Схема межотраслевых связей машиностроительного комплекса. Связь машиностроения с другими отраслями промышленности
Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Значение машиностроительного комплекса. Значение машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса.
Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Что такое машиностроение?
Состав машиностроения Машиностроительный комплекс - сложное межотрас- левое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. (см схему)схему К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. В состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.
Станкостроительная и инструментальная промышленность Производство нефтепро - мыслового и бурового геолого-разведочного оборудования Энергетическое Автомобилестроение Горношахтное и горнорудное Горношахтное и горнорудное Авиастроение Приборостроение Строительно-дорожное Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Металлургическое Машиностроение для животноводства и кормопроизводства Электротехническое Тракторостроение Судостроение Подъемно-транспортное Сельскохозяйственное Электронное Химическое Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Машиностроение
Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Специализация - это сосредоточение предприятия на выпуске однородной продукции. подетальная - выпуск отдельных деталей и узлов; предметная - выпуск определенных видов готовых изделий; технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла. технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла.
Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Кооперирование - это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников.
Отрасль Факторы размещения Крупные центры оборудование для металлургии и горно-добывающей пром. энергетическое машиностроение тяжелые станки и кузнечно- прессовое оборудование локомотивостроение тракторостроение сельскохозяйственные машины автомобилестроение (легковые) автомобилестроение (грузовые) автобусы и троллейбусы Пользуясь текстом учебника (стр), картами атласа, заполните таблицу:
За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Из такой ситуации возможны два выхода: Из такой ситуации возможны два выхода: 1) Можно потребовать от правительства введения высоких пошлин на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский автозавод) автозавод) 2) Создавать конкуренцию, заставлять отечественных производи- телей повышать качество своей продукции. телей повышать качество своей продукции.
Повторение Определите, центры какого машиностроения перечислены в каждой группе: 1.Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск - … легковое автомобилестроение 2. Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород - … грузовое автомобилестроение 3. Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск - … автобусостроение 4. Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск - … локомотивостроение 5. Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита - … вагоностроение 6. Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск - … тракторостроение
Практическая работа. Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроения, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения. Ход работы. 1. Используя данные таблицы, на контурную карту России нанесите: - государственную границу России; - границы её экономических районов; - различными цветами обозначьте важнейшие центры машиностроения России и подпишите их названия. 2. Сделайте вывод о размещении машиностроения России.
Легковое автомобилестроение: Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск. Грузовое автомобилестроение: Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород. Автобусостроение: Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск. Троллейбусостроение: Уфа и Энгельс. Локомотивостроение: Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск. Вагоностроение: Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита. Производство вагонов метро: Мытищи и Санкт-Петербург. Судостроение и судоремонт: Архангельск, Астрахань, Благовещенск, Великий Устюг, Владивосток, Зеленодольск, Калининград, Красноярск, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новодвинск, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Тюмень, Усть-Кут, Хабаровск. Станкостроение: Вологда, Воронеж, Иваново, Златоуст, Киров, Коломна, Москва, Новосибирск, Оренбург, Рязань, Самара, Ульяновск, Челябинск. Тракторостроение: Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск. Комбайностроение: Бежецк, Биробиджан, Красноярск, Люберцы, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Таганрог.
План-конспект урока «Машиностроительный комплекс»
Цели:
Определить значение и состав машиностроительного комплекса.
Изучить проблемы машиностроения и пути их решения.
Образовательные цели:
▪Сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения;
▪Познакомить учащихся с географией машиностроительного комплекса
▪Продолжить развитие абстрактного и аналитико-синтезирующего мышления учащихся;
▪Совершенствовать работу с картой, образовательными ресурсами (атлас, учебник).
▪Совершенствовать умения проектировать.
▪Вспомнить понятия из ранее изученных тем.
Развивающие цели:
▪Продолжить формирование умения читать и анализировать тематические карты и составлять характеристику отрасли машиностроения, используя разнообразные источники географической информации
▪Развивать информационные умения учащихся.
▪Развитие познавательных умений (выделять главное, составлять схема-конспект, устанавливать причинно-следственные связи);
▪Развитие умений частично-поисковой, познавательной и исследовательской деятельности (частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы и ее решение, самостоятельное видение проблемы);
▪Развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы
▪Развивать память, речь, мышление, воображение.
▪Развивать творческие способности учащихся.
▪Совершенствовать умения решать практические задачи.
▪Целенаправленное обеспечение условий для разностороннего развития личности каждого ученика с учётом его природных способностей. (развитие самостоятельности, инициативы, творчества).
▪Развивать умения самостоятельно искать географическую информацию
Воспитательные цели:
▪Совершенствовать работу по нравственному воспитанию учащихся.
▪Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему нас миру, любовь к Родине.
▪Воспитание патриотизма, гуманности; интереса к профессии, коллективизма.
▪ Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью;
Адаптационные цели:
▪Адаптация материала на личность уч-ся, с помощью учебника, иллюстраций, атласа;
Средства обучения урока: Карты России: «Машиностроение России»,экономическая, плотности населения, атлас, учебник, таблицы.
Методы и формы обучения:
План урока.
Этапы урокаБеседа о значении машиностроения в хозяйстве страны. Составление схемы «Состав машиностроительного комплекса». Выявление связей машиностроения с другими отраслями в ходе беседы. Работа с текстом учебника для знакомства с факторами размещения. Запись в тетради определений понятий «специализация» и «кооперирование». Изучение размещения отраслей машиностроения, используя тематические карты атласа. Обозначение на к.к. главных районов машиностроения. Составление характеристики одной отрасли машиностроения (по выбору).
I.Здравствуйте, ребята, садитесь! Слушаю дежурного. Кто сегодня отсутствует?II. На прошлом уроке мы с вами познакомились с металлургическим комплексом.
Давайте вспомним особенности металлургического комплекса, что входит в его состав, особенности размещения предприятий цветной металлургии.
Пока слушаются устные ответы, следующим учащимся раздаются карточки. (4 шт.)
1. Почему металл называют «хлебом экономики»?
На какие виды делится металлургический комплекс? (чёрная и цветная металлургия).
2. Медная промышленность.
Дополнительный вопрос.
Назовите принцип размещения медеплавильных заводов. (размещаются вблизи мест добычи сырья).
После ответов собираются карточки с заданиями.
ΙΙΙ. На предыдущих уроках мы познакомились с рядом комплексов. Давайте вспомним какими.
+ АПК, Лесной, ТЭК, Металлургический.
Все эти комплексы, без сомнения, очень важны для человека. Но без комплекса, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, люди уже не могут представить свою жизнь. Он производит такие товары, без которых невозможна работа других комплексов, обучение людей, общение друг с другом, получение новой информации.
- Поднимите руку, кто догадался, о каком комплексе идёт речь?
+ Машиностроительный.
- Почему именно этот комплекс?
+ Он действительно очень важен в жизни человека. Это вся электро и бытовая техника, автомобили, турбины, ледоколы и др.
- Совершенно верно.
- Тема сегодняшнего урока «Машиностроительный комплекс».
Цели нашего урока:
Определить значение машиностроительного комплекса России.
Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.
Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.
Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.
Знакомство со специализацией различных экономических районов России.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Машиностроительный комплекс.
Машиностроительный комплекс
– совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование.
Главная задача МСК
- обеспечить хозяйство страны все более совершенными машинами. Состав МСК представлен более, чем 70 отраслями, которые по роли и значению объединяются в 3 взаимосвязанных группы.
Связи машиностроения
: МСК взаимосвязан со многими межотраслевыми комплексами: транспортным, научным, топливно-энергетическим,агропромышленным,инфраструктурным.
Определить роль: перечислить известные изделия машиностроения. ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения. Первое место по производству продукции. Половина занятых. 70 отраслей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностей, лидерство машиностроения.
- Машиностроительный комплекс
играет огромную роль в жизни каждого человека. У этого комплекса есть свои плюсы и минусы.
Как видите, машиностроительный комплекс это производство не только автомобилей, турбин, луноходов, но ещё и техники, которой мы пользуемся каждый день. Обратим внимание на название комплекса. “Машиностроение” - это сложное слово, состоит из двух основ – “машины” и “строю”.Какие машины здесь имелись в виду? Машина – фр. machine – устройство, выполняющее механическое движение с целью преобразования энергии, материалов или информации. Различают машины:энергетические
(преобразуют любой вид энергии в механическую и наоборот), рабочие
(в том числе технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала (обрабатываемого предмета), и транспортные,
преобразующие положение материала (перемещённого предмета); информационные
(ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций). Как видите, машин и отраслей их производящих - очень много. Выделяют около семидесяти, т. е. мы попутно отвечаем на вопрос: “Какие отрасли входят в его состав?”
состав машиностроительного комплекса
Структура машиностроения
Мы уже знаем, какие отрасли входят в состав МК, а теперь найдём ответ на вопрос – что необходимо для выпуска машин в больших количествах? Например: - энергетических турбин, тракторов, производства часов, приборов, ЭВМ.
Машины состоят из множества деталей и агрегатов. В электровозе их около 250 тысяч, в тракторе 120 тысяч. Возможно ли всё изготовить на одном заводе? Как бы вы поступили?
Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Как такой процесс называется? (Специализация).
А как нам получить готовый продукт?
Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперации (т.е. объединение). Такая организация производства позволяет создавать заводы – филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.
Таким образом, мы выявили вторую характерную черту МК-кооперирование. Запишем это определение в тетрадь.
Сосредоточение производства на крупных предприятиях называют концентрацией производства.
Далее познакомимся с факторами размещения машиностроительного комплекса.
В тетрадь запишите «Факторы размещения МК».
Прочитайте пункт параграфа и выпишите в тетрадь факторы размещения.
Время работы 5-7 минут.
Проверяем.
Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», поскольку предприятия не привязаны жёстко ни к сырью, ни к топливу, ни к водным ресурсам.
Факторы размещения МК.
наукоемкость
- размещение машиностроительных предприятий, выпускающих ЭВМ, роботов, радио- и телеаппаратуру и т.д., ориентируется на научный потенциал;
военно-стратегический
- предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило, они удалены от границ. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен. Большинство подобных городов возникло как центры производства ракетно-ядерного оружия;
трудоемкость -
(большие затраты и высокая квалификация труда) присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск);
металлоемкость
- (потребление значительной части черных и цветных металлов) - размещение машиностроительных заводов, выпускающих металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование, ориентируется на металлургические базы. На Урале (Екатеринбург) расположены заводы тяжелого машиностроения
-специализация и кооперирование:
Машины состоят из множества деталей, которые изготавливаются на нескольких специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают кооперационные связи: в разных районах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий, которые состоят из групп заводов-поставщиков деталей и оборудования для сборочных заводов;
транспорт
Поскольку перевозка машин и их деталей осуществляется на большие. стояния и в разных направлениях машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.
потребитель.
Машиностроение развито во всех экономических районах, т. к. его продукция пользуется повсеместным спросом. Кроме того, имеется продукция, по размерам и весу малопригодная для транспортировки, которая может производиться только в районах потребления. Например, тракторы для вывоза леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерновые комбайны- на Северном Кавказе (Ростов- на Дону).
Проблемы развития машиностроения
.:
А) низкие темпы развития машиностроения и его отраслей,
Б) узкая специализация, т.к. основная часть продукции имеет оборонное значение;
В) огромные различия роста отдельных отраслей,
Г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции;
Д) низкое качество выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин
Рассказ на тему «Значение машиностроительного комплекса» заранее подготовленного учащегося.
Учащийся показывает подготовленные сообщения по теме, делает вывод.
ΙV. Практическая работа. Работа в группах
Определите по карте атласа главные районы размещения отраслей машиностроения
I. группа: трудоемких производств (Москва, Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск, Астрахань)
II группа: металлоемких производств (Орск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Новосибирск, Барнаул, Красноярск)
- Найти центры этих отраслей.
- Сопоставить карты “Машиностроения”, “Плотность населения”, “Металлургия”.
III группа Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.. (Трудоемкость и металлоемкость машиностроительных отраслей находятся между собой в зависимости. Их определенное сочетание влияет на размещение предприятий)
V. Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание § 11, записи, на к.к. обозначить главные районы машиностроения.
Ответы учащихся у доски и работа по индивидуальным карточкам.
Ответы учащихся.
Записывают тему урока.
Ответы учащихся.
Работа с картой, учебником.
Записывают в тетрадь
Записывают схему в тетрадь
Записывают основные факторы размещения.
Высказывание собственной точки зрения.
Сообщения учащихся.
Работа в группах и выполнение практической работы. Ответы учащихся.
Запись д/з в дневник
.
Ответы учащихся
Выполняют практическую работу
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
"Машиностроительный комплекс"
Цели урока:
Знать: определения "специализация", "кооперирование", особенности и принципы размещения машиностроительного комплекса
Уметь:
1 уровень – назвать состав машиностроительного комплекса, показать на контурной карте главные центры машиностроения, работать с алгоритмами и схемами
2 уровень – анализировать принципы размещения машиностроения и делать вывод о размещении нового автомобильного завода, работать самостоятельно с компьютером
Развивать: умение работать с контурной картой, алгоритмом, четко и лаконично излагать свои мысли
Оборудование: карта машиностроения в России, компьютер, схемы, атлас по географии для 9-го класса.
Ход урока
1. Значение и состав машиностроительного комплекса.
Игра "Телекомментатор": учащиеся получают задание найти в компьютере в указанном месте определенную папку с фотографиями объектов различных отраслей машиностроения: автомобили, суда, самолеты, поезда, приборы, трактора, комбайны, турбины и т.д. В процессе показа слайдов они должны назвать и прокомментировать отрасль машиностроения: автомобилестроение, судостроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение, оборудование для шахт и электростанций. Учащиеся определяют задачу машиностроения – обеспечение народного хозяйства новыми современными машинами.
2. Знакомство с основными определениями
Учащиеся работают с учебником и со схемами на карточках (Приложение 1 ), дают определение специализации и кооперированию.
3. Факторы размещения.
Работа учащихся со схемой в компьютере. Задание – соединить стрелками отрасли и решающие факторы размещения машиностроения.
Схема:
Ответ:
судостроение – металлоемкий и транспортный факторы, автомобилестроение – потребительский фактор и трудовые ресурсы, железнодорожное машиностроение – металлоемкий и транспортный факторы, электротехника – наукоемкий, потребительский факторы и трудовые ресурсы, сельскохозяйственное машиностроение – потребительский фактор
4. Работа учащихся с компьютером и атласом по алгоритму.
Задание: определить города – машиностроительные центры (они обозначены на карте кружочками под номерами: Красноярск, Екатеринбург, Набережные Челны, Волгоград, Нижний Новгород, Москва, Саратов, Тольятти, Волгодонск, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Ижевск, Ульяновск), записать их названия в соответствии с номерами, на компьютере выделить город, наведя указатель мыши на кружок, на панели инструментов выбрать Заливка, Цвет заливки и обозначить соответствующую отрасль.
Автомобилестроение – красный
Энергетика – синий
Авиастроение – желтый
Тяжелое машиностроение – черный
Военно-промышленный комплекс – коричневый
Сельскохозяйственный комплекс – зеленый
5. Выступление учащихся с опережающим заданием.
Тема "Развитие машиностроения в России"
6. Проблемная ситуация.
Задание: используя знания о принципах размещения, сделайте прогноз, где следует построить в настоящее время новый современный автомобильный завод.
7. Подведение итогов. Домашнее задание.
1. Какие районы России выделяются производством авто-мобилей?
Автомобилестроение концентрируется в районах с выгодным географическим по-ложением по отношению к многочислен-ным предприятиям-смежникам — постав-щикам комплектующих изделий.
Как правило, — это районы с развитой транспортной сетью и высокой культурой производства: Поволжье (Волжский авто-мобильный завод, который производит 80% автомобилей в стране, Камский авто-мобильный завод в Набережных Челнах, автомобильный завод в Ульяновске, трол-лейбусный завод в Энгельсе Саратовской области), Волго-Вятский район (Нижего-родский ГАЗ производит более 50% грузо-вых автомобилей), заводы в Саранске и Павлово-на-Оке), Уральский (Ижевск,Миасс, Курган) и Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Голицыно).
2. Как вы считаете, почему автомобилестроение не представлено на Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке?
На Европейском Севере и в восточных районах страны нет условий, необходи-мых для развития машиностроения (они перечислены в ответе на предыдущий вопрос), мало там и потребителей. Поэ-тому в этих районах развиты только ав-тосборочные предприятия, например в Чите.
3. Объясните значение новых терминов.
Главные термины оп-ределяют такую специфику машино-строения, как кооперирование и специ-ализация. В Географическом энцикло-педическом словаре дано следующее толкование.
Кооперирование производства — форма производственных связей между специализированными пред-приятиями, совместно изготавли-вающими определенную продукцию.
Кооперирование обусловлено ростом об-щественного и территориального разделе-ния труда. По территориальному призна-ку оно подразделяется на внутрирайонное и межрайонное; по отраслевому — на внутриотраслевое и межотраслевое. В со-ответствии с существующими видами спе-циализации производства выделяют три вида кооперирования: агрегатное, поде-тальное и технологическое. В зависимос-ти от длительности сроков осуществления кооперирование подразделяется на посто-янное и временное.
Специализация производства — форма общественного разделения труда и организации общественно-го производства. Специализация отра-жает процесс сосредоточения производст-ва отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, про-изводствах и на специализированных предприятиях. Специализация способст-вует увеличению производства продукции и повышению ее качества, росту произ-водительности труда.
В различных отраслях хозяйства специ-ализация имеет свои особенности. Напри-мер, в промышленности различают пред-метную специализацию (выпуск однотип-ной продукции), подетальную (изготовле-ние определенных типов узлов, деталей, заготовок), технологическую (выполне-ние определенных операций или стадий производства).
4. Составьте схему основных межотраслевых свя-зей в машиностроении. Как вы думаете, машино-строение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую оче-редь поставляет им свою продукцию?
Ваша схема должна включать отрасли и комплексы, которым машиностроение поставляет свою продукцию (ТЭК, АПК, комплекс по производству конструкцион-ных материалов — металлургия и хи-мическая промышленность, лесной ком-плекс, инфраструктурный комплекс) и отрасли, поставляющие для машино-строения сырье (химическая и легкая промышленность, металлургия и др.). В большинстве случаев стрелки на схеме будут показывать их взаимный обмен.
5. Проанализируйте продукцию машиностро-ения у себя дома. Где она произведена? Найдите на карте ее «родину». Оцените качество продукции. Какие из этих предметов не знали ваши родители в юности?
К сожалению, большая часть бытовой техники в наших квартирах имеет иностранное происхождение. В основном она произведена в странах Юго-Восточной Азии, где дешевая рабочая сила сочетается с высокой дисциплиной труда. Многие из привычных для вас сегодня устройств (например, компьютеры, микроволновые печи, кондиционеры, сотовые телефоны) ваши родители не знали в детстве. Часть приборов выглядела совсем иначе (напри-мер, телевизоры, стиральные машины).
6. Сравните Россию с другими странами по про-изводству автомобилей. Какие отечественные и за-рубежные автомобилестроительные фирмы вы знаете?
Россия существенно уступает ведущим странам как по количеству, так и по каче-ству выпускаемых автомобилей. Лидером в автомобилестроении в данное время яв-ляется Япония (фирмы «Хонда», «Нис-сан», «Тоёта», «Мицубиси», «Судзуки»), за ней следуют США (крупнейшая в ми-ре американская автомобильная компа-ния «Дженерал моторс» (General Motors Corporation), «Форд мотор» (Ford Motor Company), и Германия («Мерседес», БМВ, «Ауди», «Фольксваген»). Материал с сайта
В 1980 г. Япония обогнала США по про-изводству легковых автомобилей. Фили-алы японских фирм успешно развернули производство своих моделей даже в США и Великобритании.
В США по данным за 2000 г. 28% лег-ковых машин изготавливается на мест-ных дочерних заводах японских фирм. В начале XXI в. заводы, выпускающие легковые автомобили, действовали в 37 странах. Они производили в год 42 млн автомобилей 122 разных марок. Среди российских автомобильных заводов сле-дует выделить ВАЗ, ГАЗ, Камаз.
7. Считаете ли вы, что уровень развития машино-строения определяет уровень развития страны?
Машиностроение создает средства про-изводства, поэтому существенно влияет на развитие других отраслей промышлен-ности, на темпы и направление науч-но-технического прогресса, на рост производительности труда и другие экономиче-ские показатели, определяющие эффек-тивность общественного производства и, следовательно, уровень развития страны в целом.
Правильность этого положения доказывается и тем, что все лидеры машиностроения являются высокоразвитыми стра-нами.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- машиностроение на европейском севере россии
- проанализируйте продукцию машиностроения у себя дома
- схема межотраслевых связей машиностроения
- составьте схему основных межотраслевых
- схема основных межотраслевых связей в машиностроении
Может ли продукция российского машиностроения конкурировать с зарубежной?
Продукция российского машиностроения в больше массе по показателям стоимости и качества уступает зарубежной.
Вопросы в параграфе
1)Какие районы выделяются производством автомобилей?
Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие производители грузовых автомобилей - заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (Нижний Новгород). Основной центр производства легковых автомобилей - Волжский автозавод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия отрасли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе
2)Как вы считаете, почему автомобилестроение не представлено на Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке?
Вопросы и задания
Главные факторы размещения автомобилестроения – трудовой и потребительский.
1. Объясните значение новых терминов, с которыми вы познакомились в тексте.
Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной однородной продукции (автомобили, трактора, станки, турбины и т. д.).
Подетальная специализация присуща предприятиям и отраслям, выпускающим отдельные узлы или части продукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продукции.
Кооперирование - организованная взаимосвязь специализированных предприятий по выпуску какого-либо продукта.
Наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов).
Трудоемкое машиностроение – требует большое количество ручного туда и персонала. Это отрасли точного машиностроения (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и т. д.)
Металлоемкое машиностроение – требует больших затрат металла. К наиболее развитым подотраслям относится металлоемкое тяжелое машиностроение.
2. Составьте схему основных межотраслевых связей в машиностроении. Как вы думаете, машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию?
Машиностроение в первую очередь поставляет свою продукцию другим отраслям. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Машиностроение использует продукцию металлургии, химической промышленности, легкой промышленности.
3. Сравните Россию с другими странами по производству автомобилей. Какие отечественные и зарубежные автомобилестроительные фирмы вы знаете?
В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать
важнейшей социально – экономической задачей. В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль – один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.
Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных
предприятиях. Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные – в Поволжье (Тольятти), микролитражные – в Серпухове.
Грузовые автомобили среднего тоннажа – выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.
Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны) Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар)
4. Считаете ли вы, что уровень развития машиностроения определяет уровень развития страны?
Утверждение верно, поскольку эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.