В помощь школьнику. Анализ главы «Помещик Положительные образы крестьян
Сочинения по литературе: Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо» Сюжетной основой поэмы "Кому на Руси жить хорошо" становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься "счастливо, вольготно на Руси".
Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. "Хвали траву в стогу, а барина в гробу", - говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину - вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, "воинскою силою" покорявший собственных крестьян. Жесток "жадный, скупой" господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается.
В главах "Помещик" и "Последыш" Н. А. Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России. Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы "Помещик", начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы. При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А.
В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды: Закон - мое желание! Кулак - моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот! Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло. "Теперь не та уж Русь!
" - с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права ударила "одним концом по барину, другим по мужику..." Помещик рыдает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепостного права был для него настоящим горем. Глава "Помещик" подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н.
А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе "Последыш" Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам - привычка покоряться. Князь Утятин - барин, который "весь век чудил, дурил". Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года.
Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества: Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И - разные глаза: Один здоровый - светится, А левый - мутный, пасмурный, Как оловянный грош! Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар: Известно, не корысть, А спесь его подрезала, Соринку он терял. И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. "Последыш" становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных. Совершенно не зная своих крестьян, "Последыш" отдает нелепые распоряжения: приказывает на "вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!" Мужики хохотом встречают этот приказ, так как "той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!" Глухонемого дурака "Последыш" назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы "Последыша", еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава "Последыш" уточняет смысл главы "Помещик".
От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности.
Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется: Русь не шелохнется, Русь - как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая... "Легенда о двух великих грешниках" подводит своеобразный итог размышлениям Н. А. Некрасова о грехе и счастье. В соответствии с представлениями народа о добре и зле убийство жестокого пана Глуховского, который, хвастаясь, поучает разбойника: Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю вешаю, А поглядел бы, как сплю! -становится способом очистить от грехов свою душу.
Это призыв, обращенный к народу, призыв к избавлению от тиранов.
Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо "
В поэме "Кому на Руси жить хорошо " Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту.
Закон - моё желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!.
Отмена крепостного права "ударила одним концом по барину, другим по мужику ". К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает, -неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как "по кирпичику "разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми + он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин "Последыш ". Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина- "Последыша ". Это барин, который "весь век чудил, дурил ".
Жестоким деспотом-крепостником остаётся он и после 1861 года. Совершенно не зная своих крестьян, "Последыш "отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на "вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло! " Мужики хохотом встречают этот приказ, так как "той вдове - под семьдесят, а жениху -шесть лет! " Глухонемого дурака "Последыш " назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы "Последыша ", ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик: Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И -разные глаза: Один здоровый светится, А левый - мутный, пасмурный, Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, "воинскою силою " покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём "настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил! "-говорит Савелий. Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. "Хвали траву в стогу, а барина в гробу ", -говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, -вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.
Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20-70 годах XIX века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.
В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется - «Помещик».
Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.
В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств. Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную». Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид». Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.
При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, «жить чужим трудом», в чем он видит назначение своей жизни.
Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники, и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.
Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме - князя Утятина - обрисован в главе «Последыш» с явным сарказмом. Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура - «последыша», не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.
Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».
Рассказывая о диких выходках «последыша» - последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества. Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили «непокладистого» мужика Агапа Петрова: «Не будь такой оказии, не умер бы Агап». Ведь в отличие от Оболт-Оболдуева князь Утятин и после крепостного права остался фактически хозяином жизни («Известно, не корысть, а спесь его подрезала, Соринку он терял»). Утятина опасаются и странники: «Да барин глуп: судись потом…» И хотя сам Последыш - «юродивый помещик», как зовут его крестьяне, - скорее смешон, чем страшен, концовкой главы Некрасов напоминает читателю о том, что крестьянская реформа не принесла подлинного освобождения народу и реальная власть по-прежнему остается в руках дворянства. Наследники князя бессовестно обманывают крестьян, которые в конце концов лишаются своих заливных лугов.
Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя. Опора этого строя - помещики - изображены в поэме «последышами», доживающими свой век. Давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер «помещиком» князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев. Символичный характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава «Крестьянка»).
Таким образом, противопоставив в поэме два мира, две сферы жизни: мир господа помещиков и мир крестьянства. Некрасов с помощью сатирических образов помещиков приводит читателей к выводу о том, что счастье народа возможно и без Оболт-Оболдуева и Утятиных и лишь тогда, когда сам народ станет подлинным хозяином своей жизни.
Ни в ком противоречия,
Кого хочу - помилую,
Кого хочу-казню.
Вспоминает о былом помещик Оболт - Обол-дуев.В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привыч-ки и взгляды:
Закон - моё желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!..
Отмена крепостного права "ударила одним концом по барину, другим по мужику". К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не жела-ет, - неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как "по кир-пичику" разбираются господские дома. Сати-рическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт - Оболдуев, Утятин - "Последыш". Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина- "Последыша". Это ба-рин, который "весь век чудил, дурил". Жес-токим деспотом-крепостником остаётся он и после 1861года.Совершенно не зная сво-их крестьян, "Последыш" отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на "вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохо-ва, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!" Мужики хохотом встречают этот приказ, так как "той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!" Глухонемого дурака "Последыш" назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мыча-нием не будили барина. Нелепы не только приказы "Последыша", ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий при-мириться с отменой крепостного права.
Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И -разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый - мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, "воинскою силою" покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём "настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!" - говорит Савелий. Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. "Хвали траву в стогу, а барина в гробу", - говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, - вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.
Было бы неверно говорить, что каждая встреча делает героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» мудрее. Так, встречая «барина кругленького» - помещика Оболта-Оболдуева , крестьяне ведут прежнюю речь:
Скажи ж ты нам по-божески,
Сладка ли жизнь помещичья?
Ты как - вольготно, счастливо,
Помещичек живешь?
Поведение и реакция странников на рассказ помещика свидетельствует о том, как трудно протекает процесс действительного освобождения - уже нравственного - русских крестьян: их робость перед помещиком, нежелание сидеть в его присутствии - все эти детали складываются в характеристику «деревенских русских людей», привыкших к тому, что они люди «низкого рода».
В сущности, вся глава представляет собой «мерочку господскую» - здесь в основном представлено мнение помещика о помещичьем сословии и о крестьянах. И в то же время мужики - не безмолвные свидетели рассказа: не осмеливаясь возражать помещику, они вольны в своих мыслях. И эти мысли позволяют сопоставить «мерочку господскую» с «мерочкой крестьянской», увидеть оборотную сторону нарисованной Оболт-Оболдуевым идиллической жизни помещиков и крестьян при крепостном праве и одновременно постичь душу крестьянскую.
Глава обнаруживает пропасть, сложившуюся за годы рабства: помещик и крестьяне говорят на разных языках, одно и то же событие ими воспринимается по-разному. То, что помещик считает «хорошим» для крестьянина, странникам не кажется «счастьем». У крестьян и помещика разное понимание и «почета», что и открывает разговор о родословной. Автор не случайно начинает разговор о «счастье» помещика с истории его рода. История предков Оболта-Оболдуева обнаруживает, при всем сатирическом заострении, реальные черты жизни России: вершители судеб крестьянских получали дворянство за умение потешить русского государя. «Почет» для помещика - древность рода, а не его подлинные заслуги перед государством, перед народом.
Слушая идиллический рассказ помещика о прошлом «благоденствии», крестьяне по-своему воспринимают это «благоденствие», особенно когда рассказ касается «вотчины». Они не спорят с помещиком, не возражают ему. Но переданные автором мысли мужиков обнаруживают подлинный смысл «идиллии», за которой стоят все те же унижения крестьян и насилие над их душами. Так, когда помещик рисует картину «духовного родства» помещиков и крестьян, вместе молившихся в господском доме во время «каждого почитаемого двунадесятого праздника», крестьяне, соглашаясь вслух, про себя недоумевают:
«Колом сбивал их, что ли, ты
Молиться в барский дом?..»
Что же составляло «счастье» помещика в еще недавней жизни? Первое, чем так гордится помещик, что называет он «почетом», - покорность крестьян и даже самой природы:
Пойдешь ли деревенькою -
Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами -
Столетними деревьями
Преклонятся леса!
Его рассказ действительно убеждает: «жил он, как у Христа за пазухой»: праздники, охота, вольная и праздная жизнь составляли «счастливую» жизнь помещиков. Но «счастлив» был и народ, уверяет помещик. «Счастье» его, как полагает Оболт-Оболдуев, заключалось - в ласке помещика, в угождении помещику. Вспоминая о недавнем еще прошлом, когда он был безраздельным хозяином вотчины («Ни в ком противоречия, / Кого хочу - помилую, / Кого хочу - казню. / Закон - мое желание! / Кулак - моя полиция! <...>»), он искренне убежден, что прежде он «хорошо жил» со своею «вотчиной».
Но «господская мерочка» не совпадает с крестьянской. Соглашаясь с тем, что «житье» помещика и впрямь было завидное, крестьяне-странники весьма скептически выслушивают его рассказы о «счастье» вотчины. Не случайно на вопрос Оболт-Оболдуева: «Так вот как, благодетели, / Я жил с моею вотчиной, / Не правда ль, хорошо?..», крестьяне в своем ответе «хорошей» признают только жизнь помещика: «Да было вам, помещикам, / Житье куда завидное, / Не надо умирать!»
Однако нынешние несчастья помещика не кажутся странникам ни надуманными, ни смешными. За жалобами помещика действительно встает очень важная проблема российской жизни. Целые поколения русского дворянства, жившие за счет чужого, дарового труда, оказались абсолютно не способными к иной жизни. Оставшись хозяевами земли, но лишившись даровых рабочих, они и принадлежащую им землю воспринимают не как мать-кормилицу, а как «мачеху». Труд несовместим для них с «чувствами деликатными» и «гордостью». Перефразируя Некрасова, можно сказать, что «привычка и над помещиком сильна», - привычка к праздной жизни. И потому упреки устроителям реформы, звучащие из уст помещика, не столько смешны, сколько исполнены драматизма, - за ними определенное отношение к жизни, которое формировалось в течение столетий:
А если и действительно
Свой долг мы ложно поняли,
И наше назначение
Не в том, чтоб имя древнее,
Достоинство дворянское
Поддерживать охотою,
Пирами, всякой роскошью
И жить своим трудом,
Так надо было ранее
Сказать... Чему учился я?
Не случайно в центре главы - символическая картина колокольного похоронного звона. Похоронный звон по умершему крестьянину помещик воспринимает как прощание с помещичьей жизнью: «Звонят не по крестьянину! / По жизни по помещичьей / Звонят!.. Ой, жизнь широкая! / Прости - прощай навек! / Прощай и Русь помещичья!» И, что важно, эту драму помещика признают и крестьяне: их мыслями о всеобщем неблагополучии и завершается глава:
Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
- Что нужно знать об увеличении шейки матки: причины развития патологии, методы лечения, диагностики и профилактики Может ли после процедур удлинится шейка матки
- Экзотичный обряд культа предков
- Домашние сосиски Что можно приготовить из сосисок в мультиварке
- Квазиденьги - это особый вид активов Классификация денежных систем квазиденег