Эссе по высказыванию Спенсера Общество – композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидуализмов. Специальная монография Э.Дюркгейма
На протяжении всей истории человек и общество были неразрывны. И сложно понять, кто кого дополнял. Если обратить внимание на исторический процесс, то можно отметить, что каждое событие является результатом действий одного индивидуума. Определенная личность понимает, что настало время перемен, и делает все от него зависящее. Поэтому, смотря назад в прошлое, мы видим ярко высвеченные имена людей. Какова же в этом роль общества?
Дело в том, что именно общество формирует человека, как личность, и влияет на его дальнейшие действия и судьбу. Это утверждение полностью перечеркивает то мнение, что все решает «верхушка» или власть. Народ имеет особую силу. Так как он является тем местом, где хранятся различные идеи, таланты, верования и чувства, то он и наделяет человека определенным набором качеств и способностей.
Конечно, такое влияние может быть разного характера. Как хороший и добрый человек, который помогает окружающим и старается принести максимально пользы, так и серийный убийца, приносящий боль и страдания, является частью общества. Каждый раз, когда человек сталкивается с презрением, непониманием, критикой общества, у него есть повод для того, чтобы начать двигаться другим путем.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что общество – это кладезь полезных вещей, которыми можно пользоваться для достижения цели. Но нужно помнить, что мы, как отдельные индивидуумы, также являемся частью общества, поэтому должны делать все, чтобы наши слова и поступки не стали соблазном для других.
Обновлено: 2015-02-23
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Описание Вариант № 17 1. Проанализируйте с экономической и социологической точки зрения фрагменты из книги Г. Зиммеля “Философия денег”: “В денежных делах все люди равноценны, но не потому, что ценен каждый, а потому, что ни один не обладает ценностью, а только деньги”. “Безразличие, с которым они предаются всякому новому употреблению, легкость, с которой они покидают любого субъекта, ибо поистине не связаны ни с одним ни с другим; исключающая всякое сердечное движение, вещность, свойственная им как чистым средствам, - все это заставляет провести роковую аналогию между деньгами и проституцией”. На основе полученных Вами выводов и личного опыта сделайте заключение: какую роль играют деньги в “чистоте” деловых и межличностных отношений? Исходя из анализа структуры общества, раскройте сущность категорий “социальный институт” и “социальная организация”. При этом обоснуйте их функциональную роль в регулировании общественной жизни и гармоничных отношений между индивидом и обществом. Подтверждает ли, сделанные Вами выводы, тезис: “Человек - мера всех вещей”? 2. Поясните различия в толковании понятий “коллективное сознание рода” (Г. Гиддингс) и “коллективное сознание” (Э. Дюркгейм), выделив при этом в характеристике их сущностное общее и специфическое частное. Вариант № 18 1. Особенности возникновения и развития социологической мысли в России предопределили её основные направления, в частности: географический детерминизм, психологическое, субъективистское, марксистское и другие школы. Одной из важнейших характеристик социологических концепций является их теоретико-практический смысл. Обоснуйте целесообразность такого подхода к исследованию социальных явлений и процессов. Представьте в виде схемы эволюцию социологической науки в России в контексте социальной реальности. 2. Сопоставьте следующие высказывания, определите собственную позицию по сущностному содержанию понятия “общество”: Г. Фрира - “Явление, именуемое “общество”, изучаемое социологией, не есть множественность родственных и структурных форм, которые идентично повторяются и которые поэтому можно было бы рассматривать вне конкретных исторических ситуаций и подвергнуть систематизации в качестве чистых форм. Явление “общество” скорее представляет собой необратимую последовательность тотальных ситуаций, через которые движется поток исторической жизни”. Г. Спенсер - “Мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие...” Общество - “композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов”. Э. Дюркгейм - “...общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность..., наделенную своими особыми свойствами”. П. А. Сорокин - “Общество или коллективное единство, как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы не взаимодействующих индивидов...”. Х. Ортега-и-Гассет - “Общество есть всегда динамическое единство двух факторов: меньшинства и масс”. Э. Шилза - “Главным фактором, создающим и сохраняющим общество, является центральная власть, согласие и “территориальная целостность”. Противоречат ли, на Ваш взгляд, эти определения общества, данные вышеназванными учёными, или они дополняют друг друга? Вариант № 19 1. Развитие российской социологии шло в русле критического овладения социальными теориями школ Запада с привнесением в них субъективных воззрений ученых. Вследствие этого национальные особенности существенно повлияли на основные социологические парадигмы. Охарактеризуйте психологическую школу российской социологии, сформулируйте её основные черты и в связи с этим сделайте сравнительный анализ с концепциями психологических школ Запада, выделив при этом общее и специфическое. 2. Согласны ли Вы с В. Парето: “История - кладбище аристократий”; “История обществ есть большей частью история преемственности аристократий”? Почему в основе развития исторического процесса у В. Парето лежит один социальный слой? Раскройте сущность его “теории элит”. Вариант № 20 1. В чём суть субъективистского направления в социологии, особенно социологии народничества? Соотнесите психологическую и субъективистскую концепции в русской социологии. Какой сущностный смысл вложил Н.К. Михайловский в тезис: “Великие люди - люди будущего”? 2. По словам Т. Парсонса, социальная система - это процесс взаимодополнительного действия двух или более действующих лиц, в котором каждый соответствует ожиданиям другого (или других) таким образом, что реакции другого на действия “Я” являются позитивными санкциями, служащими поддержанию имеющихся у него нужд - расположений, и потому исполнению имеющихся у него ожиданий. Как Вы думаете, что имел в виду Т. Парсонс, сделав данный вывод: эффективные социальные контакты или результативный социальный контроль? Обоснуйте функции социального контроля, и в каких формах он может быть реализован? Вариант № 21 1. Какие науки и по каким признакам Вы относите к общественным? Разработайте модель-схему иерархии наук в исследовании проблем “социального”, выделив при этом место социологии. Сформулируйте Вашу точку зрения, опираясь на конкретные примеры. 2. Характер общества и власти любой цивилизационной социальной структуры определяют общественные связи и принципы взаимодействия людей, а также состояние социальной стабильности. Достижение этого осуществляется различными путями. По утверждению Т. Парсонса: “порядок должен иметь тенденцию к самоподдержанию, которая в общем виде выражена в понятии равновесия”. Проанализируйте, различаются ли, если да, то чем именно, подходы Т. Парсонса и Л. Козера к сущностным основам общественной жизни? Вариант № 22 1. Реконструируйте положение Т. Парсонса (американского социолога-теоретика) в развернутый тезис-обоснование: “... в наши дни в центр научных интересов начинает перемещаться социология.” (Американская социология /Под ред. Т. Парсонса. - М. , 1972. - 378с.) 2. Используя следующее положение: “Государство - социально-политический феномен, имеющий отличительные характеристики, специфические функции, формы правления и устройства, политический режим”, докажите необходимость и целесообразность наличия данного социального института в обществе, если его цели совпадают с потребностями и интересами бюрократии. Для обоснования Ваших выводов воспользуйтесь концепцией М. Вебера. Вариант № 23 1. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления. 2. Сформулируйте основные положения марксистского направления в социологии России конца XIX века - начала XX века. Какой вклад внес российский марксизм в общесоциологическую теорию развития общества? Вариант № 24 1. Ученые считают, что высокий уровень развития науки позволяет ей в перспективе стать материальной силой общества. Как Вы считаете, имеет ли социология такую возможность? Если да, то изменятся ли, в таком случае, её функция и роль в системе научного познания мира. 2. М.М. Ковалевский считал, что социология должна отвлекаться от случайных событий и “раскрыть причину покоя и движение человеческого общества, устойчивости и развития, порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой”. Используя данный тезис, раскройте основной смысл социологической концепции М.М. Ковалевского. Обоснуйте причины неприятия им отдельных положений марксизма. Вариант № 25 1. Как Вы понимаете сущностный смысл терминов “чистоты” и “объективности” применительно к социологической информации? На основании Ваших обоснованных выводов проанализируйте мнения ученых: * “... Социолог, напротив, должен прямо сказать: желаю познать отношения, существующие между обществом и его членами, но кроме познания я желаю еще осуществления таких-то и таких-то моих идеалов, посильное определение которых при сем прилагаю”(Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Спб., 1909. Т. 3. С. 406). * “Следовательно, когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных факторов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных представлений” (Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. С. 446). “ В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность, необходимо постоянно иметь в виду ее отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”. (Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С.624). 2. Прокомментируйте утверждение Э. Дюркгейма: “Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами” и докажите наличие каких основных параметров общественного развития позволило ему сделать данный вывод. Вариант № 26 1. Используя метод наблюдения, проведите разведывательное социологическое исследование в целях анализа эффективности всех форм получения высшего образования в современный период в России. В соответствии с этим разработайте программу сбора первичной информации, сформулируйте методологию изучения проблемы и последовательность анализа эмпирических материалов. На основании полученных результатов оформите Ваши предложения по совершенствованию системы дистанционного (заочного) обучения. (Используйте учебное пособие по “Социологии”). 2. Проанализируйте, почему из учения В.И. Ленина в современных условиях делаются прямо противоположные выводы: учение В. И. Ленина гуманистично, в его основе - идея свободы личности; учение В.И. Ленина антигуманно, в нем - истоки подавления личности, тоталитаризма? Вариант № 27 1. Разработайте программу и на ее основе сформируйте пакет документов, с помощью которых можно составить анкету для проведения социологического исследования по проблеме “Свободное время студента”. Используйте приложение 2. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления. Вариант № 28 1. М Вебер, разрабатывая научную теорию социологии, писал: “В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность, необходимо постоянно иметь в виду её отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”. Как Вы понимаете данное утверждение? Почему социология М. Вебера называется “понимающей социологией”? Какой смысл он вкладывал в категорию “идеальный тип” и как это понятие соотносится с объективной реальностью? 2. Социальный прогресс является важной проблемой для социологии. Например, М.М. Ковалевский не раз повторял, что “без идеи прогресса не может быть и социологии”. Содержание прогресса он связывает с “ростом человеческой солидарности”. Э. Дюркгейм в сущность понятия “солидарность” вкладывает иное значение. Сформулируйте представление Э. Дюркгейма о “солидарности”, на основе конкретных примеров выделите её типы и их характерные черты. С кем из авторов Вы согласны в определении ключевого свойства “солидарности”, или у Вас есть своя позиция по этому вопросу? Вариант № 29 1. Знакомясь с историей развития социальных учений, Вы, безусловно, столкнулись с тем, что концепции разных мыслителей по одной и той же проблеме могут быть диаметрально противоположными. К примеру, Т. Гоббс считает естественным состоянием - антиобщественное явление “война всех против всех”, поскольку каждому имманентно присуща “абсолютная свобода”. Отсюда - организация общества, государства - вынужденная необходимость; общественный договор - спасение от взаимоуничтожения. Данное положение Гоббса как “естественное состояние” Шефтсбери называет “противоестественным состоянием”, утверждая, что “человек по природе - существо общественное” и общество- “неизбежно и естественно для него”. Противоречат ли, на Ваш взгляд, указанные выше точки зрения двух ученых или они дополняют друг друга? Прокомментируйте и сделайте вывод о возможности существования аналогичных ситуаций. 2. Прокомментируйте следующее положение Мангейма, касающееся задачи социологического знания: “Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Верно, что мыслить способен только индивид. Нет такой метафизической сущности, которая, подобно некоему духу, мыслит, возвышаясь над отдельными индивидами, и чьи идеи индивид просто воспроизводит. Однако неверно было бы вывести из этого умозаключение, что все идеи и чувства, движущие индивидом, коренятся только в нем самом и могут быть адекватно объяснены только на основе его жизненного опыта”. Вариант № 30 1. О. Конту принадлежит честь стать родоначальником социологии. Он ввел в научный оборот само понятие “социология”. Обоснуйте вывод Р. Арона о том, что О. Конт является философом в социологии и социологом в философии. 2. Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, которые связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Процессы, протекающие в общностях, могут иметь как конструктивное, интегрирующее значение, так и деструктивное, разрушающее. Словом, это живое образование социума, одним из которых является элита. Дайте сравнительную характеристику существующим различным теориям элит.: (В. Парето, Х. Ортега-и-Гассет, меритократический подход и др.). Прокомментируйте данный тезис В. Парето и осуществите в его контексте анализ современных российских элитарных социальных слоев.: “Всякая элита, не готовая сражаться в защиту своего положения, находится в полном упадке, ей ничего не остается, кроме как уступить свое место другой элите, обладающей мужеством, которого ей недостает. Если элита воображает, будто провозглашенные ею гуманные принципы применят к ней самой, это чистая мечтательность...”. Вариант № 31 3. Какие науки и по каким признакам Вы относите к общественным? Разработайте модель-схему иерархии наук в исследовании проблем “социального”, выделив при этом место социологии. Сформулируйте Вашу точку зрения, опираясь на конкретные примеры. 4. Характер общества и власти любой цивилизационной социальной структуры определяют общественные связи и принципы взаимодействия людей, а также состояние социальной стабильности. Достижение этого осуществляется различными путями. По утверждению Т. Парсонса: “порядок должен иметь тенденцию к самоподдержанию, которая в общем виде выражена в понятии равновесия”. Проанализируйте, различаются ли, если да, то чем именно, подходы Т. Парсонса и Л. Козера к сущностным основам общественной жизни? Вариант № 32 3. Реконструируйте положение Т. Парсонса (американского социолога-теоретика) в развернутый тезис-обоснование: “... в наши дни в центр научных интересов начинает перемещаться социология.” (Американская социология /Под ред. Т. Парсонса. - М. , 1972. - 378с.) 4. Используя следующее положение: “Государство - социально-политический феномен, имеющий отличительные характеристики, специфические функции, формы правления и устройства, политический режим”, докажите необходимость и целесообразность наличия данного социального института в обществе, если его цели совпадают с потребностями и интересами бюрократии. Для обоснования Ваших выводов воспользуйтесь концепцией М. Вебера. Вариант № 33 3. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления. 4. Сформулируйте основные положения марксистского направления в социологии России конца XIX века - начала XX века. Какой вклад внес российский марксизм в общесоциологическую теорию развития общества? Вариант № 34 3. Ученые считают, что высокий уровень развития науки позволяет ей в перспективе стать материальной силой общества. Как Вы считаете, имеет ли социология такую возможность? Если да, то изменятся ли, в таком случае, её функция и роль в системе научного познания мира. 4. М.М. Ковалевский считал, что социология должна отвлекаться от случайных событий и “раскрыть причину покоя и движение человеческого общества, устойчивости и развития, порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой”. Используя данный тезис, раскройте основной смысл социологической концепции М.М. Ковалевского. Обоснуйте причины неприятия им отдельных положений марксизма. Вариант № 35 2. Как Вы понимаете сущностный смысл терминов “чистоты” и “объективности” применительно к социологической информации? На основании Ваших обоснованных выводов проанализируйте мнения ученых: * “... Социолог, напротив, должен прямо сказать: желаю познать отношения, существующие между обществом и его членами, но кроме познания я желаю еще осуществления таких-то и таких-то моих идеалов, посильное определение которых при сем прилагаю”(Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Спб., 1909. Т. 3. С. 406). * “Следовательно, когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных факторов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных представлений” (Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. С. 446). “ В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность, необходимо постоянно иметь в виду ее отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”. (Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С.624). 2. Прокомментируйте утверждение Э. Дюркгейма: “Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами” и докажите наличие каких основных параметров общественного развития позволило ему сделать данный вывод. Вариант № 36 3. Используя метод наблюдения, проведите разведывательное социологическое исследование в целях анализа эффективности всех форм получения высшего образования в современный период в России. В соответствии с этим разработайте программу сбора первичной информации, сформулируйте методологию изучения проблемы и последовательность анализа эмпирических материалов. На основании полученных результатов оформите Ваши предложения по совершенствованию системы дистанционного (заочного) обучения. (Используйте учебное пособие по “Социологии”). 4. Проанализируйте, почему из учения В.И. Ленина в современных условиях делаются прямо противоположные выводы: учение В. И. Ленина гуманистично, в его основе - идея свободы личности; учение В.И. Ленина антигуманно, в нем - истоки подавления личности, тоталитаризма? Вариант № 37 3. Разработайте программу и на ее основе сформируйте пакет документов, с помощью которых можно составить анкету для проведения социологического исследования по проблеме “Свободное время студента”. Используйте приложение 4. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления. Вариант № 38 3. М Вебер, разрабатывая научную теорию социологии, писал: “В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность, необходимо постоянно иметь в виду её отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”. Как Вы понимаете данное утверждение? Почему социология М. Вебера называется “понимающей социологией”? Какой смысл он вкладывал в категорию “идеальный тип” и как это понятие соотносится с объективной реальностью? 4. Социальный прогресс является важной проблемой для социологии. Например, М.М. Ковалевский не раз повторял, что “без идеи прогресса не может быть и социологии”. Содержание прогресса он связывает с “ростом человеческой солидарности”. Э. Дюркгейм в сущность понятия “солидарность” вкладывает иное значение. Сформулируйте представление Э. Дюркгейма о “солидарности”, на основе конкретных примеров выделите её типы и их характерные черты. С кем из авторов Вы согласны в определении ключевого свойства “солидарности”, или у Вас есть своя позиция по этому вопросу?
Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.
Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.
Качественная специфика общества обнаруживается более отчетливо в его несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», - писал социолог.
Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». . Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.
Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.
Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов – морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество – это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов». .
В наиболее ярком виде эти представления об обществе проявились в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма.
Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.
С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.
Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.
Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.
Основные положения феминистского проекта в
антропологии. Женщина как
субъект в антропологии
Представить женщину «нормальным» субъектом истории и общества, обладающим агентивностью и инициативой, возможно, только деконструировав значительное количество антропологических мифов (например, о том, что мужчины-охотники добывали основн...
Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.
Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обес...
Этапы протекания
конфликта
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все...
Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно "композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов".
Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.
С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: "все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы".
Семейное воспитание
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстети...
Метод факторного анализа ценностных ориентации
Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все принадлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Как уже отмечал...
Направленная тренировка органов по Н. Kleinsor-ge-g. Klumbies
Идея целенаправленного применения аутогенной тренировки для терапии функциональных нарушений деятельности отдельных органов и систем принадлежит Н. Kleinsorge, который в последующем совместно с G. Klumbies разработал методику «направленной тренировки органов» («gezieltes organen training»).
Сократив общий курс стандартных упражнений по...
На протяжении всей истории человек и общество были неразрывны. И сложно понять, кто кого дополнял. Если обратить внимание на исторический процесс, то можно отметить, что каждое событие является результатом действий одного индивидуума. Определенная личность понимает, что настало время перемен, и делает все от него зависящее. Поэтому, смотря назад в прошлое, мы видим ярко высвеченные имена людей.
Какова же в этом роль общества?
Дело в том, что именно общество формирует человека, как личность, и влияет на его дальнейшие действия и судьбу.
Это утверждение полностью перечеркивает то мнение, что все решает “верхушка” или власть. Народ имеет особую силу. Так как он является тем местом, где хранятся различные идеи, таланты, верования и чувства, то он и наделяет человека определенным набором качеств и способностей.
Конечно, такое влияние может быть разного характера. Как хороший и добрый человек, который помогает окружающим и старается принести максимально пользы, так и серийный убийца, приносящий боль и страдания, является частью общества. Каждый раз, когда человек сталкивается с презрением, непониманием, критикой общества, у него есть повод для
того, чтобы начать двигаться другим путем.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что общество – это кладезь полезных вещей, которыми можно пользоваться для достижения цели. Но нужно помнить, что мы, как отдельные индивидуумы, также являемся частью общества, поэтому должны делать все, чтобы наши слова и поступки не стали соблазном для других.
Другие работы по этой теме:
- По моему мнению, PR на сегодняшний день, имеет огромное влияние на общество. Так как пиар, является непосредственной связью между организацией и т. п. и обществом....
- Наполеон Бонапарт хотел подчеркнуть ту мысль, что не всегда обладая материальные богатствами мы может добиться успеха, главное правильно ли мы ими распоряжаемся. Я не могу...
- Смысл высказывания заключается в том, что те люди, которые не ценят то, что имеют, что их окружает, испытывает “бедность”. Есть “бедность” материальная и духовная. Под...
- Только что родившийся младенец – это как белый лист бумаги, где еще ничего не успели написать. Его развитие будет проходить постепенно. Сначала будет формироваться характер...
- Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание русского писателя и правоведа Г. К. Гинса “Оптимизм предпринимателя – это движущая сила хозяйственной предприимчивости, расчетливость –...
.
Эссе по высказыванию Спенсера Общество – композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидуализмов