Движение молоточки в народном танце. « Переменный ход». Подготовка к началу движения
Фольклор – это, безусловно, одно из самых важных наследий народов. В народных танцах прослеживаются эмоции, мысли, состояние русского человека. Все, с чем сталкивались на жизненном пути русские, имело самое непосредственное влияние на народный фольклор. Русские танцоры, выполняющие движения русского народного танца, обладают недюжинным мастерством и высочайшей техникой движений.
Лучшие положения камасутры - средний уровень
Эта позиция имеет более романтичный след, где оба включают партнера с ногами и обмениваются поцелуями и ласками во время секса. Когда она лежит на ее стороне и притворяется спящей, он использует ее уязвимость, проникая в нее. Она приседает с закрытыми ногами и подходит к мужчине, который лежит и расправляется.
С ее ногами, расположенными почти на 90 градусов, получает проникновение партнера, очень глубокое. Стоя, он хватает своего партнера на колени и энергично проникает. Требуется много трудовых ресурсов для поддержания этой позиции в течение длительного времени.
Главные направления русского народного танца
Разделение русских народных танцев происходит на основе хореографической структуры, и принято различать два главных жанра – первый – хоровод, и второй – пляска. Те в свою очередь также можно разбить на несколько подразделений.
Хоровод — это слияние песни и элемента игры – синхронизированные движения и исполнение хороводной песни. В хороводе все держат друг друга за руки. Кроме того, в России хороводы исполняются по- своему. Главное отличие хоровода от других видов танцев – обилие множества костюмов, движений, плясок. Танцевальные движения и фигуры бывают как для парней, так и для девушек, и нередко исполняются в паре. Хороводы принято танцевать под вокальное исполнение песен. В самих песнях рассказывается история, а танцоры в свою очередь представляют визуальную демонстрацию слов – показывают то, о чем поется. Хороводы делятся на два типа – орнаментальные и игровые.
Она сидит на краю кровати, и она на спине сидит на своем члене. Если у нее будут ноги на земле, она будет контролировать ее лучше. У вас есть две руки, чтобы стимулировать друг друга во время катания. Стоя на коленях, вы проходите ее левую ногу, когда она наклоняет правую ногу к боковой части тела. Женщина почувствует глубокое проникновение, в то время как человек может освободить руки, чтобы ласкать и стимулировать ее. Поскольку это расслабляющая позиция, это означает, что для них лучше и проще оргазмы.
Для мужчины это хорошая позиция, когда он устал или хочет задержаться, чтобы наслаждаться. Женщина ложится на подушку или две на животе, чтобы он мог встать сзади. При дополнительной поддержке нижняя часть спины не повредит, а проникновение улучшится. Это более глубокое положение для них и в котором человек с меньшей конечностью пользуется преимуществом.
Пляски в старину значились танцами обрядов, а сегодня стали бытовыми. Этот танец происходит из хоровода, но в плясках выше скорость исполнения движений, а также большое разнообразие в построении и структуре. Характерная черта пляски – танцевальные движения с каждым последующим тактом прибавляют в разнообразии. В плясках танцуют и мужчины, и женщины.
Женщина, лежа, поднимает ноги, и человек на коленях проникает. Он держит ноги в животе. В этом положении женщина может испытывать боль в спине с течением времени. Одна из ее ног растягивается, а другая скрещивает грудь и опирается на плечо. Эта позиция требует некоторой гибкости от женщин.
С четырьмя женщинами мужчина ложится на нее и кладет руки на землю, проникая в нее. Человек должен совершать твердые движения, сопровождаемые женщиной, которая движется в противоположном направлении. Мужчина слегка открывает ноги и хватает одну из ног женщины, которая должна опираться на ее талию. Он слегка приподнимает женщину, все еще держит ее за ногу, и начинается проникновение. Пенис вводится и полностью снимается с каждым исследованием. Поцелуи и ласки должны начинаться постепенно и увеличивать интенсивность, пока вы не достигнете дикой стадии.
Перепляс – соревновательный танец. Мужчины участвуют в борьбе за звание самого ловкого, сильного, удалого и необычного танцора. Перепляс – стопроцентно мужской вид танцев. Исполняется под аккомпанемент обычных народных мелодий, либо частушек. В современности перепляс выглядит следующим образом: пары из нескольких парней с обеих сторон встают друг перед другом, и начинается соревнование до победного конца.
Лучшие положения кама-сутры - сложный уровень
Когда ее перья согнуты, она присоединяется к ее ногам на груди, которая пронзает ее на коленях. Положение уровня Кама-Сутры тяжело. Он ложится, согнув ноги, и она, на цыпочках, приседает вокруг пениса. Сплевая плечи на кровать или диван, она держит мужчину между ног. Он проникает и стимулирует клитор одной рукой. Для достижения этой позиции требуется баланс, поскольку скольжение может быть фатальным.
Когда вы лежите, она сидит сверху, проникая. Для этого требуется какая-то акробатика и много мужской физической подготовки. В этом положении спина и вперед эротического катания контролируется женщиной, хорошо поддерживаются ноги и руки. Они начинают лежать на животе, он под ним. Она опирается на колени на спину, когда любовник обнимает и ласкает ее печати и стимулирует ее клитор. Когда эти два очень возбуждаются, пенис входит во влагалище и начинает проникать в безумный и интенсивный путь. Если эти два не были слишком поспешными в предварительных условиях, оргазм приходит быстро.
Массовый пляс – парный не сценический вид танцев, без ограничений на возраст, пол, и количество участников. Его может танцевать, кто захочет.
Групповая пляска – танец с множеством участников, без определенных сложных движений и построений. По большей части, в групповой пляске используются движения из хороводов и делаются импровизации.
Она поднимает ноги, и он приходит с руками на руки, чтобы победить его территорию. Женщина открывает ноги или назад, сокращая расстояние влагалища, в то время как человек проникает глубже. Хотя женщинам трудно достичь оргазма, он служит для разнообразия в дни более теплого секса, чтобы спровоцировать мужчин, которым им будет легче.
Эта поза образует М между телами обоих и должна практиковаться на твердой и устойчивой поверхности. Сидя, женщина откидывается назад, положив руки на землю, когда ее ноги растягиваются над грудью мужчины и его пятками над плечами его партнера. Человек сидит под ней, скрестив ноги, и руки тоже повернулись, как шкала. В этом положении он начинает проникать в позу, которая позволяет очень интенсивный секс.
Кадриль – французский танец, исполняется двумя или четырьмя парами, друг напротив друга. Кадриль впервые изобрели в конце XVIII века. Русские, в свою очередь, постоянно меняли и совершенствовали этот танец, привносили в него множество новых движений, подстраивали манеру на свой лад, и переделали кадриль в нечто наподобие плясок.
Она садится с ногами, и он проникает, делая изгиб руки. Ранняя история ирландского танца показывает постоянное перемещение населения в сторону миграции и вторжений. Каждый из этих народов привнес свой стиль танца и музыки. История происхождения ирландского танца расплывчата. Однако сначала они берут свои корни в ритуалах религиозных танцев друидов, чтобы почтить дуб и солнце. В сегодняшних танцевальных танцах сохранились следы их круговых танцев. Когда кельты из Центральной Европы прибыли в Ирландию более двух тысяч лет назад, они принесли с собой свои собственные народные танцы.
История и техника русского народного танца
Нужно сказать, что русские народные движения для танца имеют интересную историю происхождения, и берут свое начало со времен Древней Руси. Русские народные танцы - это веселые хороводы, пляски, а также масштабные народные гуляния, которые всегда имели особое значение в ежегодных празднествах и ярмарках. Что же такое русский народный танец? Как выглядят и исполняются движения русского народного танца?
Кэрол была норманским народным танцем, в котором вокал пел и был окружен кругом танцоров, которые ответили одной и той же песней. Это был бродячий учитель танца, который путешествовал из деревни в деревню, чтобы преподавать крестьянский танец, а танцующие мастера были яркими персонажами, которые носили яркую одежду и палку в руках. разница между левой ногой и правой ногой. Чтобы преодолеть эту проблему, учитель танца прикрепил соломинку или сено к левой или правой ноге ученика и попросил их «поднять ногу сена» или «ступню», соломы.
Групповые танцы были разработаны мастерами, чтобы сохранить интерес к их менее талантливым ученикам и дать им возможность насладиться танцем. Уровень этих танцев был очень высоким. Солисты были высоко оценены и часто спешились двери петель, чтобы положить их на пол, чтобы они могли танцевать на них.
Прежде всего, в основе русских народных танцев веселье и смех, бодрые движения и прыжки, отвязные пляски, и, разумеется, прекрасные национальные одеяния. Можно утверждать, что этот танец отражает сущность русского человека – большая, добрая душа, и неудержимое желание устраивать веселье себе и всему миру! Как говорится, широка душа русская, и танец русский широк.
У каждого мастера танца была своя собственная территория, и он никогда не вторгался на территорию другого хозяина. Случилось так, что учитель танцев был похищен жителями соседнего прихода. Когда мастера танца встречались на ярмарках, они соревновались в танцевальных конкурсах, которые заканчивались только тогда, когда один из них падал от истощения. Различные версии одного и того же танца были найдены в разных частях света. Ирландия. Таким образом, богатое наследие ирландских танцев было собрано и изменено на протяжении веков.
В настоящее время часами, барабанами, роговыми трупами, наборы, половинные комплекты, полка и сковороды являются общими. Традиционные костюмы, которые носят ирландские танцоры, сегодня ознаменовывают одежду прошлого, каждая школа танца имеет свой собственный особый костюм, а платья основаны на двухсотлетнем ирландском крестьянском платье. вышитые вручную кельтские орнаменты Копии броши Тары часто носят на плече. Брошь имеет плащ, который падает на спину. Одежда, которую носят мужчины, менее приукрашена, но богата историей.
Стоит отметить, что движения русского народного танца требуют от парней силы, задора, и мужественности, а от девушек – грации и умудренности в движениях. Русский народный танец – это своеобразный пересказ истории Великой России. И его неотъемлемой частью всегда были песни о героях, государях, и праведных делах отчизны.
Историки считают, что движения в русских народных танцах призваны согреть танцоров, ведь большинство значимых празднеств приходило на осень и зиму. И таким образом можно было согреть и тело, и душу. В наши дни в изначальном виде русские танцы уже не увидеть на народных праздниках. Сегодня они – уникальное явление, способное развеселить публику.
Они носят килт и простую куртку с пальто, сложенным и задрапированным через плечо. Сегодня существует множество ирландских танцевальных организаций, Фейс является важной частью культурной жизни в сельской местности, а дети, подростки и взрослые участвуют в отдельных конкурсах на титулы и призы Фейса. Есть солисты и групповые соревнования, в которых танцоры классифицируются по возрасту от шести до семнадцати лет, а затем в более высоких категориях.
В четырех провинциях Ирландии есть чемпионаты, а победители этих провинциальных соревнований претендуют на Чемпионат Ирландии. Сегодня это относится к неформальному вечеру танца. Сегодня в школах для танцев в Ирландии полно молодых учеников, которые хотят подражать и изучать стили танцев, которые принесли Майклу Флатли международную репутацию. Одной из самых отличительных особенностей ирландского танца является жесткое торс и вытянутые руки. Существует несколько окончательных описаний того, почему это так, но есть много историй и теорий.
Известно, что в японской культуре танцев изображается образ дракона. В России – образ петуха, в Сибири – образ медведя.
В древние времена на Руси имели огромную популярность танцы на плотах. Исполнялись они, как правило, глубокой ночью: по течению реки пускали веночки с зажженными свечками, а также всякого рода украшения из соломы и цветов. Этот необычный танец принято было исполнять в праздник в ночь на Ивана Купала. Кроме того, в танцах на плотах есть еще и небольшой элемент ритуала, ведь именно в эту ночь молоденькие женщины искали себе мужей и женихов. Они плели собственными руками венки, и пускали их на воду. А кому из мужчин посчастливилось добраться до венка первым, тот и становился женихом.
Многие причины каким-то образом связаны с английской оккупацией Ирландии и удушением ирландской культуры. Многие рассказы рассказывают, что группу ирландских танцоров взяли на танцы для королевы, и танцоры отказались поднять руки к королеве, предпочитая держать их жестко вдоль своего бюста во время танца. что у них не было весело танцевать для нее и англичан.
Она любила ирландские джиги, и мы знаем, что ирландские танцы танцевали в суде, и танцоров можно было вызвать в суд для ее развлечения. Однако, кажется странным, с учетом этого закона, что ирландцы будут призваны практиковать свои собственные танцы. Возможно, эта ссылка на кашитерии была неоднозначной на протяжении многих лет и на самом деле относится к школам хеджирования, секретным школам, где ирландская культура преподается тайной во всех репрессиях.
n1.doc
Методические советы по изучениюосновных элементов русского народного танца
Мы также часто слышим подобные теории со ссылкой на духовенство. Часто говорят, что католическая церковь не одобряла некоторые аспекты ирландских танцев и что она делает все возможное, чтобы контролировать или останавливать ее, и люди танцевали, держась за руки, чтобы, если священник Проходя через окно дома, он не понимал, что они танцуют.
Кажется маловероятным, что англичанин или священнослужитель не подозревали, что никто не танцует, когда они видели, как она подпрыгивает вверх и вниз! Как уже упоминалось, католицизм также кажется темой этих историй. Церковь не хотела, чтобы мальчики и девочки держались за руки, и чтобы это не мешало им держаться за руки.
Описание движений в основном дается в чистом виде, вне комбинаций. Все элементы в учебнике разбираются по степени трудности от простых к сложным, что дает возможность их последовательно осваивать. Часть элементов для удобства изучения объединена в разделы или группы.
Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, сочиненные из различных элементов, нужно только на середине зала. Исполнение, как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения. Руки и корпус исполнителя при этом находятся в тех естественных условиях, в которых зарождался и бытует в настоящее время данный элемент. Это дает возможность учащимся с меньшей затратой времени и сил переносить различные движения в какой-либо этюд или танец. Если учащийся держится за станок одной или двумя руками, он в какой-то степени скован, а значит, ему не всегда удается передать характер русского народного танца, а самое главное - манеру исполнения и индивидуальность. Часто при исполнении какого-либо движения у станка, а особенно комбинации, характер русского танца настолько теряется, что его можно узнать лишь по мелодии, сопровождающей это движение или комбинацию. Можно сделать исключение для разучивания ряда трудных элементов, например полных присядок, полуприсядок, части прыжков и некоторых других. элементов, по усмотрению педагога. Но и в этом случае разучивание движений у станка служит лишь тренировкой, подготовкой мышц и корпуса учащихся к выполнению этих движений на середине.
Другая идея заключается в том, что в пуританском католицизме Церковь удалила удовольствие от ирландских танцев, чтобы отразить христианские идеалы. Танцорам приходилось прятаться спиной, рука руками и улыбка удалялась с лица. Самая заслуживающая доверия теория, которую поддерживают многие историки ирландского танца, заключается в том, что ответственные мастера танца 18-го века были ответственны, они любили этикет, и они не одобряли неуправляемые движения рук танцев Шона Носа. Они заставляли своих учеников танцевать с оружием в фиксированном положении, держа в руках камень, чтобы держать их в руках.
В процессе прохождения основных элементов необходимо обращать большое внимание на пластичность исполнения движений, на совершенствование технических приемов, развитие мастерства у учащихся, а самое главное - на развитие индивидуальных способностей и выявление творческой индивидуальности.
При описании элементов в основном дается одно, наиболее удобное для изучения положение рук, корпуса и головы. В дальнейшем, в зависимости от восприятия учащимися данного движения, педагог может усложнять его, добавляя более разнообразные положения рук, корпуса и головы.
Некоторые думают, что они изначально вынудили танцоров удерживать одну или обе руки на бедрах и что руки полностью прямые были введены позже. В любом случае нам удалось танцевать с распростертыми объятиями. Это продолжается сегодня и способствует тому, чтобы ирландский танец отличался в мире, где никакая другая форма танца не ожидает идеального равновесия без использования оружия.
Участие танцоров в обмене опытом их практики и их гибридном знании с забытой аудиторией является немного видимым и распространенным явлением. Танцоры, участвующие в экспериментах, где они разделяют свои гибридные навыки, знания и артистизм с забытыми, являются несколько неприметным и рассеянным явлением. Из этих двух областей деятельности мы рассмотрим, как аспекты сенсорной дифракции, путем смешения практик, могут заново изобрести отношения и даже возможно, сделать танец политическим жестом.
При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движения.
Каждый освоенный элемент необходимо развивать и усложнять, не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук, корпуса и головы, видоизменять характер и манеру его исполнения, усложнять и разнообразить его ритмический рисунок. Усложняя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные возможности, его многообразие, учащиеся не только будут сознательно воспринимать основные элементы русского танца, но и творчески осваивать их.
По мере освоения элементов их можно соединять на первых порах в небольшие, а в дальнейшем в более сложные танцевальные комбинации. Если элементы хорошо и правильно усвоены и по технике исполнения и по характеру их подачи, то вся комбинация, составленная из них, будет исполняться в русской манере, в русском характере.
Необходимо развивать у учащихся импровизацию и воображение, давая, по мере освоения элементов задания и на самостоятельное усложнение отдельных элементов и на сочинение танцевальных комбинаций. Импровизация - важная черта русского народного танца, и на это необходимо обращать большое внимание в течение всей учебы, как будущих исполнителей, так и будущих педагогов.
Темп музыкального сопровождения на первых порах разучивания большинства элементов не должен быть быстрым. В дальнейшем, если того требует характер данного элемента, темп убыстряется.
Выполнение элементов в большинстве своем происходит на музыкальный размер 2 / 4 (на счет «раз- и», «два - и»), поэтому перед каждым элементом этот музыкальный размер не дается. В тех случаях, когда движение выполняется на другой музыкальный размер, он указывается.
В описании некоторых элементов, бытующих в разных областях России, но имеющих различную манеру исполнения, присущую конкретно той или иной местности, даются их местные, специфические названия. Специфика исполнения выражается в характере движения рук, корпуса, головы или в своеобразном ритме. Для изучения этих движений необходимо подбирать и соответствующее музыкальное сопровождение. По ходу изучения элементов с местными особенностями исполнения необходимо рассказывать об истории этой местности, о географических условиях, о быте живущих там людей и т. д.. В процессе обучения надо бороться с исполнительской небрежностью, решительно пресекать грубую или слащавую манеру исполнения, поскольку все это не только искажает образ, характер русского человека, но и приводит к фальшивой, псевдорусской манере исполнения.
Основные положения ног
Положений и сочетаний ног, встречающихся в момент пляски, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, которые являются для исполнителя изначальными, с которых он чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения и являются основными. В русском народном танце выделяются три таких основных положения:
1) 1-е свободное положение (рис. 39, а) - ноги свободно, без
напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под
небольшим углом.
Существует вариант этого положения, когда ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. Такое положение называется 1-м прямым положением (иногда 6-й позицией) (рис. 39, б);
2) 2-е свободное положение (рис. 40, а) - ноги стоят свободно, носки развернуты под небольшим углом, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга.
Здесь также существует вариант прямого положения стоп: обе ноги стоят параллельно на расстоянии стопы друг от друга. Это 2-е прямое положение (рис. 40, б);
3) 3-е свободное положение (рис. 41, а) - левая нога стоит свободно, правая нога ставится также свободно, но так, чтобы ее каблук прикасался к середине стопы левой ноги.
Вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги находится у середины стопы левой. Это 3-е прямое положение (рис. 41, б)
.
Рис. 39. Основные положения ног
А) 1-е свободное; б) 1-е прямое
Основные положения ног
А) 2-е свободное; б) 2-е прямое
Рис. 41. Основные положения ног а) 3-е свободное; б) 3-е прямое
Основные положения рук
Руки в русском танце очень выразительны и разнообразны. В сочетании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению национальную окраску. «По рукам узнаю душу твою»,- писал Л. Толстой.
В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах встречается много различных положений и сочетаний движений рук, идущих от индивидуальности исполнителя, характера танца и местных особенностей. Но существуют такие положения рук, которые встречаются чаще других, являются общими как для парней, так и для девушек и которые характерны для русской национальной манеры исполнения. Такие положения называются основными. В русском народном танце выделяются четыре основных и одно подготовительное положения.
1) Подготовительное (рис. 42) - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти повернуты ладонями к корпусу.
2) 1-е положение (рис. 43)-обе руки согнуты в локтях и находятся на талии. Локти направлены в стороны и находятся на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается. У девушек пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед. Иногда кулачки как бы раскрыты, но и в том и в другом случае большой палец остается прижатым к указательному пальцу. У парней кисти рук, как правило, обхватывают талию - большой палец сзади, четыре других, сжатых вместе, - спереди. Руки не должны сдвигаться к животу.
Такое положение рук, как у девушек, так и у юношей в народе называют «подбочениться», «подбочиться», то есть подпереться руками. В русской народной песне поется:
Встань, сударь, подопрись,
Всем девицам поклонись.
«руки в боки», «руки самоварчиком» и ряд других. Описывая пляску Наташи Ростовой в романе «Война и мир», Л. Толстой выделил это типичное и яркое положение рук. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала»
Иногда в некоторых местностях на Урале, в Сибири руки у парней бывают, сжаты в кулачки, как у девушек.
3) 2-е положение (рис. 44) - обе руки, свободные в локтях, подняты вперед на уровне груди, локти направлены вниз, кисти повернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Это положение характерно для ряда моментов в танце: соединение рук парней и девушек, подача их друг другу, приглашение, приветствие хлебом-солью и др. Взгляд при этом открытый, голова поднята.
3-е положение (рис. 45) - обе руки широко раскрыты в стороны на уровне груди, ладони направлены вперед-вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушек локти свободны, кисти рук находятся чуть ниже уровня локтей, руки мягкие. У парней руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях более вытянуты, чем у девушек. Это положение создает впечатление удали и большой физической силы.
4-е положение - обе руки скрещены на уровне груди или, как часто говорят, руки сложены «калачиком», сложены накрест и т. д. У девушек левая рука лежит поверх правой, руки свободно прикасаются к корпусу. Кисти рук находятся с внутренней стороны локтя разноименных рук, они как бы спрятаны под локоть, пальцы собраны вместе и полусогнуты. Это положение рук создает впечатление домашнего тепла. У парней левая рука лежит поверх правой, руки к корпусу не прикасаются. Ладони рук лежат на разноименных руках чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Руки создают впечатление уверенности и силы. Этому настроению соответствует и гордая посадка головы (рис. 46, в). Существуют варианты 4-го положения для девушек.
(см. рис. 46, б).
Б) Руки скрещены чуть ниже груди - левая поверх правой -и свободно прикасаются к корпусу. Ладонь правой руки поддерживает снизу локоть левой, а ладонь левой поддерживает снизу локоть правой. Пальцы обеих рук собраны. При этом положении рук передается, как правило, одно настроение - задумчивое, с грустинкой. Движение тогда исполняется очень сдержанно.
В 4-м положении, как и во всех его вариантах, правая рука может лежать поверх левой (см. рис. 46, а).
рис. 46
Комбинированные положения рук
Кроме четырех основных и подготовительного мы выделяем комбинированные положения рук, производные от основных, когда, например, правая рука находится в одном положении, а левая в другом. Мы не устанавливаем ни количество таких комбинированных положений, ни последовательность их выполнения. Они представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей. Приведем для примера лишь несколько комбинированных положений: правая рука в подготовительном, левая в 1-м основном положении, или наоборот; правая рука в 3-м основном, а левая в 1-м основном положении, или наоборот, и т. д.
Платочек в русском танце
Традиционный платочек или, как называли его в старину, «ширинка» (кусок ткани, отрезанный во всю ее ширину) - неотъемлемая часть женского праздничного национального костюма. Платочек органично вошел в русский народный танец, и все пляски, хороводы стали исполняться девушками и женщинами с платочком.
Уже в XI в. на фреске южной башни Софийского собора в Киеве был изображен скоморох, переодетый женщиной, который пляшет с платочком в руке. Немецкий путешественник Олеарий, посетивший Россию в XVIII в., пишет: «У женщин в руках пестро вышитые носовые платки - ширинки, которыми они размахивают при танцах» ".
Платочек придает каждому движению большую выразительность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, подчеркивает их настроение. В хороводах и некоторых плясках с помощью платочка соединяются отдельные пары или все исполнители. В игровых хороводах разыгрываются целые сцены, в которых платочек служит своеобразным символом, он может изображать постель, подушечку, плетку и т. п. Платочки чаще всего бывают белого цвета, и во время пляски они красиво взлетают над головами исполнителей, словно белые голуби.
Каждая девушка любовно вышивала и украшала свой платочек, и чем искуснее и талантливее была мастерица, тем наряднее и богаче он выглядел. По расшитому платочку можно было определить вкус и мастерство рукодельницы - будущей невесты.
Девушки в танце часто хвалятся друг перед другом своей работой- вышивкой и кружевами. В хороводах, кадрилях девушка иногда дарит платочек парню, которому симпатизирует. Взмахом платочка вызывают партнера или партнершу на пляску. Понравившегося парня девушка приглашает на пляску или в хоровод по-особенному - или легко ударяя его платочком по плечу, или с поклоном держа платочек двумя руками, или положив платочек на плечо парня. Бывает и так - девушка, не зная, кому отдать предпочтение, кого пригласить на пляску, подкидывает платочек вверх, а каждый из парней старается поймать его. Платочек достается самому ловкому, самому быстрому и самому смелому.
Все элементы необходимо разучивать с платочком, поскольку он помогает большей выразительности каждого движения.
Обращение с платочком
В танце девушки всегда держат платочек расправленным, не комкают его. Платочек берут или за один из его концов, или за середину. В различных плясках и хороводах, а также в различных местностях платочек держат по-разному.
1) За край (рис. 47)
А) Взять левой рукой за конец платочка и пропустить его со стороны ладони между указательным и средним пальцами правой руки от себя, затем вывести конец платочка между средним и безымянным пальцами в сторону ладони. Пальцы сжимаются, и платочек удобно лежит в руке.
Б) Взять платочек левой рукой за конец и пропустить его между указательным и средним пальцами в сторону ладони, затем вывести этот же конец между указательным и большим пальцами и крепко прижать его большим пальцем.
Рис. 47. Обращение с платочком. За конец
Рис. 48. Обращение с платочком. За середину
2) За середину (рис. 48)
Все четыре конца платочка находятся на одном уровне и свисают вниз.
А) Платочек берется за середину двумя пальцами - средним и указательным.
Б) Платочек берется за середину «щепоточкой»- тремя пальцами: большим, указательным и средним.
В) Середина платочка пропускается между указательным и
средним пальцами и прижимается большим пальцем к ладони.
Наиболее распространенные положения рук, часто встречающиеся в танцах
В хороводах, плясках, переплясах, кадрилях встречается много различных положений рук, каждое из которых присуще либо парням, либо девушкам. Мы рассмотрим лишь несколько наиболее характерных положений
Наиболее характерные у девушек (с платочком) (рис. 49) а) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка; ребро ладони направлено от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова задумчиво наклонена к правому плечу или направлена прямо.
Б) Руки, согнутые в локтях, находятся перед корпусом на уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса, локти находятся на одной высоте с кистями. Ладонь правой руки повернута к корпусу, ладонь левой от корпуса. Согнутые пальцы обеих рук соединены друг с другом так называемым «замком».
В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платочек держится за концы обеими руками. Взгляд направлен на платочек, девушка любуется им, «обыгрывает» его.
Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; а, б, в)
Г. Д. е.
Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; г, д, е)
.
Г) Обе руки, согнутые в локтях, на уровне плеч. Кисти рук
соединены ладонями и находятся над правым плечом. Голова наклонена вправо и слегка прикасается щекой к тыльной стороне кисти левой руки.
Д) Корпус слегка развернут правым плечом вперед. Правая
рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у
правого плеча; локоть не прикасается к корпусу. Кисть с присогнутыми пальцами повернута ладонью влево и находится на уровне подбородка. Левая рука опущена и немного отходит от корпуса назад.
Е) Правая рука в 1-м основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне кисти правой, локоть не прижимается к корпусу.
Наиболее характерные
положения рук
у парней
(рис. 50)
А) Правая рука согнута в локте на уровне груди, кисть сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу. Голова повернута вправо и слегка приподнята вверх, с вызовом.
Б) Левая рука широко раскрыта в сторону, ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку или кепку. Всем своим видом парень приглашает партнершу на танец.
в) Руки заложены за спину, на талии. Кисти раскрыты, пальцы вытянуты. Кисть левой руки тыльной частью лежит на ладони правой руки. Плечи раскрыты, расправлены, локти направлены в стороны. Голова гордо приподнята.
г) Руки, согнутые в локтях, заведены за голову. Локти направлены в стороны и находятся выше уровня плеч. Пальцы обеих рук вытянуты и слегка прикасаются к затылку.
Рис. 50. Наиболее характерные положения рук у парней
Наиболее распространенные
положения рук
в парах
Движения рук
1) Переводы из одного основного положения в другое
а) Из подготовительного положения в 1-е основное.
У парней - руки поднимаются невысоко в стороны, кисти, дойдя до уровня талии, поворачиваются ладонями вперед, руки сгибаются в локтях и круговым движением переводятся в 1-е основное положение.
У девушек - руки поднимаются вдоль корпуса, причем кисти постепенно сжимаются в кулачки и переводятся в 1-е основное положение -■ «подбоченившись».
б) Из 1-го основного положения в 3-е
(раскрывание рук в стороны)
Руки из 1-го положения поднимаются вперед, до 2-го положения, и, сделав небольшой полукруг, раскрываются широко в стороны, останавливаясь в 3-м положении.
При движении рук вперед необходимо следить за тем, чтобы кисти рук не соприкасались друг с другом. Взгляд направлен на правую или левую кисть руки.
в) Из 3-го положения в 4-е (жен.)
Руки из 3-го положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, продолжая подниматься впереди корпуса снизу вверх, перекрещиваются ниже груди в 4-м положении (2-й вариант). Движение выполняется медленно, задумчиво, немного с грустинкой. Голова следует за движением рук или остается опущенной вниз, склонившись к правому или левому плечу.
г) Из 3-го положения в 1-е («подбочениться»)
Руки сгибаются в локтях, кисти, совершая движение по полукругу вперед, ниже уровня локтя, а затем вниз, кладутся кулачками (у девушек) или ладонями (у парней) сбоку на талию, то есть в 1-е положение. Локти при этом движении должны оставаться на одном уровне.
Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой; другая рука остается в прежнем положении. Например, из 1-го основного положения - «подбоченившись» - правая рука раскрывается в сторону в 3-е, голова следует за движением руки, а левая остается в 1-м основном положении.
2
) Наиболее распространенные в хороводах и плясках различных областей России
Поворот кистей вправо-влево в курских танках и карагодах.
Движение «муку сеять» (курская пляска «Тимоня»
Прищелкивание пальцами в плясках и хороводах (Воронежская область)
«Белье полоскают» - движение рук п «Зеленгинской кадрили» (Астраханская обл.)
Подготовка к началу движения
В подготовке участвуют не только руки и корпус, но и создается общее настроение, необходимое для исполнения заданного движения в темпе и характере музыкального сопровождения данного танца. В подготовительном движении уже как бы должна быть заложена частица танца, заявка на танец.
Движение рук из подготовительного в какое-либо другое положение происходит на 2 такта музыкального вступления (на проигрыш) . Педагог по своему усмотрению может увеличить его. Музыкальное вступление может выполняться медленно и быстро в зависимости от характера музыки и танца. Зафиксированные положения рук к моменту начала движения или комбинации могут быть различными, но в любой позе должен чувствоваться характер исполняемого танца. Чаще всего руки из подготовительного положения переходят в 1-е основное, то есть учащийся перед выполнением движения «подбоченивается». Руки также могут раскрываться из подготовительного в 3-е или 4-е основное или в какое-либо другое положение по усмотрению педагога. Мы приводим пример подготовки к движению, наиболее часто встречающийся в процессе учебы, а именно: из подготовительного положения в 1-е основное. Остальные описаны в разделе «Переводы рук из одного основного положения в другое».
Рис.. Подготовка к началу движения у девушек Рис. 81. Подготовка к началу движения у парней
а) У девушек.
Первый такт - обе руки находятся в подготовительном положении. Девушка не просто стоит на месте, она слушает музыку, вникая в ее настроение, или общается со стоящими рядом, поворачивая корпус и голову вправо или влево.
Второй такт
«Раз» - руки, сгибаясь в локтях, начинают подниматься по корпусу вверх. Локти направлены в стороны. «И» - движение рук продолжается.
«Два» - руки продолжают подниматься вдоль корпуса и приходят в 1-е основное положение. «И» - пауза.
Такая подготовка чаще всего присуща медленному, плавному танцу.
Для танца быстрого характерна подготовка другого вида, более задорная.
Первый такт - обе руки находятся в подготовительном положении. Девушка слушает музыку. Второй такт
«Раз» - руки слегка отводятся в стороны, кисти раскрыты, ладони направлены вперед. «И» - движение рук продолжается.
«Два» - руки сгибаются в локтях и резко круговым движением закрываются в 1-е основное положение. Кисти рук при этом сжимаются в кулачки. При выполнении кругового движения кисти рук не должны подниматься выше уровня локтя.
«И» - пауза.
б) У парней (рис.).
Первый такт - обе руки находятся в подготовительном положении. Парень пританцовывает, стоя на месте, слегка приподнимая пятки от пола в такт музыке, или общается со стоящими рядом.
Второй такт
«Раз» - обе руки из подготовительного положения поднимаются в стороны-вверх до уровня талии, кисти раскрыты, ладони направлены вперед.
«И» - движение рук продолжается.
«Два» - руки резко сгибаются в локтях и, закругляясь, круговым движением закрываются в 1-е основное положение. «И» - пауза.
В дальнейшем, говоря о подготовке к началу движения, как у девушек, так и у парней, мы будем подразумевать именно это движение рук из подготовительного положения в 1-е основное. В тех случаях, где подготовка к началу движения иная, это будет оговариваться особо.Исходное положение рук перед выполнением того или иного элемента дается после предполагаемой подготовки к началу движения.
Поклоны
Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Этот красивый обычай и сейчас живет в наших селах. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. В Курской и Воронежской областях и поныне вместо «кланяться» или «здороваться» говорят иной раз «челомкатся». На Руси, где при подходе ко многим городам дороги поднимались на холм или высокий гребень, существовал такой обычай: путники, пешие или конные, ехали ли они на телегах или в экипажах, бедные или богатые слезали с коней, выходили из экипажей и кланялись городу. Такие холмы назывались поклонными. Во многих городах России и до наших дней остались эти названия - Поклонная гора.
Существует несколько видов поклонов.
А) Маленький поклон - корпус слегка наклоняется, делается кивок
головой.
Б) Поясной поклон (наклон корпуса в пояс) -верхняя часть туловища от пояса наклоняется. Такой поклон был очень распространен как у женщин, так и у мужчин. На смотринах, свадьбе, желая показать, что у невесты хороший характер, говорили: «Она у нас покорная и поклонная». Если же невеста была упряма и строптива, ее заставляли кланяться по многу раз, приговаривая при этом: «Будь покорной да поклонной», то есть покладистой, хорошей женой. В боярских домах женский поклон в пояс во время церемонии встречи гостей назывался «малым обычаем».
В) Поклон ниже пояса - глубокий, низкий поклон до земли. Чаще всего это был мужской поклон, но это не значит, что голова касалась земли или пола. Чем ниже был поклон, тем больше проявлялось уважение, а порой и заискивание. Иногда при глубоком поклоне рука или шапка касались или почти касались земли. Такой поклон был особенно распространен в боярских домах, когда гости с уважением кланялись хозяйке дома, почти касаясь пола пальцами правой руки, и назывался он «большим обычаем».
Почти все бытовые поклоны перешли в танец. Здесь они были дополнены и украшены движениями рук, усложнены и обогащены музыкальным сопровождением.
В танце значение поклона расширяется. Это уже не только приветствие, но и приглашение к танцу, и благодарность за танец - как со стороны парня, так и со стороны девушки. Урок также следует начинать традиционным русским поклоном-приветствием, а заканчивать его поклоном, имеющим уже другое значение, - благодарность педагогу и концертмейстеру. Поклон может выполняться на месте, без шагов (без подхода), и с шагами (с подходом).
Простой поясной на месте
Движение занимает 4 такта.
Исходное положение ног - 1-е свободное. Руки - в подготовительном или 1-м основном положении.
Первый и второй такты - корпус от талии сгибается вниз
Вперед плавно, без рывков. Третий и четвертый такты - корпус выпрямляется. Этот поклон исполняется одинаково парнями и девушками.
Простой - с продвижением (подходом вперед и отходом назад)
Движение занимает 8 тактов.
Исходное положение ног-1-е свободное.
Первый и второй такты - три шага вперед на каждую четверть, начиная с правой ноги, на вторую четверть второго такта левая нога приставляется к правой в 1-е свободное положение.
Третий и четвертый такты - поклон на месте.
Пятый и шестой такты - отход назад с правой ноги, три шага на каждую четверть, на вторую четверть шестого такта левая нога приставляется к правой. Руки за время шагов переводятся из 1-го основного положения через 2-е в 3-е основное положение. Кисти рук ни в коем случае не сближаются.
Седьмой и восьмой такты - поясной поклон на месте.
У девушек руки одновременно с наклоном корпуса вперед из 3-го положения опускаются в подготовительное, а при выпрямлении корпуса поднимаются вдоль корпуса и в конце восьмого такта приходят в 1-е основное положение («подбоченившись»). Одновременно с руками в конце восьмого такта левая нога слегка сгибается в колене, а правая отделяется от пола и на счет «два» мягко опускается на пол.
У парней в конце поклона руки одновременно с наклоном корпуса из 3-го основного переходят в 1-е основное положение, а в момент выпрямления корпуса, на счет «раз» - «и», поднимаясь, скрещиваются на уровне груди (не прикасаясь к корпусу), на счет «два» резко раскрываются в стороны с одновременным притопом правой ногой. В женском поклоне должна ощущаться задушевность, грациозность, а в мужском чувствоваться сила, удаль.
Существуют и другие своеобразные поклоны. Вот, например, как может заканчиваться поклон девушки с подходом вперед и отходом назад, описанный выше.
В шестом такте на счет «два» правая рука с платком сгибается в локте, ладонь прижимается выше груди около левого плеча, левая рука при этом опускается вниз в подготовительное положение. В таком положении совершается поклон.
После выпрямления корпуса правая рука остается в том же положении и лишь в восьмом такте на счет «два» - «и» плавно опускается по корпусу вниз в подготовительное положение. Бытуют в народе и другие своеобразные поклоны, сложные по исполнению, которые требуют большой пластичности рук, музыкальности и танцевальности исполнителя. Встречаются они в хороводах (чаще в игровых) в центральных, северо-западных и западных областях России.
Сложный праздничный (хороводный) (жен.) (рис. 82) Движение занимает 8 тактов.
Исходное положение ног-1-е свободное. Руки - в подготовительном положении. Первый такт
«Два» - «и» - шаг с левой ноги.
Второй такт
«Раз» - «и» - шаг с правой ноги.
«Два» - левая нога приставляется к правой.
«И» - обе руки, сгибаясь в локтях, поднимаются перед собой, пока ладони, повернутые к себе, не окажутся на уровне лица. Третий такт
«Раз» - корпус от талии начинает сгибаться вниз. Положение рук меняется.
«И» - правая рука от локтя начинает двигаться вправо. Положение левой руки не меняется.
«Два» - корпус останавливается в положении поклона в пояс. Движение правой руки продолжается. Левая начинает двигаться от локтя влево. Голова поворачивается влево; взгляд следует за движением кисти левой руки.
«И» - правая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигаться по направлению к голове; кисть при этом поворачивается ладонью к полу. Движение левой руки продолжается.
Четвертый такт
«Раз» - правая рука, продолжая двигаться по направлению к голове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпендикулярный к полу. Левая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигаться по направлению к голове; кисть при этом поворачивается ладонью к полу.
«И» - кисть правой руки, продолжая описывать кружок, опускается вниз возле виска; кисть при этом поворачивается тыльной стороной к виску. Левая, продолжая двигаться по направлению к голове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпендикулярный к полу.
Рис. 82. Сложный праздничный (хороводный) (жен.)
«Два» - правая рука, совершив полный круг, вновь начинает двигаться от локтя вправо по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вытянуты и направлены вперед. Голова поворачивается вправо; взгляд следует за движением кисти правой руки. Кисть левой, продолжая описывать круг, опускается вниз возле виска; кисть при этом поворачивается тыльной стороной к виску.
«И» - правая рука продолжает медленно двигаться вправо, как бы дожидаясь левую. Левая, совершив полный круг, вновь начинает двигаться от локтя влево по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вытянуты и направлены вперед. Голова возвращается в исходное положение; взгляд опущен вниз.
Пятый такт
«Раз» - «и» - одновременно с шагом левой ноги назад корпус начинает выпрямляться. Руки от локтя опускаются вниз с вытянутыми и направленными в пол пальцами и начинают двигаться навстречу друг другу; кисти повернуты друг к другу тыльной стороной.
«Два» - «и» ■ - шаг правой ногой назад. Руки, продолжая движение навстречу друг другу, встречаются перед корпусом, но, не соединяясь, продолжают движение снизу вверх. Дойдя до уровня подбородка, они расходятся вправо и влево; локти опускаются вниз. Ладони рук повернуты друг к другу; пальцы присогнуты и направлены вверх.
Шестой такт
«Раз» - «и» - шаг левой ногой назад. Руки, выпрямляясь в локтях, продолжают расходиться вправо и влево.
«Два» - «и» - правая нога приставляется к левой в 1-е свободное положение. Руки, заканчивая движение, приходят в 3-е основное положение.
Седьмой и восьмой такты
Поясной поклон на месте. Правая рука в начале поклона сгибается в локте, и ладонь прижимается выше груди около левого плеча. Левая опускается вниз в подготовительное положение. После выпрямления корпуса правая рука плавно опускается вниз в подготовительное положение.
Этот поклон можно закончить и так: в начале поклона обе руки вместе с наклоном корпуса опускаются в подготовительное положение. При выпрямлении корпуса положение рук не меняется.
Сложный, праздничный (хороводный) на месте (муж.) (рис.83)
Движение занимает 2 такта.
Исходное положение ног-1-е свободное. Руки - в подготовительном положении.
«И» (затакт) -руки, сгибаясь в локтях, поднимаются параллельно друг другу до уровня подбородка; ладони повернуты к себе; пальцы слегка присогнуты.
Первый такт
«Раз» - корпус вместе с руками начинает сгибаться в поясе.
«И» - корпус продолжает сгибаться в поклоне. Руки, оставаясь параллельными, начинают двигаться от локтей вниз и назад к корпусу, не прижимаясь к нему. Локти отводятся назад.
«Два» - корпус остается согнутым. Кисти рук описывают круг, как бы перпендикулярный полу, после чего руки возвращаются в исходное положение. Одновременно с движением рук по кругу вверх корпус слегка выпрямляется.
«И» - не останавливая движения, руки от локтей начинают двигаться по кругу вниз, корпус при этом вновь слегка наклоняется.
Резко изменив направление движения, руки разводятся в стороны в 3-е основное положение. Одновременно с движением рук в стороны корпус выпрямляется. Второй такт
«Раз» - руки движутся навстречу друг другу и скрещиваются на уровне груди, не прикасаясь к корпусу. «И» - притоп левой ногой.
«Два» - одновременно с притопом правой ногой руки раскрываются широко в стороны. «И» - пауза.
В этом поклоне усиленная просьба, двойное приглашение, уважительное отношение и любовь к девушке. Он может выполняться и с подходом вперед - четыре шага и с отходом назад - четыре шага. После отхода можно исполнить простой поклон на 2 такта.
Рис. 83. Сложный праздничный (хороводный) на месте (муж.)
Архангельской области (жен.)
(рис. 84)
Музыкальный размер 4 /4. Движение занимает 4 такта. Исходное положение ног - 1-е свободное.Руки - в подготовительном положении.
Первый такт - три простых шага с правой ноги на каждую четверть; на четвертую четверть левая нога приставляется к правой. На третий и четвертый шаг руки слегка поднимаются в стороны от корпуса. Кисти рук поворачиваются ладонями вперед, ПАЛЬЦЫ вытянуты.
Второй такт - низкий поясной поклон. Одновременно с наклоном корпуса руки сгибаются от локтей по направлению к диафрагме. Вытянутая кисть правой руки кладется на тыльную сторону левой. Локти направлены в стороны. Руки к корпусу не прикасаются.
Третий такт - корпус выпрямляется, положение рук не меняется.
Четвертый такт - пауза или же гордый уход.
Такой поклон бытует в Пинежском районе, в Лешуконье и ряде других районов Архангельской области. Исполняется он в хороводах и медленных плясках. В нем величавость, степенность, достоинство. Мужчины в Архангельской области не кланяются так низко, они с гордостью и достоинством лишь немного наклоняют корпус и голову. В Сибири же, в Забайкалье и в русских семейских поселениях Читинской области такого глубокого поклона не существует.
И в плясках и в хороводах мужчины и женщины лишь наклоняют голову, делают кивок. И если у мужчин корпус немного наклоняется вперед, то у женщин наклоняется только голова.
Рис. 84. Поклон Архангельской обл. (жен.)
Такие поклоны отличаются гордостью и независимостью. Исполняются они на
1
или 2 такта в зависимости от характера мелодии. Руки у девушек спокойно опущены вниз ладонями к себе или сложены на груди - «калачиком».
У парней руки опушены вниз или же раскрыты в стороны, но немного ниже 3-го основного положения.
Шаги
Со словом «шаг» всегда связано поступательное движение. Поэтому в старину шаг порой называли «поступь». Простой русский танцевальный шаг отличается от бытового шага тем, что он ритмически связан с музыкой, он выразителен, в нем проявляется как личный характер исполнителя, так и национальный характер русского человека.
Во многих народных песнях ярко передается характер исполняемого хоровода или пляски благодаря характеристике шага девушки или парня.
Например:
Красна, девушка идет,
Словно павушка плывет,
Ой, люли, плывет!..
Или:
Молодец идет, улыбается,
Редкошагает, крепко ступает.
В русском народном танце существует большое количество шагов: шаг с переступанием, простой шаг на ребро каблука, переменный шаг с подбивкой, переменный шаг с притопом и т. д., но все они основаны на простом шаге и являются либо его разновидностью, либо развитием.
По методике выполнения все шаги делятся на простые и переменные. Шаги могут быть очень разнообразны по характеру исполнения. Один и тот же шаг может исполняться в различных темпах и ритмах, с различным настроением и т. д., отчего меняется и характер исполнения. С помощью шагов можно передать удаль, задушевность, лихость, гордость, хитрость и т. д., это зависит от музыки, характера и содержания танца, от образа, который создает исполнитель, а порой манера и характер исполнения шагов изменяются в зависимости и от местности, в которой этот танец исполняется.
Танцевальные шаги - наиболее характерный элемент народной хореографии Они являются основой всех русских танцев, как старинных, традиционных, так и современных. Чаще всего шаги встречаются в хороводах, в медленных и плавных плясках. Шаги являются также составной частью некоторых элементов - «припаданий», ряда дробей и т. д. Они играют большую роль и в соединении отдельных движений между собой. В создании различных человеческих характеров, настроений, образов помогают в сочетании с шагами разнообразные положения и движения корпуса, головы и рук исполнителя. Таких положений и движений в сочетании с каждым видом шага может быть большое количество.
Мы даем лишь наиболее характерные положения корпуса, рук и их движения, присущие каждому виду шага. Наша задача - показать не только разнообразие видов шагов, но и методику их разучивания, характер и манеру исполнения. Исполнение различных шагов мужчинами и женщинами отличается не только по характеру, но и по их методике.
Простые шаги
Основной с продвжением вперед
Движение занимает Ѕ такта.
Исходное положение ног- 1 -е свободное.
Руки - в 1 -м основном положении.
«Раз» - «и» - шаг с правой ноги, колени свободные. Плечи горделиво расправлены, с достоинством приподнята голова, корпус подтянут и во время исполнения шагов не двигается.
«Два» - «и» - второй шаг, левой ногой.
Парни ставят ногу на всю стопу, шаги широкие, уверенные. Девушки вначале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу; шаги меньше, короче, чем у парней, как бы осторожнее. Иногда девушки шаги выполняют только на низких полупальцах. Такие шаги диктовались длинным костюмом - надо было пройти так, чтобы сарафан не шелохнулся, «не бить ногами по подолу».
Мы даем описание шага на каждую четверть, но простой шаг может исполняться и на каждую восьмую или на целый такт в зависимости от задания педагога и характера танца. Руки во время шагов могут находиться в одном из основных положений, которые можно менять через один, два или четыре шага.
С продвижением назад
На каждую четверть делается шаг назад. Шаги ровные, но короче, чем при исполнении шага вперед. И парень и девушка начинают шаг назад с низких полупальцев. Стопа при этом «сокращена». При выполнении шага с правой ноги колено левой ноги расслаблено или слегка присогнуто. Правая нога ставится на низкие полупальцы, затем на всю стопу. Левая нога остается впереди на низких полупальцах, пятка слегка приподнята над полом, подъем не напряжен. Затем движение повторяется с другой ноги. У девушек шаги короче, чем у парней.
Руки могут находиться во всех основных положениях. Иногда, чтобы еще больше подчеркнуть отношение парня к девушке или девушки к парню, например во время приглашения на танец, и парень и девушка одновременно с шагом делают небольшое полуприседание; у девушек оно намного меньше, чем у парней. Руки при этом открываются во 2-е или 3-е основные положения.
С притопом
а) С продвижение вперед
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног- 1 -е свободное.
Руки-в 1 -м основном положении.
«Раз» - шаг правой ногой.
«И» - правая нога слегка сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, слегка поднимается над полом; носок направлен слегка влево. Корпус поворачивается слегка влево.
«Два» - левая нога опускается с притопом на всю стопу рядом с правой, чуть впереди нее. Во время притопа колени обеих ног выпрямляются, руки раскрываются в 3-е основное положение. Корпус и носок левой ноги направлены слегка влево.
«И» - пауза.
Движение продолжается с левой ноги.
Парни делают притоп громче, и нога, делающая притоп, ставится дальше от другой ноги, руки раскрываются резче, шире, а поворот корпуса влево возможен еще больше.
С продвижением назад Движение занимает 1 такт.
«Раз» - шаг с правой ноги, на низких полупальцах.
«И» - правая нога сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, слегка поднимается над полом, носок направлен слегка влево. Корпус поворачивается за ногой слегка влево.
«Два» - притоп всей стопой левой ноги. После притопа нога остается впереди правой. Носок и корпус направлены слегка влево. Руки могут находиться в 3 -м основном положении или раскрываться в момент притопа из 1-го в 3-е основное положение.
«И» - пауза.
Эти же шаги вперед и назад можно делать и без поворота корпуса. Тогда корпус и носки ног в момент шага и притопа будут направлены прямо вперед. Нога, делающая притоп, ставится немного впереди другой ноги.
В шаге с притопом, с продвижением вперед и назад, притоп всей стопой может быть заменен ударом каблуком.
Притоп и удар могут выполняться не только на сильную, но и на слабую долю такта. В таком случае движение будет занимать 7г такта.
«Раз» - простой шаг с правой ноги вперед или назад.
«И» - притоп левой ногой или удар каблуком левой ноги в 1-м свободном положении или рядом с правой ногой, чуть впереди нее, с поворотом корпуса и носка стопы слегка влево, как описано выше. В момент притопа или удара каблуком колени обеих ног выпрямлены.
Движение может выполняться и в небольшом полуприседании. В последнем случае после притопа или удара каблуком колени выпрямляются.
С проскальзывающим притопом - с продвижением вперед
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног- 1-е основное. Руки - в 1-м основном положении.
«Раз» - шаг правой ногой.
«И» - левая нога, сгибаясь в колене, слегка приподнимается над полом с сокращенной стопой.
«Два» - проскальзывающий притоп всей стопой левой ноги в прямом положении около носка правой; в момент притопа колени обеих ног выпрямлены. Центр тяжести находится на правой ноге.
«И» - левая нога, двигаясь вперед, слегка приподнимается над полом. Левая нога опускается на всю стопу чуть впереди правой.
При продолжении движения делается шаг с левой ноги. Этот проскальзывающий притоп можно делать и с небольшим полуприседанием на опорной правой ноге: после шага правой ногой левая слегка приподнимается над полом. Одновременно с этим делается небольшое полуприседание на полной стопе правой ноги. В момент скользящего притопа левой ногой колено правой вытягивается.
Часто при простом шаге с проскальзывающим притопом опорная правая нога после скользящего притопа левой начинает выпрямляться в колене и переходит с полной стопы на низкие полупальцы. Особенно распространен шаг с поднятием на полупальцы из небольшого полуприседания, описанного выше. Акцент-притоп может выполняться на слабую долю такта. В этом случае движение будет занимать 1 / 2 такта.
«Раз» - шаг правой ногой.
«И» - левая нога, резко сгибаясь в колене, делает скользящий притоп всей стопой около носка правой ноги. При продолжении движения небольшой шаг вперед делает левая нога.
Таким образом, темп музыки остается прежним, а движение убыстряется: на один такт делается два шага - с правой и левой ноги - и два проскальзывающих притопа. От этого меняется и характер движения.
Все шаги с проскальзывающими притопами с акцентом на слабую долю такта можно делать с выпрямленными коленями, в небольшом полуприседании и с поднятием на полупальцы.
Проскальзывающий притоп во всех описанных видах этого шага может быть заменен проскальзывающим ударом каблуком. В этом случае нога, совершающая проскальзывающий удар каблуком, сильно сокращена в подъеме. Когда к простому шагу добавляется проскальзывающий притоп или удар, характер исполнения движения изменяется, становится задорным, игривым и даже озорным. А если к такому шагу добавить движение рук, это еще больше поможет подчеркнуть характер и обогатит образ, создаваемый исполнителем.
Вот одно из движений рук, очень характерное для данного вида шага.
Руки из подготовительного положения, сгибаясь в локтях, поднимаются впереди корпуса до уровня груди; пальцы могут быть присогнуты или вытянуты, ладони повернуты к полу. Локти находятся на одном уровне с кистями и направлены в стороны. В таком положении руки движутся поочередно одна вперед-вверх, другая - назад-вниз. Так, при ударе или притопе левой ногой, правая рука движется вперед-вверх, левая - назад-вниз, поднимаясь не выше уровня плеч. Корпус прямой, подтянутый. Голова приподнята, взгляд направлен прямо, или голова может быть повернута вправо или влево.
Можно подчеркнуть и дополнить исполнение этого шага и движением корпуса. В момент проскальзывающего удара или притопа левой ногой корпус поворачивается влево правым плечом вперед; руки, раскрытые в стороны и согнутые в локтях, находятся чуть ниже уровня плеч и поворачиваются вместе с корпусом, делая небольшой акцент на проскальзывающий притоп или удар.
На ребро каблука - с продвижением вперед
Движение занимает "/г такта.
Исходное положение ног-1-е свободное.
Руки - в 1-м основном положении.
«И» (затакт) - небольшой взмах правой ногой с сильно сокращенным подъемом вперед-вверх. Колени обеих ног вытянуты. У девушек взмах меньше, чем у парней.
«Раз» - правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Одновременно левая нога приподнимается на низкие полупальцы.
Следующий шаг делается с левой ноги.
Этот шаг можно выполнять и с небольшим приседанием на левой ноге, а также с поднятием на полупальцы. Приседание или поднятие на полупальцы происходит на затакт одновременно с небольшим взмахом правой ногой вперед-вверх. Правая нога при всех вариантах этого шага остается вытянутой в колене, подъем сокращен.
На ребро каблука с притопом - с продвижением вперед
Движение занимает 1 такт.
«И» (затакт) - взмах правой ногой вперед.
«Раз» - правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу.
«И» - правая нога слегка сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, поднимается над полом.
«Два» - притоп левой ногой.
«И» - пауза, или движение начинается с левой ноги.
Все притопы в этом виде шага могут быть заменены ударом каблуком. Шаг на ребро каблука с притопом или с ударом каблуком может выполняться и с поворотом корпуса, вправо и влево. Этот поворот корпуса описан выше в простом шаге с притопом.
Как в простом шаге с притопом - с продвижением вперед, так и в шаге на ребро каблука - с продвижением вперед притопы и удары каблуком на сильную долю такта могут быть проскальзывающими.
В шаге на ребро каблука с продвижением вперед проскальзывающий удар каблуком может выполняться на слабую долю такта.
На ребро каблука с проскальзывающим ударом - с продвижением вперед
Движение занимает 1/ 2 такта.
«и» (затакт) - взмах правой ногой вперед.
«Раз» - правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Одновременно левая, поднимаясь на низкие полупальцы, отрывается от пола.
«И» - проскальзывающий удар каблуком левой ноги у середины стопы правой с последующим небольшим взмахом вперед-вверх; подъем сильно сокращен. Колени обеих ног вытянуты. При продолжении движения проскальзывающий удар каблуком делается с другой ноги. Этот шаг также можно исполнять и с небольшим приседанием на опорной ноге или с поднятием на полупальцы.
Шаг на ребро каблука и шаг на ребро каблука с притопом или проскальзывающим ударом уже не исполнишь в длинном сарафане. Это не хороводный шаг. Здесь требуется иной, более короткий костюм; с помощью такого шага изменяется и образ, создаваемый исполнителем. Так, движение - шаг - диктует педагогу или балетмейстеру характер танца, характер его исполнения. В танце «Вензеля», поставленном
И. А. Моисеевым в Государственном академическом ансамбле народного танца России, первая часть танца построена на шаге на ребро каблука с проскальзывающим ударом на слабую долю такта и с поднятием на полупальцы. Парни и девушки выполняют один и тот же шаг, но с различным характером, различной манерой исполнения. В этом им помогают и руки, и корпус, и голова. У парней левая рука согнута в локте и заведена за спину, правая, вытягиваясь в локте, делает взмах от корпуса, пальцы слегка сжаты в кулак. Взмах производится одновременно с проскальзывающим ударом каблуком правой ноги на счет «и». Одновременно со следующим проскальзывающим ударом каблуком левой ноги, также на счет «и», правая рука сгибается в локте перед грудью, не прикасаясь к корпусу. Пальцы остаются слегка сжатыми в кулак. Голова повернута вправо, в сторону девушки. Все движения, весь вид парня говорят о смелости и решительности.
Девушки идут таким же шагом, с гордым, независимым видом, что достигается с помощью иных движений рук, положения головы и корпуса. Корпус прямой, подтянутый, голова поднята вверх и повернута в сторону парня, влево. Руки, согнутые в локтях, находятся на уровне груди. Локти направлены в стороны и находятся на одном уровне с кистями рук; пальцы вытянуты. И девушки и парни идут этим шагом в медленном темпе.
Шаг-притоп
С продвижением вперед
Движение занимает Ѕ такта.
Исходное положение ног -1-е свободное.
Руки - в 1-м основном положении.
«И» (затакт) - небольшое приседание на обеих ногах, правая нога слегка отделяется от пола.
«Раз» - одновременно с шагом притоп всей стопой правой ноги - крепкий, уверенный у парней и более мягкий, игривый у девушек. В момент притопа колени обеих ног вытягиваются. Левая нога остается сзади на низких полупальцах. У парней руки одновременно с притопом резко, широко раскрываются в стороны в 3-е основное положение. Грудь вперед, голова гордо приподнята. Сколько удали в этой позе! У девушек руки могут оставаться в 1-м основном положении или переходят в 3-е или 4-е основное положение. В момент притопа правой ногой корпус либо прямой, либо правое плечо чуть-чуть поворачивается вперед-влево. Поза гордая и вместе с тем какая-то игривая. Этот шаг очень характерен для русской пляски.
С продвижением назад
С небольшого полуприседания на обеих ногах с «сокращенной» стопой небольшой шаг с правой ноги назад и притоп. В момент притопа ноги в коленях вытягиваются. Левая остается впереди на полной стопе или на низких полупальцах в зависимости от длины шага. Руки могут открываться в 3-е основное положение или оставаться в исходном положении.
С приступкой (с приставкой) - с продвижением вперед (жен.)
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног-1-е прямое.
Руки - в 1-м основном положении.
«Раз» - небольшой шаг (на полстопы) с правой ноги.
«И» - левая нога приставляется к правой ноге в 1-е прямое положение, с небольшим мягким полуприседанием на обеих ногах
«Два» - «и» - мягко подняться в исходное положение.
Движение можно продолжить как с правой, так и с левой ноги. Этот шаг можно исполнять и с продвижением назад.
В этом движении - грациозность и женственность. Как правило, исполняется оно в очень медленном темпе, плавно, с различными движениями рук и платочка, например: руки во 2-м основном положении держат платочек за противоположные концы. Девушка любуется им. В конце движения на счет «.два» можно делать небольшой наклон корпуса и головы вправо или влево.