Повышение зарплаты воспитателям детских садов в. Ассоциация руководителей образовательных организаций
Работа воспитателя в Российской Федерации оплачивается полностью из государственного бюджета, за исключением труда в частных детских садах. Но работы в коммерческих организациях на сегодняшний день гораздо меньше, если сравнивать количество вакансий от частных и государственных работодателей.
Уже в 2017 году планомерно прекращается увеличение фонда зарплат для педагогов, сейчас доходы воспитателей остаются на сравнительно невысоком уровне. В целом, воспитатели не могли похвастаться конкурентоспособной заработной платой даже среди своих ближайших коллег. Остается только догадываться насколько повысят зарплату воспитателям в 2018 году. Большая часть фонда зарплат была израсходована на повышение учителям-предметникам. До сих пор, будет ли повышена воспитателям зарплата в 2018 году, остается актуальным и довольно острым для специалистов этой области.
Повышение зарплаты воспитателям в 2018
Год в плане зарплат можно назвать для воспитателей годом разочарования. Надежды на индексации зарплат были тщетными, на деле их не произошло. Также довольно туманны сейчас перспективы роста зарплат воспитателей в дальнейшем. Повысят ли зарплату воспитателям в 2018 году? Можно ожидать качественным изменений в положительную сторону.
По теме "зарплата воспитателей в 2018 году" последние новости таковы: чиновники дали обещание произвести индексацию и повысить окладную часть. В текущем году специалистов в материальном плане порадовать нечем. По заявлению правительства, в текущем бюджете фактически нет средств на то, чтобы проиндексировать заработные платы воспитателям.
Индексация зарплат воспитателям в 2018
Индексация зарплат воспитателям обязательно будет в 2018 году в соответствии с задачами, которые Президент официально поставил перед правительством:
- сократить очереди в ясли и детские сады;
- ежегодно индексировать оклады для воспитателей в учреждениях дошкольного типа. К сожалению, к середине 2017 года задачи нельзя считать полностью выполненными. Текущее положение дел спровоцировало уход из профессии большого количества молодых специалистов.
Для того, чтобы значительно улучшить материальное положение воспитателей, необходимо выделить несколько триллионов рублей. Получилось ли у Правительства выделить такую сумму в фонд зарплат, неизвестно. По текущей ситуации можно отметить лишь минимальную индексацию для каждого воспитателя в 200 рублей. Уровень зарплаты также зависит и от региона. Зарплата в Москве наиболее высокая за счет различных надбавок. В целом, сумма варьируется от 20 до 50 тысяч рублей. Если речь идет о провинциальном сельском детском саду, зарплата здесь не поднимется выше 12 тысяч рублей за редким исключением. Некоторые источники предполагают, что воспитатели из провинции улучшат свое материальное положение на 200 процентов. Зарплата воспитателя в 2018 году станет более высокой за счет большого количества специальных надбавок. По другим данным, индексация зарплат воспитателей в 2018.
Зарплаты помощников воспитателей в 2018
Увеличение зарплаты воспитателей в 2018 вполне возможно, но как быть с их помощниками? Должность помощника воспитателя нельзя назвать достаточно востребованной и престижной. Зарплаты здесь довольно низкие и вопрос о повышении доходов этим специалистам актуальным был всегда. При высокой нагрузке оклад по должности варьируется на текущий момент от 6 до 15 тысяч рублей. В Москве эти показатели чуть выше - до 20 тысяч рублей. По заверению правительства, оклады будут обязательно проиндексированы в 2018 году. Можно надеяться на повышение зарплат для помощников воспитателей на 3-5 процентов.
Возможно Вас заинтересуют.
Повышение зарплаты воспитателей, а также их ближайших коллег – учителей средних школ уже имело место в недавней истории роста зарплат. Но оно оказалось сравнительно недолговременным, и являлось лишь частью проекта под названием «информатизация и модернизация образовательного процесса». На фоне направляемых в образовательные учреждения средств и очередных трашей на приобретение компьютерной техники и современного школьного оборудования, а также обучения специалистов работе с данным оборудованием и электронными учебниками и учебными программами, что явилось для привыкших к размеренному темпу стандартных вербально-письменных методик обучения педагогов, дополнительной рабочей нагрузкой.
