День святого валентина католический праздник или православный. Всё о любви
День святого Валентина, который ежегодно отмечают 14 февраля, издавна окутан различными тайнами и легендами его происхождения. Одни сторонники праздника влюбленных придают романтическое значение этому дню, другие же расценивают его лишь из коммерческих соображений. Однако все же стоит узнать, откуда мы можем брать истоки и историю всем известной даты.
История Дня святого Валентина
День всех влюбленных или День святого Валентина – это не только праздник романтики, любви и нежности. Как сообщают различные источники, праздник окутан многими легендами, и никто точно не знает, существовал ли святой Валентин и действительно ли он впервые подарил возлюбленной романтическую валентинку.
Священник Валентин
Согласно одной легенде в 269 году н.э. римский император Клавдий II стремился завоевать весь мир, однако для осуществления экспансии ему приходилось собирать сильную армию. Поскольку семейный институт удерживал мужчин от военной службы, император издал указ о запрете женитьбы во время военной службы.
Однако молодой священник Валентин, который еще занимался естественными науками и медициной, не слушал приказы Клавдия II и втайне от всех венчал влюбленных. Когда император узнал об этом, то приговорил Валентина к смертной казни. Но во время ожидания исполнения смертного приговора Валентин в тюрьме влюбился в слепую дочь тюремщика Юлию и исцелил ее.
Перед казнью он оставил ей прощальное послание и подписал его "Твой Валентин". Именно с этим невероятным моментом и проявлением любви связывают и появление Дня всех влюбленных, и обычай дарить валентинки. Священнику отрубили голову, а позже Валентин был канонизирован католической церковью. В 496 году Папа Римский Геласий I объявил 14 февраля Днем святого Валентина.
Вдохновитель христианства Валентин
Если верить другой легенде, то День Святого Валентина возник как память о христианине Валентине, который был настоящим вдохновителем для других. Во время тайного венчания римских патрициев (представителей коренного римского народа), их всех задержали.
Как представитель высшего класса, Валентин мог избежать казни, но его слуги такой привилегии не имели. Однако им и в дальнейшем продолжали восхищаться и проводить тайные брачные церемонии под его покровом.
Три мученника Валентина
Как сообщают в других легендах и рассказах, возможно, существовало еще как минимум трое мужчин с именами Валентин, которые мученической смертью умерли за христианскую веру.
В наиболее раннем римском хронографе 354 года о них ничего не говорится, но если верить старинным легендам, то все они погибли не позднее 270-го года.
Один из Валентинов был священником и врачом в Риме и погиб в 269 году (времена императора Клавдия II). Второй Валентин был епископом в Терни (Италия) и умер в 197 году. Двое Валентинов, которые умерли мученической смертью за христианскую веру, были похоронены на одном кладбище (вблизи современных ворот Порта дель Пополо в Риме, которые теперь часто называют "воротами Святого Валентина").
Ворота святого Валентина в Риме
Впоследствии останки первого Валентина хранились в одной из церквей Рима, а в 1836 году Папа Римский Григорий XVI передал останки церкви в Дублине, где они хранятся и до сих пор. Останки второго Валентина сегодня находятся в базилике Святого Валентина в Терни – в городе его пасторства.
Третий Валентин жил в Египте примерно в 100-153 годах. Он был ценным кандидатом на пост римского епископа (т. е. Папы) и в своих проповедях превозносил ценности брака как воплощения христианской любви. Об обстоятельствах его смерти и о месте захоронения практически ничего неизвестно.
Языческие корни
Также в некоторых источниках отмечают, что День святого Валентина в христианские времена заменил собой языческий праздник луперкалии (в честь бога Фавна, а по другой версии – в честь богини брака, семьи Юноны), который также когда-то отмечался ежегодно 14 февраля. Эта замена произошла в 496 году по распоряжению того же Папы Римского Геласия I.
День святого Валентина: история возникновения праздника 14 февраля
Но в такой практике нет ничего удивительного, поскольку по такому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Купала, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцестояния (около 25 декабря и 7 июля соответственно).
Покровитель душевнобольных
В Римско-католической церкви святой Валентин официально считается не покровителем влюбленных, а покровителем людей, страдающих нервными заболеваниями. Именно поэтому иконы часто изображают Валентина в одежде священника или епископа, который оздоравливает юношу от эпилепсии или же психических расстройств. Тогда таких людей называли душевнобольными.
Святой Валентин был покровителем душевнобольных
Святой Валентин был покровителем душевнобольных
Согласно церковному преданию, на могиле святого Валентина один юноша, который болел эпилепсией, долго молился и выздоровел.
Исчезновение Дня святого Валентина
Как известно, у римо-католиков есть 16 святых Валентинов и две Святых Валентины. В 1969 году покровитель влюбленных был изъят из календаря святых из-за сомнительного исторического обоснования. Сейчас 14 февраля римо-католики отмечают День Святых Кирилла и Мефодия, которых Папа Римский Иоанн II провозгласил святыми покровителями Европы.
Сегодня УГКЦ отмечает 14 февраля как надвечерье Сретение и чествованием памяти мученика Трифона. В УПЦ также почитается память мученика Трифона, Перпетуи, Сатиры, Саторнилы и других. Считается, что в Западной Европе День Святого Валентина стал широко отмечаться с XIII века, в США – с 1777 года.
День святого Валентина: история возникновения праздника 14 февраля
По последней информации, мощи покровителя влюбленных святого Валентина уже три века подряд сохраняются в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе (Львовская область). Подлинность реликвии якобы подтверждает документ Папы Римского от 1759 года. Как отмечает о. Богдан Добрянский из прихода в Самборе, святой Валентин был покровителем Перемышльско-Самборской епархии.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе (Львовская область)
Мощи святого Валентина в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе (Львовская область)
История возникновения валентинки
Согласно легендам, древний обычай посылать любимым открытки в День святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная герцогом Карлом Орлеанским в 1415 году.
Поскольку Пепельная среда в этом году выпала на день святого Валентина, многие католики иронизируют, что лучшим подарком в этот день станет валентинка с горстью пепла и надписью «Помни, что ты прах». Однако истинная история святого Валентина делает этот праздник куда ближе к покаянному началу Великого поста, чем к привычным охапкам роз и картонным сердечкам.
Первым, кто связал день святого Валентина с понятиями романтической любви и чувственного желания, стал английский поэт 14 века Джефри Чосер. В своей поэме «Птичий парламент» он пишет о любви, отраженной во всем творении, и упоминает непосредственно об этом празднике: «Зане был день Святого Валентина, / Когда пернатые вступают в брак», то есть, когда каждая птица ищет себе пару. Эти несколько строк подтолкнули развитие многих традиций и легенд о святом Валентине и о тайно венчанных молодых римских христианах, вопреки приказу императора. В том числе, и о посланиях, направленных этим парам, с подписью «От вашего Валентина».
На самом же деле, древнейшие исторические свидетельства о священнике 3-го века, которого мы чтим в этот день (кстати, история Церкви насчитывает сразу несколько святых с именем Валентин, но данный день памяти посвящен именно этому римскому священнику) ничего не говорят о его связи с романтической любовью, но единодушны в двух вещах: что он исповедовал перед императором и другими должностными лицами веру в Христа и в ложность римских богов, и что он исцелил одну из дочерей чиновника от слепоты перед своей казнью. (Это предание сохранились в одном из бестселлеров Средневековья, «Золотой легенде» Иакова Ворагинского , хотя история святого Валентина излагается и в более раннем источнике — в Житии святых Мариуса и Марты, вместе с которыми был замучен Валентин.)
Согласно преданию, Валентина арестовали по приказу императора Клавдия (должно быть, это Клавдий II, «Готский», который правил в 268-270 гг.) и спросили, верит ли он в римских богов. Валентин ответил: «Воистину, Христос есть Бог Единый. Если уверуешь в Него, душа твоя будет спасена, государство возвеличится, и все враги твои будут побеждены». Император был, по-видимому, удивлен и тронут проповедью Валентина, но префект убедил его, что нельзя отказываться от веры, в которой они воспитаны с детства, и Валентин был заключен под стражу в доме одного вельможи по имени Астерий.
Войдя в его дом, Валентин молился: «Господи Иисусе Христе, Свет истинный, освяти дом сей, чтобы они познали Тебя — истинного Бога». Тогда Астерий сказал ему: «Дивлюсь я, слыша, как ты говоришь, что Христос есть Свет. Если Он озарит светом очи моей давно ослепшей дочери, я исполню всё, что ты прикажешь». По молитве святого девушка прозрела, а Астерий немедленно попросил Валентина крестить его и всю его семью. Когда об этом доложили императору, другие чиновники пришли в такую ярость, что отправились в дом Астерия и вытащили из дома несколько человек (среди них — Мариус и Марта), которых казнили вместе с Валентином. Святой был обезглавлен недалеко от Мульвийского моста, где Константин вторгся в Рим спустя поколение.
Конечно, наш сегодняшний опыт дня святого Валентина имеет больше общего с Чосером, чем с жизнью святого, но совпадение дат литургического календаря в этом году — это возможность, чтобы святая жизнь и свидетельство Валентина повлияли на наш опыт, в том числе, на опыт романтической любви, о которой мы неизбежно вспомним в этот день. В нашем мире так много молодых пар, которые хотят жить в истине, но говорят, что это нереально, невозможно. Святой Валентин может дать нам силы жить целомудренно, как мы и призваны, а Великий пост — прекрасное время, чтобы научиться выражать любовь не только словами, но и действиями.
Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня, как католика, поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России». Я отозвался на это приглашение, наивно надеясь убедить миллионы телезрителей в том, что День святого Валентина не является католическим праздником.
ПЕТР САХАРОВ
Лукас Кранах Старший, «Св. Валентин с жезлом» (1502-03 гг.)
Мудрые люди предупреждали меня, что зря я трачу драгоценное время, и оказались правы: в той передаче меня использовали исключительно в качестве фона для некоторых более публичных персон и не предоставили ни малейшей возможности сказать что-то по существу дела. И хотя «Татьянин день» пока вряд ли может состязаться по численности аудитории с тем ток-шоу, я охотно откликаюсь на просьбу его редакции осветить вопрос об отношении Валентинова дня к Католической Церкви и ее отношении к нему.
Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня – они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween ) - это «Hallow Even», «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом , веками значится св. Валентин (и даже не один святой с таким именем).
А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей , которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию уже упоминавшегося Римского мартиролога , где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин. Более того, в изданиях Общего литургического календаря до 1969 г., когда была проведена его реформа, на 14 февраля предписана память «св. Валентина Пресвитера, мученика».
Вернемся, однако, к Римскому мартирологу , который, за редкими исключениями не углубляясь в подробности, телеграфным стилем перечисляет по-латыни лишь имена святых, с указанием чина каждого (иногда еще и географической принадлежности) и места его почитания. Итак, 14 февраля, помимо прочих, там упомянуты следующие святые:
Св. Валентин Интерамнский, французская миниатюра XIV в.
Валентин, пресв[итер], м[ученик], в Риме.
Валентин, еп[ископ] Интерамны, м[ученик], в Риме.
Следует отметить, что в некоторых средневековых редакциях Римского мартиролога
к ним добавляется еще и третий Валентин, мученик в [Северной] Африке.
Сейчас во многих печатных и электронных изданиях можно прочитать, что св. Валентин был добрым священником (или епископом), который зачастую тайком венчал тех влюбленных, которым злые родственники мешали вступить в брак, а потому он и сделался покровителем влюбленных. Имеет ли это под собой какие-то исторические основания?
Для начала давайте разберемся в том, что вообще доподлинно известно о каждом из упомянутых Валентинов.
Св. Валентин Римский (миниатюра из «Нюрнбергской хроники», 1493 г.)
О Валентине Римском (так нередко принято называть первого из упомянутых в Мартирологе ) самые ранние источники сообщают лишь то, что он был священником в Риме и принял мученичество во время одного из гонений на христиан (видимо, во 2-й пол. III в.: наиболее вероятен 269 г., хотя есть и иные датировки), а также то, что он был погребен за воротами Рима у Фламиниевой дороги. В 496 г. Папа Гелазий утвердил его почитание в Риме в числе «имен тех, кто справедливо почитается среди людей, но чьи деяния известны только Богу». Едва ли можно найти более красноречивое свидетельство тому, что уже через два века после мученической кончины этого подвижника не осталось никаких данных о его жизни. Долгое время на месте его погребения находилась построенная в IV в. базилика св. Валентина за вратами (Basilica S. Valentini extra Portam), но к XVII в. она пришла в запустение, а части предполагаемых мощей святого перекочевали в разные храмы Рима и других городов Европы.
О другом Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в том же Риме (вероятно, ок. 197 г.) и был погребен у той же Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Интерамну, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах и весях.
Наконец, о Валентине из Северной Африки известно лишь то, что он был мучеником.
Как можно видеть, обо всех мучениках Валентинах, почитаемых Католической Церковью в этот день, не имеется почти никаких достоверных сведений. Между прочим, многие из католических церковных историков разделяют уже давно хорошо обоснованное мнение, что за первыми двумя Валентинами скрывается только одна реальная историческая личность, которую со временем церковное предание представило в виде двух разных персонажей.
Мощи св. Валентина Интерамнского в селе Ураз (Нижняя Силезия, Польша)
Никакие иные сведения ни об одном из этих мучеников не засвидетельствованы ранее Зрелого Средневековья, когда их имена стали обрастать житийными подробностями. Так, знаменитая «Золотая легенда» представляет несколько более детальную историю мученичества Валентина Римского во время гонения на христиан императора Клавдия II. Между прочим, первые два Валентина вошли и в календари Православных Церквей. Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский – 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»). Нельзя не отметить и того знаменательного факта, что 15 января 2003 г. епископ г. Терни Винченцо Палья передал в дар Святейшему Патриарху Алексию и в его лице всей Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского.
Первое известное науке упоминание о дне св. Валентина, хоть каким-то образом связанное с любовной или матримониальной тематикой, обнаруживается у известного английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340-1400) в его поэме «Птичий парламент»: Зане был день Святого Валентина,
Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!
Лесной, речной, морской явился всяк
Летун - и сборище кричало так,
Что дебри, мне почудилось, тряслись,
И мнилось, будто содрогалась высь.
(Пер. Сергея Александровского
).
Якопо Бассано (XVI в.), «Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу»
Позже любовные и брачные коннотации время от времени обнаруживаются в письменных памятниках Англии (и реже Франции). В числе наиболее известных упоминаний - у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет: С рассвета в Валентинов день
Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.
(Пер. Бориса Пастернака)
Викторианская валентинка
Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией (преимущественно протестантской, заметим), к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок, несколько в карикатурном свете представленных Диккенсом в «Посмертных записках Пиквикского Клуба» (1847 г.):
«Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой и поджаривавшихся на ярком огне, в то время как чета людоедов в современных костюмах - джентльмен в синей куртке и белых брюках, а леди в темно-красной шубе, с зонтом того же цвета - приближались с голодным видом к жаркому по извилистой песчаной дорожке. Явно нескромный молодой джентльмен, одеянием которого служила только пара крыльев, был изображен в качестве надзирающего за стряпней; шпиль церкви на Ленгхем-плейс, Лондон, виднелся вдали, а все вместе было "валентинкой", и таких "валентинок", как гласило объявление, в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене – полтора шиллинга за штуку» (Пер. А.В. Кривцовой и Е.Ланна ).
Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик (тот или другой) ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже – по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Именно тогда возникнут легенды о том, что император Клавдий, который хотел обратить римского пресвитера Валентина в язычество, руководствовался, помимо прочего, вполне конкретными политическими соображениями: в империи оставалось сравнительно мало неженатых мужчин, а именно таковые были особенно полезны для укомплектования армии. Усматривая в целибатном христианине потенциально полноценного призывника, цезарь и стремился его обратить. Валентин же, в свою очередь, делал прямо противоположное: тайно венчая тех, кому родственники этого не позволяли, он неуклонно снижал боеспособность империи, за что и поплатился головой.
Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710-1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен). \
Английская валентинка 1862 г.
Правда, легенду о Валентине как авторе первой в истории валентинки придумали еще позже. Якобы сам Валентин был тайно влюблен в исцеленную им дочь тюремщика и перед казнью отправил послание своей возлюбленной, подписав его своим собственным именем (в отличие от последующих валентинок, которые нередко бывали анонимными). Эта легенда появилась уже в XX в. в лоне одной из фирм, специализировавшейся на выпуске продукции к празднику.
И всё же почему игровые обычаи любовного или матримониального содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина? Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л. С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые обряды, связанные с плодородием, хотя они и не были направлены на поиск будущего спутника жизни, а совершались супругами, не имеющими потомства, о чем подробно можно прочитать в «Фастах» Овидия (на 15 февраля). Однако вполне вероятно, что какие-то другие предвесенние языческие обряды в том регионе, где Валентинов день обрел известные нам коннотации, продолжали сохраняться в народных обычаях и тесно сплелись с этим днем календаря.
Уместен вопрос: почему же теперь литургическую память св. Валентина Пресвитера сменила в Римско-Католической Церкви память свв. Кирилла и Мефодия? Чем не угодил св. Валентин католической иерархии? Или она решила искоренить таким образом не вполне благочестивые обычаи, связанные с этим днем? Вовсе нет. Проводя реформу церковного календаря, Католическая Церковь руководствовалась целым рядом соображений, в частности, стремлением представить в Общем календаре тех святых, которые имеют подлинно общецерковное значение, и исключить из него многих из тех, о ком исторические сведения крайне скудны, сохранив их, тем не менее, в списках чтимых Церковью святых, но в качестве местночтимых.
Дата для памяти свв. Кирилла и Мефодия была выбрана не случайно: именно 14 февраля 869 завершился земной путь св. Кирилла. Таким образом, литургического празднование св. Валентина исчезло из Общего календаря
, сохранившись лишь в частных календарях некоторых мест. Кроме того, поскольку Кирилл и Мефодий почитаются Католической Церковью в числе святых покровителей Европы, на территории этой части света (включая и европейскую часть России) день свв. Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, а стало быть - более высокий уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой св. Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный
праздник).
Английская валентинка ок. 1920 г.
Итак, в Католической Церкви нет общецерковного праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом.
Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран: он широко празднуется как в католической Мексике, так и в православных по своим корням странах Восточной Европы, а еще бо льшую популярность обретает в совсем далеких от христианского мира странах Дальнего Востока.
Католическая Церковь никогда не высказывала своего отношения к этому феномену молодежной культуры в виде каких-то официальных суждений Ватикана. Есть разные, порой противоположные суждения отдельных епископов, священников или простых верующих. Наряду с критическими, можно встретить и нейтральные, и даже вполне одобрительные. Некоторые пастыри, работающие с молодежью, стремятся каким-то образом «воцерковить» сложившиеся обычаи Валентинова дня. Кое-где в США и других странах в этот день все-таки служатся мессы св. Валентину (каноническая основа таких литургических празднований остается спорной) с участием молодежи и с какими-то соответствующими молитвенными интенциями. Но это не более чем частные инициативы, вызывающие в Католической Церкви далеко не однозначную реакцию.
- Город Moscovia
- Вероисповед.: католичество
Разумеется , автор забывает упомянуть, что повсеместно, где сохраняется так называемая экстраординарная форма Римского обряда с присущим ей календарем, 14 февраля мы, как это и делалось всегда, отмечаем память св. Валентина, пресвитера и мученика. День свв. Кирилла и Мефодия, епископов и исповедников (III кл.) отмечается 7 июля. Дата эта, в принципе, условная. Мартиролог издания 1584 года упоминает "В Моравии святых Кирилла и Мефодия епископов, обративших к вере Христовой многие страны с царями их в тех землях", в 9-й день марта. В 1863 г., когда отмечалось тысячелетие прибытия святых братьев в Великую Моравию, епископ Оломоуцкий Фридрих Фюрстенберг с разрешения Папы Пия IX перенес празднование на 5 июля (в том году - воскресенье), мотивируя это тем, что в марте холодно, сыро и вообще Великий Пост, поэтому народу трудно и не слишком подобает собираться на большие торжества. К тому же 6 июля чешские националисты устраивали мероприятия в честь еретика Яна Гуса, которым епископ хотел что-нибудь противопоставить. Эта дата закрепилась в маркграфстве Моравии и королевствах Богемии и Хорватии, откуда вскоре распространилась на словацкие земли - в епархии Банска-Бистрица и Кошице. В энциклике "Grande munus" от 30 сентября 1880 г. Папа Лев XIII распространил празднование свв. Кирилла и Мефодия (с уже закрепившейся датой 5 июля) на всю Римо-Католическую Церковь, а семь лет спустя он же сдвинул дату на два дня позже, дабы не затмевать празднование других святых (думаю, что речь шла о том, чтобы вынести ее за октаву свв. апп. Петра и Павла, которая оканчивается 6 июля, но точно не уверен) - т. е. с намерением прямо противоположным, нежели бывшее у реформаторов, желавших как раз затмить Общие вопросы
Вокруг празднования Дня всех влюбленных не прекращаются споры. Одни считают его чисто коммерческой акцией, не имеющей никакого духовного смысла, другие называют пропагандой разврата, а третьи - хорошим поводом для того, чтобы порадовать любимого человека.
Каковы плоды этого праздника на самом деле, приносит он людям радость или горечь разочарования?
День святого Валентина зачастую ошибочно называют католическим праздником. На самом же деле в богослужебном календаре Римско-католической церкви празднования никакого святого по имени Валентин вы не обнаружите. Католики в этот день вспоминают святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Особенно торжественно богослужения Кириллу и Мефодию совершают российские католики, которые в этот день молятся о просвещении славян светом Христовым. Празднование же святого Валентина, установленное в 496 году папой римским Геласиусом, в наши дни сохраняется лишь в нескольких католических епархиях.
В архиепархии Божьей Матери в Москве отметили, что светский праздник День святого Валентина обрел коммерческий размах и популярность среди молодежи. "Коммерческая и развлекательная индустрия, конечно же, хватается за любой повод, чтобы устроить какое-то очередное массовое мероприятие и заработать деньги", — считает ряд священнослужителей.
Подчеркивается, что для влюбленных людей каждый день является праздником. Для них не нужно какого-то специального повода для того, чтобы выражать друг другу свою любовь и привязанность, делать подарки.
Среди православных насчет Дня святого Валентина существуют разные мнения. Известный миссионер протодиакон Андрей Кураев на протяжении уже многих лет доказывает в своих выступлениях, что Церковь должна не оставлять этот праздник "в руках язычников и лавочников, а бороться за сохранение (или возвращение) его христианского смысла".
Четырнадцатого февраля отец Андрей предлагает совершать в православных храмах молебны святому мученику Трифону и святому Валентину Интерамскому и приглашать на них молодежь. По его мнению, именно влюбленные молодые люди нуждаются в особой молитвенной поддержке.
"Ну и как же не молиться о наших детях, которые попали в возраст и состояние риска? Станут ли сами влюбленные молиться — вопрос отдельный. Но мы-то должны молиться о них! "Я поля влюбленным постелю", — пел Высоцкий. Ну, а мы что сделаем для них (вновь напомню — наших детей)? Брезгливо плюнем? Да и сама влюбленность не противоречит молитве…" — пишет он в своем интернет-дневнике.
Такого же мнения придерживается иеромонах Димитрий Першин. "Отталкивая от себя день влюбленных, они (противники праздника. — Ред. ) отдают его на откуп тем, кто превратит его в день контрацепции. Во всяком случае, именно такие секспросветные занятия, случалось, проводились в школах Пскова и Челябинска", — заявил он.
Отец Димитрий призывает помнить о том, что "любовь — дыхание Божие в человеческом сердце и влюбленность — одно из его проявлений".
"Думать о любимом, молиться о нем и вести с ним переписку не грех. Значит, наши подрастающие дети будут думать, и будут влюбляться, и будут переписываться. Либо станут невротиками, если им это запретить", — сказал священник.
С его точки зрения, "то, что масс-медиа пропагандируют День святого Валентина, — это хорошо". Как считает отец Димитрий, "гораздо хуже было бы, если бы нам предложили образ Афродиты, Венеры или что-либо индийское".
"Мученик Валентин — это святой Христовой Церкви. Его молитва о влюбленных — это молитва Христовой Церкви. Молиться о любви и счастливой семейной жизни — тем более не грех", — убежден он.
В то же время среди православных существует и немало убежденных противников Дня всех влюбленных. Их главный и, пожалуй, самый разумный аргумент — это то, что у православных христиан, живущих по Юлианскому богослужебному календарю, для празднования 14 февраля места в расписании просто физически не находится.
Вечером 14 февраля православный христианин не может пойти в ресторан, на дискотеку или еще в какое-то место развлечения, потому что на 15 февраля по новому стилю приходится великий двунадесятый (то есть входящий в число 12 важнейших праздников года) праздник Сретения Господня.
Накануне, то есть 14 февраля, в храмах совершается всенощное бдение. А после него многие православные готовятся к причастию, читают молитвы, постятся, что с романтическим вечером абсолютно несовместимо.
Другой аргумент, который высказывают скорее патриоты и русские националисты, чем люди глубоко религиозные, — это то, что День святого Валентина не наш народный праздник, а "их, западный, заморский".
К сожалению, именно с такой формулировкой, что "этот западный праздник противоречит русским традициям", празднование Дня влюбленных запретили в государственных учреждениях Белгородской области. Но если так рассуждать, то следует запретить и Новый год, и Рождество, а право на существование имеют только Масленица и День Ивана Купалы.
Кстати, о том, где содержится больше пропаганды "разврата и вседозволенности" — в последнем из упомянутых народных или в Валентиновом дне, можно сильно поспорить.
Сегодня же праздники, которые связаны с личными и семейными отношениями людей, такие как Новый год, День влюбленных или 8 Марта, все чаще превращаются в повод для депрессии.
Врачи скорой помощи отмечают, что в эти дни резко возрастает число суицидов, инфарктов, несчастных случаев. Люди страдают из-за несбывшихся надежд: в праздник они ожидали чуда, а вместо этого оказались в одиночестве.
Это состояние хорошо показано в первой части полноэкранного фильма "Секс в большом городе": Кэрри, одинокая женщина за сорок, получает "валентинку" и вскрывает конверт в радостном предвкушении, что внутри него окажется любовное послание от тайного поклонника…
Каково же ее разочарование, когда она видит, что отправитель открытки — маленькая девочка, дочь ее подруги. "Тетя Кэрри, поздравляю с Днем святого Валентина!" — и героиня заливается слезами. А ведь одинокие взрослые люди в наши дни составляют уже почти половину населения больших городов. Стоит ли в эти дни усугублять их тоску напоминаниями о несбывшейся любви?
Родители подростков, школьные учителя и психологи День святого Валентина тоже не жалуют. Ведь им хорошо известно, какие драмы и трагедии разыгрываются в юных душах в сам День влюбленных или после него: "Я так ждала от него "валентинку", а он мне не прислал! А вот Машке прислали целых четыре!"
В подростковой среде, где и без того не царит деликатность, а многие ребята страдают из-за своей "непопулярности", к числу критериев успешности добавляется еще один — поздравления и приглашения на Валентина, который к тому же еще и ранит глубоко интимную сферу.
В Церкви сохранилась традиция отмечать праздники так, чтобы в этот день никто не страдал от одиночества. Если вы придете на рождественскую или пасхальную службу, то, во-первых, станете участником общей молитвы, в которой к Богу обращаются сотни, а то и тысячи человек.
А во-вторых, после богослужения всегда организуется общая трапеза, на которую приглашаются все желающие. Именно для того, чтобы избавить людей от одиночества, в некоторых православных храмах стали проводить ночные богослужения и на Новый год — чтобы человек имел возможность оказаться в эту ночь на литургии и за праздничным столом, а не один в четырех стенах.
Сегодня "русской альтернативой" Дня всех влюбленных предлагают сделать день памяти святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля.
Но эта альтернатива будет иметь смысл только в том случае, если новый праздник сможет избавить жителей больших городов от болезненного чувства одиночества , если этот день, как народные праздники в старину, будет начинаться с массового богослужения, а продолжаться ярмарочными гуляниями и длинными общими столами. А если он станет еще одним поводом ощутить свою неполноценность, то какой же это день любви?
Ника Кравчук
Есть ли святой Валентин в православии?
14 февраля отмечают праздник влюбленных, как его еще называют, день святого Валентина. Многие считают, что это загадочный католический святой, тайно венчавший молодые пары. Но, как оказалось, святой Валентин в православии также почитается. И не один, а три. Но имеет ли хоть один из мучеников что-то общее с влюбленными?
Коммерция или праздник?
День святого Валентина — коммерчески выгодный праздник влюбленных — ничего общего ни с Католической, ни с Православной Церквями не имеет.
Во-первых, христианство возвеличивает не влюбленность, а любовь. Розы, валентинки, признания, свечи, романтический ужин — это только красивые декорации. Но за ними не обязательно прячется настоящая любовь — жертвенная, соединенная с долготерпением и милосердием.
Во-вторых, церковные праздники обязательно связанны с молитвой. Верующие приходят в храм на богослужения, ставят свечи, возносят прошения и благодарения. В дни памяти определенных святых часто служат молебны и читают акафисты.
Ничего такого в светском Дне влюбленных не увидишь. Более того, Католическая Церковь вспоминает святого Валентина 14 февраля чисто факультативно. Это продолжается еще с 1969 года, после реформы календаря святых этой Церкви. В это время святого исключили с общецерковного календаря, так как в источниках не сохранилось полных и достоверных фактов о мученике. Известно только то, что такой святой действительно жил и был убит за исповедование христианства.
Три святых Валентина
Невзирая на светский праздник влюбленных и календарную реформу на Западе, святой Валентин в православии как почитался, так и почитается. Точнее, не один, а три (все они жили еще до раскола христианства):
- Валентин Римлянин;
- Валентин Доростольский.
Сложно сказать, с которым из этих праведников связанна история светского дня влюбленных. Ни одного святого с таким житием, как описывают глянцевые журналы и сайты для подростков, не существовало. Тем не менее, можно заметить некоторые детали, напоминающие биографию епископа Интерамского Валентина, разбавленную романтическими рассказами.
Валентин Римлянин
Священномученик Валентин Римлянин жил в ІІІ веке в Риме и умер за Христа при императоре Клавдии II (268-270) — святого обезглавили. Вместе с пресвитером Валентином пострадали императорский чиновник, которого святой привел к вере, и семья персов- христиан. Их память почитается 19 июля.
Епископ Интерамский
Второй из нашего списка святой Валентин в православии вспоминается наиболее часто. Жил святой почти в то же время, что Валентин пресвитер, лишь на несколько лет позже. Он был епископом города Интерамны (сегодня — Терни в Италии), а среди народа прославился как целитель от Бога.
До нашего времени дошла история о том, как по молитвам епископа один юноша избавился от травмы позвоночника. А началось все с того, что в Рим с Афин пришли три грека, чтобы учиться у некого Кратона. Сын Кратона — Хоримон — через травму не мог даже выпрямиться. Никто из врачей не способен был помочь юноше, пока отец не пригласил епископа Валентина. Святой в отдельной комнате молился целую ночь. И это подействовало: юноша исцелился.
Видя это, семья Кратона и его ученики поверили в Бога, крестились и стали проповедовать, насколько это было возможно. Вскоре святой Валентин Интерамский был казнен, а следом за ним — Кратон из сыном и учениками. Эти мученики, как и святой Валентин, в православии вспоминаются 12 августа.
Валентин Доростольский
Святой жил в III веке в городе Доростол (сегодня это город на Дунае, у границы Болгарии с Румунией). Вместе с другим мучеником за веру — Пасикратием — служил у правителя Авсолана. Когда обострились гонения на христиан, два воина открыто заявили о своих религиозных взглядах и отказались поклониться идолам.
За это в 288 году были казнены. Как и предыдущим мученикам, им отрубили головы. Святому Валентину тогда было 30 лет.
Эти три рассказы — еще одно подтверждение того, что ничего общего «день влюбленных» в светском понимании и святой Валентин в православии не имеют. Но если же молодые станут молиться этим мученикам об укреплении их отношений или о даровании любви, пойдут в храм и поставят свечку святым, своими словами обратятся к ним, то это будет уже совершенно другая история.
О светском Дне святого Валентина и влюблённости рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще