Расположение евразии. Географическое положение материка Евразия
Евразия - величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 всей суши планеты. Огромные размеры и сложное строение земной коры создают неповторимые по разнообразию природные условия.
Географические рекорды материка
В Евразии находится самая высокая гора Земли - Джомолунгма (Эверест), самая большая горная система по площади - Тибет, самый большой полуостров - Аравийский, самая большая географическая область - Сибирь, самая низкая точка суши - впадина Мертвого моря.
Евразия - самый высокий материк на Земле, его средняя высота - около 830 метров. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 километров.
Рельеф Евразии чрезвычайно разнообразен, на нем находятся одни из самых больших равнин и горных систем мира: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Тибетское нагорье.
В Евразии находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи, с высочайшей вершиной мира - горой Джомолунгма.
Рис. 4. Джомолунгма
Евразийские горные системы Гималаев, Тибета, Гиндукуша, Памира, Тянь-Шаня и др. образуют самую большую горную область на Земле. Это часть Евразии отличается большой активностью земной коры.
Рис. 5. Рельеф Евразии ()
Чем же объяснить разнообразие рельефа Евразии? Это результат взаимного действия внутренних и внешних рельефообразующих процессов.
Территория Евразии, как мозаика, составлена из платформенных блоков, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Самые древние - Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская и Южно-Китайская платформы.
Равнины и горы, созданные внутренними силами, постоянно изменяют свой рельеф под влиянием внешних сил.
Формы рельефа, созданные реками, распространены на материке повсеместно: склоны гор расчленены ущельями и каньонами, поверхности плато - террасами.
Речными наносами - аллювием - сложены крупнейшие равнины Евразии - Великая Китайская, Индо-Гангская, Месопотамская, Западно-Сибирская.
Рис. 6. Месопотамская низменность
На юго-востоке и юго-западе Евразии - п-ве Индокитай, в Средиземноморье, на Кавказе широко распространены карстовые формы. Известняки, слагающие поверхность, растворяются просачивающейся в толщу пород водой. И на поверхности возникают бездонные пропасти, а глубоко под землей - пещеры, перегороженные частоколами сталагмитов и сталактитов.
Прочтите § 43. Выполните практическую работу:
В контурной карте, используя карту атласа и текст лекции, нанесите объекты береговой линии материка.
Список литературы
Основна я:
География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобраз. уч. / А. П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. Серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас. Серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная:
1. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.
2. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.
3. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.
4. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2005. - 160 с.
1.Русское географическое общество ().
2. Российское образование ().
3. Журнал "География"().
4. Географический справочник ().
Евразия - величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 всей суши планеты. Огромные размеры и сложное строение земной коры создают неповторимые по разнообразию природные условия.
Географические рекорды материка
В Евразии находится самая высокая гора Земли - Джомолунгма (Эверест), самая большая горная система по площади - Тибет, самый большой полуостров - Аравийский, самая большая географическая область - Сибирь, самая низкая точка суши - впадина Мертвого моря.
Евразия - самый высокий материк на Земле, его средняя высота - около 830 метров. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 километров.
Рельеф Евразии чрезвычайно разнообразен, на нем находятся одни из самых больших равнин и горных систем мира: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Тибетское нагорье.
В Евразии находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи, с высочайшей вершиной мира - горой Джомолунгма.
Рис. 4. Джомолунгма
Евразийские горные системы Гималаев, Тибета, Гиндукуша, Памира, Тянь-Шаня и др. образуют самую большую горную область на Земле. Это часть Евразии отличается большой активностью земной коры.
Рис. 5. Рельеф Евразии ()
Чем же объяснить разнообразие рельефа Евразии? Это результат взаимного действия внутренних и внешних рельефообразующих процессов.
Территория Евразии, как мозаика, составлена из платформенных блоков, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Самые древние - Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская и Южно-Китайская платформы.
Равнины и горы, созданные внутренними силами, постоянно изменяют свой рельеф под влиянием внешних сил.
Формы рельефа, созданные реками, распространены на материке повсеместно: склоны гор расчленены ущельями и каньонами, поверхности плато - террасами.
Речными наносами - аллювием - сложены крупнейшие равнины Евразии - Великая Китайская, Индо-Гангская, Месопотамская, Западно-Сибирская.
Рис. 6. Месопотамская низменность
На юго-востоке и юго-западе Евразии - п-ве Индокитай, в Средиземноморье, на Кавказе широко распространены карстовые формы. Известняки, слагающие поверхность, растворяются просачивающейся в толщу пород водой. И на поверхности возникают бездонные пропасти, а глубоко под землей - пещеры, перегороженные частоколами сталагмитов и сталактитов.
Домашнее задание
Прочтите § 43. Выполните практическую работу:
В контурной карте, используя карту атласа и текст лекции, нанесите объекты береговой линии материка.
Список литературы
Основна я:
География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобраз. уч. / А. П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. Серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас. Серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная:
1. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.
2. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.
3. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.
4. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2005. - 160 с.
1.Русское географическое общество ().
2. Российское образование ().
3. Журнал "География"().
4. Географический справочник ().
Тема урока: Географическое положение материка Евразия.
Цели и задачи урока:
Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмотреть особенности физико-географического положения материка;
Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности, по знакомить с историей исследования материка; продолжить формирование умения самостоятельно работать с источниками дополнительной информации, формулировать вопросы.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Актуализация и мотивация знаний.
3. Новая тема.
План изучения нового материала:
Природные особенности
История заселения и исследование Евразии
Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии».
Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.
Географическое положение материка Евразия
Евразия – крупнейший материк в мире. Его площадь вместе с островами составляет 53,3 млн. км², что соответствует 1/3 части суши. Кроме того, на этом гигантском материке проживает ¾ населения земного шара, т.е. свыше 4 млрд.человек.
Материк Евразия состоит из двух частей света - Европы и Азии. Условная граница проходит по восточной части Уральских гор, северному побережью Каспийского моря, реке Урал, Кумо - Манычской впадине, затем по Азовскому и Черному морям и проливам, соединяющим Черное море со Средиземным.
Крайняя точка на севере Евразии – мыс Челюскин (77˚43΄с.ш.),
Крайняя точка на юге – мыс Пиай (1˚16΄с.ш.),
Крайняя точка на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.),
Крайняя точка на западе – мыс Дежнева (169˚40΄).
Расстояние между северной и южной точкой 8000км.Если некоторые острова расположены ближе к Северному полюсу, то острова Малайского архипелага тянутся от экватора к югу до 11˚ю.ш.
Расстояние между крайней точкой на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.) – и крайней точкой на западе – мыс Дежнева (169˚40΄з.д.) – около 16000км.
Некоторые участки материка выходят за территорию восточного полушария и заходят на территорию западного полушария. Благодаря таким особенностям географического положения на материке встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария.
Побережье материка Евразия омывают воды всех четырех океанов.
Природные особенности
Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. От других континентов земного шара Евразия отличается особенно большим разнообразием природы. Ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый – самый…»(показ презентации слайд 12-26)
Самый высокий горный пик в мире – Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м.
Самое низкое место земного шара, расположенное ниже уровня моря,- Мертвое море на северо – западе Аравийского полуострова, его уровень -403м.
Самый большой полуостров земного шара – Аравийский,его площадь – более 3 млн.км².
Полюс холода в северном полушарии – поселок Оймякон в северо – восточной Сибири, где зарегистрирована температура -71˚С.
Самая высокая зарегистрирована температура наблюдалась в жаркой и знойной пустыни Тар в Индии +53˚С.
Район, где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре, - населенный пункт Черапунджи на юго – восточном склоне Гималаев (12000мм).
В сухой знойной Аравии годовое количество осадков менее 15мм.
Самое большое озеро на земном шаре – Каспийское море – расположено между Европой и Азией, его площадь 390тыс.км.²
Самое глубокое озеро на земном шаре – Байкал- расположено в азиатской части Евразии,его глубина 1620м.
А сейчас давайте составим описания ФГП материка.
План описания ФГП материка
Определите, как расположен материк относительно экватора, тропи ков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
Найдите координаты крайних точек материка в градусах.
Определите какие океаны омывают материк?
Задания:
Обведите красным цветом начальный и 180° меридиана, си ним - линию экватора.
Отметьте пунктиром границу между Европой и Азией.
Подпишите названия крайних точек и их координаты.
Подпишите названия океанов омывающие материк.
История заселения и исследование Евразии.
В поисках новых земель выходцы с побережий Средиземного моря начали заселять земли Евразии. Именно там стали формироваться географические понятия.
Первые географические сведения о Евразии были собраны древними египтянами, финикийцами, греками.
Значительный вклад в расширение географических знаний о Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили торговые отношения с Кипром, Сицилией и нынешним Балканским полуостровом.
Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром побывали в Персии и Индии. Вавилонцы, и письменность, впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚.Первая географическая карта, начерченная вавилонцами на глиняной табличке, хранятся в Британском музее.
Финикийцы,избороздив на кораблях в различных направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы через Гибралтарский пролив. В этот период финикийцы назвали неизвестные им на западе земли «эреб»,а восточные «асу».Позже на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия».
В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами Юго-западной Азии по суше, и по воде.
В I веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали заселять Индонезию. А малайцы, проплыв вдоль всех островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство.
Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие мореплаватели – аргонавты отправились на Колхиду в поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты».
4. Закрепление изученного материала. (Ответить на вопросы )
1.Какова площадь материка Евразия?
(53,3 млн.км²)
2. Назовите самое жаркое место на материке Евразия?
(пустыня Тар)
3.Сколько океанов омывает Евразию?
4.На каком полуострове расположено Мертвое море?
(на северо – западе Аравийского полуострова)
5.Самое большое озеро на материке?
(Каспийское море)
6.В каких горах расположен пик Хан – Тенгри?
(в Тянь – Шанских)
7.Где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре?
(населенный пункт Черапунджи)
8.К фамилии какого ученого за большие научные заслуги добавлено название горной системы?
(П.П. Семенов)
9.Самый высокий горный пик в мире расположенный на материке Евразия?
(пик Джомалунгма)
(-71˚С)
6. Итоги урока
Оглашение оценок
Оценки
7. Домашнее задание:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17
с. Крученая Балка»
«Физико-географическое положение Евразии.
История исследования»
Подготовила учитель географии
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17
с. Крученая Балка.»
Тема урока: Физико-географическое положение Евразии. История исследования.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
Закрепить понятие географическое положение материка и умение составлять характеристику
географического положения. Изучить очертание Евразии, размеры и историю освоения материка. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, физическая карта полушарий, географические атласы для 7 класса, контурные карты, учебник географии, рабочие листы для учащихся, карточки с географической номенклатурой, карточки с заданиями, СД – диск “География материков и океанов”
Опорные знания: определение направлений, географических координат по карте; понятие “географическое положение материка”, план характеристики географического положения материка
Структура урока
I. “Вызов” Мотивация на изучение нового материала. – 4 мин.
Создание положительного настроя. Определение соответствия: материк – объект
II. Изучение нового материала
1. Формулировка учащимися темы урока – 1 мин.
3. Формулировка учащимися основных задач урока на основе рабочих листов.
(Приложение 1) - 2 мин.
4. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах или индивидуально по выбору) – 15 мин.
Характеристика ФГП Евразии по ранее изученному плану. (Приложение 2) Задания по выбору
5. Проблемная ситуация (работа в группах или индивидуальная работа, по выбору) –3- 4 мин.
6. Исследование Евразии. Компьютерная презентация, подготовленная учащейся. (Приложение 5) Заполнение таблицы. – 4 мин. Индивидуальная работа (элемент лекции)
III. Закрепление материала. Задания по выбору. (Приложение 3) Самоконтроль знаний. 4-5 мин.
IVРезультат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ. 2 мин.
V. Рефлексия: ЭКСПРЕСС-АНКЕТА (Степень участия) (Приложение 4) 1 мин
VI. Домашнее задание: задания на выбор. 1-2 мин.
Ход урока: I. “Вызов” Мотивация на изучение нового материала.
Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.
Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела картинку прекрасного (старинного) корабля бегущего по волнам и так захотелось отправиться на нем в новое путешествие
Я предлагаю вам совершить это путешествие вместе.
И так с сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя для материк Евразия. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.
Слайд 3 Давайте запишем в тетрадь
Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии».
Ваша основная задача на уроке - отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.
Тем более, что вы уже умеете открывать для себя материки.
Какие материки вы уже открыли, изучили?
Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь и покажите его на карте. (Презентация)
СЛАЙДЫ 5-6
Экватор проходит почти посередине.
Занимает второе место по площади.
Самый жаркий материк. (АФРИКА)
СЛАЙДЫ 7-8
Самый сухой материк
Самый удаленный материк.
Самый маленький по площади.(АВСТРАЛИЯ)
СЛАЙДЫ 9-10
3. Самый влажный материк.
Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше. На материке протекает много полноводных рек. (ЮЖНАЯ АМЕРИКА)
СЛАЙДЫ 11-12
4. Материк, покрытый слоем льда.
Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен. Здесь нет ни одного государства. (АНТАРКТИДА)
СЛАЙДЫ 13-14
Этот материк лежит в северном и западном полушарии. Часть этого континента принадлежала России. Здесь самая изрезанная береговая линия. (СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА)
Итак, отправляясь в путешествие по Евразии, давайте вспомним площадь материка?
Пойти к доске и показать все материки и их площади.
Изучая материки мы с вами собирали ПОРТФОЛИО (иными словами вели судовой дневник, как это делается на всех кораблях), скажите что ЖЕ НАХОДИТСЯ В ВАШЕМ ПОТФОЛИО
С сегодняшнего урока мы начинаем собирать портфолио по ЕВРАЗИИ.
Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. Он занимает 1/3 всей суши. Это самый большой и сложно устроенный материк Земли.
Огромный материк заходит на севере далеко за Полярный круг, а на юге доходит до экватора.
С запада на восток его протяженность 16 тысяч км, а с севера на юг 8 тысяч км. Если учесть острова, то территория Евразии всего около 10 градусов не достигает Северного полюса и на 11 градусов заходит в Южное полушарие.
А теперь ДАВАЙТЕ попробуем определить географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно с помощью карточек - модулей.
1.При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.
2.Обратите внимание на столе КАЖДОЙ группы тоже есть корабль в ходе урока вы должны дать ему название и объяснить почему вы присвоили ему это « Имя»
3. Для каждого учащегося на столе есть два приложения: РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА(приложение 1) и План описания географического положения материка(приложение 2), возьмите их и внимательно рассмотрите. Есть вопросы?
4.Для каждого учащегося на столе есть таблица, которую мы заполним входе урока, тест для закрепления усвоенных знаний на уроке и анкета-самооценка, их заполним в конце урока.
НУ ЧТО Ж ДУЕТ ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР И НАМ ПОРА ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ПУТЬ.
Учащиеся работают самостоятельно с помощью карточек-модулей. По этапам идет коллективное обсуждение поставленных задач. На интерактивной доске (на контурной карте Евразии) учащиеся подписывают крайние точки материка, океаны, омывающие материк, объекты береговой линии. По физической карте Евразии показывают моря, проливы, острова, полуострова, архипелаги.
(Остальные учащиеся вместе с выступающими заполняют контурную карту)
СЛАЙД 18 Береговая линия
СЛАЙД 19 Обозначьте на контурной карте береговую линию
Слайд 20 положение по отношению к экватору, нулевому меридиану.
Слайды 21-22 крайние точки
ПЕРЕЙТИ НА ИНТЕРАКТИВНУЮ КАРТУ
Что же такое Евразия?
Это - Европа плюс Азия.
Из двух частей возник
Самый большой материк.
Действительно, Евразия состоит из двух частей: Европа и Азия.
Европа занимает часть Евразии к Западу от Уральских гор и на север от Кавказских гор и Мраморного моря.
Европу иногда называют «Старый свет». Она давно обжита и исследована. Здесь зародились и развивались древнейшие цивилизации. Однако длительная, часто хищническая деятельность человека сильно изменила первозданную природу. Вырублены леса, распаханы степи, которые явились естественной средой обитания животных, истреблено много видов зверей и птиц.
В Европе не осталось мест, куда бы не ступала нога человека.
Спасибо. Слушаем сообщение об Азии.
Азия - самая большая часть света. Она занимает треть земной суши и простирается от Северного Ледовитого океана до экватора.
Здесь находятся величайшие горные системы - ГИМАЛАИ, Тянь-Шань, Большой Кавказ, пустыня Гоби. Озера Байкал(самое глубокое в мире).
Мир растений и животных Азии поражает разнообразием и богатством.
Азия - родина многих растений, ставших распространенными сельскохозяйственными культурами. Животный мир также разнообразен и экзотичен.
Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5100 км.
Запомните, условную границу принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также по проливам, соединяющим Черное и Средиземное море.
Говорить об открытии Евразии можно лишь условно - ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришлась на азиатскую часть материка. Наиболее известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, исследования и - Тян-Шанского.
Более подробно об этих исследованиях нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников, и заполнять таблицу В ВАШИХ РАБОЧИХ ЛИСТАХ.
Какова заслуга в изучении материка Евразия?
(Центральная Азия. Прошел около 33 тыс. км. Изучал хр. Тибета, пустыню Гоби, верховье р. Хуанхе и Янцзы (Китай), Описал растения и животные, описал дикую лошадь и верблюда. Во время путешествия наносил свой маршрут на карту, определял координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений.)
Какова заслуга Семенова-Тян-Шанского в изучении материка Евразия?
(Дважды совершил экспедиции в Тянь-Шанские горы. Открыл пик Хан-Тенгри, доказал бессточность озера Иссык-Куль, его тектоническое происхождение. За большие заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. Горный хребет, высокий пик и ледник в Центральной Азии названы его фамилией)
Чьим именем назван мыс Челюскин?
(назван именем участника Великой северной экспедиции штурмана Семена Челюскина,
который в 1741 году открыл этот мыс, вычертил его карту и описал.)
В честь кого назван мыс Дежнева?
(назван в честь русского землепроходца, что в 1648 году впервые прошел пролив
между Азией и Америкой.)
Кто дал название Чукотскому полуострову?
(назван Берингом по имени местных жителей – чукчей. В переводе с чукотского «чукча» означает – «богатый оленями».)
История заселения и исследования материка Евразия.
Путешественники | Результаты |
||
2. Семенов-Тян-Шанский | Центральная Азия. Прошел около 33 тыс. км. Дважды совершил экспедиции в Тянь-Шанские горы. | Изучал хр. Тибета, пустыню Гоби, верховье р. Хуанхе и Янцзы (Китай), Описал растения и животные, описал дикую лошадь и верблюда. Во время путешествия наносил свой маршрут на карту, определял координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений. Открыл пик Хан-Тенгри, доказал бессточность озера Иссык-Куль, его тектоническое происхождение. За большие заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. Горный хребет, высокий пик и ледник в Центральной Азии названы его фамилией. |
Закрепление нового материала.
Пришло время подводить итоги
Слайд 28 Сравнительная характеристика Евразии и Австралии
Слайд 29-30 Тест «Географическое положение Евразии. История исследования»
Тестовая работа на листочках, затем проверяется, с использованием презентации
А теперь пора вам озвучить название своих кораблей и объяснить почему вы их так назвали.
КРОССВОРД.
ВЫВОД О САМООЦЕНКЕ УЧАЩИХСЯ:
КТО, КАКУЮ ОЦЕНКУ СЕБЕ ПОСТАВИЛ.
3. Заключение.
В заключении давайте сделаем вывод, доказав положение «Евразия - величайший массив суши»
Евразия - величайший
массив суши
Интересные факты:
- Самый большой остров у берегов Евразии Великобритания. Самый большой полуостров - Аравийский. Самое большое по площади море - Средиземное. Самое мелкое море - Азовское. Самый большой залив - Бенгальский, «Цветные моря» - Черное, Красное, Желтое, Белое.
5. Домашнее задание слайд 31
1. Собрать данные по природным рекордам Евразии.
2. Текст в учебнике - параграф № 59
На следующий урок в качестве проверки домашнего задания учащимся предлагается компьютерный тест «Географическое положение Евразии»
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ ВИДЕОСЮЖЕТ ПУТЕШЕТВЕННИКАХ
Краткосрочное планирование по географии
Цель обучения : |
Изучить особенности ФГП Евразии, крайние точки, изрезанность береговой линии; Закрепить умения давать описание географического положения материка по плану; Развитие умений работать с тематическими и контурными картами. |
Цели обучения/ Ожидаемый результат : |
Все: могут определять ФГП по плану. Большинство: демонстрируют правильное применение приемов определения ФГП материка, выделяет скрытие предположения, ориентируются по карте Евразии, работают в группах. Некоторые: используют знания из разных областей, оценивает значимость полученных знаний и умений, проявляют лидерские качества. |
Языковые цели : |
физико-географическое положение материка, материк, остров, часть света, пролив. |
Предшествующее обучение : |
географические координаты, градусная сетка, части света, острова, архипелаг, пролив, залив. |
Ход урока
Планируемое время (в минутах) |
Запланированная деятельность |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
Введение 3 мин 4 мин 3 мин |
I . Организация учебного процесса Приветствие Добрый день, ребята. Добрый день уважаемые гости. Позитивный настрой «Круг радости» Слайд 2 За работу на уроке вы будете получать бонусы- киретамы, которые будете собирать на листе «Копилка знаний». Значение слова «киретам» вы узнаете в конце урока. Также свою работу вы будете оценивать в Листах самооценивания Актуализация знаний Прошу обратить ваше внимание на слайд. Что общего между картинками? Как вы думаете, почему шестой квадрат пустой? Вот мы и подошли к теме урока. Что же мы сегодня начнем изучать? А что вы уже знаете об этом материке? Прошу вас, используя стратегию «ЗУХ» заполнить первую колонку таблицу И еще я добавлю: (с показом на настенной физической карте Евразии) Здесь горы-великаны - А почему в последней строчке такие интересные слова « В родной для нас Евразии»? Повторение Вспомните, с чего начинается изучение материка? Что значит определить ФГП материка? Для изучения и исследования мы отправимся в экспедицию. Кто знает, что такое экспедиция? Давайте определим и мы цель нашей экспедиции. Как вы уже сказали, Евразия большой материк, поэтому исследование его ГП мы будем 4 экипажами на 4-х судах. А итогом нашего исследования станет «Путевой журнал». Чтобы хоть немного представить себя мореплавателями, наденьте воротники-матроски. К экспедиции готовятся заранее. Капитанов просим представить информацию об имени, в честь кого названо ваше судно. Итак, команды сформированы, морские суда готовы. Что необходимо еще взять с собой? Итак, пришло время открыть для себя Евразию. В добрый путь! |
Берутся за руки, улыбаются Слушают. Заинтригованы Берут листы самооценивания Определяют общее. (картинки относятся к уже изученным материкам) (в этой группе картинок не хватает шестого материка- Евразии) Отвечают (Будем изучать Евразию) Дают ответы Заполняют таблицу. Озвучивают ответы (-Потому, что мы живем на этом материке.) Отвечают (С определения физико-географического положения) Называют пункты плана определения ФГП материка Отвечают (Экспедиция — путешествие со специально определённой целью — научной или военной.) (Изучить ГП Евразии, доказать, что Евразия - величайший массив суши) Надевают воротники-матроски, согласно расцветке экипажа Капитаны дают информацию по опережающему заданию и демонстрируют продукт поисковой работы (реферат, заметка на стенд в кабинет географии, брошюра, презентация) (карты, атласы) |
Замечательные пожелания. Я думаю, что удача вам улыбнется Молодцы! Быстро справились. Получают «Киретамы» Словесное поощрение. Получают «Киретамы» Словесное поощрение. Замечательно Получают (киретамы) Получают (киретамы) Словесное поощрение. За ответы получают «киретамы» В ходе всего урока по выполнению заданий экипажи получают бонусы-киретамы Словесное поощрение учащихся за организованность к работе в группах (в экипажах) Капитаны получают «киретамы» за представленную информацию об исследователях Евразии |
Наличие бейджиков с именами учащихся «Киретамы», картинки «Копилка знаний» листы самооценивания Слайд 3 с картинками относящимся к изученным материкам Слайд 4 с представлением темы урока Бланки с таблицей «ЗУХ» Слайд 5 (объяснение слова «экспедиция») Слайд 6 (цели урока) Слайд 7. Держатели с картинками морских судов Наличие воротников-матросок Держатели с названиями с морских судов Слайды 8-11 + презентация с изображением Н.М. Пржевальского (Прокопенко Г.) П.П.Семенов-Тянь-Шанский (Сериков Т.), Ш.Уалиханов Ресурс «Видеоколлекция» Знаменитые путешественники (Сыздыкова С.), Атласы 7 класс |
Презентация |
Сопровождает каждый этап урока |
Смотрят, читают со слайда |
||
Основная часть 8 мин 12 мин 10 мин |
1. Актуализация знаний учащихся Как я уже говорила нам надо предоставить доказательную базу по исследованию Евразии экипажами, которая будет фиксироваться в «Путевом журнале» на доске 1 этап экспедиции «Географическое положение Евразии» Капитаны получите задания первого этапа экспедиции. Изучите в экипажах задания. О готовности экипажа к презентации оповестите хлопком. Презентация работ экипажей первого этапа экспедиции Проверка ответов 2 этап экспедиции «Береговая линия Евразии» Капитаны получите конверты с заданиями второго этапа экспедиции. Презентация работ экипажей второго этапа экспедиции 3 этап экспедиции «Рекорды материка» Капитаны получите конверты с заданиями третьего этапа экспедиции. Презентация работ экипажей третьего этапа экспедиции |
Учащиеся нацелены на работу в группах Выполняют задание, используя атласы. Записывают на листах Путевого журнала Определение спикера для представления работы Спикеры дают ответ и прикрепляют свою страницу с выводом на доску. Работают с контурными картами предложенных территорий. Каждый экипаж выполняет свою часть работы в экипажах Работа в паре, представление выступления с показом заданных объектов на карте Работают с текстом. Находят соответствующую информацию к своему заданию |
Получение «киретамов» за презентацию работ Получение «киретамов» за презентацию работ |
Эскиз «Путевого журнала» на доске Конверты с заданиями прикрепленные на «Путевом журнале» Приложение 1 «Киретамы» Приложение 2. Заготовки с номенклатурой, клей Приложение 3 Текст. Заготовки с неоконченным предложениями |
Закрепление |
Выполните тест |
Выполняют тест |
||
Домашнее задание (Слайд) Всем: § 14, выучить номенклатуру Творческое: Продолжить список «Рекорды Евразии» |
Записывают Домашнее задание |
Слайд 16 с домашним заданием |
||
Рефлексия 5 мин |
Рефлексия Вот и завершилась наша экспедиция. Прошу вас используя стратегию «ЗУХ» заполнить оставшиеся графы таблицы Кто желает озвучить свой ответ? Таблицы «ЗУХ» сдайте капитанам. Вернемся к целям урока. Достигли ли мы поставленных целей? Завершите заполнение оценочных листов: как чувствовал себя на уроке и подведите итог вашей работе. Подсчитайте ваши полученный «киретами». Сумма киретамов дает право на получение сертификата За активную работу хочу вас поблагодарить «сухим пайком» Пришло время раскрыть значение слова «киретам». Ваши предположения. «КИРЕТАМ- МАТЕРИК» Наш урок закончен. Всем спасибо за урок! |
Учащиеся заполняют таблицу «ЗУХ». Комментарии к ответам Дают ответы Подсчет заработанных киретамов экипажами. Экипажи получают сертификаты разных степеней Высказывают свои варианты ответов |
Словесное поощрение работы Словесное поощрение Определение победителей по количеству набранных «киретамов» для получения сертификатов и сюрприза. |
Сертификаты I, II, III, IV степени Слайд 17 с расшифровкой слова «КИРЕТАМ» |
Дополнительная информация |
||
Дифференциация Как вы планируете помогать учащимся? Какие задания вы планируете давать более способным ученикам? |
Оценивание - как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся? (обобщенная информация/идея оценивания) |
Межпредметные связи |
Наводящие вопросы. Консультация. Разноуровневые задания на этапах |
Стратегия «ЗУХ», формативное оценивание, лист самооценивание |
Русская словесность, математика, логика |
Рефлексия Были ли цели обучения/урока достижимыми? Чему сегодня научились учащиеся Какой была атмосфера обучения? Хорошо сработал ли мой дифференцированный подход к работе? Уложился ли я в график? Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему? |
Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике. |
|
Итоговое оценивание Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения). Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения). |
Приложение 1
Задания первого этапа экспедиции
1 экипаж: Изучите положение Евразии относительно экватора, нулевого меридиана, северного тропика, северного полярного круга. Дополните предложения:
Евразия относительно экватора лежит в __________________________ полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на _________________, значит материк находится и в ________________ и в _______________ полушариях. Большая часть Евразии лежит в ______________________ полушарии. Материк __________________ северный тропик и северный полярный круг, значит, Евразия находится во всех _________________ поясах северного полушария.
2 экипаж: Определите крайние точки Евразии и их координаты. Дополните предложения.
Крайней северной точкой материка является мыс ________________, его координаты ______________. Точка расположена в государстве _________.
Крайней южной точкой Евразии является мыс _________________, с координатами _____________. Она расположена в государстве _____________.
Крайней западной точкой Евразии является мыс _______________, с координатами _______________. Она расположена в государстве ____________.
Крайней восточной точкой Евразии является мыс ______________, с координатами ________________. Она расположена в государстве ____________.
3 экипаж: Рассчитайте протяженность Евразии с севера на юг (1°=111 км), с запада на восток (1°= 80 км). Дополните предложения.
Протяженность материка с севера на юг составляет________________________ км, что указывает на _________________ размеры. Протяженность с запада на восток______________ км, что заметно отражается на ___________________________ условиях.
4 экипаж: Определите месторасположение Евразии по отношению других материков. Дополните предложения.
Евразия ближе всех расположена к материку ___________________. От него отделена ________________________ проливом, а так же ______________ морем, ____________________ каналом и ______________________ морем. На востоке Евразию от материка________________ отделяет _______________________ пролив.
Приложение 2
Задания второго этапа экспедиции
1 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии Евразии. Подпишите океан, Норвежское море (самое большое по площади), острова Новая Земля, полуострова Таймыр. Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.
2 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии. Подпишите океан, Филиппинское море (самое большое по площади), Японские острова, полуострова Индокитай. Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.
3 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии. Подпишите океан, Аравийское море (самое большое по площади), остров Шри-Ланка, полуостров Аравийский (самый большой в мире). Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.
4 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии. Подпишите океан, Средиземное море, остров Великобритания, Пиренейский полуостров. Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.
Приложение 3
Прочитайте текст. Заполните пропуски в бланках.
Евразия — самый большой континент на Земле, площадь — 53,893 млн. км², что составляет 36 % площади суши. Население — более 4,947 млрд. (2010), что составляет около 3/4 населения всей планеты. Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: на юге — Индийским, на севере — Северным Ледовитым, на западе — Атлантическим, на востоке — Тихим. В Евразии находятся самые высокие горы на Земле — Гималаи (инд. Обитель снегов), а евразийские горные системы Гималаев, Тибета, Гиндукуша, Памира, Тянь-Шаня и др. образуют самую большую горную область на Земле. Джомолунгма (Эверест) — высочайшая вершина мира, высота 8848 метров. Здесь же находиться и самая низкая точка суши- впадина Мертвого моря (-405 м). В Евразии расположено самое глубокое озеро на Земле - Байкал, его глубина 1642 м. Самый большой полуостров — Аравийский. Согласно книге рекордов Гиннеса самым влажным местом на Земле является город Черрапунджи (12000мм), расположенный на северо-востоке Индии. На стыке Европы и Азии расположено самое большое на Земле бессточное озеро - Каспийское море, называемое так из-за огромных своих размеров. В Евразии находиться самая большая страна мира - Россия, самый густонаселенный город на Земле - Сеул (Корея).
1. Самый большой континент на Земле ______________________________________________________________________________________________ |
2. Самые высокие горы на Земле____________________________________________________________________________________________________ |
3.Самый высокий горный пик в мире ________________________________________________________________________________________________ |
4. Самая низкая точка суши ________________________________________________________________________________________________________ |
5. Самое глубокое озеро на Земле ____________________________________________________________________________________________________ |
6. Самый большой полуостров ______________________________________________________________________________________________________ |
7. Самое влажное место на Земле ____________________________________________________________________________________________________ |
8. Самое большое на Земле бессточное озеро __________________________________________________________________________________________ |
Приложение 4
Лист самооценки
Фамилия Имя____________________________________________________________________________________________________________________
Уверенно «3» балла |
Сомневался «2» балла |
Было трудно «1» балл |
||
Отвечал на вопросы учителя |
||||
Задания 1 этапа экспедиции |
||||
Задания 2 этапа экспедиции |
||||
Задания 3 этапа экспедиции |
||||
На уроке чувствовал себя |
||||
Тестирование |
||||
Моя оценка |