В тот момент, когда модернизация прочно вошла в жизнь школы, прекратилось и увеличение фонда оплаты труда педагогов, и зарплаты вернулись практически на прежний уровень. Воспитатели в этот период попали в категорию «обиженных» педагогов, так как их зарплаты даже в тот период не особенно увеличились. На фоне сложившейся ситуации вопрос, что будет с зарплатой воспитателей в 2018 году, приобретает особенную остроту и значимость. Примечательно, что если в крупных городских школах педагоги и воспитатели смогли сохранить приличествующий уровень зарплат, то педагоги небольших сельских школ продолжают получать «голые» оклады с небольшой премиальной выплатой.
Надежды на 2018 год
Сложно сказать, какие причины в этом кроются, но многие искренне надеются на то, что в 2018 году произойдут самые большие перемены, касающиеся не только геополитики и макроэкономики, но и зарплат простых граждан России.Текущий год для работников дошкольных образовательных учреждений начался с разочарований, наибольшим из которых стал тот момент, что обещанной индексации их окладов не произойдет, а значит, и росте можно позабыть. А вот на вопрос о том, будет ли повышение зарплаты воспитателей в 2018 году, чиновники отвечают утвердительно, обещая произвести и индексацию и увеличить окладную часть.
Правительство пояснило, что в бюджете текущего года расходы на индексацию зарплат воспитателей не предусмотрено. Следует отметить, что в недавнем прошлом Указом Президента перед исполнительными органами страны были поставлены задачи:
- ежегодно индексировать оклады воспитателей в дошкольных учреждениях;
- сократить очереди в детские сады и ясли, которые были введены в силу повышения рождаемости.
Но, к текущему периоду поставленные задачи так и не были выполнены, что привело не только к социальному возмущению в родительской среде, но и текучести молодых кадров. Таким образом, сокращение воспитателей – молодых специалистов вынудили руководителей дошкольных учреждений привлекать к работе педагогов-пенсионеров.
Примечательно, что согласно Указу Президента на то, чтобы улучшить положение всех социальных слоев планировалось выделить порядка 4,5 трлн. руб., но фактически ситуация обстоит совсем иначе. Так, индексация заработных плат воспитателей в денежном выражении составила всего 200 руб. На фоне повышения зарплат военнослужащим, полиции, врачам такая сумма выглядит смешной и ничтожной.
Кроме того, если сравнить зарплаты воспитателей в Москве и других регионов, то разница составит примерно 1:3, а иногда и 1:4. Такая ситуация объясняется тем, что зарплата московских воспитателей возрастает за счет всевозможных надбавок и варьируется от 20 до 40 тыс. руб., в то время, как их коллеги в сельской местности получают от 8 до 13 тыс. руб.
По мнению экспертов и ряда источников, в 2018 году это недоразумение будет решено. По некоторым данным зарплата бюджетников, в частности воспитателей в детских садах возрастет на 200%. Несмотря на столь существенное процентное значение, в реальности, воспитатель в глубинке вместо 8 тыс. будет получать от 16 до 20 тыс. руб. Также в источниках сообщается, что повышение будет производиться за счет надбавок.
Другой вопрос, будет ли повышение окладов воспитателям в 2018 году в России: последние новости говорят о предстоящей их индексации, размер которой составит не более 4%. В пересчете на денежное выражение, если сегодня за средний оклад взять 8 тыс. руб., то повысится он, лишь на 320 руб.
Повышению быть
План, согласно президентскому Указу о повышении зарплат бюджетникам, должен быть выполнен к 2018 году, прибавка к зарплате воспитателям в 2018 году в России обязательно будет, но вот ее размеры могут и обмануть ожидания педагогов.Вопрос о размеры повышения во многом зависит от того, какой механизм и каким образом будет использован. Если говорить о системе поощрений, примечательно, что такой опыт уже имеется и описан выше, когда премиальные выплаты носили временный характер, то увеличится не окладная или базовая составляющая фонда оплаты труда, а стимулирующая, то, премию, во-первых, еще нужно заработать, а во-вторых, она не индексируется, коэффициенты на нее не начисляются. Хочется надеяться, что в преддверии президентских выборов, увеличение зарплаты младшего воспитателя в 2018 году в России все, же произойдет, удовлетворить ли его размер специалистов, остается вопросом.
Новый принцип премий
Выше уже отмечалось, что право на получение премии воспитатель должен еще заработать и доказать. В периоды с 2012 по 2014 годы система поощрения существенно изменилась. Так, для поощрения воспитателей были введены премиальные баллы. 1 балл при начислении премиальных умножался на установленный коэффициент. Заработать такие баллы воспитатель мог, проведя различного рода, развивающие или развлекательные мероприятия для своих воспитанников. Казалось бы, вполне справедливая система, но, для того, чтобы получить заветный балл, воспитатель вынужден брать на себя большой объем дополнительной работы, что существенно снижает качество его основной работы. На этом фоне снижается и уровень подготовленности детей к школе, вызывая негатив со стороны родителей и педагогов начального звена. Последним, по сути, приходиться дорабатывать с детьми, приводя их уровень подготовки к тому, который они должны иметь при поступлении в 1 класс, выполняя тот объем работы, который недовыполнили воспитатели, «гоняясь за баллами».Таким образом, было бы правильно и логично повышение ставки воспитателя на 2018 год в РФ, а не создавать бессмысленные механизмы мониторинга работы специалистов и вводя бальные системы премирования.
Отметить следует и то, что организация досуга детей в дошкольных образовательных учреждениях – это, по сути, одна из ключевых функциональных обязанностей воспитателя, а значит, ее стоимость уже заложена в оклад. Соответственно, складывается впечатление, что данная функция оплачивается дважды. Объяснить такое нелогичное поведение властей можно объяснить лишь тем, что премии можно назначить также легко, как и их отменить. Иными словами, чиновники создают для себя удобные «отходные пути», которые при нехватке бюджетных средств, помогут с легкостью отметить премиальные обещания, в то время как снизить оклад будет невозможно. Учитывая невысокий процент и индексации, и повышения окладов, воспитатели вообще рискуют получить минимальную надбавку.
Независимо от того, к какой прослойке общества относится семья, родители с особой тщательностью относятся к выбору человека, которому они доверят самое дорогое, что у них есть – ребенка. Для большинства обычных российских семей таким важным и ценным человеком, на плечи которого ложится обучение малышей в дошкольном возрасте, является воспитатель детского сада. Но, несмотря на всю важность данной профессии и высокие требования к кандидатам со стороны руководства государственных дошкольных учреждений, доход воспитателей сегодня остается очень низким (в среднем 19 842 рублей, что на 25% ниже зарплаты учителя). Сложная ситуация, грозящая оттоком специалистов из данной сферы, сложилась из-за того, что за последние годы нормы ставки для сотрудников дошкольных учебных заведений не пересматривались и не индексировались. Кажется, что вопрос, будет ли повышена зарплата воспитателей в 2019 году, завис в воздухе, но работники дошкольного образования продолжают надеяться, перечитывая последние новости, ведь в руководстве страны не раз подчеркивали, что образование – одно из самых приоритетных направлений.
Воспитатель – это призвание.
Действительно, невозможно представить, что бы человек сегодня стремился получить педагогическое образование с единой целью – добиться высоких доходов. Учить и воспитывать детей – это призвание! Воспитатель несет полную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника. Он учит малышей не только азбуке и счету, но и основным навыкам социальной жизни, общения со сверстниками и взрослыми. Каждый родитель понимает, что именно от этого первого жизненного опыта, получаемого малышом в детском саду, во многом зависит его успешность в будущем (и не только в плане учебы).
Так почему же о людях, от которых так много зависит, так долго забывали?
Чукотка – 75 425 руб.;
Ямало-Ненецкий округ – 71516 руб.;
Камчатка – 60151 руб.;
Конечно, показатели средней заработной платы по отрасли существенно отличаются от цифр, которые назовут обычные воспитатели и нянечки. Такая картина складывается по двум причинам:
При расчете учитываются оклады всех сотрудников, включая начальство;
Статистика считает не только оклады бюджетников, но и зарплаты воспитателей частных детских садов, которые на порядок выше.
Возможны ли перемены к лучшему? Что может предложить сотрудникам детских садов и яслей Правительство, что бы сохранить уже имеющийся штат опытных и умелых воспитателей и привлечь в дошкольные учебные заведения молодые кадры?
Грядущая реформа.
Уже в следующем году бюджетники смогут рассчитывать на повышение оклада. Последние новости говорят, что и зарплата воспитателей должна ощутимо возрасти в 2019 году благодаря запланированной реформе. Уже в 2018 году Владимир Путин поставил перед правительством такие приоритетные задачи, как: сокращение очередей в дошкольные учебные заведения; индексация заработной платы воспитателям и помощникам воспитателей. Конечно, индексация не сможет кардинально решить проблему, ведь поднимет оклад отдельно взятому воспитателю всего на 4% (примерно 200-500 руб.). Но, это будет только начало перемен, анонсированных представителями Министерства труда и социальной защиты РФ. В грядущем году планируют: Заменить устаревшую 27-миразрядную тарифную сетку на оптимизированную 17-тирязрядную. Для этого будет реализован новый принцип деления на профессионально-квалификационные группы. Привязать базовый оклад воспитателя к прожиточному минимуму. Повысить заработную плату сотрудникам бюджетных организаций на 80%. Передать местным органам власти и департаментам право тарифицировать оклады.
С мая 2018 года МРОТ составляет 11163 руб., но если в регионе он выше, то в качестве минимального порога будет использоваться региональный МРОТ. Таким образом, минимальная заработная плата воспитателя в большинстве регионов будет установлена на уровне 11163 руб., а для 10 регионов еще выше: Магаданская обл.19 500 Москва18 742 Республика Саха17 388 Санкт-Петербург17 000 Камчатский край16 910 Ямало-Ненецкая автономия16 299 Сахалинская обл.15 150 Ненецкий автономный округ14 260 Московская обл.13 750 Тульская обл. - 13 000.
Стоит ли опасаться сокращений?
Обещания руководства часто сопровождаются многочисленными подводными камнями. Так, многих сегодня волнует вопрос, не повлечет ли за собой повышение зарплаты сотрудникам дошкольных образовательных заведений (в том числе помощникам воспитателя) очередную волну сокращений уже в 2019 году. Эксперты обещают, что этого не произойдет, приводя в качестве аргументов такие факты, как: нехватка квалифицированных кадров в данной сфере; уже проведенная ранее оптимизация кадрового состава; активная реализация проекта по уменьшению очередей, в рамках которого во многих регионах открывают новые детские сады.
Насколько в реальности вырастет зарплата воспитателей в результате обещанной реформы 2019 года и поможет ли это повысить престижность профессии, покажет время. Но уже сам факт того, что на проблему обратили внимание, вселяет надежду на то, что каждого малыша в детском саду будет встречать опытный квалифицированный воспитатель, любящий свою работу и дорожащий рабочим местом.
Заработная плата в бюджетной сфере так или иначе влияет и на размер заработков в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: «Какое предусмотрено повышение окладов бюджетникам в 2018 году?» Ведь исходя из его размеров можно провести индексацию и в своей фирме. Изучим этот вопрос подробнее.
Решением Правительства, принятым на заседании Правительства 18 января 2018 года, одобрено выделение 14,5 млрд рублей на финансирование в 2018 году повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетных учреждений. Посмотрим, что это это это за отдельные категории.
Кто такие госслужащие и бюджетники
Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим скрываются все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять их всех в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку заработные платы чиновников и военных подчиняются отдельным правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2018 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и что можно ожидать от 2018 года.
Другие бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудится около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) это составляет более третьей части. Из всех бюджетников примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:
- школ;
- детских садов;
- средних и высших учебных заведений;
- медицинских учреждений;
- библиотек, музеев и других культурных учреждений;
- научных институтов.
- у преподавателей в вузах и врачей (медработников с высшим образованием) уровень оплаты труда должн составлять не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень оплаты труда не должен быть ниже средней зарплаты по региону.
- сократить очереди в ясли и детские сады;
- ежегодно индексировать оклады для воспитателей в учреждениях дошкольного типа. К сожалению, к середине 2017 года задачи нельзя считать полностью выполненными. Текущее положение дел спровоцировало уход из профессии большого количества молодых специалистов.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: статья 129 и статья 135.
- Трудовой договор или коллективное соглашение между работником/группой работников и работодателем равно как и другие внутриорганизационные нормативные документы: Устав, тарифная сетка и так далее.
- Приказы Минобрнауки РФ (в частности, приказ за номером 1600 и приказ за номером АФ-947) и Минздравсоцразвития РФ.
- Указы президента РФ. В рамках данной статьи особый интерес для исследования и внимания читателя представляют Указы президента Российской Федерации, изданные в мае 2012 года (в частности, Указ за номером 597).
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условиях их работы регулирует Трудовой кодекс РФ, а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры Минкульт.
Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата бюджетников по Российской Федерации в 2016 году составила 36,5 тысячи рублей. Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12–15 тысяч рублей в месяц. В целом же картина средних заработных плат по отраслям работников бюджетной сферы выглядит так:
Из этой инфографики очевидно, что с советских времен в оплате труда учителей и врачей мало что изменилось, и, как заметили герои старого известного фильма: «У нас не слишком большие зарплаты». Поэтому руководство страны все время обещает повышение окладов бюджетникам. В 2018 году об этом говорил Президент России Владимир Путин в ходе прямой линии. Однако пока дело дальше ежегодной индексации не дошло.
Индексация зарплат в 2018 году
Индексация окладов работникам бюджетной сферы является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Тогда, в мае, сразу после вступления в должность, глава государства издал 11 указов, которые касались повышения содержания госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2018 году в первую очередь - учителям и врачам.
Повышать оплату труда будут тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:
Повышение будет поэтапным. В конце всех этапов:
Пока этот план до конца так и не выполнен, к сожалению. На несколько лет поэтапное повышение окладов было заморожено, а ежегодную индексацию власти делали только на уровень инфляции. Правда, в 2018 году повышение запланировано. В этом году на это из федерального бюджета выделено 40 миллиардов рублей. Министр труда и соцзащиты России Максим Топилин на заседании комитета по социальной политике Совета Федерации рассказал, что средства уже направлены в регионы. Это позволит выполнить обещания Президента.
Зарплаты воспитателей в 2018
Работа воспитателя в Российской Федерации оплачивается полностью из государственного бюджета, за исключением труда в частных детских садах. Но работы в коммерческих организациях на сегодняшний день гораздо меньше, если сравнивать количество вакансий от частных и государственных работодателей.
Уже в 2017 году планомерно прекращается увеличение фонда зарплат для педагогов, сейчас доходы воспитателей остаются на сравнительно невысоком уровне. В целом, воспитатели не могли похвастаться конкурентоспособной заработной платой даже среди своих ближайших коллег. Остается только догадываться насколько повысят зарплату воспитателям в 2018 году. Большая часть фонда зарплат была израсходована на повышение учителям-предметникам. До сих пор, будет ли повышена воспитателям зарплата в 2018 году, остается актуальным и довольно острым для специалистов этой области.
Повышение зарплаты воспитателям в 2018
Год в плане зарплат можно назвать для воспитателей годом разочарования. Надежды на индексации зарплат были тщетными, на деле их не произошло. Также довольно туманны сейчас перспективы роста зарплат воспитателей в дальнейшем. Повысят ли зарплату воспитателям в 2018 году? Можно ожидать качественным изменений в положительную сторону.
По теме «зарплата воспитателей в 2018 году» последние новости таковы: чиновники дали обещание произвести индексацию и повысить окладную часть. В текущем году специалистов в материальном плане порадовать нечем. По заявлению правительства, в текущем бюджете фактически нет средств на то, чтобы проиндексировать заработные платы воспитателям.
Индексация зарплат воспитателям в 2018
Индексация зарплат воспитателям обязательно будет в 2018 году в соответствии с задачами, которые Президент официально поставил перед правительством:
Для того, чтобы значительно улучшить материальное положение воспитателей, необходимо выделить несколько триллионов рублей. Получилось ли у Правительства выделить такую сумму в фонд зарплат, неизвестно. По текущей ситуации можно отметить лишь минимальную индексацию для каждого воспитателя в 200 рублей. Уровень зарплаты также зависит и от региона. Зарплата в Москве наиболее высокая за счет различных надбавок. В целом, сумма варьируется от 20 до 50 тысяч рублей. Если речь идет о провинциальном сельском детском саду, зарплата здесь не поднимется выше 12 тысяч рублей за редким исключением. Некоторые источники предполагают, что воспитатели из провинции улучшат свое материальное положение на 200 процентов. Зарплата воспитателя в 2018 году станет более высокой за счет большого количества специальных надбавок. По другим данным, индексация зарплат воспитателей в 2018.
Зарплаты помощников воспитателей в 2018
Увеличение зарплаты воспитателей в 2018 вполне возможно, но как быть с их помощниками? Должность помощника воспитателя нельзя назвать достаточно востребованной и престижной. Зарплаты здесь довольно низкие и вопрос о повышении доходов этим специалистам актуальным был всегда. При высокой нагрузке оклад по должности варьируется на текущий момент от 6 до 15 тысяч рублей. В Москве эти показатели чуть выше — до 20 тысяч рублей. По заверению правительства, оклады будут обязательно проиндексированы в 2018 году. Можно надеяться на повышение зарплат для помощников воспитателей на 3-5 процентов.
Эксперты оценили детсадовскую экономику
В российских детских садах воспитатели все меньше времени уделяют индивидуальной работе с детьми, но получают более высокую, чем прежде, зарплату. Такие выводы сделали эксперта Института образования НИУ «Высшая школа экономики» в ходе мониторинга экономики образования в 2016/17 учебном году. Это происходит на фоне роста детсадовских групп (иногда до 40 детей) и сокращения, в частности, логопедов и музыкальных работников, что «резко снижает общий эффект огромных инвестиций» в дошкольное образование. В Госдуме заявили, что уже готовят поправки по установлению предельной нагрузки на воспитателей.
Ежемесячные доходы воспитателей в 2017 году выросли на 9% в муниципальных детских садах и на 15% - в частном секторе. Таким образом, заработная плата воспитателя в госучреждении составляет 19 842 руб., а в частном - 21 026 руб. Такие данные получены экспертами Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) в ходе мониторинга экономики образования в 2016/17 учебном году (опрошено 3887 человек из всех регионов России). Исследование проводится с 2002 года по поручению Министерства образования и науки РФ.
В целом педагоги дошкольного образования демонстрируют оптимизм: если в 2012 году 60% респондентов связывали ожидания и перспективы с работой, теперь таких - 76,2%. Сменить место работы хотели бы 15,8%, однако реально ищут или уже нашли другую работу только 1,2%. Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин указывает на преобразования в отрасли, начатые в 2013 году: «Дошкольную подготовку признали уровнем образования, ввели федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Тогда же началось повышение зарплаты воспитателям».
Напомним, согласно майским указам президента РФ 2012 года, с 2013 года средняя заработная плата дошкольных педагогов должна равняться средней заработной плате в сфере общего образования в регионе. По данным мониторинга НИУ ВШЭ, сегодня средняя зарплата воспитателя детсада составляет 75–80% зарплаты учителя в школе. «К сожалению, вспомогательному персоналу - помощникам воспитателя, блоку организации питания, логопедам и медперсоналу,- чья роль в жизни дошкольного учреждения чрезвычайно велика, оплату почти нигде не подняли. Такая ситуация может приводить к напряжению в коллективе»,- отмечает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Увеличение доходов связано и с ростом нагрузки на педагогов, указывают эксперты, об этом заявляют 51% воспитателей государственных детсадов, 26% - в частном секторе. В ходе мониторинга выявлено, что детей реже выводят на вечернюю прогулку, особенно зимой, нередко после дневного сна остается один педагог на две группы, в отличие от утренних часов, когда в каждой группе работают и воспитатель, и помощник воспитателя. Как ранее сообщал “Ъ”, о том, что майские указы президента о повышении доступности дошкольного образования выполнены с нарушениями, заявляли активисты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). В апреле 2017 года правительство РФ отчиталось, что доступность дошкольного образования для детей от трех до семи лет в среднем по стране составила 98,73%, а средняя наполняемость групп составляет 25,3 человека. Однако, по данным ОНФ, в 15% случаев в группах занимаются 30–39 воспитанников. «Раньше предельная наполняемость была 15 человек для младших групп, с трех лет - 20 человек. После исключения этого параметра из СанПиНов наполняемость групп, по свидетельству воспитателей, достигает 25–26 человек,- подтверждает Ирина Абанкина.- В некоторых регионах доходит до 40 человек».
При этом в муниципальных садах происходит сокращение, в частности, музыкальных педагогов и логопедов, утверждают в НИУ ВШЭ. «Финансовая выгода - всего 5% от общих расходов на дошкольное образование,- говорит Исак Фрумин,- но она резко снижает общий эффект огромных госинвестиций».
«Согласно требованиям ФГОСов дошкольного образования, образовательная организация обязана предусмотреть создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности»,- ответили “Ъ” в пресс-службе Минобрнауки на просьбу прокомментировать результаты исследования. В ведомстве отметили, что, согласно ФГОСам, российское дошкольное образование обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками. «Министерство внимательно относится ко всем исследованиям в этой области и, безусловно, ознакомится и с этими данными»,- заключили в министерстве.
Зампред комитета по образованию и науке РФ Любовь Духанина сообщила “Ъ”, что совместно с ОНФ разрабатываются поправки к законодательству, которые установят предельную норму нагрузки на педагогов дошкольных учреждений. «Фактическое повышение зарплаты произошло за счет увеличения нагрузки, подчас непрофильной, которую должен выполнять вспомогательный персонал. Также воспитатели говорят об удивительных случаях, когда стимулирующая часть зарплаты начисляется за посещаемость детей или своевременную оплату каких-либо услуг родителями»,- говорит она. По ее словам, поправки, устанавливающие предельную нагрузку на воспитателей, будут разработаны и представлены на общественное обсуждение в ближайшие полтора месяца.
www.kommersant.ru
Зарплата воспитателей в 2018 году
Предлагаем вашему вниманию последние новости о зарплате воспитателей в 2018 году – актуальная информация, собранная из открытых источников СМИ, законодательных нормативов и статистических данных.
Сущность профессии воспитателя и обоснованность бюджетной индексации заработной платы
Воспитатель представляет собой сотрудника дошкольных, школьных и/или специализированных учебных учреждений, находящихся в муниципальной или частной собственности. Рамки исследования ограничиваются заработной платой воспитателей, работающих в муниципальных учебно-воспитательных заведениях, так как зарплата частных работников не подлежит индексации со стороны органов власти. Заработная плата воспитателей регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
Сущность индексации заработной платы и «майские Указы» президента РФ
В соответствии с Указом президента Российской Федерации 2012 года за номером 597 заработная плата воспитателей должна быть увеличена на 50%. Данное решение является долгосрочным и должно быть полностью реализовано к 1 января 2018 года. Неофициально Указы, изданные в мае 2012 года в отношении повышения заработной платы бюджетных работников, получили название «майские Указы».
Статистические данные по заработным платам воспитателей в разных регионах России на 2012 год в период до издания «майских Указов» президента РФ
Статистические данные на 2017 год по заработным платам воспитателей в разных регионах Российской Федерации
Средний процент индексации заработной платы воспитателей с 2012 года по 2017 год и прогнозы в отношении индексации на 1 января 2018 года
Как видно из вышеприведенных статистических данных по заработной плате воспитателей в различных регионах Российской Федерации, с 2012 года до издания Указов президента о повышении зарплаты бюджетным работникам по 2017 год заработная плата была проиндексирована в среднем на 30 процентов. Таким образом, на основании данных, приведенных в разделе «Сущность индексации заработной платы и «майские Указы» президента РФ», до 1 января 2018 года заработная плата воспитателей должна быть проиндексирована еще на 20 процентов. В качестве примера: в Тульской области зарплата должна составить в нижнем пределе примерно 18000 рублей и в верхнем пределе примерно 35000 рублей.
Из чего состоит зарплата воспитателя:
Базовый оклад;
стаж работы (общий педагогический и непрерывный);
премия;
квалификация;
дополнительное образование;
прочие стимулирующие и компенсационные надбавки (районный коэффициент, северные и др.);
работа сверх нормы (например, 1,5 или 2 смены);
ночное дежурство;
ведение дополнительных занятий (например, кружки);
преподавание иностранного языка;
специализированные (логопедические, офтальмологические) группы;
совместительство.
Размер зарплаты определяет непосредственный работодатель. Если воспитатель работает в частном детском саду, платит ему владелец бизнеса, если сад государственный, деньги его сотрудники получают из бюджета. Государство регулирует минимальный уровень оплаты труда. С мая 2018 года МРОТ равен 11 163 руб. Это федеральный минимум, ниже которого нигде в РФ не имеют права платить за месяц работы. Регионы уполномочены утверждать свой минимум. Его размер может превышать федеральный, но не может быть меньше. В Москве МРОТ выше, чем федеральный. На лето 2018 года он составляет 18 742 руб.
Полная месячная зарплата в Москве должна быть как минимум 18 742 руб., что соответствует прожиточному минимуму в российской столице. Соответственно, если после всех положенных начислений зарплата воспитателя не дотягивает до этой суммы, работодатель обязан добавить еще.
В сентябре 2017 года доходы воспитателей были проиндексированы, но прибавка оказалась незначительной – 5,5-8%. Она не перекрывала реальную инфляцию, поэтому на повестку поставили вопрос очередного повышения. Тем более что из-за низкой оплаты труда воспитатели уходят из муниципальных детсадов, что порождает дефицит кадров.
Повышение зарплаты в 2018 году действительно произошло, но коснулось не всех. Повышение затронуло работников, получающих минимальную зарплату, так как с мая был повышен МРОТ. В Москве минимальная зарплата 18 742 руб. Реально прожить на эти деньги в столице весьма проблематично. К тому же после вычета налога на доходы физических лиц, размер которого составляет 13%, на руки работники получают еще меньше. По причине низкого дохода наблюдается отток кадров. Исправить ситуацию способно значительное повышение уровня оплаты труда воспитателей и других работников детских дошкольных учреждений.
В регионах РФ ситуация еще более напряженная с оплатой труда воспитателей государственных садов, ведь в большинстве субъектов федерации региональный МРОТ равен федеральному – 11 163 руб.
Обзор ресурсов по трудоустройству показывает, что, по состоянию на лето 2018 года, в Москве постоянно имеется 100-200 предложений с вакансией воспитателя. Средняя зарплата предлагается на уровне 30-35 тысяч рублей.
1. 26% вакансий с зарплатой от 20 до 29 тысяч руб.
2. 33% вакансий с зарплатой от 30 до 39 тысяч руб.
3. 29% вакансий с зарплатой от 40 до 49 тысяч руб.
4. Остальные указали договорную оплату. Ее размер оговаривается во время собеседования.
Для российской столицы это невысокие показатели. К примеру, средняя зарплата в Москве в 2017 году составила 92 тысячи рублей, что почти вдвое выше максимальной зарплаты воспитателя.