Сочинение «Природа и человек в лирике Н. Заболоцкого
Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Н. А.
Заболоцкий В творчестве известного русского поэта Н. А.
Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь и отразил их в своих стихотворениях. В его произведениях жизнь природы всегда как бы переплетается с жизнью самого человека.
Часто именно в природе автор видит великую мудрость и красоту, чего, по его мнению, часто не хватает миру людей. Мир природы для него наполнен высшей гармонией. И вместе с тем писатель считал, что главная задача человека - венца природы - в том, чтобы стараться сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир. Стихи Заболоцкого наполнены безмерным поэтическим чувством, они передают влюбленность поэта в природу, великолепие и чистоту ее красок, грандиозность происходящих в ней процессов: Кленовый лист напоминает нам янтарь. Дух Осени, дай силу мне владеть пером!
В строенье воздуха - присутствие алмаза. Природа раскрывается Заболоцкому во всей своей одухотворенной красоте. С огромной нежностью говорит он о «пуховом шарике» одуванчика, о жуке-менестреле, о бабочке, «ставшей на пуанты». Автор восхищается и «завитушками листьев», и «особым светом», которым наполнен мир осенней природы. Жука, трудящегося между листьев, он сравнивает с «маленьким божком». И поэт дает нам понять, что мы - часть этого мира: Летит внизу большая птица. В ее движенье чувствуется человек.
По крайней мере, он таится В своем зародыше меж двух широких крыл... Картины природы, написанные поэтом, пробуждают все лучшее, что есть в человеке. Однако часто в его стихотворениях можно услышать тревогу и напряженность. Передавая отношение человека к окружающему миру, его мысли и чувства, автор говорит о том, что природа лишена понимания добра и зла, она равнодушна к человеческому страданию. Человек не в силах изменить жестокую действительность, и природа не может ему в этом помочь. Гибель вожака птичьей стаи в стихотворении «Журавли» передает ощущение неизбежности смерти, но в то же время и закономерность, неизбежность возрождения жизни. Произведения Заболоцкого, посвященные природе, различаются по своим настроениям, чувствам.
Постоянным остается лишь одно - сознание величия природы, ее необходимости для человека, который является ее сыном и в то же время ее творцом. Стихотворения поэта заставляют и нас задуматься, иначе взглянуть на окружающий мир. Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей, но его поэзия не крикливая плакатная «агитка», а лирический разговор автора «по душам». Вдумчивый взгляд художника в окружающий мир открывает много загадочного и интересного. Поэт старается найти и обосновать свое место среди людей. Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь - На самом деле то, что именуют мной, - Не я один. Нас много.
Я - живой. У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира. Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом скворечнике. Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники... Повернись к мирозданью лицом, Голубые подснежники чествуя, С потерявшим сознанье скворцом По весенним полям путешествую.
В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого. Когда устав от буйного движенья, От бесполезно тяжкого труда, В тревожном полусне изнеможенья Затихнет потемневшая вода, Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой - Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего красоту, природу, а, значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти в своем творчестве мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное.
Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели. Утопая в небе, журавли.
Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось. И почти философским смыслом звучат слова завета, предостережения, заклинания: Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе - Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе. Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость.
Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому цветку, молодому весеннему листку. Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый. Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.
Но не только природой любуется поэт. Его интересуют и люди, их чаяния и заботы, желание добиться истины, ради которой они готовы пройти немалый путь. В стихотворении «Ходоки» поэт обращается к недавней истории России, показывая время и людей, рожденных им. В зипунах домашнего покроя. Из далеких сел, из-за Оки, Шли они, неведомые, трое - По мирскому делу ходоки.
Русь металась в голоде и буре, Все смешалось, сдвинутое враз. Гул вокзалов, крик в комендатуре, Человечье горе без прикрас. Поэт подчеркивает мудрость и знание жизни этих «посланников народных», переходит, как обычно, к философскому обобщению, гордясь лучшими чертами народного, национального характера. Всматриваясь старыми глазами В то, что здесь наделала нужда, Горевали путники, а сами Говорили мало, как всегда. Есть черта, присущая народу: Мыслит он не разумом одним, - Всю свою душевную природу Наши люди связывают с ним. И все же любимой темой Заболоцкого остается природа, ее спокойная величавость и мудрая красота.
Я увидел во сне можжевеловый куст, Я услышал вдали металлический хруст. Аметистовых ягод услышал я звон, И во сне, в тишине, мне понравился он. В золотых небесах за окошком моим Облака проплывают одно за другим, Облетевший мой садик безжизнен и пуст... Да простит тебя Бог, можжевеловый куст! Прекрасные лирические стихи, рисующие красоту мира; но больше всего узнаваем и неповторим поэт в своих философских.
Интенсивно разрабатываемые в позднем творчестве Заболоцкого социальные, нравственные, эстетические мотивы не потеснили важнейшую философскую тему человека и природы. Важно подчеркнуть, что теперь поэт занял отчетливую позицию по отношению ко всему, что связано с вторжением в природу, ее “преображением” и т.п. “Человек и природа, - подчеркивал он в одном из писем 1958 г., - это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей и дуалист. Как могу я, человек, покорять природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль? В нашем быту это выражение “покорение природы” существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей”.
Вот почему в его творчестве второй половины 50-х гг. с особой глубиной раскрыто единство человека и природы. Эта мысль проходит через всю образную структуру его стихов. Восхищение роскошными южными пейзажами (“Гомборский лес”, 1957) не отменяло давних и стойких пристрастий поэта, писавшего о себе: “Я воспитан природой суровой...”. Еще в 1947 г. в стихотворении “Я трогал листы эвкалипта...”, навеянном грузинскими впечатлениями, он не случайно связывает свои симпатии, боль и печаль с другими, гораздо более родными сердцу видениями: “Ho в яростном блеске природы / Мне снились московские рощи, / Где синее небо бледнее, / Растенья скромнее и проще”.
В поздних стихах поэта осенние пейзажи родины нередко тоже видятся ему в экспрессивно-романтических тонах, реализуются в образах, отмеченных пластикой, динамичностью, острым психологизмом: “Целый день осыпаются с кленов / Силуэты багровых сердец... / Пламя скорби свистит под ногами, / Ворохами листвы шевеля” (“Осенние пейзажи”). Ho, пожалуй, с особой силой “очарованье русского пейзажа” ему удается передать, по-новому увидев и изобразив это на первый взгляд “царство тумана и морока”, на самом же деле полное особой красоты и тайной прелести.
Стихотворение “Сентябрь” (1957) - пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: “В основе этого стихотворения - вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка - дочь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе - от ненастной погоды к лучу солнца, на земле - от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке”. И вот как это реализовано в тексте:
Сыплет дождик большие горошины.
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Ho взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Этот пробившийся сквозь дождевые облака луч солнца осветил куст орешника и вызвал у поэта целый поток ассоциаций-размышлений. Интересна диалектика развития образа-переживания (соотношение мотивов непогоды и солнца, увядания и расцвета, переход ассоциаций из сферы природы в мир человека и обратно). Решению художественной задачи служат сравнения, олицетворения, эпитеты - все компоненты поэтической структуры:
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Стихотворение повествует об осени, но общий колорит его весенний, оно пронизано красками расцвета, дышит ароматом юности. На наших глазах происходит удивительное взаимопревращение молодого деревца и девушки-царевны. Тонкое одухотворение пейзажа, спокойная, раздумчивая интонация, взволнованность и вместе сдержанность тона, красочность и мягкость рисунка создают обаяние этих стихов.
Ho дело не только в образно-живописной конкретике. Содержание стихотворения шире: его герои - природа и человек, торжество в жизни красоты, духовности, истинно гуманных, человеческих начал. Основная проблема творчества Заболоцкого - “человек и природа” - нашла здесь поэтическое воплощение и предстает в живом движении, отражении, взаимоперетекании этих образов друг в друга.
Живописуя в поздних стихах природу средней полосы России, Заболоцкий стремился быть предельно конкретным и достоверным, воспроизводя “Вечер на Оке” или “Подмосковные рощи”. Вместе с тем его пейзажи глубоко эмоциональны, лиричны, одухотворены. Сама природа в ее компонентах, в деталях и целом воспринимается им как живое существо, всегда хранящее некую тайну, недоступную для “неочарованных людей” и открывающуюся только влюбленному сердцу:
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет.
Обыденности плотная завеса
Cee красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
(“Вечер на Оке”)
Выходя за пределы обыденности, поэт передает очарование от прикосновения к тайне живой красоты (“Вздохнут леса... Вся грудь реки...”). С ювелирной точностью подмечая детали, запечатлевая мельчайшие мгновения природной жизни, поэт воссоздает ее живой и цельный в своей постоянной текучей изменчивости облик:
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
Заболоцкий умел тонко передавать одухотворенность мира природы. В поздней лирике он шел к новому и своеобразному синтезу философского раздумья и пластического изображения, поэтической масштабности и микроанализа, постигая и художественно запечатлевая связь современности, истории, “вечных” тем. Среди них особое место занимает тема любви.
Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии. Понимание Н. А. Заболоцким природы восходит к традициям русской классической литературы, и прежде всего к произведениям М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Характерный для М. Ю. Лермонтова романтический конфликт человека и природы соединяется у Н. А. Заболоцкого с тютчевским ощущением хаоса. В его поэзии разумный человек сталкивается с неразумной и хаотичной природой, всецело живой и живущей своей жизнью. Именно поэтому животные — природные существа — выглядят в его произведениях значительными и загадочными:
И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах, Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира.
Невозможность высказаться — свойство хаотической, дисгармонической природы, бессознательной, однако могущественной. Природа в лирике Н. А. Заболоцкого ощущается как замкнутое, давящее пространство. Она — «тюрьма», «конура», «давильня» с «каменными стенами». Природа подавляет человека своим могуществом, он бессилен перед ее хаосом. Отсюда — стремление человека раствориться в ней, стать деревом, цветком, зверем. С другой стороны, природа стремится приблизиться к человеку, стать разумной и гармоничной. В основу философии природы Н. А. Заболоцкого положена идея будущего царства животных. Картина этого царства дана в поэмах «Безумный волк», «Торжество земледелия». Образы животных становятся зеркалом гуманистического самосознания. Утопия будущего царства животных осмыслялась поэтом как возмездие человеку за их долгое рабство.
Поэт в представлении Н. А. Заболоцкого — своеобразное звено между миром природы и царством разума, потому что он, в отличие от обыкновенных людей, умеет создавать не словесную шелуху, а полновесное, весомое слово: «Слова вылетели в мир, становясь предметами». «Слова-предметы» — те же «слова-яблоки» у коня. Поэт ближе к природе, чем к людям, его слово творит природную реальность. В позднем творчестве Н. А. Заболоцкого поэт приобретает еще одно свойство: автор называет его «мыслью природы». Это создает возможность разрешения конфликта природы и человека, делая его частью природы. Эта природность обеспечивает ему бессмертие. Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе.
Удивительны мир природы и мир человека в произведениях К. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.
Природа и человек в лирике Заболоцкого
Другие сочинения по теме:
- Поисками гармонии в природе и вообще в мироздании характеризовалась в 30-е гг. и поэзия Н. Заболоцкого (философские поэмы «Безумный волк»,...
- Сочинение на тему: «Человек и природа» Человек и природа Современный мир железа и бетона мало чем напоминает существование человека в...
- Человек — это произведение природы, а природа тоже отблагодарит человеку за ее бережное отношение к ней. Образцы пейзажной лирики можно...
- Стихотворение «Лесное озеро» (I, 198) — подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает...
- Человек и природа в советской литературе Человек и природа… Мы привыкли говорить, что человек — венец мирозданья. Человек!!! Нет существа...
- Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав «Центрифуги» —...
- Не то, что мните вы Природа, Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В...
- Сочинения по литературе: Родина и природа в лирике С. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина...
- Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина. Это Сочинение по одной из наиболее популярных проблем ЕГЭ. Рассматривая взаимоотношения природы и человека,...
- Сочинение «Природа и человек» — вариант сочинения на свободную тему. Работа написана в жанре сочинения-эссе, включает в себя и примеры...
- Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет». (Восприятие, истолкование, оценка.) Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои...
- Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те...
- Летом на клумбах парка море цветов… Осенью пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, барбарис, зеленеют ели, сосны. Вдоль дорог тянутся вверх...
- Появление образа птицы отсылает нас к другой части зооморфной модели Вселенной — к периферии по отношению к центру. Змеи —...
- А. Н. Майкова и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных...
- Сочинения по литературе: Природа в восприятии И. С. Тургенева Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо...
- Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный...
Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
Цели урока : познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.
Оборудование урока : портрет Н.А. Заболоцкого, презентация к уроку.
Методические приемы : лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Ход урока
- Организационный момент.
- Лекция учителя
Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).
Родился Заболоцкий в Казани, где его отец служил агрономом. Детство прошло в селе Сернур Уржумского уезда, оттуда и первоначальные впечатления русской природы. Учился он в реальном училище в Уржуме. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 20-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте имени А.И. Герцена. С юности Заболоцкий активно включается в литературную жизнь. Вместе с Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Игорем Бехтеревым и другими создает новую литературную группу – Объединение реального искусства (Обериу). Заболоцкий выступил в качестве организатора и редактора Декларации «обериутов», где они заявляли, что их эстетические симпатии на стороне авангардного искусства. История «обериутов» занимает небольшой отрезок времени – с 1928 по 1931 годы.
В 1929 году вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». Поэт решительно не приемлет мещанской косности, ограниченности, подобно Маяковскому и Зощенко осмеивает советскую «дрянь»:
Восходит солнце над Москвой,
Старухи бегают с тоской:
Куда, куда идти теперь?
Уж Новый Быт стучится в дверь!
Младенец выхолен и крупен,
Сидит в купели, как султан.
Прекрасный поп поет, как бубен,
Паникадилом осиян.
Прабабка свечку зажигает,
Младенец крепнет и мужает
И вдруг, шагая через стол,
Садится прямо в комсомол.
(«Новый быт»)
Люди и вещи почти неотличимы друг от друга: «Графину винному невмочь// Расправить огненный затылок», «Мясистых баб большая стая // Сидит вокруг, пером блистая». Вещный мир порой более привлекателен, чем мир людей: апельсины в лотке разносчика «как будто маленькие солнышки». И уж конечно более человечен мир природы. Из стихотворения «Лицо коня».
Внешне детски-наивное, легкое стихотворение «Прогулка» приближается к философскому осмыслению природы, главной темы творчества Заболоцкого:
У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Равномерное страданье –
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светлят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек
Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.
«Столбцы» были встречены критикой настороженно и неодобрительно. Всем «обериутом» был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». «Оберитуы» еще могли печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились. Они по-прежнему отстаивали условную логику нового искусства, раскрепощавшую творческие силы человека.
Годы интенсивного творчества прервали аресты. Как и у большинства бывших «обериутов», судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 году он был арестован по сфабрикованному обвинению («юродствующая поэзия Заболоцкого имеет определённый кулацкий характер») и несколько лет провел в лагерях и ссылке. В 1941 году Хармс и Введенский были арестованы и погибли в заключении.
После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.
- Чтение и анализ стихотворения «Завещание»
В новых стихах Заболоцкого заметна эволюция поэтического стиля отказ от демонстративной сложности, стремление к большей ясности. Пантеизм, ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздания, всю природу, обостряется в поздних стихах. В «Завещании» (1947) он пишет:
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров…
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могли – томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…
Прочитайте стихотворение «Завещание». Какие традиции русской литературы продолжает автор?
Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?
Каков главный мотив стихотворения?
- Чтение и анализ стихотворения «Кто мне откликнулся в чаще лесной…»
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспоминала наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю, -
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих…
Какова особенность мотива взаимных превращений в стихотворении Заболоцкого?
Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?
Чтение и анализ стихотворения «Сентябрь»
Слово учителя
Такая же щемящая любовь и нежность ко всему живому, что мы отмечали в «Завещании», встречается и в стихотворении «Сентябрь» (1957). Это стихотворение – пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: «В основе этого стихотворения – вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка – ночь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе – от ненастной погоды к лучу солнца, на земле – от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке».
Выразительное чтение стихотворения учениками.
О чем стихотворение? Кто изображен – орешина, «словно девушка», или девушка, «словно деревце»?
- Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девочка»
Слово учителя
Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в своеобразном стихотворном портрете «Некрасивая девочка» (1955). Поначалу перед нами возникают отдельные, реалистические воспроизведенные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта.
Читаем стихотворение «Некрасивая девочка».
Беседа
- Как изображена героиня стихотворения?
Какое значение имеют заключительные строки стихотворения?
Слово учителя
Критики писали об этом стихотворении Заболоцкого: «Идея «Некрасивой девочки» включает в себя мысль о гуманистической содержательности красоты и развивает, обогащает ее, связывая с принципом безудержного «счастья бытия», того счастья, которое рождается от слияния своего с общим счастьем, «чужой радостью» (А. Македонов, 1987). И еще: «Из поэтического размышления Заболоцкого в финале «Некрасивой девочки» следует лишь то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя: грация души» (Вл. Приходько, 1988).
- Чтение и анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться!
Слово учителя
И о душе – последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться!» Оно было опубликовано вскоре после смерти поэта в декабрьской книжке «Нового мира» за 1958 г. В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.
Выразительное чтение стихотворения. Сначала учитель, потом ученики.
- Итог урока
Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей (…) Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «Покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей».
Домашнее задание
- Выучить стихотворение «Не позволяй душе лениться!» наизусть.
- Сделать сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза» («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…») 1946 г. (письменно).
Особенности философско-пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого
Философско-пейзажная лирика Заболоцкого - это прежде всего лирика природы. Причем природа предстает в этих стихах в разных обличьях и с разных сторон, но в каждом случае она изображена как мир разнообразный и многоликий. Об этом ярко свидетельствуют многие стихотворения, в которых Заболоцкий широко использует разнообразные предметные детали, метафоры, олицетворения, выразительные образы-символы. Так, например, в «Начале зимы» автор рисует образ умирающей речки, которая бьется, «затвердевая в каменном гробу». Не менее яркие примеры метафор и олицетворений находим в стихотворении «Засуха»: с одной стороны, «костлявый мир цветов», «как уголь черные растения», «бедная река» в «смертельном обмороке», с другой - «дождь», «вихрь», «радуга», символизирующие «природы очистительную силу». Ряд поэтических сравнений возникает в «Ночном саде», где сад уподобляется «таинственному органу», «лесу длинных труб», «приюту виолончелей». Своеобразно одушевляется лесное озеро в одноименном стихотворении: «Бездонная чаша прозрачной воды сияла и мыслила мыслью отдельной». Сказочное содружество животворящих природных сил, фантастических и реальных, «вешних дней лаборатория» предстает в стихотворении «Весна в лесу».
Одной из особенностей философско-пейзажной лирики Заболоцкого является то, что человеческие мысли и переживания движутся в ней вместе с движением образов природы, сплетаются с ними, прорастают в них. Отсюда своеобразная реалистическая символика. Так, в стихотворении «Засуха» налицо явная параллель между засухой как природным явлением и «засухой» в душе человека:
Но жизнь моя печальней во сто крат,
Когда болеет разум одинокий И вымыслы, как чудища, сидят,
Поднявши морды над гнилой осокой.
И в обмороке смутная душа…
Такая же перекличка имеет место в стихотворении «Все, что было в душе»:
И подобье цветка в старой книге моей шевельнулось Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.
Иногда в картины природы вкраплены философские и психологические комментарии и рассуждения, например: «Природа в речке нам изобразила скользящий мир сознанья своего».
Особую роль приобретают у Заболоцкого пейзажи, которые имеют символический характер, насыщены метафорами и богатством предметных деталей. Например, в «Осени» образ кленового листа, ставшего медным, твердым, звонким, приобретает символический смысл, становится значимой смысловой деталью: «И мы должны понять, что это есть значок, /Который посылает нам природа,/ Вступившая в другое время года». Подобные предметные символы являются характерной чертой всей поэтики Заболоцкого.
Стихотворение «Весна в лесу» - это стихотворение, в котором соединяются изобразительная точность и сказочные элементы. Весенний пейзаж напоминает автору работу лаборатории, где каждое «маленькое растеньице» похоже на «колбочку живую».
Появляется грач, сказочный химик, ученый врач, семейный человек. Затем - глухарь, «нелюдимый, как дикарь», похожий на «идолище». Рисуются таинственные леса с мифологическими образами: «…солнца празднуя восход,/С причитаньями старинными/ Водят зайцы хоровод». В качестве обобщения, итога в последних строфах стихотворения возникает солнечный лик, подчеркивающий чудеса реальной весны:
И над песнями, над плясками В эту пору каждый миг,
Населяя землю сказками,
Пламенеет солнца лик.
И, наверно, наклоняется В наши древние леса И невольно улыбается На лесные чудеса.
В философско-пейзажной лирике Заболоцкого можно проследить сходство с поэзией Тютчева. Но если Тютчев видел в природе сочетание гармонии и хаоса, души и свободы, то Заболоцкий увидел в ней движение противоречий бытия - «совершенного творения» и «давильни».
Своими размышлениями о мире, о бесконечности бытия, о себе, своих метаморфозах, смертях и рождениях, личном бессмертии Заболоцкий делится в стихотворении «Метаморфозы». Здесь детально разрабатывается тема реальности бессмертия, которое заключается в превращениях «клубка какой-то пряжи», в единстве мира «во всей его живой архитектуре».
В пейзажной лирике Заболоцкого особое место занимают стихотворения «Север», «Седов», так как в них поэт воспевает конкретные подвиги человека в борьбе с угрюмой и суровой природной стихией. Поэтика «Севера» обнаруживает подлинное художественное мастерство:
В воротах Азии, среди лесов дремучих,
Где сосны древние стоят, купая в тучах Свои закованные холодом верхи,
Где волка валит с ног дыханием пурги…
Где самый воздух, острый и блестящий,
Дает нам счастье жизни настоящей,
Весь из кристаллов холода сложен,
Где солнца шар короной окружен;
Где люди с ледяными бородами,
Надев на голову конический треух,
Сидят в санях и длинными столбами Пускают изо рта оледенелый дух;
Где лошади, как мамонты в оглоблях,
Бегут урча; где дым стоит на кровлях,
Как изваяние, пугающее глаз…
Это, безусловно, натурфилософская лирика. Но в то же время, несмотря на грандиозность и конкретность образов, здесь есть элементы сказочности и гиперболизации (лошади - мамонты, дым - изваяние, в заключение появляется образ «метели», гигантского сказочного существа, которое «обнимает» всю огромную родину). Стихотворение «Седов» дополняет «Север», но в центре его не природа, а сам человек, борец - Седов.
Говоря о философско-пейзажной лирике Заболоцкого, надо отметить, что в ней отсутствует ярко выраженное лирическое «я». Кстати, в этом отличие стихов Заболоцкого от подобных стихов Баратынского и Тютчева. Это «я» слито у Заболоцкого с объективным изображением предметов и событий. В целом философско-пейзажные стихотворения Заболоцкого обнаруживают строгие «вселенские» лирические образы, ослепительную яркость метафор и ассоциаций, сказочность и карнавальность, удивительную новизну и подлинную самобытность.