Интересная история: Это семейная реликвия. Конкурсное сочинение на тему: «Семейная реликвия Какие бывают семейные реликвии примеры
Семейная реликвия.
Семейная реликвия - это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми. Семейная реликвия - это лицо семьи или целого рода. В своем сочинении я хочу рассказать о реликвии нашей семьи, которая осталась нам на память от наших предков.
Реликвией может быть любая вещь, от обычной фотографии до драгоценного камня. Хранить семейные реликвии - это замечательная традиция, которая есть во многих семьях, в том числе и нашей.
Мама мне рассказала, что у моей прабабушки, в хате, где она жила, был святой угол, и в нем висело много икон, которые после смерти маминой прабабушки Агафьи остались у ее дочери, моей прабабушки Гончаровой Веры Михайловны. Прабабушка сумела сохранить эти иконы, несмотря ни на что. Особенно очень трудно пришлось во время войны, когда немцы приходили в деревню. Она их прятала, переживала, чтобы их не нашли и не забрали, потому что очень дорожила ими. По преданию, эти иконы появились в нашем роду на свадьбе, и считалось, что они несут мир и добро в семью. Прабабушка Вера передала иконы своим детям: моей бабушке Оле и ее брату. Когда прабабушка была очень старенькая, она строго наказывала своим детям сохранять традицию: передавать иконы по наследству своим детям, чтобы в семьях было спокойствие и благополучие.
Моей маме досталась самая большая икона. Она на вид очень старая, но красивая. Это икона Святой Марии. Иконе очень много лет. Она написана на деревянной доске. Несмотря на то, что прошло столько лет, она хорошо сохранилась. Лик Святой Марии словно живой, особенно выразительны глаза. Они смотрят, излучая свет и доброту. Сколько лет этой иконе остается только догадываться, но моей прабабушке 30 сентября исполнилось бы сто лет.
Когда мы привезли икону домой, папа решил ее немного обновить и сделать ей рамку, чтобы наша реликвия хранилась еще много лет. Эта икона стоит у нас в детской комнате. Может быть, когда-то мама передаст эту икону мне, а я своим детям, и они тоже будут свято хранить эту реликвию.
Муниципальное образовательное учреждение
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
Номинация
Семейная реликвия
Тема сочинения
Семейные реликвии о многом могут рассказать.
Учитель (руководитель) :
Токарь Катасонов
Ольга Анатольевна Александр Сергеевич
учитель начальных классов учащийся 4 класса
В нашей семье есть много интересных вещей, которые хранятся в бабушкиной ракушечной шкатулке. Чего там только не найдешь! Это и старинные необычные украшения, и старые деньги, разные документы… Там хранится и трубка, которую я видел в энциклопедии в руках у великого императора - Петра первого. Однажды я заинтересовался: откуда же появилась эта трубка в нашей семье? Я спросил об этом у моей бабушки - хранительнице этой шкатулки. Она сказала мне, что эта трубка принадлежала моему прапрадедушке Кузину Петру Павловичу. Он был заядлым курильщиком и практически никогда не расставался со своей трубкой. Только в двух случаях он не брал ее с собой, когда шел на охоту и когда фотографировался. Он работал мастером на ситценабивной фабрике Коншина. Петр Павлович считался одним из лучших мастеров на фабрике. Рабочие уважали его за знания и справедливость. Они определяли его настроение по тому, как он шел по цеху. Если с трубкой во рту - значит настроение хорошее. Если трубка в руках - значит что-то не так. Трубка была всегда погашена, в цеху он никогда не курил.
А однажды во время революции с ним приключился такой случай. Он сам был очень трудолюбив и не любил, когда рабочее время тратят попусту. Революцию он принял сразу, но в это время работа на фабрике часто прерывалась митингами. И на одном таком митинге он сказал: “Воевать - так воевать, работать - так работать, а лясы точить нечего”. За что рабочие вывезли его на тачке за ворота фабрики. Мой прапрадедушка остался без работы, которой посвятил всю свою жизнь. Но Петр Павлович был очень гордый человек и никогда не ходил просить за себя. Семья осталась без средств к существованию. В это время его мать жила в деревне на даче. Рядом снимала дачу Мария Ильинична Ульянова, мама вождя революции Владимира Ильича Ленина, который часто приезжал к ней. Мать моего прапрадедушки дождалась приезда Владимира Ильича, пошла и рассказала ему всю эту историю, на что он сказал: ”Неужели на месте сами не могут разобраться кто враг, а кто нет”, и написал записку руководителю рабочего комитета. По этой записке Петра Павловича восстановили на фабрике, и он до самой старости проработал там мастером.
Я, конечно, понимаю, что курение - это вред, но в данном случае я хотел рассказать не только о реликвии нашей семьи, которая передается из поколения в поколение, но и о замечательном человеке, который является моим предком по маминой линии. А рассказала мне об этом моя бабушка, Карнаухова Наталья Евгеньевна, внучка Кузина Петра Павловича. Она в нашей школе руководитель школьного краеведческого музея и знает много интересного как о нашей семье, так и об истории нашего района. И теперь наши семейные реликвии - печной изразец, старинная книга, которой уже 100 лет и многие другие хранятся в нашем школьном музее.
Приезжайте в наш музей и вы узнаете много интересного об истории нашего рода и нашего Серпуховского района!
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
Средняя общеобразовательная школа №13
141600, Московская область, Клинский муниципальный район,
Бородинский проезд, д. 23, телефон 8-496-2-74-06
«Семейные реликвии»
«Колечко»
Учитель (руководитель):
Арсентьева Елена Владимировна Кулигина Ксения
учитель начальных классов, Константиновна
телефон 8-903-241-71- 14 ученица 4 - б класса
(27.11.2001 год рождения)
В нашей семье есть реликвия. Это маленькое золотое колечко с голубым топазом. Не дорогое в цене, но дорогое сердцу кольцо оказалось достаточно старым. Ему насчитывается около ста пятидесяти лет. Грани камня изрядно затерты. По форме он напоминает каплю дождя, обрамленную маленькими золотыми рожками, как у улитки. Ничего особенного в нем нет, только когда берешь его в руки и надеваешь на палец, по телу пробегает дрожь. Всматриваясь в камень, начинаешь ощущать его глубину и неисчерпаемую энергию прошлых поколений. Эта тонкая энергетическая ниточка соединяет меня с моими предками. От осознания этого начинает захватывать дух. Я с вожделением жду того момента, когда смогу надеть его на свой пальчик и стать полноправной его хозяйкой. Но этот момент еще не настал. Я получу его в день моего рождения, когда мне исполнится шестнадцать лет, как и моя мама. Оно досталось ей от двоюродной бабушки, моей прабабушки, которая, к счастью, еще жива. Это она рассказала маме историю этого кольца, а мама передала ее мне.
Мою двоюродную прабабушку зовут Валентина Ивановна Чаброва. Среди своих мы называем ее «Лелька». Родилась она в деревне Тетерино, Клинского района и провела там все свое детство и юность. Потом вышла замуж и переехала жить в Москву. Родила сына и ютилась в маленькой однокомнатной квартирке на десятом этаже вместе со своей семьей. Рано потеряла мужа и растила сына одна. Сейчас они переехали в город Электросталь. Лелька помогает растить внуков, занимается нехитрыми домашними делами, ходит в церковь. Иногда приезжает на свою историческую родину. Долгими вечерами мы собираемся вокруг нее, пьем чай и слушаем рассказы о прежних временах, о наших предках.
В один из таких редких вечеров она еще раз рассказала уже мне историю нашей семейной реликвии. Я слушала ее, затаив дыхание. Слова лились из ее уст, а я погружалась сквозь толщу времен назад, когда Лелька была совсем еще маленькой девочкой.
Досталось ей это колечко от своей тетки, родной сестры ее отца. Звали ее тетя Дора. Родилась она в 1887 году, тоже в деревне Тетерино Клинского уезда Тверской губернии в многодетной семье зажиточного крестьянина. С детских лет девочке приходилось много трудиться. Ведь в достатке жили только те, которые вели хозяйство и много работали. Будучи еще совсем маленькой девочкой, в возрасте семи лет, Дора активно помогала семье. Вместе со своими братьями и сестрами вставала с первыми петухами, пропалывала сорняки, собирала поспевающие на огороде ягоды, ухаживала за скотиной. Ей даже доверяли доить корову. В ее обязанности входило нарвать травы для кроликов и рассыпать зерно курам. Времени для игр оставалось немного. Приходилось еще обучаться грамоте. В школу тетя Дора не ходила, тогда ее просто не было. Читать и писать ее обучали старшие братья. Грамоту тетя Дора освоила быстро, только доучиться не пришлось.
Родители выдали ее замуж в возрасте шестнадцати лет. После венчания, когда пришло время разбирать подарки, среди резных коромысел, хомутов и различной кухонной утвари оказалась маленькая берестяная коробочка. Внутри на атласной голубой подушечке лежал маленький перстенек, его голубой топаз разливался прозрачными голубыми гранями, как утренняя роса под первыми лучами солнца. Кто подарил его, осталось для нашей семьи загадкой. Известно только, что это была не молодая женщина, у которой не было детей. Она посоветовала тете Доре подарить это колечко только своей дочери. Случилось так, что у тети Доры своих детей не было, и когда у младшего брата родилась дочь, она полюбила ее как свою родную. Этой девочкой была Лелька.
Когда Лельке исполнялось шестнадцать лет она в качестве подарка преподнесла ей это кольцо. Рассказала ей о том, как оно к ней попало, кто эта женщина и велела подарить это колечко, только своей дочери. К сожалению, история той женщины, которая подарила кольцо тете Доре не дошла до нас, известно только, что она тоже получила его в подарок. Скончалась тетя Дора в 1952 году в возрасте шестидесяти пяти лет. Спустя тринадцать лет у Лельки родился сын, он был единственным ребенком в этой семье. Кольцо было подарено моей маме, когда ей исполнилось шестнадцать лет.
По рассказам мамы, в юности она не расставалась с этим кольцом ни днем, ни ночью. Она считала, что колечко придает ей силы и поднимает настроение. Мама иногда достает это колечко и с удовольствием носит его, напоминая мне о значимости этого кольца для нашей семьи. Не далек тот день, когда оно станет моим, и я стану полноправной его хозяйкой.
Я с гордостью приму этот дар из глубины столетий и постараюсь, чтобы история этого кольца на мне не закончилась.
Каждая семья хранит какую-нибудь вещь (а может, и не одну), которая передаётся из поколения в поколение. Старинные часы, фотоаппарат, детская игрушка, столовая посуда, патефон – да мало ли предметов, которые мы храним как память о дорогих сердцу людях. Ведь мы живём, пока цела нить, связывающая прошлое и будущее.
«НП» объявляет о старте конкурса «Семейная реликвия». Условия простые: пришлите в редакцию фотографию семейной ценности (присутствие в кадре домочадцев обязательно) и напишите мини-историю о её происхождении. Победителей конкурса «НП» наградит ценными призами, а их снимки будут опубликованы в газете.
Наш адрес: Ачинск, микрорайон 8, дом 1. Можно воспользоваться электронной почтой: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
От царя до Сталина
Семейная реликвия Елены Поликарповны Носовой – серебряный рубль, отчеканенный в 1913 году в честь 300-летия династии Романовых. Уникальная монета. На одной стороне - герб России, на другой – первый и последний правители семьи Романовых: Михаил Фёдорович и Николай II.
Рассказывает Елена Поликарповна Носова:
Серебряный рубль мне, одиннадцатилетней девчонке, передала мать. Маме монета досталась от отца, моего деда - Прокопия Сергеевича Депутатенко.
Дед со своей большой семьёй жил в деревне Сахапта Назаровского района. У него было восемь дочерей и слепой от рождения сын. В общем, помощников у деда было немного.
Прокопий Сергеевич занимался сельским хозяйством, имел в собственности землю и всё, что необходимо для работы на ней. Дед много трудился, кормил, одевал семью, излишки отвозил в город на рынок. В страду нанимал рабочих. Помимо земледелия, разводил пчёл, держал хорошую пасеку. По-современному, он был фермером, которых в России всё не могут народить.
Размеренную жизнь крестьянской семьи нарушили 1930-е годы. Началось раскулачивание…
Мама мне рассказывала: «К нам в дом пришли вооружённые люди и забрали всё. Отец сидел у окна и молчал. А когда стали вывозить ульи с пчёлами, заплакал».
Дедушку вместе с домочадцами сослали в Томскую область, в тайгу. В 1937 году его арестовали (началась новая волна репрессий) и через некоторое время приговорили к расстрелу. Правду мы узнали из документов красноярской прокуратуры только в 2001 году.
В том же 1937-м был арестован отец (по доносу, как враг народа). Беременная мной мама осталась жить в семье свёкра. Ей тогда было 24 года.
Отец провёл в лагерях 10 лет. Всё это время мы ничего о нём не знали. Но он остался жив (молодость, наверное, помогла) и вернулся домой. Мать дождалась отца, я его увидела, когда мне было почти 10 лет…
…Внучка кулака, дочь врага народа, теперь я живу в новой России. Но мне почему-то не даёт покоя вопрос: что ждёт моего сына и внучек?
Послевоенный материнский капитал
Галина Ивановна Давыденко (это её девичья фамилия) принесла в редакцию два уникальных документа, которыми мог бы гордиться любой музей.
Первый – это красноармейская книжка отца, Ивана Никитича Давыденко. Он владел опасной профессией сапёра. На пожелтевших листах отмечены все военные операции, в которых участвовал фронтовик, и полученные им награды.
Я не стала брать их с собой, медали и ордена хранятся дома, - пояснила Галина. – Берегу для внуков, их у меня две. Живым деда они не видели, только на фотографии. Пусть подрастут и гордятся им, равняются на него.
Второй документ – «Личная книжка матери на получение государственной помощи». Она принадлежала Марии Титовне Кожемякиной – матери Галины Ивановны. У неё, обыкновенной сельской женщины, было семеро детей. Судьба выдалась нелёгкой: в годы войны работала в тылу, поднимала на ноги ребятишек (их на тот момент было трое), ждала мужа с фронта. После войны, в 1946-м году, в семье появился четвёртый ребёнок, тогда женщина и получила эти «корочки». В документе написано, что теперь Марии Титовне положена помощь от государства – 650 рублей, не знаю, много ли это было по тем временам. Своего рода прообраз нынешнего «материнского капитала»!
Бог дал маме прожить до 91-го года, - рассказывает Галина Ивановна. - Я у неё была седьмым ребёнком. Всех нас любила одинаково, обо всех заботилась. Так получилось, что у меня лишь одна дочь. Но я ей строго-настрого наказала беречь память о дедушке и бабушке и передать её сыновьям. Должна же быть какая-то связь поколений!
Готовим по Молоховец
68-летняя Элеонора Демехина принесла в редакцию «НП» известнейшую в нашей стране кулинарную энциклопедию «Подарок молодым хозяйкам», составителем которой является Елена Молоховец. По этой книге готовили несколько поколений российских женщин. На пожелтевшей, истрепавшейся от времени первой странице стоит год издания – 1881-й.
Элеонора Алексеевна объяснила, что раритет ей достался от бабушки, а той, в свою очередь, – от матери. Бабушка была воспитана в институте благородных девиц, поэтому прекрасно готовила и хорошо шила. Интересно, что энциклопедия написана старым, дореволюционным языком, с использованием букв «ижеи» и «ять», но и спустя 130 лет она читается достаточно легко.
И, несмотря на то, что современные хозяйки вряд ли найдут в магазинах такие ингредиенты, как рябчики и каплуны, а продукты мы давно уже не измеряем в фунтах и злотых, книга замечательная. Помимо рецептов традиционной русской кухни и блюд других народов, автор учит экономному ведению домашнего хозяйства, даёт ценные советы, многие из которых пригодятся и сегодня.
– Я редко использую эти рецепты в хозяйстве, разве что делаю по ним квас, – признаётся Элеонора Алексеевна. – Зачем готовить, если сейчас всё продаётся? Но книгу передам своей внучке – пусть тоже хранит её как семейную реликвию.
Бабушкин паспорт
Другой старинной ценностью в доме Элеоноры Алексеевны является паспортная книжка её бабушки Раисы Александровны Озеровой, выданная в 1910 году. Примечательно, что в дореволюционный документ ещё вписывали графу «Вероисповедание». В ней читаем: православная. А в графе «Состояние в браке» женщина числилась в девицах. Удостоверение личности потом заменили в соответствии с советскими стандартами, а эту книжку бабушка оставила на память.
Нашу семью бережёт ладанка
«Во многих семьях передача семейных реликвий от родителей к детям является сложившейся традицией, которая длится веками и служит для того, чтобы память о предках всегда была жива.
В нашей семье хранится иконка-ладанка моего прапрадеда Иоанна Ивановича Сазонова. Вот уже более 100 лет эта реликвия передаётся из поколения в поколение.
Ладанка – охранное средство, которое чаще всего носят на шее. Считалось, что она защищает от всякого зла, от различных болезней. Ладанками назывались мешочки с зашитыми в них корнями магических растений, маком, кожей животных и ладаном. Ими служили и маленькие иконки с изображением святых. Когда Русь принимала крещение, многие сопротивлялись новой вере. Такие люди говорили, что стали христианинами, а сами оставались язычниками и носили змеевеки: с лицевой стороны на нём было изображение святого, а с тыльной – языческого божества.
Постепенно христианская вера закреплялась, и люди стали носить только одно изображение – святого, в которого больше верили. Вот и у моих предков тоже была ладанка с изображением Святой Троицы.
Увидев семейную реликвию, я решила узнать у родственников её историю. По рассказам бабушки, мой прапрадед ходил с ладанкой на Русско-японскую войну. Провожая мужа, прапрабабушка шептала ему, чтобы он не забывал молиться. А ещё – чтобы помнил об иконке-ладанке. Повесила её на грудь, перекрестила и добавила: «Береги её, и святитель тебя сохранит». Бронзовая, чуть больше спичечного коробка, ладанка всегда напоминала прапрадеду, что святитель Николай и Святая Троица где-то рядом, что в самую трудную, смертельную минуту они придут на помощь.
Мой прапрадедушка остался жив и вернулся домой. После войны он женился на девушке Степаниде и у них родилось 13 детей, которых они вырастили и дали образование.
Когда началась Великая Отечественная война, сыновья Иоанна Ивановича ушли на фронт. Родители всем сердцем желали, чтобы они вернулись живыми. Но ладанку отдавать было опасно, т. к. вера в Бога в те времена преследовалась, а сыновья были комсомольцами. Зашить в одежду? Тоже нельзя, потому что при ранении можно было утерять её вместе с обмундированием. На протяжении всей войны бабушка молилась за своих детей, но они ни один не вернулся…
Ладанку передали самой младшей дочери, Федоре – моей прабабушке. Она ухаживала за родителями до конца их жизни и всегда считала, что жизненные силы ей давала именно ладанка. Время было сложное: открыто молиться нельзя, держать в доме православные книги – тоже. Всё, что у неё было – это ладанка.
Мы живём в мирное время и, слава Богу, не знаем ужасов войны. Но мой папа – военный, и часто бывает в различных командировках. Я не знаю, берёт ли он с собой ладанку, но уверена, что он любит свою работу и всегда возвращается домой здоровым и жизнерадостным. И я, и брат, и мама очень любим его.
Когда я беру ладанку в руки, то чувствую, как от неё веет теплом. Святая Троица защищает нашу семью. Всю жизнь, с рождения, наши предки верили в Бога, в Его защиту и спасение, в Его влияние на весь ход жизни. Просили у Творца спасения и благословения для своих близких. И мы, их потомки, мысленно произносим: «Господи, помилуй нас, грешных! Спаси и сохрани!»
Анна Шабанова, ученица 7-го класса Сергеевской средней школы Хабаровского района Хабаровского края».
Молитва для мамы
Галина Ивановна Астапкевич родилась в большой семье. Причём она – седьмой ребёнок, самый младший, который по русской традиции должен оставаться с родителями, чтобы в старости о них заботиться.
Именно поэтому Галине Ивановне досталась материнская икона – Тихвинская Божья матерь. Большой старинный деревянный оклад, обрамление из тонкой позолоченной жести, а под стеклом – цветы из фольги. Удивительно, но краски иконы до сих пор свежи и ярки. Может, потому, что относились к ней настолько трепетно, что дотрагивались единственный раз в году – когда белили дом, и икону нужно было снять:
– Мама бережно протягивала её мне, я ждала, когда будет побелён угол, а потом мама с такой же осторожностью и почтением вешала икону на место.
Галина Ивановна вспоминает: богато не жили никогда, но семья была дружной, сплочённой.
– Когда папе было 30 лет, он ушёл на фронт, и мама постоянно молилась этой иконе. Он служил сапёром, прошёл всю войну и вернулся живой.
Оклад у иконы, судя по всему, разборный, но Галина Ивановна говорит, что не хочет ни разбирать его, ни что-то под ним менять:
– Это всё сделано руками матери. Верёвочка, на которой висит икона, завязана её руками, поэтому я даже не развязываю её.
К иконе прилагается рушник – настоящий, самотканый, льняной, тоже вышитый руками матери.
– Это не просто наша семейная реликвия, которую мы бережём. Эта икона – моя первая помощница. Если бывает трудно, я прислонюсь к ней, помолюсь – и как будто мама рядышком…
«Убёгом» замуж
Я бережно храню многие дорогие сердцу реликвии, оставшиеся от моей мамы, бабушки и даже прабабушки, – говорит Алла Анатольевна Рубан. – Они напоминают о былых временах и людях, которым принадлежали.
Одна из семейных реликвий – бабушкина скатерть. Необычайно красивая: на ажурном фоне шерстяными нитками вытканы красные розы с зелёными листьями. Какое-то время она лежала у неё на круглом столе в горнице, а потом просто в сундуке. Однажды Алла Анатольевна попросила эту скатерть на память: «Уж больно она мне нравится!» С тех пор эта вещь находится у неё.
– Моя бабушка – 1912 года рождения – в 16 лет вышла замуж. «Убёгом», как она говорила – то есть убежала в соседнюю деревню, так как родители не хотели её отдавать за Николая. «Не ровня», – считали они.
Когда она пришла в дом Солодянкиных, свекровь подарила ей эту скатерть. То ли изготовила её специально для невестки, то ли она была у неё раньше… Именно поэтому никто не может сказать точно, сколько ей лет – возможно, около 90. «Не спросила у бабушки, – сожалеет наша читательница. – Не зря существует главное правило в работе над родословной: спрашивай сегодня! Завтра может быть поздно…»
– А ещё всплывает в памяти образ сидящей на пеньке романтической девушки из гипса. Эта статуэтка стояла на том круглом столе, на той самой скатерти. Моей бабушке подарили её на слёте передовиков. Работала она «на саду»: у нас в селе был знатный колхозный сад, где трудился садоводом Павел Жаворонков. Фронтовик, он ходил на протезе, но так умело организовал деятельность, что ехали в наш сад за ягодами и яблоками даже из соседних районов.
Бабушка сажала клубнику «Викторию» гектарами, полола её, собирала ягоды. Я, будучи школьницей, часто ходила ей помогать. Чем больше наберёшь (каждое ведро взвешивала приёмщица), тем больше заработаешь. И ягод наешься!
Потом собирали малину, смородину, а в августе – яблоки. У нас и дома росли все ягоды, яблони, так что даже до 8 Марта умудрялись сохранить их в подполье. Счастливое детство моё прошло в Шушенском районе…
У нас на веранде стоит огромный сундук, в котором можно найти много всяких вещичек из прошлого. Когда мы с внуками добираемся до него, то подолгу рассматриваем их, и тут можно часами рассказывать им о своей молодости и о наших предках. Важно в детстве зародить зерно доброго в души этих маленьких продолжателей рода нашего! Вырастая в атмосфере добра, дети станут добрыми по жизни. А в настоящее время, когда порушены устои морали, это очень важно.
Подарок матери
Маргарита Расходова с ранних лет воспитывалась в детском доме и своей матери, которая умерла в молодости, она не помнит. В 16 лет девочка решила поехать на родину, в одну из деревень юга России, и попробовать найти родственников. Оказалось, что все они к этому времени разъехались по стране. Но Маргарите всё же показали дом, где раньше жила её семья. Женщина-соседка в годах встретила её с распростёртыми объятиями:
Как я тебя ждала! Мать, когда умирала, оставила для тебя кое-что, велела передать, когда станешь взрослой.
Она вынула из комода большой свёрток. В нём было три вещи: вышитая скатерть, икона с окладом и старинная библия.
Скатерть и икону Рита отнесла в ближайшую церковь, а вот Библию оставила себе.
Слава Богу, хорошо. Вышла замуж, родила сына. Пятнадцать лет отработала на глинозёмном комбинате. Есть свое жильё. Муж недавно умер, сейчас живу одна. Очень люблю читать, собрала хорошую библиотеку, но после смерти супруга стала хуже видеть и плохо слышать – любила я его сильно. На днях перебирала книги, а их было больше тысячи, много детективов, и развернула завёрнутую в тряпочку Библию. Издание – конца XIX века, видно, ещё моей бабушке принадлежало. Посмотрела на неё и решила сделать доброе дело – отдала всю библиотеку в дар городской: пусть люди читают!
Сама Библия, как я считаю, помогала мне всю жизнь. Не смейтесь, но я с ней даже разговаривала, спрашивала совета, как у матери. И сейчас живу по заветам этой вечной книги. А она говорит, что один из главных грехов – уныние. Поэтому, несмотря на преклонный возраст и все свои болезни, сохраняю оптимизм и любовь к жизни.
А музыка звучит…
Много лет в нашей семье хранится музыкальный инструмент под названием цит-ра. Я считаю её прабабушкиной (Ида Петровна Рубен, 1898 г.р.). Хотя изначально на цитре играл её свёкор, то есть мой прапрадед, Ян Давыдович Рубен (1854 г.р.).
Ещё в начале XX века он привёз этот инструмент из Латвии, когда во времена столыпинской реформы перебирался со своей семьёй в Сибирь, в деревню Олуга Ачинского района.
Были у нас в роду люди, наделённые музыкальными способностями. Прапрадед Ян играл на цитре, прабабушка Ида – на балалайке. Мой дед, Валентин Теодорович Рубен, был знатным гармонистом – с детских лет он научился играть, и уже в шесть лет попал в Ачинск на конкурс гармонистов. По воспоминаниям прабабушки, когда он был на сцене, его из-за гармошки почти и не видать было. За участие в конкурсе мальчику дали отрез на рубашку – это была радость, запомнившаяся надолго!
Любовь к музыке дед сохранил на протяжении всей жизни, которая оборвалась в 38 лет. Моя бабушка, Эмма Петровна Рубен, вдвоём с прабабушкой поднимали троих детей. Баба Эмма, несмотря на все невзгоды и трудности, сохраняла бодрость духа и весёлый нрав, всегда оставалась доброй и неунывающей и тоже играла на гармошке до конца своей жизни. Любил инструмент и мой папа, правда, до таланта родителей ему было далековато, о чём он очень сожалел: «Неужели исчезнут музыканты из рода? Мы не играем, так может, хоть дети наши будут…» Но и мы не оправдали его надежд. В школьные годы у меня было лёгкое увлечение гармошкой, но оно не вылилось во что-то большее, настоящее. До сих пор могу сыграть только несколько мелодий, которые когда-то подобрала на слух.
Папы не стало два года назад, но думаю, всё же не зря бережно хранится в родительском доме гармонь моего деда. Я не теряю надежды, что хоть у кого-то из троих моих детей проснётся родовой талант к музыке. Это будет лучшей данью памяти нашим предкам!
Вместе с цитрой хранится сборник нот и подшитая нитками нотная тетрадь, в которую пером записаны ноты. Это всё тоже из Латвии. Сохранилась даже печать магазина, в котором был куплен сборник: «Muzik» СARL OBERG Riga, Weber-Strasse, 12».
Обыкновенное чудо
В футляре вместе с цитрой все эти годы хранится бумажная зайчиха. Думаю, она 60-х годов, потому что это – игрушка папиного детства. Немножко потрёпанная полувеком своего существования, она по-прежнему чудесная: как только раскрываю её, сразу вспоминается наше детство, как мы гостили в Олуге у бабы Эммы. Мы, внуки, крайне бережно относились и к цитре, и к зайчихе. Всё, что позволяли себе, это аккуратно развернуть зайчиху и, пока она стоит-красуется, поперебирать струны у цитры, послушать нежное звучание. К слову сказать, на зайчихе указана её цена – 12 копеек.
Ну разве не чудесные были времена? Разве можно сейчас купить кусочек счастья за 12 копеек? А 50 лет назад можно было! Притом счастье настоящее, долгоиграющее – счастливы были мой папа и его сёстры, потом я и мои родные и двоюродные братья и сёстры, а теперь мои дети с горящими глазами смотрят на это чудо. Мечтаю, чтобы и мои внуки через много-много лет смогли увидеть и, главное, понять это самое простое и нужное счастье.
Хотите чаю?
Сахарница и подстаканник - всё с той же Родины моих предков. Только попали они в Сибирь чуть позже, чем цитра. Баба Ида приехала в Олугу в 1908 году, а её сестра Альвина осталась в Латвии. В один из своих визитов в гости она и привезла сахарницу и подстаканник в подарок. На подстаканнике выбита дата: «30/VII/1906». Сахарница, получается, примерно того же времени. На ней изображён вид немецкого города Франкфурт-на-Майне.
Рюмка с протезом
А ещё я бережно храню рюмку с деревянной ножкой и маленькую эмалированную кружечку. По рассказу отца, когда дед уже болел, он смастерил что-то вроде деревообрабатывающего станка. Папа крутил колесо, а дед вытачивал всякие деревянные вещицы. Как-то у рюмки откололась ножка, и дед буквально на следующий день сделал ей взамен деревянную! В итоге, спустя годы, ни одна сестра этой рюмки не уцелела, а эта, с деревянным протезом, цела до сих пор, перенесла переезд из деревни Олуга в село Бычки, а теперь живёт у меня, в Ачинске.
Кружечка – тоже из папиного детства. У тёти Лиды была кружка с изображением смородины, у папы – с Ленинградом, а у тёти Вали, кажется, с грибочком. Приезжая в гости к бабе Эмме, мы, внуки, садясь к столу, всегда старались ухватить себе кружечку именно своего родителя. Проблема была только в том, что, во-первых, кружек всего три, а нас, как я уже говорила, семеро, а во-вторых, независимо от того, чей ты сын или дочь, всем хотелось пить именно из кружки с Ленинградом, потому что она была самая маленькая (в высоту не больше 5 сантиметров). Приходилось организовывать своеобразную очередь – один пьёт утром, другой в обед, следующий вечером.
И напоследок
Пожалуй, хватит о наших реликвиях, их много, и масштаба газетного конкурса просто не хватит, чтобы описать всё, ведь есть ещё вышитые полотенца, наволочки, скатерти, шкатулки, фотографии, письма, мебель, которую делал когда-то мой дед…, да куча всего!
В заключение хочу сказать, что я очень горжусь своими предками, неравнодушна к истории своего рода и хочу, чтобы память обо всём этом сохранилась как можно дольше, чтобы и мои дети знали всё это и ценили. Когда-то, лет десять назад, я начала работу под названием «Моя родо-словная». Мы нашли данные даже о прапрадедах! Теперь в планах – дополнять историю, собирать воспоминания о детстве моих родителей, вписывать события современности. К сожалению, в ежедневных заботах и бытовой круговерти практически не нахожу времени для этого дела, всё только планы, планы… В итоге люди уходят в вечность, а ты потом коришь себя, что всё думал: «Завтра… Потом… Когда-нибудь… Надо расспросить… Записать…»
Спасибо вам ещё раз! Неважно, заинтересует ли кого-то история реликвий нашей семьи, важное уже произошло – я потратила время и добавила в свою работу ещё две страницы. Теперь в ней есть описание и фотографии нескольких памятных вещей и предметов из прошлого, а значит, это уже впечатано в историю и не забудется, не сотрётся из нашей памяти.
Карина Рубен.
«Папина открытка»
В 20 лет мой отец ушёл в армию – служил на Дальнем Востоке, – рассказывает Полина Емельяновна. – 24 октября 1956 года мне исполнилось три года, а 18 ноября пришла эта поздравительная открытка.
Их семья тогда жила в деревне Ольховка Ачинского района. И подобные послания, тем более такие красочные, для деревни были редкостью.
Конечно, в силу возраста у меня не осталось впечатлений от открытки. Зато когда папа Емельян Иванович вернулся из армии, я хорошо помню его бушлат, галифе. А открытку сберегла мама, за что я ей очень благодарна. Теперь она для меня – единственная память об отце.
«Птички какие-то…»
Эту новогоднюю игрушку Тамара Семёновна Емельяненко бережно хранит в серванте и достаёт в редких случаях. Например, на Новый год. Семейная реликвия представляет собой фигурку из папье-маше: гнездо, а в нём сидят взрослые птицы-родители и трое птенцов.
– Шёл первый день 1960 года, – рассказывает Тамара Семёновна. – Парень по имени Анатолий, с которым я дружила, говорит: «У меня есть подарок для тебя». И протягивает эту игрушку Я, честно говоря, отнеслась к ней скептически – ну, думаю, птички какие-то, гнездо… Несерьёзно. А 19 января он сделал мне предложение! И только после этого я поняла, на что он намекал, преподнося такой подарок.
1 января этой игрушке исполнилось 53 года – и столько же времени супруги Емельяненко живут душа в душу:
– У нас две дочери. Трое птенцов, как в том гнезде, не получилось – всю жизнь я отдала народному образованию, 41 год проработав учителем русского языка и литературы.
Тамара Семёновна говорит, что эту романтическую историю предложения руки и сердца хорошо знают внук и внучка. А теперь – и читатели «НП».
Была полным-полна коробочка
Наша читательница Светлана Чихачёва принесла на конкурс «Семейная реликвия» жестяную коробку из-под леденцов-монпансье, которую она бережно хранит уже много лет.
На ней выбито: «Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей.
Въ Москвъ». Год расфасовки «монпасеек» – 1882-й.
Женщине эта потемневшая от времени шкатулка досталась от матери, а ей, в свою очередь, от отца Георгия Тимофеевича Киселёва, который в 1888 году родился в Козульке и жил там же.
– Это единственное, что осталось от деда, – призналась читательница. – Поэтому я очень берегу вещицу. А когда узнала, что «НП» проводит такой интересный конкурс, решила поучаствовать. Вы правильно делаете, что уделяете внимание семье, её традициям. Как говорится, у нас есть будущее, пока мы помним своё прошлое.
«Потому что на десять девчонок…»
Лия Григорьевна Грачёва принесла в редакцию серебряные ложки. Причём не чайные, а большие – столовые. И год выпуска – 1862-й. Только подумайте – они были изготовлены всего год спустя после отмены крепостного права, то есть им уже исполнилось 150 лет!
Всего их было шесть штук. В 1903 году, когда моя бабушка в Боготоле выходила замуж, эти столовые предметы ей достались в качестве приданого. А когда мы, три внучки, выходили замуж, бабушка подарила нам по две ложки. Жаль, что в молодости мы не поинтересовались, откуда они у неё взялись.
Зато теперь, наверное, бережно храните?
Что вы, я вовсю ими пользуюсь! И решила не прерывать традицию: подарю их своей внучке, когда она соберётся замуж.
Кроме ложек, Лия Григорьевна принесла и ещё кое-что – старую фотографию. Может, её и не назовёшь реликвией, но нашей героине она очень дорога:
На ней – десять девчонок, в том числе и я. Снимок сделан во время встречи нового 1958 года, когда мы были студентками четвёртого курса Ачинского МТТ. К сожалению, после окончания учебного заведения мы ни разу так и не увиделись. Может, хоть кто-то из девчонок отзовётся, и мы снова вместе встретим 2013-й.
Тёзка на конской ленте
Николай Клавдиевич Завьялов принёс в редакцию редкую икону – Скитской Божьей матери.
Под ней я родился 5 декабря 1937 года. Дело было так. В этот день в стране отмечали первую годовщину сталинской конституции – праздник был всенародный. А мать – рожает. Отец побежал искать врачей, а дед-казак, Антон Финолеевич, встал с этой иконой и держал, пока мать не родила. Когда вернулся отец, я уже вовсю кричал.
А вторая реликвия – большой медальон с образом Николая Чудотворца, сделанный из неизвестного металла. Оказывается, ему больше 200 лет! Николаю Клавдиевичу он достался от деда, а ему в свою очередь – от прадеда, который был участником русско-турецкой войны.
Мой дед служил в армии на протяжении 14 лет. Принимал участие в русско-японской войне. Когда я подрос, он выстрогал из дерева винтовку и саблю, и стал учить меня обращению с оружием. Ещё я занимался строевой подготовкой, поэтому армия для меня была не в тягость.
Когда Николай Клавдиевич уходил на службу, дед хотел, чтобы он надел медальон с тёзкой и даже специально заменил тонкую верёвочку на крепкую ленточку из конской шкуры – чтоб не перетёрся.
Но время было, сами понимаете, советское, меня бы не поняли: комсомолец – и с образом!
Николай Клавдиевич отдал защите Отечества 31 год жизни. Мало того – и сын пошёл по его стопам, он тоже служивый, и тоже уже на пенсии:
Конечно, я обязательно передам этот медальон сыну. Жаль только, что на нём наш казачий род закончился – одни девки пошли! – шутя, сетует ветеран.
В каждой семье есть своя реликвия, то есть вещь, имеющая своё прошлое, которая может рассказать о многом: например о предках семьи, о событиях пережитых этой семьёй. Её передают по наследству из поколения в поколение, т.к. она имеет особое значение. К сожалению, не все знают историю своей семьи или не интересуются прошлым своих родственников. Поэтому многие не знают о своих реликвиях и историю, связанную с ними.
На занятиях по истории мы разговаривали о реликвиях, узнали, какие бывают реликвии, как они хранятся, а самое главное, откуда появляются семейные реликвии и какое значение они имеют.
Мне стало интересно узнать, есть ли реликвия в нашей семье? Какая она, от кого предаётся и кому, историю этой реликвии.
Из рассказов своих родственников, фотографий, я много нового узнала не только про нашу реликвию, но и много про своих предков и их жизнь.
Я очень горжусь тем, что в нашей семье есть такая реликвия и ценю, как бережно наша семья хранит память о наших родственниках. Оказалось, что наша реликвия (кольцо, о котором речь пойдёт позже) оказывала особенное влияние на жизнь моих предков, особенно по женской линии. Наша семейная реликвия - это и моё прошлое и моё будущее. Наши предки умирают, но оставляют нам память и реликвии, которые в семье являются очень важными для будущего поколения.
Многие задаются вопросом: «А что такое реликвия?». Я нашла ответ на этот вопрос. Хранящая в себе ту или иную историю прошлого вещь – это реликвия. Реликвию хранят, почитают и передают из поколения в поколение в государстве, сообществе, семье. Слово «реликвия» произошло от латинского слова, которое переводится как «оставаться». Из «Византийского словаря» я узнала, что это понятие означает: «вещь, свято хранимая как память о прошлом».
Некоторые люди считают, что реликвия имеет значение материальное, но я думаю, что они не правы. Реликвия, прежде всего, имеет духовную ценность, это заключено в написании слова «реликвия». Сразу бросается в глаза корень «лик», что означает «лицо». Получается, что реликвия – это лицо семьи, рода, государства. Получается, что семейная реликвия – это память и лицо семьи.
С семейными реликвиями во всех семьях связаны воспоминания. Как правило, истории о семейной реликвии рассказывают детям родители, в разные периоды жизни в самые значимые и важные.
Поисковая деятельность по сбору информации позволила установить родственные связи нескольких поколении и составить мое родословное древо. (Приложение №1)
Семейная реликвия может представлять собой документы, картины или вещи, которые принадлежат семье или всему роду. В нашей семье тоже есть такая вещь. Это золотое кольцо с рубином, в ажурной золотой каёмочке. Я видела кольцо дома, но не знала о нем ничего. Я стала расспрашивать у своих родных историю появления этого кольца и это оказалась нашей реликвией.
Я узнала, что кольцо передаётся по наследству, из поколения в поколение, но только по женской линии. Предание нашей семьи гласит, что кольцо приносило и приносит удачу только дочерям в нашей семье. Из архива семьи (альбома с фотографиями) я узнала, что кольцо было у прапрабабушки (Евдокии Савельевны Черновой), с которой и началась традиция, связанная с нашей реликвией. Кольцо было передано и принадлежало моей прабабушке, после её совершеннолетия - Нине Федоровне Черновой (Буинцевой).
(Приложение № 2). Она была участником Великой Отечественной войны. Мы каждый год отмечаем этот главный праздник не только как главное событие нашей страны, но и это праздник главный и для нашей семьи тоже. Прабабушка добровольцем пошла на фронт и прошла всю войну. В годы Великой Отечественной войны Нина Фёдоровна была награждена боевыми медалями и орденами. Служила санинструктором военно-полевой службы. Её обязанностью было выносить раненых с поля боя, перевязывать их и отправлять в тыл, в госпиталь.
Однажды, когда она оказывала помощь солдатам, рядом взорвался снаряд и осколок попал ей в ногу. К счастью, прабабушке вовремя пришли на помощь, вынули осколок. Рана быстро заживала и моя прабабушка быстро поправлялась.
Оказалось, что кольцо она всегда держала при себе. После операции ей сказали, что чудом ранение оказалось не смертельным. Кольцо считалось реликвией потому, что оно приносило только хорошее тому, кто владеет этой вещью, особенно женщинам из нашей семьи. Были трудные времена: голод, разруха, но кольцо не продавали, ни при каких обстоятельствах, даже в самых трудных ситуациях в жизни нашей семьи. Кольцо прабабушке было дорого и потому, что оно приносило ей воспоминания о её родных. После ранения она не снимала кольцо очень долго. Через некоторое время она передала кольцо моей бабушке - Людмиле Васильевне Буинцевой. (Приложение № 3) Все главные и важные события, как вспоминала бабушка были благодаря, как все считали и считают до сих пор - нашей реликвия. Она оберегала от тяжёлой болезни, когда бабушка была в больнице. В её семье почти не было горя и несчастья. Семья была дружная и крепкая. Если происходило что- то плохое, (кто–то болел или, какие трудности, особенно у женщин), то обязательно оказывалось, что в это время не было рядом нашей реликвии, т.е. кольца. Когда родилась моя мама - Наталья Валерьевна Кривоногова, то кольцо досталось ей. Моя мама родилась в городе Новосибирске. Работает рентгено-лаборантом компьютерной томографии. Мама мне рассказала, что когда она выходила замуж за папу (Андрей Ильич Кривоногов), то кольцо она надевала обязательно. Мама носит кольцо долгое время и почти его не снимает. В нашей семье всё хорошо. Мама здорова, работает, меня воспитывает. В будущем оно достанется и мне.
Когда я создам свою семью, то тоже, как и мои родные, буду хранить, и беречь нашу реликвию и передам своим дочерям.
В моей семье много традиций, например: по воскресениям только папа готовит завтрак. Каждый Новый год мы наряжаем елку вместе. На летних и зимних каникулах мы уезжаем к друзьям родителей в Бийск. Передавать реликвию по женской линии - одна из традиции. Теперь я могу с уверенностью сказать, что реликвия – это очень важно, как и всё, что связано с памятью о своих предках. Очень важно помнить о своем прошлом, без этого не будет и будущего. Моя реликвия – это прошлое моей семьи. Когда я смотрю на это кольцо, я вспоминаю прабабушку, бабушку, думаю о моей маме, как они жили, как буду жить и я. Существование реликвии дает мне некую опору в жизни, уверенность в благополучном будущем. Я бы очень хотела, что бы это кольцо передавалось всегда и в моей будущей семье. Всё, что мне рассказывали мама и бабушка, я буду рассказывать и своим детям, а они своим. И так эта цепочка тогда не окончится.
Реликвия для меня означает что-то очень загадочное и волшебное, то, что мы бережно храним и почитаем. Не зря реликвия имеет значение «оставаться», значит, остается с нами в настоящем и помогает идти в будущее.
Поисковая деятельность по сбору информации позволила установить родственные связи нескольких поколении и узнать удивительную семейную историю. Проделанная работа обогатила мои знания о личной и общественной жизни членов семьи. Я хочу пожелать, особенно своим сверстникам, если у кого-то ещё нет семейной реликвии, найдите в своей семье вещь, которая особенно дорога вам, и начните изучать историю семьи с неё. Памятные вещи – реликвии - впитают в себя ваше тепло и энергию, а позднее, и энергию ваших потомков. Возможно, в этом и заключается наше бессмертие.
Моя работа помогла мне узнать историю появления моей семейной реликвии. Я узнала, кому она принадлежала и почему. Выявила ценные для людей особенности реликвии. Составила генеалогическое древо своей семьи.
Кривоногова Екатерина, ученица 8 класса, МБОУ СОШ №57
Приложение №1
Приложение № 2
Прабабушка Нина Федоровна
Приложение № 3
Бабушка - Людмила Васильевна
Мама- Наталья Валерьевна
Дедушка – Валерий Германович
Мама Наталья Валерьевна и прадедушка Герман Николаевич
Илья Новгородов – прапрадедушка
Ирина Ильинична - прапрабабушка
Память - основа нравственности, беречь
память - это наш нравственный долг перед
самим собой и потомками. Память - наше
богатство.
Д.С. Лихачев
Многие задаются вопросом: «А что такое реликвия?» Слово реликвия происходит от латинского глагола «оставаться» - это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. К реликвиям может относиться любой предмет, передаваемый из поколения в поколение.
Но семейная реликвия-это не просто вещь, а ещё и предмет, который может многое рассказать об истории семьи. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семьях, в том числе и нашей.
Вот уже 70 лет бережно и трепетно храним мы в своём архиве фронтовые письма моего прадедушки Соловьёва Василия Кузьмича. Их сохранилось всего 159. Это пожелтевшие, истлевшие от времени листочки, в которых - трагическая судьба молодой советской семьи, ничем не отличающейся от миллионов других, которые были втянуты в пекло войны.
Во время Великой Отечественной войны письма были порой единственной возможностью узнать что-то о близких. По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот их ежегодно доставлялось до 70 миллионов и примерно столько же шло с фронта родным и близким. Солдаты в часы отдыха, а иногда и во время боёв, писали письма на листочке бумаги, а затем складывали их особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Это связано не только с нехваткой конвертов, но и с тем, что военной цензуре намного легче было развернуть « треугольник ». Популярным было стихотворение:
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо!
На письмах и на открытках ставились специальные штемпели: «Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдатское письмо, долгожданный гость времен Великой Отечественной войны, навсегда останется в памяти истории нашей страны.
Моя бабушка с душевным трепетом познакомила меня с письмами моего прадедушки. Они очень заинтересовали меня, и я изучила его биографию.
Мой прадедушка родился 15 сентября 1912 года в городе Барнауле. Семья большая – отец, мать, пятеро детей – сыновья.
Время было непростое: революция, гражданская война. Во время гражданской войны погиб их отец. Мама и старшие братья, уже подростки начинают работать и учиться, а младшие учиться в школе – это мой прадедушка и его младший брат. Прадедушка, окончив школу, работает и учится в политехническом институте в Ленинграде. Его призывают в армию с 3-его курса института, направляют на курсы Красных командиров. Наступает время финской войны – прадедушка участвует в этой войне.
В городе Белостоке он начинает свой боевой путь – путь Великой Отечественной войны.
С первых дней и до 1944 года он на передовой позиции, участвует в боях на Ленинградском фронте, на 2-ом Украинском фронте.
Прадедушка был не одиножды ранен и контужен. Когда его направляли в тыл, в госпиталь, то он, не долечиваясь, возвращался к себе в полк. На войне людям очень тяжело: вокруг грязь, боль, кровь, смерть! Но несмотря на это, дедушка всегда находил время написать письмо своей жене и дочери: подбодрить их весёлым словом, успокоить, пообещать, что война скоро закончится и он вернётся. Эти письма помогали бабушке не отчаиваться даже в самые трудные минуты жизни: когда потерялись родственники, когда не хватало еды, и когда от голода умирала семимесячная дочь. Именно
поэтому каждое письмо становилось реликвией и бережно хранилось.
До 1955 года дедушка служил в рядах советской армии, потом вышел на пенсию и переехал в Псков. Работал в профкоме предприятия, был заместителем начальника совета ветеранов Великой Отечественной войны. Он помогал очень многим людям в решении бытовых и жилищных вопросов. И люди были очень благодарны ему.
Я не один раз перечитывала письма моего прадедушки. Они вызывают у меня сильные чувства: чувство гордости за людей, которые выстояли и победили в этой войне, чувство радости – потому что близкие и родные вернулись с фронта живыми, чувство счастья – потому что, несмотря на все трудности, которые пришлось пережить бабушке с дедушкой, им удалось сохранить любовь и бережное отношение друг к другу.
Я обязательно буду дорожить этими письмами, хранить историю своего рода, своей семьи для будущих поколений.
Наверное, нет ни одной семьи, в которой не чтили бы память о старших родственниках, не проявляли интерес к родовым корням своей семьи, не хранили бы какие-то старинные вещи, связывающие нас с нашими предками.
Хранить семейные реликвии - это замечательная традиция, которая есть во многих семьях. Я провела опрос среди одноклассников и была удивлена разнообразием семейных реликвий: самовар, старинные фотографии, прялка, старинные украшения и утюг, в который кладут угли, и даже золотой червонец 1858 года!
В моей семье есть тоже семейная реликвия. Это книга.
Я заметила её во время переезда нашей семьи в другой дом. Книга лежала в коробке в самом низу вместе со старыми журналами. Но она не была похожа на другие книги, хранящиеся в нашем доме. Ветхая, когда-то плотная кожаная обложка, жёлтые, потрёпанные временем страницы. Первые страницы издания приклеились к обложке, некоторые листы отсутствуют, а те что есть, пожелтели и изорвались по краям. Текст книги написан на двух языках: возможно, на старославянском и литературном русском языке, но с буквами, которые сейчас не употребляются, и текст не всегда понятен.
В моей семье уважительно относятся к религии. Православие – неотъемлемая часть культуры русского человека. Чтобы приобщиться к религии и лучше понять эту часть нашей культуры я хожу в воскресную школу при Спасском соборе. Поэтому я быстро поняла, что эта книга - Библия.
Множество вопросов появилось сразу, как только я начала рассматривать эту книгу: почему в книге так много букв и слов, которые мне неизвестны? Сколько ей лет? Как она попала в наш дом? Почему эта книга хранится у нас в семье? Кто были владельцы этой книги? Как они жили, как складывались судьбы моих предков?
Эти вопросы обосновывают выбор темы и актуальность данного исследования.
Объектом
исследования является история нашей семьи.
Предметом
нашего исследования является история семейной реликвии-Библии.
Гипотеза – мы предполагаем, что в результате исследования нашей семейной реликвии я получу новое знание об истории своего рода.
Целью данной работы является определение роли нашей семейной реликвии в сохранении памяти нашей родовой истории.
Цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть Библию как исторический источник;
Изучить семейный архив (фотоматериалы, письма);
Анализ литературы и других информационных источников по теме исследования;
Провести беседы с родственниками, с целью установления других владельцев этой книги;
Провести консультации со священниками Минусинского Спасского собора, о примерной дате и условиях создания этой книги.
На разных этапах работы использовались следующие методы исследования : анализ сведений из разных источников (в том числе результаты бесед и анкетирования), обобщение анализируемого материала по проблеме.
Теоретическая практическая значимость моей работы заключается в том, что исследование истории семейной реликвии помогает увидеть связь каждого человека с историей своей семьи, и позволяет через изучение своей семейной реликвии узнать историю своих предков и лучше понять историю своей Родины.
Также я получила опыт исторического исследования.
В данной работе использованы материалы ресурсов интернета и сведения о нашей семье, полученные от моих родственников.
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Прежде чем приступить к анализу нашей семейной реликвии как исторического источника я решила выяснить мнение моей семьи и близких родственников, почему старинная Библия хранится у нас в семье.
Библия - Библия (с греч. τά βιβλία - книги) называется в христианской церкви собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Св. Духа чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. (4)
Я провела опрос и получила следующие результаты:
Она помогает жить правильно – 2человека
Как память – 2 человека
Историческая ценность - 1
Любим старинные вещи - 1
Люблю изучать историю - 1
Из результатов опроса следует, что эта книга является исторической реликвией нашей семьи, передающейся следующим поколениям как память о предках; а для некоторых - своеобразным учебником жизни.
Православная религия в жизни нашей семьи играла значительную роль.
От родителей и бабушек я знаю, что мои родственники – верующие, и мои предки были верующими. Но мои прабабушки и прадедушки были простыми крестьянами, как и где они смогли приобрести эту книгу? Книга в крестьянском хозяйстве была роскошью! С учителем истории мы выяснили, что непонятные для меня буквы – это «ять» и «ер», которые были отменены специальным Декретом в революционной России 1918 г. Значит, книга ещё старше!
Из беседы с учителем Воскресной школы, которая преподаёт церковно – славянский язык Людмилой Ксавельевной Стрижнёвой и священником Спасского собора о. Михаилом я выяснила, что книга, предположительно, была издана в 19 веке. Так как именно тогда в России православная церковь по монаршему указанию начала массово заниматься просвещением народа через книги-Библии.
Как же попала эта книга в нашу семью?! Для получения первого представления о времени, когда была выпущена эта книга, я решила провести историческое исследование. Наша семейная реликвия здесь выступает в качестве исторического источника.
Исторические источники являются рабочим материалом для того, кто хочет воссоздать «как это тогда было». Основной же этап в работе историка начинается на стадии пересказа, интерпретации источника с точки зрения его времени и осмысления отдельно взятого источника в комплексе с другими данными для получения нового исторического знания.
Из истории мы знаем, что источники бывают разные: вещественные, письменные, изобразительные, словесные. Моя книга в данном случае - вещественный исторический источник.
В электронной энциклопедии «Кругосвет» я узнала, что до 18 в. Библия в России существовала лишь на церковнославянском языке, который обслуживал практически всю сферу культуры, в то время как (древне) русский язык использовался по преимуществу как средство бытового общения. В течение столетий русский язык изменялся, и исходная дистанция между ним и церковнославянским языком постоянно увеличивалась. Кроме того, в 18 в. идет процесс создания русского литературного языка, противопоставленного традиционному церковнославянскому, который, в свою очередь, начинает осознаваться как непонятный и нуждающийся в переводе.
Работа по переводу Библии на русский язык была начата Российским Библейским обществом, образованным в 1812. В 1816 Александр I разрешил создание русского перевода Нового Завета, и к 1818 был подготовлен перевод Евангелия. Русский текст был дан параллельно с церковнославянским . В 1821 вышел весь Новый Завет на этих двух языках. В 1823 перевод Нового Завета был издан уже без церковнославянского текста. (3)
В другом источнике читаем: В 1813 было основано Российское библейское общество, поставившее своей целью печатание и распространение книг Священного Писания среди народов страны. Было решено продавать их по низкой цене и бесплатно раздавать неимущим. В 1815 году, после возвращения из-за границы, император Александр I повелел «доставить и россиянам способ читать Слово Божие на природном своём российском языке». Ответственность за издание книг Священного Писания на русском языке взяло на себя Российское библейское общество, перевод был поручен членам Петербургской духовной академии.
В 1818 году первое издание четырёх Евангелий параллельно на русском и церковнославянском языках вышло из печати, а в 1822 году впервые был полностью напечатан русский Новый Завет . Затем стали переводить и печатать книги Ветхого Завета. Некоторые представители высших церковных властей отрицательно относились к деятельности Библейского общества. Они считали, что Библия должна находиться в руках духовенства и что не следует давать возможность народу читать и изучать её самостоятельно. В апреле 1826 года по указу императора Николая I деятельность общества была прекращена.
Лишь в 1858 году император Александр II разрешил перевод и печатание Священного Писания только на русском языке. Перевод должен был осуществляться под руководством Синода (высшего управления Православной церкви). Была проделана большая работа для того, чтобы русский перевод книг Священного Писания как можно больше соответствовал текстам древних подлинников, а также обладал литературными достоинствами.
В 1862 году, сорок лет спустя после первого издания русского Нового Завета, было выпущено в свет второе его издание, несколько улучшенное, на более современном русском языке. В 1876 году впервые вышла из печати полная русская Библия. Этот перевод получил название «синодального», так как она был издан под руководством Синода. (2)
После всех консультаций и анализа справочных источников я делаю вывод: книга была издана в период с 1876 г., по 1918г, так как отличительным признаком Библии, доставшейся нам по наследству является надпись на потрёпанной первой странице склеившейся с обложкой «По благословению святейшего правительствующего Синода». В книге Библия изложена на двух языках: на церковнославянском и русском языках.
Но кто же были первые владельцы этой старинной книги?
Учитывая, что титульные листы в книге не сохранились, по тексту точную дату выпуска книги нам установить не удалось. На ней нет никаких надписей, внутри лишь чернильные пометки текста моих родственников, поэтому следующая часть моего исследования – это анализ семейного архива и беседы с моими родственниками с целью установления первых владельцев.
ГЛАВА 2.
СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ КАК СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ.
Вначале я решила опросить своих родственников, может, в памяти семьи точно известно, когда эта книга появилась у нас?
Моя бабушка, мамина мама Людмила Александровна, показала мне семейный архив с фотографиями и рассказала следующее:
Библия передавалась из рук в руки по родовому наследству. Первое упоминание о родственниках, которые сохранились в памяти нашего рода, появляется как раз в период вероятного издания Библии. Книга привезена в город Минусинск из Вятки (сегодня г. Киров), где проживали далекие предки по маминой линии. Они жили в селе Силкино, которое было расположено недалеко от железной дороги. В 1918 году от искры паровоза загорелся сеновал, а потом и дом. Семья из восьми человек осталась практически без всего, из нескольких вещей выжила и Библия. Значит, настолько дорога была эта книга моим родственникам, что из пылающего дома, успев захватить только самое необходимое, они взяли и эту книгу. Это были Загоскин Илья Степанович и Загоскина Наталья Дмитриевна и их шестеро детей. Среди детей и моя прабабушка Панкстьянова Клавдия Ильинична. Семья вынуждена была просить милостыню, ходить по ближайшим деревням и станциям. Вот в это время в надежде на поиски лучшей жизни они и выехали в Сибирь и привезли с собой эту книгу.
Я узнала от своей бабушки, что моя прабабушка Панкстьянова Клавдия Ильинична (годы жизни 1915 – 1993) , всю жизнь работала на пивоварном заводе.
Прадедушка Панкстьянов Александр Кузьмич (годы жизни 1916 – 2000) работал в гидропартии города Абакана.
Бабушка Сорокина Людмила Александровна родилась в 1944 году. Работает и сейчас учителем математики. Общий стаж 51 год. Дедушка Сорокин Николай (годы жизни 1945 – 2011) работал бригадиром таксистов. До войны, и в годы войны, когда быть открыто верующим было не принято, а также после войны книга хранилась на чердаке в сундуке. Все мои родственники православной веры и Библия для них всех уважаемая и ценная книга.
Вместе с бабушкой мы сделали вывод, что эта книга попала когда-то в семью наших предков Загоскина Ильи Степановича и Загоскиной Натальи Дмитриевны и, преодолев путешествие во времени где-то в 150 лет, оказалась в моих руках, помогла мне почувствовать связь с моими далёкими родственниками, умеющих преодолевать трудности, верующих и верящих в добро и труд на благо семьи и Родины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая историю семейной реликвии погружаешься в историю жизни своих предков, и историю своей страны. Изучив литературные источники, семейные фотографии, вещи, я провела анализ их достоверности, сравнивая и обобщая факты. Для уточнения биографий моих предков было проведено интервьюирование, и встречи с родственниками, очевидцами событий.
Благодаря работе над данной темой, я научилась отбирать главное из общего содержания, работать с литературой, вместе с учителем и самостоятельно осмысливать и анализировать факты. В ходе исследования мы подтвердили нашу гипотезу и я получила новые знания об истории своего рода. Я восстановила примерный ход событий, определила примерное время, возможных первых хозяев и условия попадания старинной Библии в нашу семью.
Путешествие во времени по истории моей семьи, проделанное мной в результате исследования нашей семейной реликвии многому научило меня и заставляет ещё с большим уважением относиться к этой книге, которая не сгорела в огне пожаров, не потерялась при переездах, а осталась в нашей семье.
Закончить свою работу хочу словами знаменитого историка В.О. Ключевского: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими