Шесть основных навыков успешного человека. Какие личностные навыки можно развить
Можно сказать, что вся наша жизнь строится на навыке. Приобретение навыков - это постоянный процесс. В начале жизни мы учимся ходить, потом учимся держать ложку, потом - одеваться…
Со временем нам нужны более серьезные умения (внимания, общения, поведения в обществе, профессиональные навыки и т.д.). Все это определяет качество и уровень нашей жизни. Важно понимать, что навыки изначальны не даны. Они приобретаются, человек над ними работает лично и целенаправленно.
Навык - действие, которое:
а) вырабатывается со временем;
б) доводится до автоматизма.
Навык считается сформированным, если человек уже не думает, как действовать, не разделяет действие на части, а просто делает.
При этом ряд мелких движений сливаются в единое. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп выполнения действия. Человек уже не контролирует переход от одного движения к другому. Это происходит как бы сам собою, без специального планирования.
Почему навыки так важны для жизни.
Еще древние мудрецы говорили:
Посеешь мысль - пожнешь поступок,
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Посеешь привычку - пожнешь характер,
Посеешь характер - пожнешь судьбу.
Четыре звена одной цепочки. Четыре последовательных момента. Четыре важные ступени построения судьбы.
Именно навык есть тем кирпичем, из которого строится фундамент нашей последующей жизнь. Именно навыки определяют ее качество. И самое главное, что динамичный ход жизни все время требует от нас приобретения навыков и их развития.
В детстве мы учимся с удовольствием. Но с возрастом почему-то люди этот задор теряют. Кому-то страшно начинать новое, кому-то стыдно показаться неумехой, кто считает. что всего уже достиг…
Как бы ни были важны навыки для нашей жизни, тот факт, что вы их развили, вовсе не гарантирует достижение желаемого результата.
Опыт показывает, что часто те, кто уже имеет соответствующий навык и даже знает, что это делать нужно и важно, далеко не всегда это делают. К примеру, утренняя зарядка. О ее пользе знают все, простые упражнения тоже знают. Но вот ежедневно выполняет их далеко не каждый.
Для каждого навыка должна быть выработана привычка.
Итак, начальные навыки лежат в основе всей нашей жизни. Но все же без последующих звеньев цепочки они ничто. Поэтому сегодня мы будем говорить о второй составляющей - привычке. Как сделать так, чтобы привычки улучшали нам жизнь.
Что такое привычка
Привычка - это способ поведения человека, которое становится потребностью в определенной ситуации. Например, привычка делать зарядку по утрам, привычка мыть руки перед едой, привычка гасить свет, уходя из дому… Когда человек по какой-то причине не может поступить по привычке, у него возникает чувство неудовлетворенности.
В основе привычки лежит навык, как умение что-то делать. Однако, в отличие от навыка, для формирования привычки важно не освоение умения, а образование новой потребности в его реализации при определенных условиях.
Привычки важны для всех сфер нашей деятельности и всей нашей жизни. Привычка может стать чертой характера, например, привычка быстро ходить, тихо говорить и т.д.
Навыки и привычки
Навык позволяет совершить действие легко и быстро. Привычка же не только позволяет совершить действие, но и обеспечивает сам факт его осуществления.
Как и навык, привычка относится к частично автоматическим действиям. Приобретение привычки чаще всего начинается с развития первичного умения. Затем оно переходит в привычку, если его постоянно повторять при одинаковых (или сходных) условиях.
Например, детей учат чистить зубы перед сном. У них в начале вырабатывается умение делать, а потом возникает привычка. Во взрослом возрасте эта устойчивая привычка уже не позволит лечь спать, не почистив зубы.
А если начальные навыки использовать от случая к случаю, то привычка не сформируется.
Сила привычки
Привычки очень сильны. Они заставляют человека действовать определенным образом при любых обстоятельствах.
Привычки формирует характер. Например, привычки убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в комнате - вырабатывают у человека аккуратность и опрятность. Привычка здороваться формирует вежливость.
Многое в нашей жизни начинается с привычки. Привычки укореняются, сохраняются и становятся нашей второй натурой.
Поскольку привычки и навыки переходят на уровень автоматизма, их очень тяжело изменить. Вот почему очень важно с самого начала учиться правильно выполнять действие и формировать правильные начальные навыки.
Конечно, неправильный начальный навык изменить все-таки можно. Но исправить его труднее, чем сразу выработать правильный. И вот тут крайне важно иметь кого-то рядом, кто показал бы, как надо действовать, указал бы на ошибки, разъяснил, в чем именно ты ошибаешься. А потом бы еще и проследил, насколько правильно ты выполняешь это действие сейчас.
Принципы достижения цели и приобретения навыков, подробно рассматривает Джош Вайцкин в своей книге «Искусство обучения». Причем все выводы Вайцкина - это не просто слова, они основаны на его реальном опыте. Автор является коучем нескольких мировых финансовых лидеров, он одержал победу в многочисленных чемпионатах по тайцзицюань, стал восьмикратным чемпионом страны по шахматам. В процессе достижения успеха Джош Вайцкин вывел ряд принципов, которые положительно повлияют на ваше совершенствование, на освоение новых навыков. Автор учит своих читателей, как достичь настоящих высот в жизни, сделать ее более интересной и яркой.
Ярлыкам - нет
При постановке цели каждый человек должен разбираться в проблеме, постигать ее постепенно. Это и есть суть процесса обучения. Результатом будет достижение цели, приобретение новых навыков. Если вы постоянно ограничиваете себя ярлыками, стараетесь вогнать в определенные рамки, которые сами себе и придумали, то добиться успеха будет невероятно сложно. Все эти установленные клише, в которых вы привыкли действовать, существенно снижают мотивацию. Причем ярлыки могут быть не только негативными, но и положительными. Если вы повесите на себя клише «удачливый», то движения вперед не будет, будет только ожидание посыла судьбы. А это неправильно.
Негативный опыт - тоже опыт
Некоторые считают, что формально проигравший не является проигравшим, ведь он получает дополнительный опыт, возможность оценить ситуацию и найти альтернативные пути решения. Поэтому ни в коем случае нельзя пасовать перед неудачами и проигрышами. Если ничего не делать, то успех не придет, но если стараться и проходить через поражения, то можно получить бесценный жизненный опыт. А он поможет в преодолении последующих трудностей.
Достижение целей с энтузиазмом
Любое приобретение новых навыков должно быть интересно, человек должен действительно этого хотеть. Энтузиазм - это возможность не оглядываться на окружающих, брать инициативу в свои руки и не считаться с мнением незнакомых людей. Вы просто идете вперед, будучи открытыми целому миру. В этом плане нужно ориентироваться на детей, которые учатся ходить. Они с огромным интересом осматривают окружающую действительность, стараясь делать свои первые шаги. При достижении успеха необходимо вырабатывать собственный стиль, обращать внимание на мелочи и детали, которые кажутся незаметными на первый взгляд.
Не жалуйтесь на судьбу
Иногда судьба может преподнести неприятные сюрпризы, но залог успеха - это прозрачный взгляд на все превратности. Если вы подвержены влиянию эмоций, то можете не заметить рациональный выход или способ решения проблемы. К любым неприятностям стоит относиться с легкостью.
Зрите в корень
Решение любого вопроса зависит от полного погружения. Если вы не понимаете, с чем имеете дело, то невозможно освоить новые навыки для человека. Причем осознание должно приходить не только в последний момент. Старайтесь быть в курсе дела всегда, на протяжении всего процесса. Это позволит усилить самоконтроль. Также не стоит оглядываться на других. Если никто не проверяет ваши успехи и осведомленность в вопросе, не значит, что нужно их игнорировать.
Контролируйте стрессовые ситуации
Нельзя полностью уходить в работу, иначе это станет причиной появления стрессов, усталости, слабости. Всегда нужно оставлять время на самовосстановление и отдых. Без хорошего отдыха не бывает хорошей работы. Выбирайте любой способ досуга - зарядку, игры или медитацию. Через какое-то время вам будет нужно меньше времени для отдыха, тогда вы сможете выкладываться полностью без чувства утомляемости. Так можно выработать умение легко собираться с силами и концентрироваться на важной задаче, когда это необходимо.
Золотая середина
Работа на износ никому не приносила пользы. Старайтесь работать усердно, но не перебарщивать с усилиями. Вы должны чувствовать, что сделали много, но не быть измотанными. Главное в любой успешной работе - это удовлетворение. Если постоянно чувствовать усталость, то желание осваивать новые навыки постепенно сойдет на нет. Изучите свои индивидуальные предпочтения, тогда вы сможете найти идеальный баланс.
Начните с фундаментальных учений
В любом деле важно начинать с азов. Если вы точно знаете основы, то сможете легко идти дальше. Фундаментальные принципы позволят воплотить творческие идеи, реализовать нестандартный подход. К каждой проблеме нужно подходить детально, начиная с самого начала.
Расстановка приоритетов
Каждое дело скрывает в себе истинную цель и поверхностные аспекты. Уделяйте внимание истинной цели, чтобы не размениваться по мелочам. Используйте только необходимую информацию, изучая ее со всех сторон. При достижении целей следует применять собственные методы работы. С нужной информацией вы сможете быстрее докопаться до сути. Сначала нужно уделять этому особое внимание, а потом подобный подход войдет в привычку.
Если в вопросе, как приобрести новые навыки, следовать этим принципам, то вас точно ждет успех и желание двигаться вперед.
И в заключении еще четыре простых правила, чтобы успешно и с минимальными усилиями выработать навык.
Правило 1. Практикуйтесь только в одном типе поведения единовременно
Обычно люди, работая над улучшением своих навыков, пытаются делать одновременно как можно больше. Однако люди, успешно овладевшие сложными навыками, достигли такого результата, практикуя в каждый момент времени только один тип поведения, а не два, и уж тем более не десяток одновременно.
Выберите только один тип поведения, в котором будете практиковаться. Не переходите к следующему, пока не будете уверены, что верно поняли первый.
Правило 2. Тренируйте новый тип поведения минимум трижды
Попробовав что-то новое, вы сначала обязательно почувствуете неловкость. Жмет не только новая обувь. Следует тренировать любой новый тип поведения несколько раз, чтобы комфортно себя чувствовать и успешно работать. Новые навыки надо «разносить», как обувь.
Какой бы навык вы ни пытались улучшить, поначалу будет все ужасно.
Никогда не судите, успешен ли новый тип поведения, пока не потренируете его как минимум трижды.
Правило 3. Количество прежде качества
Не задумывайтесь о качественных показателях (таких как плавность или наилучшее построение фразы в изучении языка) — все это препятствует успешному овладению навыком.
Старайтесь часто использовать новый тип поведения, и качество вскоре придет само.
Правило 4. Практикуйтесь в безопасных ситуациях
Всегда испытывайте новые типы поведения в безопасных ситуациях, до тех пор пока не почувствуете себя комфортно. Не используйте важные встречи для тренировки новых навыков.
Эти правила вместе составляют простую стратегию изучения или улучшения ваших навыков. Эти четыре основных правила помогут вам улучшить любой навык, начиная от занятий любовью и заканчивая полетами на самолете:
- Выберите только один тип поведения, с которым будете работать.
- Выберите безопасные встречи с целью (вставить свою) , чтобы попрактиковаться в новом типе поведения.
- Старайтесь применять новый навык чаще, не обращая в первое время на качество его исполнения.
- Опробуйте выбранный тип поведения минимум трижды прежде чем судить, работает ли он.
А теперь у вас повернется язык, чтоб сказать что у вас нет способности танцевать?
Сначала нахлынувшая волна информации смыла нас с островка устоявшихся стереотипов. С рождением нового тысячелетия человечество оказалось лицом к лицу с неимоверным количеством знаний, к которым мы были попросту не готовы. Отерев с лица грязь селевого потока данных, мы стали находить и постигать ранее недоступную информацию. И среди этих знаний – бесценное понимание того, что мы способны полностью изменить свою судьбу через развитие новых навыков.
И это оказалось сложной задачей. Потому что в школе нас старательно учили усваивать теоретическую информацию, но не рассказывали, как развивать навыки и умения. Потому что в университете волшебное слово «практика» слишком часто было только словом. И вот мы пришли к осознанию, что применять практические умения мы попросту не умеем.
А их очень много, и даже самые простые способны кардинально менять нашу личность. И сегодня мы поговорим об основных навыках, необходимых для успешной работы, повышения качества жизни и гармоничного общения. Но для начала я поделюсь с вами вам общим алгоритмом развития умений и навыков.
Как быстро развить навыки?
Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.
- Осваивайте лишь один навык в один период времени. Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.
- Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы. Я не призываю вас выполнять задания в режиме «тяп-ляп». Но дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.
- Практикуйте новый навык много раз. Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его несколько раз, не меньше трех.
- Не применяйте новые навыки в важных делах. Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.
Какие навыки развивать?
Существует множество умений, доступных для освоения. Некоторая часть их пригодится любому человеку, независимо от профессии, необходимость других зависит от сферы работы. Сегодня мы вкратце поговорим о том, какие навыки развить, чтобы улучшить свои личностные характеристики. Если же вы пожелаете почерпнуть больше информации о тех или иных навыках и умениях, обратите внимание на большое количество ссылок, которые встретятся вам в процессе чтения – все они ведут на статьи, опубликованные на нашем сайте. В этих материалах подробно описываются методы развития навыков, упражнения для их освоения, представлено много полезной теоретической информации.
Среди навыков можно выделить несколько групп:
Даже для того, чтобы сделать первый шаг навстречу своим целям, понадобится упорство и настойчивость. Кто-то считает, что это врожденные качества, но в действительности нам под силу даже .
Наша жизнь во многом зависит от помощи и сотрудничества. И, наверное, вы знаете о том, что деловое партнерство всегда более приятно и продуктивно, если обе стороны испытывают друг к другу обычную человеческую симпатию. Независимо от того, начинающий ли вы бизнесмен, успешный делец или только мечтаете о головокружительной карьере, развитие навыков общения должно стать вашим ежедневным домашним заданием. Оно также улучшит отношения в семье и поможет найти новых друзей.
Немалая доля коммуникативной информации приходится на , а в особенности на мимику. Через выражение лица, поднятие бровей или взгляд мы можем рассказать намного больше, чем словами. Поэтому необходимо , чтобы уметь не только разговаривать с ее помощью, но и контролировать, когда не хочется выдавать свои чувства.
Сделает вас более креативным, поможет научиться отыскивать новые и неординарные решения для любой задачи. Это нужно не только людям творческих профессий – новые подходы необходимы и бизнесменам, и инженерам, и маркетологам. Чтобы обойти конкурентов, необходимо пойти нетореной тропой, а для это придется сначала ее отыскать.
Чтобы не упустить редкую возможность и вместе с тем не оказаться жертвой собственных ошибок — . Исследования показали, что внимательность не только улучшает качество работы, но и повышает удачливость человека. Ведь во многих случаях удача – всего лишь вовремя замеченная возможность.
Но для того, чтобы не только заметить, но и сделать правильные выводы, нам понадобится хорошо прокачанное . Пройдя по ссылке и прочитав статью, вы узнаете много интересных фактов – например, что логика не является нашим врожденным свойством, и что развить ее можно в любом возрасте.
Немаловажно для нас и умение запомнить необходимую информацию так, чтобы отыскать ее в закоулках памяти – для этого советуем использовать через ассоциативные визуальные и абстрактные образы.
Чтобы развитие навыков не превращалось в нудную «обязаловку», воспринимайте это, как игру. По сути, характер человека – это некий эквалайзер, набор параметров, от настройки которых зависят наши характеристики. Немножко больше или меньше ответственности, самоконтроля, фантазии, внимательности и других качеств – и вот уже перед нами абсолютно разные люди. Ведь правда, интересно ставить эксперименты над собственной личностью, наблюдая, как одни изменения влекут за собой другие?
Навыки нужно развивать, несомненно.Хватит обманывать себя, говоря, что характер уже не переделать, или что вы уже слишком взрослые, чтобы меняться. Неправда. Учиться, расти над собой и совершенствоваться можно всю жизнь. И пока вы идете по этому пути, вы всегда будете молоды душой. Грустно быть человеком, которого уже невозможно ничем удивить – такие люди просто остановились в своем развитии. Те же, чьи глаза и сознание широко открыты, всегда находят что-то, способное поразить их воображение и вдохновить на новые свершения.
Добрый день, дорогие домоседы. Каждый из нас хотел бы чему-то научиться, но постоянно откладываем это дело на потом. Если мы вовремя начинали бы тренировать любой навык и делали это правильно, то тогда и в стране было все в порядке.
Западные государства добились таких больших успехов на внутриполитической и внешнеполитической аренах как раз благодаря тому, что они не ленились обучаться и работать.
Обучение – это процесс целенаправленного усвоения теоретических и практических навыков, основанный на длительном чтении, прослушивании информации и проигрывании типичных ситуаций, характерных для определенного навыка.
Игра является необходимым условием грамотного обучения, в некотором аспекте даже более важным, чем теоретическая подготовка. Хотя без базовых знаний никуда, но многие люди уделяют им слишком много внимания, потому что практическая отработка умений намного сложнее, чем банальный рассказ о том, что надо делать.
Настоящее обучение состоит из нескольких частей. Первая – это что делать. Данный пункт элементарен. Но и его многие неправильно реализуют. Например, родители часто говорят детям, что им нельзя делать, но не рассказывают, что надо.
Например, ребенку много рассказывается о том, что бить нельзя других детей, но альтернативы родители не предложили. Но даже они могут сказать, что надо разговаривать.
Но и что ребенок с этого получил? Да ничего, потому что навык – это определенная система в голове, и его развитие тождественно с углублением в определенный вопрос. А вот эта штука очень непростая.
Ну смотрите сами – сначала родитель ребенку говорит, что не нужно делать. Ребенок получил информацию, что бить одноклассников нельзя. Сразу появляется вопрос: а что можно делать? Далее мама ему объясняет “надо говорить с детьми”.
Ребенок задает мысленно вопрос “как?”. И чем глубже он погружается в проблему, тем больше у него вопросов появляется. Именно поэтому знающим людям кажется, что они знают очень мало.
Но давайте детальней остановимся на том, что вообще собой являет навык. Как уже говорилось выше, это система. Система чего? Теоретических и практических компетенций, знаний и умений. Навык – это не только имеющаяся в голове система вопросов и ответов на них, но еще и умение применять их на практике.
Навыки пронизывают всю нашу жизнь. Вождение автомобиля – навык, и даже обычная ходьба является полноценным навыком. Разговаривать – это навык, и говорить что-то к месту – это тоже навык. Видим, что это везде. Нам говорят, что надо достигать целей, а для этого надо много работать. И в этом ошибка большинства, поскольку если мы хотим зарабатывать 20 тысяч долларов в месяц, нам надо научиться зарабатывать столько.
Нам надо различать понятие “навык” и “умение”. Понимание разницы между этими двумя терминами позволяет четко осознавать, чего мы хотим. Многие люди проводят знак равенства между термином “навык” и термином “умение”, но на самом деле это разные стадии развития определенной компетенции.
Умение имеет ниже порядок, чем навык и являет собой способность человека правильно выполнять поставленную перед ним задачу при условии, что он будет концентрироваться на выполнении поставленной задачи. Таким образом, разница между умением и навыком в том, что последний выполняется автоматически и является составной частью другого умения.
Таким образом, в определенной сфере у нас всегда будут умения и навыки, которые связаны между собой как общее и частное. И хоть это мудрено сказано, способность человека к чему-то не настолько четко относится к тому или иному варианту.
Навык – это когда человек делает что-то правильно, не задумываясь.
Например, ходьба – это навык, а вот у маленького ребенка это все еще умение.
Писание во взрослом возрасте – это навык, а в детском – умение. Разницу между этими понятиями не так сложно понять. Вот общая теория, которая поможет нам тренировать любое умение или навык.
Базовый принцип тренировки любого навыка
Итак, мы поняли, что навык – это система других навыков, как теоретических, так и практических. И главный принцип тренировки любого навыка – это уметь разбивать его правильно на составляющие и учиться постепенно. Это не настолько простая задача, как может показаться на первый взгляд, и она требует постоянного включения логики. Каждую секунду ваш мозг во время обучения должен работать. Но с другой стороны, если вы никогда не будете напрягаться, то какой смысл вообще жить? Это же не интересно.
Итак, формирование любого навыка состоит из таких частей:
1. Разбивка на составляющие
Например, умение петь состоит из таких главных компонентов: тренированный слух, умение грамотно владеть речевым аппаратом, направлять звук в резонаторы, артистизм и много других способностей. Чем более конкретно вы распишете навык, тем легче будет осуществляться обучение и разбивка на фрагменты.
Вам необходимо стараться как можно детальнее их проработать, чтобы через некоторое время вы могли насладиться тем, что вы умеете то, от отсутствия компетентности в сфере чего вы раньше невероятно сильно паниковали.
2. Анализ приоритетов
Этот пункт также очень важен, поскольку именно правильная расстановка приоритетов дает вам возможность не распыляться на мелочи. Обычно во время тренировки любого умения есть несколько ключевых моментов, повлияв на который можно сделать серьезные успехи.
И ваша задача – их выделить. Это непросто, и именно для этого необходима теоретическая подготовка. Вы не начнете что-то делать хорошо сразу после того, как прочитаете сотню книжек, но они вам дадут огромный багаж информации по поводу того, как разбивать навык на составляющие и выделять главное среди всего этого множества.
И после того, как вы научитесь делать это, прогресс будет налицо. Но и этого пункта недостаточно, а потому мы переходим к следующему моменту.
3. Тренировка отдельно взятых составляющих
Фактически вам надо сформировать навыки, чтобы потом идти по нарастающему уровню сложности. Так, вы можете начать петь сразу, но от этого толку будет мало. Более того, вы рискуете научиться петь плохо, это также возможно, как ни странно. Достаточно просто поставить себе такую цель. А мы помним, что чем более она конкретизированная, тем лучше для вас же, правильно.
Итак, схема очень простая. Сначала вы берете один из “поднавыков” (если можно так выразиться) и его доводите до совершенства и автоматизма. Сначала вы не будете чего-то уметь. Потом вы один раз сможете, и с этого момента можете считать, что сформировали умение. Далее мы занимаемся развитием навыка.
Понять, что можно приступать к следующему пункту, очень просто. Необходимо, чтобы вы могли параллельно что-то делать с тем, что в данный момент изучаете и при этом сохранять качество. Например, вы продолжаете хорошо петь строчку песни, несмотря на то, что смотрите профиль в инстаграме.
Схема приблизительно такая. Когда этот момент наступает, можете приступать к развитию следующего «поднавыка» и так пока все не выучите.
Но помните, что поскольку мы имеем дело с четко определенной системой, то работают универсальные законы системологии, один из которых говорит такое: хоть система состоит из множества подсистема, но она не сводится к их сумме, а является уникальным новообразованием, которое имеет свои цели и методы работы.
Если говорить нормальным языком, то любая система – это не совокупность элементов, а что-то большее. Само по себе развитие отдельных составных частей навыка вряд ли придвинет вас к успеху, но и без отдельной их проработки ничего не получится. Поэтому начинаете с более мелких навыков и переходите потом на более высокий уровень.
Например, развитие музыкального слуха состоит из множества частей. Но они не дадут вам возможности правильно воспроизводить песню, если их прорабатывать только по отдельности. Начинаете с тренировки умения слышать отдельные интервалы.
Потом сводите это все в единую систему, где надо определить не только, какой интервал больше, а какой меньше, но и о каком интервале идет речь. Далее развиваем чувство ритма. Но оно само по себе ничего не даст вам.
А если вы разовьете музыкальный слух, то не научитесь петь. Поэтому вам надо стремиться после проработки составных частей навыка прорабатывать и навык сам по себе.
Чем тренировка навыка отличается от репетиции?
Второе важное правило – вам надо не репетиции проводить, а тренироваться. Некоторые люди не понимают, в чем разница между этими понятиями, но она колоссальная. Нет ничего плохого в репетиции, конечно, но на надо ее воспринимать как возможность чему-то научиться. Все равно не получится. Тренировка – это гораздо более эффективный способ развить в себе какую-нибудь способность.
Но для начала нам надо разобраться, чем тренировка отличается от репетиции. Прежде всего, нам надо представить образ и того, и другого. Под репетицией мы часто подразумеваем полное проигрывание представления в театре, музыкальной композиции, концерта публичного выступления и так далее.
А тренировка же – это выполнение отдельных упражнений, направленных на ликвидацию самых слабых мест в обучении. И в этом очень большая разница.
Репетиция нужна тем, кто хочет проверить свои способности. И с этой задачей она хорошо справляется. Именно с ее помощью можно выделить недостатки, которые имеются в том, что человек делает, но исправить их может только тренировка.
Да и спрашивается, зачем ради исправления одной-двух оплошностей проигрывать все сначала и до конца?
Отработка отдельных частей любого навыка – это как раз и есть тренировка. Репетиция так же важна, как и тренировка, но на более высоком уровне. Ее тоже можно рассматривать как отдельный ее вид, но с повышенным уровнем сложности. И чтобы тренировать навык более эффективно, необходимо чтобы задача, которая ставится, была как можно проще.
Тренировать навык важно с положительным успехом
Важно во время обучения, чтобы был постоянный положительный опыт успехов. Поэтому не стоит ставить перед собой задачи повышенной сложности, несмотря на то, сколько искушения сделать это у вас. Это верный путь в никуда, потому что мы устроены так, что мозг любит, чтобы информация поступала дозировано и постепенно.
В результате “недостижения” того, что ставится, человек вгоняется в состояние фрустрации или депрессии. Все зависит от уровня сложности. Как говорится, все хорошо в меру, и фрустрация – это умеренное недовольство своими негативными результатами.
Если человек адекватный, то у него не упадет , а лишь больше мотивации получится. Но если мотивация слишком сильная, человек может оказаться в состоянии депрессии от того, что не получилось достичь того, что он так хотел.
Поэтому через некоторое время после того, как фрустрация возникнет в первый раз, может появиться депрессия, которая сопровождается не только нежеланием учиться, но и отсутствием стремления вообще что-то делать. Депрессия вредна тем, что вызывает необратимые негативные изменения в головном мозгу.
Конечно, наша нервная система работает очень слаженно, и потеря функции одной части мозга может компенсироваться другими. Но у всего есть свой предел, и когда мы его достигаем, то начинаем в прямом смысле становиться глупее.
Плюс еще ко всему доливает масла в огонь плохая самооценка человека. Он перестает верить в свои силы, от чего их становится еще меньше. Следовательно, деградация мозга происходит намного быстрее.
Поэтому стоит идти к цели маленькими шажками. Важно видеть постоянный прогресс и не требовать от себя и людей, которых вы решили обучать, чего-то сверхбыстрого. У каждого свои способности, и это доказанный факт. Поэтому одни будут быстрее двигаться к цели, а другие – медленнее. У каждого, какой-то талант есть. Но это не означает, что не надо ничего делать.
Один человек становится успешным в 20 лет, а другой – в 40. И это нормально. Не надо переживать по поводу того, что ваши друзья в 35 стали миллионерами, а вы еще считаете последние копейки. Эта позиция приводит к депрессии, потому что вы ставите перед собой непосильные задачи.
Как ускорить обретение умений?
Но тем не менее возможность ускорить обретение навыков можно, но не прямым воздействием, а косвенным. Есть такая вещь в психологии – интерференция, когда одна способность влияет на возможности получения другой. Это похоже с общенаучным принципом синергии, когда два умения усиливают друг друга. И использование этих знаний помогает ускорять процесс.
Обычно навык, который может улучшить что-то, не является составляющей частью того, который вы желаете развить в себе, но лежит где-то близко. Например, писательское мастерство вполне себе хорошо развивается с помощью ораторского мастерства, потому что главные принципы сохраняются.
Например, универсальный закон композиции касается почти любых умений. Публичное выступление должно иметь вступление, основную часть, кульминацию, где эмоциональный накал на самом высоком уровне и достаточно резкую развязку.
То же самое касается и писательского мастерства. Вы начинаете со вступления, развиваете мысль и заканчиваете ее после кульминации.
Побочные техники, помогающие тренировать навык и ускорить процесс
Развитие сопутствующих техник, которые могут ускорить процесс обучения – задача непростая, потому что даже тяжело понять, что может помочь в развитии определенного умения. Кроме того, то, что делается на скорость, не дает человеку , а именно спокойная тренировка – это залог успеха. В этом разделе мы разберемся, какими способами можно ускорить приобретение навыков.
Для начала надо понять, а какие же техники подойдут. Для этого расширяем общую эрудицию. Это полезно потому, что мозг при генерации идей руководствуется уже тем, что есть в голове. Следовательно, если вы будете пополнять багаж своих знаний, то станете гораздо богаче на ресурсы, которые и будут использоваться при генерации идей.
А именно творческое мышление нам и нужно задействовать. В теории, способности нашего мозга неограниченные, но мы не можем часто ничего придумывать, потому что воображение тесно связано с памятью. Мы держим образы в голове, и эти образы вытаскиваются в первую очередь воображением.
Люди жаждут примеров, и вот один из простейших – слепой метод набора текста в копирайтинге, который помогает ускорить написание статьи в несколько раз. Чтобы его освоить, необходимо потратить очень много времени, но в итоге оно окупится. За сколько? Это все зависит от вас.
Механизм формирования навыка слепого набора очень показательный, поскольку на его базе мы можем понять, как вообще формируются навыки. Задача – приучить пальцы реагировать на команду мозга определенным образом. Например, мы захотели написать букву «б». И навык набирать эту букву может считаться освоенным, когда эта буква набирается самопроизвольно, как только появляется мотив и намерение действовать.
Умение формируется тогда, когда мы можем правильно набирать текст, если сильно сосредоточимся. Но долго этого делать мы не сможем, потому что постоянно удерживать внимание на одно объекте невозможно, как бы вы того ни хотели. Поэтому через некоторое время качество набора существенно ухудшается. И это не удивительно, потому что мы перестаем акцентироваться и начинаем серьезно отвлекаться.
И когда у нас уже навык сформировался (а для этого надо не один год), то нам достаточно подумать, какое слово или словосочетание нам требуется набрать, и мозг автоматически посылает сигнал к пальцам. Нам не надо абсолютно концентрироваться, и параллельно с выполнением упражнений мы можем разговаривать с другими людьми. И что примечательно, качество набора от этого не страдает.
И быстрое написание статьи связано со скоростным набором текста. Это очень связанные вещи между собой. Фактически мастерское владение скоростным методом печати позволяет писать статьи со скоростью речи. И ораторские способности здесь только помогут, а не будут мешать. Кстати, вот и пример интерференции.
Для написания качественной статьи быстро мы используем один навык, который может входить в программу обучения и являться «поднавыком» и второй, который помогает более внятно формулировать свои мысли. И здесь все усиливает друг друга.
Каким образом это происходит? Давайте детальнее разберемся в этом. Сначала мы развили ораторские способности и научились легче формулировать свои мысли. Теперь у нас в голове есть готовое предложение, которое мы записываем на бумагу. И следующая мысль у нас появляется значительно быстрее, а мы не теряем ее в сложных ситуациях, которые отвлекают.
Но чтобы эту мысль записать и не забывать, что хотели сказать, необходим качественный слепой набор. Он помогает как нормально формулировать мысли, так и не напрягаться, что дополнительно увеличивает скорость написания статьи. В свою очередь, время между нажатиями каждой клавиши сокращается, что способствует молниеносному набору слова, предложения, текста.
Здесь все просто. Смотрите сами. Для того, чтобы качественно набирать, не делая ошибок, необходимо быть последовательным и не нажимать следующую клавишу до того, как будет нажата предыдущая полностью. Эта последовательность помогает и более внятно формулировать свои мысли. Вот такая интерференция.
Как тренировать навык писательского мастерства
Универсальная формула на примере писательского мастерства
Рассмотрим несколько примеров, чтобы вам было более понятно. Начнем с писательского мастерства. Здесь можно выделить следующие составляющие части, каждую из которых надо прорабатывать по отдельности:
1. Умение писать логично. Это значит то, что в речи должна быть логика. На первый взгляд, ничего сложного в этом навыке нет, но это только первое мнение, которое часто бывает ошибочным. Логические ошибки случаются даже у опытных писателей, которые уже не один год работают. И это при том, что мозговые функции сохранены.
2. Умение писать последовательно. На первый взгляд может показаться, что логично и последовательно – это одно и то же. Но по сути, это не так. Человек может быть очень логичным писателем, но при этом он слишком много грузит людей. Последовательность – это умение держать нить статьи и не распыляться на мелочи.
3. Умение писать увлекательно. Здесь тоже все просто. Надо учиться использовать удачные художественные приемы, которые помогут увеличить художественную значимость текста.
4. Слепой набор печати. Пользу этого навыка мы рассматривали ранее.
И это только мы начали копать. Каждый из этих пунктов может быть разложен еще на несколько. И прорабатывать все надо с самых крошечных мелочей.
Как тренировать навык врачебной практики
Универсальная формула на примере врачебной практики.
Врачи также обучаются, но специфика их работы такова, что иногда ошибка стоит жизни человека. В некоторых американских университетах уже внедряют модель обучения врачебному мастерству на специально обученных актерах, которые знают все симптомы и умеют играть пациентов с самыми большими проблемами. Это помогает в “стерильных условиях” тренироваться, чтобы уже в поле работать с пациентами более профессионально.
И во время обучения, когда ученики делают ошибки, они сразу стараются их исправить, чтобы не допустить того, чтобы они закрепились. Иначе промахи будут стоить жизни пациентов.
Как мотивировать учащихся тренировать навык
Очень важно правильно мотивировать учащихся, чтобы они сами хотели обучаться и все делали для того, чтобы научиться делать что-то. Чтобы мотивировать, необходимо учиться самого себя заряжать на стремление к цели. Тогда и результаты будут покрасивее. Но что же делать для того, чтобы мотивировать себя? О, это нелегко. Человеку намного проще приспособиться к негативным обстоятельствам, чем самостоятельно стараться стремиться к лучшему.
При этом человек старается вместо того, чтобы развивать в себе положительные качества, акцентируется на отрицательных. Конечно, нужно и то, и то. Но если в первую очередь устранять негатив, то вы только в комплексы себя вгоните. И это ни к чему хорошему не приведет, поэтому сначала тренируйте положительные качества, а только потом устраняйте отрицательные.
Эти успехи будут вас сами мотивировать. У вас будет опыт достижений, и в дальнейшем вам будет проще устранять недостатки и тренировать остальные навыки. Например, если вы и без того неплохо пишете статьи, то сделайте так, чтобы они еще лучше писались. То же самое касается пения и других положительных качеств. Самое важное – это опыт успеха, который переносится на другие сферы жизни человека.
Фактически недостатков, как таковых, не существует. Это всегда плохо развитые достоинства. Недостатки – это своеобразные белые в характере человека. Это отсутствие необходимых навыков. Если человек предрасположен к агрессии, то это означает, что у него меньше способностей вести себя неагрессивно. Он не научился правильно вести себя.
Заметьте, что недостаток – это когда определенная черта проявляется или недостаточно, или чрезмерно. Например, гордыня случается тогда, когда у человека уверенности в себе слишком много, а закомплексованность – когда слишком мало. З
олотая средина – это то, что говорит о формировании определенного навыка у человека. Очень часто, когда мы стремимся убрать какой-то недостаток, то мечемся в другую крайность. Все от незнания. Неуверенные в себе люди внезапно начинают вести себя по-хамски, а хамы слишком погружаются в свои комплексы.
Учитывая это, для мотивации учащихся надо научиться обучать в первую очередь себя и желать, чтобы они научились. Также необходимо включать голову, потому что то, что на одного человека подействует, на другом скажется негативно.
Как тренировать навык и обучаться постепенно
Во время обучения мы нередко стараемся удержать у себя в голове все возможные мелочи, но в результате мы теряем способность вообще хоть как-то действовать. Поэтому надо сосредоточиться на самом главном. У каждого навыка это свое.
Затем к этим микронавыкам надо добавлять новые умения. В результате, они будут усиливать друг друга. В науке есть такое понятие, как синергия, когда один признак в сочетании с другим не приплюсовывает его действие, а умножает.
Таким образом, нужно добавлять маленькие кусочки навыков друг к другу, и тогда результат не заставит себя ждать. Ну смотрите сами – если вы станете развивать в себе умение красиво говорить, то оно повлияет на умение убеждать, вести переговоры, управлять людьми, красиво читать и так далее. А если вы каждый из этих навыков будете тренировать отдельно, то результат приумножится еще сильнее. Например, красноречие поможет строить правильно отношения в семье (особенно если совмещать с делами), воспитывать детей, поможет также зарабатывать деньги. В свою очередь, умение зарабатывать деньги порой больше влияет на людей, чем красноречие.
Кроме того, повышается уверенность в себе, которая позволяет еще больше развивать в себе определенные умения. Если запустить механизм развития всего одного положительного качества, прогресс не заставит себя ждать. Все пойдет как по цепочке. Но это лишь при условии, что вы укрепите хотя бы один навык до идеала.
Через некоторое время можете попытаться подключить еще один, связанный. Очень хорошо создавать цепочки, и подбираться к устранению недостатков через достоинства.
Например, бедность можно компенсировать непритязательностью, а если не умеешь общаться с людьми, можешь компенсировать это своей природной добротой. Найдите то, что получается лучше всего у вас, и делайте это своей фирменной фишкой. Так вы будете постепенно продвигаться .
Правило одного процента
Этот закон говорит, что если вы будете что-то делать лучше, чем вчера, на один процент всего лишь, то через год вы научитесь всему идеально. Ведь если мы не можем измерить, насколько сформирован навык, это еще не значит, что цифр там нет. Поэтому правило сложных процентов (между прочим, восьмое чудо света), работает и здесь. Порой для достижения счастья немного нужно. Достаточно лишь немного продвигаться к успеху, и через год вы станете миллионером.
Ну вот сами посчитайте, сколько денег вы накопите, если каждый год будете откладывать всего процент от всех ваших доходов и плюс процент ко всем накоплениям. На первый взгляд, немного, но практика покажет колоссальный прогресс. Скорее всего, вы достигнете той высоты, которая вообще не ожидалась вами при таком минимальном вложении сил. Конечно, много работать над собой лучше, но иногда лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Правило одного процента можно использовать в огромном количестве сфер жизни. Так, оно применяется в финансовой грамотности, красноречии (например, если упражняться в ораторском мастерстве всего 10 минут в день, то результаты через год вас удивят) и других навыках. Во всех сферах нашей жизни правило одного процента найдет свое применение.
Что делать, если долго нет прогресса?
Случается, что прогресса нет в течение длительного времени. Ничего страшного в этом нет. Если долго ничего не получается, это означает, что вы выбрали слишком большую сложность. Попробуйте упростить задачу и довести ее до автоматизма. Вы увидите, насколько легче становится.
Тогда хоть прогресс пойдет. Запомните, лучше медленно, чем вообще никак. Поэтому если вы будете упрощать, то останетесь в плюсе, потому что в мозгу будут формироваться правильные навыки. Упрощение порой более полезно, чем усложнение.
При этом стоит понимать, что обучение чему бы то ни было – это задача непростая. Вас ждет множество трудностей на этом пути, и потому надо уметь не доводить желание выполнять что-то сообразно уровню сложности до абсурда.
А вообще, если вы не можете чего-то делать, то это только иллюзия. Мозг специально посылает в наш мозг неправильные сигналы, чтобы сэкономить энергию. Он использует первобытные механизмы, которые ранее ему помогали выживать. Но сейчас время уже другое, и человек лучше понимает, что ему нужно, а что – нет. И первобытные механизмы могут теперь только вред причинить.
Поэтому если не получается с первой попытки – делайте вторую. Некоторые говорят, что достаточно 30 или 40 попыток для достижения успеха, но не верьте таким людям. На самом деле, их нужно сделать тысячи и даже больше.
Помните, что если вам кажется, что что-то дается легко, то вы еще ничему не учитесь. Если прогресс мгновенный, то только стали обучаться. Это говорит лишь о ом, что у вас хороший потенциал, но его недостаточно для того, чтобы полностью раскрыть себя.
А что же достаточно?
Необходимо просто стараться, но не только пытаться освоить какой-то навык. Некоторые люди настолько увлекаются практикой, что теоретические моменты игнорируют. Вместе с тем, именно они влияют на то, сколько человек может всего сделать. Иногда достаточно одной фразы – и человек полностью изменился.
Мозг – это вообще такая штука, что даже если человек долбится головой об стенку, то через некоторое время, он поймет, что нужно изменить вектор, направление. И тогда мир станет чуточку лучше. Вот попробуйте, и результаты вас удивят искренне.
Как тренировать навык – Выводы
Итак, какие выводы можно сделать из этой статьи? А все предельно просто. Просто старайтесь и не переживайте по поводу того, что что-то не получается. Просто уясните для себпя, что все временно. Вообще, есть несколько стадий обретения любого навыка, на которых хотелось бы остановиться более детально.
1. Я не хочу. Человек отдает себе отчет в том, что не может чего-то, но при этом не сильно переживает по этому поводу. Он понимает также и то что ему эта деятельность не сильно-то и нужна. А если вдруг понадобится, то он просто начнет что-то делать. Но иногда бывают разные виды этой ситуации, и их тоже нужно учитывать.
2. Я не могу. Человек понимает, что в идеале бы он хотел иметь такой навык (например, общаться с девушками), но вместе с тем считает себя неспособным. Это естественный этап формирования любой способности, начиная приготовлением пищи и заканчивая решением задач по математике. Очень часто люди застревают на этом этапе развития и не хотят двигаться дальше, хотя это не мешало бы. Это все заканчивается тем, что человек деградирует, потому что при отсутствии роста происходит падение. Это всем известно, и мы можем наблюдать множество примеров из жизни, которые подтверждают этот факт.
3. Я хочу. Здесь человек осознает, что он хочет достичь цели.
4. Я не знаю, как. На этом этапе человек ищет то, каким способом он может реализовать эту задачу. При этом очень важно входить в практику сразу, одновременно почитывая теоретические материалы.
5. Я могу. Здесь человек признает, что он способен повлиять на результат своего дела и уже замечает прогресса.
6. Давайте повторим. Человек видит прогресс и мотивирует себя еще раз его повторить. Пока на данной стадии развитие идет медленное, но маленький успех – это важный шаг на пути к большому. Поэтому когда мы говорим о развитии, мы всегда должны подразумевать: усе начинается с маленького шага.
7. У меня получается. Результаты есть, причем они очень сильно выражены. При этом внутренне человек чувствует напряжение, нему некомфортно.
8. Это же так легко. На данном этапе человек понимает, что ему не надо вообще напрягаться для того, чтобы достичь поставленной цели. Именно тогда миллионеры говорят: «Труднее всего заработать первый миллион».
Именно поэтому миллионеры, которые единожды разорились, продолжают двигаться и зарабатывают еще больше. Если человек заработал миллион, то он уже научился зарабатывать столько. Но это еще не значит. что нельзя разучиться.
Как тренировать навык в любой сфере мы посоветовали.
Тренируйтесь, удачи!
Нам так часто на протяжении жизни приходится слышать фразу «люди не меняются», что мы поневоле начали верить в это, как в теорему, не требующую доказательств. Между тем, статичность личности отнюдь не аксиома.
Личность человека складывается из темперамента, характера, а также системы ценностей и убеждений.
Из трех перечисленных слагаемых врожденным является только темперамент – ритмичность, реактивность и другие свойства, которыми один младенец отличается от другого.
Характер - это набор привычек, усвоенных моделей поведения (копирование родительских шаблонов, системы выборов и принятия решения) и эмоционального реагирования. Так, у ребенка, которого воспитывают в обстановке постоянно меняющихся правил (сегодня запрещается то, что вчера было можно), сформируются истерические черты характера (добиться своего любой ценой). Если на ребенка не обращают внимания, сформируются шизоидные черты (мечтатель, живущий в своем внутреннем мире). Если демонстративная личность научится самоограничению и контролю эмоций, произойдет коррекция характера: расширится диапазон усвоенных моделей мышления, эмоционального реагирования, схем принятия решения, системы выборов, схем мышления. Модели, полученные в детстве, останутся, но человек, выучивший новые – адаптивные – модели поведения и мышления, не станет к ним прибегать. Со стороны такая личность будет восприниматься изменившийся в лучшую сторону.
Наконец, третья составляющая личности – система ценностей и убеждений
– формируется преимущественно в подростковом возрасте. Что вовсе не исключает возможности скорректировать ее в зрелом возрасте.
Однако мы привыкаем думать о себе определенным образом, и это представление о себе влияет на наши жизни гораздо сильнее, чем реальные способности.
Наше отношение к самим себе почти всегда копирует отношение тех, кто нас воспитывал. Самый простой пример – девушке, которую близкие люди в детстве называли уродиной или тупицей, трудно будет позволить себе использовать возможности, которые дарит жизнь. Такая девушка купит себе неброский дешевый костюм, вступит в отношения с проблемным парнем и выберет скучную неквалифицированную работу – потому что в глубине души она не верит, что заслуживает лучшего для себя.
Какие качества можно в себе развить?
Осваивая разные модели мышления (критическое, стратегическое, детализированное), мы учимся лидерству и решению конфликтов, приобретаем способности к активным действиями и планированию времени, прокачиваем коммуникативные навыки.
Владение эмоциями и адаптивная модель принятия решений позволяют нам не принимать необдуманные (проигрышные) эмоциональные решения. В процессе получения навыка, изучаются теория принятия решения, а также алгоритмы поведения и принятия решения в стрессовой ситуации или ситуации неопределенности.
Самый, пожалуй, важный навык, который можно и нужно приобрести в процессе коррекции личности, — это системное планирование жизни. Благодаря ему, мы способны ориентироваться на цель — образ той жизни, которую хотим построить и прожить
Как развить в себе эти качества?
Чтобы развить новые качества, в первую очередь, необходимо дать себе разрешение прожить свою жизнь не по полученному от родителей сценарию, а по собственному усмотрению.
Еще одна выученная в детстве псевдо-аксиома опять играет против нас: умные учатся на чужих ошибках, дураки – на своих. Утверждая так, старшие родственники, безусловно, желают нам только добра. Но на деле происходит полное обесценивание нашего опыта. Чтобы позволить себе совершать собственные ошибки, нужно пересмотреть структуры психики, закладка которых осуществлялась в детском возрасте. Основные структуры - Я-концепция и самооценка.
Я-концепция и самооценка
Заниженная самооценка и поврежденная Я-концепция являются следствиями гиперкритики и обесценивающих фраз, которые ребенок слышал и в истинность которых поверил. К сожалению, дети верят взрослым, даже когда те не делают ничего полезного для их воспитания. Так, ребенок, на которого обращают внимание только в случае провалов, все успехи воспринимая как должное, подсознательно принимает решение избегать успешности . Ведь каждая неудача дает ему суррогат эмоциональной близости с родителями: если не хвалят, то пусть хоть поругают, пообщаются. В роли жертвы с выученной беспомощностью он получает принятие, в то время как любая конструктивная деятельность влечет за собой отчуждение, равнодушие или критику.
Представление о себе у многих людей может сильно отличаться от объективной реальности.
Поэтому судить о внутреннем «я» следует не по словам человека, а по его реальным делам и поступкам. У личности из приведенного примера, принявшей раннее негативное решение быть несчастным, отсутствует волевая активность. Такой человек любит поговорить, но пасует перед действиями, плохо понимает, чего хочет от жизни, и из всех путей выбирает самый легкий. Привычка всегда идти по пути наименьшего сопротивления – яркий признак поврежденной Я-концепции.
А признаком заниженной самооценки является распространенный страх потерпеть неудачу. Человек с низкой самооценкой решится на активные действия только со стопроцентной гарантией успешного результата. Страх неудачи – основная причина того, что мы боимся рвать отношения, даже если они проблемные, двигаться по карьерной лестнице или открывать собственный бизнес.
При коррекции поврежденных Я-концепции и самооценки необходимо выполнить ряд упражнений на осознание своей схемы неудачи. После чего принимается решение: человек остается неудачником в этой сфере жизни или берется за ее налаживание.
Психолог демонстрирует схемы мышления, которые характерны для человека, принявшего решение сдаться и жить, плывя по течению, и схемы мышления человека, который решил активно действовать, учиться, перенимать другой опыт мышления, эмоционального реагирования и действий и применять его к своей жизни.
Помимо этого корректируются еще 14 структур; все вместе они являются базой для формирования уверенности в себе, независимости от мнения других людей. Уверенность в себе
является основой для развития более специфических навыков. В частности, появляется умение действовать в ситуации неопределенности, когда нет гарантий благополучного исхода.
Для того, чтобы выработать в себе новые привычки, нужно делать определенные психологические упражнения.
Их необходимо выполнять ежедневно и регулярно на протяжении нескольких недель подряд, пока не появятся первые признаки понимания, что можно думать, реагировать и действовать вопреки привычной схемы. (Прим. Чем старше человек, тем больше времени ему нужно на усвоение упражнений.) Новая схема вполне может оказаться более жизнеспособной. Расширение диапазона моделей мышления, реагирования и поведения называется развитием личности. У среднестатистического человека набор стратегий реагирования исчисляется тремя-четырьмя, у