Кого из глав регионов отправят в отставку. Губернаторы мурманской и оренбургской областей уходят в отставку
Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают весь 2017 года, но в нём оцениваются только те главы регионов, которые находятся на своём посту на момент публикации исследования.
Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ.
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования.
Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества.
В таблицах «Национального рейтинга губернаторов» отмечаются предшественники только тех глав регионов, которые вступили в должность в 2017 году. Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Александр ШПУНТ
Директор Института инструментов политического анализа, исполнительный директор Фонда эффективной политики (2004 — 2011 гг.)
Самая важная тенденция 2017 года заключается в том, что такого серьёзного обновления губернаторского корпуса, которое мы наблюдали, не было, наверное, за всё время нахождения Владимира Путина у власти. Это самое массовое обновление последних 18 лет само по себе формирует новую тенденцию. Теперь власть в регионах получают люди, как правило, не имеющие исходной связи с этой территорией. Важная деталь: очень часто это люди - выходцы из федеральных структур. Раньше мы наблюдали обратную тенденцию: губернаторы очень часто занимали посты министров или вообще уходили в исполнительную власть на высокие позиции в федеральный центр.
Логичен следующий из предыдущего тренд этого года: по крайней мере, ко второму полугодию прекратились скандалы, связанные с губернаторами. Думаю, что очень многие главы регионов, которых захлестнула волна ротации, таким образом, избежали публичных скандалов. Возможно, это не было связано с уголовными делами, иначе вряд ли бы даже Владимир Путин решился бы их выводить из-под суда. Ему это совершенно незачем.
Из фактически незыблемых вечных губернаторов у нас остался один Аман Тулеев. Если вспомнить историю его болезни и два месяца, которые он провёл в Москве, решая свою проблему, можно сказать, что он выскочил из-под удара, только благодаря своему поразительному мастерству. Все остальные, которые рассматривались с тех же позиций, как, например, Меркушкин, они, в общем-то достаточно почётно, но покинули свои посты. При этом я не ставлю в один ряд с кемеровским главой губернатора Белгородской области, также долгожителя на своём посту Евгения Савченко, так как Белгородчина значительно проигрывает Кузбассу по весу и значимости.
Несомненно, с изменением структуры губернаторского пула и методов путей формирования новых региональных лидеров, естественным образом меняются и критерии оценки эффективности их работы. При этом реальные критерии и формальный список, который существует где-то в недрах Администрации президента — не совпадают. Не ясно, в которой башне Кремля сегодня находится тот мозговой центр, который мог бы сформировать такие критерии оценки, а самое главное — реализовать их через президента. Ведь их мало просто сформулировать. Надо, чтобы президент к ним прислушивался и свои кадровые решения принимал в соответствии с ними. Думаю, что сегодня у Администрации президента такого кадрового перевеса не существует, каков был во времена Виктора Петровича Иванова. Поэтому эти вопросы президент решает на своё усмотрение. И в этом смысле он не очень пользуется формальными документами от Администрации.
В реальности оценка губернаторов более пластичная и сегодня смещена в сторону сохранения политической стабильности в регионах. Но не надо искать у Владимира Путина и Дмитрия Медведева здесь каких-то невероятно хитрых по этому поводу планов и оценок.
Как ни удивительно, реальные критерии не сильно изменились со времен Бориса Николаевича Ельцина. Это становится очевиднее, чем больше мы наблюдаем западную практику, где губернаторы не избираются, а назначаются. В любой неизбираемой демократии главным критерием является непубличность идущих на территории региона социальных и внутри элитных конфликтов. То есть конфликты не должны выплескиваться в сферу, которая может повлиять на настроение электората.
В 2018 году губернаторов ждут дальнейшие пертурбации. Во-первых, предстоит формирование нового кабинета министров, и я предполагаю, что конкретные фигуры из губернаторского корпуса могут быть кандидатами для вхождения в новое правительство (по крайней мере, они рассматриваются в качестве таковых). А это уже автоматически означает перевыборы в регионах. При этом уход губернатора в центр не станет фатальным для региона. Тут надо говорить о двух субъектах региона: региональная элита и региональный обыватель-избиратель. Последнему, как показывают многочисленные социологические опросы, уход избранного им губернатора в Москву воспринимается позитивно: «нашего повысили!». Но и региональными элитами такое перемещение тоже воспринимается хорошо, потому что, как правило, губернатор не улетает в Москву с одним чемоданом, а едет с целой группой людей. Даже если он приехал в регион недавно, он этими людьми на месте обрастает.
Точно так же, как на нынешний состав губернаторского корпуса очень сильно повлияли итоги думской избирательной кампании, на этот же состав в не менее сильной степени повлияют итоги президентской избирательной кампании. Будут регионы-чемпионы, будут регионы, которые провалили явку, что тоже, конечно, скажется на позициях самих глав. Поэтому нельзя сказать, что процесс ротации закончился. Я бы скорее предположил, что он пойдёт с прежней интенсивностью. Та система обновления, которая полным ходом шла в этом году, она требует постоянной подпитки. В первую очередь, — системы ротации глав регионов.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ
Председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР)
В 2017 году сменилась почти треть глав регионов России: часть в связи с выборами, часть в связи с внезапными перестановками. В основном новые руководители - это молодые, как их называют в прессе, технократы. Мы процесс обновления губернаторского корпуса поддерживаем - это всегда хорошо. Однако не стоит увлекаться молодым возрастом. Всё-таки для управления целой областью или краем нужен не только боевой настрой, свойственный молодёжи, но и опыт. Поэтому лучше всё-таки выбирать людей среднего возраста.
