Лопахин - человек действия, неутомимый труженик; его идеал - сделать землю богатой и счастливой. С другой стороны, в нем нет духовного начала, его побеждает жажда наживы. Тема будущего связана с образами Ани, которая порывает со своим прошлым, и Пети, так называемого «демократического интеллигента». Оба они одержимы идеей творческого труда, хотя слабо себе представляют, в чем именно этот труд будет для них обоих заключаться.
Характер конфликта и особенности сценического действия
В статье «К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова» А. П. Скафтымов указывал на несценичность и растянутость пьесы, слабость фабулы, недостаток действия. В противоположность данной точке зрения другие исследователи, и в частности, К. С. Станиславский и В. Д. Немирович-Данченко отмечали необычность драматического конфликта и наличие в пьесе Чехова «подводных течений - интимно-лирических потоков, которые чувствуются за внешними бытовыми деталями».По жанру «Вишневый сад» принято считать комедией, хотя сатирический пафос пьесы сильно ослаблен. Чехов продолжал традиции Островского (изображение в пьесах быта). Однако у Островского быт– фон, основа для собственно драматических событий. У Чехова события лишь внешне организуют сюжет. Драму переживает каждый герой - и Раневская, и Гаев, и Варя, и Шарлотта. При этом драма заключается не в утрате вишневого сада, а в самой повседневности. Герои переживают конфликт «между данным и желанным» - между суетностью и мечтой об истинном назначении человека. В душах большинства героев конфликт не разрешается.Значение «подводных течений»
Смысл отдельных реплик персонажей никак не связан с происходящими событиями. Эти реплики важны лишь в контексте понимания конфликта между данным и желанным (Раневская: «Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом», «бильярдные» реплики Гаева и т. д.).Роль деталей
Деталь для Чехова является важнейшим изобразительным средством в передаче психологии героев, конфликта и прочего.Реплики героев
а) Реплики героев, не помогающие в развитии сюжета, но иллюстрирующие разорванность сознания, отчужденность героев друг от друга, их неорганичность с окружающим миром.«Все сидят, задумались. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.Любовь Андреевна. Это что?
Л о п а х и н. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.
Г а е в. А может быть, птица какая-нибудь… Вроде цапли.
Трофимов. Или филин…
Любовь Андреевна (вздрагивает). Неприятно почему-то. (Пауза.)
Ф и р с. Перед несчастьем то же было. И сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Гаев. Перед каким несчастьем?
Ф и р с. Перед волей. (Пауза).
Любовь Андреевна. Знаете, друзья, пойдемте, уже вечереет. (Ане). У тебя на глазах слезы… Что ты, девочка? (Обнимает ее.)
Аня. Это так, мама. Ничего».
Звуковые эффекты
Звук лопнувшей струны («озвученная тоска»). Стук топора, вырубающего вишневый сад.Пейзаж
«Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!Гаев. Да. И сад продадут за долги, как это ни странно…
Любовь Андреевна. Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье! (Смеется от радости.) Это она.
Гаев. Где?
Варя. Господь с вами, мамочка.
Любовь Андреевна. Никого нет. Мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похожее на женщину».
Обстановка
Шкаф, к которому то Раневская, то Гаев обращают свою речь.Авторские ремарки
Яша всегда говорит, едва удерживаясь от смеха. Лопахин обращается к Варе всегда насмешливо.Особенности конфликта в пьесе.
«Вишневый сад» - одна из самых знаменитых пьес в мировом репертуаре, и то, что театр постоянно обращается к ней, и возможности разных прочтений, и постоянное открытие новых смыслов - все это связано с новым драматургическим языком, который он создал Чехов. В чем необычность «Вишневого сада»? Это видно при анализе главных элементов пьесы: характера драматического конфликта, устройства системы персонажей, речи действующих лиц, жанровых особенностей.Непривычен, с точки зрения классической, дочеховской драматургии, ход драматического действия. Все его элементы присутствуют в пьесе. В самом начале первого действия дается завязка - возможность драматического развертывания событий: это грядущая продажа за долги имения Раневской. Кульминация - продажа имения - происходит в четвертом действии, в развязке - все обитатели имения покидают его, разъезжаются в разные стороны. Но где те действия и события, которые развивают, связывают эти главные узлы драматического сюжета? Их нет. Отсутствует существующая в любой пьесе внешняя интрига, действие развивается по каким-то другим, внутренним законам. С самого начала пьесы задается тема, организующая конфликт, тема вишневого сада. На протяжении пьесы никто не говорит об утрате поместья (старый дом Раневских лишь в первом действии напоминает о себе - в восклицании Любови Андреевны о своей детской, в обращении Гаева к столетнему шкафу) - о вишневом саде идут споры между Раневской, Лопахиным и Петей, вишневый сад покупает Лопахин.По вишневым деревьям в последнем действии ударит топор, обозначая конец сложившегося уклада жизни. Он, связанный с жизнью нескольких поколений, станет символом сквозной темы пьесы - темы человека и времени, человека и истории. Отсутствие последовательно развивающегося внешнего действия вызвано особым характером конфликта в чеховской пьесе. Обычно конфликт связан со столкновением противоположных сил, борьбой интересов разных людей, стремлением достичь той цели или избежать той опасности, которая определяется в завязке. В «Вишневом саде» подобный конфликт отсутствует. Традиционной для русской литературы ситуации столкновения расточительного и неприспособленного к жизни дворянина-помещика и хищного и агрессивного купца (ср. с отношениями Гурмыжской и Восмибратова в «Лесе» Островского) здесь нет и в помине. Более того, реальной угрозы разорения для Гаева и Раневской нет.В начальной ситуации первого акта Лопахин объясняет им, как можно было бы сохранить и даже увеличить доход от имения: разбив его на части, сдавать землю в аренду дачникам. Как бы между прочим Лопахин говорит, что в этом случае вишневый сад, старый и переставший плодоносить, конечно, надо вырубить. Этого-то и не могут сделать Раневская и Гаев, им мешают особые чувства, которые они испытывают к вишневому саду. Именно эта область чувств и становится предметом сложения конфликта.Конфликт в дочеховской драме обязательно предполагает столкновение страдающего героя с тем, кто действует против него, представляет источник его страдания. Страдание не обязательно носит материальный характер (ср. с ролью денег в комедии Островского), оно может быть вызвано идеологическими причинами. «Мильон терзаний» испытывает герой Грибоедова, и «терзания» его связаны с людьми, антагонистами - всем фамусовским кругом, предстающим в пьесе.
В «Вишневом саде» нет источника внешнего страдания, нет злой воли и направленных против героев действий. Они разделены своим отношением к судьбе вишневого сада, но объединяются общей неудовлетворенностью существующей жизнью, страстным желанием ее изменения. Это одна линия динамического развития действия. Существует и вторая. Чувства каждого из героев Чехов дает как бы в двояком освещении - изнутри и извне, в восприятии и понимании других людей. Это становится источником резкого драматизма. Чувств Гаева и Раневской не разделяет Лопахин: для него они странны и удивительны; он не понимает, почему его разумные доводы по устройству имения не действуют на них. И для Пети эти чувства чужды. То, что любит и боится потерять Раневская, для него подлежит разрушению; то, в чем она видит свое счастливое прошлое, детство и юность, для него напоминание о несправедливом устройстве жизни, о замученных здесь людях. Чувства и правда Лопахина понятны и дороги лишь для него самого. Их не понимает и не принимает ни Раневская, ни Петя. У Пети Трофимова свои чувства и представления («Вся Россия - наш сад»), но они смешны для Лопахина и непонятны Раневской.
Проблематика «Вишневого сада» и система персонажей
Эта важнейшая тема непонимания и расхождения людей, их обособленности в собственном чувстве и собственном страдании усиливается в пьесе ролью второстепенных лиц. У каждого из них мир собственных переживаний, и каждый среди других одинок и непонят. Шарлотта, бесприютная и одинокая, смешит других и никем не принимается всерьез. Над Варей, погруженной в свой мир, подшучивает Петя Трофимов и Лопахин. Симеонов-Пищик погружен в свой круг забот - он постоянно ищет денег и столь же постоянно думает о своей дочке Дашеньке, вызывая насмешливое раздражение окружающих. Епиходов смешон для всех в своих «несчастьях», никто не принимает всерьез переживания Дуняши… Комическая сторона действительно сильно выражена в этих персонажах, но в пьесе Чехова нет абсолютно смешного, абсолютно трагического или абсолютно лирического. Их сложное смешение осуществляется в каждом персонаже.Главное содержание «Вишневого сада», состоящее в том, что все его герои равно страдают от неустроенности жизни и одновременно все они замкнуты в этом одиноком страдании, недоступном для других, сказывается и в характере драматического диалога, многие высказывания в пьесе не связаны с общей линией разговора, ни к кому не обращены. В третьем акте Шарлотта занимает всех фокусами. Все аплодируют. Раневская размышляет о своем: «А Леонида все нет. Что он делает в городе так долго, не понимаю». Слова Шарлотты о своем одиночестве в начале второго акта ни к кому не обращены, хотя она находится среди других лиц. Варя подает Раневской телеграмму. Раневская: «Это из Парижа… С Парижем кончено…» Следующая реплика Гаева: «А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет?»
Еще более значительными в этой ситуации неслушания других становятся случаи, когда герои как будто отвечают на реплику, но связь оказывается механической - они вновь погружаются в собственные мысли. Трофимов говорит, что они с Аней «выше любви». Раневская: «А я вот, должно быть, ниже любви… (В сильном беспокойстве.) Отчего нет Леонида? Только бы знать: продали имение или нет?»
Жанровое своеобразие «Вишневого сада».
Сложная жанровая природа пьесы, которую Чехов назвал комедией и в которой так много серьезного и печального, соответствует его представлению о драме, в которой все должно идти так, как происходит в жизни. Чехов окончательно разрушил всякую жанровую определенность, убрал все ограничения и перегородки. И необходимым для этого оказалось новое для драмы соединение комического и серьезного, их перетекание друг в друга. Уже говорилось о том, что комический элемент присутствует в каждом герое пьесы, но точно так же каждый обладает своей лирической интонацией. Фарсовое в пьесе соединяется с трагическим. Дело даже не в том, что в пьесе о страданиях хороших людей Чехов применяет балаганную технику (удары палкой, падение с лестницы), более важно другое: каждый момент пьесы имеет как бы двойное освещение. Так, водевильная путаница с отправкой Фирса в больницу соединяется с образом конца - конца дома и сада, конца человеческой жизни, конца эпохи. Печальное и смешное оказываются в пьесе обратимыми. Лирическое начало помогает понять глубокую взволнованность и искренность героя, комическое смеется над его самопоглощенностью и односторонностью.Классическая отечественная литература всегда охотно поднимала общечеловеческие темы. Это и понятно: читателю интереснее и легче всего сопереживать именно тем героям, которые чем-то похожи на них. Самые сильные чувства у людей пробуждают те персонажи, которые живут тем же, чем и они. Антон Павлович Чехов в своей небольшой пьесе «Вишневый сад» поднимает несколько тем: жадность, семейные перипетии.
Философские аргументы, проблема счастья и вопросы воли
Но самой важной темой, которая красной линией проходит через все произведение и «склеивает» его части, выступает именно тема счастья. Проблема человеческого счастья, как ни странно, поднимается в не так часто. Казалось бы, что может быть важнее? Ведь если человек несчастлив, он не ценит жизнь, а это является самой серьезной проблемой, которая только может прийти к человеку. Дело в том, что проблема счастья человека - это не решенный вопрос, потому что все трактуют само понятие счастья по-разному. Для кого-то это - обилие денег, для кого-то - радостные лица родных за праздничным столом. У Чехова же это - вишневый сад.
Внутренний конфликт на фоне внешнего
Но почему же литературоведы считают, что «Вишневый сад» - произведение о счастье? Какие они приводят аргументы? Проблема счастья в пьесе связана практически с каждым персонажем. Например, Раневская считает, что лишится последней радости в жизни, если вырубят ее любимый вишневый сад, в котором прошла почти вся ее жизнь. Ее дочь Аня мечтает выйти замуж - в этом она видит счастье для себя. Старый Фирс рад и тому, что может заботиться о своих господах, и это приносит искреннюю радость ему. Лопахин же является прекрасным образцом человека, который находится в поисках меркантильного счастья. Итак, проблема счастья в «Вишневом саде» - это не только внутренний конфликт каждого персонажа. Это еще и главная мысль, которая одновременно остается довольно неуловимой. Среди литературных критиков распространено такое мнение, что сам по себе вишневый сад символизирует то недостижимое, о чем мечтает каждый персонаж, но в итоге эта недостижимая мечта уходит от них. Уходит она потому, что мало кто приложил достаточно усилий, чтобы ее удержать. Таковы основные аргументы. Проблема счастья - тема очень широкая, и Чехов сумел мастерски раскрыть ее, вложив в уста героев всего несколько удачных реплик.
Человечность - превыше всего
Интересно, что каждый персонаж ведет себя очень человечно. В «Вишневом саде» нет ни одного героя, который мог бы называться слишком картинным или шаблонным. Например, старенький Фирс встречается в каждой третьей семье - такой себе пожилой сердобольный мужчина, который готов отдать последнюю рубашку, пусть даже и у самого ничего нет. Автор показывает его как бы мельком, но именно этот персонаж вызывает больше всего сострадания. Читатель не знает, чего хочется Фирсу, и он видит только безграничную заботу и любовь, которую тот выказывает своим господам. А вот Лопахин вызывает раздражение. Человек, который изначально пытался поддержать семью, в итоге наносит им удар в спину. Видно, что он немного раскаивается, но большая часть его раскаяния все-таки напускная. Лопахин - идеальный бизнесмен, поэтому у него такие мелочные аргументы. Проблема счастья кажется ему нелепой, ведь у него на первом месте - материальные блага, а разве сравнишь их с эфемерным счастьем?
Трагедия Раневской
Каждому хочется урвать свой небольшой кусочек в жизни, но не у каждого это получается гладко. Проблема счастья в произведениях русской литературы поднимается с помощью изображения обычных русских людей, которые живут простой жизнью. Неудачливая Раневская пытается отыскать свое счастье в другой стране, куда она бежит после трагической смерти сына. Но она не может найти там долгожданный покой, потому что ведь и туда она повезла свои предубеждения и наивный характер. Она все равно возвращается в Россию, оставшись практически без средств к существованию. Поразительно, но ее вишневый сад просуществовал без нее целых пять лет, и она не вспоминала о нем заграницей. Однако когда появилась реальная угроза уничтожения этого сада, символа ее былой счастливой жизни, она запаниковала. Человек слаб, потому что привязывается не только к другим людям, но и к территории и вещам, а Раневская не может представить себе, что символ ее прошлого счастья вдруг куда-то денется.
Любовь, которая спасает мир
Многие российские писатели поднимают тему поиска собственного места в жизни и удовлетворенности этой самой жизнью. Поэты же акцентируют гораздо больше внимания на Например, проблема счастья в «Поэме без героя» Анны Ахматовой и в стихотворении под названием «Ты выдумал меня» вырастает именно из осознания лирическим героем своего несчастья на поприще любви.
В «Вишневом саде» тема любви также поднимается, и она точно также связана со счастьем. Дочь Раневской Аня мечтает выйти замуж и создать собственную семью, поэтому потерю вишневого сада она переживает гораздо легче матери. Ей не понять, как дорог и символичен для Раневской этот участок земли, засаженный деревьями, потому что в ее возрасте приоритеты совсем другие. Она молода и смотрит в будущее, а Раневская уже отжила свои лучшие годы, поэтому прошлое для нее значит так много. Возможно, этим Чехов пытается намекнуть читателю, что хорошее ждет нас только впереди, а тужить о прожитых годах глупо.
Такое разное счастье для всех
Литературоведы не зря приводят свои неопровержимые аргументы: проблема счастья в «Вишневом саду» - очень противоречивая тема. Критики до сих пор обсуждают это произведение, и к единому мнению так и не пришли. Когда это произведение рассматривается в школе или университете, лучше всего предоставить ученикам и студентам возможность свободно рассуждать и не заключать их в какие-то рамки. Наверное, Чехову бы даже понравилось то, с каким жаром молодое поколение рассуждает о проблеме счастья - вопросе, на который человечество не может вот уже который век найти единодушного ответа. Если когда-нибудь и будет раскрыт, то первооткрыватель ни за что не поделится открытием, ведь счастье - это что-то очень индивидуальное и локальное. То, что Раневской кажется драгоценным, практически не имеет никакой цены в глазах ее дочери, а разница между ними всего лишь в одно поколение. Главное - чтобы люди никогда не уставали искать ответ на этот важный вопрос: «Что я должен сделать, чтобы стать счастливым?»
Истоки создания пьесы.
А. П. Чехов закончил свою пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, когда новый век стучался в двери. Шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство разорялось и расслаивалось. Это был класс, обреченный на гибель. На смену ему шла могучая сила - буржуазия. Умирание дворянства как класса и приход капиталистов - вот основа пьесы. Чехов понимает, что и новые хозяева жизни недолго удержатся как класс, так как вырастает другая, молодая сила, которая будет строить новую жизнь в России.
Жанровые особенности пьесы.
Пьеса «Вишневый сад» проникнута светлым, лирическим настроением.Сам автор подчеркивал, что «Вишневый сад» является комедией, так как он сумел сочетать драматическое, подчас трагическое начало с комическим, как и в реальной жизни.
Тема.
Основное событие пьесы - покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы.
Конфликт комедии и его особенности.
Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трех поколений, трех социальных слоев общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.
Основные образы комедии.
Центральный образ пьесы - вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад - это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ - символ красоты русской природы, России. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада.
В пьесе мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, идет своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего. За обычными разговорами, за спокойным отношением друг к другу героев пьесы скрыто их непонимание друг друга. Основной конфликт пьесы «Вишневый сад» в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.
Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен Лопахиным, мир неопределившихся тенденций будущего - Аней и Петей Трофимовым.
Основная идея пьесы.
Ожидание изменений - вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев «Вишневого сада» угнетает временность всего сущего, бренность бытия. В их жизни, как и в жизни современной им России, «порвалась дней связующая нить», разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Все они бессознательно хватаются за прошлое, не понимая того, что его уже нет.
Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Одиноки и несчастны в этой жизни не только Раневская, Гаев, Лопахин, но и Шарлотта, Епиходов. Все герои пьесы замкнуты в себе, они настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Этот вопрос Чехов оставляет открытым... Петя Трофимов смотрит на жизнь исключительно с социальной точки зрения. В его речах много справедливого, но в них нет конкретного представления о разрешении вечных вопросов. Он мало понимает реальную жизнь. Поэтому Чехов дает нам этот образ в противоречии: с одной стороны, это обличитель, а с другой - «недотепа», «вечный студент», «облезлый барин». Аня - полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства.
Похожая информация.
Меню статьи:
В произведении Антона Павловича Чехова, конечно, читатель отыщет множество поднимаемых вопросов. Но одна из основных дилемм, один из главных лейтмотивов произведения – это проблема счастья, аргументы же, чтобы подтвердить точку зрения касательно этой материи автор выстраивает между строк. Писатель стремится объяснить, отчего же создается впечатление о тотальном несчастии всех героев пьесы. Проблема счастья, аргументы автора не очевидны и читатель должен быть внимательным, чтобы понять причины отсутствия счастливых персонажей у А. Чехова.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с А. П. Чехова
Счастье – это частая тема разговоров центральных персонажей «Вишневого сада», но, между тем, счастье остается абстрактным формированием. Наиболее общими вещами, как известно, занимается философия. Здесь раскрывается проблема счастья и категория счастья. Словари связывают счастье с ощущением абсолютного удовлетворения, а в философии счастье неразрывно следует за благом. Приставка «этическая» категория говорит о том, что наши поступки и действия, практика нашей жизни прямо относятся к счастью. Еще Лев Николаевич Толстой упоминал, что человеческое счастье разных людей похоже, между тем как несчастье – глубоко индивидуально. Возможно, поэтому счастливый человек не может стать героем произведения, по крайней мере – центральным.
Читая пьесу, действительно, читатель делает вывод о том, что счастье – это нечто простое, а порою, даже банальное. Желание успеха и славы, справедливости, материального благосостояния, стремление иметь хорошее здоровье, быть любимым и любить – это касается разговоров о проблеме счастья, аргументов и представлений о том, что такое счастье.
Проблема счастья и творчество
Эта тема не случайно проходит красной нитью сквозь произведения литературы. Ведь сам творец, автор, человек, способный к творчеству, зачастую не является счастливым. Любые жизненные сдвиги, приводящие к возникновению качественно новых образований (таких, как художественное произведение, научное открытие…) имеют толчком вовсе не состояние удовлетворенности, но, напротив, – ощущение неудовлетворенности, ощущение нехватки и неполноты. Это и становится главной причиной, толкающей человека к творчеству. Это объяснил австрийский философ и психиатр Зигмунд Фрейд, когда писал о сублимации. Та же мысль прослеживается и в работах Макса Шелера – другого немецкого философа, представителя философской антропологии.
Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается который написал А. П. Чехов
Между тем, для человека естественно стремиться к счастью. Поэтому творческий человек, вне рефлексии над истоками своего творчества, пытается понять, как же достичь счастья. Вне ощущения счастья человек не ощущает наслаждение жизнью, а потому поиски счастья – одна из центральных тем произведений литературы и философии.
Счастье: духовное и материальное
Антон Чехов обращается к проблеме счастья и аргументы, которые писатель находит, чтобы объяснить позицию в отношении счастья, довольно простые. Поэтому «Вишневый сад» понятный каждому человеку, потому что автор объясняет простыми словами, в каких формах предстает счастье. Пожалуй, каждый читатель находит здесь себя.
Во-первых, с одной стороны, счастье предстает в плане духовном и материальном, но, во-вторых, эти формы нельзя описать отдельно друг от друга: для персонажей «Вишневого сада» духовное счастье выстраивается вокруг собственно вишневого сада, но достичь счастья мешают социальные конвенции, собственные стереотипы, необдуманные поступки, излишние амбиции, невозможность рассмотреть человеческую сущность…
Вишневый сад, как известно, – завершает существование печально: опустевший и заброшенный, сад уничтожается, деревья рубятся. В доме, где больше не слышно шагов обитателей, умирает старый слуга, не сумевший понять новое время, реформу (1861 года) и новую парадигму существования. В этом контексте мы могли бы вспомнить и слова другого философа, на этот раз – франко-румынского мыслителя Э.-М. Чорана, который считал, что счастье мыслится человеком как последний золотой век, как рай, который он потерял, как недостижимую мечту, идеал.
Отправиться на поиски счастья?
Писатель демонстрирует проблему счастья, а аргументы автора – логичны. Вопреки мнению о том, что люди ощущают похожее счастье, персонажи «Вишневого сада» постоянно дискутируют о специфике счастья, об истоках счастья и о путях достижения этого состояния.
Например, Раневская, уставшая от любовных терзаний, вновь приезжает на родину, в родовое гнездо. Ощущая бремя вины за смерть любимого сына, Любовь пытается сбежать в другое место, считая, что счастье зависит от внешней локации. Но правда в том, что убежать от себя невозможно, и в любом месте несчастный человек остается несчастным, ведь корень счастья – внутри, а не вовне.
Иногда Раневская обращается мыслями к прошлому, к потерянному раю, к золотому веку. Несчастные люди часто живут воспоминания, однако, идеализируя память.
Раневская помнит, как была маленькой девочкой, беззаботно игравшей в этом вишневом саду. Женщина помнит юность и легкость этого периода жизни. Это объясняет, почему вишневый сад становится для нее столь важным. Вокруг сада выстраивается мир, которым Раневская пытается восполнить душевную пустоту. Это необходимо, чтобы разрешилась ее проблема счастья, аргументы, которые помещица находит, объясняя важность сада, заключается в ассоциации вишневых деревьев со спокойствием, особенно душевным. Ведь именно этого жаждет женщина.
Раневская считает, что счастье – это вопрос внешних обстоятельств. Но читатель убеждается, вчитываясь в описания героини, что осознать простую истину – счастье – это вопрос действий и решений человека – оказывается сложно, но важно. Устремляясь мыслями в прошлое, Раневская не находит сил, чтобы позаботиться о возвращении семье и имению былого величия и красоты.
Для Лопахина сад тоже относится к счастью: купец вспоминает о прошлом, о семье. Родители Лопахина были крепостными, а потому земля и деревья сущностно близки ему. Теперь купец вырвался из своего окружения, он больше не крепостной, и, казалось бы, удовлетворение может прийти в виде компенсации: Лопахин хочет стать владельцем сада, где его родители тяжело трудились. На деле, лишь Лопахину под силу осознать глубокую красоту вишневого сада, но, по иронии судьбы и обстоятельств, именно от его действий сад гибнет.
Возможно, круг, в который попадает человек, желая найти счастье в прошлом, ясно понимает только Петя Трофимов. Юноша говорит, что стоит разрывать узы прошлого, искать счастье в настоящем, пытаться ощутить прелесть момента, в котором находишься сейчас. Но человек – такое существо, которому трудно схватить настоящее, ведь человек постоянно устремлен либо в память, либо в прогнозы, антиципации будущего.
Как это ни странно, но счастье сумела отыскать Анна. Юность позволяет ей оптимистично смотреть на будущее, потому настоящее девушка воспринимает с вдохновением – как пролог к светлым событиям грядущих дней. Зачем сожалеть о старом саду, если можно посадить новый сад?