Вместе с тем, мы остаёмся сторонниками того, что губернаторов нужно назначать, а не выбирать. Но для этого нужно произвести изменения в региональном разделении страны. Пора пересмотреть концепцию большевиков, которые создали национальные регионы - это всегда путь к сепаратизму. Вместо этого мы должны объединить соседние регионы в 30 крупных губерний с населением по 3-4 млн человек, а границы провести исключительно по географическому принципу, дать географические названия. Частично мы к этому уже движемся: в 2000 году были созданы федеральные округа, началось укрупнение регионов, были отменены выборы губернаторов, но, правда, в 2012 году произошёл некоторый откат назад, вернулись выборы.
Мы считаем, что Россия должна быть централизованной страной. У нас слишком большая территория, чтобы давать вольницу окраинам, многие отрасли экономики проигрывают иностранным конкурентам просто в силу того, что у нас 8 месяцев в году зима. Только государство может поддерживать индустрию на должном уровне. Да и в управленческом смысле будет проще. Ведь сейчас у нас хоть есть выборы губернаторов, но всё равно в каждом случае известно, кто победит, если есть кандидатура утверждённая Кремлем. Москва в любой момент меняет глав регионов через механизм добровольных отставок. Так зачем это нужно, зачем тратить деньги на выборы, если можно просто назначать? Если потребуется замена главы региона не придётся ничего выдумывать, например, в связи с подозрениями, что глава региона не чист на руку. Он просто заменяется и всё.
Более того, назначение позволит усилить политическую конкуренцию. К примеру, губернатор от правящей партии не справился в регионе, и репутация этой политической силы была подмочена. Президент смотрит в кадровый резерв, где есть представители всех партий, и выбирает, скажем, от ЛДПР или от другой партии. И это не значит, что регион станет неуправляемым, оппозиционным. Наш губернатор в Смоленской области Алексей Островский уже несколько лет работает, и никакой революции там не произошло. Он внедряет новаторские приёмы, у него замы от других партий - от «Единой России» и от КПРФ - благодаря этому нет и малейших подозрений в коррупции на уровне руководства региона. Они представляют оппозиционные по отношению друг к другу партии и не позволят друг другу участвовать в каких-то тёмных схемах. И этот опыт можно на другие губернии распространить, ввести обязательное правило, чтобы замы главы региона представляли разные парламентские партии.
Андрей КОЛЯДИН
Политолог, начальник Департамента региональной политики Управления Президента РФ по внутренней политике (2009 — 2010 гг.)
Обе итерации уходящего 2017 года, коснувшиеся губернаторов, были призваны нормализовать политическую среду перед главным событием будущего года — выборами президента Российской Федерации. Заменить глав регионов, в первую очередь, пришлось для разрешения политического противостояния на местах между элитами и губернаторской властью, либо для того, чтобы свести «на нет» противоборство между столичным городом и губернией.
Считаю, что этот процесс был запущен целенаправленно, продуманно и отчасти оправдывает себя сейчас в ходе начавшейся президентской выборной кампании.
Связанная с отставками другая серьёзная тенденция, которая сопровождала губернаторский корпус в этом году, касается персон, которых на места отставленных глав назначали. Я бы не стал однозначно утверждать, что у руля регионов встали сплошь «молодые технократы», к которым конечно же нельзя отнести ни Александра Усса, ни Артура Парфенчикова, ни Александра Евстифеева, ни Владимира Васильева. Все они давно опытные люди, со взвешенным мнением, которые прошли большой путь на самых различных ступенях власти.
Но, тем не менее, есть изрядное количество людей, которые были привлечены под эту кампанию замены губернаторов, исходя из того, что они будут в управляемом ими регионе высокопрофессиональными менеджерами, станут руководить территорией, как условным предприятием, находящемся в холдинге РФ.
При этом у них нет задачи стать царями, князьями на территориях, — решать свои вопросы, назначать, казнить и миловать. Для этого есть федеральная власть, Центр, который определяет вектор развития страны. Соответственно руководителей новой формации привлекли не за какие-то особые или выдающиеся заслуги и умения. Это менеджеры, способные выполнить конкретные задачи, прописанные в соответствующих документах и поставленные перед ними президентом нашей страны.
Поэтому, с одной стороны, такая тенденция приводит к падению величия губернаторов и влияния их на территории (главы регионов уже не тот самый политический класс, которым были некоторое время назад). Но, тем не менее, реформы 2017 года, коснувшиеся губернаторского корпуса, заканчивают унификацию федеральной системы управления и централизованной системы власти, которая создавалась все предыдущие 18 лет руководства страной Владимиром Владимировичем Путиным и Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Доводятся до логического завершения. Сегодня мы наблюдаем совершенно чётко структурированную централизованную власть.
Уходящий год также показал, что даже губернаторами в данный момент становятся менеджеры, управленцы. При этом уточняются критерии оценки их эффективности. В моём представлении, оценивать качество работы главы региона сейчас нужно по: удовлетворённости жителей своей жизнью на данной территории; уровню предоставляемых им услуг; по тому, как контролируется территория губернатором, отсутствию или наличию конфликтов, отсутствию или наличию резких нерешённых проблем, выражающихся в акциях протеста и постоянно тлеющих оппозиционных очагах. В «джентльменском наборе» любого губернатора, конечно, должны быть квалифицированно проведённые избирательные кампании, на которых кандидаты от партий власти и кандидаты в губернаторы ЧЕСТНО выигрывают выборы.
Сергей БЕЛОКОНЕВ
Политолог, руководитель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, депутат Государственной Думы РФ (2007-2011 гг.)
2017-й год внёс значительные изменения в статус и значимость губернаторского корпуса и возможно задаёт новый вектор в работе центра с регионами. Очевидно это связано как с новыми подходами обновлённой Администрации Президента РФ, так и со сложностью задач развития (и выполнения майских указов), возложенных на региональный уровень. Стоит отметить, что происходит это на фоне продолжающегося социально-экономического кризиса, падения доходов и снижения покупательной способности населения, и снижения рентабельности российских предприятий в некоторых секторах экономики.
На передний план избирательной кампании 2018 года и нового президентского срока выходит тема «борьба за рост доходов населения», и в этой связи именно главы регионов (не меньше, а может и больше чем федеральное правительство) становятся частью большой команды Владимира Путина по решению этой важнейшей политической задачи. Исходя из этого, можно определить 3 группы глав регионов, с разным опытом и потенциалом в решении этих задач.
Во-первых, это губернаторы — соратники президента — Г. Полтавченко, С. Собянин, В. Якушев, А. Дюмин, Е. Савченко, А. Гордеев, Р. Миниханов, Р. Кадыров, А. Артамонов и некоторые другие. Этих руководителей отличает умение и опыт управлять экономикой регионов, реализовывать стратегии развития, дающие эффект для региональных экономик и для рядовых граждан. С большой вероятностью с их участием в годы сложной экономической ситуации в стране будут реализованы новые меры социально-экономического развития России. Возможно некоторые из этой когорты руководителей будут приглашены на федеральный уровень.
Во-вторых, «новые назначенцы» в губернаторы — кадровый резерв президента на период после 2024 года (А. Алиханов, А. Никитин, А. Бурков, А. Травников, Д. Азаров, М. Ведерников, Н. Любимов, А. Клычков, Г. Никитин, С. Воскресенский и др.). С одной стороны, в ближайшие годы у всех есть карт-бланш на реализацию своих программ, с другой стороны, за исключением Н. Любимова у всех новых региональных руководителей нет соответствующего опыта административно-хозяйственной или общественно-политической работы на региональном уровне. В некоторых случаях, как например, Самарская, Омская, Нижегородская или Новосибирская область, политические риски возрастают — региональные элиты значительны, региональные экономики крупные и при этом не в лучшем состоянии, без очевидных и серьёзных резервов для экономического роста. С большой вероятностью указанные губернаторы и регионы будут пользоваться поддержкой кураторов из Администрации Президента и вместе с ними решать задачу экономического роста и социального благополучия.
И третья группа глав регионов, довольно многочисленная, что и является серьёзным риском для, в том числе, и политической стабильности. Это главы регионов, работающие уже не первую пятилетку и, к большому сожалению, не имеющие опыта успешного решения экономических задач — повышения средней заработной платы, уровня и качества жизни, реализации новых инвестиционных проектов, создания эффективных экономических моделей, кластеров, новых производств и т.п. Эти губернаторы территорий со сложной социально-экономической ситуацией находятся в зоне риска, и в 2018-2019-м году могут покинуть свои посты. К большому сожалению это некоторые регионы Центральной России — Смоленская, Курская области, стратегически важные регионы с геополитической точки зрения — Мурманская область, Башкирия, Забайкальский край, республики Алтай, Калмыкия и Крым.
Одной из сложностей в работе этих регионов является отсутствие после ликвидации Минрегионразвития РФ (2014 г.) оперативного центра поддержки региональных проектов развития, формирование новых трендов и программ межрегиональной интеграции и отраслевой кооперации. Прошедшие годы в целом показывают, что Минэкономразвития не освоил эту задачу, концентрируясь больше на корпоративном и отраслевом измерении управления экономикой, и прежде всего на анализе и смягчении макроэкономических шоков.
Большинство губернаторов и регионов не указаны выше в связи с тем, что находятся в пограничном положении. Вместе с тем, перед каждым регионом сегодня стоит непростая задача — поиск возможностей работы в новых экономических условиях, решать поставленные задачи возвращения страны на рельсы устойчивого развития и восстановлению необходимого экономического роста. Безусловно для этого требуется и новая программа экономического развития России на ближайшее десятилетие, учитывающая новые геополитические реалии, программа работы правительства экономического роста, работы Центрального банка и всей налоговой и валютно-финансовой системы России. Новую модель российской экономики обсуждали недавно на IV Экономическом форуме Финансового университета при Правительстве РФ с участием ключевых членов правительства и представителей ведущих научно-экспертных центров. Очевидно, что новые идеи и задачи будут заявлены президентом в ближайшем будущем.
Дмитрий ФЕТИСОВ
Политический консультант, директор консалтингового агентства «NPR Group»
Уходящий год внёс серьёзные изменения в принципы формирования губернаторского корпуса. Будущих глав регионов теперь целенаправленно готовят: как дают знания по управлению регионом, так и проверяют стрессоустойчивость под колесами БТР или прыжками со скалы.
Какие результаты даст подобный подход, покажет только само время. К кому-то из «молодых технократов» уже сейчас есть вопросы по поводу эффективности, кто-то, наоборот, показывает себя очень успешным и грамотным управленцем.
Поменялось и само отношение к должности губернатора. Теперь во многих случаях Кремль отправляет в регионы чиновников не для того, чтобы они руководили ими несколько сроков, а для того, чтобы посмотреть, как человек умеет работать. Для кого-то из тех же «молодых технократов» губернаторская должность окажется трамплином для карьерного роста и возможностью вернуться в Москву, кто-то «зависнет» в регионе и будет работать там несколько сроков, кто-то же и вовсе провалит это испытание и будет выброшен на свалку истории.
Примечательно, что Кремль затеял столь масштабную реформу накануне президентских выборов. И если понятно, что она ещё не закончена и нас ждут очередные губернаторопады, то вот со сроками отставок и назначений вопрос открыт. Остаётся интригой, произойдут ли новые отставки до президентских выборов или уже после.
Впрочем, несмотря на изменение отношения Кремля к губернаторской должности, одно для глав регионов осталось неизменным. Им по-прежнему надо учиться выигрывать выборы, соблюдая легитимность, решать внутриэлитные конфликты и заботиться о своем рейтинге. А это значит, что «молодым технократам» придётся становиться политиками, даже если они не имели до этого никакого политического опыта. И политическая стезя может стать для некоторых из них роковой.
Елена РУМЯНЦЕВА
Экономист, руководитель Центра экономической политики и бизнеса, проректор Государственной академии строительства и ЖКК России (2002 — 2004 гг.)
Чисто теоретически могли бы рассматриваться самые разные факторы смены региональных элит в 2017 году. Важнейший из них - персональная эффективность каждого губернатора, оцениваемая по важнейшим критериям, разработанным общемировой теорией эффективного управления, — к сожалению, почти не фигурирует при освещении этих вопросов как наглядная интеграция теории и практики.
Как комментирует высшее руководство страны, две волны отставок глав 19-ти регионов России в 2017 году - это естественный, в большей степени, политический процесс, в котором ставка делается, как сказано в официальных заявлениях, на «перспективных технократов». Кто такие «технократы», как тип руководителя, мы можем только предполагать в условиях, когда в социальных вопросах на первый план всё же следует выдвинуть тенденцию существенного роста бедных в России, начавшуюся и не с 2017 года, а на пять лет раньше — с 2012 года. Поэтому смена губернаторов населением воспринимается не только как надежда на кардинальную борьбу с региональной и местной коррупцией, но и как преодоление растущей бедности — прямого следствия коррупции, во многом связанного с проблемами на рынке труда, неэффективностью предоставления государственной социальной помощи, её необоснованной дифференциацией по разным группам получателей финансовой поддержки от государства (необоснованным предоставлением бесплатного жилья по этой статье бюджетных трат, например, или злоупотреблений по поездкам в дорогие санатории узким группам лиц и др.). Сообщается, что смена губернаторов, которую, получается, следует воспринимать как простое совпадение по времени, продолжится и в 2018 году. В публикациях многих журналистов и экспертов процесс смены губернаторов в 2017 году во многом освещался как «шоковая терапия» для региональных экономик, связанная со сменой стиля руководства, вероятнее всего, региональной элиты, что в условиях фактического преобладания «ручного» типа управления в нашей стране является отражением объективности такого подхода. В комментариях поднималась и тема коррупции, но для данного процесса роль этой темы всё же малозначима, т.к. в России борьба с коррупцией носит не системообразующий, предупредительный, а именно ситуационный, точечный характер отражения через СМИ отдельных скандалов, которые, на мой взгляд, постоянно повторяются по типу коррупционных преступлений. Тема коррупции, которую поднимают сегодня для всех уровней управления, в том числе и губернаторского, больше всё же воспринимается как контекстная при освещении темы отставок глав регионов в России.
На перспективу важно, на мой взгляд, осуществить также анализ значимости и эффективности ушедших в отставки губернаторов, т.к. для оценки их работы берётся завершённый этап процессов регионального развития. При этом необходимо принять во внимание все существенные факторы -и личностные характеристики деятельности губернаторов, их важнейшие нравственные качества, закономерности вхождения по власть, стили руководства, образовательную подготовку, научные труды, — и реальные возможности, которые создаются в регионах благодаря инициированным важнейшим управленческим решениям. Объективное раскрытие по чётким типовым критериям связи между деятельностью ушедших в отставку губернаторов и жизнью в регионе, который они возглавляли, как определённым этапом социально-экономического развития, представляется важным для дальнейшего развития теории и практики формирования и реализации региональной политики.
Сергей МАРКОВ
Политолог, генеральный директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ
Самая заметная в 2017 году тенденция в корпусе губернаторов заключается в том, что сохраняется стабильность этого корпуса, но при этом идёт его достаточно регулярное обновление.
Приходит новый тип людей, которых уже назвали молодыми технократами. Это люди, которые не столько выращенные в своих регионах, сколько не имеющие отношение к региону, но пришедшие из федеральных органов власти или других регионов. Эти люди технократического мышления. Не столько политики, сколько ориентированные на грамотные, чёткие управленческие решения, чиновники. Большинство предполагает формирование нового поколения российских политиков, которое опирается не столько на население, сколько на президента Владимира Путина, который их назначает. На голосовании в регионах люди голосуют не столько за этих кандидатов, сколько за кандидатуру президента Путина.
Всякая генеральная тенденция предполагает несколько дополняющих и балансирующих её тенденций. Так вот, генеральная тенденция — это приход в губернаторский корпус молодых технократов, а балансирующая тенденция заключается в том, что на самые опасные и наиболее сложные в политических аспектах ситуации, назначаются политики-тяжеловесы. Наиболее яркий пример, в этом смысле, Владимир Васильев, который вообще представляет собой уникальный тип, поскольку он русский, назначенный на многонациональный Дагестан. Хотя у него есть небольшие дагестанские «корешки», прежде всего, это человек федерального уровня, из силовиков, и с огромным политическим опытом. И поддержку, в первую очередь, он получает не в личном качестве, а как человек Путина, назначенный на этот пост.
Назначение Александра Усса выбивается из всех тенденций, но, можно сказать и так: долгие годы находится в регионе - дождался, наконец, своего часа, являясь подтверждением тому, что реальная жизнь всегда несколько богаче генеральных тенденций.
Подчеркну, что, несмотря на яркие перемены, корпус губернаторов был стабилен. Большинство региональных лидеров в этом году остались на своих местах, а темпы обновления, на мой взгляд, не были высоки. Самое главное, как мне кажется, губернатору должны давать не более двух сроков - чтобы не пересиживали. Конечно, есть великие губернаторы, как обеспечивший политическую стабильность в своем регионе Аман Тулеев, или — стремительное экономическое развитие, белгородский губернатор Савченко, а в Калуге - Артамонов. Но, тем не менее, когда человек долго находится на своём посту, он обрастает бесчисленным количеством друзей и фаворитов, вокруг него на территории формируется негативная аура. Я считаю, каким бы великим не был человек, надо вовремя уходить. Это позволит регулярно очищать власть. В каждом конкретном случае, ситуация в регионе может и ухудшиться без нынешних губернаторов, но в целом, ротация должна быть активнее.
При этом, критерии эффективности глав регионов остались те же: политическая лояльность общему курсу президента Путина, принадлежность к его команде в широком смысле этого слова. Способность быть высокоэффективным управленцем. В числе дополнительных характеристик успешного регионального лидера — способность получить поддержку избирателей и не вызывать их недоверия.
Олег АНДРЕЕВ
Социолог, политолог, старший консультант Балтийского центра социальных исследований
События, которые сопровождали губернаторский корпус на протяжении 2017 года, я оцениваю позитивно. Явление массовой замены губернаторов весьма интересно. Это, безусловно, олицетворяло положительную тенденцию, потому что в ходе этих замен, удалось, в первую очередь, существенно омолодить региональную власть. Шестидесятилетним губернаторам, рано или поздно, придётся отдавать бразды правления, и чем раньше власть будет делегирована продвинутым, современным, смышлёным сорокалетним, которые имеют хорошее образование и прекрасные менеджерские способности, тем больше пользы это принесёт государству. Тенденция массовой региональной ротации также позволяет держать в тонусе весь корпус губернаторов страны.
Думаю, что в этом году появились и предпосылки к изменению критериев оценки эффективности губернаторов. В основном, о качестве работы регионального лидера судят по социально-экономическим показателям, по статистическим данным - есть ли рост, падение, и так далее. Но оценивать губернаторов надо и по демографии. Потому что северные субъекты Федерации — Мурманск, Ямал, Чукотка, Магадан - все они претерпевают колоссальный отток населения. Надо в той или иной степени пытаться его остановить. И губернаторы этому могут способствовать.
На что хотелось бы обратить внимание в свете больших метаморфоз с губернаторским корпусом в России: в нём по-прежнему невелико представительство женщин. Из 85 губернаторов - лишь четыре представительницы «прекрасной половины» человечества. На мой взгляд, это неоправданно мало. Мне приходилось работать в странах Евросоюза, особенно в северной Европе, и там тенденция в политике развивалась в пользу женского начала во власти. В скандинавских странах, в Норвегии, чуть ли не до половины руководящих региональных и муниципальных чиновников - женщины. Считаю, что Россия могла бы перенять этот опыт, вплоть до введения женской квоты на губернаторские посты, открыв тем самым новую положительную тенденцию. Различные исследования показывают, что женщины во власти - более чуткие, открытые руководители, они меньше связаны с коррупцией, чем мужчины при высокой должности.
Дмитрий АБЗАЛОВ
Политолог, президент Центра стратегических коммуникаций
Основная тенденция для глав субъектов Российской Федерации в 2017 году состояла в том, что центром была сделана ставка на повышение их экономической эффективности. Если до последнего времени основополагающей задачей перед руководителями регионов была, прежде всего, политическая централизация (обеспечение высокого уровня поддержки различных политических институтов и социальной стабильности), то сейчас важнейшим фактором стала экономика. В последние три года региональным бюджетам был нанесён сильнейший удар. И на субъектах Российской Федерации лежит значительная часть социальных обязательств. Многим регионам пришлось залезть в долги, причём коммерческого характера, для того, чтобы выполнить накопившиеся перед гражданами обязательства. В некоторых субъектах задолженность превышает местный бюджет в полтора-два раза. Очевидно, что государство предпринимает шаги поддержки, например, рефинансирует задолженности из госсредств. Но ясно, что без изменений экономической составляющей, без стимулирования экономического роста субъекта территории, регионы продолжат нести очень серьёзные издержки.
Первый фактор пересёкся в 2017 году с другим характерным трендом в корпусе губернаторов: омоложением элит. Появились, так называемые, «молодые технократы», хотя, новые губернаторы не все молодые, и не все «технократы», но в массе своей этот сегмент достаточно активно пришёл в регионы. С одной стороны, это позволило разрушить всю устоявшуюся составляющую структуру, когда фактически губернаторы, которые приходили, встраивались в уже действующую систему. С другой стороны, запрос на такое обновление реально присутствует.
Я напоминаю, что в большинстве регионов, где происходила смена руководства, случились либо коррупционные скандалы, причём с арестом глав администраций прямо в Москве сотрудниками следственного управления ФСБ, или смене губернатора способствовали резонансные высказывания, подобные таким, как «закопать дорогу».
И более молодой сегмент, с одной стороны, а с другой стороны, достаточно сильный экономически, начал появляться в субъектах Федерации. Другой стороной этого процесса стало то, что региональные элиты, которые привыкли к усилению своих позиций, фактически оказались в ситуации губернаторов-варягов. Да, они, как правило, связаны с регионами, но очень опосредовано. Например, Алексей Цыденов, который в принципе бурят, но не родился в Бурятии. Или Артур Парфенчиков, который как-то связан с Карелией, но в принципе с федерального уровня пришёл. Или произошло прямое десантирование из экономически успешных регионов.
Кстати, типов десантирования губернаторов несколько: три типовых. Первое: федеральный десант - как правило, это заместители министров экономики, транспорта, главы федеральных органов исполнительной власти, служб или агентств. Это люди молодого возраста, меньше 60-ти, сформулирую так, которые имеют опыт работы с федеральным центром, имеют практику работы с инвестиционной составляющей и других направлениях. Второй тип региональных лидеров — это десант из, так называемых, успешных регионов в сложные с экономической точки зрения субъекты. Такая схема помогает реализовать успешный опыт в регионах с хорошим потенциалом, но у которых пока «не пошло». Третья схема - силовая. Когда помимо экономической составляющей, важным фактором является антикоррупционная часть, где важно крепкого игрока поставить, который сможет достаточно серьёзно усилить свои позиции. У нас есть схема генерала МВД или представителей иных силовых структур. Есть смежные варианты, совмещающие разные пазлы из предложенных трёх вариантов. Например, Владимир Васильев - и федерал по работе в системе органов исполнительной власти, и силовик. Есть и индивидуальные случаи - как перемещение сенаторов (Самарская область). И это объясняется просто - госкомпании достаточно эффективно работают с некоторыми субъектами. Значительная часть вновь пришедших игроков связаны теми или иными экономическими интересами: это и преимущество, но происходит столкновение с региональным бизнесом. Большое значение имеет то, как новые главы смогут интегрироваться в эту систему. Некоторые делают простым образом: интегрируют те или иные группы влияния в свою управленческую модель, например, предоставив должность главы администрации региональной столицы, некоторые прикрепляют сенаторов, другие пытаются договориться с ведомствами.
Всего за последние 10 дней отставка коснулась главы Красноярского края , Дагестана , Нижегородской области Валерия Шанцева, Самарской области и Ненецкого автономного округа Игоря .
Несколько наследников уволившихся глав регионов известны уже сейчас. Так, на место Шанцева был назначен 40-летний , прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Самарскую область возглавил бывший мэр областной столицы .
В качестве основного кандидата на должность главы Дагестана рассматривают первого заместителя директора Росгвардии . Кошина сменит 38-летний , который с ноября 2014 года работал замглавы .
На очереди, по словам информированного собеседника - отставка омского губернатора .
«Это завершится к 10-му числу (10 октября), по итогам будет предложено от 8 до 11 замен новых кандидатов в губернаторы, с учетом тех, о которых уже объявлено. Количество отставок целиком зависит от решения президента», — пояснил человек, близкий к Кремлю.
По его словам, замена главы Омской области назрела давно.
«Да, в Омской области требуются изменения для повышения управляемости в регионе», — указал собеседник.
Ранее пресс-секретарь главы региона назвала информацию о планируемой отставке «искусственно создаваемой волной слухов» и сообщила, что график Назарова расписан на несколько недель вперед.
Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» составили свой список губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».
Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы».
К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.
Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.
Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области . Не менее низкие показатели у главы Мурманской области , губернатора Алтайского края и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.
Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы , главу Тульской области и руководителя ЯНАО — все они набрали по 19 баллов.
Член рассказывала «Газете.Ru», что не исключена скорая отставка губернатора Кемеровской области , прежде всего — по возрастным показателям. По ее словам, причиной смены большинства глав регионов является курс на омоложение кадров. Что касается времени отставок — нужно исходить из того, что нынешний президент России пойдет на очередной срок в следующем году.
«К этому времени необходимо, чтобы недавно назначенные главы регионов обрели уверенность на своих постах, сориентировались, взяли рычаги управления. Им надо дать временной задел для того, чтобы зарекомендовать себя. Менять глав таких больших регионов непосредственно перед президентскими выборами нежелательно», — указала политолог.
Бывшие главы регионов получают от Кремля на выбор три варианта по возможному трудоустройству. Но есть два условия: первое - к уволенному нет претензий у правоохранительных органов, второе - нет негативного «шлейфа» по итогам управления регионом. Об этом сообщает уральский портал «URA.RU»
Материалы по теме
Такая система начала работать с февраля прошлого года, когда прошла первая волна массовых отставок губернаторов. «Нам сказали, что это личное поручение Владимира Путина, которое будет исполнять руководитель администрации президента Антон Вайно», - на условиях анонимности рассказал изданию один из уволенных в феврале этого года губернаторов. Сейчас он работает в системе российской власти, но не хочет давать публичные комментарии: «Мне кажется, это сейчас лишнее. Не хочу привлекать к себе дополнительное внимание. Мне дали возможность остаться нужным системе, и это хороший знак».
Источник, близкий к Кремлю, рассказывает, что отправленным в отставку на прошлой неделе бывшим губернаторам Нижегородской области Валерию Шанцеву и НАО Игорю Кошину также представлены возможные варианты трудоустройства. «Их обычно несколько. В последнее время получалось три, в зависимости от конкретных навыков могут предлагаться места в корпорациях, на госслужбе - в министерствах и полпредствах и в Совете Федерации», - говорит собеседник агентства. При этом под вопросом находится трудоустройство Виктора Толоконского, который объявил о своем уходе раньше появления указа президента.
Как сообщает издание, с бывшим главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым до его преждевременного заявления об увольнении обсуждалась возможность возвращения в Госдуму, предлагались также позиции зама в полпредстве СКФО и «Корпорации развития Северного Кавказа». После критики Абдулатиповым неназванных московских чиновников переговоры осложнились.
Но в качестве возможного варианта, по-прежнему, рассматривается Госдума - особенно с учетом того, что вице-спикер Госдумы Владимир Васильев назначен врио главы Дагестана.
Бывший глава Самарской области Николай Меркушкин, который стал спецпредставителем президента по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов, сам придумал себе должность. Об этом «URA.RU» рассказали в окружении Меркушкина: на этапе согласования отставки бывший губернатор якобы обратился к руководству АП и предложил возможный фронт своей работы - ему пошли на встречу.
Еще один бывший губернатор, который также был отправлен в отставку в феврале, рассказал изданию, что ему был важен сам факт разговора с кремлевским чиновником по поводу дальнейшего трудоустройства: «У меня не было проблемы найти работу. Но, если бы не предложили, я бы начал думать, что у меня проблемы». По его словам, ему и его коллегам по губернаторскому корпусу в качестве одного из вариантов предлагали работу на госслужбе на Северном Кавказе и на Дальнем Востоке. Но почти все «отставники» февраля выбрали другие варианты.
Сейчас до сих пор не трудоустроен пока только бывший губернатор Новгородской области Сергей Митин, которому прочили пост сенатора. По информации издания, у Митина проблемы со здоровьем, поэтому трудоустройство затянулось.
Бывший губернатор Карелии Александр Худилайнен нашел место в составе совета директоров АО «Усть-Луга Ойл». Главной его просьбой было остаться в Северо-Западном федеральном округе. Бывший губернатор Пермского края Виктор Басаргин после своего увольнения стал главой Ространснадзора. Источник издания в Минтрансе говорит, что Басаргин сразу обозначил сферу своих интересов - транспорт.
Два отставленных в феврале губернатора стали сенаторами: бывший глава Рязанской области Николай Любимов и бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын: они также выбирали из трех предложенных вариантов.
Глава АПЭК Дмитрий Орлов говорит, что отставленные губернаторы рассматриваются федеральным центром в качестве кадрового резерва второго порядка: «Есть общая логика сохранения бывших губернаторов в системе власти. Наиболее очевидное решение - это, конечно, отправление в Совет Федерации. Но есть и другие варианты - например, министерства, в которых компетенция губернатора, связанная с региональной тематикой, может быть востребована. Но даже когда они не получают формальных назначений, то все равно, в некотором смысле, находятся в зоне притяжения».
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов считает, что бывших губернаторов пытаются оставить в системе: «Конечно, если у него нет своих планов. Это что-то вроде новой номенклатуры. Система управления в регионах достаточно выстроена, и команду бывшего губернатора можно достаточно быстро сменить, чтобы исключить или свести к минимуму его влияние на регион».
Представитель ЭИСИ Андрей Колядин говорит, что практика трудоустройства бывших губернаторов существовала всегда: «На определенном этапе было очень распространено отправление в Совет Федерации, в Думу уходили. Но сейчас это не так широко практикуется. Если человек уходит по-доброму, то его спрашивают, чего бы он хотел. При этом он не говорит: «Давайте прогоним кого-то, и я пойду на его место».
Бывший губернатор может указать на сферу интересов или сказать, что знает, например, что в Кремле ищут советников». При этом, если губернатор отказывается от дальнейшего трудоустройства, у этого могут быть последствия.
«Если он кочевряжится, тогда его отовсюду могут убрать, а бывает, что он говорит: «Нет, спасибо, я сам». Или: «Я хочу отдохнуть, буду писать книги». Тогда его спокойно отпускают», - поясняет политолог.
С февраля прошлого года в отставку были отправлены 12 губернаторов, двое из них: бывший губернатор Марий ЭЛ Леонид Маркелов и бывший глава Удмуртии Александр Соловьев - находятся под следствием по подозрению в коррупции.
Согласно исследованию фонда «Петербургская политика», до региональных выборов 2020 года вновь ожидается серия отставок губернаторов. По мнению экспертов, наиболее вероятными кандидатами на замену являются главы Архангельской области, Чувашской республики, Камчатского края, Калужской области. По мнению…
23.03.2019
«Скамейка запасных» у российской власти оказалась слишком короткой Вся неделя в России прошла под знаком «губернаторопада»: всего за три дня, со вторника по пятницу, сменились непопулярные главы пяти регионов. Но никакой логики в назначениях их преемников искать не стоить - это свидетельствует о том, насколько…
21.03.2019
Губернатор Оренбургской области Юрий Берг, занимающий эту должность с 2010 года, подал заявление об отставке. Об этом в четверг сообщается на официальном сайте правительства области. «Губернатор Оренбургской области Юрий Александрович Берг направил президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу…
21.03.2019
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун заявила в четверг журналистам, что попросила президента РФ о досрочной отставке. «Попросила президента о досрочной отставке. Решение было непростым, но, уверена, так будет лучше», — сказала она. Ковтун отметила, что…
20.03.2019
Президент России Владимир Путин назначил Олега Хорохордина временно исполняющим обязанности главы Республики Алтай, председателя правительства Республики Алтай до вступления в должность лица, избранного на эти посты. Как сообщает официальный сайт Кремля, российский лидер уже провел встречу с…
20.03.2019
Глава республики Алтай Александр Бердников подал заявление об отставке, говорится в заявлении. «В связи с окончанием срока моих полномочий на посту главы Республики Алтай и переходом на другую работу, мною подано заявление президенту Российской Федерации…
18.03.2019
В ближайшее время в России пройдет серия отставок губернаторов. Об этом пишет принадлежащая семье Демьяна Кудрявцева газета «Ведомости» со ссылкой на два близких к администрации анонимных источника. По словам одного из них, начала волны увольнений можно ожидать уже…
12.10.2018
10.10.2017
Президент РФ Владимир Путин принял отставку губернатора Ивановской области Павла Конькова, временно исполняющим обязанности главы региона до выборов назначен Станислав Воскресенский, занимавший пост замминистра экономического развития РФ. Об этом сообщила пресс-служба Кремля. «Принять отставку губернатора…
09.10.2017
Владимир Путин освободил от должности губернатора Омской области Виктора Назарова, сообщает пресс-служба Кремля. Виктор Назаров покинул пост по собственному желанию. Он занимал должность губернатора Омской области с 30 мая 2012 года. Временно исполняющим обязанности главы региона президент назначил Александра Буркова….
В понедельник президент России Владимир Путин также принял досрочную отставку самарского губернатора Николая Меркушкина , во вторник - Нижегородского - Валерия Шанцева. Директор Института актуальной экономики, лидер общественно-политического движения «Новая Россия» Никита Исаев прокомментировал в интервью телеканалу «МИР 24» обновление губернаторского корпуса.
В СМИ также писали, что к уходу готовятся губернаторы Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Ненецкого автономного округа. Как думаете, так и будет?
Исаев: Наверное, стоит ожидать анонсирование отставки до конца года 10-15 губернаторов. При этом предполагаю, что десять, действительно, в ближайшие две недели будут происходить в ежедневном режиме, что мы сейчас и наблюдаем. Те регионы, которые вы обозначили, находятся в зоне риска. Я бы добавил в список и Приморский край.
Почему это происходит?
Политическое меню
Как еда влияет на мировую историю
Исаев: Как правило, это проблемы следующего характера - это некие внутренние межэлитные конфликты, которые существуют в регионах и которые нарушают стабильность, в том числе в предвыборный год. Также на это влияет существенная коррупционная составляющая в командах губернаторов. Хотя стоит отметить, что сейчас губернаторы ушли без лишения свободы, как это происходит в последнее время. Меркушкин назначен спецпредставителем президента по финно-угорским народам, Шанцев получил орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Они заслужили признание, но команда сложная. Естественно перед выборами президент принимает такие решения, чтобы погасить возможный социальный конфликт и поставить новых управленцев.
Последний раз такая масштабная губернаторская ротация происходила во времена президентства Дмитрия Медведева , когда с должностей ушли десять глав регионов, включая таких тяжеловесов «ельцинского призыва», как Юрий Лужков , Эдуард Россель , Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов , Егор Строев , Александра Филиппенко. В чем, на ваш взгляд, смысл подобной пакетной перезагрузки?
Исаев: Дело в том, что региональная номенклатура устарела с точки зрения возраста, подходов и транзита власти, о чем сейчас говорит президент, что молодые, но опытные губернаторы будут строить новую Россию. Я очень надеюсь, что эта тенденция продолжится и во время предвыборной кампании, а также на федеральном уровне.
Комментируя отставки, зампред правительства РФ Дмитрий Козак сказал, что идет оценка эффективности работы органов исполнительной власти субъектов России. Но ведь не все губернаторы, «сидящие на чемоданах», имеют низкие рейтинги. Некоторые считаются хорошими управленцами. Получается, эффективность - это не единственный критерий?
Исаев: Кроме рейтинга, существует и вопрос доверия, когда отсутствует гражданское общество, когда люди не идут на выборы и не участвуют в общественной жизни региона. Это напряжение, которое может создаваться в некотором вакууме, а потом выстреливать. Речь идет о потенциальном социальном конфликте. Губернаторы несут большую ответственность за социальное напряжение. И сегодня губернаторская работа не самая простая.
Августовский путч 26 лет спустя
Нераскрытые тайны и необычные версии
Пресс-секретаря российского президента сегодня спросили о новых врио глав регионов как о «молодых технократах». На это Дмитрий Песков отметил, что «не технократов, а молодых, широкопрофильных специалистов». Означает ли это, что к губернаторам теперь, в принципе, предъявляются новые требования?
Исаев: Да, «технократы» звучит как «терминаторы», как непонятное русскому человеку понятие. Специалист - более понятная история. Действительно, все они не из публичной политики, молодые люди, которые прошли школу работы на федеральном уровне. Они широкопрофильные. Такие ребята, по мнению президента, способны вдохнуть жизнь в эти регионы и найти точки роста региональных экономик.
Насколько масштабной может быть текущая перезагрузка власти? Сколько еще губернаторов может уйти в отставку?
Исаев: У нас всего 82 губернатора. В единый день голосования выбрали 16 губернаторов, ожидается отставка еще 15. Я думаю, что в этом году совершенно точно не больше. Но треть обновится. Я считаю, что тем губернаторам, которые останутся, необходимо понимать, что надо встраиваться в те подходы, которые существуют.